Упражнения для употребления падежей в русском языке. Имя существительное упражнения для тренировки Окончания существительных задания

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дательного и предложного падежей. Были разработаны разноуровневые задания, на каждом этапе уроке был дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения.

Цель: Упражнять учащихся в правописании падежных окончаний.

Задачи: 1. Закреплять умения и навыки в правописании падежных окончаний.

2. Формировать умение применять знание правила на практике.

3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при работе в тетради; бережное отношение к природе родного края.

Наглядность: Проектор мультимедиа, компьютер, картинка озера Калач, карточки с заданием, таблица падежных окончаний существительных 1 склонения, карточка-таблица.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Встали все ровно. Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в парк им. Гагарина. Ведь красота природы имеет волшебную силу, которая все время притягивает к себе. И мы все любим, отдыхать в парке.

Итак, начинается наша экскурсия, но что бы нас пропустили, мы должны выполнить ряд заданий.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите существительные 1 склонения в предложном падеже. Докажите, почему вы считаете, что это предложный падеж.

Назовите существительные 1 склонения в родительном и дательном падежах. Докажите, почему вы так считаете.

Молодцы ребята! С домашним заданием вы все справились и получаете каждый оценку.

III. Оформление тетради.

А теперь запишите в тетрадь число, месяц и классная работа.

Ше ст надцатое марта.

Кла сс ная р а бота.

Пишем красиво, аккуратно.

VI. Словарная работа. (слайд 2,3)

На слайде написаны словарные слова, вы должны списать слова, вставляя пропущенные буквы, поставить ударение.

В…рблюд, б…лото, …враг, …хота, пр…рода, р…внина.

Инд. работа: 3 группа (4 слова).

Молодцы, а теперь возьмите ручку с зеленой пастой, и проверти с помощью словарю в конце учебника или с помощью слайда.

На полях поставьте себе оценку, а я потом проверю насколько вы были внимательны при проверки.

V. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

Найдите среди словарных слов существительные 1 склонения (охота, природа, равнина ).

Составьте с любым из существительных предложение.

Запишите предложение в тетрадь и у доски с комментированием. Определите склонение, падеж и выделите окончание у существительного 1 склонения.

Подведение итогов, оценивание.

VI. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работать над темой: « написание падежных окончаний имен существительных 1 склонения».

А цель нашего урока: закрепить умение определять падеж имен существительных 1 склонения и правильное написание падежных окончаний.

Скажите, что называется именем существительным?

На какие вопросы отвечают существительные в Д.п., Р.п., П.п.?

У вас на партах лежит карточка-помощница, которая вам будет помогать при выполнение задании.

Р.п. - кого? чего? - и, -ы

Д.п. - кому? чему? - е

П.п. - о ком? о чем? – е

VII. Работа по картинке. (слайд 4)

Итак, наша экскурсия продолжается. И первая остановка- это озеро Калач.

А кто скажет, почему озеро так называется? А как должны себя вести на озере?

Посмотрите внимательно на картинку и назовите существительные 1 склонения. (вода, трава, дорога).

Молодцы, давайте с вами запишем эти слова. Составьте предложение и запишите. У существительных определите склонение, падеж и выделите окончание.

Молодцы, вы все справились с заданием и получаете на память мини озеро Калач.

Инд.работа: 3 группа указать падеж.

VIII. Физминутка. (слайд 5)

Давайте с вами отдохнем, закройте глаза и представьте что вы находитесь в лесу, послушайте пение птиц.

IX. Работа по учебнику. (слайд 6)

Вы отдохнули и наша экскурсия продолжается. Мы оказались в волшебном месте, которое называется лес.

Скажите, а какие деревья растут в парке? Как вы должны вести себя в лесу?

Молодцы, и следующие задание мы будем выполнять по учебнику. Откройте учебник на странице 143 упражнение 373.

Разбор упражнения,1 предложение вместе.

Инд. раб. :1 группа самостоятельно.

2 группа с частичной помощью.

3 группа под руководством учителя.

Молодцы, вы все справились с заданием и получаете листочек березы на память.

X. Работа по карточкам. (слайд 7)

Наша экскурсия продолжается. Скажите, а какие звери и птицы живут у нас в парке?

Посмотрите внимательно отрывок про обитателей нашего парка. Смотрите внимательно, т.к. после выполнения задания я проверю, как вы запомнили.

Следующие задание вы выполните самостоятельно по карточке. Прочитайте внимательно задание и приступайте к выполнению.

Молодцы, вы все справились с задание.

А название, каких животных вам встретились в задании?

А за выполнение задания вы получаете птичку.

XII. Домашнее задание.

Обратите внимание на упражнение 371 на странице 140.

Вам даны предложения, которые надо дописать, вставляя в нужном падеже существительное 1 склонения книга .

Объяснение домашнего задания(1 предложение объясняет учитель, 2,3 предложения- учащиеся вместе с учителем)

Инд. раб. :1 группа - полностью.

2 группа – указать падеж и выделить окончание.

3 группа -1,2 предложение, указать падеж и выделить окончание. - Выставление оценок.

XIII. Итог урока. (слайд 8)

Вот и подошла наша экскурсия к концу.

Где мы сегодня с вами побывали?

А какие задания выполняли?

В каких падежах у существительных 1 склонения пишется окончание –е?

Молодцы, встали все ровно, урок окончен.


Упражнение 1 .

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Упражнение 2.

Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.

Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.

Упражнение 3.

От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.

Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия.

Упражнение 4.

От следующих существительных образуйте формы:

а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;

б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;

в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на . Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.

Упражнение 5.

От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

Упражнение 6.

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Упражнение 7.

Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.

Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

Упражнение 9.

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

Упражнение10.

Перепишите, добавляя нужные окончания.

1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

Упражнение 11.

Допишите окончания, объясните их написание.

1. Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....

2. Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....

3. Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....

Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

1. В каком слове окончание Е?

1) в комментари...

2) присутствовать на заседани...

3) по алле...

4) о благосостояни...

2. В каком слове окончание Е?

1) сообщить о метел...

2) в ближнем зарубежь...

3) отправить письмо Анастаси...

4) свидетельство о рождени...

3. В каком слове окончание И?

1) окна в ине...

2) конфликт в Закавказь...

3) обратиться к Наталь... Петровне

4) приехать из Турци...

4. В каком слове окончание И?

1) готов к отправк...

2) в глубоком ущель...

3) в усть... реки

4) в теплом помещени...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...

2) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится

3) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...

4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цели урока:

Обучающая: научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.

Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях. (Слайд 1. Презентация)

1 этап. Целеполагание

Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

1. Минутка чистописания.

(На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко . (Слайд 2)

первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;

вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;

третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.

Вода, воздух, одуванчик

В воздухе кружились легкие семена одуванчика (разбор предложения по составу).

2. Словарная работа. (Слайд 3)

(На доске таблица)

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

Что вы знаете об именах существительных?

3. Игра “Бегущие минутки” . За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).
  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
  4. Постоянный признак имён существительных… (род).
  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е ).
  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)

Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

Согласны?

2 этап. Содержание

Повторение. (Алгоритм работы - 2способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7)

4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

Сравни окончания. Что вы заметили?

Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

Задание Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...

Проверка.

Зачитайте слова с окончанием – И.

Почему в этих словах вы написали окончание – И?

Какое слово лишнее?

5. Буквенный диктант. (Сигнальные карты)

На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .

6. Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

7. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

Р. п.
Д. п.
П. п.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

7. Упражнение на развитие зрительной памяти. (На доске записаны словосочетания)

Дохнула хол.д..
запушила сне.к..
(за)т.нула ле.к..
л.тят по льду
(по)серебрила ине..
нар.дила в шу.к..
пр.т.нулся у опушк…
появились (у) кормушк…
пр.б.жал по ветк..

Учитель: Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание)

Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.

Учитель: какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания.

(Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)

9. Итог урока/

Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

Заполните карточку:

Я работал с ___ настроением.

Я ___ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ___ .

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Тестовые задания по теме

Вариант 1.

1. В каком слове окончание Е?

а) на местност_ б) в деревн_ в) у постел_ г) от радост_

2. у улитк(?)

в) у существительных 1 склонения родительного падежа пишем окончание И

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание И?

б) по дорог_, в Ази_, у детал_, с крыш_

в) к мудрост_, на собрани_, по лужайк_, из рощ_

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется окончание Е?

Письмо, адресованное Мари(1) Андреевн(2), так и лежало на тумбочк(3) в Москве, потому что она гостила у дочер(4) в Севастопол(5).

а) 1, 3, 4 б) 2, 4, 5 в) 1, 2, 3 г) 2, 3, 5

Вчера мне сообщили об (открытие, выставка) в (Париж).

Тестовые задания по теме

«Правописание окончаний имён существительных»

Вариант 2.

1. В каком слове окончание И?

а) на дерев_ б) у печк__ в) в палатк_ г) к рощ_

2. Укажите верное объяснение орфограммы: в пламен(?)

а) пишется окончание И, потому что это существительное 3 склонения

б) пишется окончание Е, так как это существительное дательного падежа 1 склонения

г) окончание Е пишется у существительных, оканчивающихся в им.пад. на –ий

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание Е?

а) с качел_, у молодёж_, на знамен_, в санатори_

б) в Новосибирск_, к беседк_, на ветк_, предложить Алёшк_

в) к мудрост_, на собрани_, по лужайк_, на опушк_

г) в планетари_, к черёмух_, из семен_, на мотоцикл_

Письмо, адресованное Мари(1) Андреевн(2), так и лежало в почтовом ящик(3), дожидаясь её приезда из Греци(4).

а) 1, 3 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 1,4

5. Запишите предложение, раскрыв скобки и объяснив выбор гласной в окончании имён существительных:

В (здание) школы не было ни (душа): все были на (спектакль).

Тестовые задания по теме

«Правописание окончаний имён существительных»

Вариант 3.

1. В каком слове окончание И?

а) об отъезд_ б) на печк_ в) в племен_ г) по математик_

2. Укажите верное объяснение орфограммы: об арми(?)

а) пишется окончание И, потому что это существительное 3 склонения

б) пишется окончание Е, так как это существительное предложного падежа 1 склонения

в) у существительных на –мя в предложном падеже пишем окончание И

г) окончание И пишется у существительных, оканчивающихся в им.пад. на –ия

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание Е?

в) на опушк_, к охот_, на причал_, от калитк_

г) на подоконник_, в музе_, к галере_, о Наташ_

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется окончание И?

Сочинение о путешестви(1) Кол(2) на мотоцикл(3) понравилось Евгени(4) Павловн(5).

а) 1, 2, 4 б) 2, 4, 5 в) 1, 2, 5 г) 1, 3, 5

5. Запишите предложение, раскрыв скобки и объяснив выбор гласной в окончании имён существительных:

Ты вырастишь из (семя), привезённого из далёкой (Африка), роскошный цветок и подаришь его (Никита).

Тестовые задания по теме

«Правописание окончаний имён существительных»

Вариант 4.

1. В каком слове окончание Е?

а) о Лили_ б) у дорог_ в) в племен_ г) по математик_

2. Укажите верное объяснение орфограммы: на диван(?)

а) окончание Е пишется в предложном падеже существительных 2 склонения

б) пишется окончание Е, так как это существительное дательного падежа 1 склонения

в) у существительных на –мя в предложном падеже пишем окончание И

г) окончание И пишется у существительных предложного падежа, оканчивающихся в им.пад. на –ие

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание И?

а) на ветк_, с качел_, к черёмух_, в санатори_

б) из Росси_, к беседк_, у молодёж_, предложить Алёшк_

в) на опушк_, к охот_, на причал_, по лужайк_

г) на знамен_, в планетари_, из печк_, у калитк_

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется окончание И?

О нашем отдых(1) в санатори(2) написали Клавди(3) Петровн(4).

а) 2, 3, 4 б) 2, 4 в) 2, 3 г) 1, 2, 3

5. Запишите предложение, раскрыв скобки и объяснив выбор гласной в окончании имён существительных:

Нужно сообщить (Анна) о том, что сбор в (половина) седьмого на (пристань).

Ответы

задания

В — 1

В — 2

В — 3

В — 4



Copyright © 2024 Школа и образование.