Какое открытие сделал иван папанин. Интересные факты из биографии ивана папанина

В период широкого гидростроительства на Волге был открыт академический Институт биологии водохранилищ (впоследствии - Институт биологии внутренних вод АН СССР), на который была возложена задача изучения изменений в Волжском бассейне (как бы сейчас сказали, мониторинг его экологических систем). Возглавил это учреждение легендарный советский полярник Иван Дмитриевич Папанин, доктор географических наук, Дважды Герой Советского Союза, который в своё время немало сделал для организации научного центра по исследованию Волги в Куйбышевской области (рис. 1).

Нужен экологический контроль

О необходимости комплексного изучения влияния хозяйственной деятельности на бассейн великой русской реки Волги передовые ученые России впервые заговорили еще в XIX веке. Хотя в то время воздействие промышленности, транспорта и сельского хозяйства на волжские экосистемы еще не приобрело тех масштабов, которое мы наблюдаем сегодня, тем не менее первые негативные признаки уже волновали передовые умы нашей страны.

Как мы знаем, заметные невооруженным глазом негативные изменения в бассейне крупнейшей реки Европы стали видны уже к середине ХХ столетия, когда практически все волжское русло было превращено в каскад водохранилищ. К тому же в то время в прибрежных городах одно за другим строились промышленные предприятия, загрязняющих некогда чистую воду.

К середине 50-х годов на территории Волжского бассейна, занимающего лишь 8% территории России, уже было сосредоточено около 25% промышленного потенциала нашей страны, более 20% всего объема сельского хозяйства и почти 40% российского населения. Понятно, что такая огромная нагрузка на реку не могла не отразиться на качестве волжской воды, на ее рыбных ресурсах и на общей санитарной обстановке в этом регионе.

Институт биологии водохранилищ (впоследствии - Институт биологии внутренних вод АН СССР) был заложен в поселке Борок Ярославской области. При его создании было очевидно, что одного пункта для исследования такой огромной реки, как Волга, будет явно недостаточно. Поэтому под влиянием научной общественности тогдашнее руководство СССР приняло решение о необходимости создания крупных исследовательских биологических станций и в других городах Поволжья.

Забегая вперед, нужно сказать, что в 1957 году такая станция была открыта в Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). А вот о том, почему ее построили именно здесь, существует следующая байка, которая, впрочем, подкреплена солидными мемуарами, в том числе и самого директора Института биологии внутренних вод И.Д. Папанина.

Биографическая справка

Иван Дмитриевич Папанин родился 14 (26) ноября 1894 года в Севастополе, в семье матроса Военно-Морского флота. Проучившись четыре года в начальной школе, он в 1908 году пошёл работать на завод. В 1914 году юноша был призван на военную службу на флот. В 1918-1920 годах Иван Папанин участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму, где занимался организацией диверсий против белогвардейских войск и созданием повстанческих отрядов. В 1920 году он был назначен комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта.

В ноябре того же 1920 года Папанина назначили комендантом Крымской ЧК, затем он здесь же работал следователем. В 1921 году Папанина перевели в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, а с июля 1921 по март 1922 года он работал секретарём Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1922 году Папанин был направлен в Москву на должность комиссара хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел, а в 1923 году в Народном комиссариате почт и телеграфов он стал управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны. В 1923-1925 годах Папанин проходил обучение на Высших курсах связи, после которых его направили в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции.

В 1932-1933 годах Папанин был начальником полярной станции Бухта Тихая на островах Земля Франца-Иосифа, а в 1934-1935 годах - начальником станции на Мысе Челюскин.

Учитывая его опыт работы в Заполярье, руководство Главсевморпути по согласованию с советским правительством поручило И.Д. Папанину возглавить первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс», которая действовала в высоких широтах Северного Ледовитого океана с июня 1937 по февраль 1938 года. Вместе с Папаниным на станции также работали метеоролог и геофизик Е.К. Фёдоров, радист Э.Т. Кренкель и гидробиолог и океанограф П.П. Ширшов. Последние дни станция находилась в аварийной ситуации, поскольку льдина, на которой она находилась, начала трескаться и ломаться. Полярников спасли ледоколы «Мурман» и «Таймыр».

Все участники экспедиции после её окончания удостоились звания Героя Советского Союза. Научные результаты, полученные в этом уникальном северном дрейфе, были представлены общему собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили самую высокую оценку специалистов. Тогда же И.Д. Папанин вместе с радистом станции Э.Т. Кренкелем получили степени докторов географических наук (рис. 2, 3).


В 1939-1946 годах он работал начальником Главсевморпути, и на этом посту в 1940 году стал Дважды Героем Советского Союза. После начала войны с 15 октября 1941 года Папанин совмещал этот пост с должностью Уполномоченного Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море. В 1946-1949 годах И.Д. Папанин временно отошёл от дел и лечился от стенокардии. Однако его деятельная натура не позволила ветерану долго отдыхать, и в 1949 году Папанин был назначен заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, а в 1951 году он возглавил Отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР.

В 1956 году И.Д. Папанин по совместительству стал также и директором Института биологии водохранилищ (впоследствии – Институт биологии внутренних вод АН СССР), который разместили в посёлке Борок.

Волжский вояж

Когда вышло упомянутое выше постановление правительства о создании биостанции на Средней Волге, Папанин вместе с коллегами рассмотрел несколько вариантов ее размещения. В качестве основного пункта предварительно был выбран Ульяновск.

И вот, чтобы лично осмотреть эти места, Папанин летом 1956 года отправился вниз по Волге на экспедиционном судне. Во время этой поездки с ним и произошел почти анекдотический случай, из-за которого биостанция в итоге оказалась не в Ульяновске, а в Ставрополе.

Многие уже тогда знали, что Иван Папанин, отважный полярник и заслуженный ученый, не был лишен некоторых человеческих слабостей. В частности, он любил выпить, а также виртуозно владел ненормативной лексикой. Незадолго до того, как судно должно было подойти к Ульяновску, Папанин во время вечернего застолья принял коньяку больше, чем обычно, после чего отправился спать.

К Ульяновскому порту судно подошло глубокой ночью. И вот здесь при попытке разбудить знаменитого полярника тот не замедлил продемонстрировать представителям корабельной команды весь свой нецензурный словарный запас. Капитан решил больше не рисковать, и судно направилось дальше, вниз по течению Волги. В итоге Папанин проснулся только поздним утром, когда вся экспедиция ошвартовалось в Куйбышеве.

Увидев за бортом совсем не тот город, который он должен был посетить по плану поездки, Папанин еще раз «выпустил пар» в отношении капитана, который, по его мнению, ночью будил его недостаточно активно. Впрочем, эмоциональная разрядка вскоре возымела свое действие. Руководитель экспедиции быстро остыл и решил, что, раз уж так сложилось, то нужно обязательно зайти в Куйбышевский обком партии.

В областном партийном штабе полярник, к своему удивлению, встретил своего давнего знакомого - Ивана Комзина, который в то время был руководителем строительства Куйбышевской ГЭС, а впоследствии стал Героем Социалистического Труда. С ним Папанин также не раз встречался во время Великой Отечественной войны (рис. 4).

Комзин тут же пригласил Папанина к себе в Ставрополь, на строительство ГЭС - в баньке попариться и предаться воспоминаниям. И вот после такого банного омовения, потягивая пиво на свежем воздухе, Комзин и предложил директору Института водохранилищ поставить биостанцию именно здесь, около Жигулевских гор. «Мы тут крупнейшую в мире ГЭС возводим, - сказал Иван Васильевич, - так неужели мы не найдем несколько самосвалов кирпича для зданий вашей станции?» Потом Комзин рассказывал, что Папанин согласился на это предложение без дальнейших колебаний.

Торжественное открытие станции состоялось уже довольно скоро - 30 декабря 1957 года. Впоследствии все эксперты отмечали, что с точки зрения научной значимости место для ее размещения в непосредственной близости от ГЭС было выбрано идеально.

Первым директором биостанции стал кандидат биологических наук Николай Дзюбан, который участвовал в разработке плана своего будущего учреждения, а затем руководил ее строительством, как говорится, от первого колышка и до самого момента торжественного открытия. Впоследствии Николай Андреевич руководил биостанцией до 1974 года, когда он перешел на работу во вновь созданную лабораторию гидробиологического мониторинга при Тольяттинском отделении гидрометеослужбы (рис. 5).

С момента своего основания Куйбышевская биостанция изучала разнообразные гидробиологические процессы, происходящие в только что образовавшемся водохранилище, и в первую очередь формирование его флоры и фауны. Позже сферой ее деятельности стало не только Жигулевское море, а в целом весь комплекс южных водохранилищ Волжско-Камского каскада.

Исследования растительного и животного мира этих огромных водоёмов в течение многих лет проводились комплексно. Это означает, что одновременно с изучением зоо- и фитопланктона, микроорганизмов, донных организмов и ихтиофауны в полевых условиях полным ходом шли гидрологические и гидрохимические исследования. В последующие годы здесь начались также исследования в области гидрофизики. Ученые биостанции изучали динамику изменения берегов водохранилища, его температурный режим в разные сезоны года, измеряли прозрачность воды, направления и скорости течений, и так далее.

Результатом этих исследований стали сотни и тысячи научных работ, в которых показывались изменения продуктивности водохранилищ, биологические характеристики его обитателей, положительные и отрицательные тенденции в уловах рыбы по годам, и многое другое. Все эти данные сразу же находили применение в оценке кормовой базы для рыбного промысла, в деле защиты гидротехнических сооружений от обрастаний, в отслеживании негативных экологических изменений в водохранилище, и так далее.

Иван Дмитриевич Папанин умер 30 января 1986 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (рис. 6, 7).


Институт для всей Волги

В начале 80-х годов стало очевидным, что уровень научной работы биологической станции в Тольятти к тому моменту в значительной степени превысил статус рядового подразделения Академии наук СССР. Тогда же в советские и партийные органы поступило несколько предложений о преобразовании биостанции в полноценный академический институт, перед которым можно было бы поставить задачу широкого наблюдения за экологической обстановкой во всем Волжском бассейне. И доводы оказались столь весомыми, что правительственное решение на этот счет не заставило себя долго ждать.

В июле 1983 года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР Куйбышевская биологическая станция в Тольятти была преобразована в самостоятельный Институт экологии Волжского бассейна при Академии наук СССР. Его первым директором стал доктор биологических наук Станислав Коновалов (рис. 8, 9).


С декабря 1991 года Институт экологии Волжского бассейна Российской Академии наук возглавляет доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук Геннадий Розенберг. В число его интересов входит изучение экологических систем и прогнозирование их динамики в зависимости от условий окружающей среды (рис. 10).

Заместитель директора института ныне является доктор биологических наук Сергей Саксонов, крупнейший знаток флоры Самарской Луки и всего Среднего Поволжья. Ранее он работал научным сотрудником в Жигулевском государственном заповеднике (рис. 11, 12).


Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Волга и ее жизнь. Л., Наука, 1978.: 1-348.

Ерофеев В.В. 1991. Открытие Волги. – В сб. «Самарский краевед», ч.1, Самар. кн. изд-во, стр. 11-30.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Жадин В.И. 1940. Жизнь в Куйбышевском водохранилище. – Журн. «Природа»,№ 6, стр.85.

Кренкель Э.Т. 1973. RAEM - мои позывные. М.: Советская Россия, 436 с.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. 520 с.

Лукин А.В. 1975. Куйбышевское водохранилище. – Известия ГосНИОРХ, т. 102, стр. 105-117.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Папанин Иван Дмитриевич // Отоми - Пластырь. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 19).

Папанин И.Д. 1977. Жизнь на льдине. М.: Мысль.

Фортунатов М.А. 1971. О некоторых проблемах изучения Волги и водоемов Волжского бассейна. – В сб. «Волга-I. Проблемы изучения и рационального использования биологических ресурсов водоемов. Материалы Первой конференции по изучению водоемов бассейна Волги. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1971», :11-18.

Фёдоров Е.К. 1982. Полярные дневники. - Л.: Гидрометеоиздат.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.

(1894-1986) советский полярный исследователь

Папанин Иван Дмитриевич родился в Севастополе в семье матроса, дошел до должности судового механика, долго работал слесарем. Как и многие люди его поколения, он был участником Гражданской войны. Затем работал на Севере и плавал на ледоколах. Во время экспедиции на «Графе Цеппелине» находился на ледоколе «Малыгин». В 1932-1933 годах он был начальником полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, а через год возглавил полярную станцию на мысе Челюскин. Поэтому не случайно его кандидатура была выбрана в качестве начальника станции «Северный полюс-1».

До экспедиции Ивана Папанина человек уже достиг Северного полюса. Первым туда добрался норвежец Руаль Амундсен , в 1926 году американец Берт и, наконец, в 1928 году итальянец Умберто Нобиле. Организация станции «Северный полюс» преследовала совсем иные цели. Исследователи должны были оставаться в районе полюса в течение многих месяцев и проводить разнообразные научные исследования.

Группа отважных полярников состояла из четырех человек: кроме Папанина в нее вошли гидролог и биолог Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Начальником экспедиции, а также поваром был утвержден Иван Дмитриевич Папанин. Всей научной программой этой уникальной экспедиции руководил известный полярник Отто Юльевич Шмидт.

Экспедицию снаряжали долго и очень тщательно: был специально сконструирован утепленный домик-палатка, создана уникальная радиоаппаратура, разработаны особые продукты питания, которые могли выдержать и сильный мороз в 50 градусов, и многомесячное хранение. Участники прошли разностороннюю подготовку. Например, П.П. Ширшов даже прошел курс медицинской подготовки, поскольку врача на станции не было.

В марте 1937 года грандиозная по тем временам воздушная экспедиция на четырех тяжелых бомбардировщиках конструкции Андрея Николаевича Туполева вылетела на север. 21 мая 1937 года экспедиция была высажена на льдину в районе Северного полюса. Целых две недели продолжалось оборудование научной станции, и только в начале июня самолеты улетели. Льдина начала медленно передвигаться к югу.

За время дрейфа был собран уникальный научный материал. Исследователи открыли огромный подводный хребет, пересекавший Северный Ледовитый океан, вели метеорологические наблюдения, ежедневно в одно и то же время Кренкель отправлял на Большую землю сводку погоды.

Оказалось, что полярные районы густо заселены. Вопреки прогнозам, к полярникам приходили и белые медведи, и тюлени, и даже нерпы. Вода Ледовитого океана также оказалась насыщенной планктоном.

Двести семьдесят четыре дня продолжался дрейф этой научной станции. К февралю 1938 года размеры льдины сократились настолько, что полярников необходимо было снимать. Началась знаменитая эпопея их спасения. В это время станция находилась в Гренландском море и приближалась к теплым водам Атлантического океана.

Первым к дрейфующей станции отправился небольшой зверобойный корабль «Мурманец». Он отважно вошел во льды, но вскоре был зажат и унесен в Атлантический океан. Вылетевший на помощь дирижабль «СССР-В6» разбился, врезавшись в гору около города Кандалакши. Во льды были направлены и две подводные лодки, однако они не смогли всплыть в районе дрейфа.

Только 19 февраля к экспедиции смогли приблизиться два мощных ледокола - «Таймыр» и «Мурман». С борта «Таймыра» был спущен небольшой одномоторный самолет, который первым добрался до дрейфовавшей льдины. Его пилотировал известный полярный летчик Власов.

На следующий день к станции подошли ледоколы. Полярники перешли вначале на «Таймыр», а с него на борт подоспевшего к тому времени «Ермака» - «дедушки русского ледокольного флота». Он и должен был доставить полярников в Ленинград. Однако внезапно капитан ледокола получил приказ следовать в Таллин. Все, кто находился на судне, недоумевали, зачем нужно было заходить в столицу Эстонии.

Лишь много лет спустя стало известно, что как раз в эти дни в Москве проходил печально известный процесс над Бухариным , и Сталин потребовал, чтобы встреча полярников состоялась после него. Действительно, встреча отважных героев превратилась во всенародное торжество. Они были удостоены государственных наград и стали Героями Советского Союза.

После этого Иван Дмитриевич Папанин работал начальником Северного морского пути, а после войны трудился в системе Академии наук. В 1986 году отважного героя-полярника не стало.



26.11.1894 - 30.01.1986
Дважды Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник
Бюст в Мурманске
Бюст в Севастополе
Бюст в Архангельске
Мемориальная доска в Архангельске
Мемориальная доска в Москве
Стела «Герои Советского Союза» в Архангельске
Стела «Почётные граждане» в Архангельске
Стела «Почётные граждане» в Архангельске (фрагмент)
Бюст в посёлке Борок


Папанин Иван Дмитриевич – начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» и Главного управления Северного морского пути.

Родился 14 (26) ноября 1894 года в городе Севастополь в семье моряка. Русский. В 1909 году окончил земскую начальную школу, в 1929 году – специальные курсы Осоавиахима, в 1931 году – Высшие курсы связи Наркомата пост и телеграфа, в 1932 году – первый курс факультета связи Плановой академии. Ученик токаря механических мастерских лоций Черноаз (октябрь 1909 – июнь 1912), токарь мастерских Севастополя военного порта (июнь 1912 – декабрь 1913), судостроительного завода в Ревеле (ныне – Таллин) (декабрь 1913 – декабрь 1914).

На службе в Русском императорском флоте с 1914 года. Матрос полуэкипажа Севастопольского военного порта (декабрь 1914 – ноябрь 1917).

В Красной Гвардии с 1917 года: боец-красногвардеец Черноморского отряда революционных моряков в Крыму (ноябрь 1917 – ноябрь 1918), красноармеец-организатор моряков в тылу противника в Крыму (ноябрь 1918 – ноябрь 1919); участвовал в создании партизанского движения на полуострове, в боях против белогвардейцев в Украине и в Крыму. Председатель президиума ячейки мастерской Заднепровской морской бригады бронепоездов и бронесил 14-й и 12-й армий (ноябрь 1919 – март 1920). Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года.

Комиссар Оперативного управления командующего Морскими Силами Юго-Западного фронта (март-июль 1920), комендант и член Революционного военного совета (РВС) Крымской революционной повстанческой армии (март-октябрь 1920), командир десанта, отряда моряков, комендант и начальник отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом в Крыму (октябрь 1920 – март 1921); в распоряжении военного комиссара при командующем Морскими Силами Республики (март-июль 1921). Секретарь РВС Морских Сил Чёрного моря (июль 1921 – март 1922), комиссар хозяйственного управления ГМТХУ Управления Морских Сил (март 1922 – август 1923). За нарушение воинской и трудовой дисциплины уволен; в запасе (август 1923 – декабрь 1926, август 1931 – октябрь 1939). Заместитель ответственного руководителя Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПТ) по организации связи в Якутии (август 1923 – январь 1927), начальник Центрального управления военизированной охраны НКПТ СССР (январь 1927 – август 1931).

Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. Начальник экспедиции и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа (апрель 1932 – декабрь 1933), полярной станции на мысе Челюскин (декабрь 1933 – декабрь 1935), начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-1» (декабрь 1935 – апрель 1938), которая положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна. Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции (океанолог П.П.Ширшов, геофизик Е.К.Фёдоров и радист Э.Т.Кренкель) в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда».

Заместитель начальника (март 1938 – октябрь 1939), начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР (октябрь 1939 – август 1946). Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 года возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Арктики и проявленный при этом героизм начальник Главсевморпути награждён второй медалью «Золотая Звезда». И.Д.Папанин является одним из славной пятёрки тех славных сынов нашей Родины, кому до начала Великой Отечественной войны дважды было присвоено звание Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны внёс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 года уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. В октябре 1943 года руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.

Прикомандирован к АН СССР (октябрь 1944 – август 1946 и с октября 1948). На длительном излечении (июль 1946 – август 1948). Заместитель директора Института океанологии АН СССР (август 1948 – июнь 1950) по экспедиционной части, директор Института биологии и внутренних вод АН СССР (июнь 1950 – июнь 1965), одновременно начальник отдела морских экспедиционных работ АН СССР (август 1951 – январь 1986).

Депутат Верховного Совета СССР 1-2-го созывов (в 1937-1950 годах).

Жил в городе Москве. Скончался 30 января 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Контр-адмирал (25.05.1943). Награждён 9 орденами Ленина (27.06.1937, 22.03.1938, 1.05.1944, 26.11.1944, 2.12.1945, 30.12.1956, 26.11.1964, 26.11.1974, 23.11.1984), орденом Октябрьской Революции (20.07.1971), 2 орденами Красного Знамени (1922, 15.11.1950), орденами Нахимова 1-й степени (8.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени (22.01.1955, 8.01.1980), орденами Дружбы народов (17.12.1982), Красной Звезды (10.11.1945), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (3.11.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Доктор географических наук (1938). Награждён Золотой медалью имени С.О.Макарова АН СССР (22.11.1984; за выдающийся вклад в развитие научных исследований в Северном Ледовитом океане и за создание научно-исследовательского флота страны).

Почётный гражданин городов-героев Мурманска (19.08.1977) и Севастополя (20.12.1979), а также Архангельска (11.04.1975), Липецка (1982), Ярославской области и Автономной Республики Крым (2000, Украина).

Бюсты в его честь установлены Архангельске, Мурманске, Севастополе и посёлке Борок Некоузского района Ярославской области. Мемориальные доски установлены в Архангельске и Москве. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод РАН, улицы в Архангельске (улица Папанинцев, 1962; улица Папанина, 1986), Екатеринбурге, Измаиле, Липецке, Мурманске и Ярославле. Музей имени И.Д.Папанина расположен в посёлке Борок. При Национальном музее героической обороны и освобождения Севастополя создана музейная экспозиция – стационарная выставка «Иван Дмитриевич Папанин – севастопольский Колумб».

Иван Папанин родился 14 (26) ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка, работавшего в порту. Всё его детство и юность прошли рядом с морем. Окончил четыре класса начальной школы. В 1908 году поступил на работу на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. Иван Папанин очень хорошо зарекомендовал себя на производстве, и в 1912 году его перевели на судостроительный завод в Ревеле (Таллин).

В начале Первой мировой войны Папанина призвали на военную службу, и он вновь оказался в родном Крыму, на Черноморском флоте. 1918-1920 годы - активный участник Гражданской войны на Украине и в Крыму. С 1920 года - комиссар оперативного управления при командующем морскими силами и силами Юго-Западного фронта. С конца 1920 года - комендант Крымского ЧК. С июля 1921 по март 1922 года Папанин работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1924 году он переехал в Москву, где занимался вопросами связи, и именно здесь он окончил Высшие курсы связи. После окончания учебы он уехал работать в Якутию.

С 1932 года Папанин был начальником полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, а с 1934 года - на станции на мысе Челюскин.

В 1937-1938 годах Иван Дмитриевич Папанин стал во главе первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». Данное событие возвело его в ранг одного из самых знаменитых людей в нашей стране и мире.

Эта экспедиция пополнила уникальными научными данными знания об Арктике и ее природе. Итоги работы станции и ее дрейфа были доложены Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года. Оценка деятельности экспедиции была очень высокой. За героический труд в тяжелых условиях Арктики все участники полярного дрейфа были представлены к званию Героев Советского Союза. Научное сообщество также высоко оценило их заслуги. Папанин и радист Эрнст Кренкель получили степени докторов географических наук.

В конце 1939 - начале 1940 года вся страна следила за спасением из ледового плена дрейфовавшего 812 дней ледокола «Георгий Седов». Иван Папанин возглавил спасательные работы, которые были успешно завершены. Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза.

С 1939 по 1946 год Папанин возглавлял Главсевморпуть и по совместительству был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере.

В годы войны он успешно осуществлял прием и переправку на фронт военных грузов, которые доставлялись в СССР из США и Великобритании. Вместе с этой работой он курировал и строительство портовых верфей в Архангельске, Мурманске и на Дальневосточном побережье. В 1943 году ему присвоили воинское звание контр-адмирала.

После победы над фашистской Германией Иван Дмитриевич стал отходить от практической работы и больше занимался наукой. Это было связано с ухудшением здоровья (Папанин страдал сердечным заболеванием). В 1949 году по состоянию здоровья он вышел на пенсию, но продолжал трудиться. Он стал заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. С 1951 года он возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно Папанин находился во главе Московского филиала Географического общества СССР.

Иван Дмитриевич Папанин ушел из жизни 30 января 1986 года. Причиной смерти стала хроническая сердечная недостаточность. Ему был 91 год. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Славные страницы биографии Ивана Дмитриевича Папанина навсегда вошли в отечественную и мировую историю. Он является почетным гражданином Севастополя, Архангельска, Мурманска и Липецка. Республика Крым и Ярославская область также внесли его в списки своих почетных жителей. В честь Ивана Папанина назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане и остров в Азовском море.

Папанин

Папа́нин

Иван Дмитриевич (1894–1986), исследователь Арктики, контр-адмирал (1943). Дважды был начальником полярных станций: в 1932–33 гг. на Земле Франца-Иосифа и в 1934–35 гг. на мысе Челюскина. В 1937–38 гг. возглавлял первую в мире дрейфующую высокоширотную станцию «Северный полюс» (СП-1), на которой также работали Э. Т. Кренкель, Е. К. Фёдоров и П. П. Ширшов. Они внесли неоценимый вклад в исследование Центр. Арктики: доказали отсутствие земель на протяжении 2500 км, обнаружили в р-не полюса глубины океана более 4 км и ряд поднятий океанского дна, опровергли мнение о безжизненности приполюсного р-на, подтвердили существование открытого Ф. Нансеном тёплого глубинного слоя атлантической воды. После дрейфа Папанин возглавлял Гл. управление Сев. морского пути (1939–46), был начальником Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951 г.), организатором и директором Института биологии внутренних вод АН СССР (1952–72). Благодаря активной деятельности Папанина значительно вырос научный флот АН. Имя Папанина носят горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане и мыс на п-ове Таймыр.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "Папанин" в других словарях:

    Папанин, Иван Дмитриевич Иван Дмитриевич Папанин И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП 1 Дата рождения: 14 (26) ноября 1894 … Википедия

    Иван Дмитриевич (1894 1986), полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Возглавлял первую в СССР дрейфующую станцию СП 1 (1937 38). Начальник Главсевморпути (1939… … Русская история

    Папанин - Папанин, Иван Дмитриевич … Морской биографический словарь

    Иван Дмитриевич Папанин И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП 1 Дата рождения: 14 (26) ноября 1894(18941126) Место рождения: Севастополь, Российская империя Дата смерти: 30 января … Википедия

    Иван Дмитриевич [родился 14 (26).11.1894, Севастополь], советский арктический исследователь, доктор географических наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (27.6.1937 и 3.2. 1940). Член КПСС с 1919. Родился в семье …

    ПАКИН ПАПАНИН ПАПАНОВ ПАПИН ПАПКИН ПАПОВ ПАПКОВ ПАП ПАПКОВИЧ ПАПЧИХИН ПАПУША ПАПУША Так называемые отеческие фамилии, из того же ряда что и Батюшков, Тятин и т.п. С другой стороны, в старину бытовали канонические имена Папа и Папий. (Э). Из… … Русские фамилии

    Папанин И. Д. - ПАПÁНИΗ Иван Дмитриевич (р. 1894), дважды Герой Сов. Союза (1937, 1940), контр адмирал (1943), доктор географич. наук (1938). Чл. КПСС с 1919. Участник Гражд. войны. В 1931–38 возглавлял полярные экспедиции, в т. ч. 1 ю дрейфующую станцию… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Папанин И. Д. - ПАПÁНИН Иван Дмитриевич (1894–1986), полярный исследователь, д р геогр. наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Сов. Союза (1937, 1940). Возглавлял первую в СССР дрейфующую станцию СП 1 (1937–38). Нач. Главсевморпути… … Биографический словарь

    - [родился 14 (26).11.1894, Севастополь], советский арктический исследователь, доктор географических наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (27.6.1937 и 3.2. 1940). Член КПСС с 1919. Родился в семье матроса. В 1918 20… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Жизнь на льдине. Дневник , Папанин И. Д.. В июне 1937 года закончилась выгрузка всего имущества первой в истории станции "Северный полюс", самолеты улетели на юг, и четыре мужественных советских человека - Папанин, Федоров, Кренкель…


Copyright © 2024 Школа и образование.