Царь Саул — первый царь Израиля. Шауль (Саул), царь

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем . Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул , сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией , которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство .

Саул - в Ветхом Завете, первый царь Израиля после возвращения евреев из Египта. Он был помазан на царство пророком Самуилом, когда народ потребовал дать ему царя.

Библия изображает Саула рослым и красивым человеком, храбрым в битве и простым в обращении. Но временами на Саула нападали тоска и уныние, он делался мрачен и жесток. Приступы меланхолии прогоняли лишь звуки музыки искусного гусляра Давида из Вифлеема. Давид, прославился победами над филистимлянами и Голиафом, женился на дочери Саула, был другом его сына Ионафана, ему благоволил народ. Это вызывало зависть и злость Саула. Но вскоре Саул сам вызвал гнев пророка Самуила. Самуил предрек гибель дому Саула и тайно помазал на царство Давида как преемника.

Еврейское царство в то время подвергалось частым нападениям. Перед очередным боем Саул пытался узнать исход сражения, для чего обратился к аэндорской волшебнице. Она вызвала дух Самуила, который предрек Саулу и его сыновьям гибель на поле боя. Так и случилось.

Гаврила Державин
Целение Саула

Саул, Сиона царь, сын Кисов, волю Бога
Взгордясь презрел, тем власть Его уничижил.
Господь средь гнева яра, строга,
Блестящее лице с Саула отвратил
И рек: "Поди, злой дух! круши его".
Глаголом сим вострепетали бездны,
Сквозь пропасти подземны
Со огненна одра покоя своего
Восстала злая Месть и идет на Саула.
Пук лютых стрел на ней за плечьми среди тула
Вися гремит, как гром вдали, - и перед ней
Отверзлись ржавые со скрипом ада двери,
Из коих зависти и злобы бледны дщери,
Боязнь, и грусть, и скорбь, и скука, и тоска,
Змеистых клочья влас вкруг ней, как облака,
Пустив на ветр, летят в призраках черным роем:
Те с скрежетом зубов, те с хохотом, те с воем,
Как враны, волки как на труп с лесов, степей
Стадами гладными на казнь бегут цареву.
Средь крику их и реву
Унынье дикое безмолвно, тяжело,
Густой подобно мгле, на грудь, на очи, на чело,
На дух преступника, на сердце налегло,
Огнем всю внутренность, тоской смертельно жгло;
И ночь и день его терзая угнетало,
Мечтами ужасало.
Почувствовал, почул
Еговы гнев Саул.

Веселья от него повсюду удалились
И утучняющий спорхнул от веждей сон,
По ссохшимся щекам потоки слез катились,
И был как тень, как остов он.
В размученном таком, тревожном состояньи
Друзья вокруг его во плаче, во стенаньи
Вещают, что пастух, по имени Давид,
Болезни тяжкие бряцаньем струн целит;
Что арфы громкие и тихозвучны тоны
Волшебством некаким обворожают слух,
Покоят, веселят, лелеют, нежат дух
И прогоняют грусть, задумчивость и стоны,
И словом, мочной что гармоньи сладка власть
Удобна исцелять болезнь и всяку страсть.
Поспешна повелел звать сына Иессея.

Певец пришел, и хор с ним пред него,
И зря, что на одре царь, взором пламенея,
Лежит и день клянет рожденья своего,
С созвучностию струн, касаясь чуть ушес,
Двугласну тихо песнь вознес:

О Боже! поспеши
Сердечный внять мой глас,
Скорбь царску утиши,
Отри потоки с глаз
И просвети Твое лице
На блещущем его венце.

Виждь, стрелы, Судия,
Твои его разят,
Как лютая змия,
Лиют во сердце яд.
О Боже! поспеши,
Скорбь царску утиши.

Внимает песнь монарх; но сила звуков, слов
Так от него скользит, как луч от холма льдяна;
Снедает грусть его, мысль черная, печальна.
Певец то зрит - и, взяв других строй голосов,
Поет уж хором всем; но сонно, полутонно,
Смятенью тартара, душе смятенной сходно:
На пустых высотах, на зыбях Божий дух
Искони до веков в тихой тьме возносился,
Как орел над яйцом, над зародышем вкруг
Тварей всех теплотой, так крылами гнездился.
Огнь, земля и вода и весь воздух в борьбе
Меж собой внутрь и вне беспрестанно сражались,
И лишь жизнь тем они всем являли в себе,
Что там стук, а там треск, а там блеск прорывались;
Гром на гром в вышине, гул на гул в глубине
Как катясь, как вратясь даль и близь оглушали,
Бездны бездн, хляби хлябь колебав в тишине
Без устройств естество, ужас, мрак представляли.

Под томной песнью сей царя тягчайший сон
Давил, что больше мертв, чем жив казался он.
Был сходен хаосу, в сон вечный погруженну,
В себе самом смятенну.
Но глас взгремел:
Стихиев бездны разделились;
Огнь с воздухом на высоту взлетел,
Земля с водою вниз спустились:
Бысть свет!
Чертеж, в уме Творца предвечно изложенный,
Напечатлелся всей природы на ростках,
На скрытых семенах.
Всех дум его отсвет,
От слова образ взяв, стал вид одушевленный,
И в роде всяка тварь своем,
К чему назначенна, явилась точно тем.
Как искра, от кремня и из стали воспрянув,
Так солнце излилось, из мрака возблеснув.

Прекрасное светило!
Грядет среди небес,
Величие открыло
Тьмы Божеских чудес.
В следы его смотря,
Румянилась заря,

В безмолвном утра мраке
Сияет Орион;
Но звезд царя при зраке
Бледнеет, меркнет он.
На севере в полнощи льет
Свой Арктус яркий свет.

И ты, о милая лампада,
Луна! (так воспевал пастух)
Средь звезд вдали блестяща стада
Свой тихо совершаешь круг.
Сумрачны тучи удивились
Задумчивой красе твоей,
Когда края их посребрились
От светлости твоих лучей,
И ты царицей нощи стала, -
Оспоривая день, блистала.

Так тьмы планет в молчаньи путь
Проходят свой благоговейно,
Стремяще неотложный труд
К мете всеобщей стройно, верно.
О, коль сей дивен тихогром {1}
И льет гармонию какую!
Как светлых Серафимов сонм,
Крылами песнь на нем святую
Порхав, по сферам издают,
Созвучно все Творца поют.
Воскликни, хор, воскликни вдруг,
И ты Творца с тьмой звезд согласно
Пой с Серафимы велегласно;
И ты Его творенье рук.
Веселой трепетной душой
Хвалу Его любовью пой!

1 Фортепиано (подстрочное примечание Г. Р. Державина.)

В бесчувствии глухом лежащего владыку
Проникнул сладкий шум сего священна лику.
Оцепенелый взор вкруг дико водит он
И чудесам небес дивится, мыслей полн.
Но ново пение восстало
И вновь царя слух обуяло:
Он слышит, Океан, восстав, с чел звезд потек
Шумяще в свой предел, во глубины безмерны;
Возникли гор хребты мгновенно из середь бездны
И меж себя пути отверзли бегу рек;
А там, нагнувшися, скалы круты, кремнисты
Низвергнули с себя журчащий чистый ключ,
Который, как жемчуг пересыпаясь чистый,
Катит по мураве поток свой в понт зыбуч.

Виждь, пестреет стадом холм,
Агнцы по лугам резвятся,
Тонким скрыты облачком
Песни жавронков гласятся;
А как солнца луч багряный
Загорится средь ручья,
Отдаются рощи дальны
Свистом громким соловья.
С неба Ангелы нисходят,
Песни ангельски поя,
И блаженство их низводят
В тени злачные рая.
Мир ликует и спокойство,
Под смоковницей сидя;
Цвет вдруг, запах и довольство
К их желаниям ведя,
Непорочность и веселья
Рука об руку идут;
Там не знают лицемерья,
А все в радости живут.
Будь, чета благословенна,
Век невинностью спряженна,
Ублажайся счастьем вновь,
Чистая сердец любовь.

Хор смолк. Монарх челом своим с одра склонился
И, благовенья полн, во помыслах молился
Толиких множества Создателю чудес.
Но злобы дух в нем вновь воскрес
И черным жег огнем его с сугубой силой.
Царь бьет себя во грудь с душой унылой:
Почто веселье и покой,
Рек, в хижинах живут, а дом забыли мой?

Быстрые гласы, теките,
Духа печальна будите,
Коль не почувствует сам,
Грех что его есть тиран.

Стени и жалуйся, о арфа! скорбным тоном,
Стени и наполняй весь свет его уроном.
Несется, слышу, вопль, и стон, и плач, и вой.
Какое зрелище я вижу пред собой!
Увы! напрасны суть твои уж слез потоки:
Преступная чета, ты пала в грех жестокий.
С невинностью твоей веселость протекла,
Смерть косу на тебя, яряся, занесла
И Херувима меч огнем вокруг сверкает,
Отчаянье в очах везде тебя пужает;
Возненавиженна сама собою став,
Куда сокроешься, себя собой терзав?
Несчастная чета! оставленная Богом,
В лесах ли будешь жить, с зверьми под листьев кровом;
Но ты жалка, твое плачевно состоянье!
Подвиглись небеса, все Ангелы в рыданье;
Дол плачет, плачет холм, гул вкруг твердит: увы!
О, коль несчастливы, сердца порочны, вы!

Быстрые гласы, теките,
Души преступны разите,
Правд не познают коль сих,
Что грех мучитель есть их.

Кичливу грудь царя и страх и стыд бунтуют,
В надменном гнев лице и злость изобразуют,
Кровавы, выпуклы глаза его свирепо зрят.
Но юноша хоть то и примечает,
Без робости играет,
Ланиты правдою горят,
И смотрит так на злость тирана он спокойно,
Как добродетели смотреть на злобу сродно.
Под взором блещущим вслед скачущим перстам
По арфе огнь бежит, сверкая по струнам,
И возбуждаючи высоки, страшны тоны,
Грех в бедствии поет и казнь его и стоны:

Громы в громы ударяют,
Гул за гулами ревет,
Смерть и ужасы летают,
Молния вселенну жжет;
Бездны разверзают зевы,
Бог преступников казнит.
Князь и царь, рабы царевы,
Кто от Бога убежит?
Род Иаковль! веси, грады
Брось и кущи ты свои,
Ты умрешь, - и нет пощады
За злодействия твои.
Ты умрешь, - и я уж внемлю
Шум вокруг небесных стрел;
Тропы смрадны кроют землю
И Солима пуст предел.

Внемли! се крик и вопль из бездны возникает,
Се слабо до ушей доходит он моих,
Се тише от часу, все тише, - исчезает,
И вот уже совсем затих.
Погибли навсегда хулители Господни,
Землей поглощены, низверглись в преисподни.
Пропал их след,
И слуху нет.
Но ах! возмогут ли мои плачевны струны
Те живо описать и молньи и перуны,
Какие праведный определил Судья
В казнь вечную злодеям. Увы! уж вижу я:

Грядет, грядет свирепо мщенье,
Вкруг в бурю, в мрак облечено.
Повергнуло скалы трясенье;
Понт, небо в кровь превращено.
Мир дрогнет, веет знамя гнева.
Восстань, хлябь вод, восстань!
Глас рек: и из твоих бездн чрева
Потопом с неба шумным грянь
И погреби в волнах вселенну,
Нечестьем, злобой оскверненну.
Пусть знает свет мой правый суд,
Из сна грехов себя возбудит.

Восстань! - да воды не придут
В свой паки одр почить покойно;
Но да стремятся всюды грозно,
Поколь заклепов не прорвут,
Сквозь гор камнистых не пройдут
И сушей Океан не будет.

Се гласу Господня
Вмиг преисподня
И звездна хлябь вод
На землю течет.
Море волнами,
Небо дождями
Шумит и ревет,
Мир топит и жрет.

Бог прав - и суд Его есть правда,
И праха сын всегда зреть слаб ее лучи.
Ненависть с завистью покрыла ярых волн громада;
Там сластолюбие, там роскошь, мрак пьючи,
С развратом, с леностью погрязли бездн в стремленьи,
И тщетно о своем мнят смертные спасеньи.

Скал прорван свод,
Встал к небу понт,
Нет больше в споре
С брегами волн,
На море море
Кидает челн
По всей вселенной
Опустошенной.

Но гласы, пламенея,
Возвыстеся певцов,
Воскликни хор живее
Спокойных пастухов,
Чтоб огненные стрелы
Струн их и песней вдруг
Пронзали онемелы
Цареву грудь и дух,
И он бы, правды сам став зритель,
Познал, что грех - его мучитель.

Меж тем как пел Давид так песнь, восторга полн,
И сильный арфы глас чертожны двигал стены,
Саул, в отчаяньи пуская дикий стон,
Зубами скрежетал, терзал власы смятенны
И рдел в жару, как угль, и мерз в хладу, как лед;
По бледному лицу катился градом пот,
И с пеною из уст клубилася желчь черна.
В неистовстве его схватив рука кинжал
Взнесла на грудь свою, но, быв остановленна
От сущих близь его, - вдруг острый сей металл
Повергла на Давида. Давид отсторонился,
И действующий зря
Страх Божий на царя,
И что спасен был сам, - восторгом оживился,
И стал приятно с струн, как ветерок, дышать,
По малу дух царя к спокойству приучать;
Но, тщетным зря и то, что скорбь хотя телесну
И рану облегчить возможно нам известну;
Но слабы все бальзамы суть
Целить и утолять душевную в нас грусть,
Сердечны скрыты раны,
Терзающие тайны, -
Приди ж, раскаянье, он рек, скорей с небес,
О ты, что тусклый взор возводишь к милосердью твердью,
Приди, к святыне вождь, в лице печали, слез,
И милость приведи Творца со умиленьем,
Чтоб сердце царское пред ним с благоговеньем
Соделалось тобой способным к чувству благ
И от него б ушли уныние и страх!
Раскаянье приходит:
Внемли его, монарх;
Оно покой приводит
И сладость во слезах;
Печаль им радостью бывает,
Коль все желанье обитает
И мысль твоя на небесах:
Оно к блаженству первый шаг.
И се раскаянье прогнало уже ярость.
Царь смотрит на кинжал, являя трепет, жалость,
И тихий на певцов кидает с вздохом взгляд.
Зеницы, пламенно вращаясь, не горят,
В которых перед сим отчаянность грозила,
Небесная печаль грусть ада заступила.

О! как милость есть любезна,
Всех она славней доброт!
Плачет царь - и струйка слезна
По ланите его льет.
Ее Ангел принимает
Не пустя упасть во тму;
Милосердью посвящает,
Жертв приятней всех ему.

Еще, еще, - но ах! болезнь приходит снова,
Биенье сердца, грусть видна в очах царя сурова.
Возвысьте, пастыри, ваш выспреннее глас,
Покудова недуг в нем в корне не погас,
Поколь обильный ток с очей не устремился
И мук с души его ярем не низложился.

Всемогущий! приими
Вздох раскаянья царева,
Искушения изми
И надежду среди гнева
Брось ему твоим лучом,
Чтоб он, сердца сокрушенье
Слез излив тебе дождем,
Зрел в тебе свое целенье.

Спустись теперь в юдоль с холмов, парящий хор,
И к пенью вышнему не напрягайтесь струны:
Триумф явили свой гармонии перуны.
Монарх их чувствует, его светлеет взор,
Ланиты бледные румянятся зарею.
Блажен! - уж от него бежит унынье прочь;
Не мучится уже он совестью своею.
Раскаянной душе спешит сам Бог помочь,
И черна скорбь к нему уж вспять не возвратится.
Песнь ваша, пастыри, ему да усладится,
И арфы тихие приятный сердцу звук
Надеждою небес его да тешат дух,
Забавы сельские, невинность и свобода,
Да обольстит его ваш пением предел,
Чтоб гордость позабыл, чтоб нравилась свобода
И он богатству бы спокойство предпочел.

Поля, леса, пустыни дики,
Сквозь дебрь журчащие ручьи,
Пастушьи громки слышьте клики,
Поющи светлы дни свои.

Меж скал от резвых стад брыканья
Хохочет эхо вкруг его,
И он, священна полн вниманья,
То зрит, другой не зрит чего.

Под тихие вечерни сени
Идет к нему покой с небес,
Любовь, невинность в восхищеньи
В цветах сидят с ним меж древес.

Вокруг чела его довольна
Звезд зрится блеск, льет с ризы свет;
Вся жизнь его покрова пальм достойна,
Шалаш его покой дает.

Да ввек, о Ангел! ощущает
Твою беседу грудь моя;
Спесь, зависть при дворах блистает;
Пастушья хижина твоя.

Тише, о песни! теперь вы звучите,
Скорбному духу дремоту внушите;
Лей на него свой аромат, сон, вкруг;
Сладко спокойство, лелей его дух.

Слетайте на него, о воины небесны,
Стрегущи Божий град, - и манием своим его
Владеющие сном, чем вы, мечты прелестны,
Грядуща время вид являете того,
Где приготовлена душам благим награда,
А злобы Извергам грозящи страхи ада,
Слетите и, его восхитя дух с собой,
Представя перед ним небесный сад златой, звездной,
Где о бессмертьи лишь звучит бессмертный хор;
Где, кроме радости, ничто не существует,
И новой вечностью жизнь вечна торжествует.

Арф своих тоном,
Божественным звоном,
Стрясите с него
Скорбь люту его;
Плач будет в радость,
Стон его в сладость.

И се уже его гармония живит;
Потоком сладких слез кропит отрадный вид,
Бежит уныние, проходит беспокойство.
Согласье новое, яви свое устройство,

Какая сильна мощь томит души волненье?
Какая возбуждать в ней может бурну страсть?
Твое, Гармония, волшебное веленье
И над природой всей твоя чудесна власть.
Ты, дщерь небес,
Вселенной зримой сей с тех пор известна стала,
Как с трона вечного Премудрость глас снислала,
Который мир вознес.
Явилась ты, - и твердь усеялась звездами,
По звуку твоему потек сей красный, светлый строй!
Полк ангельск, поразясь согласием его, красой, -
Велик, воспел, велик Творец наш чудесами!
И в изумлении с тех пор с высот глядит
На сей лучистый сонм, в его заряся токе.
И совокупно с ним гласит
Песнь первую звезды, возникшей на востоке,
Котору сферы все и вблизь и вдаль твердят
Едиными усты: Осанна! свят, свят, свят!

М.Ю.Лермонтов
Еврейская мелодия

(Из Байрона)

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унёс,
Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез -
Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвётся грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал - теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный.

К.Р. (великий князь Константин Романов)
Царь Саул

Душа изнывает моя и тоскует, -
О, пой же мне, отрок мой, песню твою:
Пусть звуки ее мою скорбь уврачуют, -
Я так твои песни святые люблю!

Гнетут меня злобного духа объятья,
Опять овладело уныние мной,
И страшные вновь изрыгают проклятья
Уста мои вместо молитвы святой.

Томлюся я, гневом пылая, и стражду;
Недугом палимая мучится плоть,
И злоба в душе моей... Крови я жажду,
И тщетны усилия зло побороть.

Не раз, жалом немощи той уязвленный,
Тебя мог убить я в безумном бреду.
О, пой же! Быть может, тобой исцеленный,
Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

Марина Цветаева
Лютня

Лютня! Безумица! Каждый раз,
Царского беса вспугивая:
"Перед Саулом-Царем кичась"...
(Да не струна ж, а судорога!)

Лютня! Ослушница! Каждый раз,
Струнную честь затрагивая:
"Перед Саулом-Царем кичась -
Не заиграться б с аггелами!"

Горе! Как рыбарь какой стою
Перед пустой жемчужницею.
Это же оловом соловью
Глотку залить... да хуже еще:

Это бессмертную душу в пах
Первому добру молодцу...
Это - но хуже, чем в кровь и в прах:
Это - сорваться с голоса!

И сорвалась же! - Иди, будь здрав,
Бедный Давид... Есть пригороды!
Перед Саулом-Царем играв,
С аггелами - не игрывала!

Лев Мей
Эндорская прорицательница

Cаул разгневан и суров:
Повсюду видит тайный ков;
Везде врагов подозревая,
Он, в лютой ярости, из края
Изгнал пророков и волхов.

Ему висонная хламида
И золотой венец - обида
И бремя тяжкое, с тех пор,
Как восхвалил евреек хор
Певца и пастыря Давида.

Меж тем напасть со всех сторон:
Народ взволнован и смятен;
Перед Сунемом, в крепком стане,
Опять стоят филистимляне:
Гроза собралась на Сион.

Душа Саула тьмой одета...
Нет Самуила - нет совета...
Склонив молитвенно главу,
Царь вопросил Иегову:
Но не дал бог ему ответа.

Призвал он вельмож: "Хочу сполна
Изведать - что сулит война?
Сыщите мне волхов... " И вскоре
Ему приносят весть: "В Эндоре
Есть духовница - жена".

Пошел он к ней; в ночную пору,
Как тать, приблизился к Эндору,
И двое слуг любимых с ним...
Старуха призраком седым
Предстала царственному взору.

"Я знаю, - царь промолвил ей: -
Тебе, на вызов твой теней
Являет темная могила:
Внемли же мне и Самуила
Из гроба вызови скорей".

Ему старуха: "Я не смею:
Могильной чарою владею,
Но гнева царского страшусь... "
И отвечал ей царь: "Клянусь
Душой и жизнию моею, -

Саул простит тебя, жена! "
... И - тайным ужасом полна
И прорицанья вещим жаром -
Старуха приступила к чарам...
Но вдруг замедлилась она,

Умолкла, вся затрепетала...
"Ты - сам Саул! - она сказала: -
Зачем меня ты обманул?.. "
И молвил ей в ответ Саул:
"Скажи, пророчница, сначала,

Что видишь? " - "Вижу я вдали
Богов, исшедших из земли" -
"Кого ты увидела прежде? " -
"Кто-то в шелковой одежде,
В покрове белом... " - "Но внемли

И отвечай. - Саул ей снова: -
Лицо ты видишь сквозь покрова? "
Старуха: "Вижу: он седой,
В кидаре, с длинной бородой... "
И царь Саул не молвил слова

И в прах главу свою склонил...
Тогда Саулу Самуил
Вещал: "Зачем ты потревожил
Мой дух и дерзостно умножил
Грехи пред господом всех сил? "

Саул: "Вот... ополчившись к бою,
Спросил я господа с мольбою:
Предаст ли в руки мне врагов?
Но не ответил Саваоф... " -
"Зане прогневан я тобою!

Зане на смерть обречены -
И ты и все твои сыны! "
Пророк усопший возглашает:
"Тобой Израиль погибает
И ввержен в ужасы войны.

Не ты ль добра личиной лживой
Прикрыл свой дух властолюбивый
И угнетенья семена
В Израиль высеял сполна?
Любуся ж, пахарь, спело нивой

И жни на ней позор и страх...
То царство распадется в прах,
В пучине зол и бед потонет,
Где царь пророков вещих гонит
И тщится мысль сковать в цепях! "

И поднял он покров над ликом...
Саул восстал с безумным криком...
А утром бой был... а потом
Саул пронзил себя мечом. -
В урок неистовым владыкам.

Тема сегодняшней беседы - это царь Саул. История царя для каждого человека даёт ответ на важный вопрос. История Саула - это история о том, что, почему так бывает, что Бог призывает человека, Бог даёт человеку благодать, а человек, всё таки, гибнет. Известно, что Бог избрал Саула, Он дал ему благодать и как же так получилось, что Саул заканчивает свою жизнь в полном Богоотступничестве, наложив на себя руки. Как так? Бог ошибся, Он что-то не рассчитал в Сауле?

Об испытании царствованием

История царя Саула... Обычно люди думают, что она не интересна и не поучительна; человек прожил бесславную жизнь, да и, в конце концов, не он же стал подлинным царем Израиля, - так, политический дефект.

На самом деле история царя Саула дает ответ на чрезвычайно важный для каждого человека вопрос: почему так бывает - Бог призывает человека, дает ему благодать, а человек все-таки гибнет.

Всем известно, что Бог избрал Саула, Он действительно дал ему благодать, Саул получил помазание Святого Духа и стал не просто святым - он стал иным, чем все другие. Это изменение произошло с ним, когда на него возлили масло. Когда он возвращался к своему отцу, то встретил группу пророков и неожиданно сам стал пророчествовать, славить Бога, как славят Его пророки. То есть на Саула сошел какой-то особенный дух, и это явление духа было очевидно для всех, даже поговорка появилась на этот счет в израильском народе.

Неужели Саул пророк, неужели такой, совершенно не духовный (нормальный) с точки зрения мира сего, человек смог пророчествовать? Значит, действительно с ним что-то произошло. Но как получилось, что этот же Саул вдруг заканчивает полным богоотступничеством, которое свидетельствуется его самоубийством? Он не просто умер, забытый Богом, - он оставлен Богом настолько очевидно, что кончает жизнь самоубийством. Как так получилось?

Бог не знал, что произойдет с Саулом? Ведь это очень важный вопрос. И очень важно услышать правильный ответ, объясняющий, почему и ныне происходит то же самое. Ответ, помогающий понять, что такое свобода человека.

Мы думаем, что если человек получил благодать, то все - он спасен, ничего с ним плохого никогда не случится. На самом деле это не так. В истории Церкви, в житиях святых отцов, мы знаем, сплошь и рядом встречаются такие эпизоды, когда, например, человек, отмеченный даром чудотворения, прозорливости, пророчества, вдруг падал во глубину зол.

Все дело не в том, что Бог дает нам, - благодать Его изливается на всех; важно, как воспринимает эту благодать человек, что он делает с данной ему благодатью. Важно понять, что благодать Божия не уничтожает свободу человека, не делает его раз и навсегда спасенным, она только призывает его к спасению, дает силы совершать спасение.

История Саула показывает, что благодать Божия не гарантирует спасения человека - для этого требуется его участие, его вера. Почему человек лишается благодати? На примере Саула это очевидно. В житиях святых, в писаниях святых отцов мы встречаем явление богооставленности, то есть потери благодати. Мы знаем, что благодать Крещения неотъемлема, но благодать Святого Духа можно потерять - именно поэтому преподобный Серафим Саровский говорит о стяжании благодати: можно благодать Божию приобрести, совершая добрые дела, а за слово осуждения, за гордыню, за нецеломудренные помыслы можно благодати лишиться, потом снова вернуть и снова лишиться. Можно лишиться так, что никогда уже не восстать. А можно, потеряв благодать, обрести ее через многие и многие годы.

Подвести итог можно словами Христа, Который не раз и не два в Евангелии повторяет: «Много званых, но мало избранных» - человек был призван, но чтобы это призвание стало избранием, ему необходимо откликнуться на зов своей воли, своей веры какими-то поступками; только тогда это призвание становится избранием - избранничество предполагает, что на призвание человек ответил своим свободным решением, своей верой. На языке богословия все это называется (по-славянски) соработничеством, сотрудничеством Божественной благодати и человеческой свободы, на греческом это называется «синергия»: человек и Бог вместе трудятся, одно без другого невозможно.

Полученная благодать Божия требует от человека ответных действий, причем спрашивает с него гораздо больше, чем с человека, который отмечен малой благодатью Божией или не отмечен ею вовсе. Нет людей, которые не отмечены вовсе благодатью Божией: свет Христов просвещает всех, просто мера этой благодати разная для всех.

Бог зовет каждого, Он приглашает и призывает всех, как говорит Христос в Евангелии Никодиму: «Когда вознесен буду, привлеку всех к Себе». А как человек на эту малую степень благодати откликнется, зависит только от него.

Никто не мог бы сказать, что он никогда в своей жизни не встречался с благодатью Божией. Но одни этого не заметили, будучи ослеплены чем-то другим, а другие не захотели заметить, откликнуться на этот призыв, хотя и знали, что это Бог являет им Свое присутствие. А есть люди, которые вроде и откликнулись, вроде и пошли, но, увидев, чего это от них требует, отказались от своего призвания, и благодать Божия в них иссякла.

Можно сказать так: избранничество, в христианском смысле слова, - это соответствие своему званию, когда человек приходит в соответствие с тем, к чему он призван.

Поговорим о судьбе Саула. Саул (из колена Вениаминова) потерял ослиц, идет их искать по всему Израилю. Этот поиск приводит его в город, где в то время находился пророк Самуил. Является Самуил Саулу и говорит, что тот должен быть царем, беседует с ним, наставляет его, помазывает освященным маслом.

Вроде бы Саул получает благодать Святого Духа и возвращается домой, причем сердце его действительно трепещет, горит, ведь он получил благодать, которой не искал, не ждал. Он возвращается к своему отцу и ничего ему не говорит, что он помазан в цари над Израилем и о благодати, которую получил.

Спустя некоторое время собирается весь израильский народ, чтобы выбрать царя; бросают жребий, и он падает на Саула. Увидев в его прекрасных физических данных особое преимущество, народ радостно скрепляет своим согласием избранничество Бога. Между прочим, этот механизм потом будет использован Церковью: избирает Бог, избирает Дух Святой человека в цари или в священники Себе, но это избранничество Божие должно иметь свидетельство и от народа. Так свершалось избрание епископов, например, в Древней Церкви - избирала благодать Божия, и народ на это должен был одобрительно ответить. Если народ избранника не принимал, считалось, что полноты Божественной воли на этом человеке явно нет. Апостол Павел про избрание епископа говорит, что каждый епископ или священник должен иметь доброе свидетельство от внешних - это тоже свидетельство благодати Божией, почивающей на этом человеке.

Конечно, не все были довольны избранием Саула. Судьи говорили, что он не знатного рода, к тому же из колена Вениаминова, наименьшего в Израиле, где всегда претендовали на первые роли представители колена Ефремова и колена Манассиина, как самых многочисленных, и они, разумеется, ушли недовольные.

И тут же устраивается Промыслом Божиим так: один из израильских городов, Иавис был осажден племенем аммонитян. Осада была очень жестокая, очень долгая, аммонитяне предложили городу сдаться, но только при условии, что каждый житель этого города будет ослеплен на один глаз; если жители не сдадутся, будут убиты все. И тогда жители города посылают послов за помощью. И послы из ИависаГалаадского являются как раз когда происходит избрание Саула. Саул, слыша это, сразу воспламеняется духом во что бы то ни стало отстоять город, бросает клич; по всему Израилю, сходятся воины, он сам возглавляет их, совершает дерзкий бросок и освобождает ИависГалаадский.

Израильтяне решили, что человек, сумевший такое сделать, конечно, отмечен благодатью Божией и сможет (что для евреев всегда было важно) прославить их царство, добиться, чтобы перед их народом все остальные трепетали, чтобы жители Израиля процветали и богатство их увеличивалось за счет таких сокрушений соседей. И все приняли Саула, согласились с тем, что он особый царь. Нашлись, правда, те, кто стал предлагать Саулу убить бывших против его избрания, но он никого наказывать не стал. Фактически с этого момента Саул становится полноправным царем над Израилем.

Очень важно, что когда Саул бросил клич пойти спасать ИависГалаадский, весь народ предстал как один. Он смог собрать под свое предводительство весь народ, это никому никогда не удавалось, и поэтому все поняли, что с помощью его руки Бог может прославить Израиль пред лицом всех окружающих народов.

Что происходит дальше? Бог почтил Саула и духовной благодатью, явленной в молитве, в пророчестве, и благодатью, явленной в политическом могуществе, военных успехах, в послушании народа. Как сказано в псалме: «Избавитель мой, щит мой, - и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой», - если люди слушаются меня, то это от Бога. Дальше Саул мог сделать очень много; предполагалось, что он мог вполне сделать то, что впоследствии сделал Давид, то есть сокрушить мощь всех своих соседей и привести Израиль к мирному пребыванию, процветанию.

Но в том и состоит призвание, совершаемое Богом, что каждый раз человек проводится через искушения: а действительно ли ты готов Богу доверять, готов ли за Богом идти до конца, настолько довериться Богу, что претерпишь ради этого доверия все? Благодать Божия всегда проводит человека через определенные искушения, как сказано о том в учительных книгах: «Если хочешь приступить работать Богу, приготовь душу свою к искушению». К этому Саул готов не был.

Начинается война с филистимлянами, и должен явиться пророк Самуил, чтобы принести жертвоприношение, призвать благословение Божие на ратные подвиги и благословить Саула на эту войну. Собрались. Саул ждет, а Самуила нет. Ждет день, два, три, неделю… Войска начинают разбегаться - они пришли сюда воевать, а он ждет какого-то пророка: обыкновенные люди этого не понимают - они же воевать пришли. А он, пока имеющий благодать Божию, понимает, что должен дождаться Самуила: так хочет Бог. И вот он проводится через искушение: что он будет чтить больше - мнение народа или доверие Богу, будет ли ждать, когда Бог благословит его.

Этого искушения вера его не выдерживает, и он, чтобы не допустить разбегания народа, сам совершает жертвоприношение. И только он закончил совершать жертвоприношение, как является Самуил и говорит: «Что ты сделал? Ты меня не дождался». Смысл не в том, что Самуил своим присутствием, какими-то особыми ритуалами способен сделать то, чего Саул сделать не может. Саул показал, что он на самом деле не верит до конца Богу. Он знал как человек, облеченный благодатью Божией, как человек, беседовавший с Самуилом, не мог не знать, что не числом одерживаются победы в войнах. Он знал это из истории собственного народа, когда евреи ходили еще по пустыне, он знал, как погибло египетское войско с колесницами, хотя у евреев тогда не было вообще никакого войска, - Бог сражался. Он знал про Гедеона, который специально умалил свое войско до 300 человек, чтобы с их помощью достичь победы, чтобы победа была приписана не мужеству и силе воинов, а именно Богу, дарующему победу. Саул это знал.

Совсем немного времени пройдет, и его сын Ионафан, который значительно глубже поверит, чем его отец, с помощью всего лишь оруженосца сможет благодаря своей решимости и ревности начать обращать вспять целое войско филистимлян. Их было всего двое с оруженосцем, - но с ними был Бог. Саул должен был это знать (и наверняка знал), но его сердце, разум, ум, дух не выдержали искушения, и видимое пересилило невидимое. Осознание своего постепенного ослабления перевесило веру в силу Божию, в Его могущество и Промысел, благодатью которого все и свершается в этом мире.

Когда израильский народ осел в Ханаане, Богом ему были дарованы большие свободы, и еврейский народ стал устраивать свою жизнь самостоятельно. Но, без опытного и мудрого руководителя, они как дети попадали из беды в беду. В таких случаях вмешивался Бог и через «судей», то есть вождей израильского народа помогал ему выпутываться из сложных ситуаций. Но, народ захотел выбирать себе судьбу самостоятельно, а еще основать свое собственное новое государство.

Израильтяне пришли к решению, что им нужна твердая рука, стабильность. У Господа Бога они потребовали, чтобы он поставил над ними руководителя – царя Израиля . Богу такое требование не понравилось, ведь до этого момента только он назывался Царем Израилевым – того народа, которого он спас из Египетской неволи и вывел из пустыни. Ведь именно Господь сделал из огромной толпы рабов – израильский народ. Но, хоть заявление народа Израиля ему и не понравилось, он все, же позволил «своему» народу поступать так, как люди сочтут нужным. Однако через Самуила, судью, который был вождем в то время еврейского народа, Бог предупредил, что новый Царь будет царствовать над народом, сделает сам народ и его сыновей и дочерей рабами. И сколько бы ни стонал потом еврейских народ от царя своего – Господь не будет отвечать.

Такое заявление Господа не смутило израильтян. Надо сказать, что в древние времена монархия не воспринималась как просто форма государственного устройства. Царская власть, не ограниченная практически ни чем, требовала какого-то оправдания. А проще всего – оправдать тем, что ее установил Бог. Царь же является как бы посредником между Богом и людьми. И именно царь представляет перед Господом Богом свой народ. А потому Бог самолично избирает царя, и спрашивает с него очень строго! По своей сути царь на земле – это наместник Бога, истинного народного Царя.

Первым царем Израиля стал молодой красавец по имени Саул, что в переводе с древнееврейского означает – «выпрошенный».

Как произошло назначение первого царя Израиля? Саул отправился искать пропавших ослиц. В процессе поиска он обратился к Самуилу, и именно тот узнал в Сауле избранника Господа. В те далекие времена, простые люди, для решения важных жизненных задач, спрашивали совета у пророков или священников. Саул нашел у Самуила не совет как найти ослиц, он нашел царское достоинство. Самуил устроил Саулу очень торжественную трапезу, оставил в своем доме переночевать, а утром, вывел Сеула за город и излил ему на голову оливковое масло. Эта процедура помазания означала посвящение в царское достоинство.

Так написано об этом в Библии. Но, здесь, же говориться и о том, что Господь Бог всегда оставляет самую высшую власть за Собой. А на земле назначает просто земного царя, который является Наместником Бога и которого можно при возникшей необходимости отстранить от царствования, что впрочем, и произошло в дальнейшем с Саулом.

Итак, Саул стал первым царем Израиля. Он вел успешные войны с соседними народами, вел свой народ от одной победы к другой. Но, другая сторона царской власти проявилась очень скоро. Земной Царь стал отвергать приказания Верховного Царя и поступал по своему усмотрению. А за то, что Саул отверг слово Бога, Господь отверг и его. Пророк Самуил сказал Саулу, что тот не будет царем. Первый царь Израиля – Саул долго еще правил израильским народом. Но, после него не его сын должен был взойти на царский престол. А сам Саул был полностью лишен покровительства Господа Бога. В Библии написано, что после того, как Саула покинул Бог своим покровительством, то «Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух». А чтобы властелин Израиля успокоился, его придворными был найден очень искусный музыкант. Звали того музыканта – Давид. Давид стал любимцем властелина, он был его оруженосцем и придворным музыкантом. Саул догадывался, что он отвергнут Господом, но то, что Давид его преемник – не имел даже малейшего представления.

А история правления первого царя Израиля продолжилась далее. Снова израильский народ отправился на войну с другими народами. На этот раз это были филистимляне. В древности, перед сражением существовал обычай: предлагался поединок между двух богатырей с одной и другой стороны. Филистимляне выставили на бой своего огромного и непобедимого доселе бойца – Голиафа. Голиаф был огромен, его рост составлял три метра, а его доспехи и оружие не имели равных себе во всем войске.

Как правило, на брошенный врагами вызов ответить должен был царь противодействующей стороны, то есть на бой должен был выйти Саул. Ведь изначально израильский народ и просил царя у Господа для того, чтобы тот возглавлял израильтян, в том числе и на войне. Но царь, от которого ушел Дух Господень от того, что Саул оказался недостойным призвания перед Господом, Саул также не смог выполнять и взятых обязательств перед своим народом. Идти на бой вызвался молодой оруженосец первого царя Израиля – Давид. На бой Давид вышел с обыкновенной пастушьей пращей. И на поединке сразу же поразил своего грозного соперника метким выстрелом. Голиаф не успел даже приблизиться к Давиду, как был сражен.

Вот с тех пор имя Голиафа стал нарицательным, и стало символизировать неповоротливого, могучего великана, победа над которым досталась гибкому и легковооруженному сопернику. Возможно дело не только в гибкости и ловкости Давида или его боевых отличных качествах, возможно дело в том, что перед боем Давид сказал Голиафу, что он идет на него с мечом и копьем, а он идет против него «во имя Господа». Так пастух, который прежде был защитником своего стада, стал орудием Господа, который защитил СВОЕ стадо – израильский народ.

Как и положено, после победного поединка первому царю Израиля Саулу нужно было наградить своего любимого оруженосца. И Саул выдал за Давида свою дочь – Мелхолу.

Но, отныне Саул понял и то, что с момента победы в поединке Давид стал его соперником. Ведь израильский народ, празднуя победу Давида над Голиафом, распевал песни о том, что Саул победитель тысяч врагов, тогда как Давид – победитель десятков тысяч. Довольно часто первый царь Израиля хотел даже сам убить Давида, однако от этого шага его сдерживали собственные дети. Первый раз Давида предупредила его жена, дочь Саула – Мелхола, второй раз – лучший друг – Ионафан, сын правящего царя. Еще не раз Саул разговаривал с Давидом. Он ловил Давида по горам и пустыням Израиля со своим войском, пытаясь убить своего соперника. Несколько раз Саул раскаивался и просил у Давида прощения, но это было ненадолго. Но, злоба и зависть, полностью овладевшие первым царем Израиля не давали ему покоя и вскоре войска Саула снова гонялись за Давидом по пустыням и горам Израиля .

Через некоторое время первый царь Израиля снова отправляется на войну. Он знал, что его положение очень шаткое и требовался дельный совет от мудрого человека. Но посоветовать ему никто ничего не мог. Раньше советы давал пророк Самуил, но к тому времени его уже не было в живых. И Саул решил воспользоваться помощью волшебницы, которая бы помогла вызвать Самуила из могилы. Но, надо сказать, что израильскому народу было строго-настрого запрещено пользоваться услугами всяческого рода гадалок, ворожек, заниматься оккультной практикой и колдовством. Хранить верность своему Богу и пользоваться только его милостью и помощью, вот что должен делать истинный израильтянин.

Переодевшись в платье простого человека Саул, обратился к гадалке. Он попросил ее вызвать дух пророка Самуила. Этим поступком первый царь Израиля совсем потерял свое царское достоинство. Колдунья дала согласие вызвать дух Самуила. Дух Самуила ответил, что зачем же спрашивать совета у него, если сам Господь Бог отступил от царя и сделался врагом? И власть Саула будет отобрана и царство будет отдано Давиду. Так и произошло. В бою с филистимлянами погиб и сам первый царь Израиля, и его сыновья. А на царский престол взошел Давид, который стал основателем вечной династии израильских царей.

Первая Книга Царств гласит, что родным городом Саула из колена Вениаминова была Гива, которую он сделал своей столицей. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида. Впоследствии Давид находился при царе, женился на его дочери и разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе. Затем Саул попытался его убить, и Давид скрылся. Будучи серьёзно ранен и проигрывая битву с филистимлянами при горе Гелвуе, Саул покончил жизнь самоубийством. В поздней литературе фигурирует как обладатель мятущейся, беспокойной души, одержимой меланхолией и приступами гнева, которую можно успокоить прекрасной музыкой.

Биография согласно Первой книге Царств

Единственным источником, из которого известна история Саула, является Ветхий Завет (Танах), по преимуществу 1-я и 2-я Книги Царств; а также различные зависимые от него более поздние тексты. Других источников, обычно помогающих восстановить факты правления монархов (например, монеты, тексты указов, сообщения хроник соседних государств) не сохранилось. Таким образом, вся имеющаяся информация, и без того легендарная, неизбежно прошла через фильтры оценки иудейских составителей канонического текста, а также авторов, стремившихся скорее описать возвышение его соперника и преемника Давида.

Внешность и характер

Происхождение

Саул был родом из Гивы (совр. Толь-эль-фул), приходился единственным сыном знатному человеку по имени Кис (Киш) из колена Вениаминова, племени Матриева (Маттри). Имя его матери неизвестно. Авенир (Авнер бен Нер), его двоюродный брат (и по указаниям мидраша сын Аэндорской волшебницы), в дальнейшем стал его военачальником. Кис, отец Саулов, и Нир, отец Авенира, были сыновьями Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина. Будучи венеамитом, Саул принадлежал к самому воинственному племени израильтян, но при этом самому «младшему» и малочисленному из его колен.

Избрание Саула

Нарисованная им мрачная картина не испугала народ, который все также хотел, чтобы его возглавил военный лидер:

Царствование Саула

Второй военной операцией Саула, вслед за победой над аммонитянами, стало освобождение его родного города Гивы от стоявшего там филистимского гарнизона, что было осуществлено его сыном Ионафаном. Первое время по месту пребывания Саула своим центром управления он сделал город Михмас, откуда начал предпринимать военные походы для окончательного освобождения страны. После потери Гивы филистимляне послали 30 000 колесниц и 6 000 конницы, но и это войско было разбито евреями (при Галгале).

Следующей военной операцией Саула стала война с амаликитянами, причём пророк Самуил перед выступлением приказал истребить их полностью в отмщение за то нападение, которое они сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря ещё при Моисее. Он разбил их при Кармиле. Затем состоялась очередная битва с филистимлянами, примечательная тем, что перед ней в единоборстве Давид убил Голиафа. Наконец, в следующей битве с ними же Саул погибнет.

Царство Саула включало уделы Иуды и Ефрема (Эфраима), Галилею и области в Заиорданье. Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копьё (поздние легенды свяжут его со знаменитым Копьём Судьбы), а также, возможно, венец и браслет. Всего Саул правил примерно 20 лет, вероятно, 19; точное время его правления не указывается, см. раздел ниже.

Саул и Самуил

Хотя после этого царь правил ещё несколько лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени «упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы»; им овладел злой дух (иногда это толкуют даже как некую душевную болезнь), и царские почести больше его не утешали.

Саул и Давид

Как повествует о дальнейших событиях Библия, Самуил печалился о Сауле и о том, что ошибся, выбрав его в цари. Бог, который выступает в Библии полноправным собеседником прочих действующих лиц, также был согласен с Самуилом в этом вопросе:

Душа изнывает моя и тоскует, -
О, пой же мне, отрок мой, песню твою:
Пусть звуки её мою скорбь уврачуют, -
Я так твои песни святые люблю!

Гнетут меня злобного духа объятья,
Опять овладело уныние мной,
И страшные вновь изрыгают проклятья
Уста мои вместо молитвы святой.

Томлюся я, гневом пылая, и стражду;
Недугом палимая мучится плоть,
И злоба в душе моей... Крови я жажду,
И тщетны усилия зло побороть.

Не раз, жалом немощи той уязвлённый,
Тебя мог убить я в безумном бреду.
О, пой же! Быть может, тобой исцелённый,
Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

К.Р. (Константин Романов)

Юный Давид, тайно помазанный на царство, был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицем», ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился пением и хорошей игрой на гуслях (арфе). На Саула же со времен ссоры с Самуилом стали часто нападать тоска и уныние, он сделался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, и «злой дух» отступал от него.

До самой гибели царя Давид продолжал скрываться. Саул отдал его жену, свою дочь, другому и продолжал его преследовать, впрочем, безуспешно. При этом Давид не раз демонстрировал свою добрую волю и нежелание поднимать руку на тестя, например, однажды застав Саула в пещере, (куда тот зашёл справить нужду - отсюда устарелое переносное выражение «уйти по надобности царя Саула») он незаметно отрезал у него край плаща, который потом показал Саулу со словами, что вполне мог убить его, но этого не сделал. Также он пощадил царя, однажды прокравшись в лагерь и увидев его спящим у костра без охраны.

Смерть Саула

На фоне постоянных преследований скрывавшегося Давида и смерти пророка Самуила царь продолжал вести войны с филистимлянами. Когда вражеские силы собрались в Изреельской долине, он выступил против них и разбил стан у подножия горы Гелвуй (Гильбоа), по-видимому, возле Эйн-Харода.

Потомство

Саул - единственный царь объединённого еврейского царства, который не был многоженцем (в отличие от Давида и Соломона). Список сыновей Саула приведён в 1-й книге Царств (14:49) и 1-й книге Паралипоменон (8:33; 9:39).

  1. Ахиноамь, дочь Ахимааца - жена Саула. Их дети:
    1. Ионафан (Йонатан). Его сын:
      1. Мемфивосфей (Мериббаал; Мерив) - единственный выживший потомок Саула, во время его гибели был 5-летним. Был хром на обе ноги, поэтому не мог быть активной фигурой-соперником в царствование Давида.
        1. Имел сына по имени Миха, который оставил потомство, видной роли в истории Израиля не сыгравшее.
    2. Аминадав
    3. Мелхисуа (Малки-Шуа) - трое сыновей погибли вместе с отцом
    4. Иевосфей (Ешбаал) - четвёртый сын, стал следующим царём Израиля, правил два года, убит собственным военачальником, перебегавшим к Давиду.
    5. Иессуи - подробностей о нём Священное Писание не сообщает.
    6. Мерова (Мераб) - выдана замуж за Адриэла, сына Верзеллия из Мехолы, имела 5 сыновей, все убиты
    7. Мелхола (Михаль) - выдана замуж за Давида, после его бегства отдана Фалтию, сыну Лаиша из Галлима, после смерти Саула возвращена мужу. Бездетна, после взятия Иерусалима отослана им прочь
  2. Рицпа, дочь Айя - наложница Саула. Их сыновья:
    1. Армон
    2. Мемфивосфей - оба убиты вместе с пятью сыновьями Меровы

Саул в прочих книгах Библии

Вторая книга Царств

Давид, ставший после смерти Саула царём Иудеи, а затем и всего Израиля, неоднократно подчёркивал своё уважение к своему предшественнику и его домочадцам:

Псалтирь

Хотя история противостояния Давида и Саула сюжетно угадывается в тексте Псалтири (авторство большинства псалмов которой связывается с Давидом), имя Саула собственно в тексте псалмов ни разу не упоминается, хотя фигурирует в названиях ряда псалмов, как считается, озаглавленных позднее создания собственно лирических текстов.

Помимо уже указанного псалма 17 с различными обстоятельствами конфликта Саула и Давида связываются следующие псалмы:

  • Псалом 51 - «учение Давида, после того, как приходил Доик Идумеянин и донёс Саулу и сказал ему, что Давид пришёл в дом Ахимелеха».
  • Псалом 53 - «учение Давида, когда пришли Зифеи и сказали Саулу: „не у нас ли скрывается Давид?“» и тематически продолжающий его псалом 54
  • Псалом 57 - хоть и не содержит соответствующего надписания, но своим содержанием восходит к преследованиям Саулом Давида
  • Псалом 58 - «писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его».

Осия

Другие тексты

Поздний мидраш рассказывает, что когда мужчины из колена Венеамина отправились похищать девушек из Шило (поскольку в их племени не хватало невест) (Шофтим 21:29-23), Саул оказался слишком робок, чтобы схватить одну из плясавших в виноградниках девушек, и она сама побежала за ним. С этим эпизодом связывается упрёк, который Саул бросит Ионафану - «сын дерзкой женщины». Еврейские мудрецы, комментируя этот эпизод, пишут, что молодой Саул отличался при своей храбрости крайней застенчивостью.

Еврейский историк I в. н. э. Иосиф Флавий в VI книге «Иудейских древностей», пересказывая библейский сюжет, делает ряд дополнений и расширений текста. Так, он обращает внимание, что начиная с Саула «страна евреев окончательно приняла монархическое устройство». Также Иосиф Флавий регулярно приводит ещё более крупные, нежели в Библии, данные о численности войск, указывая, что филистимляне выступили против иудеев с войском в 300 тыс. пехоты, 30 тыс. колесниц и 6 тыс. конницы, и в битве, когда отличился Ионафан, были убиты 60 тыс. врагов; а в походе на амалекитян Саул собрал 430 тыс. бойцов (включая 30 тыс. от колена Иуды); родня Ахимелеха состояла из 305 человек (вместо 85 в Библии). Он добавляет, что не все евреи поначалу восприняли Саула после его избрания всерьёз: некоторые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров, однако после победы над амманитянами он завоевал всеобщее уважение. Приводя рассказ об Аэндорской волшебнице, Иосиф восхваляет храбрость Саула, готового выступить в битву, зная её неудачный для себя исход.

В Талмуде написано, что в Библию вошла лишь небольшая часть разговора между призраком Самуила, вызванным Аэндорской волшебницей, и царём Саулом, который также спросил пророка: «Спасусь ли я, если обращусь в бегство?». Самуил ответил: «Да, если убежишь с поля боя, то будешь в безопасности. Но если ты согласишься с приговором Господа, то завтра окажешься в раю рядом со мной». Таким образом, сборы царя на заведомо проигрышную битву оказываются героическим подвигом. Мидраш Левиткус Рабба восхваляет его за это:

Возраст и годы правления Саула

Правление Саула в летописи истории еврейского народа является уникальным с той точки зрения, что он - единственный царь, о котором авторы Библии не знают времени царствования (они приводят даты даже для узурпаторов, завладевших троном на несколько дней). Это особенно удивительно в случае первого царя страны и основателя государства.

Современные исследователи приводят следующие даты: 1067-1055 гг. (то есть 12 лет); ок. 1029-1005 гг. до н. э. (то есть 24 года)

Иудейские учёные, основываясь на библейском тексте и комментариях Раши пытаются вычислять возраст Саула таким образом:

  • Саул родился на 12-м году правления Самсона (2823 год от сотворения мира)
  • Саулу было 8 лет, когда Илий стал судьёй (2831 год), таким образом Саул на 9 лет старше Самуила.
  • Саулу было 31 год, когда родился Давид (2854 год).
  • Саулу было 48 лет, а Давиду 17, когда Самуил стал судьёй (2871 год).
  • Саулу было 59 лет, а Давиду было 28 лет, когда Саул стал царём (2882 год).
  • Самуил умер в возрасте 52 лет, за 4 месяца до смерти Саула (2884 год).

Таким образом, вопреки библейскому тексту, выходит, что Саул был царём 3 года, что соответствует библейской фразе о том, что Самуила попросили назначить царя «когда он состарился». То есть Самуил вряд ли смог бы прожить ещё 40 лет правления Саула, а умер он в один год с царем. Существуют и другие варианты исчисления.

В Коране

Саул, в исламе фигурирующий под именем Талут, упоминается в суре 2-й «Аль-Бакара» (Корова; 2:247-251), во фрагменте, повествующем о том, как Аллах наделяет правителей властью:

Исторический анализ

Анализ текста

По одному мнению, повествование о Сауле считается одним из самых ранних библейских текстов. Её автор не совпадает с автором ни книги Иисуса Навина, ни книг Царей (3-4 кн. Царств). Первоначальный вариант книги Самуила мог быть создан во второй половине правления царя Давида, его преемника (Х век до н. э.). Автором её стал неизвестный редактор (иногда предполагается, что им был священник Эвйатар или кто-то из его круга), который собрал разные рассказы об исторических и легендарных событиях и составил из них книгу, включая порой разные версии рассказа об одном и том же событии (например, убийство филистимлянского великана неким еврейским отроком описано четырежды). В соединении версий видят либо механическую компиляцию, либо стремление предоставить аудитории все имеющиеся данные (что сравнивают с методом Геродота).

Согласно концепции Г. Гельшера, принятой Й. Вейнбергом и И. Р. Тантлевским, дошедшее до нас собрание «Ранние пророки» (от книги Йехошуи/Иисуса Навина до 2 книги Царей/4 Царств) - «отдельное, единое и цельное сочинение», созданное на основе более ранних источников либо в конце VII, либо в середине VI века до н. э.. Его автора Вейнберг называет Девтерономистом на том основании, что характер текста близок к повествовательному пласту Второзакония (по Гельшеру, рассказ о Сауле является продолжением пласта Яхвиста в Пятикнижии).

Предполагается, что библейский рассказ о помазании Саула является компиляцией нескольких различных версий:

  1. Царь сам принёс жертвы, не дождавшись прихода пророка, и Самуил, по-видимому, увидел в этом покушение на прерогативы священников.
  2. Царь не выполнил приказ Самуила истребить полностью племя амалекитян.

Некоторые исследователи считают, что это также два варианта одной причины ссоры, причём первый, с жертвоприношением, считается более поздним добавлением, поскольку он не связан с предыдущими событиями.

Также в тексте приводятся два различных объяснения возникновения поговорки «неужто и Саул среди пророков»:

  1. Возвращение Саула от Самуила после его помазания
  2. Погоня Самуила за Давидом

Мотив обращения к духам умерших, фигурирующий в эпизоде с Аэндорской волшебницей - довольно распространённый в фольклоре разных народов (так, в древнегреческом мифе Орфей через оракула обращается к духу оплаканной им жены Эвридики). Тем не менее, для Библии подобный сюжет, связанный с потусторонними силами, является уникальным.

Рассказ о смерти Саула также представляет компиляцию двух вариантов:

  1. он совершил самоубийство, бросившись на свой меч.
  2. оказавшийся поблизости амаликитянин убил Саула по его просьбе.

Анализ правления

Главным достижением Саула было объединение ряда израильских групп от Галаада до Иудеи, создание первого политического единства, которое было настоятельно необходимо для постоянной военной угрозы (филистимляне - на западе, хараанеяне на севере, амаликетяне на юге), контролировавшей значительную часть Палестины. Саул пытался объединить под своей властью весь Израиль (поскольку евреи чётко знали, какая земля должна принадлежать им, согласно обещанию, данному Господом при Иисусе Навине). С целью защиты заиорданских племён Израиля он ведёт войну с царём Моава; выступает против арамейского царства Соба чтобы защитить северные израильские племена, и воюет с амалекитянами, чтобы укрепить влияние в Южной Палестине. Также он завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов и присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Единство нации, тем не менее, было ещё очень шатким, и все его царствование отмечено непрерывными войнами, шедшими с переменным успехом. Начало государственности, впрочем, было уже положено.

Политика Саула была по большей части направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, во время правления он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населённых израильтянами. Также не пытался заменить традиционное племенное руководство централизованным подчинённым царю административным аппаратом, оставаясь по сути военизированным главой ополчения с ядром из регулярного войска (которое впервые было создано именно при нём и насчитывало 3 тыс. воинов). Можно сделать вывод, что во времена его правления упорядоченная административная система ещё не сложилась. По всей видимости, основную долю зарождавшейся администрации составляли члены его семьи (сын Ионафан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии; Авенир, родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены его колена Вениаминова). Племенная организация ещё продолжала существовать - Саул считался не просто царём, а главой колен Израилевых. Традиционные для Древнего Востока монархические институты ещё не сформировались.

Советский историк В. И. Авдиев пишет: «царство Саула все ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании [это произведение в другом абзаце Авдиев, лауреат Сталинской премии, деликатно именует „героическим эпосом“] о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину у себя дома и держал военный совет под священным тамариском (синод. пер. - дубом). Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам».

Историк П.Джонсон отмечает, что Саул, как представитель колена Венеяминова, являлся южанином и, не обладая дипломатическим даром, не мог договориться с северянами, полноценной поддержкой которых он никогда не пользовался (тремя царями позднее объединённое израильское царство окончательно разъединится на Иудейское и Израильское). Важно, что правил Саул в родной Гиве, не основав столицы страны: «этот узел эмоций [Иерусалим] дал Израилю только Давид. Такова одна из причин того, что Саул не стал основателем государства, отцом династии».

Историки указывают, что организация Саулом регулярной армии и своего рода партизанская война, которую он развернул против филистимлян, подкосила их владычество над евреями, что позволило его преемнику Давиду окончательно победить их: «Неожиданные нападения Саула на войска филистимлянских захватчиков выбили их с территории племени».

Саул действительно был хорошим воином и тактиком. Любопытен пример из современной истории: майор Вивиан Гилберт в своих воспоминаниях о Первой мировой войне под названием «Роман о последнем крестовом походе» пишет: «командир отряда Алленби, находящейся в Палестине, однажды при свете свечи искал в Библии одно название. Его отряд получил приказ взять деревню, которая располагалась на скалистой возвышенности с дальней стороны глубокой долины. Деревня называлась Михмас, и это название показалось командиру чем-то знакомым». Он отыскал фрагмент в 13 главе 1-й Книги Царств, где рассказывалось о том, как Саул и Ионафан выбили филистимлян из этой деревни: «была острая скала с одной стороны, и острая скала с другой; имя одной Боцец, а имя другой Сене», они вскарабкались на неё и застали врагов врасплох. Английский офицер подумал, что этот проход в горах мог сохранится до сих пор, он послал разведчиков, те рапортовали о находке, командир изменил план нападения и решил не атаковать Михмас всем отрядом, а послал через ущелье под прикрытием темноты лишь одну роту. Солдаты бесшумно перебили турок и заняли возвышенность. «Итак, - заключает Гилберт, - спустя тысячи лет Британская армия успешно применила тактику Саула и Ионафана». Высоко оценивает тактику Саула и Моше Даян («Жить с Библией»), воевавший на тех же территориях.

Отношения с Самуилом

Анализируя библейский текст, учёные подытоживают, что выдвижение Саула на царство было вызвано неспособностью традиционного племенного руководства («судей») противостоять растущему военному давлению со стороны соседних народов, в первую очередь филистимлян.

Историк П.Джонсон указывает, что Самуил вначале был готов помазать Саула на царство в качестве харизматического лидера («нагида»), полив его голову елеем, но колебался, делать ли его «мелеком» - наследственным монархом (это подразумевало его право призыва на военную службу представителей племён).

В начале своего правления Саул оставался ставленником Самуила, по сути - предыдущего лидера народа (правившего лишь в другом формате). Джеймс Фрэзер пишет про Самуила, возможно, в чём-то выводя Саула слишком слабым:

Личность Саула

Согласно Вейнбергу, изображение Саула в библейском повествовании («физически прекрасного, мужественного и деятельного, жизнелюбивого и радушного в начале жизни, сумрачного и подозрительного, мнительного и апатичного в конце») подтверждает мнение о способности автора («девтерономического историка») очерчивать и развивать характер своих героев; само это описание предполагает индивидуального автора. По его характеристике, трехчастное построение повествования (возвышение - следование обязанностям - распад личности и падение) раскрывает трагедию несоответствия человека его назначению. Оценка личности Саула, поскольку делать её возможно лишь на основе единственного источника, неизбежно окрашивается через фильтры его отношений с Богом Израилевым.

В первую половину своего царствования Саул выступает как харизматический вождь, человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождём. Дух Божий (Руах Яхве) снисходит на него после помазания Самуилом (это проявляется, например, в его приступе пророчествования). Но затем «харизма, ниспосланная Яхве Саулу и сделавшая его вождём, теперь отделилась от него. Именно теперь и началась меланхолия Саула. Когда он открыто отрёкся от Бога, то есть нарушил его приказ, и Бог его отверг, в Сауле тотчас начались внутренние изменения: Руах Яхве трансформировался в злую одержимость; он обратился в злого демона» (Злой Дух Яхве/Элохима: Руах Яхве ра’а, Руах элохим ра’а):

Когда ритуал помазания перевернул душу Саула, в результате этого он приобрёл способность пророчества, которая сохранилась у него позднее, но пророком он не стал. Отвлекаясь от сакрального толкования событий, учёные пытаются оценить их и с психиатрической точки зрения: «вероятно, появление пророческого дара в результате помазания явилось началом патологического процесса, который, в конечном счёте, привёл нормального здорового юношу к утрате душевного равновесия». Уже Маймонид (XIII век) в своём комментарии к Мишне пишет о болезни Саула следующее: «Термин „злой дух“ используется для обозначения всех болезней, которые по-арабски называются меланхолией».

«Откуда это раздвоение личности, - спрашивает раввин Штейнзальц, - с одной стороны, храбрый, здравомыслящий предводитель, делавший все для блага народа, а с другой - человек, одолеваемый страхами и сомнениями и преследовавший своего верного соратника столь диким образом, что это может быть объяснено лишь состоянием, близким к умопомешательству? Был ли Шауль жалким созданием, мучимым неконтролируемыми приступами паранойи? (…) Прежде всего, Шауль был человеком, в котором чувства преобладали над разумом. (…) Импульсивная эмоциональность и недостаток способности адекватно мыслить, трезво оценивать свои действия характеризовали личность Шауля и определяли его поведение».

Но при всех своих недостатках, странностях и приступах Саул оставался человеком, которому были свойственны благородство и подлинная искренность, человеком, до конца сохранявшим прямодушие и простоту. Он был цельной натурой и не страдал сложными комплексами (в отличие от многих других невропатов).

Агада (Тосеф) прямо пишет: «За что удостоился Саул царского сана? За кроткий нрав свой». Когда пропали ослицы у его отца, он взял одного из слуг и отправился на поиски. Обойдя несколько округов, он сказал слуге «Пойдем назад, чтобы отец, оставив мысль об ослицах, не стал беспокоиться о нас». Агада пишет - «слугу он ставил на один уровень с собою. А чтобы уклонится от царской власти, для которой он указан был Самуилу Богом, он спрятался в обоз». Раби Иуда со слов Рава объяснял: "За что понес кару Саул? За то, что он не отстаивал достоинства своего. Как гласит Писание: «Негодные люди говорили: „Ему ли спасать нас?“. И презрели ему и не поднесли ему даров. Но он как бы не замечал того».



Copyright © 2024 Школа и образование.