Методы педагогического обучения. Характеристика словесных методов обучения Словесные методы обучения дискуссия

Методы, которые использовались в течение многих веков и применяются в современной учебной практике, определяются как традиционные. Они, бесспорно, не потеряли своей методической ценности и сегодня. Это - словесные, наглядные, практические, контрольные, самостоятельные методы.

В последние десятилетия под влиянием развития общей дидактической науки, педагогической психологии, а также гуманизации и демократизации обучения созданы современные диалогические методы обучения, которые называются в дидактике методами активизации учебно-познавательных действий. Они используются с целью активизации познавательной деятельности субъектов обучения с помощью специальных приемов и способов. В практике педагогов распространены такие диалогические методы обучения: анализ конкретной ситуации, интеллектуальная разминка, сократический метод, «мозговой штурм» («атака»), учебно-тематическая дискуссия, деловая игра, профессиональная игра, профессиональная консультация, организационно-деятельная игра и др, их будет проанализировано далее.

Обучение происходит с помощью различных средств. Особое место среди них занимает слово. Методы, которые реализуются посредством слова, называются вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный).

Процесс преподавания-обучения не может проходить без вербального общения, а другие методы, например наглядные, выполняют только вспомогательные функции.

Основные составляющие этого метода - рассказ, объяснение, лекция и их разновидности, которые используются с целью сообщения учащимся новых знаний, объяснение порядка выполнения тех или иных действий, ознакомление с новыми фактами, событиями.

Одним из самых простых и одновременно самых распространенных методов в процессе обучения является рассказ. Метод рассказа предполагает устное живое и образное, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала в пояснительной или повествовательной форме. Он используется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем и время. В обучении учащихся рассказ преимущественно применяется во время изучения исторических событий, явлений общественной жизни и тому подобное.

Основные разновидности рассказа такие:

Научно-популярная рассказ (основывается на анализе фактического материала);

Художественный рассказ (образный перевод разнообразных фактов, событий, поступков и тому подобное);

Рассказ-описание или рассказ (последовательное изложение основных признаков, особенностей предметов и явлений окружающей среды, например, описание исторических событий).

Основные педагогические требования к рассказу: познавательная и воспитательная направленность; достоверность и научная обоснованность фактов; достаточное количество ярких примеров, которые доказывают изложенные положения; четкая логика и доказуемость изложения; образность и эмоциональная окрашенность; наличие элементов личной оценки и отношения педагога к содержанию материала, который изучается; высокая культура речи педагога (четкость, доступность, правильность, личностная окрашенность).

Методы обучения естествознанию

Методы обучения естествознанию. Понятия "научный метод" и "метод обучения". Единство составляющих методов обучения: источника знаний, обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Многообразие методов обучения предметам естественнонаучного цикла и их классификация по разным критериям.

Система методов обучения и методических приемов. Критерии выбора методов обучения. Сочетание и развитие методов обучения на уроках. Развивающие и воспитательные функции методов обучения.

Классификация методов обучения естествознанию. Слово как источник знаний. Характеристика словесных методов обучения естествознанию. Виды рассказа и беседы. Методические требования к рассказу и беседе на уроках естествознания. Организация учебных дискуссий с младшими школьниками. Методика работы с учебниками по курсу «Окружающий мир» и учебно – методическими комплектами в разных классах начальной школы. Наглядные методы обучения. Роль наглядных методов в освоении «Окружающего мира».

Наглядные методы как источник обучения воспитания и развития учащихся и многообразие их классификаций. Сравнение принципа наглядности и наглядного метода. Многообразие классификаций наглядных методов. Методика работы с динамическими и статическими наглядными пособиями. Методика использования таблиц на уроках «Окружающего мира». Экранно – звуковые средства обучения и их место в процессе обучения «Окружающему миру». Методика работы с ЭЗСО на уроках. Методика работы с картографическими пособиями в младших классах. Использование картографической проекции при изучении естествознания. Специфика карт для начальной школы.

Практические методы обучения. Самостоятельная работа, ее значение для реализации практических методов на уроках естествознания, основные виды, условия эффективного применения.

Наблюдение как основной метод познания природы младшими школьниками. Разновидности наблюдений, их значение, требования к их проведению. Обязательный минимум системных наблюдений за природой в начальной школе. Методика подготовки и проведения естественнонаучных наблюдений.

Значение лабораторных опытов для развития учащихся, классификация опытов. Общие требования к проведению уроков с лабораторными опытами. Многообразие практических работ на уроках естествознания, их классификация, технология проведения. Моделирование. Виды моделей, используемых в курсе «Окружающий мир» (структурные, функциональные, предметные, предметно – схематические, графические, постановочные). Технология моделирования и ее своеобразие в традиционной и развивающих системах обучения. Метод проектов в преподавании естествознания.

Методические приемы обучения и их классификация. Метод как совокупность приемов: организационных, логических, технических. Методы и приемы стимулирования познавательного интереса: дидактические игры, занимательные упражнения. Методы и приемы формирования отношений с окружающим миром: милосердия, субъективных отношений к природе, чувства родства с природой, эстетических отношений.

Методы обучения в технологиях развивающего обучения. Возможность применения проблемного, программированного обучения в процессе освоения младшими школьниками «Окружающего мира»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материла, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод чаще других применяется в начальной школе. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.Основными средствами обучения являются: речь, иллю­стра­ции, мето­диче­ские и мне­мони­ческие приемы, логические приемы сравне­ния, сопоставле­ния, резю­миро­вания.

Основными условиями успешности этого метода являются:

· успешное сочетание сочета­ния с другими методами:

· положительно-эмо­цио­нальное воспри­ятие;

· усло­вия (время, ме­сто);

· неперегружен­ность фак­тами;

· умение учителя расска­зывать.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

Рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

Иметь четкую логику изложения;

Быть эмоциональным;

Излагаться простым и доступным языком;

Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой, познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

Активизирует учащихся;

Развивает их память и речь;

Делает открытыми знания учащихся;

Имеет большую воспитательную силу;

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени;

Содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

Необходим запас знаний

Объяснение – словесное истолкование предметов, явлений, закономерностей, связей, чаще всего монологическое изложение. Объяснение бывает как в «чистом» виде, то есть учитель использует только этот метод, так и частью беседы, рассказа, или, наоборот, в структуру объяснения входят элементы беседы, рассказа и т.д. Использование метода объяснения требует:

Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

Последовательного раскрытия причинно-следственных свя­зей, аргументации и доказательств;

Использования сравнения, сопоставления, аналогии;

Привлечения ярких примеров;

Безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками. Как самостоятельный метод объяснение чаще выступает в роли инструктирования: как писать изложение, как сделать лабораторную работу и т.д.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Введение

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

В современной педагогике имеется огромный арсенал методов обучения, среди которых важное место занимают словесные методы обучения. Ведь слово играет огромную роль в процессе познания, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов», чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это положение для учебно-воспитательной работы в школе, где слово - как устное, так и письменное - является важным средством воздействия на учащихся.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными».

К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Целью данной работы является изучение словесных методов обучения, определение их места в учебном процессе.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

дать определение метода обучения;

изучить основные виды словесных методов;

показать место словесных методов обучения в учебном процессе;

раскрыть основные требования к применению словесных методов обучения.

1. Понятие и сущность словесных методов обучения

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Не менее сложным является и вопрос о классификации методов обучения. В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:

По источнику информации с учетом формы обучения.

По характеру поисковой деятельности.

По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).

По логической структуре содержания учебного материала.

В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность. Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.).

По источнику информации методы подразделяются на:

словесные;

наглядные;

практические методы.

Рассмотрим подробнее словесные методы обучения. Слово - самый доступный и распространенный инструмент обучения. Научившись пользоваться словом, учитель даже самые отвлеченные понятия, идеи делает понятными обучающимся. С помощью слова он может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, прекрасного будущего человечества, строения вселенной. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Особенно важны словесные методы обучения на первом этапе обучения, пока дети не научились пользоваться книгой, в это время слово является почти единственным инструментом познания мира.

Словесные методы обучения появились с момента организации школ и были, особенно в средние века, почти единственным способом передачи знаний. К словесным методам относятся как устное изложение учебного материала, предполагающее монологическое, одностороннее воздействие на учащихся (рассказ, объяснение, лекция, инструктирование), так и обсуждение изучаемого материала, которое требует активного взаимодействия преподавателя и учащегося (беседа, семинар, дискуссия). К словесным методам относятся также работа с книгой.

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы. Иначе говоря, рассказ, лекция, беседа (словесные методы обучения) - это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих способностей.

2. Виды словесных методов обучения

Словесные методы в свою очередь тоже можно разделить на группы.

Во- первых, в зависимости от того, является ли воспринимаемая учащимся речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые учителем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал. При этом своевременное получение обратной связи от учащихся о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики учащихся). Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста).

Во-вторых, словесные методы обучения разделяются также на монологические и диалогические. Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие учителя и ученика или дискуссию в группе. Однако современные информационные технологии обучения с помощью Интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения.

Рассмотрим теперь особенности отдельных словесных методов обучения.

Рассказ - это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин. Чаще всего рассказ применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей. Рассказ это один из важнейших методов изложения нового материала.

Рассказ подразделяется на:

художественно-литературный;

описательный;

повествовательный (о жизни и деятельности ученых, писателей и т. д.);

рассказ-воспоминание;

пересказ прочитанного;

рассказ об услышанном и увиденном;

рассказ-фантазия.

Объяснение - под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью. В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным. Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий. Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения. Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция - это наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна - две ведущие идеи или проблемы. Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Применяется она чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений. Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из документов. Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции. Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы. Вводная беседа направлена на выявление имеющихся у учащихся знаний по теме; повторительная беседа на воспроизведение пройденного; закрепляющая - на упрочнение знаний; учетная - на проверку и оценку знаний; заключительная - на подытоживание и обобщение изучаемого материала.

Ценность беседы - в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д. Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Метод работы с книгой - среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения. Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся: в младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики. В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.

3. Требования к применению словесных методов обучения

Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся.

Речь учителя это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того, в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя должна быть подготовленной, причем такая подготовка включает в себя несколько этапов. К самой речи также предъявляются определенные требования - голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

Преподаватель должен обладать хорошей дикцией. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.

При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал, зависит дальнейшее усвоение предмета.

Указанные требования большей частью относятся к таким словесным методам как рассказ, объяснение, инструктаж, лекция.

К речи учащихся также должны предъявляться определенные требования: они должны уметь излагать материал логично и последовательно, отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

Кроме речевых требований к каждому из словесных методов предъявляются свои определенные требования. Например, к рассказу предъявляются следующие требования:

Рассказ должен:

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

излагаться простым и доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Использование метода объяснения требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления, аналогии;

привлечения ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Хотя объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп, однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Что касается лекции, то данный метод используется в основном только в старших классах, учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. К лекции в основном применяются следующие требования:

строгий отбор необходимой информации;

доступность и наглядность изложения;

логичность изложения материала;

грамотность речи, оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора.

Помимо вышеуказанных требований различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.3. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

Выбор того или иного метода обучения зависит от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. Зависимость выбора методов обучения от его целей, возраста учащихся, а также от характерных особенностей изучаемых предметов не означает, что, например, на занятиях по точным наукам следует пользоваться исключительно лабораторными методами, а на занятиях по гуманитарным наукам - словесными.

В то же время использование только одного словесного метода не приведет к хорошим результатам в обучении. Одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наибольшей эффективностью, таким образом, могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.

Заключение

лекция учебный дискуссия книга

Таким образом, рассмотрев словесные методы обучения можно сделать следующие выводы:

На современном этапе процесса обучения словесным методам отводится значительное место. Словесный метод является самым доступным и распространенным. Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Сами словесные методы также делятся на группы: устные, письменные, монологические, диалогические. Среди словесных методов обучения наибольшую распространенность получили рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж, работа с книгой и др.

Успех обучения при словесных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос - достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

При использовании всех видов словесных методов следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся).

– это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

Беседа и дискуссия

Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

  1. более жесткой структурой;
  2. логикой изложения учебного материала;
  3. изобилием сообщаемой информации;
  4. системным характером освещения материала.

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

Работа с книгой

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.



Copyright © 2024 Школа и образование.