Кто пользовался путем из варяг в греки. Что такое «Из варяг в греки

» описал путь таким образом:

Бѣ путь изъ варѧгъ въ греки. и изъ грекъ по днѣпру. и верхъ днѣпра волокъ до ловоти. [и] по ловоти внити в ылмерь ѡзеро великоє . из негоже ѡзера потечеть волховъ и вътечеть в озеро великоє нево. [и] того ѡзера внидеть оустьє в море варѧжьскоє . и по тому морю ити до рима а ѿ рима прити по томуже морю ко цр҃югороду а ѿ цр҃ѧгорода прити в понотъ морѧ в неже втечет днѣпръ рѣка.

Очевидно, что, несмотря на то, что летописец называет этот путь «путём из Варяг в Греки», описан он в обратном направлении, как «путь из Грек в Варяги».

По версии В. Пчёлова, летописец знал о «нормальном» направлении пути, назвав его «путём из Варяг в Греки». Но для летописца более актуальным был путь, по которому шла христианизация Руси, из Византии, с юга на север, и поэтому путь оказался описанным «из Грек» .

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна , Бирка или Висбю) и южного берега Балтики (Волин /Винета, Йомсбург/, Старигард , Ральсвик на острове Рюген , Щецин) проходил Балтийским морем через Финский залив , затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру , реке Волхов (ещё одни пороги) через Рюриково городище в озеро Ильмень , а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр .

Как именно путь проходил от Ловати до Днепра (или в обратном направлении), точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину : из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень , откуда по реке Усвяче в Западную Двину.

Наиболее удобные переходы из Днепра в Западную Двину были на участке между Смоленском и Оршей , с одной стороны, и Витебском и Суражем , с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7-15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком .

Предполагается, что существовало два главных пути между Днепром и Западной Двиной.

Летом, при низком уровне воды - волоком от озера Купринского через деревню Волоковую в реку Клец или прямо в озеро Касплянское, далее по реке Каспле в Западную Двину.

Существование этого варианта пути подтверждается многочисленными памятниками: укреплённые поселения у начала и конца волока (Лодейницы и Каспля); небольшие укреплённые убежища вдоль трассы (Куприно, Ермаки, Соболи, Волоковая); древние курганы одиночные и групповые на реке Катынке, озере Купринском, реке Удре и озере Каспля. Подтверждают местонахождение волоков и данные топонимики - названия Катынь, Лодейницы, Волоковая.

Второй вариант пути - из Днепра у деревни Комиссарово по реке Березянка до города Рудня , затем волоком через деревню Переволочье в озеро Большое Рутавечь между селом Микулино и деревней Заозерье , далее по реке Рутавечь в Касплю и Западную Двину. На этом пути были также укреплённые пункты: Приволье, Рудня, Микулино, Ковали, Понизовье, Кошевичи, а также большое количество курганов у деревень Заозерье, Ковали , Силуяново и других. Топоним Переволочье также подтверждает наличие здесь волока.

Без сомнения, были и другие варианты перехода из Днепра в Западную Двину, но они не так явно прослеживаются по археологическим данным .

Альтернативная точка зрения

Широтный путь росов с верховьев Днепра «в чёрную Булгарию и Хазарию» на Волгу, описанный в 42 главе византийского трактата X века «Об управлении империей », совпадает с выводами археологов о том, что широтный торговый путь «Западная Двина - Днепр - Ока - Волга» был главной коммуникационной артерией в истории раннего Гнёздова , а «Путь из варяг в греки» стал в Гнёздове основной торговой магистралью только с середины X века .

Перевозимые товары

Значение

Считается, что разведку речных путей к Черному морю и далее к Миклагарду (Константинополю) проводил ещё Ивар Широкие Объятья (VII в.). Скандинавские саги приписывают открытие пути Эйрику Путешественнику , дошедшему до «Луга бессмертия» Одаинсак. Это подтверждается набегами скандинавов на Крым (Сурож) и южное побережье Черного моря (Амастрида) в VIII - начале IX в.; кладами дирхемов, отчеканенных до 832 г. на Правобережье Днепра и в Молдове; связями Ладоги с Великой Моравией через Плеснеск ; находками скандинавского происхождения на Волыни ; наличием в византийской элите выходцев из Скандинавии. Так Ингер-Ингвар, отец Евдокии , жены Василия I стал митрополитом Никеи в в 825 году. Наибольшее значение путь имел в X - 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Святославича . Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселёнными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень.

Рюрик был приглашён на княжение у ильменских словен в городе Старая Ладога , затем перешёл в Великий Новгород , что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей . Сохранились сведения, что приглашённые князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен .

Со временем значение торгового пути падало. Этому способствовали раздробленность Руси, централизация в странах Скандинавии, упадок Византии (когда в 1204 году Четвёртый крестовый поход разрушил Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику). Он, наконец, окончательно пришёл в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье , и положили конец пути «из варяг в греки» .

Торговля и грабёж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племён, подобных викингам, граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать - когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Для сравнения - аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий - поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров , а с XII в. - шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами , то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода , где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья) . Также существовали «корабли» , насады, скедии, бусы и шитики . По сведениям Константина Багрянородного (X век), кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долблёные ладьи на 30-40 человек - однодеревки , которые затем сплавлялись по Днепру в Киев . Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок - в районах Торопца и Смоленска , очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками - бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами , по-славянски - кормчими, кормщиками , а по-гречески - кибернетами.

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX-X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте - это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов - Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря - в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8-10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью - Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10-12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону - от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик - первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря - достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов - Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Наибольшее значение путь пережил в X-XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет , но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города - Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Возникший в конце IX начале Х в., путь этот соединил северную Русь с южной, Прибалтику и Скандинавские страны с Византией. Как указывалось в "Повести временных лет", он шел "Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (так называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)". Но такой волок невозможен, ведь верховья Днепра и Ловати нигде не соприкасаются, к тому же между Ловатью и Днепром находится Западная Двина. По-видимому, в "Повести временных лет" допущен пропуск и путь проходил по Балтийскому морю, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Кунье, Сереже, волок в Торопу, далее по рекам Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, волок в речку Катынь и по Днепру в Черное море.

Среди историков существовало также мнение, будто путь "из варяг в греки" распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) "греческое" - по нему до половины XIII в. осуществлялись сношения Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.

Путь "из варяг в греки" был связан и с другими водными путями Руси. Из Западной Двины можно было пройти в Прибалтику, в море Варяжское, а по выходе в Черное море сразу открывались три направления.

Направления путей.

1. Прямо, вдоль побережья в Царьград (имело наибольшее значение в Х--XI вв.). Из Северной Руси возили лес, меха, мед, воск, из Скандинавии - оружие, художественные изделия, из Южной Руси -- хлеб, изделия из серебра, а из Византии - ткани, книги, вина и пряности. По сведениям Константина Багрянородского (X в.) кривичи и другие племена весной возили в Смоленск, Чернигов большие долбленые ладьи на 30 - 40 человек - однодеревки, которые затем сплавляли по Днепру в Киев. Там их переоборудовали, загружали и отправлялись на них вниз по реке.

Пройдя волоком Ненасытецкий порог, а также узкое скалистое место - Крарийскую переправу, купцы делали остановку на острове Хортица, где, оснастив ладьи парусами, проходили лиман и плыли вдоль побережья Черного моря до Царьграда.

  • 2. От устья Днепра налево (на восток), через Перекопский перешеек Крыма в Азовское море, где существовал древний канал, "но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес" (Константин Багрянородский). Далее путь шел вдоль северного побережья Азовского моря к устью Дона, вверх по Дону, затем, по его левому притоку - Иловле, волок к правому притоку Волги - Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море.
  • 3. Направо к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Благодаря большому количеству рек и озер северо-запад служил в древности своеобразным транспортным узлом. На Валдае сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги с близко текущими друг от друга притоками, что позволяло создать ряд путей с волоками из одного бассейна реки в другой.

Отсюда начиналось множество водных путей, связывавших центр тогдашней Руси с путем "из варяг в греки", а также ведших на север и восток. О существовании таких путей говорят названия населенных пунктов - Волок, Переволока, Наволок и др.

Значение путей.

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. Наибольшее значение путь имел в X -- 1-й трети XI вв. , то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI -- начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. Сначала в Новгороде (Рюриково Городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье, и положили конец пути «из варяг в греки».

Основные плавательные средства.

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. -- шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек -- однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок -- в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками -- бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски -- кормчими, корщиками, а по-гречески -- кибернетами.

Вопросы на засыпку

Наши предки в далекие времена национальность человека и название целого народа писали с большой буквы, проявляя тем самым уважение к предкам, к роду, к нации и к национальности, то есть к тому, кем себя человек ощущает и с кем соотносит, то есть идентифицирует.

В начале ХХI века на Российском телевидении можно было встретить незамысловатые передачи, где показывают негра, отбывающего наказание в колонии, а он доказывает, что он русский. Тележурналист то ли по неопытности, то ли от недалекого ума ставит под сомнение его национальность: «Ты – русский?» А он, действительно, русский, потому что родился от российской женщины, вырос в русской деревне, знает только русский язык, знаком только с русской культурой, если знаком. Впрочем, владение русским матом – это тоже факт приобщения к определенной культуре. Во Франции, в Германии или в США такая постановка вопроса о национальности невозможна: немец, к примеру, сегодня может носить любой цвет кожи. В США журналиста, поставившего такой вопрос, затаскали бы по судам.

Еще в документах XVIII века можно встретить, что Половца, Грека или Фряга писали с прописной буквы. Во времена Пушкина эта традиция уже была забыта, а потому с маленькой буквы у него найдем и фина, и турка, и еврейку, и цыганку, и француза. Сегодня фраза «из варяг в греки» состоит из строчных букв, не то, что ранее, если, конечно, существовал реальный путь из Балтики в Черное море по воде и по волокам.

В какие времена произошел отказ от традиции и почему? Это предстоит еще выяснить.

О пути «из варяг в греки» я, к примеру, узнал в четвертом классе, когда мы начали изучать отечественную историю, и наша учительница требовала, чтобы мы показывали этот путь по карте.

Почти все историки, освещающие период домонгольского развития России или Киевскую Русь – Карамзин, Нечволодов, Романов, Ключевский и другие – повторяют известную мысль, не пытаясь проверить, насколько она верна, и привести систему доказательств «за» или «против». Вслед за ними все берут на веру и другое положение, что Новгород Великий на реке Волхов в прошлом был оживленной торговой столицей большого государства.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона отмечается, что своего флота новгородские купцы не имели, нанимали в основном ганзейские суда: «Иностранцы привозили металлы, соль, сукна, полотна, изделия (кроме оружия), а вывозили меха, воск, сало, коноплю и др. сырье».

Обратим внимание: новгородские купцы считались очень богатыми, однако они не имели средств, чтобы содержать свою армию, как правило, отмечается во многих источниках, новгородцы откупались от тех, кто собирался на них нападать. Получается, что ни армии, ни флота новгородцы и не имели. За счет чего же формировалось их богатство?

Заметим: новгородская земля не очень-то богата природными ресурсами и сегодня. Думается, такая же ситуация была и в прошлом. Почвы заболочены, дерново-подзолистые. 50 процентов территории занято лесами: ель, сосна, береза, местами дуб. Много пойменных лугов и торфяных болот. Осадков выпадает много – до 700-800 мм в год. Вегетационный период – 119-132 суток, так что земледелием всерьез не займешься. Ни золота, ни железа здесь не добывают. Много глины, из нее можно делать кирпичи, для себя, но не на экспорт: много ли можно вывезти на речных судах, да еще принадлежащих иностранцам?

Возникают и другие вопросы. Что производили новгородцы на экспорт? Из чего складывалось баснословное богатство новгородских купцов? Насколько возрастает стоимость товаров, которые привозят в Новгород, если в пути приходится преодолевать два-три волока по 20 и более километров? Не слишком ли много преувеличений и в былинах о Садко, который не смог превысить богатств купцов новогородских? Действительно ли богат был сам Садко, заморский гость?

Поставим под сомнение и еще одно авторитетное мнение авторитетных отечественных историков. Вот, к примеру, Василий Ключевский указывает, что Новгород Великий «расположен по обеим сторонам реки Волхов, недалеко от истока ее из озера Ильмень. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину. Следы этого самостоятельного существования составных частей Новгорода сохранялись и позднее в распределении города на концы».

Взглянем на карту современного города Новгорода, и мы убедимся, что исторически город компактен, а его «концы» условны, как и в любом другом городе. Я вырос в Кыштыме, город на 50 – 60 тысяч жителей,сейчас и того меньше, состоит из двух частей: Верхнего Кыштыма и Нижнего Кыштыма, эти части заметны, несколько отдалены друг от друга, но городское управление во все времена было единым. Но в каждой части были свои концы: Солонцы, Шуранка, Егоза, Остров, Шанхай, Заречье, Коноплянка, Карпинка и другие. Значит ли это, что у каждого конца должны быть свои органы самоуправления?

В. Ключевский называет несколько концов Великого Новгорода.
По восточному берегу Волхова:
Торговый
- Плотницкий
- Славенский
По западному берегу Волхова:
Софийский (великий)
- Гончарский (Людин)
- Загородский
- Неревский

В 1211 году в Новгороде числилось 4300 дворов. Это меньше, чем в заводском Кыштыме XIX или XX века.

Самым доходным занятием новгородцев, читаем мы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, была торговля, внутренняя с Русью и внешняя (с варягами, с островом Готландом, с Любеком и друг.)

Повторим вопрос: за счет чего богато жили новгородцы, если не имели богатых природных ресурсов, не имели своей армии, а нанимали чужие, не имели своего торгового флота, а приглашали немецкий? И как тут не вспомнить другую пословицу из сферы торговли: «За океаном телушка – полушка, да рубль перевоз».

Такое ощущение, что история Великого Новгорода шита не очень грамотными историками да еще разноцветными нитками. Чем больше времени проходит, тем больше сомнений в подлинности всего того, что создано здесь.

Откроем энциклопедию «Города России» и посмотрим иллюстрации к статье о Великом Новгороде, а также иллюстрации в Большой Советской энциклопедии (любого издания). Кстати, великость города доказана соответствующим указом Президента России. Богатых особняков или роскошных храмов здесь нет. Архитектура проста и сурова. Такие храмы строили в монастырях или небольших городах. Столичным духом от такой архитектуры нисколько не веет.

Ну не могли очень богатые купцы ютиться в бедных лачугах или в каморках при сараях с добром на многие сотни пудов золота.

Новгородский кремль тоже не представляет из себя ничего столичного.

Как же мог этот город быть вторым центром Руси и даже одержать верх над Киевом?

Кострома, Владимир, Ярославль, Псков, Смоленск, Суздаль, Ростов, Нижний Новгород, Казань, Воронеж. В этих городах и крепостные стены повыше, и храмы попышнее, и башни покрепче. Какими же качествами привлекал Новгород заморских купцов?
Зарождается сомнение. А был ли Новгород крупным торговым центром России? А был ли Новгород вообще столичным городом? Может быть, сила и слава Великого Новгорода лишь на бумаге, как и славная история античной Греции и античного Рима?

Рассмотрев одну из важнейших точек на пути «из варяг в греки» – Великий Новгород, откроем современные карты России и совершим заочное (виртуальное) путешествие из Великого Новгорода по маршрутам, которые указаны историком Василием Ключевским в его трудах о древней Руси, и в былине о Садко. Начнем с последнего.

Садко – богатый заморский гость, он стал еще богаче, когда выменял свои три золотые рыбки из озера Ильмень на товары новогородские.

«Построил Садко тридцать кораблей…
Свалил товары новогородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
а со Ладожска во Неву-реку,
а со Невы-реки во сине море.
… Как поехал он по синю морю,
воротил он в Золотую Орду,
Продавал товары новогородские,
Получал барыши великие».

Это цитата из былины о Садко, изданной «Детской литературой»..

Стоп. Что купил и что продавал Садко, какие-такие товары новогородские, чтобы получать барыши великие?

И еще стоп. Известно из истории, что столица Золотой Орды Сарай-Бату, а позже – Сарай-Берке находилась на Нижней Волге. Чтобы из Балтики попасть в Орду, надо ехать или снова мимо Новгорода, или огибать пол-Европы: Балтика, Северное море, Атлантика, Ла-Манш, снова Атлантика, Гибралтар, Средиземное море, Черное море, Азовское, река Дон, а после волоком в Волгу. Гигантский путь. Рубль за перевоз…

Почему же былинный герой не воспользовался ближней дорогой «из варяг в греки»? Если верить былине, то Садко трижды ездил (плавал в Орду) все тем же путем, через Балтику.

А как добирался в Орду национальный герой Александр Невский? Тоже через Балтику? Оказывается, нет. Он плавал по Волге. На обратном пути заболел и принял схиму возле Городца, что рядом с Нижним Новгородом. Когда он умирает в пути, то тело его понесли во Владимир, столицу земли Суздальской. Но это опять же не путь «из варяг в греки».

В. Ключевский, ссылаясь на «Повесть временных лет» отмечает, что «хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг… Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, т.е. к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаутскую возвышенность с северным берегом Черного моря». И еще там же: «по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками».

В. Ключевский дал перевод из «Повести» о начале Руси: шел «путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прийти в Понт море, в неже втечеть Днепр река».

Итак, получив подробное описание «из Варяг в Греки», сделаем отправной точкой столицу Незалежной Украины Киев. Отправляемся на юг, вплываем в Черное море, плывем до Стамбула (Istambul), а там за Босфором можно плыть и в нынешнюю Грецию, и в нынешний Рим. (Подчеркиваю слово нынешний, ибо неизвестно, где находились эти объекты лет 500 назад, ибо географические названия в эпоху до книгопечатания не были зафиксированы за каким-либо одним объектом, а могли передвигаться по планете.

Часть нашего пути по карте из Варяг в Греки прошла успешно. Отправляемся в другую сторону, на север, вверх по Днепру: Киев, Речица, Жлобин, Рогачев, Могилев, Орша, Смоленск, Дорогобуж, Верходнепровский. Далее мы упираемся в Бельскую возвышенность.
По притокам Вопь и Вопря можно подобраться к Ельше и Каспле, притокам Западной Двины. И через волоки попасть в Западную Двину.

По притокам Сож - Остер можно подойти к Десне.

По притоку Вязьма – к Касне и Вазузе, а это притоки Волги.

Словом, по рекам и речкам из Днепра с небольшими – до 20 километров – волоками можно попасть в Западную Двину и Волгу. Впрочем, в условиях гужевого транспорта волок в 20 километров может стать проблемным, это же один день пути, трудного пути.

Однако есть вопрос, на засыпку. Зачем делать значительный крюк в сторону Ильмень-озера и Великого Новгорода, если по Западной Двине проще попасть в Варяжское море, а из него морским путем в Рим? Через волоки можно пробраться и в волжские города. При любом раскладе Великий Новгород оказывается чужой спицей в колеснице.

Какие выводы следуют? Реального пути «из Варяг в Греки» не было и не могло быть в силу географического положения Великого Новгорода. Эта же причина заставляет усомниться и в обширных торговых связях этого города, а так же в том, что он мог стать столицей могучего государства.

Видимо, Новгородом был другой город или группа городов, которые в силу своего географического положения могли контролировать какие-то важнейшие торговые пути, без которых ганзейские купцы обойтись не могли, потому они дают этому городу в аренду свой флот. Но эта версия грешит отсутствием логики.

Ну, хорошо, русские в целях конспирации и защиты своих интересов могли построить столицу среди болот и лесов, но ганзейские-то купцы куда смотрели? Неужели они могли предоставить свои суда тем, кто сам изготовить, произвести ничего не мог, а наживал огромные барыши за счет перепродажи товаров? Почему сами ганзейцы не использовали торговую маржу? Количество вопросов нарастает с невероятной скоростью, а ответов в рамках традиционной истории и традиционной хронологии на них нет.

А это значит, что в истории кто-то что-то преднамеренно напутал, выдал желаемое за действительное или спрятал какие-то концы. Но зачем и почему? На эти вопросы предстоит еще ответить.

древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западная Двина, волоком до р. Днепр и далее в Черное м. На этом пути находились крупнейшие города: Новгород Великий, Смоленск, Киев и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

древнейший торговый путь, соединявший Балтийское и Черное моря, был ответвлением от Великого шелкового пути и связывал Византию с Сев. Европой. Проходил от Балтийского моря по р. Неве, Ладожскому озеру, р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, далее волоком под Смоленском в Днепр и далее по Днепру, обходя его пороги волоком, в Черное море. В «Повести временных лет» этим путем прошел с юга на север апостол Андрей Первозванный.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в к. IX - н. X вв. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI вв. Южную его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (X в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30-40 чел.) долбленые ладьи - "однодревки", которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место "Крарийскую переправу" (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль западного берега Черного моря до Царьграда. Северная часть пути, по сообщению "Повести временных лет", через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балтийское) море. Однако, судя по расположению кладов арабских, византийских и западноевропейских монет, главный путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р. Касплю к Витебску и далее по Западной Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Великими Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутреннее значение. Путь из "варяг в греки" был связан с другими водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в арабский Халифат. С юга по пути возили: из Византии - вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева - хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.; с Волыни - шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии - некоторые виды оружия и художественного ремесла, из Северной Руси - лес, мех, мед, воск, из Прибалтийских стран - янтарь. Во 2-й пол. XI-XII вв. усилились связи с Западной Европой и путь из "варяг в греки" уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУТЬ ИЗ "ВАРЯГ В ГРЕКИ"

назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в кон. 9 - нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 - 1-й трети 11 вв. Юж. его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30-40 чел.) долбленые ладьи - "однодревки", к-рые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место "Крарийскую переправу" (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль зап. берега Черного м. до Царьграда. Сев. часть пути, по сообщению "Повести временных лет", через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балт.) м. Однако, судя по расположению кладов араб., визант. и зап.-европ. монет, гл. путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р. Касплю к Витебску и далее по Зап. Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Вел. Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутр. значение. П. из "в. в г." был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Зап. Европу, и Волжским, выводившим в араб. Халифат. С Ю. по пути возили: из Византии - вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева - хлеб, различные ремесл. и художеств. изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни - шиферные пряслица и др. С С. по пути возили: из Скандинавии - нек-рые виды оружия и художеств. ремесла, из Сев. Руси - лес, мех, мед, воск, из Прибалт. стран - янтарь. Во 2-й пол. 11-12 вв. усилились связи с Зап. Европой и П. из "в. в г." уступил место Припятско-Бужскому, Зап.-Двинскому и др. Лит.: Брим В. A., Путь из Варяг в Греки, "ИАН СССР. Серия 7. Отделение обществ. наук", 1931, No 2; Бернштейн-Коган С. В., Путь из Варяг в Греки, "ВГ", сб. 20, М., 1950; Алексеев Л. В., Полоцкая земля (Очерки истории Сев. Белоруссии). IX-XIII вв., М., 1966. Л. В. Алексеев. Москва.



Copyright © 2024 Школа и образование.