История появления каруселей. Рыцарские карусели: забава благородных

Карусельные лошадки (Часть 1)

История появления карусели. Город каруселей. Самые старые карусели мира.


Lee Dubin “Carousel”

В 1559 году на рыцарском турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал королю в глаз.

С тех пор кровопролитные рыцарские турниры были запрещены, а им на смену пришли КАРУСЕЛИ.

Карусель (итал. carosello “маленькая война”, франц. carrousel) – конная военная игра, достигшая большого развития в XVII в., заменив турниры.

Таким образом, само слово “карусель” появилось еще в средние века и обозначало военный праздник, парад, красочное показательное выступление конницы. Обязательным элементом такого праздника были рыцарские игры. Так, например, всадники перемещались по кругу и копьями срывали развешанные золотые кольца.

Для тренировки юных наездников в XVIII веке французские инженеры начали строить вращающийся аттракцион с подвесными деревянными лошадьми, сидя на которых посетители должны были снимать копьем кольца со столбов или поражать установленные по кругу мишени. Позднее карусели стали делать не только для обучения детей, но и для развлечения, а помимо лошадей на них появились и другие животные.
Одну из таких механических каруселей привез в Россию Петр I. Со временем аттракцион совершенствовался, постепенно придя к знакомому нам сегодня виду. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Карусель)

Карусель на Девичьем поле. 1904 год (http://www.retromap.ru/)

На следующей гравюре хорошо проиллюстрирована игра с кольцом:

“The Merry-Go-Round” Smart visitorsto a country fair in the eighteenth century. Painting by F.H. Kaemmerer

Изначально фигуры были подвесные а саму карусель приводили в движение вручную или использовали для этого лошадей или осликов. К середине девятнадцатого века была разработана вращающаяся карусельная платформа, фигурки стали ставить на неё.

Примерно в это же время автоматизировали механизм кручения – появились карусели с паровым двигателем (изобретатель Томас Бредшоу, 1861 год, Англия) и электрические (инженер Фредерик Сэвидж). Седжвик так же разработал механизм, позволявший фигурам не просто стоять на вращающейся платформе, но и совершать движения в верх и вниз.

Robert Barnes “A Marry-Go-Round on the Ice” 1888

Amos Sewell (American, 1901-1983) Children on a Carousel (http://parashutov.livejournal.com/4 1787.html)

Итак, родиной карусели является Франция.

Очень интересный рисунок Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905 год. Представлена небольшая передвижная карусель на телеге. Здесь же шарманка для музыкального сопровождения.

Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905, University of Michigan Museum of Art

Подобные карусели были очень популярны на сезонных ярмарках в городах и деревнях.

Вот ещё пример небольшой передвижной карусели:

Такие фургончики часто были в составе качующих цирков.

Circus carousel wagon, 1910

В наши дни карусели во Франции не утратили свою популярность. Париж называют городом каруселей, здесь их насчитывается более трёх десятков. Карусели расположены у Мэрии (Place de l’Hôtel de Ville), на площадях: Одеон (Place de l’Odéon), Жоффр (Place Joffre), Мадлен (Place de la Madeleine), Согласия (Place de la Concorde), на эспланаде вокзала Монпарнас, рядом с дворцом Шайо (Place du Trocadéro) / www.mafrance.ru

Самая старая Парижская карусель, дошедшая до наших дней, находится в Люксембургском саду. Garnier, 1879 года постройки. Детям на этой карусели дают деревянные палочки, которыми нужно попасть в кольцо, удерживаемое служителем.

Ещё одна старейшая карусель Европы находится в Праге и принадлежит Национальному Техническому музею. В данный момент ведётся её реконструкция, которую планируют завершить в 2017 году.

«Лошадки интересны тем, что корпуса у них деревянные, в брюхе – солома, а сами фигурки обтянуты настоящей лошадиной шкурой. Поэтому реставрация этих лошадок – очень трудоемкая работа. В 1930-е годы лавки на карусели заменили машинками, и еще на карусели установили фигурки двух аистов. Первоначально карусель, и тут я позволю себе зачитать разрешение на строительство этого аттракциона – оно сохранилось с 1894 года, так вот первоначально карусель запускалась приложением усилий бегающего вокруг нее прислужника. В документе говорится, что по причине неудобства владелец оборудовал карусель механическим приводом».

В 1559 году на рыцарском турнире граф Монтгомери попал обломком копья прямо в глаз королю Франции Генриху II. Последовавшая за этим скорая и мучительная смерть монарха послужила поводом для прекращения турниров, которые к тому времени считались варварскими забавами. Но желание аристократии показать всем свою удаль и покрасоваться в роскошных доспехах и костюмах никуда не делось. Тогда в XVII веке на смену рыцарским соревнованиям пришли карусели.

Это были уже совершенно безопасные конные состязания. В них выступали не отдельные участники, а целые команды, называемые кадрилями.

Обычно карусели включали нескольких этапов. Началом служил большой конный парад, во время которого кадрили двигались по кругу (отчего и появилось название карусель) и демонстрировали окружающим мастерство всадников, богатство костюмов и дорогих лошадей. Затем начинались «военные игры». После их завершения судьи определяли лучших кавалеров, показавших умения наездника и мастерство владения оружием.


Большая парижская карусель 1612 года

Наивысшего блеска карусели достигли при Людовике XIV, который даже своё прозвище - Король-солнце - получил на карусели 1662 года. Тогда он возглавлял римскую кадриль и предстал в парадном одеянии римского императора с золотым щитом в руках. На щите было изображено сияющее солнце и девиз «Едва увидев - победил», что было недвусмысленным намёком всем врагам короля и Франции.

Екатерининская олимпиада

В течение всего XVIII столетия карусели сохраняли популярность и считались одним из самых престижных видов развлечений. Мероприятие наглядно свидетельствовало о мощи и богатстве государства. Поэтому появление такой забавы в России было неизбежно.

И вот в 1766 году первой каруселью держава отметила четыре года со дня вступления на трон императрицы Екатерины II. Это торжество должно было показать всему миру - новая правительница России твёрдо стоит у власти, пользуется поддержкой и любовью всего народа.

Забавный факт: современники воспринимали карусельные игры как продолжение Олимпийских игр античности. Просто вместо бега, кулачного боя и пятиборья атлеты Галантного века соревновались в конном спорте, стрельбе и искусстве владеть мечом и копьём. Для награждения победителей выпустили золотые медали с надписью: «С Алфеевых на Невские брега» - что прямо подчёркивало преемственность Петербурга по отношению к древней Олимпии, расположенной на реке Алфей.

Как вспоминал Г. Державин, участники представляли «…четыре кадрили: ассирийскую, турецкую, славянскую и римскую, где дамы на колесницах, а кавалеры на прекрасных конях, в блистательных уборах».

«Римлян» возглавлял граф Григорий Орлов, «славян» генерал Иван Салтыков, «индийцев» генерал Пётр Репнин, а «турок» граф Алексей Орлов. Среди кавалеров лучшим признали князя Ивана Шаховского. Среди дам - графиню Наталью Чернышову, которая в старости стала прообразом графини из пушкинской «Пиковой дамы».


Портрет Григория Орлова на карусели в 1766 году

В Гатчине и Берлине

Павел I с детства увлекался рыцарством и средневековой историей. Поэтому в его главной резиденции в Гатчине, вблизи парка Сильвия, был специально сооружён амфитеатр для проведения каруселей. Но Александр I был вынужден забыть про турниры. Начались долгие годы войн, а затем на плечи императора легли заботы по устройству послевоенной Европы. К старой традиции вернулись при Николае I, а идею проведения карусели подали пруссаки.

Летом 1829 года Николай I вместе со своей супругой Александрой (в девичестве принцессой Шарлоттой Прусской) гостил у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. В честь почётных гостей, и прежде всего любимой дочери Шарлотты, король устроил в Потсдаме большую карусель «Белая роза Пруссии». В игре участвовали десять кадрилей, посвящённых крупнейшим немецким землям северной Германии. Торжества завершили театральное представление и костюмированный бал в средневековом стиле.


Выезд рыцарей с обнажёнными мечами на празднике Белой Розы в 1829 году. Художник Адольф фон Менцель

Император-реконструктор

Потсдамский праздник настолько запомнился его участникам, что у Николая I возникло желание повторить и даже превзойти его.

Удобный случай представился в мае 1842 года, когда в Царском селе решили провести карусельные игры, вновь посвящённые принцессе Шарлотте. Только на этот раз уже в качестве русской императрицы Александры. И действительно, карусель 1842 года стала, по воспоминаниям современников, одной из самых роскошных в истории - настоящим символом всемогущества императора Николая I.

От других каруселей царскосельскую отличало одно очень важное обстоятельство. Если раньше для таких игр делались имитации рыцарских доспехов (для лёгкости - обычно из кожи, покрытой серебряной или чёрной краской), то теперь, следуя духу Средневековья, русский император распорядился устроить настоящую военно-историческую реконструкцию. Для этого воспользовались коллекцией императорского Арсенала, считавшейся одной из лучших в Европе.

Придворный и знаменитый мореплаватель Фёдор Литке вспоминал:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Всё это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это ещё не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры… совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не уверены, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся».

Царскосельская карусель

В торжественной церемонии участвовала почти вся семья императора, большая часть придворных и офицеры лейб‑гвардии.

Вечером 23 мая перед зданием Арсенала в Царском селе собрались участники торжества. В сопровождении герольдов со знамёнами и под музыку военного оркестра кавалькада двинулась к Александровскому дворцу. Особую экзотичность придавало зрелище конных черкес императорского конвоя. Они и в XIX веке к парадной форме носили средневековые кольчуги, шлемы и богатое восточное оружие.


«Царскосельская карусель»

Выезд императора с семьёй запечатлён на знаменитой картине Горация Верне «Царскосельская карусель». На переднем плане Николай I в рыцарских доспехах и Александра Фёдоровна в средневековом платье из золотой парчи с русским двуглавым орлом. Слева на заднем плане ещё два рыцаря: наследник Александр и герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рядом с императрицей великие княжны Ольга и Александра. Справа великий князь Константин. Рядом с матерью маленькие пажи - великие князья Николай и Михаил, который после праздника оставил краткую запись в дневнике: «Мне было ужасно весело».

Для себя и наследника Николай I выбрал отличные доспехи, сделанные в максимилиановском стиле в начале XVI века. Эта вершина развития рыцарского защитного снаряжения отличалась очень эффектным внешним видом - благодаря крупным металлическим пластинам, покрытым рифлением, увеличивающим прочность доспеха.

Последняя карусель в России состоялась в 1914 году. Представление устроили офицеры Кавалергардского полка в честь своего шефа, императрицы Марии Фёдоровны. В дневнике по этому случаю она написала: «В 9 часов вечера я и Мари отправились на caroussel, устроенную кавалергардами. Всё также прошло прекрасно и невероятно весело».

Мне десять лет, и мне снится карусель. Она как звездолёт — круглая, яркая, громкая - приземлилась в старом парке через дорогу.


Радужный шатёр с флажком, игрушечная музыка, зеркальца, позолота. Странный человек продаёт билеты, говорит «внимание, мы отправляемся», заводит механизм.
И по кругу: лошади, лошади, лошади. Большие, совсем как живые. С настоящими гривами и хвостами.
Во сне я не видел лица хозяина карусели. Меня всегда будили до того, как я успевал прокатиться верхом на рыжей лошадке хотя бы пару кругов.

На самом деле у нас в парке не было большой праздничной карусели. Только тир, игровые автоматы за 15 копеек («морской бой» и «зимняя охота»), маленькое колесо обозрения и качели-лодочки.


Настоящие старинные карусели я увидел уже взрослым в Париже и в Праге, а потом и в Москве перед Парком культуры имени Горького. Прокатиться хотели все: и маленькие, и большие.

В Париже рядом с каруселью продавали счастливые лотерейные билеты, лимонное мороженое и печёные каштаны, в Праге - играл духовой оркестр, в Москве фотограф снимал счастливые лица тех, кто мчится по кругу.

Поначалу этот аттракцион не был детским. В XII веке восточные наездники состязались на круглой арене в силе и ловкости верхом на боевых лошадях.
Крестоносцы - итальянцы и испанцы - назвали эту суровую забаву «маленькая война», «garosello» или «carosella». Они и распространили этот обычай по Европе.

В XVII веке рыцарские турниры утратили жестокость и превратились в игру: нарядные всадники скакали по кругу и копьями срывали колокольчики и золотые кольца, подвешенные на нитях.

Французам такая забава пришлась по душе, и, чтобы развлечь детей из дворянских семей, они придумали тренажёр на поворотном круге - деревянных лошадок, размером с пони, чтобы сызмала воспитывать ловких наездников в будущих рыцарях.
Это приспособление - прабабушка всех современных каруселей.

Первые механические карусели изобрели ещё в XVIII веке, а в Россию их, как и многое другое, привез Петр I. Со временем потеха наскучила дворянским сыновьям, и на ярмарках стали строить карусели для простого народа.

Но день рождения настоящей карусели (с шатром, музыкой, зеркалами и разноцветными лошадками) - 25 июля 1871 года. Именно в этот день предприимчивый американский еврей Уильям Шнайдер получил свой патент.

Это была роскошная двухэтажная карусель, настоящее произведение искусства: табун разноцветных лошадок, закрытые от ветра кабинки и специальные места для родителей. Лошадки кружились довольно медленно, примерно с такой же скоростью, с какой человек гуляет по парку. Чтобы посетители не скучали, Шнайдер придумал включать музыку - цирковой органчик. И ещё были разные сюрпризы: над головами зрителей, как в театре, двигались искусственные облака, сменяли друг друга волшебные картины, в самом сердце карусели двигались механические куклы, с земли пассажирам продавали сладости и сувениры, а по вечерам на шатре сверкали бенгальские огни.

Сейчас невозможно представить себе парк аттракционов или городскую ярмарку без карусели.


Когда появились электромоторы, Уолт Дисней установил в своем парке развлечений красочные карусели, которые вращались так быстро, что поездка верхом на деревянной лошадке походила на полёт в космос.
С тех пор детей и взрослых возят по кругу не только лошади, но и тигры, львы, жирафы, единороги, золотые грифоны, кентавры, драконы, дельфины, динозавры и даже русалки с кузнечиками.

Однако старые лошадки до сих пор с нами. В Ирландии и на юге Франции есть династии оседлых цыган, которые и сегодня вырезают и расписывают карусельных лошадей с грустными и весёлыми глазами, с пёстрой сбруей, чёрными лакированными копытцами и пышными чёлками.

Секреты мастерства передаются от отца к сыну. Говорят, эти лошадки приносят удачу на весь год тому, кто хоть раз прокатился на карусели в первое воскресенье летних каникул.

Карусель - это цирк-шапито, где ты и зритель и наездник, это дорога в детство, которое не кончается, пока играет музыка, пока продают билеты, пончики, сахарную вату и жареные каштаны, а в календаре красным цветом отмечают выходные дни.

Забава стала городской легендой, много сказок связано с нею:


»…Они обернулись к карусели.
И вовремя.
Потому что в этот самый миг музыка грянула ещё громче, запели трубы, и карусель, не переставая бешено вертеться, оторвалась от земли.
Всё выше и выше поднималась она, разноцветные кони неслись по кругу, и отсвет её огней позолотил листву на верхушках деревьев.
- Она улетает! - сказал Майкл.
- Мэри Поппинс, вернитесь! О вернитесь! – кричали ребята, протягивая к ней руки.
Но ответа не было.
Карусель уже поднялась выше самых высоких деревьев, и, вращаясь, ввинчивалась в небо.
Вот уже и силуэт Мэри Поппинс стал чуть заметной тёмной точкой на фоне яркого круга света… Вот уже и сама карусель, всё уменьшаясь и уменьшаясь, казалась только яркой звёздочкой на вечернем небе, чуть побольше остальных звёзд».
(«Мэри Поппинс», перевод Бориса Заходера)

Так Памела Трэверс в сказке о волшебной няне отправляла Мэри Поппинс к новым приключениям.

А в повести Рэя Брэдбери «Надвигается беда» карусель стала по-настоящему опасной и таинственной:

«Под стук, звон и бряканье карусель двинулась с места.
«Но ведь она же сломана!” - в панике подумал Вилли и растерянно оглянулся на Джима. Тот показывал вниз. И тут только Вилли заметил: карусель вращалась в обратную сторону! «И музыка тоже наоборот”, - догадался Вилли».
(перевод Н. Григорьевой и В. Грушенецкого)

Ночная карусель в кочующем балагане Людей Осени могла отправить человека в прошлое или будущее за считанные минуты. Говорят, все карусельные лошадки попадают в рай и никогда не забывают своих седоков.
Но каким бы ни было волшебство карусели - она всегда останется с нами, с детства до старости. Сохраняйте купленные билеты до конца круга.

Французский поэт Жак Превер писал:

«У лошадок глаза, как небо, чисты.
У лошадок всамделишные хвосты.
Пронзённые перекладиной медной,
удобной для седоков
вы всё кружитесь, кружитесь, бедные,
молча и не считая кругов.
Пока, волнуя нас и терзая,
музыка льётся не уставая,
глухи к привычному этому звуку,
вы всё бежите по кругу, по кругу.
Душе по нраву банальный припевчик,
и, возможно, она права.
Ну а лошадкам нравится музыка,
от которой кружится голова».
(перевод М. Яснова)

Рыцарские конные карусели - забава высшего класса, воинская конная игра, представление в подражание воинским турнирам (В. Даль). Это отражение определённых нравственных принципов и идеалов рыцарства: никогда не отступать от добродетели, не оставлять без защиты слабого, притесняемого сильным, покровительствовать беззащитным женщинам, находящимся в гонении и опасности. Увлечение рыцарскими идеалами сказалось и на проведении светских ритуалов.

Рыцарская карусель - состязание в видах военного искусства, в нём могли принимать участие только дворяне, и не могли участвовать представители других сословий. Во Франции карусели были любимым занятием дворян в конце XVII века, в них участвовал и сам король Людовик XIV, поражая всех своим воинским искусством. Тогда же появились и механические карусели для подготовки молодых дворян к состязаниям.

Механические карусели представляли собой устройства с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Люди, сидевшие на лошадях, старались во время вращения поражать щиты и мячи, срывать копьями подвешенные кольца. Механическая карусель появилась в России при Петре I ещё до возникновения конной.

Первая конная карусель в России была организована при Екатерине II в Санкт-Петербурге в 1766 году. Первоначально её планировали провести в 1765 году, и всё уже было подготовлено, даже съехались дворяне из отдалённых губерний для участия в турнире, но из-за дождливой погоды - за всё лето не выдалось ни одного погожего дня - карусель перенесли на следующий год.

Участники карусели делились на четыре группы всадников, называемых кадрилями: славянскую, индийскую, римскую и турецкую, все были одеты в соответствующие костюмы. Первую группу возглавлял граф Салтыков, второй командовал Григорий Орлов, третьей - его брат Алексей, а четвертой - князь Петр Репнин, который разработал план всей карусели. Судил состязание генерал-фельдмаршал Миних. До начала турнира все кавалеры должны были доказать своё дворянское происхождение обер-шталмейстеру.

На Сенатской площади перед Зимним дворцом был построен огромный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей по проекту архитектора Ринальди, а на барьере, обрамлявшем арену, были нарисованы воинские доспехи, гирлянды цветов и львиные головы. С двух сторон к амфитеатру подходили по две кадрили. В конвое церемониймейстера были два трубача, восемь герольдов и восемь всадников под командованием унтер-офицера, при кавалерах были оруженосцы, возничие и музыканты, исполняющие национальные мелодии.

Получив разрешение императрицы, обер-церемониймейстер князь П.А.Голицын отдал приказ начать турнир. Сигналом стал выстрел трёх адмиралтейских пушек. Состязание открывали дамы на золочёных колесницах - участницы на ходу метали дротики в расставленные цели. Победительницей оказалась Наталья Петровна Чернышёва, в замужестве княгиня Голицына (она впоследствии стала прообразом пушкинской Пиковой дамы), одна из самых заметных фрейлин императрицы. Она прекрасно скакала на лошади, как с дамским, так и с мужским седлом, стреляла из ружья и лука и даже фехтовала, и с восторгом приняла участие в рыцарском турнире. Наталья Чернышёва не только метала дротики, но и стреляла из лука с колесницы. Ей достался первый приз - золотая медаль и бриллиантовая роза из рук императрицы.

Самым захватывающим было выступление мужчин. Кавалеры на всём скаку срубали головы куклам, изображающим мавров, пронзали копьями картонных негров и муляжи кабанов, но главное - рыцари решили превзойти друг друга в роскоши туалетов. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились неисчётные…на цену многих миллионов». Первое место среди мужчин занял И.А.Шаховской, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу.

В июле провели второй этап турнира. Победительницей среди дам снова стала Чернышёва, а среди мужчин пришлось провести дополнительные соревнования: на первое место претендовали оба брата Орловы. По окончании турнира все собирались в Летнем дворце, судьи там совещались, кому присудить первенство, а рыцари ожидали призов. Первое место среди рыцарей занял Григорий Орлов, получив приз и лавровую ветвь, а его брат Алексей - «приз зрительских симпатий» - дамы подарили своему любимцу по несколько цветков из своих букетов. После раздачи призов и ужина до пяти часов утра продолжался «бал в масках». В честь карусели для награждения победителей были выбиты золотые медали, на одной стороне которых изображена императрица, а на другой - ристалище, над которым парит орёл с венком.

При Павле I карусели проходили в Гатчине, где для этого был построен стационарный амфитеатр, развалины его можно и сейчас увидеть в гатчинском парке.

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский доживал свой век в Москве. В усадьбе Орлова в Нескучном саду в манеже устраивались карусели, в которых принимала участие дочь графа Анна Алексеевна. Она на всём скаку выдергивала копьями ввернутые в стены манежа кольца и срубала головы манекенов, и стала главной героиней рыцарской карусели, которая состоялась в Москве в 1811 году.

Московская карусель 1811 года устраивалась на взносы почетных гостей-благотворителей, среди которых были самые знатные люди государства. Напротив Александровского дворца и Нескучного сада построили амфитеатр на пять тысяч человек, вся Москва с нетерпением ожидала карусели, которая состоялась 20 и 25 июня 1811г. Четыре рыцарских кадрили - Военная, Галльская, Венгерская и Русская - выезжали на арену на лошадях редкой красоты и демонстрировали своё умение владеть копьём, шпагой и пистолетом.

Карусель 1811 года была благотворительная, собранные деньги были розданы находящимся в Москве раненым солдатам, бедным офицерам, вдовам, и на них же выкупали несчастных должников, арестованных кредиторами. С тех пор карусели пошли на убыль, стали проводиться уже без воинских упражнений, и свелись к исполнению дамами и кавалерами различных танцев на лошадях.

Николай I считал карусели отличной тренировкой для гвардейцев, и при нем их стали проводить особенно часто. Последняя карусель состоялась 23 мая 1842 года по поводу 25-летия бракосочетания императора Николая I. Вечером с площади «Арсенала» выступил рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров. Кавалеры были в доспехах, взятых из «Арсенала», а дамы в платьях XVI века. Император Николай и цесаревич Александр были в латах времен Максимилиана, а младшие великие князья - в костюмах пажей той эпохи. Кортеж прибыл на площадку перед Александровским дворцом, здесь была исполнена карусель, состоявшая из кадрили и других сложных эволюций в конном строю. Этот рыцарский праздник, по желанию государя, в 1843г. запечатлел художник Орас Вернье в картине «Царскосельская карусель», которая теперь находится в Гатчине.

Традиции проведения каруселей в России неожиданно начали возрождать в XXI веке, только теперь карусель называется и выглядит по-другому: развод пеших и конных караулов Президентского полка - очень красочная и зрелищная церемония. Развод включает в себя плац-парад и вынос регалий, в течение 20 минут рота Почётного караула демонстрирует строевые приёмы с оружием, а кавалеристы - конную карусель. Первый развод состоялся 16 апреля 2005г., он проходит только в тёплое время года, каждую субботу, на Соборной площади Московского Кремля, а в последнюю субботу месяца - на Красной площади, под аккомпанемент оркестра Президентского полка, исполняющего различные сигналы и марши.

На церемонии используется боевое оружие: карабины и шашки образца 1927 года, а форма стилизована под амуницию лейб-гвардии Драгунского полка, которая разрабатывалась двором Николая II к празднованию 100-летия победы в войне 1812 года. Развод караулов в Кремле ничем не уступает лучшим образцам подобных церемоний в мире.

В 1559 году на рыцарском турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал королю в глаз.
С тех пор кровопролитные рыцарские турниры были запрещены, а им на смену пришли КАРУСЕЛИ.


Карусель (итал. carosello "маленькая война", франц. carrousel) - конная военная игра, достигшая большого развития в XVII в., заменив турниры.
Таким образом, само слово "карусель" появилось еще в средние века и обозначало военный праздник, парад, красочное показательное выступление конницы. Обязательным элементом такого праздника были рыцарские игры. Так, например, всадники перемещались по кругу и копьями срывали развешанные золотые кольца.

Для тренировки юных наездников в XVIII веке французские инженеры начали строить вращающийся аттракцион с подвесными деревянными лошадьми, сидя на которых посетители должны были снимать копьем кольца со столбов или поражать установленные по кругу мишени. Позднее карусели стали делать не только для обучения детей, но и для развлечения, а помимо лошадей на них появились и другие животные.
Одну из таких механических каруселей привез в Россию Петр I. Со временем аттракцион совершенствовался, постепенно придя к знакомому нам сегодня виду.

Карусель на Девичьем поле. 1904 год

На этой гравюре хорошо проиллюстрирована игра с кольцом:


Изначально фигуры были подвесные а саму карусель приводили в движение вручную или использовали для этого лошадей или осликов. К середине девятнадцатого века была разработана вращающаяся карусельная платформа, фигурки стали ставить на неё.
Примерно в это же время автоматизировали механизм кручения - появились карусели с паровым двигателем и электрические. Появился механизм, позволявший фигурам не просто стоять на вращающейся платформе, но и совершать движения вверх и вниз.







Итак, родиной карусели является Франция.
Очень интересный рисунок Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905 год. Представлена небольшая передвижная карусель на телеге. Здесь же шарманка для музыкального сопровождения.

Подобные карусели были очень популярны на сезонных ярмарках в городах и деревнях.
Вот ещё пример небольшой передвижной карусели:

Такие фургончики часто были в составе кочующих цирков.

Circus carousel wagon, 1910

В наши дни карусели во Франции не утратили свою популярность. Париж называют городом каруселей, здесь их насчитывается более трёх десятков. Карусели расположены у Мэрии (Place de l’Hôtel de Ville), на площадях: Одеон (Place de l’Odéon), Жоффр (Place Joffre), Мадлен (Place de la Madeleine), Согласия (Place de la Concorde), на эспланаде вокзала Монпарнас, рядом с дворцом Шайо (Place du Trocadéro).

Самая старая Парижская карусель, дошедшая до наших дней, находится в Люксембургском саду. Garnier, 1879 года постройки. Детям на этой карусели дают деревянные палочки, которыми нужно попасть в кольцо, удерживаемое служителем.

Ещё одна старейшая карусель Европы находится в Праге и принадлежит Национальному Техническому музею. В данный момент ведётся её реконструкция, которую планируют завершить в конце 2017 года.

«Лошадки интересны тем, что корпуса у них деревянные, в брюхе - солома, а сами фигурки обтянуты настоящей лошадиной шкурой. Поэтому реставрация этих лошадок - очень трудоемкая работа. В 1930-е годы лавки на карусели заменили машинками, и еще на карусели установили фигурки двух аистов. Первоначально карусель запускалась приложением усилий бегающего вокруг нее прислужника. В документе говорится, что по причине неудобства владелец оборудовал карусель механическим приводом».




Copyright © 2024 Школа и образование.