Методы решения логарифмических неравенств. Презентация по математике "решение логарифмических неравенств" Презентация по теме решение логарифмических неравенств
Разделы: Математика
Класс: 11
(Приложение , слайд 1)
Цель урока:
- организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний и способов действий;
- повторить свойства логарифмов;
- обеспечить в ходе урока усвоение нового материала по применению теоремы о логарифмических неравенствах при основании a логарифма для случаев: а)0 < a < 1, б) a > 1;
- создать условие для формирования интереса к математике через ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации, в научно-техническом прогрессе.
Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение.
4. Актуализация ведущих знаний и способов
действий.
5. Организация усвоения новых знаний и способов
действий.
6. Первичная проверка понимания, осмысления
и закрепления.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (Приложение , слайд 2)
3. Повторение (Приложение , слайд 4)
4. Актуализация ведущих знаний и способов действий
– На одном из предыдущих уроков у нас возникла ситуация, при которой мы не смогли решить показательное уравнение, что привело к введению нового математического понятия. Мы ввели определение логарифма, изучили свойства и рассмотрели график логарифмической функции. На предыдущих уроках решали логарифмические уравнения с помощью теоремы и свойств логарифмов. Применяя свойства логарифмической функции, мы смогли решить простейшие неравенства. Но описание свойств окружающего нас мира не ограничивается простейшими неравенствами. Как же поступить в том случае, когда мы получим неравенства, с которыми не справиться с имеющимся объемом знаний? Ответ на этот вопрос мы получим на этом и последующих уроках.
5. Организация усвоения новых знаний и способов действий (Приложение , слайды 5-12).
1) Тема, цель урока.
2) (Приложение , слайд 5)
Определение логарифмического неравенства: логарифмическими неравенствами называют неравенства вида и неравенства, сводящиеся к этому виду.
3) (Приложение , слайд 6)
Для решения неравенства проведем следующие рассуждения:
Получаем 2 случая: a
> 1 и 0 < a
< 1.
Если a
>1, то неравенство log a t
> 0 имеет место тогда и только тогда, когда t > 1,
значит , т.е. f
(x
)
> g
(x
)
(учли, что g
(x
)
> 0).
Если 0 < a
< 1, то неравенство log a t
> 0, имеет место тогда и только тогда, когда 0 <
t
< 1, значит ,
т.е. f
(x
) < g
(x
) (учли, что g
(x
)
> 0 и f
(x
) > 0).
(Приложение , слайд 7)
Получаем теорему: если f
(x
) > 0 и g
(x
)
> 0),
то логарифмическое неравенство log a
f
(x
) > log a g
(x
)
равносильно неравенству того же смысла f
(x
)
> g
(x
) при a
> 1
логарифмическое неравенство log a f
(x
)
> log a g
(x
) равносильно
неравенству противоположного смысла f
(x
)
< g
(x
),
если 0 < a
< 1.
4) На практике при решении неравенства переходят к равносильной системе неравенств (Приложение , слайд 8):
5) Пример 1 (Приложение , слайд 9)
Из третьего неравенства следует, что первое неравенство лишнее.
Из третьего неравенства следует, что второе неравенство лишнее.
Пример 2 (Приложение , слайд 10)
Если выполняется второе неравенство, то выполняется и первое (если A > 16, то тем более А > 0). Значит, 16 + 4x – x 2 > 16, x 2 – 4 < 0, x (x – 4) < 0,
Методы решения логарифмических неравенств. Их недостатки и преимущества
10 класс.
МБОУ «Лицей №2 г. Протвино
Учитель математики Ларионова Г. А.
Цель
- Рассмотреть разные способы решения логарифмических неравенств с основанием, содержащим переменную.
- Помочь научиться выбирать наиболее «экономичный» способ решения .
Способы решения логарифмических неравенств с основанием, содержащим переменную.
- Традиционный способ.
- Обобщенный метод интервалов.
- Метод рационализации неравенств
log a (x) g (x) где a (x); f (x); g (x) - некоторые функции. При решении необходимо рассмотреть два случая: 1 . Основание логарифма 0 a (x) , функция - монотонно убывающая, поэтому при переходе к аргументам знак неравенства меняется на противоположный f (x) g (x) 2 . Основание логарифма a (x)1 , функция - монотонно возрастающая, поэтому при переходе к аргументам знак неравенства остается без изменения f (x) g (x) " width="640"
Традиционный способ.
log a ( x ) f ( x ) log a ( x ) g ( x )
где a ( x ); f ( x ); g ( x ) - некоторые функции .
При решении необходимо рассмотреть два случая:
1 . Основание логарифма 0 a ( x ) , функция - монотонно убывающая , поэтому при переходе к аргументам знак неравенства меняется на противоположный f ( x ) g ( x )
2 . Основание логарифма a ( x )1 , функция - монотонно возрастающая , поэтому при переходе к аргументам знак неравенства остается без изменения f ( x ) g ( x )
log a (x) g (x) сводится к решению системы неравенств, в которую входит ОДЗ логарифмических функций: a (x)0; a (x)≠1 , а также f (x)0; g (x)0 и (a (x)−1)(f (x)− g (x))≥0. это неравенство и является сутью данного метода, оно в себе содержит сразу два случая, которые рассматриваются при традиционном методе: " width="640"
Метод рационализации
log a ( x ) f ( x )log a ( x ) g ( x )
сводится к решению системы неравенств, в которую входит ОДЗ логарифмических функций: a ( x )0; a ( x )≠1 , а также f ( x )0; g ( x )0 и ( a ( x )−1)( f ( x )− g ( x ))≥0.
это неравенство и является сутью данного метода, оно в себе содержит сразу два случая, которые рассматриваются при традиционном методе:
Обобщенный метод интервалов.
- Перейти к логарифмам по числовому основанию и привести к общему знаменателю.
- Найти ОДЗ неравенства, нули числителя и знаменателя.
- Отметить на числовой прямой ОДЗ и нули .
- На полученных промежутках определить знаки полученной дроби, выбирая из каждого промежутка пробную точку.
Ответ : 0,5; 1) (1;
Ответ: (- ; -3] " width="640"
(x 2 -1)(x+2-x 2 )≤0.
x+2-x 2 =0, D=1+8=9, x=2, x=-1
(x-1)(x+1)(x+1)(x-2) ≤ 0
(x-1)(x+1) 2 (x-2) ≤0, ОДЗ:
x=1, x=-1, x=2
Ответ: (1; 2]
Решите неравенства.
Ответ: [-7/3; -2)
Ответ: (0,5; 1) (1; 2)
Домашнее задание.
Log (10-x 2 ) (3,2x-x 2 )
Log (2x 2 +x-1) ≥ Log (11x-6-3x 2 )
Тема урока.
Решение логарифмических неравенств.
Подготовка
к ЕГЭ
Математика - царица
наук, но…
Цель урока: обобщить знания по теме
«Логарифмические неравенства»
Задачи: 1)отработать навыки решения
логарифмических неравенств;
2)рассмотреть типичные трудности,
встречающиеся при решении
логарифмических неравенств;
1. 1. Область определения. 2.Множество значений. 3.Четность, нечетность. 4. Возрастание, убывание. 5. Нули функции. 6. Промежутки знакопостоянства." width="640"
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
y=log a x, a1.
1. Область определения.
2.Множество значений.
3.Четность, нечетность.
4. Возрастание, убывание.
5. Нули функции.
6. Промежутки
знакопостоянства.
Задание 1. Найдите область определения функции.
1. б) log 0,4 3 в) ln 0,7 д) log ⅓ 0,6" width="640"
Задание3 . Сравните с нулем значение логарифма .
а) lg 7
y=log a x, a1.
б) log 0,4 3
в) ln 0,7
д) log ⅓ 0,6
Найди ошибку.
1. log 8 (5х-10) 8 (14-х),
5x-10
6x
x
Ответ: х € (-∞; 4).
Ошибка: не учли область определения неравенства.
Верное решение:
log 8 (5х-10) 8 (14-х)
2
Ответ: х € (2;4).
Ошибка: не учтена область определения исходного неравенства.
Верное решение:
Ответ: х
3. log 0,5 (3х+1) 0,5 (2-х)
Ответ: х €
Ошибка: не учли свойство монотонности логарифмической функции.
Верное решение: log 0,5 (3х+1) 0,5 (2-х)
Ответ: х €
Внимание!
1.ОДЗ исходного
неравенства.
2.Учитывать свойство монотонности функции.
log 0,3 5 ; Б) ; В) (х-5) log 0,5 4 ; Г) Д) ; ; ." width="640"
Решите неравенство:
а) log 0,3 x log 0,3 5 ;
Б) ;
В) (х-5) log 0,5 4 ;
Г)
Д)
;
;
.
ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКИ.
Задание1. Найти период полураспада
β – частицы в процессе движения по траектории светоизлучения. Он
равен наибольшему целому решению
неравенства
Задание2.
1 и ошибка в решении последнего неравенства. Верно: х≤ -6" width="640"
Найди ошибку.
Ошибка: не рассмотрели случай х1 и ошибка в решении последнего неравенства. Верно: х≤ -6
Суть метода рационализации для решения логарифмических неравенств ( метода замены множителя ) состоит в том, что в ходе решения осуществляется переход от неравенства, содержащего логарифмические выражения, к равносильному рациональному неравенству (или равносильной системе рациональных неравенств).
Решить неравенство:
ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИИ.
Подготовка к ЕГЭ.
Задание. Решить неравенство:
0, g 0,a 0, a 1) (помните, что f 0,a 0, a 1) (помните, что f 0, a 0 ,a 1)" width="640"
На память…
Выражение (множитель) в неравенстве
На что меняем
Примечание: a – функция от х или число, f и g – функции от х.
( помните, что f 0, g 0,a 0,
a 1)
( помните, что f 0,a 0, a 1)
( помните, что f 0, a 0 ,a 1)
Гармония чисел, гармония линий,
Мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада,
Кружево формул – сердцу награда.
Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,
Мрачен иль светится солнечным блеском.
К тайнам извечным разум влекущий,
Тот путь бесконечный осилит идущий.
Спасибо
за
краткое содержание других презентаций«Правила дифференцирования» - Свойства производных? Что значит функция дифференцируема в точке x ? Вопросы: Что называется производной функции f(x) в точке x ? Как называется операция нахождения производной? Каким может быть число h в отношении? Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний. Урок по алгебре и началам анализа (11 класс) Правила дифференцирования. Домашнее задание.
«Решение логарифмических неравенств» - Логарифмические неравенства. Алгебра 11 класс. Решите неравенство.
«Применение определённого интеграла» - Объем тела вращения. §6. Опр. Список литературы. Гл. 2. Различные подходы теории интеграла в учебных пособиях для школьников. §1. Подходы к построению теории интеграла: Вычисление длины кривой. §2. Методы интегрирования. §3. Цель: Нахождение статических моментов и центра тяжести плоской фигуры. §8. Интегральная сумма. §4. Гл. 1. Неопределенные и определенные интегралы. §1.
«Иррациональные уравнения» - На контроль. №419 (в,г),№418(в,г),№420(в,г) 3.Устная работа на повторение 4.Тест. Проверка д/з. Д/З. Основные этапы урока. Оценки за урок. Урок по алгебре в 11 классе. Развитие навыка самоконтроля, умений работать тестами. Типология урока: Урок типовых задач. 1.Сообщение темы, цели и задач урока. 2.Проверка д/з.
«Уравнения третьей степени» - Х3 + b = ax (3). 2006-2007 учебный год. Цель работы: Выявить способы решения уравнения третьей степени. (2). Предмет исследования: способы решения уравнений третьей степени. «Великое искусство». Тарталья отказывается. 12 февраля Кардано повторяет свою просьбу. Исследовательская работа.
«Показательные и логарифмические неравенства» - 1.4. Решение сложных показательных неравенств. © Хомутова Лариса Юрьевна. Решение: Показательные и логарифмические неравенства. Государственное Образовательное Учреждение Лицей №1523 ЮАО г.Москва. 2. Логарифмические неравенства 2.1. Решение простейших логарифмических неравенств. Рассмотрим решение неравенства. Лекции по алгебре и началам анализа 11 класс.