Дипломная работа: Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки. Алиев пение на уроках музыки методические установки Техническое оснащение, дидактический материал

В тембре, заключены почти все качества голоса. Красивый, правильно оформленный тембр – показатель полноценной и наиболее совершенной работы голосового аппарата. Тембр голоса (фр. timbre – колокольчик) – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра; степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов; модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова.

Для педагога, работающего с учеником, исходной задачей является воспитание и совершенствование тембра. Надо помнить, что этимособым качеством никогда нельзя жертвовать в угоду громкости или умению «брать» более высокую ноту. В академическом стиле пения тембр формируется на основе смешанного типа голосообразования, когда «голосовые связки колеблются ни по чисто грудному, ни по чисто фальцетному типу, а в их колебаниях одновременно присутствуют и грудной, и фальцетный механизмы работы». Причем «характер смешения должен диктоваться не столько вкусом педагога, сколько индивидуальными особенностями голосового аппарата каждого ученика». В связи с последним для формирования естественного смешанного голосообразования у певцов особое значение приобретает форма и система применяемых вокальных упражнений и умелое использование их педагогом. Опыт показывает, что, заботясь при воспитании певца в первую очередь о качестве тембра, удается достигнуть успеха в выявлении и развитии всех других качеств его голоса и вокальной речи.

Многие певцы от природы или в результате предшествующего пения приходят в класс, имея определенные недостатки в тембре голоса. Порочные тембры могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.

К порочным тембрам относят, например, тремолирующий, горловой, зажатый, гнусавый, гудкообразный и др. Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрато. Под вибрато понимается легкое вибрирование голоса, сопутствующее певческому голосообразованию и отсутствующее в речевом. Вибрато украшает тембр и придает голосу живой, трепещущий, выразительный характер. Если вибрато осуществляется слишком часто, то слушатель воспринимает его как «барашек» в голосе, если чересчур редко – то создается впечатление качания голоса. Напряженная работа гортани, тотчас же сказывается на характере вибрато. При нахождении более правильного, менее напряженного состояния гортани во время фонации улучшается и качество вибрато. У мастеров вокального искусства вибрато отличается большой ровностью и постоянством. Это воспринимается нашим слухом как устойчивость, определенность звукообразования. Гортань таких певцов работает свободно, без лишнего напряжения, что и рождает ровное вибрато. У неопытных певцов гортань напряжена, работает неустойчиво, поэтому вибрато у них непостоянно, неровно. На слух такой голос не льется, имеет неопределенный, неустойчивый характер. У детей, с их фальцетной манерой голосообразования, вибрато обычно выражено плохо.

Степень овладения красивым вибрато, возможности исправления его дефектов всегда ограничены природными данными индивидуума. Педагог должен уметь разобраться в голосе ученика и, если имеются те или иные дефекты вибрато, целенаправленно воспитывать голос в нужном направлении.

Проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.

Под форсированным звучанием голоса следует понимать не просто громкое пение, а такое, при котором голосовой аппарат работает с явным перенапряжением. Постепенно, в результате форсированного пения стирается тембр и начинает нарушаться вибрато. Форсировка трудно поддается исправлению, но при постоянной систематической работе над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утерянных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, исключив на время все, что может толкать певца к форсированному звучанию. Снимая лишние напряжения на упражнениях, вокализах и позднее на правильно подобранном репертуаре, постепенно можно добиться значительных улучшений в голосообразовании. Начиная работать над снятием форсировки, следует помнить, что избавление от нее приходит не сразу, а достигается постепенной тренировкой голосового аппарата в смысле смягчения голоса и нахождения более естественно звучащих нот. Нельзя сразу переводить певца, который форсирует, на облегченное звучание, иначе голос может «сняться с опоры», потерять профессиональное звучание.

Зажатость звука сочетается обычно с горловым оттенком, поэтому, в сущности, речь идет о едином недостатке, сущность которого состоит в неверной работе голосовой щели. При правильной работе гортани создается впечатление, что у певца широко открыто горло и звук идет, как бы ничего по пути не задевая. При зажатом или горловом звучании создается впечатление, что горло сжато, и звук как бы выжимается, с известным усилием проходя через гортань. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая уменьшает фазу смыкания голосовых связок и при- водит гортань в более правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку следует давать как прием, на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно голосом склонным к зажатию, к горловому звучанию.

Носовые звуки («гнусавость»).

Если мягкое нёбо опущено, воздух свободно поступает в носовую полость, а выгнувшийся горбом язык максимально сужает объём полости рта и препятствует свободному прохождению воздуха во рту, что часто бывает у людей поющих верхние ноты, то все звуки приобретают явственно слышимый носовой призвук. Это, так называемая, гнусавость. Развитие подвижности мягкого нёба имеет очень важное значение для певца. Хорошая степень активности мягкого нёба способствует получению округлого прикрытого звучания гласных, сохранению ровного выдоха, создаёт условие для естественного резонирования звуков и ликвидирует нежелательный носовой призвук («гнусавость»).

Основное упражнение для тренировки поднятия мягкого нёба – это формирование правильной позиции зевка. Зевните, сомкнув губы,запомните при этом правильное положение голосового аппарата для следующего упражнения. При этом челюсти разомкнуты, губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань чуть опущена. Хорошо представить при этом, что во рту лежит горячая картофелина, но чтобы она не выпала, губы стягиваются в пучок. Отработка развития мускулатуры зева – это длительный процесс и может порой занимать 3-5 месяцев. Порочные призвуки в тембре голоса возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата. Педагог должен работать над их исправлением, зная причину того или иного недостатка. Тембр может быть значительно улучшен, если педагог правильно борется с недостатками. «Качание», «барашек» в голосе, как и его гудкообразный характер, связаны с нарушениями вибрато, поэтому все внимание педагога должно быть направлено на снятие лишнего напряжения шейных мышц, освобождения гортани. Горловой тембр, зажатие звука происходят от излишне активной смыкательной работы голосовых связок. Педагог поступит правильно, если будет временно расслаблять их чрезмерно плотное смыкание. Форсировка разрушающе действует на голос, вызывая появление «качки» и заметное ухудшение тембра. Изменение насыщенности звучания, легкий репертуар, подвижные упражнения – помощники в борьбе с форсировкой. Хотя тембр в значительной степени определяется природными свойствами голосового аппарата, он может меняться под влиянием работы над голосом. Работа над тембром голоса является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Цель урока:

· ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;

· показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;

· развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

Задачи:

Образовательные:

· осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;

· закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;

· чистое ладотональное интонирование;

· выработка у обучающихся умения чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

· продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

· выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;

· воспитание музыкально-исполнительской культуры;

· воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.

Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (песни разных стран, песни советских композиторов).

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

Воспитывать интерес к вокальной музыке других стран на примере исполняемых произведений;

Воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Индуктивный;

Дедуктивный;

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Сопоставление песен, различных по характеру;

Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

Представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

Вокализация песен на слог и сольфеджирование;

Задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

Образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

Юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, аудиозапись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок вокала на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Цель урока:

  • ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;
  • показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;
  • развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

Задачи:

Образовательные:

  • осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;
  • закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;
  • чистое ладотональное интонирование;
  • выработка у обучающихся умения чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
  • продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
  • выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;
  • воспитание музыкально-исполнительской культуры;
  • воспитание бережного отношения к голосу вокалиста;
  • воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.

Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (песни разных стран, песни советских композиторов).

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

Воспитывать интерес к вокальной музыке других стран на примере исполняемых произведений;

Воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Индуктивный;

Дедуктивный;

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Сопоставление песен, различных по характеру;

Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

Представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

Вокализация песен на слог и сольфеджирование;

Задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

Образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

Юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке :

Психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, аудиозапись.

Структура урока

1. Организационный момент.

Приветствие

Представление преподавателя:

Иванова Екатерина Михайловна

Представление концертмейстера:

Скрибцова Елена Александровна

3. Знакомство с учащимися:

Блашкова Алина – учащаяся 3 кл. фортепьянного отделения;

Полякова Алина – учащаяся 2 кл. вокального отделения;

Вакарина Кристина – учащаяся 2 кл. народного отделения;

Карсакова Аня – учащаяся 3 кл. фортепьянного отделения;

Муравлев Илья – учащийся 2 кл. вокального отделения;

Тема урока – «Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем»

2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):

Проверка ранее приобретенных знаний о технике вокального исполнения (кантилена, портаменто, техника пения скачков, стаккато, филировка, беглость)

3. Основной этап.

3.1. Распевание

  • Упражнение на выработку чистого унисона «Гамма» (№1)
  • Упражнение для выработки широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного, льющегося звука (№2)
  • Упражнение на выработку хорошего унисона, правильного формирования гласных о и а на одном звуке (№3)
  • Упражнение на выработку высокого звучания, правильного формирования гласных на одном звуке и точного интонирования поступенного нисходящего мажорного звукоряда. (№4)
  • Упражнение для выработки точного интонирования при сопоставлении мажора и минора (№5)
  • Упражнение на активизацию артикуляционного аппарата (губ и языка) Д34
  • Фонопедическое упражнение по В. Емельянову «Лифт»
  • Речевое упражнение «АБВГД»

Цель: отработка речевых интонаций в музыкальной речи.

Упражнение проговаривается несколько раз, затем проговаривается на фиксированной высоте (от «ЛЯ» малой октавы по полутонам, до «ФА» I октавы)

  • Упражнение на выработку чистой интонации (для плохо интонирующих)

Цель: выработать координацию между слухом и голосом, активизировать слух и самоконтроль над звуком.

Нажать звук на фортепиано, лучше на синтезаторе, чтобы звучание не прерывалось, «поскрипеть» голосовыми связками в самом низу диапазона (штробас) и «подползти» к заданному звуку.

  • Упражнение «Чайка» («немой» звук)

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

  • Упражнение «Восьмёрки»

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.

  • Скороговорка («Шла Саша по шоссе…»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания,

3.2. Работа над вокальными произведениями

Сегодня тема нашего урока называется «Использование вокально-технических приемов». На прошлом уроке мы с вами кратко познакомились с названиями этих приемов. Давайте вспомним, какие существуют вокально-технические приемы

  • Кантилена
  • Portamento
  • Техника пения скачков
  • Беглость
  • Staccato
  • Филировка

Слайд №1

Сегодня мы остановимся на некоторых из них, а именно на кантилене и на технике Портаменто, а с остальными вокально-техническими приемами познакомимся более подробно на следующих занятиях.

Кантилена – это свободно льющийся звук. Кантилена включает в себя наличие (legato), связного звука и наличие устойчивого вибрато. Кантиленное пение возможно только при правильном голосообразовании, когда отсутствуют зажимы.

«Пастушья песенка»

музыка Л.в Бетховена, обр. В. Агафонникова на слова К. Алемасовой

Сразу обратите внимание что основная тема этого хорового произведения заимствована из V части Симфонии № 6 («Пасторальная»). Переложение для хора сделал В.Г. Агафонников (переложение – изложение в другой форме), текс К. Алемасовой

Слайд №2

Пастораль (от лат. Pastoralis – пастушеский) – музыкальное произведение, связанное с изображением сельской жизни, природы. Была написана в 1808 году под впечатлением народных песен и веселых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни».

Слайд №3 + аудиозапись V части, симфонии №6 «Пасторальная»

Учащиеся слушают финальную часть 6 симфонии, затем пропевают тему из 5 части без слов, а затем пропевают её со словами. Нужно обратить внимание детей, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая как бы славит красоту природы. Песенность, народный склад музыки – её отличительная особенность. Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разливается мелодия пастушеской песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе.

При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные независимо от по слогового построения слова переносится к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

Физкультминутка Речевая игра.«Аты-баты, шли солдаты»

Французская народная песня «Братец Яков»,

обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

слайд №4

В этом произведении мы будем применять вокальную технику Портаменто. Портаменто (итал. portamento, буквально - перенесение, от portare - переносить), напевное исполнение мелодии с помощью замедленного скольжения от одного звука к другому, близко к глиссандо ; применяется в пении и при игре на смычковых инструментах.

Этапы работы:

  • беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно;
  • исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
  • 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
  • в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
  • 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
  • исполнение песни целиком.

«Травка зеленеет»,

Музыка Р.М. Глиер, слова А. Плещеева

слайд №5

На дворе весна, хочется уже тепла, скинуть с себя теплую одежду и больше времени проводить на улице.

Это произведение у нас еще в работе, поэтому давайте определим какие вокально-технические приемы мы будем использовать.

Этапы работы:

  • Беседа с детьми о характере, настроении песни.
  • «Травка зеленеет» - яркое подвижное сочинение Р.М. Глиера. Оно проносится на едином дыхании. Все, казалось бы, очень просто, Но… мелодия изобилует квартовыми и квинтовыми скачками и в партии альтов и в партии сопрано. Удобство при разучивании обеспечивается тем, что нет высоких и очень низких звуков; темп подвижный, но спокойный; динамика естественная и ясная. Некоторую сложность представляет средняя часть где As dur у партии альтов.
  • Разучивание партий.
  • Здесь используется двухголосие, в средней части небольшая перекличка партии сопрано и партии альтов.. После уверенного сольфеджирования – разучивание с текстом
  • Работа над трудными местами. Двухголосие, восходящее движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных упражнениях к песне.

4. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: пение в песнях своей партии с одновременной игрой на фортепиано другой партии, сначала с названиями нот, затем со словами.

Литература:

  • В.В. Крюков «Музыкальная педагогика»
  • М.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
  • Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
  • Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972
  • Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998
  • Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997
  • Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002
  • Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009
  • Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981

Педагог: Добрый день, уважаемые присутствующие. Я, Соколова Анастасия Валериевна, педагог по классу академического вокала, рада приветствовать вас на открытом уроке с Сергеем Меженским - учеником 1 года обучения. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала».

Причина выбора данной темы в том, что первые этапы работы над голосообразованием у учащегося связаны с вырабатыванием навыка кантилены , т. е. плавного, связного пения, плавного перехода от звука к звуку. Л. Б. Дмитриев указывает, что кантилена - «Это основа вокальной музыки» [Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - С. 342]. Однако также подчёркивает, что кантиленное пение не возможно без свободно льющегося звука. Он же (звук), в свою очередь, включает такие факторы, как правильное звукообразование, опёртое на дыхание близкое формирование слова и отсутствие мышечных зажимов.

В ходе урока я буду пользоваться такими основными приёмами работы с учащимся, как показ голосом, слуховой анализ голосообразования, мышечно-мускульная ассоциация, подключение воображения ученика. В своей работе буду делать акцент на фонетический метод воспитания голоса певца.

Распевание: 1) перед началом работы следует напомнить про певческую установку исполнителя-вокалиста, а также проверить постановку корпуса ученика; 2) напомнить про правильный, спокойный вдох перед пением;

  • 1 упражнение - «морморандо» (мычание). Пение закрытым ртом, его задача - разогревание связок, а также фокусирование внимание учащегося на резонаторных ощущениях. Требования к исполнению: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, спокойный плавный вдох и ненапряжённый звук исполнения. Диапазон исполнения c№ - a№.
  • 2 упражнение - терцовая попевка вверх и вниз на слоги «ми-я». Его задача - продолжение укрепления резонаторных ощущений при исполнении, а также активное смыкание губ при произношении согласного «м». Диапазон исполнения c№ - a№.
  • 3 упражнение - квинтовая попевка вверх и вниз «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до». Задачи при исполнении - чёткая работа артикуляционного аппарата, экономный расход дыхания в расчёте на всё упражнение, слежение за единой певческой позицией при исполнении упражнения. Диапазон исполнения h - h№.
  • 4 упражнение - попевка вверх по мажорному пентахорду и вниз по мажорному трезвучию на слог «ля-а». Задачи упражнения: активизация дыхания, близкое формирование согласного, расширение диапазона учащегося. Диапазон упражнения - h - dІ.
  • 5 упражнение - попевка «до-ми-соль-ми-до» вверх и вниз по мажорному трезвучию. Основные задачи упражнения: пение на legato, слежение за близким формированием согласных в единой певческой позиции, следить за нефорсированным исполнением упражнения в верхнем участке диапазона. Диапазон упражнения - h - cІ.
  • 6 упражнение - октавная попевка по основным ступеням мажорного лада, слог «ля-а» или «до». Задачи упражнения: пение на staccato, лёгким звуком, однако опёртым на дыхание; расширение диапазона учащегося. Диапазон упражнения - l - fІ.

Работа над произведениями:

- О.Воронин и Р. Воронина Вокализ 6. Из сборника «30 вокализов на основе украинских народных песен». Тональность c-moll.

В основе мелодического построения лежат терцовые ходы по основным ступеням минорного лада, а также поступенное распевание мелодии по пентахорду. Такие же мелодические построения были положены в основу распевания в начале урока. Вследствие чего, происходит перенесение выработанных навыков пения на художественное произведение, которым уже является вокализ. Мелодия вокализа, построенная на народных интонациях, позволяет учащемуся быстро воспринимать, а также воспроизводить доступный к пониманию музыкальный материал.

Также необходимым условием на начальных этапах уроков вокала, является дублирование вокальной партии концертмейстером, что и представлено в нотном тексте этого произведения.

Задачи для исполнения:

  • 1) следить за плавным голосообразованием;
  • 3) экономно расходовать дыхание в связи медленным темпом произведения;
  • 4) логически строить музыкальные фразы.

При пении вокализа учащемуся было предложено вести мелодию, при помощи руки, как будто рисуя одну плавную линию кисточкой. Внимание было перенесено на физическое действие, что привело к снятию излишнего напряжения с голосового аппарата.

- Л. В. Бетховен, сл. Г. Бюргера «Малиновка». Тональность - E-dur. Построение мелодии в этом произведении основано на повторении, а также опевании основных тонов мажорного трезвучия. Закрепление навыков пения мажорного трезвучия вверх и вниз также были отработаны на упражнениях вначале занятия.

Причины выбора этого произведения для уроков вокала в первом классе: доступность поэтического текста; удобный диапазон произведения (h - h№); дублирование мелодии в фортепианной партии.

Задачи для исполнения:

  • 1) следить за плавным голосообразованием, не смотря на стаккатирующую мелодию в фортепианной партии, учащемуся следует исполнять произведение не на staccato, а скорее используя штрих marcato;
  • 2) не искажать произношение согласных и гласных;
  • 4) передача смысловой нагрузки произведения;

Учащемуся было предложено пересказать поэтический текст произведения своими словами, и проанализировать образ заложенный автором. Ответить на вопрос, почему не смотря на грустный поступок главного героя, автор использует мажорную тональность произведения.

При первом пропевании произведения, ученику также было задано использовать штрих legato для соединения мелодии фразы в единое целое.

- Украинская народная песня «Як дiждемо лiта». Тональность F-dur.

Мелодика произведения танцевального характера, построена на поступенном восхождении и нисхождение к основным тонам мажорного лада. Форма произведения - куплетная. При повторах в фортепианной партии не дублируется мелодия, что в интонационном плане усложняет исполнение учащимся. Однако доступность мелодии к воспроизведению, даже без дублирования концертмейстером, позволяет учащемуся справиться с этой задачей. Быстрый темп произведения, а также относительно высокая тесситура исполнения, провоцирует на форсирование звука при пении. Поэтому следует уделять большее внимание спокойному воспроизведению мелодии песни, без лишних голосообразовательных усилий.

Задачи для исполнения:

  • 1) следить за свободным не форсированным воспроизведением мелодии произведения;
  • 2) не искажать произношение согласных и гласных;
  • 3) экономно расходовать дыхание на всю длину фразы;
  • 4) передача танцевального характера произведения;

При первом воспроизведении мелодии произведения, учащемуся было предложено воспользоваться приёмом «кисточка» опробованном на ранее пройденных произведениях. Вследствие чего, были проработаны плавность голосоведения, обращено внимание на наличие пауз в мелодическом построении, отработано не форсированное воспроизведение музыкального материала.

Задача домашнего задания.

На этом наш открытый урок окончен. Все спасибо за внимание.

На занятии был отработан индивидуальный подбор методов развития плавного голосоведения у учащегося 1 класса академического вокала. Были отработаны такие основные задачи на уроке как: развитие навыков певческого дыхания; развитие артикуляционного аппарата; развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; развитие мышц губ, языка, щек; развитие навыка анализа словесного текста и его содержания; формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти, контроля эмоций.

Методическое обеспечение: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 386 с., нот, ил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ №1 г. ЛУГАНСКА»

План-конспект открытого урока по классу академического вокала на тему:

«Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала»

Луганск 2016

Форма организации - индивидуальное занятие.

Цель урока : индивидуальный подбор методов развития плавного голосоведения у учащегося 1 класса академического вокала.

Задачи урока : вокал академический развитие слух

1. Развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»; работа над дыханием как важнейшим фактором правильного голосообразования).

2. Развитие артикуляционного аппарата (активизация артикуляционного аппарата; дикционная четкость произношения согласных; формирование единой манеры пения гласных).

3. Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма.

4. Развитие мышц губ, языка, щек.

5. Развитие навыка анализа словесного текста и его содержания.

6. Формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти, контроля эмоций.

План урока :

1. Вводная часть.

2. Основная часть:

Распевание;

Работа над произведениями.

3. Заключительная часть.

4. Подведение итогов.

Оборудование : фортепиано, ноты.

Объём за нятия 45 минут.

Ход заняти я

1. Вводная часть.

Педагог: Добрый день, уважаемые присутствующие. Я, Соколова Анастасия Валериевна, педагог по классу академического вокала, рада приветствовать вас на открытом уроке с Сергеем Меженским - учеником 1 года обучения. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала».

Причина выбора данной темы в том, что первые этапы работы над голосообразованием у учащегося связаны с вырабатыванием навыка кантилены , т. е. плавного, связного пения, плавного перехода от звука к звуку. Л. Б. Дмитриев указывает, что кантилена - «Это основа вокальной музыки» [Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - С. 342]. Однако также подчёркивает, что кантиленное пение не возможно без свободно льющегося звука. Он же (звук), в свою очередь, включает такие факторы, как правильное звукообразование, опёртое на дыхание близкое формирование слова и отсутствие мышечных зажимов.

В ходе урока я буду пользоваться такими основными приёмами работы с учащимся, как показ голосом, слуховой анализ голосообразования, мышечно-мускульная ассоциация, подключение воображения ученика. В своей работе буду делать акцент на фонетический метод воспитания голоса певца.

2. Основная часть.

Распевание: 1) перед началом работы следует напомнить про певческую установку исполнителя-вокалиста, а также проверить постановку корпуса ученика; 2) напомнить про правильный, спокойный вдох перед пением;

1 упражнение - «морморандо» (мычание). Пение закрытым ртом, его задача - разогревание связок, а также фокусирование внимание учащегося на резонаторных ощущениях. Требования к исполнению: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, спокойный плавный вдох и ненапряжённый звук исполнения. Диапазон исполнения c№ - a№.

2 упражнение - терцовая попевка вверх и вниз на слоги «ми-я». Его задача - продолжение укрепления резонаторных ощущений при исполнении, а также активное смыкание губ при произношении согласного «м». Диапазон исполнения c№ - a№.

3 упражнение - квинтовая попевка вверх и вниз «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до». Задачи при исполнении - чёткая работа артикуляционного аппарата, экономный расход дыхания в расчёте на всё упражнение, слежение за единой певческой позицией при исполнении упражнения. Диапазон исполнения h - h№.

4 упражнение - попевка вверх по мажорному пентахорду и вниз по мажорному трезвучию на слог «ля-а». Задачи упражнения: активизация дыхания, близкое формирование согласного, расширение диапазона учащегося. Диапазон упражнения - h - dІ.

5 упражнение - попевка «до-ми-соль-ми-до» вверх и вниз по мажорному трезвучию. Основные задачи упражнения: пение на legato, слежение за близким формированием согласных в единой певческой позиции, следить за нефорсированным исполнением упражнения в верхнем участке диапазона. Диапазон упражнения - h - cІ.

6 упражнение - октавная попевка по основным ступеням мажорного лада, слог «ля-а» или «до». Задачи упражнения: пение на staccato, лёгким звуком, однако опёртым на дыхание; расширение диапазона учащегося. Диапазон упражнения - l - fІ.

Работа над произведениями:

- О.Воронин и Р. Воронина Вокализ 6. Из сборника «30 вокализов на основе украинских народных песен». Тональность c-moll.

В основе мелодического построения лежат терцовые ходы по основным ступеням минорного лада, а также поступенное распевание мелодии по пентахорду. Такие же мелодические построения были положены в основу распевания в начале урока. Вследствие чего, происходит перенесение выработанных навыков пения на художественное произведение, которым уже является вокализ. Мелодия вокализа, построенная на народных интонациях, позволяет учащемуся быстро воспринимать, а также воспроизводить доступный к пониманию музыкальный материал.

Также необходимым условием на начальных этапах уроков вокала, является дублирование вокальной партии концертмейстером, что и представлено в нотном тексте этого произведения.

Задачи для исполнения:

3) экономно расходовать дыхание в связи медленным темпом произведения;

4) логически строить музыкальные фразы.

При пении вокализа учащемуся было предложено вести мелодию, при помощи руки, как будто рисуя одну плавную линию кисточкой. Внимание было перенесено на физическое действие, что привело к снятию излишнего напряжения с голосового аппарата.

-Л. В. Бетховен, сл. Г. Бюргера «Малиновка». Тональность - E-dur. Построение мелодии в этом произведении основано на повторении, а также опевании основных тонов мажорного трезвучия. Закрепление навыков пения мажорного трезвучия вверх и вниз также были отработаны на упражнениях вначале занятия.

Причины выбора этого произведения для уроков вокала в первом классе: доступность поэтического текста; удобный диапазон произведения (h - h№); дублирование мелодии в фортепианной партии.

Задачи для исполнения:

2) не искажать произношение согласных и гласных;

4) передача смысловой нагрузки произведения;

Учащемуся было предложено пересказать поэтический текст произведения своими словами, и проанализировать образ заложенный автором. Ответить на вопрос, почему не смотря на грустный поступок главного героя, автор использует мажорную тональность произведения.

При первом пропевании произведения, ученику также было задано использовать штрих legato для соединения мелодии фразы в единое целое.

-Украинская народная песня «Як д i ждемо л i та». Тональность F-dur.

Мелодика произведения танцевального характера, построена на поступенном восхождении и нисхождение к основным тонам мажорного лада. Форма произведения - куплетная. При повторах в фортепианной партии не дублируется мелодия, что в интонационном плане усложняет исполнение учащимся. Однако доступность мелодии к воспроизведению, даже без дублирования концертмейстером, позволяет учащемуся справиться с этой задачей. Быстрый темп произведения, а также относительно высокая тесситура исполнения, провоцирует на форсирование звука при пении. Поэтому следует уделять большее внимание спокойному воспроизведению мелодии песни, без лишних голосообразовательных усилий.

Задачи для исполнения:

1) следить за свободным не форсированным воспроизведением мелодии произведения;

2) не искажать произношение согласных и гласных;

3) экономно расходовать дыхание на всю длину фразы;

4) передача танцевального характера произведения;

При первом воспроизведении мелодии произведения, учащемуся было предложено воспользоваться приёмом «кисточка» опробованном на ранее пройденных произведениях. Вследствие чего, были проработаны плавность голосоведения, обращено внимание на наличие пауз в мелодическом построении, отработано не форсированное воспроизведение музыкального материала.

3. Заключительная часть .

Задача домашнего задания.

На этом наш открытый урок окончен. Все спасибо за внимание.

4. П одведение итогов.

На занятии был отработан индивидуальный подбор методов развития плавного голосоведения у учащегося 1 класса академического вокала. Были отработаны такие основные задачи на уроке как: развитие навыков певческого дыхания; развитие артикуляционного аппарата; развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; развитие мышц губ, языка, щек; развитие навыка анализа словесного текста и его содержания; формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти, контроля эмоций.

Методическое обеспечение: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 386 с., нот, ил.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Знакомство детей с органами артикуляционного аппарата. Необходимость вслушивания детей в речь взрослого. Расширение представления дошкольников об окружающем мире. Обогащение активного словаря, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

    конспект урока , добавлен 17.11.2010

    Проблемы развития чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Выявление уровня развития чувства ритма. Процесс формирования музыкальных способностей. Система уроков музыки, направленная на развитие чувства ритма.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2014

    Сущность понятия "эстетическое воспитание". Развитие творческих музыкально-ритмических способностей учащихся начальных классов. Формирование представлений о темпе. Приемы активизации чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Основные положения теории игровой деятельности в музыкальной педагогической литературе. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста. Применение игры для развития чувства ритма в содержание уроков музыки в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Общая характеристика видов музыкальной деятельности. Детское музыкальное исполнительство, осуществляемое в пении, ритмических движениях и танцах, игре на инструментах. Развитие чувства ритма у дошкольников, формирование музыкально-слуховых представлений.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2015

    Сущность понятия "музыкально-ритмического чувства". Ретроспективный анализ и характеристика процесса развития музыкально-ритмического чувства у младших школьников на уроке музыки. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2017

    Анализ задач музыкальной педагогики. Исследование проблем развития способностей и одаренности. Изучение способов формирования музыкально-ритмических способностей в процессе обучения. Развитие чувства музыкального ритма. Системы ритмического воспитания.

    реферат , добавлен 01.12.2016

    Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи у детей с недостатками слуха. Разработка средств наглядности, приемов и способов работы для ее совершенствования. Программные требования к системе обучения языку глухих учащихся 1-ого класса.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2011

    Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста: динамика вербального аппарата, его гибкости, четкости. Усовершенствование речевого слуха. Накопление содержания слов и работа над их структурой. Основные методы словарной работы.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Физиологическая основа и виды памяти, методы ее развития. Возрастные особенности памяти младших школьников. Диагностика памяти, организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.



Copyright © 2024 Школа и образование.