С природой одною он жизнью дышал… Пришвин М. «С природой одной он жизнью дышал…»: литературный портрет М.М

С природой одною он жизнью дышал
Из стихотворения «На смерть Гете» (1833) Евгения Абрамовича Баратынского (Ш-Ш):
Иносказательно: о неразрешенной официальными властями и выходящей нелегально литературе, которая тиражируется благодаря личным усилиям автора и его единомышленников, минуя издательства и прочие официальные структуры.
см. также: Чем столетье интересней для историка, / Тем для современника печальней!

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "С природой одною он жизнью дышал" в других словарях:

    ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

    Лирика - ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… …

    Из стихотворения «На смерть Гете» (1933) Евгения Абрамовича Баратынского (1800 1844): С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье. Была ему звездная книга ясна И с ним… … Словарь крылатых слов и выражений

    Соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной литературы, или в смысле противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной,… … Литературная энциклопедия

    Поэзия и проза - ПОЭЗИЯ И ПРОЗА. Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между ними различие внутреннее, по существу. Первое состоит в том, что прозе противополагаются стихи; последнее в том, что прозе, как мышлению и изложению… … Словарь литературных терминов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил и понимал лес, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо!

М.М. Пришвин специально для детей писал не много. Его нельзя назвать детским писателем. Но очень высоко ценил литературу для детей: «Самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым – это есть детская литература». И многое из написанного Пришвиным вошло в золотой фонд детской литературы.

Пришвин признавался: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём, однако, не изменяя своему мастерству».

Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Он учил нас любить свою родную землю, беречь её, он обращался к нам: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повёл за собой. Вы увидите, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научитесь ещё лучше любить и понимать родную природу. Она станет вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
М.М. Пришвин (1873 – 1954) – замечательный писатель. Он написал много книг, и каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

  • Пришвин, М. Берестяная трубочка: сборник рассказов / М. Пришвин; худож. Е. Рачёв. – М. : Малыш, 1983. – 109 с. : ил.
    Бывают ли на свете волшебники?
    Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных. И сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал. И с цветами здоровался. И воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз, и капель пела песни… а волшебником этим был хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин.
  • Пришвин, М. В краю дедушки Мазая: рассказы / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 95 с. : ил.
    Край дедушки Мазая – лесистые берега Волги около Костромы, описанные Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы». Сюда приехал Михаил Михайлович Пришвин в своём доме на колёсах, прицепленном к грузовику, и прожил с самой ранней весны до самой поздней осени, наблюдая перемены в природе, изучая жизнь её обитателей.
  • Пришвин, М. Вася Весёлкин: рассказы / М. Пришвин; худож. Г. Никольский и В. Юдин. – М. : Дет. лит., 1990. – 32 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы: «Золотая рука», «Вася Весёлкин», «О чём шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб».
  • Пришвин, М. Весна света: избранное / М. Пришвин. – М. : Мол. гвардия, 1955. – 669 с. : ил.
    В предисловии к этому изданию Пришвин писал: « Я понимаю себя, как автора, выразителем той идеи, которая объединяет нас в слове Отчизна. Кроме того, мне хотелось в этой книге провести ту мысль, что в конце концов произведения автора являются большим делом, чем дело его «мастерства». Они являются результатом творческого поведения всей его жизни.
    Кроме того, задача этого издания, на мой взгляд, состоит в том, чтобы помочь увидеть ясно наше настоящее и контуры будущей жизни.
  • Пришвин, М. Выскочка: рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина и Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1966. – 31 с. : ил.
    Эта книга содержит несколько рассказов о птицах и животных. Читая их, вы сразу почувствуете, как горячо любит писатель природу, знает её и как увлекательно рассказывает о ней своим юным читателям.
  • Пришвин, М. Глаза земли / М. Пришвин; сост. В. Я. Курбатов. – М. : Просвещение, 1989. – 303 с. : ил.
    В сборнике представлены произведения М. М. Пришвина, написанные им в разные годы и дающие представление о его замечательном творчестве.
  • Пришвин, М. Говорящий грач: рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1978. – 94 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы, включённые в школьную программу: «Ярик», «Этажи леса», «Лоси» и др.


  • Пришвин, М. Гости: рассказ / М. Пришвин; худож. В. Фролов. – М. : Малыш, 1984. – c. – ил.
    Увлекательный, забавный рассказ о дружбе человека с птицами.
  • Пришвин, М. Дорога к другу: дневники / М. Пришвин; сост. А. Григорьев; рис. В. Звонцова. – Л. : Дет. лит., 1978. – 190 с. : ил.
    Взаимосвязь природы, человека и искусства – основная тема дневников известного писателя – природоведа М. М. Пришвина.
  • Пришвин, М. Дорогие звери: рассказы / М. Пришвин; худож. Ф. Зинатулин. – Владивосток: Кн. изд., 1971. – 114 с. : ил.
    С большой любовью рассказывает писатель об обитателях лесов Дальнего Востока и Крайнего Севера: оленях, соболях, горностаях, лисицах и др.
  • Пришвин, М. Журка: рассказы / М. Пришвин; рис. К. Безбородова. – М. : Малыш, 1978. – 21 с. : ил.
    Читателям дошкольного возраста будут интересны рассказы о животных: собаках, курах, журавлях, утятах.
  • Пришвин, М. Зверь бурундук: рассказы / М. Пришвин; худож. Т. Д. Васильева. – Петрозаводск: Карелия, 1978. – 23 с. : ил.
    Увлекательные рассказы о лесных животных: оленях, бурундуках, барсах, медведях и др.
  • Пришвин, М. Зеркало человека / М. Пришвин; сост. Т. Н. Беднякова; ил. Б. А. Школьника. – М. : Правда, 1985. – 672 с. : ил.
    В сборнике представлены три книги М.М. Пришвина, составленные по материалам дневников. Все они о природе, которую Пришвин понимает по-своему: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу».
  • Пришвин, М. Золотой луг: рассказы / М. Пришвин; худож. В. Н. Чинёнова, С. Л. Чинёнов. – Петрозаводск: Карелия, 1981. – 191 с. : ил.
    Замечательные рассказы о животных, живущих рядом с человеком.


  • Пришвин, М. Календарь природы / М. Пришвин. – Минск: Ураджай, 1977. – 240 с. : ил.
    Натуралистические заметки М. Пришвина полны глубокого философского смысла: они посвящены не только временам года, но и раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают, говоря словами автора, отыскивать в ней прекрасные стороны души человеческой, «почувствовать… свою собственную душу».
  • Пришвин, М. Кладовая солнца: сказка-быль и рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1979. – 112 с. : ил. – (Школьная б-ка).
    Понять и полюбить родную природу помогут рассказы замечательного писателя-природоведа М. М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Таинственный ящик» и сказка-быль «Кладовая солнца».
  • Пришвин, М. Лесной хозяин / М. Пришвин. – М. : Худ. лит., 1954. – c.
    Рассказы М. Пришвина о родной природе полны размышлений о связи человека с природой, их взаимодействии.
  • Пришвин, М. Лисичкин хлеб: рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1973. – 94 с. : ил.
    Страна детства… Золотой луг. Кладовая солнца. Край дедушки Мазая. Все эти произведения писателя полны радостного удивления и первого открытия мира от встречи с природой.
  • Пришвин, М. Моим молодым друзьям: рассказы и повести / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 319 с. : ил.
    Учёный, путешественник, мастер художественного слова М. М. Пришвин поэтично описывает жизнь природы в различные времена года, открывает читателю мир увлекательных явлений, учит бережливо, по-хозяйски относиться к природным богатствам родной страны.


  • Пришвин, М. Моя страна / М. Пришвин. – М. : Географ. лит., 1954. – 455 с. : ил.
    М.М. Пришвин – певец родной природы, родной земли и русского народа. Он отразил в своих произведениях глубокую любовь нашего народа к родине, людям, природе. Произведения Пришвина глубоко патриотичны. «Моя страна – книга поэм, очерков и маленьких стихотворений в прозе о Родине.
  • Пришвин, М. Птицы под снегом: рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1969. – 31 с. : ил.
    Интересные рассказы о животных и птицах, которые живут рядом с человеком.
  • Пришвин, М. Разговор деревьев: рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1983. – 23 с. : ил.
    Добрые рассказы о родной природе: об одуванчике под окном, об утятах на болоте, о лесном ёжике, о журавле Журке.
  • Пришвин, М. Рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1975. – 64 с. : ил.
    Много повестей и рассказов о природе и животных написал замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин. Его книги любят читать и взрослые и дети, потому что писатель умел просто и увлекательно рассказывать о том, какие тайны открывает природа умному, доброму и чуткому человеку.
  • Пришвин, М. Ребята и утята: рассказы / М. Пришвин; рис. Д. Хайкина. – М. : Дет. лит., 1956. – 16 с. : ил.
    В книгу вошли три рассказа: «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Ребята и утята».


  • Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин; рис. и фото Серой Совы; оформ. Г. Епишина. – М. : Дет. лит., 1971. -175 с. : ил.
    Серая Сова – широко известный индейский писатель, автор чудесных произведений о природе Канады, её девственных лесах и диких обитателях.
    М. М. Пришвин очень полюбил писателя Серую Сову и бережно пересказал его интересную повесть.
  • Пришвин, М. Синие пёрышки: рассказы / М. Пришвин; рис. П. Багина. – М. : Дет. лит., 1985. – 31 с. : ил.
    Сборник рассказов о лесных животных и птицах: дятле, вальдшнепах, ящерицах, белке, барсуке и др.
  • Пришвин, М. Смотреть и слушать лилии / М. Пришвин. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1980. – 191 с. : ил.
    В книгу вошли наиболее известные рассказы писателя о животных, явлениях природы и временах года, о роли человека в жизни природы.
  • Пришвин, М. Ярик: рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1978. – 16 с. : ил.
    Книга включает в себя серию рассказов об охотничьих собаках: Ярике, Ромке и рябчике.

Гл. библиотекарь Трушова Н. Н.

1 марта в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи сотрудники сектора по работе с молодёжью провели мероприятие «С природой одною он жизнью дышал…», посвящённое 145 – летию со дня рождения М.Пришвина. На нём присутствовали учащиеся младших классов средней школы №2. Ведущая рассказала детям о том, каким удивительным человеком был М.М. Пришвин, как умел он видеть красоту в самых обыденных вещах и показывать её своему читателю. Говорили о биографии писателя: о его нелегком детстве, юности, о том, как он стал писателем.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении Хрущево-Левшино Орловской губернии.

Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин занимался разведением орловских рысаков, был страстным охотником. Он проигрался в карты, продал конный завод и заложил имение. Мать будущего писателя, оставшись после смерти мужа с пятью детьми на руках, дала всем детям достойное образование.

В 1893 г. Михаил Пришвин закончил обучение в Тюменском Александровском реальном училище, а затем продолжил образование в Рижском политехникуме. В 1897 он уехал за границу, где учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в журнале «Родник» в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, он становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу. М.Пришвин знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908).

Книга «У стен града невидимого» появилась в результате путешествия писателя в Заволжье. Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. В годы первой мировой войны М.Пришвин был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением отразилось в написанной в 1920-е годы серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы», прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России.

В эти же годы он писал автобиографический роман «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым работал до последних дней.

В начале 1930-х годов М.Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле он написал в повести «Неодетая весна». В годы Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», сказку-быль «Кладовая солнца». В последние годы жизни много сил и времени писатель отдавал дневникам.

КОСТИНА АЛЁНА , студентка 21 группы

ГОУ СПО «Старицкий колледж».

Научный руководитель АНДРЕЕВА Д. А .,

преподаватель ГОУ СПО «Старицкого колледжа».

(Творчество художника И. И. Левитана на Тверской земле)

В 70-80-е гг. основные тенденции развития русской живописи определяли молодые художники, объединившиеся в1870 г. под руководством И. Н. Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок». Большую роль играли критик В. В. Стасов и меценат П. Третьяков.

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права, является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных событиях. Изобразительное искусство было непосредственно связано с общественной жизнью, влияло на нее, являясь проводником принципиально важных политических идей и нравственных установок.

Ко второй половине XIX в. функции живописи в российском обществе коренным образом изменились. Если ранее она служила идее украшения жизни и была призвана, прежде всего, радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось более важным правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь, глубоко выразить чувства и переживания самых разных сословий. Неприятие общественных порядков, способность “заболеть” несовершенством и несправедливостью жизни – все это становилось характерной чертой русской живописи пореформенного периода и говорило о сопричастности ее творцов судьбе России и русского народа. Вера в воспитательную миссию искусства и его социальную значимость способствовала рождению блестящей плеяды художников-мастеров классической реалистической живописи.

Эстетика нового реалистического пейзажа XIX в. слагается на путях критического переосмысления традиций академического и позднеромантического пейзажа. Предлагая художнику сумму готовых рецептов, как выбрать увлекательный вид и эффектно скомпоновать красивую картину, эти традиции учили видеть и изображать природу, очищенную от повседневности и тормозили развитие живого реалистического чувства природы. Не исключительные виды и явления, заведомо красивые, а поэзия, рождающаяся из прозы, из опыта обычного, повседневного общения с природой – такова задача реалистического пейзажа. Это был путь его демократизации, внесение в пейзажный образ эмоций, настроений и оценок, присущих широким массам народа.

В реалистическом направлении работали многие выдающиеся художники того времени, такие как А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.

Именно на этот период приходится творчество Исаака Ильича Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю)1860 г. в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но в конце концов выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге - переводчиком, контролёром, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в1870 г.

Образование Исаак Левитан получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1884 гг.).

Между тем жил он в эти годы очень тяжело. В1875 г. умерла его мать, а двумя годами позже - отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова голодал.

Жизнь началась лучше после знакомства с П. М. Третьяковым, который приобрел у Левитана картину «Осенний день. Сокольники». В это же время произошло сближение с С. Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком.

Следующий,1887 г., оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провел на великой русской реке. Ездил Исаак Ильич на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой. За годы проведенные с Софьей Петровной, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердивших его в роли ведущего русского живописца.

Слава Левитана росла. В1891 г. художник стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

Левитан пристально следил за новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с «Миром искусства» и с его лидерами — С. Дягилевым и А. Бенуа.

В поисках вдохновения художник Исаак Ильич Левитан много путешествовал.

В Тверскую губернию, в имение Панафидиных-Вульфов Курово-Покровское, он впервые приехал весной1891 г. Рекомендацию на посещение усадьбы ему дала Лика Мизинова - знакомая Левитана, племянница Н.П. Панафидина.

В наших краях он появился в сопровождении Софьи Петровны Кувшинниковой.

В знак благодарности, Левитан написал портрет хозяина дома Н. П. Панафидина, изобразив его сидящим в кресле. Тем же летом появился второй портрет хозяина дома. Эти две работы — редкое исключение в творчестве Левитана, он был «чистым» пейзажистом и в его картинах человек не присутствовал.

Результатом пребывания Левитана в наших краях было рождение одного из значительных его полотен «У омута».

Омут — сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна — несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: «Природу украшать не надо, — утверждал художник, — но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

Художник создал полотно редкой впечатляющей силы: общий сумеречный тон картины, таинственно спокойная гладь омута, хмурое вечернее небо, красноватые отсветы заката на воде, пустынная тропинка, словно прячущаяся среди темных кустов, – все это создает образ природы, полной тревожной настороженности, скрытого драматизма.

С отъездом из имения Панафидиных не закончились творческие связи Левитана с Тверским краем.

Следующий его приезд на тверскую землю состоялся весной1893 г. И в этой поездке его сопровождала С. П. Кувшинникова. Остановились они в старинном поместье Ушаковых в селе Островно.

Здесь, в озерном крае, зародилось центральное его полотно «Над вечным покоем», про которое художник писал П. М. Третьякову: «Я в нем весь со всей своей психикой, со всем своим содержанием…».

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Написанная с большим увлечением, под вдохновляющие звуки героической симфонии Бетховена, она сама воспринимается, как торжественный реквием, воплотивший раздумья Левитана о кратковременности человеческого существования и величии неиссякаемо могучих сил природы.

Три стихии представлены на холсте – темная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они, составляясь и пересоставляясь в непонятном человеку стремлении, формируют грозный образ природы, характерный для этой работы.

Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

Картину «Над вечным покоем» Левитан считал самой значительной из своих работ.

В марте1894 г. Левитан третий раз приезжает в наши края. Остановился он в Горке - имении своих знакомых Турчаниновых.

Шедевром стала картина «Март».

Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты.Все в «Марте» находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были «спорить» между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывают голубые рефлексы неба, — и ничего не «кричит», не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок.

В этом полотне Левитан изображает природу как бы крупным планом, без ненужных подробностей.

Картина «Весна. Большая вода» так же принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.

«Весна. Большая вода » — одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.

Осенью1895 г. Левитан приступил к работе над одним из самых пронзительных по тонкости чувств произведений – «Золотая осень».

«Золотую осень», свое известнейшее произведение, художник написал в тверском имении Горка, принадлежавшем А. Н. Турчаниновой, и построил его на смелых цветовых контрастах. Промытое до прозрачной голубизны небо, золото листвы, зелень пожухлой травы сливаются в нечто неотменимое и вечное — в красоту мира, очаровывающую и просветляющую человека. Левитан «понял, — писал А. Головин, — как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы….»

Картина «Золотая осень» — самая популярная картина Левитана, посвящённая русской осени. Эта картина отличается яркостью, повышенной декоративностью.

В это время он задумал свою заключительную картину, которую хотел назвать «Русь». Смерть оборвет работу над этим полотном. Неоконченная, она появится в Русском музее Петербурга под названием «Озеро».

1896 г. — период последнего приезда Левитана в Горку, в Тверской край. Дома в Удомле, где жил художник, не сохранились.

Левитан возвращается в Москву. К нему пришло великое признание. Тем временем, у художника развивается жестокая сердечная болезнь. Умер Левитан 4 августа1900 г.

«С природой одною он жизнью дышал» — эту строчку из Баратынского привел Левитан в письме к В. Гольцеву. Все начинается у него с любви к природе. С нею нерасторжимо связан весь мир Левитана. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Сколько раз она дарила ему минуты, когда он был всего счастливее, добрее, чище!

Картины Левитана безлюдны, но человечны. Они несут в себе высокое нравственное содержание. Он умел говорить о человеке через пейзаж, умел «искать и открывать в природе – по выражению М. М. Пришвина – прекрасные стороны души человеческой».

Грустно, что жизнь художника промелькнула так быстро и безвозвратно. Сколько людей могли бы стать счастливыми, увидев его новые полотна, печалиться, радоваться, страдать, потому что за этими картинами любовь и горечь, боль и радость жизни, за ними Родина и собственная жизнь художника.

Уходят художники, но картины хранят биение их сердец. Пройдут годы, придут другие художники, они сменят ушедших. Сменят, но не заменят. «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера», — сказал Гюго.

Римский-Корсаков Кунин Иосиф Филиппович

«С ПРИРОДОЙ ОДНОЮ ОН ЖИЗНЬЮ ДЫШАЛ…»

На своем веку Римский-Корсаков несколько раз испытывал прилив какого-то особенно восторженного преклонения перед красотой и мудростью природы. Так было в разгар увлечения сюжетом «Снегурочки», потом во время работы над оперой «Садко». Он готов был молиться кривому, вывороченному из земли пню, вековому дубу, лесному ручью, озеру и даже большому кочану капусты, черному барану, петушиному звонкому крику. Ему чудилось тогда, что животные, птицы, даже просто деревья и цветы более сведущи, чем люди, что им понятнее язык природы. В эти минуты восторга мир казался ему ближе.

Он был великим сказочником. Не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский-Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде - забытый смысл, в забытом поверье - красоту. Он был поэтом и живописцем в звуках.

И еще одно поразительное явление: музыкальные тональности он воспринимал зрительно. Одна была темно-синей, сапфировой. Другая - розовой, цвета утренней зари. Третья приводила на память зеленый вешний наряд берез. Одна напоминала ясный свет дня, другая - багряный отсвет пожара. Были тональности мрачные, серо-свинцовые, были серовато-зеленые и серовато-фиолетовые. Определенные представления связывались с последовательностью аккордов. Река, лес, город имели как бы своих выразителей в мире звуков. «Все тональности, строи и аккорды для меня лично встречаются в самой природе», - однажды сказал он. В изменении цвета закатных облаков, в игре лучей и световых столбов северного сияния он слышал двойную музыку: звука и цвета. Невнятный для иных язык становился ему внятен. Как поэту и мыслителю Гёте, по слову Баратынского,

Была ему звездная книга ясна,

И с ним говорила морская волна.

Из книги Сенека, или Совесть Империи автора Грималь Пьер

Следуя за Природой Центральное место в философии Сенеки, как и во всем классическом стоицизме, занимает Природа. Сам Сенека так говорит об этом в трактате «О счастливой жизни»: «Впрочем, есть пункт, по которому все стоики сходятся между собой, и этот пункт - согласие с

Из книги Вежі і кулемети. Спогади з Дивізії і большевицького полону автора Грицак Павел Евгеньевич

автора

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Глава седьмая Лицом к лицу с природой

Из книги Густав Лаваль автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с природой и полная победа Лаваль возвратился к работам над осуществлением своей турбины в полной уверенности, что решение труднейшей задачи им найдено.Опыт сепаратора приводил к убеждению, что следует расположить вращение всей системы вокруг центра тяжести

Из книги Плеханов автора Иовчук Михаил

3. «Он слился с природой» В это время Плеханов снова почувствовал себя плохо. Трудный переезд на родину, переживания из-за революционных событий в России, которые развивались по пути, который он считал неправильным, наступление сырой петроградской осени привели к

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

ТЫ С ЖИЗНЬЮ НА «ТЫ» Я рассыпаю всем сегодня комплименты, Вокруг меня улыбки и аплодисменты, Кому-то что-то говорю, Кого-то в ком-то узнаю И вот уже в который раз Танцую с кем-то. И, растворившись в этом звонком окруженья, Ищу спасения в шальном головокруженьи... Но все ясней

Из книги Рудольф Дизель автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с природой Первый мотор, строившийся по указаниям изобретателя, уже значительно отличался от дизельмотора, проектировавшегося им в его книге. Основная идея раннего Дизеля сводилась к тому, что он хотел усовершенствовать паровую машину уничтожением котла и более

Из книги Андрей Тимофеевич Болотов автора Бердышев Александр Петрович

Глава 5 ХОЗЯЙСТВОВАТЬ НА ЗЕМЛЕ В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ РУБИТЬ ЛЕСА И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ИХВопросам лесоводства А. Т. Болотов посвятил серию статей в «Экономическом магазине», а также замечательный трактат «О рублении, поправлении и заведении лесов».Необходимость

Из книги Мозаика еврейских судеб. XX век автора Фрезинский Борис Яковлевич

Он дышал воздухом истории (А. И. Добкин)

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Борьба с природой Мы все были люди городские. Все, кроме бабушки, к борьбе с природой не привыкшие. Поэтому зима нас застала врасплох. Мало того, что не оказалось никаких припасов, кроме пшеницы. Вода в колодцах замерзла, да и с топливом получилось неладно. Местные жители

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Из книги Письма. Дневники. Архив автора Сабаников Михаил Васильевич

«Первое знакомство с природой» (1902–1913) 19. Вып. 1. Львов В. Н. В поле и в лесу. Сост. по А. Беклей и др. М., 1902. 47 с. с ил. Изд. 2-е. М., 1910. 47 с. с ил.20. Вып. 2. Львов В. Н. Пруд и река. Сост. по А. Беклей и др. М., 1902. 40 с. с ил. То же. Изд. 2-е. М., 1910. 40 с. с ил.21. Вып. 3. Львов В. Н. Жизнь растений в поле

Из книги Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная автора Айзексон Уолтер

Схватка с природой за законы Когда он был более решителен и радикальные идеи теснились у него в голове, Эйнштейн не слишком обращал внимание на свое мировоззрение. Он тогда позиционировал себя как эмпирик или позитивист. Другими словами, работы Юма и Маха стали его

Из книги Тургенев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Наедине с природой Петр Алексеевич Васильчиков (1829–1898), камергер, мемуарист. Из дневника:10 декабря 1853 г. Тургенев, конечно, один из самых милых людей, которых я когда-либо встречал; какая у него должна быть душа, как он сочувствует природе: я помню один вчерашний рассказ,



Copyright © 2024 Школа и образование.