Арт терапевтическая педагогика. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и арттерапии

В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая арт - терапия

Искусство – особая форма художественного освоения мира, которая не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка, но и служит важнейшим источником гуманизации учебно-воспитательного процесса. Искусство заключает в себе художественно – эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные и духовные ценности.

В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

Программа универсальна, т.е. рассчитана на любого ребенка, инициирует резервные возможности всех детей, в т.ч. детей с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа и технология «Арт – гармония» успешно применяются для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Реализация программы «Арт – гармония» предполагает комплексный подход, который заключается в том, что все педагоги, работающие в данном направлении, тесно взаимодействуют друг с другом.

Не менее важен гуманистический подход к образованию, требующий от педагогов пристального внимания к личности ребенка.

Использование искусства в качестве терапевтического фактора воздействия в образовании наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

В данном случае педагогическая арт – терапия выступает в качестве инструмента прогрессивной педагогически, для улучшения психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой творческой личности.

1. Целями и задачами арт – терапии являются активация резервных возможностей и творческое самовыражение детей с проблемами в развитии на основе предшествующего опыта, ознакомление их с новыми способами художественной деятельности.

2. Качество продуктов художественной деятельности не считается важным критерием оценки (будь то рисунок, чтение стихов, исполнение песен, танцев, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т.к. ребенок демонстрирует только то, что освоено в предыдущем опыте. Тем не менее, на занятиях наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивость, подавленность, неуверенность в своих силах, страх публичных выступлений и т.д.), но и расширение их возможностей в сфере художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, радость от общения, удовольствие от активной художественной деятельности).

3. В функции взрослого на занятиях педагогической арт – терапии входит передача ребенку знаний о новых способах деятельности и выразительных средствах и организация процесса их усвоения ребенком. Педагог (как специалист в своей области) является активным участником педагогического процесса, выполняет функции: фасилитатора, ведущего, режиссера, сценариста, партнера, учителя, организатора.

Практика убеждает, что Арт – терапевтические методы позволяют:

Высвобождать потенциальные психические ресурсы;

Изменять психоэмоциональное состояние ребенка;

Формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;

Преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других;

Развивать творческую инициативу;

Расширять кругозор;

Формировать нравственные и эстетические представления;

Создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

Создавать эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

Оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к людям.

Каждое направление «Арт – гармонии» имеет определенное коррекционно – развивающее значение.

В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью познают окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах. Активизируемые чувства, эмоции, переживания ребенка создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, добра и зла, любви и ненависти, помогают эмоционально – чувственно и деятельно откинуться на них, способствуют осознанию самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Занятия рисованием формируют мотивацию у детей к продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развивают мелкую моторику, произвольное внимание, воображение, речь, учат коммуникации.

На занятиях изотерапией дети знакомятся с такими видами изобразительной техники, как клише, восковая живопись, акватушь, пальцевая живопись, монотипия, водяная печать, диатипия, высокая печать, коллаж, граттаж, живопись а – ля - прима, роспись по гипсу.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют обеспечить положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаковосимволической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Танцетерапия – один из видов активной музыкальной деятельности, основой которой является единение музыки и ритмического движения. Музыкально – ритмическое воспитание положительно влияет на работу организма в целом.

Библиотерапия оказывает сильное воздействие на детей с различными нарушениями развития. Лучше подходят для этого сказки: они расширяют границы воображения, всегда оказывают интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания у детей. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, вырабатывается потребность в общении с книгой.

Формирование художественно – речевой деятельности осуществляется по трем направлениям:

  1. знакомство с художественными литературными произведениями, их восприятие и развитие эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;
  2. получение информации об авторах художественных произведений, особенностях времени, быта, обычаях, описанных в произведениях;
  3. формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешки, стихи, песенки), сказок, рассказов.

Методической основой является современная теория М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой о роли общения в развитии личности ребенка, в формировании умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения с окружающими.

В области музыкального воспитания и музыкотерапии: Н.А. Ветлугиной, М.А Васильевой, О.П. Радыновой, Л.С. Брусиловского, Н.Ю. Паутовой, В.И. Петрушина, утверждающих, что восприятие своеобразного «языка музыки» способно вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею;

В области изотерапии: Б.М. Неменского, Р.Б. Хайкина, А.И. Рыжова, И.А. Грошенкова, Л.П. Уфимцевой, рассматривающих изобразительную деятельность не просто как рисование, а как ручной и физический труд, развивающий зрение, осязание, поскольку без развитого зрения, без развитого осязания художественный труд немыслим;

В области библиотерапии: В.И. Беспалова, О.Л. Кабачек, Н.А. Рубакина, Ю. Дрейшер, доказывающих, что чтение книг оказывает огромное влияние на расширение словаря, общего кругозора, формирования внимания, памяти и других психических процессов. Занятия по библиотерапии формируют мотивацию общения с книгой, способность думать, размышлять, анализировать.


Киселева Татьяна Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФНКНГПУ, музыкальный руководитель ГБОУ НСО ОЦДК, [email protected], Новосибирск

Беловолова Светлана Павловна

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета начальных классов НГПУ, [email protected], Новосибирск

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ИЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Kiseleva Tatiyana Yurievna

Post candidate of the pedagogical sciences, assistant professor of the pulpit педагогики and psychologies FNK NGPU, music leader GBOUNSO OCDK, [email protected], Novosibirsk

Belovolova Svetlana Pavlovna

Doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of primary school NSPU, vabelovolov@mail. ru, Novosibirsk

ART THERAPY AS A PSYCHO-EDUCATIONAL TECHNOLOGY

В современном обществе и в системе образования все более отчетливо обнаруживается ряд проблем социально-педагогического характера. В связи с повышением социального престижа интеллекта и научного знания педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Низкий социокультурный уровень ближайшего окружения, отсутствие должно го воспитания, внимания и контроля со стороны родителей и учителей приводят к трудностям в обучении и адаптации в детских коллективах, к снижению продуктивности интеллектуальной деятельности, к поведенческим и эмоционально-волевым отклонениям. Бездуховность, потребительское отношение к жизни, снижение интереса к культурным ценностям зачастую являются причиной ухода детей в асоциальные компании, алкоголизм, наркоманию.

Давайте не будем забывать, что мы - педагоги работаем с детьми не только для того, чтобы они усвоили определенный объем информации. Именно педагоги призваны учить детей любить себя и других, видеть и слышать красоту окружающего мира, помочь поверить в свои силы и возможности, поддерживать в детях жажду познания и творчества, данную человеку от природы.

Анализ научной литературы и обобщение практического опыта свидетельствуют о повышении интереса педагогов к использованию искусства в воспитательных целях, т.к. именно в искусстве наиболее полно и последовательно проявляются художественные возможности человека.

Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, JI. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. С. Каган, Б. М. Неменский, М. М. Бахтин и другие авторы отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного, «погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал» (М. С. Каган) .

В связи с вышесказанным особый интерес представляет педагогическое направление арт-терапии. При этом названный термин используется не в буквальном контексте - лечение (от лат. therapia), а в смысле «исцеления», «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей средствами художественной деятельности.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (JI. С. Брусиловский, О. Дьюхерст-Меддок, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, А. В. Сизова и др.).

Современные исследователи (А. В. Сизова, В. Н. Коропулина, М. Н. Смирнова, Н. Ю. Гордеева), рассматривая коррекционные возможности арт-терапии, определяют ее как технологию реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности, базирующуюся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символической форме.

Коррекционные возможности арт-терапии связаны, прежде всего, с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.

Лечебный и коррекционный эффект использования разных видов арт-терапии подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотераиии (А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно), библиотерапии (В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова), имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).

Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изучают Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, Л. Д. Лебедева, А. В. Сизова и др.

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и личность с особенностями в развитии. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Л. Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса .

На первый план в педагогическом подходе выходят задачи развития, воспитания, социализации. Центральная фигура в арт-терапевтическом про-

цессе - личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. По словам известного психотерапевта В.В. Макарова, арт-терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации .

Согласно В. Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека .

От современного искусства арт-терапию отличает то, что для неё важен в первую очередь процесс творчества и нет особой необходимости в специальных навыках. Говоря о творчестве с точки зрения арт-терапии, мы имеем ввиду не общепринятое о нем понимание, как о процессе создания новых материальных и духовных ценностей, а рассматриваем его как преодоление человеком своих границ, расширение пределов своего существования, попытку постигнуть некие гармонии жизни, пробуждение активности, направленной на реализацию предельных творческих возможностей.

Для подтверждения эффективности арт-терапевтического метода как средства обогащения социокультурного опыта младших школьников на базе ГБОУ НСО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной Центр диагностики и консультирования» было проведено экспериментальное исследование.

Структурное подразделение - Школа-Центр - представляет собой диагностические группы с ограниченным сроком пребывания (40-45 дней) детей от 3 до 12 лет. Подавляющее большинство воспитанников Школы-Центра - это дети из детских домов, приютов, неблагополучных, неполных и приемных семей Новосибирской области, имеющие различные хронические, нервно-психические заболевания.

В рамках эксперимента в 2005 г. была разработана и реализуется по сей день программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония», основным назначением которой является не столько прямая передача детям специальных умений и навыков, сколько решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

В результате теоретического и практического исследования были выявлены и подтверждены педагогические условия, способствующие эффективному обогащению социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии:

1. разработка и реализация программы педагогической арт-терапии, основанной на комплексном воздействии различных видов искусств на личность ребенка.

У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Чувство, передаваемое разными ху-220

дожественно-эстетическими средствами на зрительные, слуховые, двигательные ощущения не разложимо, оно едино. Человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон визуальными образами, дополняет ее движениями.

Поэтому программа «Арт-гармония» основана на комплексно-тематическом подходе, требующем осуществления межпредметных связей и позволяющем объединить мастерство всех педагогов. Сущность комплексного подхода заключается в том, что все разделы художественного воспитания направлены на решение одних и тех лее задач своими специфическими средствами и методами. Музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, библиотекарь, воспитатели, тесно взаимодействуя друг с другом, работая в соответствии с тематическим годовым планом, одновременно осуществляют подготовку к очередному художественному событию. Это способствует целостному восприятию детьми окружающего мира, помогает устанавливать связь ребенка с жизнью средствами художественных образов.

Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:

Музыкотерапыю (воздействие через восприятие музыки, пение, игру на музыкальных инструментах);

Танцетерапию (воздействие через движения под музыку: танец, пластику, ритмику);

Театротерапию (воздействие через образ, театрализацию, инсценирование);

Изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством).

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

2. необходимым требованием, предъявляемым к содержанию арт-де-ятельности, является то, что оно должно быть насыщено, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и должно позволять каждому ребенку реализовать свои творческие возможности. В состоянии интереса у ребенка повышается интеллектуальная активность, внимание, любознательность, увлеченность художественной деятельностью, а состояние радости от процесса творчества подкрепляет чувство уверенности и собственной значимости.

3. педагогами используются методы и формы работы, стимулирующие активность воспитанников в различных видах арт-деятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоционально-ценностное отношение к ней; взаимоотношения с воспитанниками строятся на основе диалога, понимания, принятия.

Педагог и воспитанник выступают в процессе художественной деятельности как две активные стороны взаимодействия, где воспитанник не пассивно ведомый, а самостоятельно «идущий за ведущим». Для этого на занятиях должна царить благоприятная доброжелательная атмосфера, а ребенок

должен ощущать защищенность и стабильность. В первую очередь для ребенка нужно обозначить интересную и эмоционально значимую цель, личную перспективу. Детям нужно четко объяснить, что в их творчестве нет «правильного» и «неправильного», что создание образов - это лишь способ передачи своего опыта, мыслей и чувств другим людям. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что их не будут ругать, оценивать отрицательно. И здесь главное - это установка педагога на успех каждого ребенка, независимо от его проблем: «Ты можешь все, просто ты об этом еще не знаешь».

Для ребенка важна каждая мелочь: подкрепление взглядом, жестом, кивком головы. Похвала педагога даже за незначительный успех окрыляет -появляется желание «свернуть горы», готовность совершенствовать качество своего исполнения, а замечания педагога не воспринимаются как личная обида, а лишь как подсказка - как сделать лучше. Интенсивность арт-де-ятельности, новизна эмоциональных впечатлений, увлеченность захватывают детей и через некоторое время они забывают о своих прежних неудачах, неуверенности, с жадностью впитывают новые знания, впечатления.

Особенностью арт-терапевтического подхода является и то, что качество продуктов детской художественной деятельности определяется не по параметрам сценического или изобразительного совершенства, а по иным критериям: по степени проявления интереса детей, активности, по степени удовлетворенности ребенка процессом художественной деятельностью и эмоционального благополучия, по степени развития коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми на основе художественной деятельности.

Тем не менее, в процессе арт-терапевтического воздействия искусства наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивости, тревожности, неуверенности, страха публичных выступлений), но и приобретение новых художественных потребностей, обогащение новыми способами художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов.

В соответствии с тематическим планом дети постепенно и целенаправленно включаются в совместную арт-деятельность (регулярные занятия по всем блокам арт-терапии; участие в художественных событиях: в первый день пребывания в Школе-Центре - это открытие «Центр встречает гостей», на третьей неделе - развлечение «Петрушкины затеи», в последний день пребывания - заключительное театрализованное представление; на протяжении всего заезда - выездные художественные события: посещение театров, музеев, концертов, библиотеки).

Часто, приходя на первое занятие, некоторые дети сразу же заявляют: «Я не умею», «Я не хочу» или «Терпеть не могу музыку (рисование)»... У большинства детей наблюдаются скованность, напряженность, тревожный взгляд, либо, напротив, расторможенность, гиперактивность, нервный тик.

Откуда эта нежелание заниматься художественной деятельностью?

Специальное исследование данной проблемы выявило следующее: одна из причин - это отсутствие у детей практического творческого опыта и негативный предшествующий опыт в художественных видах деятельности. Кроме того, большая часть детей не имеет возможности получить полноценное художественное воспитание в детском саду в силу того, что во многих деревнях и селах Новосибирской области они попросту отсутствуют. А так как в Школу-Центр попадают «особые» дети с проблемами в развитии, поведении, то выяснилось, что во время школьных праздников большинство из них выступают в качестве зрителей, а не участников. И это понятно: для учителя проще подготовить к выступлению дисциплинированного ребенка с хорошей памятью, речью и т. д.

Мы выяснили, что 53% из наших подопечных в своих школах не принимает участие в культурно-массовых мероприятиях совсем, 14% - редко, и только 33% детей принимают в них активное участие, хотя в 67% школ организуются культурно-массовые мероприятия, в 13% школ - не организуются и в 20% школ организуются редко. В основном дети называют Новый год, 8 марта, 23 февраля. В 50% школ нет преподавателя музыки, в 83% нет учителя рисования, а, следовательно, эти уроки ведет учитель начальных классов, не всегда владеющий такого рода деятельностью. Опрос детей показал, что часто уроки музыки сводятся к записи под диктовку текстов песен, разучиванию мелодии под магнитофон, на уроках изодеятелыюсти учитель вывешивает образец, который дети должны срисовать. Это хорошо, если учитель обладает музыкальным слухом и элементарными навыками рисования, а если нет!

Целенаправленное использование методов стимулирования мотивации деятельности и поведения оказывает неизменно положительное влияние на эмоционально-волевую сферу младших школьников. Для поддержания постоянного интереса детей к различным видам арт-деятельности, особое значение имеет внимание педагогов к чувству эмоционального удовлетворения детей от собственного творчества. Рост мотивации заметно повышает активность и уверенность в себе: дети начинают осознавать свою значимость, ответственность, ощущать коллектив как единое целое в достижении поставленной цели, а, следовательно, улучшаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

К концу пребывания в Школе-Центре все дети (естественно, в силу своих возможностей) становятся и певцами, и художниками, и танцорами, и артистами. На заключительном театрализованном представлении, на котором собираются родители и все педагоги Школы-Центра, дети демонстрируют все, чему научились. Такие представления мы называем художественными событиями: совместным бытием детей и взрослых. И действительно, совместные переживания детьми и взрослыми незабываемых творческих моментов жизни надолго оставляют в памяти всех участников события яркий эмоциональный отпечаток.

Для выявления эффективности арт-терапевтического метода в обогащении социокультурного опыта были выделены следующие критерии: моти-

вационно-ценностный (положительное эмоциональное отношение к арт-деятельности, стремление и желание улучшить качество художественных знаний и умений, высокая продуктивность, уровень самостоятельности, активность и уверенность в себе), когнитивный (усвоение художественных представлений, знаний о разных видах искусства и способах осуществления арт-деятельности; сформированность потребности в самостоятельной познавательной активности; способность запоминать информацию, сравнивать, анализировать), деятельностный (усвоение практического опыта в коллективной арт-деятельности, опыта творческой и коммуникативной деятельности; вклад в совместную деятельность и психологическую атмосферу коллектива; степень адаптированности в детском коллективе).

Экспериментальные данные позволили проследить положительную динамику по выделенным критериям, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии, в %

Критерии обогащения социокультурного опыта младших школьников Уровни обогащения социокультурного опыта младших школьников До эксперимента После эксперимента

Мотивационно-ценностный высокий 30 89

средний 45,7 10

низкий 24,3 1

Когнитивный высокий 13 70

средний 50 27

низкий 37 3

Деятельностный высокий 13,3 55,7

средний 45,7 37,7

низкий 41 6,6

Данные таблицы 1 показывают, что положительная динамика представлена по показателям всех компонентов процесса обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии.

Сравнение результатов до и после эксперимента отражает положительную динамику не только по количественному составу групп младших школьников с разными уровнями обогащения социокультурного опыта средствами арт-терапии, но и изменения средних значений коэффициентов для высокого, среднего и низкого уровней (таблица 2).

Таблица 2 - Уровни обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии, в %

Уровни обогащения социокультурного опыта младших школьников Показатель в %

Исходные данные Конечные данные

Высокий 18,8 71,6

Средний 47,1 24,7

Низкий 34,1 3,7

Различия в уровне позитивных изменений обогащения социокультурного опыта младших школьников позволяют сделать вывод об эффективности организации художественного воспитательного пространства методом арт-терапии.

Эти данные подтверждены и статистической обработкой результатов по методам 1;-критерия Стьюдента экп- 5,3, при - 3,46 (р < 0,001) и степени свободы 58) и ранговой корреляции (К3?га= 0,95 при Ккр= 0,5703 (р < 0,001) и степени свободы 28), которые позволили не только выявить проявление положительного эффекта, но и оценить статистическую достоверность результата.

Таким образом, очевидно, арт-терапия в образовательном пространстве школы выступает как наиболее естественное и оптимальное условие для развития мотивационно-ценностной сферы личности, формирования у нее здоровых потребностей, мотивов и интересов деятельности (поведения), активной социальной позиции.

Библиографический список

1. Каган, М. С. Философия культуры: Становление и развитие [Текст]: учеб. пособие / М. С. Каган, К. А. Сергеев, Р. В. Светлов и др.; Под ред. М. С. Кагана и др.; Санкт-Петербург, гос. ун-т. - Изд-во Санкт-Петербург. Петербург, ун-та, 1995. - 309 с.

2. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии [Текст]/ Л. Д. Лебедева. - Спб.: ЛОИРО, 2000. - 200 с.

3. Макаров, Е. Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия [Текст]/ Е. Г. Макарова. - М.: Школа- Пресс, 1996. - 303 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ и КИНЕМАТОГРАФИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ


РЕФЕРАТ

по специальности 13.00.05 на тему:

Традиционные и альтернативные школы в истории образования

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-ПЕДАГОГИКИ


Выполнила:

соискатель кафедры менеджмента СКД

факультета социально-культурной деятельности,

Новоселова Ольга Рудольфовна


Москва, 2008

арт педагогика терапия

Введение

Проблемы современной арт-педагогики

Арт-терапия: история и современность

5. Практические примеры арт-терапевтических технологий

6.Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике

Заключение


Введение


В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.


1. Проблемы современной арт-педагогики


Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика подготовки педагогов показала необходимость разработки модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации учебно-развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть как сами педагоги, так и в дальнейшем их воспитанники.

Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Основными задачами артпедагогики являются:

формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

творческая самореализация личности.

Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Структура и содержание артурока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися. Артурок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает артурок от традиционного занятия.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.

2. Арт-терапия: история и современность


Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.

Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов - практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации повлекли за собой необратимые изменения в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все шире применяется в учреждениях культуры и образования.


Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования


В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Рассмотрим зарубежный опыт на примере классической американской школы.

Э.Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними методом, и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ. Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости. Указывая на различия между приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы также считают, что педагоги и арт-терапевты имеют ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у учащихся здоровых потребностей. Эти авторы связывают внедрение арт-терапии в школы с характерной для американского образования тенденцией рассматривать школьную среду как формирующую здоровую и социально продуктивную личность.

Д. Буш и С. Хайт так же указывают на преимущества использования арт-терапии в школах и одно из них состоит в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в интересах сохранения и укрепления здоровья детей.

В ряде американских арт-терапевтических публикаций последнего времени активно обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками с депрессивным расстройством и чертами повышенной агрессивности из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Комментируя проблему агрессивного и суицидального поведения несовершеннолетних в школах США и задачи деятельности работающих в школах клинических арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает, что «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». По всей стране в школы внедряются специальные программы, но они нацелены на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.

Имеется значительное количество американских публикаций, отражающих диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы арт-терапевата Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях, начиная с 1970-х годов. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах, наиболее известным из которых является «рисуночный тест Сильвер» для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Сокращенно РТС, данный тест первоначально разрабатывался и использовался Р. Сильвер в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в частности, учащихся с речевыми нарушениями и глухонемых, а также детей и подростков с задержкой психического развития. Применяя РТС, автор обнаружила, что многие такие дети и подростки обладают значительными познавательными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили Р. Сильвер к разработке и внедрению в образовательные учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.

В целом, американская школа арт-терапии нацелена на налаживание эффективного диалога и сотрудничества арт-терапевтов со школьными работниками и обмена с ними информацией, соблюдение правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами, необходимость фокусировки на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов, включение арт-терапевтических занятий в школьный график и введение арт-терапевтов в штат работников школ, необходимость в профессиональном общении и супервизиях и другие вопросы.


4. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования


Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами. Таковыми, в частности, являются:

рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;

высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;

большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа может в большей мере рассматриваться как арт-терапевтическая, но с превалированием в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех специалистов, которые получили достаточную специальную арт-терапевтическую подготовку (например, художественных педагогов, закончивших программы постдлипломного образования по арт-терапии), чем педагогов без подобной специальной подготовки.

Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой, посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». В то же время, она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования, включая «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается так же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской. Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.


Практические примеры арт-терапевтических технологий


Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.


Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике


Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С.Выготский указывал в частности на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский и другие ученые так же отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства - мощнейшего средства воспитания и образования. В этой связи назрела насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой сфер.


Заключение


Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.


Список используемой литературы

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
  2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986
  5. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
  6. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.
  7. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002

8Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

9.Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

10.Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002

Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.,МГУКИ, 2005

Простiр арт-терапii. Сб. Киiв, 2007

American Art Therapy Association Newsletter, Mundelein, Il1: American Art Therapy Association. 1998. 31, P.4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Арт-терапия: история и современность

Что понимается под термином «арт-терапия»? Согласно определениям, которые приведены в трудах ученых-психологов, арт-терапия (art therapy - исцеление искусством) - это психокоррекция посредством творчества пациентов (в данном случае важно, чтобы в ходе творческого процесса человек мог выразить своё эмоциональное состояние).

Принципы воздействия произведений искусства на людей представляли учёных во все времена. В древности жрецы, врачи, философы, педагоги применяли средства искусства для исцеления души и тела. И уже тогда, исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, учёные стремились определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Но только в ХХ в. было признано, что искусство выполняет терапевтическую функцию. Этот вывод был основан на результатах научных исследований. М. Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е гг. рисунки использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. Считается, что термин «арт-терапия» впервые применил в 1938 г. Адриан Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий изобразительным творчеством с пациентами врачей-фтизиатров. Вскоре данный термин стал применим к любым видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т. д.). Как особая разновидность профессиональной деятельности арт-терапия стала формироваться в Великобритании после Второй Мировой войны. Важно отметить, что она развивалась в тесной связи с психотерапией.

В 1969 г. была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая объединила в своих рядах арт-терапевтов-практиков. Такого рода организации появились затем в Великобритании (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Нидерландах, Японии. В 1960-е - 1980-е гг. были образованы профессиональные объединения, способствовавшие официальному признанию арт-терапии в качестве самостоятельной специальности Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб., 1999..

В конце XX в. во всём мире изменилась социокультурная ситуация. Традиционные социальные проблемы обострились, к ним добавилось множество новых проблем, связанных, в частности, с ускорением темпов глобализации и катастрофическим ухудшением экологической ситуации. В таких условиях деятельность арт-терапевтов, преодолевшая рамки традиционной психологии и психотерапии, становится всё более и более важным фактором жизни современного общества, постоянно расширяется сфера применения достижений арт-терапии.

Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования

Существуют различные модели и школы арт-терапии. В рамках данного исследования целесообразно проанализировать некоторые примеры применения арт-терапевтических технологий. Следует рассмотреть и подходы к содержанию арт-терапии.

В одном из вариантов классификации арт-терапии она представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества); драматерапией (психотерапией посредством сценической игры); танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца); музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Рассмотрение опыта применения достижений арт-терапии можно начать с анализа работ представителей классической американской школы.

Э. Крамер полагала, что достижение положительных эффектов возможно преимущественно за счёт «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества. Указанный процесс, по её мнению, даёт возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их. А. Хилл связывает терапевтические возможности изобразительной деятельности в основном с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». М. Наумбург доказывает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим «индивидуальным бессознательным» и общается с ним на символическом языке образов. Согласно его концепции, выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой American Art Therapy Association Newsletter. - 1998. - № 31. - Mundelein (Illinois, USA): American Art Therapy Association, 1998. - P. 4..

Итак, одни исследователи делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с пациентом более тесный контакт, получить доступ к его переживаниям. Другие же специалисты настаивают, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, главным образом, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя. Третьи - утверждают, что художественное творчество пациента само по себе способно направить его чувства в нужное русло.

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является методом, который приносит особенно впечатляющий эффект при работе с несовершеннолетними. Они полагают, что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы на базе школ. В качестве главной цели внедрения арт-терапии в школы эти исследователи называют адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения, повышение их академической успеваемости. М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз указывают на то, что главные задачи, которые решают учителя и школьные арт-терапевты в ходе своей деятельности, различны. Но при этом они считают, что перед педагогами и арт-терапевтами встаёт ряд общих долгосрочных задач. Среди этих задач - развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом; совершенствование навыков межличностного общения учащихся; раскрытие творческого потенциала школьников; формирование у школьников социально одобряемых потребностей; и др. Эти учёные связывают внедрение арт-терапии в школы с типичной для американской системы образования взглядом, согласно которому школьная среда формирует здоровую и социально продуктивную личность Там же..

Д. Буш и С. Хайт также указывают на важные преимущества использования арт-терапии в школах. По мнению этих исследователей, одно из них заключается в возможности налаживания тесного сотрудничества школьных работников (педагогов, психологов и арт-терапевтов) и родителей учащихся Там же..

В ряде недавно опубликованных работ, авторами которых являются американские психологи и педагоги, обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Для многих из этих учащихся характерны депрессивные расстройства, повышенная агрессивность. Л. Пфейффер отмечает, что в США «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». В массовом порядке в школы внедряются специальные программы, однако они нацелены лишь на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения Там же..

В США опубликовано множество материалов, где рассматриваются диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в сфере образования. При этом достаточно часто используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Особый интерес представляют работы арт-терапевта Р. Сильвер. В них рассмотрена проблема диагностических и развивающих возможностей арт-терапевтических методов, применяемых в американских образовательных учреждениях с 1970-х гг. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах. Самым известным из них является «рисуночный тест Сильвер» (РТС), который предлагается использовать для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Первоначально он применялся в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии (имеющих речевые нарушениями, глухонемых, задержавшихся в психическом развитии). Используя данный метод, Р. Сильвер выяснила, что многие из таких детей и подростков обладают немалыми когнитивными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили её к разработке ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. - Том 7, №3..

В целом представители американской школы арт-терапии настаивают на необходимости:

организации продуктивного диалога и сотрудничества арт-терапевтов с работниками сферы образовательных услуг и обмена с ними информацией;

соблюдения правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами;

сосредоточения на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов;

включения арт-терапевтических занятий в график школьных занятий и введение арт-терапевтов в штат школьных работников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы психотерапии и психокоррекции. Перенос и контрперенос. Поведенческая и когнитивная психотерапия. Принципы поведенческой терапии. Принципы когнитивной терапии. Техника поведенческой терапии. Гипноз. Аутогенная тренировка.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Субъекты арт-терапевтического процесса, его задачи и функции. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии. Сущность коррекционных техник. Изотерапия: формы и методы. Формы музыкальной терапии. Правила использования элементов арт-терапии.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Понятие психологической драмы как метода психотерапии и психологического консультирования, созданного Якобом Морено. Использование психодрамы в индивидуальной работе с клиентами (монодрама) и в процессе групповой работы с людьми. Формы и виды психодрамы.

    реферат , добавлен 16.06.2015

    Арт-терапия как метод лечения посредством художественного творчества. Сущность и формы арт-психотерапевтической практики, структура занятий и их эффективность. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    История возникновения танцедвигательной терапии. Развитие танцедвигательной терапии, основные принципы и цели. Здоровье и танец. Методики, анализ танцедвигательной терапии. Тело и движение и межличностные отношения. Исследования в области танцетерапии.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2009

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Основные цели системной семейной психотерапии. Оказание терапевтической помощи через семью, создание условий для формирования функциональной семейной организации. Боуэновская теория семейной терапии, ее основные понятия. Понятие нарративной терапии.



Copyright © 2024 Школа и образование.