Биография донателло. Донателлоскульптуры и биография Интересные факты из биографии донателло

Скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился во Флоренции в 1386 году. Он рано потерял отца, который был, видимо, человеком зажиточным, растяжчик шерсти по профессии.

Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения . С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто (XV века). Он работал в мраморе, бронзе, дереве, камне, терракоте; был автором конного памятника, реалистического портрета, надгробий, круглой скульптуры, рельефов.

Мой Пушкинский. Печать Донателло

О годах учения Донателло нет достоверных сведений. Возможно, что свой трудовой путь он начал в качестве подмастерья у известного флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти .

В первой половине XV века Флоренция – «итальянские Афины», крупный промышленный и культурный центр страны – интенсивно отстраивалась и украшалась.

За короткий период было завершено строительство знаменитого собора Санта Мариа дель Фьоре. Это здание, заложенное на грани XIII – XIV веков, увенчал куполом друг Донателло – Филиппе Брунеллески. Первые работы Донателло были связаны с отделкой собора.

Автор «Святого Георгия» становится любимым скульптором Флоренции; правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство. Однако, достигнув славы, Донателло продолжал вести скромный образ жизни; его часто видели на улицах города в кожаном фартуке и грубых деревянных башмаках, громко стучавших о каменную мостовую. «Он был, – пишет Вазари, – человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».

В период между 1416 и 1436 годами Донателло работал над четырьмя статуями пророков для кампаниле Джотто (ныне в музее Флорентийского собора), дав в этих образах реалистические портреты своих современников. Особую популярность завоевала статуя пророка Аввакума. Флорентийцы нашли в ней сходство с одним из своих сограждан Джованни Керикини, прозванным за лысую голову Цукконе, что значит тыква. Сам Донателло высоко ценил «Цукконе» и зачастую даже клялся его именем, а в период работы над статуей в творческом порыве обращался к нему, как к живому: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!»

В 1431 году Донателло вместе с Брунеллески отправился в Рим, где изучал, обмеривал, зарисовывал античные памятники. Глубокое познание искусства древних поставило перед флорентийским скульптором ряд проблем, которые он разрешил в своих работах, созданных по возвращении домой на протяжении 1432 – 1443 годов.

Первой из них была проблема изображения обнаженной фигуры в монументальной пластике – проблема, разрешенная искусством древности, но преданная забвению средневековьем. В этом смысле бронзовый «Давид», исполненный Донателло по заказу Козимо Медичи, явился откровением.

В основу произведения положено сказание Ветхого завета о юноше-пастухе Давиде , убившем в единоборстве воина вражеского племени, великана Голиафа. Донателло представил Давида в момент апофеоза: он стоит погруженный в раздумье, опустив правую руку с мечом, захваченным у врага, попирая его голову ногою. Лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытое полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Внимание привлекает прекрасно моделированное обнаженное тело – угловатое сухощавое тело подростка. Фигура тщательно обработана со всех сторон, т. е. рассчитана на круговой обзор (статуя первоначально стояла в одном из внутренних двориков палаццо Медичи, ныне – в Национальном музее Флоренции).

Донателло. Давид, 1430-е

Это было новшеством, так как средневековые статуи были тесно связаны со стеною, подчинены архитектуре; современники Донателло хотя и «оторвали» статую от стены, но не разрешили полностью проблему круглой скульптуры. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть торса ложится на правую, прямо и крепко стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис» – греч.), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло и использован им еще ранее в статуях пророков.

Античностью навеяны и другие работы этого периода: «Благовещение» (церковь Санта Кроче, Флоренция), соборная кафедра для певчих (музей Флорентийского собора), бронзовый амур – Атис (Национальный музей, Флоренция) и портрет Никколо да Уццано (1432. Национальный музей, Флоренция).

Донателло был одним из первых скульпторов-портретистов эпохи Возрождения. Портрет Уццано, общественно-политического деятеля Флоренции первой половины XV века, выдержан в традициях древнеримского портрета: погрудный обрез, римская тога, обнаженная шея и главное – острая передача индивидуальных особенностей лица, раскрывающих духовный мир модели. Бюст выполнен в раскрашенной терракоте, что придает ему своеобразную выразительность.

Обращение Донателло к жанру портрета весьма показательно: эпоха Возрождения приносит интерес к человеческой личности. «Человек – великое чудо...», – писал флорентийский гуманист Пико делла Мирандола . Донателло не только утверждает в искусстве образ своего современника, но и героизирует его.

В 1443 году Донателло отправился в Падую, где пробыл десять лет. Около бокового фасада падуанского собора – Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» – конный памятник кондотьеру Эразмо Нарни – творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.

Донателло. Кондотьер Гаттамелата, 1447-1450

«Гаттамелата» (ит. – «пестрая кошка», прозвище Эразмо Нарни) – первый конный памятник эпохи Возрождения – создан в 1443 – 1453 годах. Естественно, что в поисках образца для своего монумента скульптор обращался к традициям прошлого, но нашел его не в чуждых духу Возрождения произведениях средневековой пластики, а в искусстве античности. Во время путешествия в Рим он видел памятник римскому императору Марку Аврелию – единственную уцелевшую конную статую из тех, что во множестве украшали когда-то древний город.

Творение флорентийца в общих чертах напоминает античный монумент. Но трактовка образа у Донателло глубже и полнокровнее. Образ человека, профессия которого – война, передан с большой реалистической силой. Старый полководец, облаченный в доспехи, с непокрытой головою, уверенно сидит на тяжелом, неторопливо выступающем коне. В руках он держит жезл. Лицо статуи портретно – значительное, суровое лицо воина, состарившегося в битвах, равнодушного к опасностям и страданиям людей.

В эти же годы для Базилики дель Санто Донателло оформил алтарь, украсив его статуями и рельефами. Алтарь в целом не сохранился, но бронзовые рельефы и сейчас являются лучшим украшением собора, богатого произведениями искусства.

Когда в 1453 году Донателло вернулся в родной город, ему шел шестьдесят восьмой год. Он продолжал интенсивно работать. Из поздних вещей наиболее известны «Магдалина» и «Юдифь». Около 1455 года Донателло отлил в бронзе группу, которая изображала библейскую , отрубающую голову Олоферну. Казалось бы, идея подвига, вдохновлявшая мастера прежде, и теперь должна была вдохнуть жизнь в его произведение. Но этого не получилось – в нем нет ни ясности, ни гармонии, присущих ранее созданным вещам.

Донателло. Юдифь и Олоферн, 1455-1460

Первоначально «Юдифь» украшала фонтан во дворе дворца Медичи . После изгнания рода Медичи из Флоренции, в 1494 г., группа была поставлена у входа в палаццо Веккио, но в 1504 г. уступила место «Давиду» Микеланджело; затем ее перенесли в Лоджию деи Ланци. Сейчас она находится перед палаццо Веккио.

Деревянная статуя Магдалины с 1500 года находится во флорентийском Баптистерии: из темноты стенной ниши, подобно страшному видению, выступает фигура изможденной, беззубой старухи с пустым взглядом и спутанными космами длинных волос. Трудно поверить, что этот трагический образ старости, неумолимо разрушающей и тело и душу, создан автором «Георгия» и «Давида».

Последние годы жизни Донателло – время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. Не героика, а утонченность, изысканность, изящество – вот что требовалось от искусства. Это направление, характерное для позднего флорентийского кватроченто, выражало творчество художников так называемого медичейского круга.

Донателло умер 13 декабря 1466 года. Крупнейший скульптор Италии домикеланджеловского периода, он оставил много учеников и предопределил основную реалистическую линию развития итальянской пластики эпохи Возрождения.

Донателло родился во Флоренции или около нее между 1382 и 1387 годами, вероятнее всего в 1386 году.

Подлинное имя скульптора? Донато ди Никколо ди Бетто Барди, но больше он известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат».

Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец, происходивший из старого рода Барди, был ремесленником? чесальщиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.

После смерти отца Донателло жил со своей матерью в небольшом скромном доме. Донато в детстве не посещал школы и довольно плохо понимал латынь.

Первое обучение он прошел, как полагают, у ювелира и в мастерских, работавших над украшением флорентийского собора. Вероятно, здесь он сблизился с Брунеллески, с которым его в течение всей жизни связывала тесная дружба.

Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Он был неутомимым тружеником, посвятившим себя упорной работе в поисках художественного совершенства. Флоренция, Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция? вот те города, где протекала его деятельность, вызывавшая восхищение его современников. Но при этом Донателло не шел на компромиссы, не гнался за внешней красивостью, привлекавшей широкую публику, не стремился чрезмерно отшлифовывать свои статуи, боясь лишить их свежести первого замысла, и продолжал делать все по-своему.

Альберти считал, что Донателло не уступал в гениальности знаменитейшим художникам древности. О его творческом методе мало известно, не сохранилось ни одного его рисунка, ни одной модели, хотя в коллекции Вазари было несколько его рисунков.

По свидетельству Помпонио Гаурико, Донателло учил, что основою скульптуры служит рисунок, и использовал рисунок в процессе компоновки статуй и рельефов, затем изготавливал небольшую модель из глины или воска, которые переделывал несколько раз, по воспоминаниям Паоло Джовио.

Донатело делал статуи собственоручно, доверяя своим ученикам и помощникам, в основном, лишь второстепенные детали. Хотя он сам был знатоком технологии бронзового литья, но свои бронзовые скульптуры и рельефы он обычно поручал отливать квалифицированным мастерам колокольных дел.

Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения - без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. В отличие от классического направления флорентийской пластики, в котором работали многие его современники, в частности, Микелоццо и Луки делла Роббиа, творения Донателло в творения Донателло выполнены с реалистичностью и живостью, с большей свободой и смелостью.

Новаторство творческого метода Донателло ярко проявилось в рельефах, в которых он добивается тончайшей светотени и нужной игры бликов, свободно варьируя глубиной поверхности.

Великий Микеланджело многое перенял у Донателло, его тягу к реалистичности изваяний, их внутренней красоте и монументальности, оживлявшую мертвый камень «незаконченность».

Первым периодом творчества можно считать годы до 1433, когда Донателло работал в основном над украшением кафедрального собора и церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Уже первые крупные работы мастера поставили Донателло в исключительное положение среди современников, в них выявлялось исключительное своеобразие его творческих поисков.

Он выполнил две фигуры для фасада флорентийского собора: ? статуя Давида-победителя (1408-1416, Национальный музей Барджелло, Флоренция), ? статуя сидящего Иоанна Богослова (1408-1415, музей Собора, Флоренция). Для церкви Санта Кроче мастер вырезал деревянное «Распятие» (1412-1413).

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки? гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В ранний период творчества Донателло был подлинно народным художником, выполняя почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Он создавал свои статуи для широкого обозрения? для площадей и фасадов. Позднее Донателло выполнял и частные заказы. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников своей неожиданной новизной.

Предназначенные для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции статуях святых, которые находились в наружных нишах, сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов:

  • ? статуя Евангелиста Марка (1411-1413, церквь Ор Сан Микеле, Флоренция),
  • ? статуя Святого Людовика Тулузского (ок. 1413), музей Санта Кроче, Флоренция),
  • ? статуя Святого Георгия с рельефом на цоколе «Битва Святого Георгия с драконом» (1415-1417, Национальный музей Флоренции).

К числу ранних произведений мастера принадлежат:

  • ? статуя льва «Марцокко», символ Флоренции (1418-1420),
  • ? мраморный рельеф «Мадонна Пацци» (ок. 1422),

Работы для Сиенского собора (1423-1429), Гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (1425-1427), Статуи пророков флорентийской колокольни (1418--1436), Реликварий-бюст Сан Россоре (1425-1427), Гробница кардинала Райнальдо Бранкаччи (1427-1428), мраморный рельеф «Вознесением Марии» (1427-1428).

В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».

Одной из наиболее выдающихся работ с уверенностью можно назвать статую сидящего Иоанна Богослова.

В 1408-1415 годах разными скульпторами были созданы статуи четырех Евангелистов для фасада кафедрального собора во Флоренции - Иоанн Богослов, покровитель цеха шерстяников, работы Донателло, а также Св. Лука - Нанни ди Банко, Св. Марк - Николо Ламберти, Св. Матфей - Чуффаньи (1410--1415), ныне они находятся в музее Собора, Флоренция.

Статую сидящего Иоанна Богослова по праву считают первой ренессансной скульптурой, в которой было выражено новое гуманистическое представление о человеке. В эпоху третеченто скульптуры являли собой бестелесные образы, то Донателло наделяет их реалистичными, земными характерами. С этой статуи начинается плодотворный этап в жизни мастера, открывшего новую эпоху в искусстве, он создает один шедевр за другим,

Когда строительная комиссия в 1408 году распределяла заказы на статуи четырех Евангелистов, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, добытого в 1405 году. Высокий и широкий, но небольшой глубины - не превышающей полметра - достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека, и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф. Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре. Мужественный образ Иоанна поражает сочетанием твердости и серьезности, с энергией и пылающей внутренней силой.

Сидящий Апостол - это крепкий, мощный старик, с могучими рукам, исполненный сдержанного достоинства и благородства. Массивная голова, мужественное, сильное лицо, в обрамлении крупных, как бы струящихся прядей волос и бороды. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.

Фигура Евангелиста полна спокойствия, а не скованности. Сквозь массу глубоких, тяжелых складок вырисовывается сильный торс. По сравнению с ним «Св. Лука» Нанни ди Банко кажется более хрупким, более пропорционально сложенным, в нем нет донателловской мощи.

Сначала статуя Иоанна находилась сбоку от главного портала, сейчас - в левом нефе собора.

Итак, со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала такой масштабности, внутренней силы, интенсивной жизни образов, такой пластической мощи и богатства языка. В скульптурах Донателло находит воплощение образ человека, излучающего спокойную уверенность, мужественную твердость, возвышенный героизм, наделенного новой мерой конкретности и жизненной активности, естественности и простоты. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло -- Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Однако в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное.

Один из самых знаменитых скульпторов мирового искусства Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился в 1386 году во Флоренции. Мастер был настоящим гением гипсовой лепки, скульптуры в мраморе и бронзе, и считается одним из величайших художников итальянского ренессанса.

Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Исходя из его биографии, Донателло никогда не женился, и был человеком, предпочитающим простоту и скромность в быту. Меценатам часто приходилось сталкиваться с трудностями в общении с великим скульптором, когда условия работы художников регулировались правилами гильдии. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты.

Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Его работа была вдохновлена ​​древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни.

Ранняя карьера

Донателло был сыном Никколо-ди-Бетто Барди, флорентийского шерстяного кардера. Доподлинно неизвестно, как он начал свою карьеру, но большинство историков уверяют, что будущий гений изучал техники работы с гипсовой лепниной и каменной резьбой у одного из скульпторов, работающих в соборе Флоренции (Дуомо) начиная с 1400 года. В период между 1404 и 1407 годами он стал учеником мастерской Лоренцо Гиберти, скульптора, работающего в основном с отливкой статуй из бронзы.

Одна из первых работ Донателло, в которой явно прослеживается умение работы с гипсом и мрамором, статуя Давида, демонстрирует сильное влияние Гиберти, который тогда был ведущим флорентийским экспонентом международной готики. Давид изначально создавался для главного флорентийского собора, но был перенесен в 1416 году в Палаццо Веккьо, мэрию, где он долгое время стоял как гражданско-патриотический символ. В XVI веке скульптуру Донателло затмил гигантский Давид Микеланджело, который служил той же цели.


Фото:

Другие ранние произведения Донателло - впечатляющая сидящая мраморная фигура святого Иоанна Богослова (1408-15), созданная для фасада собора Флоренции, и деревянное распятие (1406-08) в церкви Санта-Кроче, сохранили готические элементы, ставшие визитной карточкой мастера. Последний, согласно одному из популярных анекдотов, был сделан в дружеской конкуренции с Филиппо Брунеллески, скульптором и известным архитектором.

Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях - Св. Марка и Св. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В этих скульптурах , впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности.

Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Внешность пророков, особенно характерные индивидуальные черты лица, вдохновленные древними романскими портретами, обладает исключительной выразительной силой и производит впечатление на каждого без исключения зрителя. Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры.

Уникальная живописная тенденция в скульптуре и лепнине Донателло, во многом связана с техникой создания знаменитых рельефных панелей Гиберти, которые предназначались для северной двери баптистерия собора Дуомо. Мастеру удалось расширить видимую глубину сцены, смело округляя передние фигуры против более деликатно смоделированных элементов ландшафта и архитектуры. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа, известный как schiacciato («сплющенный»). Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства.

Донателло продолжал изучать и расширять возможности новой техники в своих мраморных барельефах, созданных в конце 1420-х и начале 1430-х годов. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Его самой ранней бронзовой работой стала статуя Святого Луи из Тулузы в натуральную величину. Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Одежда полностью скрывает тело фигуры, но Донателло успешно передал впечатление гармоничной органической структуры тела под драпировкой.


Фото:

Донателло поручили не только создание статуи, но и ниши и ее рамки. Ниша является самым ранним примером, демонстрирующим новый архитектурный стиль Ренессанса, существенно отличающийся от архитектуры Брунеллески, без остаточных готических форм. В своей работе Донателло активно сотрудничал с Микелоццо. Уход от стандартов Брунеллески привел к отчуждению между двумя старыми друзьями, которые так и не смогли восстановить отношения. Брунеллески даже сочинял эпиграммы против Донателло.

Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения. Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена. Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло.

Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо. Его работа там заключалась в создании 10 больших барельефов из гипса и двух небольших бронзовых дверей.

Падуанский период

В 1443 году, когда Донателло собирался начать работу над двумя более амбициозными парами бронзовых дверей для собора Медичи, но его пригласили в Падую, заказав бронзовую конную статую знаменитого венецианского кондотьера Эразмо да Нарми, который умер незадолго до этого. На тот момент такой проект был беспрецедентным - действительно, скандальным, ведь бронзовые конные статуи до этого посвящались только величайшим Римским правителям.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена ​​на пьедестал до 1453 года. Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника. Лицо наездника - идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую ​​же конную статую.


Фото:

В начале 1450-х годов Донателло работал над декорированием церкви Падуан в Сан-Антонио. Здесь скульптор создал великолепное выразительное бронзовое распятие и новый высокий алтарь, самый амбициозный в своем роде, не имеющий аналогов в Европе 15-го века. Его богато украшенный архитектурный каркас из мрамора и известняка дополнен семью бронзовыми статуями в натуральную величину, 21 бронзовыми барельефами разных размеров и большим известняковым рельефом, изображающим Христа.

Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Работа для алтаря Сан-Антонио не оплачивалась, а памятник Гаттамелате не был размещен до 1453 года, в связи с чем он вынужден был отказаться от работы вспомогательных скульпторов и каменщиков, используемых в этих проектах. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». В 1456 году флорентийский врач Джованни Челлини в своей учетной записи отметил, что он успешно лечил мастера от длительной болезни.

Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами - деревянная статуя Св. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Обе работы показывают новое понимание реальности автора, на фоне тяжелого психоэмоционального состояния. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Когда статуя Марии Магдалины была повреждена во время наводнения 1966 года во Флоренции, реставрационные работы показали оригинальную окрашенную поверхность, в том числе реалистичные оттенки плоти и золотые блики на волосах святой.

Поздний флорентийский период

Во время отсутствия Донателло во Флоренции возникло новое поколение скульпторов, преуспевших в чувственном и реалистичном изображении мраморных поверхностей. Таким образом, деревянные фигуры Донателло стали настоящим шоком для избалованных флорентинцев. Многие проекты после этого были приостановлены, а предложения отозваны.

В последние годы жизни Донателло занимался проектированием двух бронзовых кафедр для Сан-Лоренцо. В это время скульптор снова пребывал на службе у его старых покровителей Медичи. Именно в процессе работы над этим заказом мастер умер. Декорирование стен лепными рельефами, показывающими страсть Христа - работа огромной духовной глубины и сложности. При этом некоторые элементы барельефов остались незавершенными и были доделаны другими художниками уже после смерти Донателло.

Сегодня работы Донателло признаны настоящими шедеврами мирового художественного искусства и занимают важнейшее место среди экспонатов самых богатых музейных коллекций и архитектурных комплексов.

Донателло (Donatello ) (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. 1386-1466), итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27).

Донателло (Donatello ) (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (1386/87, Флоренция - 13 декабря 1466, там же), итальянский скульптор, представитель флорентинской школы Раннего Возрождения.

Личность Донателло

Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам...».

Ранний период творчества

Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Марка (1411-13) и св. Георгия (1415-17). В 1415 заканчивает статую св. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. В 1415 строительная комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35; пять статуй - в Музее Собора). Статуи пророков и «Давид» (ок.1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи - индивидуальную героическую личность (особенно - св. Марк, 1412; св. Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе, и Иеремия, 1423-26): формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.

В содружестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо в 1425-27 Донателло создает гробницу папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (Донателло выполнил лишь лежащую фигуру папы), ставшую классическим образцом для всех позднейших гробниц эпохи Возрождения, призванных увековечить славу умершего. С создания гробницы Иоанна XXIII начинается длительное сотрудничество Донателло и Микелоццо.

В начале 1420-х годов Донателло обратился к технике литья из бронзы. Первая его работа в этом материале - статуя св. Людовика Тулузского, заказанная ему советом гвельфской партии в 1422 для украшения одной из ниш в Ор Сан Микеле (впоследствии перенесена в Санта-Кроче, ныне хранится в музее при церкви) - один из самых прекрасных памятников, в которых отразилось ренессансное понимание святости как личного подвига.

Вершина творчества Донателло в технике бронзы - статуя Давида (ок.1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. В отличие от средневековой скульптуры статуя рассчитана на круговой обход, новаторским было также обращение скульптора к теме наготы: впервые после эпохи Средневековья нагое тело было изображено в таком крупном масштабе и столь реалистично. Среди других работ Донателло 1410-х - начала 1420-х годов - деревянное распятие из церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко,- эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино»; ок.1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия).

Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности - скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. 1417, Музей Барджелло; «Мадонна Пацци», ок. 1422, Берлин-Далем; «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. 1425; «Вознесение Марии», ок. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе; «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи; ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры - более пластичных, объемных на первом плане, и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» - на втором.

Второй флорентинский период

С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников, изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Отражением этих римских впечатлений являются: выполненный по заказу папы Евгения IV табернакль для Капеллы дель Сакраменто (ныне в соборе св. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и совершенно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров.

Подлинной «классичности» достигает Донателло в созданном по возвращении из Рима рельефе на сюжет «Пир Ирода» (ок. 1435, Музей Викар, Лилль), где в сложном пространственном построении, в разнообразии сочетаний арок, портиков и архитектурных украшений отразились впечатления от архитектуры Брунеллески и Л. Б. .

Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий, интерьеров и фигур людей. Сложное движение масс фигур, их глубокий взволнованный пафос, динамические, напряженные композиции, обострение психологических характеристик - вместо простых обобщенных линий, пластической ясности и чистоты рисунка - говорят о смене в 1440-е годы манеры мастера.

Падуанский период

С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию: кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. Поставленный на пересечении основных улиц, ведущих к соборной площади, памятник виден прежде всего с боковой точки зрения. С помощью диагонали, образуемой жезлом и мечом Гаттамелаты, и положением его рук Донателло объединил фигуры всадника и коня в единый цельный силуэт. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) - впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.

Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Антония Падуанского (установлен 13 июня 1450) и четыре рельефа со сценами из жизни этого святого (1446-48). Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.; о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Рельефы из жизни св. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») - вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Фоном для чудес святого служит грандиозная архитектура, организующая и упорядочивающая действие; массовые сцены полны драматизма.

В последние годы своего пребывания в Падуе Донателло мало работает и, по-видимому, тяжело болеет. В 1453 он возвращается во Флоренцию, где и живет, за исключением кратковременной поездки в Сиену в 1457, до самой своей смерти в 1466.

Поздний флорентинский период

Позднее творчество Донателло содержит немало проблем; подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. В скульптуре Донателло в 1450-х - начале 1460-х годов - в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др.) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) - преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже учениками Донателло, Беллаго и Бертольдо, после его смерти.

Значение искусства Донателло

В истории ренессансной пластики Донателло был центральной фигурой. Он первым взялся за систематическое изучение механизма движений человеческого тела, первым дал изображение сложного массового действия, первым стал трактовать одеяние в тесной связи с движением и пластикой тела, первым поставил себе задачу выразить в скульптуре индивидуальный портрет, заострил внимание на психической жизни изображаемых им персонажей.

Донателло являлся смелым реформатором в технике: довел моделировку мрамора и бронзовое литье до исключительного совершенства, извлекая из камня и металла тончайшие живописные эффекты. Применяемая им раскраска легла в основу флорентийской полихромной терракотовой пластики (семья Делла Роббиа), а разработанный им живописный трехпланный рельеф, базирующийся на точном знании перспективы и на виртуозной градации объемов, указал пути дальнейшего развития не только скульптуре, но и живописи.

Статуя Давида скульптора Донателло изображает юного героя в мечтательном, созерцательном настроении после победы над Голиафом. чья голова лежит у его ног. Свободная естественная поэа Давида в сочетании с его застенчивым видом и чувственной фактурой бронзы придают статуе жизнь. Величайшим даром Донателло было умение вдохнуть человеческие чувства в классические изваяния. Наряду с другими замечательными скульпторами, архитекторами и живописцами, которые совершили революцию во флорентийском искусстве, Донателло считается одним из создателей ренессансного стиля. Он был любимым художником знаменитого покровителя искусств Козимо Медичи-старшего. До Микеланджело Донателло оставался крупнейшим флорентийским скульптором и, возможно, самым смелым и влиятельным художником Ренессанса. В своей статуе Давида он впервые со времен античности изобразил в бронзе обнаженную фигуру в рост.

В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм, измельченной дробностью линейного ритма. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция).

Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). В “живописных” рельефах (“Пир Ирода” на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII; совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь “Благовещение” (так называемый алтарь Кавальканти; известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430–е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.

Работая в Падуе, Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447–1453) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446–1450), украшенный рельефными сценами, мастерски развернутыми в иллюзорном пространстве. Поздние, исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа “Юдифь и Олоферн”, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460–е годы).
Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие живописцы и скульпторы – П.Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль.



Copyright © 2024 Школа и образование.