Георгий гурджиев и иосиф сталин. Мистика и Сталин: загадки судьбы Михаила Булгакова 

Товарищ Сталин - не шаман

Вообще-то есть данные, что Сталин некоторое время проявлял определенную суеверность. Это, видимо, было обусловлено его происхождением и воспитанием. Так, современный знаток оккультизма Тулин-Шапиро сообщает любопытную деталь из жизни «вождя народов». Сталин дарил на память гостям и знакомым только одну свою растиражированную фотографию, на которой он - вполоборота, сощурившись - раскуривает трубку. Почему же он остановился именно на этом своем изображении? Все объясняется тем, что оно не годилось для энвольтования (магической операции по нанесению вреда путем протыкания иглой изображения или восковой фигурки), и глаза - самое уязвимое в магическом смысле место у человека - на том снимке прикрыты.

Автор рекомендует всеми, кого хоть сколько-нибудь интересует тематика данной работы, непременно ознакомиться с действительно фундаментальным исследованием А. И. Первушина (Первушин А. Оккультные тайны НКВД и СС. - СПб. Издательский Дом "Нева"; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999). Там, в частности, автор сообщает: «…О том, как процедура энвольтования осуществляется на практике, Сталин знал не понаслышке. В 1920 году будущий основатель науки гелиобиологии, А. Чижевский стал свидетелем попытки энергетического воздействия на центр власти. Тогда в одном из домов на окраине Петрограда встретились несколько сильнейших экстрасенсов. Они начали совершать с изображениями Ленина, Троцкого и Сталина процедуру энвольтования. Чекистов предупредили о собрании, и «органы отнеслись к магическому обряду настолько серьезно, что расстреляли всех участников действа на месте, даже без допроса, не говоря уж о суде и следствии».

Есть и другие свидетельства проявления оккультных наклонностей вождя. Так, он проявлял определенный интерес к средневековой мистике. В частности, штудировал книгу Анатоля Франса «Диалоги под розой», и, судя по многочисленным пометкам, чтиво ему очень нравилось. Он читал о душе, флюидах, эфире и прочих не соответствующих материализму вещах. Примечательно, что фразу о тайном солнцепоклонничестве Наполеона Сталин выделил особо, обведя ее кругом.

Известно также, что вождь периодически обращался к человеку феноменальных способностей, экстрасенсу В. Г. Мессингу.

Паранормальное духовное развития Мессинга началось у него в одиннадцатилетнем возрасте. Он жил в то время со своими родителями в тогда еще принадлежащем России городе Гура Кальвария близ Варшавы., испытывая все возрастающую тягу к дальним странствиям, и однажды с восемнадцатью копейками в кармане он удрал из дома, что бы на поезде добраться до Берлина. За отсутствием денег он забрался в полупустом вагоне под сидение и сразу же уснул. «Естественно, у меня не было билета, и меня сразу же обнаружил кондуктор. «Молодой человек, - его голос я слышу еще и сегодня, - ваш билет?». Нервно и напряженно я протянул ему клочок бумаги, который я оторвал от какой-то старой газеты. Наши взгляды встретились. Со всей силой я желал, чтобы он принял этот клочок бумаги за билет. Кондуктор взял его, нерешительно повертел в руках. Я собрался со всеми силами - и навязал ему мою волю. Он прокомпостировал клочок газетной бумаги. Потом вернул мне «билет» и спросил: «Почему ты залез под сидение, если у тебя есть билет? Вставай, через два часа - Берлин». «Это был первый триумф моей силы внушения», - писал Мессинг позднее в своих воспоминаниях. Приехав в Берлин, он работал сначала курьером в еврейском квартале, затем в знаменитом Винтергартене, где изображал факира. Тогда ему пошло на пользу его умение обезболивать свое тело: он не выказывал боли, когда огромные гвозди втыкали ему в грудь. Он выступал и в роли «чудо-детектива», когда находил у публики спрятанные драгоценности и другие предметы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Длительность сталинского правления, которое тянулось без малого тридцать лет, обычно объясняют материальными факторами - успехами в экономике, единством партии, диктатурой карательных органов. Между тем у этого периода существовала и тайная изнанка, которая, как ткань водой, была пропитана глубоким оккультизмом...

Подавляющее большинство исследователей жизни Иосифа Сталина под микроскопом разглядывают его убеждения, вехи биографии, этапы внутрипартийной борьбы, но не в силах объяснить, каким образом сын сапожника-алкоголика, недоучившийся семинарист, человек без каких-либо связей и совсем не выдающихся способностей вознесся на самую вершину власти, став властелином гигантской империи?

И некоторые полагают, что «бетон» сталинской судьбы был густо замешан на союзе с потусторонними силами, которые помогали ему вести с врагами жестокие «оккультные» сражения.

Источники силы

Став революционером, Сталин декларировал себя как убежденного марксиста, материалиста, человека прагматичного, даже циничного, не имеющего никакого отношения к «миру духов». Но это было своеобразным камуфляжем, попыткой спрятать сущность под броней придуманного имиджа.

На самом деле ученик Горийского духовного училища (Сталин закончил его всего лишь с двумя четверками -по греческому и арифметике, остальные предметы сдал на отлично) и семинарист Тифлисской семинарии, где будущий вождь обучался в течение пяти лет, был хорошо знаком с различными духовными практиками, в том числе с «нетрадиционными» течениями. Более того, зачатки эзотерических знаний он получил из первых рук - по некоторым версиям, Сталин некоторое время обучался в Александропольском (Ленинаканском) иезуитском колледже, где познакомился с Георгием Гурджиевым (там же немного раньше училась и знаменитая теософка Елена Блаватская, а также Анастас Микоян). По своему происхождению Гурджиев был греко-армянином, корни которого уходили в Византию.

Будущий революционер был не просто очарован идеями философа и мистика, он впитал многое из того, что проповедовал Гурджиев своему английскому последователю Алистеру Кроули и Рудольфу фон Зеботтендорфу - основателю «Общества Туле», чьи теории развили нацисты. В 1899 и 1900 годах Сталин даже жил в семье Гурджиева, а позже, наезжая в Москву, нередко останавливался у его двоюродного брата - скульптора Меркурова. Гурджиев - известный мистик, основатель движения «Четвертый путь», знаток многих духовных практик Востока и Средневековья - утверждал, что Кавказ - место тайной силы, впитав которую, можно покорить мир.

Именно по совету Гурджиева Сталин изменил дату своего рождения, так же как и сам Гурджиев: поклонники тайных учений делают это для того, чтобы враги не могли причинить им вреда.

Одно из самых сильных мест учения кавказского гуру - умение повелевать людьми. Этому он учил на протяжении всей своей жизни, и можно не сомневаться, что Сталин этим воспользовался. По словам «хитрого мудреца» (так называли Гурджиева), он обучился всему этому в своих путешествиях по миру - прежде всего, в Тибете и Индии, общаясь с провидцами и знатоками парапсихологии и телепатии.

Поэтому, придя к власти, Сталин весьма заинтересовался духовными практиками Тибета, для чего был создан специальный отдел при НКВД. Руководил им известный чекист Глеб Бокий - при его непосредственном участии в Тибет отправили несколько экспедиций. В этих путешествиях активное участие принимал известный теософ и художник Николай Рерих.

Красная Шамбала

Как известно, знаток Востока Николай Рерих (он был любимым художником Николая II) поначалу воспринял советскую власть в штыки. Однако в 1920-х годах воззрения философа чудесным образом переменились, и он даже назвал Ленина «махатмой» (великим учителем), призванным преобразовать мир.

Одной из причин, побудивших Рериха изменить свое представление о революции и коммунизме, якобы была встреча с Учителями Света (незримая духовная сущность, которой Рерихи поклонялись всю жизнь), которые открыли ему глаза на происходящее. По второй версии, именно в это время Рериха завербовали агенты НКВД, которые привлекли его к работе на Советскую Россию. В результате Рерих вместе с чекистами из отдела Бокия принял участие в экспедиции на Тибет, где они искали Шамбалу - мифическую страну, в которой спрятаны знания древних цивилизаций. Одним из идейных вдохновителей поиска Шамбалы, его мозгом и двигателем был также врач и писатель Александр Барченко. Этот выдающийся специалист, обладающий способностями к телепатии, был создателем тайной организации «Единое трудовое братство», которая намеревалось изучать научное наследие Шамбалы.

В 1925 году экспедиция НКВД во главе с Барченко собралась в Гималаи. На ее финансирование выделили огромную по тем временам сумму - 600 тысяч долларов. Но чтобы не допустить утечки полученных знаний, в последний момент Барченко от экспедиции «отцепили», а вместо него в Тибет отправили проверенного большевика - Якова Блюмкина, того самого, который в 1918 году убил графа Мирбаха, германского посла в России.

Понятно, что такие люди в поисках Шамбалы без ведома Сталина участвовать не могли. Так что «отец народов» с приходом во власть из тайного поклонника эзотерики стал ее явным вдохновителем и апологетом.

Правда, это не мешало вождю безжалостно расправляться с бывшими соратниками, заподозренными в измене. Впрочем, исследователи, считающие Сталина главным оккультистом красной России, объясняют это не вероломством вождя, его жестокостью или подозрительностью, а магическим ритуалом, без которого не обходится ни один тайный культ.

Принесение жертв

В основе многих религиозных учений - от Молоха до Христа - лежит идея об искуплении и жертве. И тут невозможно не вспомнить о миллионах жизней, которые были погублены в период правления «отца народов». Объяснить эти чудовищные преступления обычной человеческой логикой невозможно. Разумеется, можно списать их на паранойю Сталина, на его болезненную подозрительность, но как тогда объяснить «молчание ягнят» - многомиллионного народа, который ничего не делал, чтобы свергнуть тирана? А может быть, в этом было нечто сакральное?

Как известно, репрессии шли волнами, и если проследить их очередность, можно обнаружить, что вслед за волной репрессий тут же шла волна побед и триумфа. Первая волна репрессий началась в 1927-1930 годах: «шахтинское дело», «дело Промпартии», «дело Трудовой крестьянской партии». А уже спустя несколько лет СССР стал одним из индустриальных центров мира: были построены десятки металлургических и машиностроительных заводов, ГЭС и ТЭЦ, каналы и железные дороги, которые заложили фундамент непобедимости и процветания СССР. Потом пришли репрессии 1937-1938 годов. Казалось, неразумность власти, убивающей себя саму, превзошла все пределы. Но следом пришла большая война, которая закончилась полной победой и всемирным триумфом Сталина. Нет ли в этом какой-то страшной, непостижимой логики?


Последним всплеском репрессий были «ленинградское дело» и «дело врачей». Кому и зачем это было нужно? Ответ очевиден: ведь спустя несколько лет СССР начал штурмовать космос! Вспомните: суть сталинских чисток заключалась не в простом уничтожении людей: на всех судебных процессах от подсудимых требовали активного раскаяния. А раскаяние, как известно из религиозных доктрин, необходимо для дальнейшего движения вперед. Так были ли сталинские репрессии механизмом укрепления личной власти или религиозным ритуалом, способствующим процветанию страны?

Магические пристрастия вождя, его тайное следование древним учениям совершенно очевидно обнаруживаются в архитектуре сталинского периода. Объекты религиозного культа разбросаны по всей стране: это и Мавзолей Ленина, выстроенный в форме ассирийского зиккурата, и замечательные столичные высотки, напоминающие храмы древней Атлантиды, и каменные лабиринты советского метро - подземные капища неведомым богам, устроенные по образу и подобию древнеегипетских святилищ и изумительной Петры, высеченной в скалах приверженцами древнего культа.

Да и как не вспомнить привычку вождя работать по ночам: в свете кремлевского оконца, пронзающего ночную тьму, куда больше средневековой магии и религиозного бдения, чем бледного всполоха коммунизма, случайно забредшего в Россию.

7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы, ровно в 13 часов пополудни, в разных концах советской столицы были символически заложены восемь высотных зданий, позднее получивших название "сталинские высотки". И хотя этому акту предшествовало январское постановление Совмина СССР, прямо связывавшее возведение домов с предложением товарища Сталина, строительство началось только через два года.

За шесть десятилетий, минувших с тех пор, как Москва обзавелась столь яркими архитектурными доминантами, высотки обросли легендами, им приписывают некое сакральное значение, в них видят даже масонские символы. Специалисты же до сих пор спорят, что легло в основу проектов и кто на самом деле был их главным архитектурным руководителем.

Первое, возможно, главное и уж точно знаковое отличие построенных зданий от опубликованных проектов - наличие шпилей. На чертежах здание МИДа на Смоленской площади увенчивалось плоской крышей. На вершине здания МГУ предполагалась 40-метровая статуя Михаила Ломоносова, а на высотке, что на площади Восстания, цилиндрический восьмигранник, да и сама она предназначалась не для проживания людей, а для чиновников неких ведомств. Никакой площадки с фонтанами перед храмом науки на Ленинских горах не было и в помине. А Ломоносов появился уже после того, как вместо ранее запланированной гостиницы там решили возвести новое здание для университета.

В постановлении Совмина СССР записано о строительстве "одного 32-этажного дома, двух 26-этажных и пяти 16-этажных домов". Тридцать два этажа, понятно, должна была иметь высотка на Ленгорах. Одну из 26-этажных предполагалось расположить в Зарядье, другую - с гостиницей и жилым сектором - в районе стадиона "Динамо". Изначально, по проекту, 16-этажные выросли там, где намечено, только вот их этажность сильно отличается от объявленной. Самое высокое, 240-метровое здание МГУ трансформировалось в 36-ярусное. Так и не построенные дома в Зарядье и близ "Динамо" ушли в небытие 32-этажными. И в результате ни одна из столичных высоток не ниже 24 ярусов.

Впрочем, игра с этажами и назначением зданий дело, что называется, житейское. А вот история со шпилями действительно полна загадок. Потому что, по общему мнению самих архитекторов, многие из которых оставили воспоминания, заказать их мог только один человек - Сталин. Михаил Посохин, молодой специалист в пору работы над высотками, один из авторов проекта здания МИДа, позднее главный архитектор Москвы, писал: "Особенно четко его вкусы проявились при проектировании высотных домов в Москве, увенчанных по его желанию остроконечными завершениями".

По одной версии, вождь скорректировал проекты после того, как увидел почти достроенный дом МИДа, едучи ночью по Арбату на Ближнюю дачу. Якобы уловил в ступенчатом силуэте некоторую незавершенность. Башенку со шпилем, конечно, соорудили, но в отличие от других высоток она единственная не увенчана звездой. Утверждают, что наскоро установленное навершие из легкого металла не выдержало бы ни огромного веса украшения, ни ветровой нагрузки.

А в самом ли деле "лучший друг архитекторов" руководствовался только лишь инстинктивным чувством незавершенности? Пытаясь ответить на этот вроде бы простой вопрос, мы неизбежно должны разобраться, а что это собственно такое, "сталинский стиль" в архитектуре?

Шпиль преткновения

Любопытный доклад озвучил на международной конференции в Белграде бывший россиянин, а ныне гражданин Германии Дмитрий Хмельницкий. Архитектор, и поныне строящий дома в ФРГ, проанализировал социально-политические истоки явления, называемого "сталинским ампиром".

По Хмельницкому, сталинская идеология, не имевшая ничего общего с марксизмом, обслуживала деспотическое феодальное общество в самой крайней его форме. Однако пользовалась марксистской лексикой, потерявшей исходное содержание. Но архитектура - все гражданское и промышленное строительство - выражала реальное социальное устройство общества. И яснее, чем любая другая сфера советской культуры, выдавала истинные намерения вождя, но противоречила официальной сталинской идеологии.

Как утверждает архитектор, никаких программ, предполагавших решение жилищной проблемы в СССР, ни в 1920-е, ни в 1930-е годы не разрабатывалось. После того как по сталинскому плану ускоренной индустриализации в города переселилось около 14 миллионов человек, средняя и, стоит подчеркнуть, плановая норма обеспечения жильем стабилизировалась на уровне четырех квадратных метров на человека. И она не менялась вплоть до 1950-х годов. Новые промышленные города, возведенные в первые пятилетки, - это барачные поселки для рабочих и квартиры для очень узкого слоя руководства. И такой расклад Хмельницкий иллюстрирует ничем не завершившимися трудами в Советской России в начале 1930-х годов иностранных архитекторов. Например, немца Эрнста Мая, специалиста по массовому строительству из Франкфурта-на Майне.

Группа Мая создала схемы генпланов нескольких новых городов, в том числе Магнитогорска. Его население в 1931 году составляло около 200 тысяч человек, в основном бежавшие из села крестьяне, раскулаченные, ссыльные, бывшие заключенные. Архитектор успел построить только один квартал из двух десятков каменных зданий с коммунальными квартирами без кухонь и ванных. К концу 1930-х в них разместилось около 15 процентов населения города, по несколько человек в комнате. Остальные сто пятьдесят тысяч - в бараках и землянках. В которых, уточняет Хмельницкий, тогда жило более 95 процентов населения всех новых промышленных городов. Еще раньше власти, решившие, что и такое жилье чрезмерно дорого, отказались от услуг Мая. И уже сами возвели закрытый поселок для высшего начальства - для двух-трех процентов населения Магнитогорска.

Вероятно, апофеоз такого подхода к градостроительству - проект Дворца Советов. По Хмельницкому, единственное советское здание, которое можно рассматривать как идеологический символ общества. Но та давняя затея нам интересна прежде всего потому, что она предтеча всех сталинских высоток не только по их социально-политическому назначению, но и по чисто архитектурным решениям.

О так и не построенном здании, чья высота должна была первоначально составить 420 метров, написаны тома. И потому стоит привести лишь некоторые факты и цифры, характеризующие замах авторов сооружения и главного заказчика, Сталина. Согласно окончательному проекту, выбранному в 1939 году из нескольких десятков, объем постройки составлял 7 миллионов 500 тысяч кубометров. Большой зал дворца высотой 100 и диаметром 160 метров предназначался для 21 тысячи человек, а малый - для шести тысяч. Над большим залом - палаты Верховного Совета СССР и его Президиум. На облицовку здания предполагалось пустить 300 тысяч квадратных метров гранита. Улицу Волхонку и ряд других, примыкающих к строительной площадке, засыпать землей, а Музей изобразительных искусств отодвинуть на 100 метров. Территории вокруг заасфальтировать и преобразовать в автостоянку на пять тысяч автомобилей.

Любопытно, что в первых проектах один из авторов Борис Иофан предлагал увенчать здание башней со скульптурой рабочего с факелом в руке, но его учитель, итальянский архитектор Армандо Бразипи, предложил поставить статую Ленина. И хотя у Иофана были на этот счет отнюдь не идеологические, а чисто профессиональные возражения, с идеей пришлось согласиться. И, вопреки его соображениям, здание со скульптурой наверху превратилось в гигантский постамент для фигуры. Стометровая 6000-тонная вращающаяся скульптура, один только указательный палец которой тянулся на шесть метров, зрительно давила на свой пьедестал.

Когда в 1940-х годах возникла идея высоток, еще не был окончательно поставлен крест на Дворце Советов. Но архитектурные решения уже стали растаскивать - благо и тем, и другими проектами занимались практически одни и те же люди. И они прекрасно знали, как относится к ступенчатой пирамиде-зиккурату главный заказчик. Но откуда все-таки взялись шпили?

Немного готики и православных церквей

Хотя формально, по американским нормам, небоскребами можно назвать только сталинские высотки с не менее чем 30 этажами, их прототипами, бесспорно, стали манхэттенские дома-великаны. Но не те, прямоугольные и теснящиеся на нью-йоркском острове, а пирамидальные, ступенчатые, с относительно широким основанием.

Советская пресса неустанно клеймила заокеанскую высотную архитектуру и, как ни странно, кое в чем была совершенно права. Так, ежегодник "Советская архитектура" писал в 1951 году: "Высотные здания Москвы воздвигаются по принципам, прямо противоположным "принципам" строительства американских небоскребов, порожденным условиями капитализма с его земельной рентой и бешеной конкуренцией, лишь усугубившими противоречия капиталистического города".

Только мощная гранитная основа тесного Манхэттена позволила при несовершенстве строительных технологий 1910-1930-х годов возвести небоскребы. И только теснота продиктовала их форму - прямоугольную, с узким основанием: земля-то действительно дорога. Как правило, никаких ярко выраженных шпилей, лишь иногда подчеркнуто ступенчатая форма зданий в тех городах Америки, где проблема землеотвода была не столь остра. В этом отношении советские архитекторы могли размахнуться. И размахнулись: периметр основания, например, высотки МГУ составляет более трех километров.

В своих воспоминаниях отцы столичных небоскребов утверждают: и проектирование, и возведение дворцов было для них совершенно новым делом. А это значит, что как архитектурные, так и строительные решения надо заимствовать. Но одновременно и скрыть заимствование, тем более после победоносной войны, не только выведшей СССР в мировые военные лидеры, но и впрыснувшей бедной стране инъекцию имперского самосознания. И вместо прежних, запечатленных во Дворце Советов триумфа победившего пролетариата и благодарности Ленину, возникают мотивы вселенского превосходства мощной державы. Готовой уже учить уму-разуму весь остальной мир, контролирующей Восточную Европу, угрожающе сомкнувшейся с Китаем.

Как писал тот же Михаил Посохин, "тогда нам нельзя было в приказном порядке пользоваться иностранными журналами при проектировании: тем самым исключались заимствования и влияние Запада". На что современный критик замечает, что Посохин лукавит, скорее запрет пользоваться иностранными журналами имел обратную цель - скрыть от как можно большего числе людей факт явного архитектурного заимствования. К тому же еще в начале 1930-х годов советские архитекторы навещали Нью-Йорк, а Борис Иофан несколько позже.

Неизвестно до сих пор, как именно работал механизм согласования проектов и таких деталей, как пресловутые шпили, между собственно архитекторами и Сталиным. То ли вождь действительно нарисовал на чертежном листе навершия пирамид, то ли знающие о его приверженности готике специалисты сами предложили такое решение. Возможно, сыграли роль пожелания Сталина придать зданиям чисто русские, московские мотивы, навеянные кремлевскими башнями и классическими православными церквями.

Не исключено, однако, что шпили выполнили одновременно роль элементов, принципиально отличающих советские небоскребы от американских. И в результате, как считают специалисты, в доме на площади Восстания древнеримские скульптуры на ризалитах благополучно соседствуют с вестибюлями, украшенными готическими витражами, мраморными колоннами и светильниками-канделябрами, а также с "православными" остроконечными башенками вокруг шпиля. Словом, получилось то, что некий немецкий архитектор назвал "кафедральными соборами Иосифа Сталина".

Когда свое слово сказали и архитекторы, и Сталин, надо было приниматься за вполне прозаическое строительство. И это притом что опытом возведения зданий выше 9-12 этажей страна не располагала. Что, в отличие от Нью-Йорка, Москва стоит на рыхлых, местами болотистых грунтах, на карстовых полостях и подземных реках. Что только на один фундамент для высотки уходило столько бетона и металла, сколько требовалось для семи десятиэтажных домов. Что, наконец, не было в те годы даже строительных норм, регламентирующих стандарты прочности и пожарной безопасности, использование материалов, конструкцию отопления и вентиляции зданий, скоростных лифтов и многое другое. Как не было и специальных подъемных кранов, способных работать на высотах свыше 200 метров, а также насосов, подающих бетон с земли чуть ли не за облака.

Январское постановление Совмина 1947 года предписало возглавить строительство министерствам внутренних дел, строительства военных и военно-морских предприятий, путей сообщения, авиационной промышленности. Курировал работы зампред Совмина СССР, приглядывавший за МВД и МГБ Лаврентий Берия. Что-то можно было позаимствовать у американцев. Например, каркасную технологию, то есть использование в качестве несущей основы здания стальную конструкцию. Облицовку домов терракотовой, керамической плиткой. Но покрывали ею основную кладку, и если та деформировалась от механических или температурных нагрузок, плитка едва ли не повсеместно отваливалась.

Кто главный по высоткам

Вот лишь единственный пример, иллюстрирующий, какие чисто российские, связанные с нашим климатом проблемы пришлось решать. Вроде бы простое дело - окна. Но, во-первых, они огромные. Во-вторых, должны спасать обитателей здания от морозов, жары и сквозняков, набирающих ураганную силу в высоченном сооружении. Вот что предлагал один из авторов проекта: "Потребуется создание нового, герметического металлического переплета. С другой стороны, сложная конструкция переплета может удорожить общую стоимость стены. При проектировании многоэтажных зданий должна быть учтена возможность устройства монолитных окон из прозрачной штампованной пластмассы, так же как устройство неоткрывающихся окон и специальных отверстий для индивидуального проветривания комнат". То есть еще 60 лет назад советский архитектор пришел к идее стеклопакетов. Ее, ради экономии и из-за отсутствия промышленной технологии, не реализовали, но каков провидец!

Впрочем, не одни только технические проблемы мучили строителей. Рассказывают, что еще в пору работы над проектом Дворца Советов специальное строительное управление посетил Сталин. Понятно, что сначала ему представили как раз строителей, а потом зодчих. Вождь пальцем показал на архитекторов и молвил: "Вот это строители, а те их помощники". Урок запомнился, и "строители", заботясь о высоком искусстве, случалось, не особо вдавались в чисто инженерные детали.

Помните вскользь упомянутые фонтаны перед зданием МГУ, которых не было в опубликованных проектах? Так вот, они появились как маскировка гигантских воздухозаборников, части обширнейшей вентиляционной системы основного здания. О них просто не подумали архитекторы, и строителям и их смежникам-профессионалам пришлось спешно придумывать, откуда засасывать воздух. Получалось, что только вне самой высотки и только на большой площадке перед нею. Под фонтанами и клумбами бетонные перекрытия, а ниже их тоннели, сходящиеся в специальных помещениях для очистки и подогрева воздуха.

"Памятники сталинской глупости"

Когда Никита Хрущев в середине 1950-х провозгласил борьбу с архитектурными излишествами, ему написал письмо архитектор Михаил Минкус, один из авторов высотки МИДа, с предложением демонтировать со здания шпиль. Надо пояснить, что зодчий тяжело пережил сталинское указание насчет этого навершия, но вовсе не из-за дороговизны, а просто потому, что оно травмировало эстетическое чувство творца. Генсек в просьбе отказал со словами "пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".

Дорого ли обошлись "сталинские высотки"? Да, очень. Как писал еще один из их создателей Дмитрий Чечулин, "вместо одного высотного здания, вроде того, что стоит на Смоленской площади, можно было на те же средства выстроить не один десяток типовых пятиэтажных домов".

Мне довелось бывать в жилом доме на площади Восстания. У двух выдающихся авиаторов, летчиков-испытателей, Героев Советского Союза Сергея Анохина и Марка Галлая. Это были не те визиты, когда хозяева знакомят гостя с квартирой, и потому о ее удобствах и комфорте мне сказать нечего. Но вот пришел в тот же дом к приятелю и коллеге, и жилье он мне показал. Ничего особенного: две маленькие комнаты, тесная кухня на манер "хрущевки", крошечная прихожая. Все стало понятно, когда хозяин пригласил, как он выразился, на балкон. Открыл дверь, и перед нами предстало открытое пространство величиной с поле для мини-футбола с гигантскими скульптурами по краям. То есть квартира располагалась на уровне одной из ступенек здания, и именно под этот чисто внешний фактор золотого сечения и спланировали внутреннее устройство жилья. Не исключено также, что эта уродливая двухкомнатная "распашонка" образовалась после переделки проекта административного здания в жилое. И я уверен, что во всех домах такого назначения полно несуразных квартир, чья планировка подчинена высоким канонам архитектурного искусства. И все же...

Как вселилась в жилые высотки тогдашняя советская элита, так и по сей день они - символ преуспевания и достатка. Мало того, москвичи, не сразу полюбившие эти помпезные эклектичные сооружения, давно считают их неотъемлемыми доминантами эстетического облика столицы. Без них ее уже и не представить. Что это, метаморфоза из области стерпится - слюбится?

СССР не только построил аналоги московских высоток в Ленинграде, Киеве и Риге, но и экспортировал высочайше утвержденное архитектурное решение в Польшу. Понятно, как варшавяне относились к навязанному Дворцу культуры и техники. Они отлично помнили долгое стояние перед польской столицей в 1944-1945 годах Красной армии, пережидавшей, пока нацисты не перебьют повстанцев - бойцов Армии Крайовой. Не сомневались, что вопреки советской пропаганде пленных польских офицеров расстреляли энкавэдэшники. И без иллюзий относились к общественно-политическому строю, который принесла к ним на штыках Советская армия-освободительница.

Когда приказал долго жить СССР, поляки, справедливо считавшие, что Сталин - соавтор архитектурных академиков, а варшавский ДКиТ - наследие тоталитаризма, здание решили если не снести, то превратить в пародию. Предлагалось, например, построить рядом действительно современный небоскреб из стекла и бетона, чтобы на его фоне массивная пирамида выглядела бы жалким домиком. Устроить внутри аттракционы, переделать конгресс-зал в мюзик-холл. И еще много чего, призванного морально низвергнуть чуждую высотку.

В 1997-м на дискуссии историков, архитекторов и общественных деятелей поляки решили, что ничего такого со зданием делать не следует, а надо поставить его под государственную охрану. Спустя десять лет дом включили в перечень объектов, имеющих историко-культурную ценность. Похоже, уже бесспорную, проверенную временем ценность. У них и у нас.

Высотки в слухах и легендах

Как только советскому человеку позволили рассматривать окружающий мир не только через призму материализма, он немедленно вгляделся как в сталинские высотки, так и в места, где их возвели.

Говорят, что будущий диктатор учился не только в духовной семинарии, но и в Александровском колледже иезуитов. А его однокашником и близким другом там был будущий оккультист и создатель тайных обществ Георгий Гурджиев. Уже взрослыми, они неоднократно встречались.

Ну и что из этого? А то, утверждают сторонники эзотерических версий возведения высоток, что Сталин был знатоком оккультизма и некоторые символы учения воплотил в камне. В общем, чтобы сохранить и преумножить свое могущество, хозяин страны ориентировался при закладке небоскребов на некие энергетические линии, концентрирующиеся вокруг Кремля и уходящие, как паутина, в глубь России.

Было якобы и еще одно обстоятельство, важное при выборе места для высоток: там обязательно должно было в прошлом пролиться много крови. Котельники в древности были местом массовых казней. С Воробьевых гор в ноябре 1917 трое суток обстреливали Кремль, а на площади трех вокзалов, где высится гостиница "Лениградская", в 1905-м шли жестокие бои с казаками, как и на Пресне с ее площадью Восстания.

Вместе с гигантской доминантой города, Дворцом Советов, сталинские высотки, построенные как раз в местах наиболее мощной концентрации сакральной энергии, уверены эзотерики, создают магическое пространство огромной силы. Если еще учесть, что 100-метровая фигура Ленина должна была еще и вращаться вокруг своей вертикальной оси, то вот он, так называемый торсионный генератор, чья мощь способна даже оживлять мертвых. Именно это чудесное свойство связки Дворец-высотки и намеревался использовать Сталин, чтобы продлить свою жизнь или возродиться из мертвых, если проект осуществится после его смерти.

Свое, родное увидели в сталинских высотках сторонники теории масонских заговоров. Мол, если взглянуть на Москву с высоты, в геометрии проспектов, улиц, площадей видны циркули, наугольники, звезды, столь чтимые масонами.

А знаете, почему закладка небоскребов произошла в один день и час? Подходящее время вычислили астрологи. И вообще у каждого из зданий своя планета-покровитель. У дома на Котельниках - Венера. У дома на площади Восстания - Марс, и там вовсе не случайно так много военных летчиков-испытателей и деятелей авиапрома. За высотку МИДа отвечает Юпитер, за МГУ - Меркурий, ну и так далее.

Столь масштабное строительство, на глазах изменившее облик Москвы, не могло не породить домыслов и легенд. Вот едва ли не первая, хронологически связанная с тем обширным контингентом строителей, что пришли сюда отнюдь не по собственной воле, с заключенными. Рабочий день окончен, все строем вышли с территории стройки, кроме пятерых. Обыскали все не маленькое здание МГУ - никого. Когда охрана и вольное руководство мысленно распрощались со свободой, вспомнили, что сегодня работы велись и в самой звезде на шпиле. Метнулись туда - зэки на месте. Оказалось, ближе к концу смены мужички расслабились, решили перекинуться в картишки, а сигнала на построение из-за удаления и высоты не услышали.

Заключенным же приписывают и оригинальную попытку побега. На неких самодельных крыльях отчаянные ребята сиганули с высоты университетской высотки, но были встречены на земле бдительной охраной.

Еще одна легенда инженерно-строительного плана. Грунт под зданием МГУ был настолько рыхлым и текучим, что для возведения небоскреба понадобилось насквозь заморозить землю в районе фундамента. Гигантская морозилка под домом действует до сих пор, и если бы не она, сооружение давно бы сползло в Москву-реку.


К ажется, что коммунистическая идеология и оккультизм несовместимы, однако немногие знают, что буквально с первых лет существования советского государства тайно проводились исследования по магии, колдовству и прочим окультным наукам. Даже сам Сталин не раз прибегал к услугам людей, владеющих магией и обладающих сверхспособностями.

О тношение Сталина к магии, колдовству, экстрасенсам, астрологам и телепатам долгое время держалось в строжайшей тайне. И это не удивительно, ведь, как настоящий коммунист и материалист, он должен был не верить не только в Бога, но и во всякие потусторонние силы и окультные науки. Между тем некоторые считают, что Иосиф Виссарионович Джугашвили был настояшим мистиком.

Б удущий "вождь народов" учился в Тифлисской духовной семинарии. Получив богословское образование, он прекрасно знал о существовании как светлых, так и темных сил. Известно, что вместе со Сталиным в духовной семинарии учился знаменитый оккультист и маг Георгий Гурджиев, и они были близко знакомы. Есть предположение, что Иосиф Джугашвили мог даже входить в так называемое Восточное братство, членами которого являлись как сам Гурджиев, так и его ученики.

М ожно встретить и любопытную информацию относительно известной партийной клички Сталина - Коба. Оказывается, в переводе со старославянского "коба" означает "колдун" или " пророк". Кстати, в V веке так звали персидского царя Кобадеса, завоевавшего Грузию, который выступал за устранение социального неравенства и предлагал поделить все имущество между бедняками и богачами. Так вот, этот царь с коммунистическими идеями был сильным магом...

З аполучив власть в огромной стране, Сталин стремился удержать ее любыми средствами, даже с помощью черной и белой, магии. По информации писателя и историка, автора книги "Окультный Сталин" Антона Первушина, с приходом к власти Сталина при ОГПУ появился спецотдел, сотрудники которого занимались всякой аномальщиной - шаманами, колдунами, ведьмами, ясновидящими, телепатами, магией и магическими артефактами, тайными знаниями далеких предков и исчезнувших цивилизаций. В 30-х годах ведущим специалистом этого секретного отдела стал ученый парапсихолог Александр Барченко. Он не только изучал древнюю эзотерическую науку, но и занимался обследованием магов, ведьм, экстрасенсов, в общем, всех тех людей, которые могли обладать сверхспособностями.

С уществовала даже специальная тайная черная комната для проведения сеансов связи с духами. Не исключено, что этот отдел был создан специально для того, чтобы выявить людей, способных на дистанционное магическое или иное воздействие. Позже Барченко и его коллег расстреляли по обвинению в шпионаже скорее всего, и все выявленные спецотделом люди со сверхспособностями были репрессированы или уничтожены. Вождь опасался людей, перед которыми была бессильна его охрана и которых для дистанционного воздействия на него мог использовать враг.

С талин продержался у власти целых 30 лет, полагают, что это было бы просто невозможно, если бы он не опирался на некие потусторонние силы. Какие это были силы? Возможно, об этом мы до конца так и не узнаем.

Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути. Классификация «путей» даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь - объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма. Это «Айда-йога».

«Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин».

«Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.»

В 1919-1920 годах Гурджиев открывал его в Тифлисе и Константинополе. Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии - не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

Балет

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ - это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты. Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая. Второй вид - это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его «священном танце» заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом «Битва магов» ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.

Управляемый кризис

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее - выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Сталин

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых «горячих» тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева. Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата. Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года - паук.

Нацисты

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из «вечных». Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами «Recollection!» (Помни!). Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера. По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил"солдатскую выправку».

Смерть

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал: «Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.»

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: «Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?»



Copyright © 2024 Школа и образование.