Регенерация промышленной прибрежной морской зоны баку. Градостроительная регенерация части промышленной территории Красноармейского района города Волгограда на принципах гибкости и устойчивости Высотный центр Мельбурна

УДК 624; 69; 72 ДЕМИДОВА Е. В.

Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства

Статья посвящена проблеме реабилитации промышленных территорий, особенно актуальной в российских городах. Акцент сделан на изучении понятий, объясняющих процесс восстановления городских территорий, - реабилитация, реконструкция, реновация, ревитализация и др. Автор характеризует элементы реабилитации посредством применения «биологического» подхода к изучению городов. Примером одной из форм реабилитационного процесса выступает обновление промышленных территорий в отечественных городах.

Ключевые слова: реабилитация, реконструкция, реновация, ревитализация, реструктуризация, промышленные территории.

THE REHABILITATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES AS PARTS OF THE CITY SPACE

The article is devoted to the problems of rehabilitation of industrial territories which is especially actual in the Russian cities. In article the emphasis is placed on studying of the concepts explaining process of restoration of urban areas - rehabilitation, reconstruction, renovation, revitalization, etc. The author characterizes rehabilitation elements by means of application of «biological» approach to studying of the cities. There is presented examples of rehabilitation process - regeneration of industrial territories in the Russian cities.

Keywords: rehabilitation, reconstruction, renovation, revitalization, restructuring, industrial territories.

Демидова

Владимировна

старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: [email protected]

В современных российских условиях наблюдается крайняя неравномерность пространственного экономического развития. Неправильно сформирована система расселения на муниципальном уровне с отсутствием достаточного числа средних городов и доминированием мегаполисов, которые стягивают капитал, инвестиции и трудовые ресурсы. Взаимодействие регионов малопродуктивно, а мобильность населения крайне затруднена; в стране отсутствуют высокоэффективные территориальные промышленные кластеры, используемая инфраструктура устарела. Решение этих проблем связано с разработкой и реализацией комплексных стратегий, направленных на гармоничное развитие территориальных комплексов.

В связи с этим наиболее актуальные проблемы развития городских территорий заключены в сфере реконструкции городов, упорядочения развития городских агломераций, комплексного преобразования всей среды жизнедеятельности человека, ее экологизации, гуманизации и эстетизации на основе регионализма, который предполагает учет местных градообразующих факторов и условий, что в общем виде представляет собой процесс реабилитации городского пространства.

При помощи реабилитационной политики городские структуры создают своего рода поляризацию пространства, выявляя слабые места и проблемные участки, учитывая инфраструктурные предпосылки (можно составить «карту военных действий»), обеспечивая принятие правильных управленческих решений, определяя формы землепользования, направления и объемы реконструкции и нового строительства. Можно сказать, что политика реабилитации городского пространства - своего рода молекулярная теория развития территории, когда все участники процесса создания среды обитания работают осознанно и взаимоувязанно. В данном случае она обеспечивает разрешение противоречий между собственником и всем городским сообществом.

Реабилитация городского пространства в общем случае представляет собой восстановление. В настоящее время в научной литературе не сложилось общепринятой универсальной научно-технической терминологии в данной сфере человеческой деятельности. В отечественной литературе понятие «восстановление пространства» наполняется различным содержанием: синонимами выступают «переустройство», «обновление», «реконструкция», «модернизация», «реставрация», «реструкту-

ризация», «реновация», «ревитализация» и др. Попробуем разграничить данные термины и обосновать целесообразность использования понятия «реабилитация» в настоящем тексте.

Потребность в преобразовании городского пространства означает фундаментальный сдвиг общественного развития. Век коммуникаций и постиндустриального развития способствует тому, что системность и связность становятся ключевыми характеристиками современного общества, повышая уровень социальной сложности, что приводит к необходимости адаптации городских поселений.

Рассматривая город как социальный организм, Н. П. Анциферов предложил, по аналогии с живым существом, выделить три элемента, которые определяют три подхода к изучению его единства - анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма .

Органической теории города придерживается и М. Г. Диканский, который описывает следующую парадигму в изучении города: «Современная наука о городе рассматривает улицы, площади, рынки, способы сообщения и т. д. как части единого целого, как части городского организма». В деловой части города автор слышит «сердце городского организма», в движении толпы «циркуляционную систему», в электрическом освещении и телефонных линиях - «нервную систему», в административном центре - «разум, контролирующий действия», а душа города проявляется «в стремлениях и чувствах граждан» .

Во многом экстраполяция термина «реабилитация» (лат. re... - вновь + habilis - приспособленный, удобный; rehabilitation - восстановление способности, годности) из медицины в городские теории развития объясняется исследованиями социальной жизни больших городов.

В «Словаре русского языка» приводятся три определения данного понятия: восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица; восстановление по суду или в административном порядке в прежних правах; восстановление здоровья и трудоспособности лиц, физические и психические способности которых ограничены после перенесенных заболеваний, травм .

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов под реабилитацией подразумевают комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановле-

нию автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных или врожденных заболеваний, а также в результате травм . При этом большое значение имеет социальная адаптация больных, пострадавших и инвалидов. По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, реабилитация определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий, возможный для него уровень функциональной активности» .

В юриспруденции реабилитация - это возвращение лицу ранее потерянных им прав, привилегий, доброго имени, репутации; исправление, перевоспитание преступников; возвращение преступника к нормальной трудовой деятельности и общественной жизни путем использования таких средств, как освобождение на поруки, условно-досрочное освобождение и т. д. В экологии реабилитация - это восстановление, приведение поврежденной экосистемы, ландшафта и т. д. к исходному состоянию.

В связи с развитием реабилитационных явлений с точки зрения экономических отношений представляется необходимым ввести понятие реабилитации в терминологический аппарат градостроительной деятельности. Такой подход означает отказ от рефлексивных пошаговых реакций на конкурентные и внутренние угрозы развития и основывается на стратегии упреждающего формирования условий для устойчивой эволюции города как единого целого.

Термин «реабилитация» применительно к городским территориям впервые появился в связи с реконструкцией и восстановлением целых кварталов многих европейских городов после Второй мировой войны. В Соединенных Штатах Америки необходимость в реабилитации была вызвана процессами джентрифика-ции, происходящими в крупных городах.

В российских городах, вслед за зарубежными, также назрела потребность в обновлении городского пространства. В стране сменился характер урбанизации - она перешла из фазы социалистической, государ-ственно-обеспечиваемой, в ту фазу, где на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов экономики, сво-

бодно выбирающих место для своего жилья и бизнеса. Государственные капитальные вложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.

Тем не менее в отечественной литературе на сегодняшний день понятие реабилитации относительно градорегулирующей деятельности встречается достаточно редко. Процесс реабилитации городских территорий за рубежом означает восстановление городской среды, снос устаревших зданий, обустройство свободных территорий и строительство проектов по новым дизайнерским и конструкторским технологиям .

Автор определяет реабилитацию как организованное преобразование ткани городского пространства, которое достигается в результате одновременной работы по четырем направлениям - техническое обновление, социальное оживление (ревитализа-ция), экономическая модернизация и экологическое восстановление (Иллюстрация 1).

Первым элементом является техническое переоборудование, а именно реконструкция. Реконструкция (от лат. re... - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и ranstmrtio - построение) - коренное переустройство, перестройка по новым принципам; восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям .

В промышленности реконструкция представляет собой видоизменение, переделку существующих основных фондов на основе их технического совершенствования. Словарь естественных наук гласит: «Реконструкция объекта - проведение строительных работ в целях изменения существующих техникоэкономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих: реорганизацию объекта; изменение габаритов и технических показателей; капитальное строительство, пристройки, надстройки; разборка и усиление несущих конструкций; переоборудование чердачного помещения под мансарду; строительство и реконструкцию инженерных систем и коммуникаций. При реконструкции зданий предусматривается полное или частичное освобождение помещений: отселение жителей, вывод организаций и т. д.» .

В Российской архитектурно-строительной энциклопедии (часть IV)

дается следующее определение понятия: «Реконструкция объектов строительства - это приведение строительными средствами зданий и сооружений различного функционального назначения в соответствие с требованиями времени» . Прежде всего, в задачи реконструкции входит устранение морального и физического износа объектов строительства. Реконструкция объектов строительства «должна рассматриваться в связи с градостроительной ситуацией, окружающей средой, которая определяет... параметры реконструируемых зданий» . Обычно реконструкция объектов строительства бывает связана с их частичной или полной перепланировкой в соответствии с изменившимися социальными и техническими требованиями. Обязательным условием реконструкции является обеспечение современного уровня комфорта и благоустройства.

Применительно к градостроительству реконструкция города - это обновление, коренное преобразование исторически сложившегося города (его планировки, застройки и благоустройства), вызываемое современными социально-экономическими, санитарно-гигиеническими и архитектурно-художественными требованиями и осуществляемое на основе достижений науки и техники .

В Градостроительном кодексе РФ также дается понятие реконструкции, под которой понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения .

Е. М. Блехом предлагается другое определение, которое включает не только технико-технологическое, но и экономическое содержание: реконструкция трактуется им как форма расширенного воспроизводства отдельных зданий и всего жилого фонда и застройки города, микрорайона, квартала . Это наиболее широкое, общее понятие, охватывающее все сознательные действия, направленные на улучшение жилой застройки и качества жизни населения.

В Российской архитектурностроительной энциклопедии приводится понятие реконструкции архитектурно-исторической среды городов - «это достаточно свободный. режим строительных работ, подчиненный задачам функционирования объектов историко-культурного наследия в новых социально-экономи-

ческих условиях, допускающий снос ветхих строений, перепланировку. не исключающего возможность использования новых строительных материалов» . Приведенное определение реконструкции архитектурно-исторической среды городов является самым общим понятием реконструкции, объединяющим в себе более частные понятия.

Двумя подвидами реконструкции, которые могут быть отнесены к преобразованию городского пространства, являются реставрация и модернизация.

Реставрация (от лат. restavratio - восстановление) - вид деятельности, направленный на восстановление утерянных качеств объекта реставрации. Это может быть привлекательный внешний вид, практичность и надежность конструкций, элементов отделки, коммуникаций. Существует несколько видов реставрационных работ, которые объединяет единая цель - восстановить утраченные свойства и функции, эстетику объекта.

По А. Ф. Лосеву, «реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле подчиняется его закономерностям^!), 9]. Значительная часть реставрационных работ предполагает воссоздание исторического облика памятника. Вклад творчества реставраторов в этот процесс направлен именно на это, замысел автора памятника должен быть сохранен - это главный принцип реставрации.

Модернизация (от греч. modeme - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества . Это процесс приспособления объекта к новым взглядам и потребностям, придание ему современного облика.

Модернизация представляет собой форму простого воспроизводства. При модернизации выполняется комплекс мероприятий, направленных на снижение физического и морального износа, за исключением увеличения общей площади, изменения объема и назначения здания. Данный термин не пригоден к описаниям городской среды, потому что не передает комплексного характера изменений сложных систем.

Следующим шагом реабилитации является работа с «организмом» города, а именно - реструктуризация.

Реструктуризация (лат. ге... - вновь, снова, назад + лат. stгuctuгa - устройство, строение, состав) - из-

менение структуры чего-либо , в нашем случае - системы управления городским пространством.

Это важный элемент реабилитационного процесса, призванный оптимизировать структуру городского хозяйства и механизм его управления, которые будут обеспечивать уровень эффективности, обеспечивающий ее конкурентоспособность. Реструктуризация - та часть преобразования, где наблюдается самая быстрая отдача, а трудности - самые существенные. Многие города останавливаются на данном этапе, не используя другие направления, что не приводит к новому импульсу развития.

Ревитализация имеет дело с социальной стороной городского пространства и призвана регенерировать социальную активность и гражданскую ответственность.

Ревитализация (от лат. ге. - приставка, обозначающая возобновление или повторность действия + лат. у^аНз - жизненный, животворный, живой - в буквальном переводе «возвращение жизненных сил») - это процесс «оживления» городского пространства путем обеспечения людей качественной и благоприятной средой обитания, предоставления возможностей творческого и профессионального роста, активной социализации и культурного развития. Это наиболее трудоемкий и наименее исследуемый элемент, который, тем не менее, является потенциально наиболее сильным направлением реабилитации.

Реновация (от лат. гепоуайо - обновление, возобновление) - возбуждение процесса роста посредством установления связи города с окружающей средой. Реновация направлена на обменные процессы и предполагает использование внешних источников для своего развития и нивелирование негативных факторов и условий.

Каждое направление реабилитации содержит свой набор инструментов, каждый из которых относится к какой-либо сфере городского «организма», что представлено на Иллюстрации 2.

Применяя концепцию изучения городского пространства как биологического механизма, представленную на Иллюстрации 2, можно сделать вывод, что секрет устойчивого городского развития заключается в способности руководить одновременным взаимосвязанным преобразованием всех его систем (производство, инфраструктура, менеджмент, человеческие ресурсы, отношения с внешней средой и т. д.).

0*еПеТ сос^ог/:

1а С &-РІ г~ 2 і физичеаого эеконст- облика города 1 РУКЦИЯ Реструк- торизация 1 рынков \%\ ■» -о " о о \\ 1 Ш

Межгородская 1 Ренова- Ревита-) ,*0спечение л и за ци я /

\ \ % ® \ ция 5 г ^ 01 £ $

\ Ж / \ х/ /// В, ^ \ \ / £ о \ф%° # I 8 \ %\\ \ 74 і \ л\\ х і % V /

Иллюстрация 1. Четыре элемента реабилитации городской территории

Иллюстрация 2. Общая «биологическая» схема реабилитации городского пространства

Компонентами реабилитации выступают не только улучшение технических характеристик, основанных на современных строительных технологиях и планировочно-композиционных решениях, но институциональное (общественное) и экологическое преобразование. Это сложный процесс качественного воспроизводства городского пространства, обладающий синергетическим эффектом.

Реабилитация пространства города включает в себя не только технические и организационные, но и экономические, юридические, управленческие и другие вопросы и рассматривается как процесс био-лого-социально-экономического преобразования, отражающий новые рыночные отношения между его участниками.

Сущность политики и выбор методов проведения реабилитации городских территорий зависят от политических, экономических, социальных, конъюнктурных и даже природно-климатических факторов. К политическим факторам относятся разработка градостроительной концепции, позиция органов местного самоуправления; к экономическим - возможности бюджетов всех уровней управления, потенциальных инвесторов, в том числе и населения; к социальным - удовлетворенность населения качеством городского пространства, улучшение показателей качества жизни; к конъюнктурным - состояние спроса и предложения, уровня цен на рынках недвижимого имущества.

Изучив зарубежный опыт обновления городских пространств, можно утверждать, что типичными предпосылками реабилитации городских участков выступают:

1 низкое качество функционирования городских зданий и сооружений, вызванное неблагоприятными погодными условиями и длительным периодом эксплуатации;

2 нерациональное зонирование территорий, не обеспечивающее экологическую, санитарную и транспортную безопасность населения;

3 необходимость восстановления исторической ценности памятников архитектуры и старых городских кварталов;

4 переход на такой тип муниципальной политики (как во Франции), задачей которой является социальная интеграция и стимулирование инвестиционного процесса в качестве рычагов управления экономическим ростом;

5 добровольное желание горожан и инвесторов содействовать прогрессу городского развития;

6 смена конфигурации социальной картины города, изменение местного или регионального имиджа. Целью территориальной реабилитации является улучшение качества городского пространства, а следовательно, повышение уровня жизни горожан. Суть данного действия заключается в максимально эффективном использовании возможностей территорий; обеспечении их устойчивого развития; повышении конкурентоспособности и развития социальноэкономического потенциала .

Россия только вступила на путь развития административно-территориальных единиц по принципу корпоративной стратегии. Однако актуальность комплексной реабилитации территорий отечественных городов не вызывает сомнений.

Во-первых, сложившаяся структура города «советского» типа лишь частично отвечает рыночным условиям, отличаясь низким качеством жилья и рекреационных зон, высокой долей промышленно-складских территорий в центре города, неблагоприятной транспортной ситуацией (уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует нагрузке и не поспевает за ростом автопарка в городе).

Во-вторых, процессы трансформации городских экономических функций, развитие новых технологий, рост доходов населения и изменение их потребностей выдвигают новые требования к качеству городской среды.

В-третьих, в стране сменился характер урбанизации. Государственные капиталовложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.

Промышленные предприятия и транспортная сеть на их территории - традиционно устойчивые с градостроительной точки зрения структуры. Сейчас они вынуждены становиться более динамичными и вживляться в общую городскую инфраструктуру, чтобы избежать постепенной деградации и упадка.

Заводы-гиганты и их огромные промышленные территории со всеми прилегающими административными зданиями, производственными помещениями, складами и отлаженной транспортной инфраструктурой занимают огромную территорию в географическом центре отечественных городов. Все перечисленные факты делают данную территорию чрезвычайно привлекательной для девелоперов.

В советский период промышленные предприятия строились преимущественно на окраинах города, постепенно «обрастая» жилой зоной. Сегодня они оказались полностью окруженными жилой застройкой, которая имеет свою разнообразную структуру, предметно-пространственную среду, не связанную с промышленными зонами по архитектурно-художественному облику и уровню благоустройства. В результате эти зоны существуют сами по себе.

В Советском Союзе и отечественной литературе тех лет уделялось внимание обновлению морально и физически устаревших зданий и кварталов; реконструкции промышленных объектов; однако аспект этих знаний носил сугубо технический характер, что не отвечает реалиям современности, когда необходимо восстанавливать (трансформировать) целые зоны, учитывая социальные, экологические и экономические последствия данных преобразований. Научные организации в то время занимались схемами упорядочения промышленной застройки; основные варианты обновления городской среды сводились к решению транспортных проблем, а также планировочных задач посредством расчленения крупных промышленных комплексов на более мелкие составные единицы, в результате чего город получал более открытую структуру. Однако данные предложения редко реализовывались на практике, поскольку у городских властей отсутствовал механизм управления процессами территориальной трансформации.

Рыночная экономика и новая законодательная база предоставили органам местного самоуправления, бизнесу и жителям право самим распоряжаться вопросами городского переустройства. Сегодня редевелопмент промышленных территорий способен принести очевидные результаты как городу (изменение внешнего облика), так и предпринимателям, готовым вложить средства в бывшие заводы. В последнее десятилетие в стране появились первые результаты реабилитации «промышленных зон».

Конверсия бывших промышленных территорий представляет необычайный градостроительный интерес для большинства индустриальных городов. В ходе деиндустриализации освобождаются площади в существую-

Иллюстрация 3. Двор дома по ул. Комсомольская, 76, Екатеринбург, Свердловская область. URL: http://www.mira39. ru/gallery/13

щих границах поселений, и, что наиболее привлекательно для инвестиций, - в центральных районах городов. Эти площади могут использоваться для развития городской инфраструктуры, строительства жилья, совершенствования транспортной системы.

В городе Екатеринбурге согласно Генеральному и Стратегическому планам развития был определен перечень промышленных предприятий, планируемых к выносу за городскую черту. Некоторые собственники предприятий сами выступают в роли инвесторов: например, «Уралобувь» строит жилой комплекс «Университетский» на месте бывшей фабрики (Иллюстрация 3).

На месте шарикоподшипникового завода был построен жилой комплекс «Бажовский» (Иллюстрация 4).

Ключ к положительному эффекту от таких проектов лежит в их полифункциональности. Это означает отказ от огромных моноструктур в застройке, как, например, крупные торговые комплексы, однофункциональные общественные центры либо крупные селитебные образования без интегрированной в них инфраструктуры.

Наиболее востребованной частью программ по реабилитации индустриальных зон являются проекты преобразования старых неработающих заводов и фабрик в значимые для города объекты (музеи, картинные галереи, кинотеатры и т. д.). Дисфункциональные городские пространства - бывшие промышленные площади, портовые терминалы, территории казарм или устаревшие транспортные узлы - требуют нового использования. Так, Невьянский историко-архитектурный музей располагается в здании бывшей электростанции XIX в. рядом с башней (Иллюстрация 5).

Иллюстрация 4. Жилой комплекс «Бажовский», Екатеринбург, Свердловская область. URL: http://www.bazhovsky-pr. ru/gallery3/index.php/SDC11957

Иллюстрация 5. Музей в здании бывшей электростанции и Невьянская башня, г. Невьянск, Свердловская область. URL: http:// wikitravel. org/ru/%D0%A4%D 0%B0%D0%B9%D0%B B:Nevyansk-tower2.jpg

Иллюстрация 6. Выставочный центр креативного пространства «Ткачи», г Санкт-Петербург URL: http://www.kommersant. 1^^^1882536

Еще одним вариантом реконструкции промышленных сооружений без их абсолютного сноса является их переориентация под жилые помещения - лофты (Иллюстрация 6). Лофтом на Западе называют жилые помещения, переоборудованные на базе старых индустриальных зданий - производственных или складских пространств с высокими потолками и сохранением основных конструкций. При этом возникает новая форма организации жилого помещения: внутреннее пространство представляет собой единый объем, за исключением изолированных подсобных помещений и санузлов.

Сейчас стиль «лофт» становится популярным и в России: в Москве, Петербурге, Чебоксарах и Екатеринбурге уже построены бизнес-центры и жилые комплексы. Однако в настоящее время в России застройщикам подчас проще снести старый завод или фабрику и построить на освободившемся месте новое здание. Лишь немногие из них решаются браться за реконструкцию исторических (но не охраняемых государством) построек. Так же популярна «стилизация» частных апартаментов под «лофт».

Заключение

Основным направлением реабилитации промышленных зон за рубежом является техническое перевооружение промышленных объектов с последующим изменением своего функционального назначения (вплоть до прямо противоположного - жилого, культурного, общественно-делового) .

история успеха обеспечивают городам новые экономические возможности, необходимое сегодня качество жизненного пространства, рабочие места и смысл существования .

Список использованной литературы

1 Блех Е. М. Социально-экономическая эффективность реконструкции и модернизации жилищного фонда/ВНИИТАГ: обзор//Жи-лые здания: обзорная информация. М., 1989.

2 Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. : электронный справочник: в 30 т. online. URL: http://great-soviet-encyclopedia. ru (дата обращения: 11.03.2012).

3 Большой экономический словарь/под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2002.

4 Вальчук Э. А. Диспансеризация и медицинская реабилитация. URL: http://minzdrav.by / med/docs / journal/St_2009_N2_3.pdf (дата обращения: 09.01.2012).

5 Градостроительный кодекс Российской Федерации. № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. Официальный текст. М., 2005.

6 Демидова Е. В. Проблемы реабилитации городских пространств // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2009. № 2. C. 52-56.

7 Диканский М. Г. Проблемы современных городов (движение в больших городах, кризис жилища). М., 1925.

8 Зарубежные и отечественные традиции в исследовании города/Центр социологических и маркетинговых исследований «АНАЛИТИК».

URL: http://socio-research.

ru / svd / cnt/ru/fldr_mainmenu / fldr_publications/fldr_thesis/fldr_ dnv_citymodification/fldr_dnv_ abstract / fldr_chapter_01 / cnt_ chap_01_03 (дата обращения:

9 Культура как локомотив развития города. М., 2006.

10 Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

11 Лысова А. И. Реконструкция зданий. Л., 1979.

12 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.

13 Политика городского восстановления. Опыт Франции/Документ Генерального управления урбанистики, жилья и строительства. Июль 2001 г.

14 Российская архитектурностроительная энциклопедия. Т. 4. URL: http://www.gosstroy. ru/rasee.ru (дата обращения: 20.10.2012).

15 Словарь по естественным наукам. URL: http://www.glossary.ru (дата обращения: 14.02.2012).

16 Шер М. Чувство лофта // Огонек. 2012. № 11.

17 Энциклопедический словарь медицинских терминов/под ред. Б. В. Петровского. М., 1984. Т. 3.

18 Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://

Потребность в регенерации промышленных территорий связана с изменением структуры индустриального производства и переходом его на новые технологии. В результате роста городов постиндустриальные зоны вошли в границы центрального планировочного района и образовали так называемый "серый пояс". Городская среда «серых зон» отличается высокой степенью депрессивности, однако имеет высокий градостроительный потенциал. Отечественный и зарубежный опыт проектирования и регенерации таких территорий показывает, что для устойчивого развития городов необходимо включение этих земель в программы градостроительного развития . Непрерывный рост города за счет изъятия из пользования сельскохозяйственных земель, требует больших затрат на освоение и подвод коммуникаций. Такой подход противоречит требованиям устойчивого развития территорий, провозглашенным ООН в XX столетии . Городская среда исторических городов должна быть привлекательна и безопасна для жителей и гостей города, что подтверждает необходимость их регенерации и повышения капитализации этих земель. Реализованные проекты регенерации бывших промышленных и коммунально-складских территорий Москвы и Санкт-Петербурга ("Красный октябрь", бывший завод "Флакон", "Серп и молот") показали, что потенциал таких территорий высок, а при внедрении функции жилища, составляющий 55 % и более от коэффициента плотности застройки, повышается инвестиционная привлекательность этих земель.

Объектом исследования является территория в границах улиц: ул. Ленинградская, ул. Петина, Пошехонское шоссе, до окружнойжелезной дороги.

Целью исследования является апробация методики послойного анализа территории для выявления скрытого средового потенциала места. Аналитическая работа осуществляется для выявления конфликтных зон и составления проектного задания регенерации территории.

Методы исследования: натурное обследование территории, фотофиксация, анализ градостроительных норм и регламентов, изучение теоретических источников по регенерации бывших складских и промышленных зон.

Методика комплексного анализа заключается в стратификации элементов среды и синтеза полученных результатов. Наложением страт выявляются конфликтные узлы, требующие первоочередной регенерации. В ходе анализа объектов инфраструктуры было выявлено: большой процент территории занимают хаотично отстроенные гаражные кооперативы, к которым примыкают такие объекты обслуживания как автосервисы, объекты торговли (магазины автозапчастей) и мелкие ремонтные мастерские. Основные точки коммерции деловой и образовательной направленности сконцентрированы вблизи улицы Ленинградской и Пошехонского шоссе и обслуживают потребности города. Открытые пустующие территории примыкают к ветке железной дороги. Северо-западная зона исследуемого участка представляет собой охраняемый ландшафт, окружающий объекты культурного наследия. Жилая функция на данной территории практически отсутствует и преобладает малоэтажная застройка.

Рисунок 1. Градостроительный анализ территории

Рисунок 2. Фотофиксация территории

Коэффициент застроенности территории и коэффициент плотности застройки зоны промышленных объектов I-V зоны определены как FAR=0,52 и BCR=0,23. Нормативные показатели зоны промышленных объектов I-V зоны определены как: FAR=2,5 BCR=0,6 . Выявленные показатели говорят о неэффективном использовании территории. При натурном анализе озеленённых пространств авторы выделили благоустроенные и запущенные зелёные участки. Наблюдение показало недостаток озеленённых ухоженных пространств на территории, наличие русла реки Золотухи с полностью искаженным природным ландшафтом, наличие пустырей и почти полное отсутствие зеленых насаждений общего пользования (рис. 1). Натурный анализ подтверждён фотофиксацией на рисунке 2.

Следующим этапом методики является анализ транспортно- пешеходной доступности. Он показал, что территория ограничена двумя магистральными улицами городского значения ул.Ленинградская и Пошехонское шоссе и магистралью районного значения ул.Петина и имеет большое количество внутренних проездов. Территория имеет хорошуютранспортную связь с центром и другими районами города за счёт наличия остановок общественного транспорта в радиусе доступности, однако остутствует доступность из ядра территории с другими районами города. Пешеходная активность наблюдается лишь по периметру территории, а в центре отсутствует.Причин такого явления несколько. Во-первых, на внутренней территории отсутствуют пешеходные тротуары и освещение, во-вторых сервисы, находящиеся на внутренних территориях не конкурентоспособны для привлечения больших потоков покупателей. Северная граница исследуемой территории ограничена железнодорожными путями, имеющими многочисленные ветки, образующие тупиковые железнодорожные въезды для загрузки бывших промышленных площадок. Это обстоятельство имеет важное значение при выборе концепции использования данного потенциала(рис. 3).

Таким образом, можно сказать, что территория обладает хорошим транспортным потенциалом, не только для обслуживания общественным транспортом, но и большие территориальные резервы для организации парковок для индивидуального транспорта, а также железнодорожные пути для загрузки.


Рисунок3. Анализ транспортно-пешеходной доступности территории

При анализе кадастровой карты было выявлено три категории собственников: частная собственность, муниципальная собственность и собственность публично - правовых образований . В частной собственности оказался сравнительно малый процент земли, при этом остальная территория за исключением основных проездов муниципалитетом сдаётся в аренду (рис. 4). Средняя стоимость земли за квадратный метр составляет 1010р. По сравнению со стоимостью земли в центре, которая составляет 1200 р,можно говорить о её высокой ценности.

Рисунок 4. Анализ собственников территории в границах красных линий

Завершающим этапом аналитической работы стало изучение правил землепользования застройки города Вологды. В результате анализа карты были выявлены территориальные зоны: 1) жилая; 2) общественно-деловая; 3) производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур; 4) зона специального значения. Исследование этого слоя позволило сделать вывод, что восточная половина территории, примыкающая к ул. Ленинградской может развиваться как зона общественного, делового и коммерческого значения, имеющая выход к природномуводоразделу реки Золотуха, благоустроенная береговая линия которой повышает инвестиционную привлекательность этого участка.А территория правого берега Золотухи, имеющая значительный транспортно-железнодорожный потенциал может быть регенерирована на основе производственной функции (рис. 5).


Рисунок 5. Анализ регламентов и правил землепользования застройки

Таким образом, наложение страт позволяет сделать вывод, что исследуемая территория обладает высоким градостроительным потенциалом, требующим проекта регенерации территории. Наиболее остро конфликт интересов возникает в западной части участка, где малоэффективная промышленность, не приносящая высокой прибыли может быть заменена более плотной общественно-деловой и жилой застройкой. Обновление территории должно происходить поэтапно, начиная с реставрации объектов культурного наследия и ревалоризации коммунально-складской зоны. Необходимо обновить существующую и обеспечить будущую застройку новой дорожно-транспортной сетью. Новое строительство необходимо вести с параллельным сносом ветхих зданий и сооружений производственного и коммунально- складского назначения, с переносом последней в отдельную зону (в виде логистических центров и паркингов).

Список литературы:

  1. Анисимова Л.В. Методические основы регенерации исторической городской среды: учебное пособие / Л.В. Анисимова, Л.Ю. Анисимов, Е.Н. Титоренко, В.Ю. Анисимов: под ред. Л.В. Анисимовой; Мин-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т.-Вологда: ВоГУ, 2017-97с.
  2. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 3-4 июня 1992г. [Электронный ресурс]// ООН: сайт.-Режим доступа:http://www.on.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/riodecl.pdf.
  3. "Серп и молот. Результаты конкурса".Электронный ресурс–Режим доступа:https://archi.ru/russia/54655/serp-i-molot
  4. Региональные нормативы градостроительного проектирования Вологодской области. Электронный ресурс- http://nashdom.vologda-portal.ru/planning/documents/normativy_gradostroitelnogo_proektirovaniya.
  5. Публичная кадастровая карта г.Вологды. Электронный ресурс-https://pkk5.rosreestr.ru/

В программе бизнес-тура: лекции ("Экономика малоэтажного строительства", "Проектирование кварталов", "Ключевые факторы застройки поселков и небольших городов", "Технологии будущего"); деловые встречи с представителями администрации Брюсселя, Маасрихта, Эйндховена, Хелмонда, голландскими и бельгийскими девелоперами; знакомство с известными бельгийскими архитекторами; экскурсии по объектам жилой и коммерческой недвижимости (Брюссель, Маасрихт, Эйндховен, Хелмонд); знакомство с достопримечательностями Брюсселя, Маасрихта, Эйндховена, Хелмонда.

Обеспечивается перевод на русский язык. По окончании работы слушателям выдается сертификат участника.
Стоимость участия при оплате до 31 мая - 1380 евро*, после 31 мая - 1560 евро. * (Данная сумма включает в себя авиаперелет Москва-Брюссель-Москва эконом-классом, размещение в двухместном номере в гостинице 3*, шенгенскую визу и медицинскую страховку. Кроме того, в стоимость включены групповые лекции с переводом на русский язык).

Зарегистрироваться на семинар и получить дополнительную информацию можно по тел.: +7-903-2989346

ПРОГРАММА

24 июня, воскресенье. Прибытие в Брюссель. Трансфер из аэропорта в отели.
Ужин в районе Grand Place (центральная часть города) с Жоржем Борсовитцом, директором по маркетингу компании Besix и Жоржем Бинде, управляющим партнером компании Buildings & Data.

25 июня, понедельник.
Завтрак в отеле.
9:30. Бельгия на стыке современных тенденций европейской архитектуры. Вступительное слово Исполнительного директора компании Buildings & Data Жоржа Бинде (автора ряда архитектурных бестселлеров) и Исполнительного директора компании CLI, профессора Института экономики города, профессора Института высшей архитектуры La Cambre, члена комиссии по урбанизму города Брюсселя Кристиана Лассерра
10:00. Основные градостроительные принципы Брюсселя. Приоритет малоэтажному строительству. Доклад начальника управления методологии градостроения города Брюсселя, Бенуа Перильо.
10:30 - 11:30. Проект Central Plaza. Case-study. Редевелопмент территории на основании решения городского Совета. Содокладчики: представитель девелоперской компании Egimo; представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
11:35 - 12:30. Экскурсия в Central Plaza.
12:45 - 14:00. Проект Rive Gauche. Case-study. Регенерация промышленной зоны: многофункциональный комплекс "вертикального" смешения стилей . Представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
14:10 - 15:10. Обед в Центре города.
15:20 - 16:10. Проектирование и дизайн многофункциональных комплексов. Объект: Jardins de la Couronne / Crown Avenue (редевелопмент на территории Военного госпиталя. Площадь участка 6 га, инвестиции - 87 млн евро. В состав проекта входит три типа жилья — социальное, эконом-класса и де-люкс, а также малоэтажный офисный комплекс). Экскурсия на объект. Представители архитектурных бюро A.2R.C и ASSAR.
16:20 - 18:20. Другие объекты малоэтажной застройки Брюсселя. Жилой комплекс площадью 100 тысяч кв.м., соседствующего с офисным комплексом Jardins de Jette площадью 40 тысяч кв.м. Представитель архитектурного бюро ASSAR.
18:20 - посещение Atomium — символа WorldExpo - 1958 г. Посещение смотровой площадки (на высоте 102 м.). Ужин (там же) или в городе.

26 июня, вторник.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:40. Технологии экономичного строительства. Экология зданий. Case-studies: Covent Garden, Berlaymont (здание Еврокомиссии), European Quarter of Brussels. Представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
10:50 - 12:30. Особенности реконструкции зданий постройки середины XX столетия. Опыт архитектурных бюро ASSAR и Atelier d’Art Urbain / Vizzion. Штаб-квартира как частный элемент офисных зданий. Case-Studies. Реконструкция многофункционального комплекса Madou Plaza (лауреата MIPIM-2006), Green Island (лауреат MIPIM -2000), малоэтажный офисный комплекс - Штаб-квартира KBC-банка (крупнейший банк Бельгии), Штаб-квартира НАТО. Содокладчики: Исполнительный директор архитектурного бюро ASSAR, Эрик Изебрант, Исполнительный директор архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, Сефик Биркё. Экскурсия на объект Green Island.
12:40 - 13:40. Обед в городе.
13:50 - 15:20. Регенерация промышленных территорий. Case-study. Жилой комплекс Jardins de Fondiers, построенный на месте бывших производственных корпусов. Экскурсия на объект. Исполнительный директор архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, Сефик Биркё.
15:30 - 16:40. Посещение офиса архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, знакомство с новыми проектами компании.
.16:50 - 18:20. Масштабные многофункциональные комплексы. Сase-study. City Center / City 2 Shopping — крупнейший многофункциональный проект в Брюсселе за последние 30 лет. Включает в себя офисы, построенные с сохранением фасада здания универмага 1928 года постройки, жилую часть и шоппинг-молл. Экскурсия по объекту. Представитель архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion.
18:30 - Ужин в городе. Свободное время.

27 июня, среда.
Завтрак в отеле.
9:30 - 12:15. Культурная составляющая современных микрорайонов. Театр — центр притяжения
Экскурсия по проектам. 1. Louise Village. Реконструкция квартала в модном торговом районе Брюсселя, создание пешеходной зоны. Представитель компании Codic, представитель архитектурного бюро ASSAR;
2. WOLUBILIS - культурная деревня. Малоэтажный многофункциональный комплекс, включающий театр, торговые, жилые и офисные площади, художественные мастерские. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
3. Galeries Royales Saint-Hubert. Королевские галереи. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
4. Театр Koninklijke Vlaamse Schouwburg. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
12:20 - 13:40. Обед в кафе Театра.
13:50. Трансфер из отелей на городской вокзал г. Брюсселя.
14:40. Отъезд в Маасрихт на поезде.
16:10. Прибытие в Маасрихт. Размещение в отелях.
17:00 - 18:40. Экскурсия по Маасрихту. Maasricht Mosae Forum. Представители компании Fortis Vastgoed.
19:00. Ужин.

28 июня, четверг.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:30. Регенерация городского центра Маасрихта, района Belvedere площадью 280 га. (инвестиции 1,3 млрд. евро). Case-study. Представитель компании ING Real Estate.
10:45 - 12:50. Экскурсия в район Belvedere. Представители BPF Bouwinvest и городской администрации Маасрихта.
13:00 - 14:00. Обед.
14:00. Трансфер на вокзал.
14:50 - 16:10. Поездка в Эйндховен на поезде.
16:15 - 16:45. Размещение в отелях.
17:00 - 18:30. Посещение Института недвижимости Fontys Hogeschool University of Professional Education.
18:40. Ужин. Свободное время.

29 июня, пятница.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:30. Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс Nimbus Family Entertainment Centre. Case-study. Представитель TCN Property Projects.
10:40 - 12:00. Свободное время.
12:20 - Поездка в Хелмонд на электричке.
12:40 - 13:30. Встреча с представителями администрации Хелмонда.
13:40 - 14:30. Обед в центре города.
14:40 - 17:00. Экскурсия по городу. Осмотр разнообразных объектов малоэтажного строительства (Хелмонд считается центром современной малоэтажной застройки). Брандевоорт, Сяют -Каде, строительство многофункционального городского центра.
17:10 и далее. Свободное время.

По желанию участников могут быть организованы дополнительные экскурсии:
1.Брюссель - обзорная экскурсия;
2.Брюссель — Музей изящных искусств;
3.Королевская колокололитейная мастерская.

Проект: Градостроительная регенерация части промышленной территории Красноармейского района города Волгограда на принципах гибкости и устойчивости.

В проекте на примере одной из промышленных территорий Красноармейского района г. Волгограда рассмотрено решение современной проблемы функционального перепрофилирования промышленных зон крупных городов на основе принципов градостроительной гибкости и устойчивости. Выбор промышленной прибрежной территории канатного завода в качестве объекта градостроительного проектирования является следствием того, что такие территории являются ценными участками в широком градостроительном смысле - социально-экономическом, функционально-планировочном, рекреационном, ландшафтно-композиционном. В научно-исследовательской части проекта предлагается использовать принципы градостроительной гибкости и устойчивости для разработки моделей элементов планировочной структуры, а именно жилых кварталов, которые являются основными планировочными единицами новой градостроительной структуры формируемый на основе градостроительной регенерации промышленной территории Красноармейского района г. Волгограда. Особенности проекта. Проектное предложение интересно тем, что основываясь на существующей градостроительной ситуации, предлагается не стандартные пути решения сложной градостроительной задачи градостроительной регенерации промышленной территории и прилегающей к ней части жилой территории Красноармейского района. Создание новой планировочной структуры данной территории основано на четком функциональном зонировании с выделение основных функциональных зон жилой, общественной и зоны производственно-экологического кластера. Концепция основана на использовании интегрированного градостроительного и экологического подходов для создания устойчивости и гибкости среды, на основе. использования различной типологии жилых образований, для того чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность проектируемой территории. В основу создания моделей новых жилых кварталов положен принцип разделения их территорий на территории приватного пространства, полуприватного и общественного пространств. В своем проекте на основе научных исследований и разработки моделей кварталов для данной территории, основанных на принципе градостроительной гибкости и устойчивости, предлагает новые типы жилых кварталов. Типология жилых кварталов отличается планировочной вариативностью, мультифункциональностью, гибридностью и устойчивой плотностью застройки. Таким образом предлагается использовать варианты социально-адаптированного жилья, рассчитанного на потребности людей разного социального статуса. Структура кварталов четко подчиняется функциональному зонированию и представляет универсальную среду обитания для людей разных возрастных групп. Экологическая направленность проектного решения основана создании взаимосвязанной системы озелененных связей и пространств в структуре проектируемой территории. Транспортная структура обеспечивает безопасность, открытость и доступность всей территории для пешеходов, велосипедистов и людей всех социальных групп. Градостроительная композиция проектируемой территории основана на принципе регулярных композиционных связей со всеми ее элементами, это обеспечивает взаимосвязанность и взаимопроникаемость квартальной структуры. Основные планировочные связи представляют собой пешеходные променады. Особо стоит отметить использование системы обводных каналов, которые имеют не только большое значение в улучшении микроклиматических условия проектируемой территории, но и играют важную роль в системе инженерной инфраструктуры (сбор дождевых вод и их вторичное использование)


Конкурс на благоустройство и застройку набережной Приморского бульвара вдоль береговой линии Бакинской бухты
Конкурс проводится в рамках фестиваля «Эко-Берег». Основная задача участников конкурса – предложить оригинальное концептуальное решение, демонстрирующее современный, новаторский подход к комплексному развитию прибрежных промышленных территорий города Баку с элементами общественной и туристической инфраструктуры. Проект должен учитывать существующую градостроительную ситуацию, в том числе транспортную сеть. Участники должны выполнить характерные видовые изображения с не менее чем пяти точек обозрения.

Пресс-релиз:
Проект должен максимально полно раскрывать авторский замысел и донести главную идею.

Конкурсные проекты выполняются в компьютерной графике (растровый файл JPG или TIFF, 200 dpi, размер файла не более 25 Mb, без сжатия) и передаются по электронной почте полностью скомпонованными и подготовленными для вывода на планшеты размером 80 (высота) х100 (ширина), не более трёх штук горизонтального расположения, а также схема размещения планшетов.
Авторы премированных (получивших премии) проектов могут быть приглашены к участию в проектировании и реализации застройки Приморского бульвара и благоустройству набережной.
Жюри и организаторы конкурса имеют право присудить специальные награды за отдельные достижения и удачные решения.
Спонсоры конкурса вправе присудить свои призы и награды.
Проекты, получившие премии и специальные награды, будут опубликованы в средствах массовой информации информационных партнеров.
Техническое задание

1. Проект должен учитывать существующую градостроительную ситуацию, в том числе транспортную сеть.
2. Проект должен включать:
Генеральный план.
Генеральный план представляется в масштабе 1:2500.
Схему размещения зданий и сооружений на территории рекреационной зоны.
Перспективные виды территории, ее фрагментов и фотомонтаж.
Возможные функции:
общественные пространства;
спортивные сооружения;
рекреация и развлечения;
ритейл;
кафе, рестораны;
отели и пансионаты;
инфраструктура для общественного и личного транспорта
парки и озеленение, в том числе зимние сады.
3. Состав проекта.
Обязательный состав проекта:
общий вид (фрагмент, аксонометрия или перспектива)
генплан
пояснительная записка, раскрывающая основные идеи проекта (не более 3000 знаков)
основные ТЭПы
функциональные схемы
Файлы с работами должны быть присланы на файлообменник (например wetransfer.com или любой другой). Полученную ссылку переслать на почту [email protected] со всеми контактными данными и девизным номером проекта.

Исходные материалы:

1. Ситуационный план.
2. Фотофиксация конкурсной территории.

Состав жюри конкурса
Для подведения итогов конкурса создается жюри из ведущих азербайджанских российских и зарубежных архитекторов. Полный состав жюри будет опубликован во время открытия. Председатель жюри выби



Copyright © 2024 Школа и образование.