Презентация на тему «Яркая личность. Презентация "Личность
Слайд 5
А.Н. Леонтьев, психолог о личности человека
Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности. Но одни могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формирует такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.
Зачем человек рождается
Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека
А.Пьерон
Отличие человека от животных
- Человек обладает мышлением и членораздельной речью
- Преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
- Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности
- Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных бл аг
Создатаель: учитель МОУСОШ №4 - Спиридонова Н.Н.
владеют речью
способны к
творчеству
умеют производить
орудия труда
имеют хорошо
развитый мозг
способны к
прямохождению
осознают сами
себя
способны
к действиям
по плану
обладают
фантазией
Чем человек отличается от других живых существ?
Что происходило с детьми,
которых воспитывали животные?
Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался как человек?
1. Зачем человек рождается?
«Все прекрасное на Земле от солнца, и все хорошее – от человека» - М.М.Пришвин
«Человек - творец своего счастья»
«Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»
1. Зачем человек рождается?
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир ».
Подумать, что означают слова Антуана де Сент-Экзюпери.
Какая ответственность лежит на человеке?
Антуан де Сент-Экзюпери
Давайте обсудим…
- Бесцельно прожитая жизнь…
- Человек творец своего счастья
- Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья
Что такое личность?
ЛИЧНОСТЬ – это совокупность качеств человека , которые приобретаются в процессе жизни в обществе,
в деятельности и общении с другими людьми
КАЧЕСТВА
ЛИЧНОСТЬ
ДОБРЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ, НАСТОЙЧИВЫЙ,ОТВЕТСТВЕННЫЙ И Т.Д.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
ДОЧЬ, СЕСТРА, ВНУЧКА, ПОДРУГА,ПОКУПАТЕЛЬ,
ПАССАЖИР, УЧЕНИЦА И Т.Д.
Что такое личность
Познакомьтесь с текстом «Что такое личность»
- 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека, как члена того или иного общества.
- 2. Личность – субъект отношений и сознательной деятельности
Создатель: Спиридонова Н.Н.- учитель МОУ "СОШ №4"
Личность способна к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретет необходимые умения и навыки
Какие навыки и качества нужны для отличной учебы ?
РАЗВИВАЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ И СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Составьте словесный портрет девушек, изображенных на полотнах В.А.Серова и З.Е.Серебряковой.
Индивидуальность –неповторимые, уникальные черты человека
Черты индивидуальности проявляются во всем: в деятельности, поведении, эмоциях и чувствах
Читаем текст на стр. 13
Удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины ? В чем это проявилось ?
В.А. Серов. Петр I
Сильная личность – кто она?
Валерий Брумель - спортсмен
Людвиг ван Бетховен
Сильная лично сть
достоинства
пороки
ВЫВОДЫ:
- Сильная личность должна быть нравственной и иметь положительные черты.
- Нужно уважать себя, но к своим поступкам относиться критически…
- Индивидуальность это хорошо! Человек должен иметь собственные черты и отличаться от других, это делает его интересным…
Составь предложение из «рассыпавшихся слов» Рождается, существо, как, личность, как, человек, и, биологическое, развивается
Человек рождается, как биологическое существо, а развивается как личность
- Прочитать § 1, стр. 8-17,
- вопросы после параграфа:1- 2 (устно),
- В РТ – зад.6,7,8,9, к п.1 (письменно)
http://otvet.mail.ru/question/45477418/ Что такое наследственность?
http://www.insai.ru/slovar/nasledstvennost-4 Глоссарий
http://referat.ukraine-ru.net/?cm=6237 Мендель Грегор Иоганн
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=54&noreask=1 картинки
1 из 11
Презентация на тему: Понятия «личность» и «индивидуальность»
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
1) В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) Личность - «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованиями... формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов». Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания». 2) «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».
№ слайда 3
Описание слайда:
«личность» - «индивидуальность» Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого родаИндивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности)Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
«Воспитание» - «развитие» интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная. саморегуляцияРазвитие сфер личностиСаморегуляциясвобода выбора целей;самокритичность;добропорядочность;управление поведением;совестливостьПредметно-практическаяспособности, поступки, умения в различных видах деятельностии общенииЭкзистенциальная гармония чувств и поступков, слова и дела,чувств и общения,выражаются в жизненной позицииОснова: идеи гуманизмаЦель современной школы: дать каждому ребенку общее образование и предоставить условия для гармоничного развития и совершенствования всех сторон индивидуальностиРеализация: в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств
№ слайда 6
Описание слайда:
Задание: проработать содержание текста, внести дополнения, измененияТекст «Личность и индивидуальность» Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности.Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
Модель выпускника:-предметная грамотность;-способность принимать решения (ключевые компетентности);-успешность во взаимодействии с окружающими (социальный опыт). Личность самостоятельная, самореализующаяся, самоопределяющаяся, самоактуализирующаясяСамоопределениесознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуацияхФормы: коллективистское и профессиональноеСамореализациясбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности;развитие генетических и личностных возможностей, осуществлениевозможностей развития «Я»
№ слайда 9
Описание слайда:
Самоактуализация – стремление человека к возможно болееполному выявлению и развитию своих личностных возможностей Характеристика (по Маслоу):более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость, потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубинные межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию.
№ слайда 10
Описание слайда:
Направления исследования самоактуализации-клиническое К. Роджерс-мотивационное А. Маслоу источник развитие личности – врожденные тенденции к самоактуализации-«самоактуализирующая тенденция»-«организмический отслеживающий процесс»ИДЕАЛЬНОЕ Я РЕАЛЬНОЕ Яисточник развития личности – «дефицитарные» потребности и «ростовые» потребностиПирамида Маслоу-физиологические потребности-безопасность-принадлежность-самооценка-самоактуализацияГруппы самоактуализирующихся людей:«весьма определенные случаи»«весьма вероятные случаи»«возможные случаи»
№ слайда 11
Описание слайда:
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем- самого актера и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Различные определения понятия личность: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов). Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности.
Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида.
Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей не - личности, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл я. Таким образом, личность это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во- вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается.
Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно- мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.
По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой. Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Личность.
Домашнее задание:
подготовка к итоговой работе гл. 4-7
Компоненты понятия «человек»
ЧЕЛОВЕК:
1. (в широком смысле) высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
2. (в узком смысле) индивид как совокупность биологического и социального планов.
ЛИЧНОСТЬ:
1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
2. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
ИНДИВИД:
Биологическая особь вида homo sapiens , единичный представитель человеческого рода.
1. Индивид
2. Индивидуальность
3. Личность
4. Возраст становления личности
Личность –
человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми.
Невозможно стать личностью вне социума!!
Личность формируется в процессе социализации + влияние среды, в которой находится человек
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ:
Личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
Структура личности –
специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
Структура личности
Биогенетический
Социогенетический
(биол.качества определяют личность)
(основную часть личности формирует социум)
Э. Эриксон
Структура личности по З.Фрейду
ценности, нравственность, самоконтроль
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.)
основоположник психоанализа
разум. рассудок, принцип реальности, внешний контроль
«Эго»(Я) = Сознание
«Эго»(Я) = Сознание
инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля
2 уровень - ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:
индивидуальные особенности восприятия, мышления и т.д.
убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
4 уровень - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА:
темперамент, особенности, связанные с полом и возрастом
1 уровень - БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:
3 уровень - СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА:
привычки, умения, навыки и знания личности.
УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения.
Изменчивость личности может проявляться как в изменчивости моделей поведения, так и в смене настроений, эмоций, жизненного опыта.
Зрелая личность характеризуется:
Целостностью -
Иерархичностью -
способность человека управлять своими биологическими потребностями
человек в разных условиях
ведет себя предсказуемо
+ активная жизненная позиция