И всю природу как туман. «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Еще стихотворения:

  1. Полуднем жарким ухожу я На отдых праздный в темный лес И там ложусь, и все гляжу я Между вершин на даль небес. И бесконечно тонут взоры В их отдаленье голубом;...
  2. Умер великий Пан. Она в густой траве запряталась ничком, Еще полна любви, уже полна стыдом. Ей слышен трубный звук: то император пленный Выносит варварам регалии Равенны; Ей слышен чей-то стон,-...
  3. Дышит воздухом, дышит первой травой, камышом, пока он колышется, всякой песенкой, пока она слышится, теплой женской ладонью над головой. Дышит, дышит — никак не надышится. Дышит матерью — она у...
  4. А снежинки тают, тают Очаги расставлены? Вон снежинки — та и та и та — уже расстаяли. Что снега сползают с веток, что грязюка — по-тюленьи, что и травка тут...
  5. Полдень… Меры нет простору! Высь и долы — круг огня… Весела дорога в гору, К золотой вершине дня! В юном сердце — в знойном небе — Тишь — сиянье —...
  6. Рим — полдень, Флоренция — вечер, Венеция — хмурый рассвет, И Генуя — ночь. А Сиена — Вся цвета подсохшего сена, И времени суток ей нет…...
  7. Травою жесткою, пахучей и седой Порос бесплодный скат извилистой долины. Белеет молочай. Пласты размытой глины Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой. По стенам шифера, источенным водой, Побеги каперсов; иссохший ствол...
  8. Понемногу вступает в права Ослепительно знойное лето. Раскаленная солнцем трава Испареньями влаги одета. Пожелтевший от зноя лопух Развернул розоватые латы И стоит, задыхаясь от мух, Под высокими окнами хаты. Есть...
  9. Хмурая застигла ночь, На пути — бурьян… Дышит холодом с реки, Каплет сквозь туман. Но как будто там — вдали, Из-под этих туч, За рекою — огонька Вздрагивает луч… И...
  10. В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное… Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет...
  11. Я в жаркий полдень разлюбил Природы сонной колыханье, И ветра знойное дыханье, И моря равнодушный пыл. Вступив на берег меловой, Рыбак бросает невод свой, Кирпичной, крепкою ладонью Пот отирает трудовой....
  12. Не смолкай, говори… В ласке речи твоей, В беззаветном весельи свиданья Принесла мне с собою ты свежесть полей И цветов благовонных лобзанья. Я внимаю тебе — и целебный обман Сердце...
Вы сейчас читаете стих Полдень, поэта Тютчев Федор Иванович Фёдор Иванович Тютчев – это русский поэт, который является достоянием всей русской культуры. Родился писатель в далеком 1803 году. Детство его прошло в Орловской губернии, в семье дворян. Федор был весьма спокойным и послушным ребенком. Этому способствовала домашняя атмосфера. Мальчик рос в замечательной семье, где родители любили друг друга, любили детей и всячески проявляли о них заботу.

Обучение поэта проходило в домашних условиях. Руководил данным курсом и навевал взгляды ребенку домашний учитель по имени Семён Егорович Раич. Он был поэтом-переводчиком, увлекающимся античной поэзией. За короткий промежуток времени он стал для Федора другом и товарищем. Именно качественное обучение под руководством Раича позволило раскрыть в Тютчеве творческую личность. Первое произведение Федора было написано в 12 лет.

Следует отметить, что Тютчев занимался не только написанием стихов, но и переводами. Особенно интересен для него был Гораций из Древнего Рима. По достижению 15-летнего возраста Федор поступил в университет в Москве, на факультет словесности.

По окончании университета Тютчева отправляют на работу за границу. Писатель более 20 лет служит на должности дипломата как в Германии, так и в Италии. Первое упоминание среди критиков того времени о стихах Тютчева датируется 1836 годом. Именно в это время произведения автора попали в руки А.С. Пушкина, который пришел в восторг от прочитанного и сразу же опубликовал стихи в журнале «Современник».

Тютчев очень долгое время не публиковал свои собственные сборники. Первый вышел в свет только в 1854 году. Здесь было большое количество произведений в стиле пейзажной лирики, которые имели сравнение с жизненным человеческим путем и открывали глубокий философский смысл. Именно с этого момента о Тютчеве заговорили многие культурные деятели того времени. К примеру, Н.А. Некрасов считал его лирику наиболее блестящей за все время существования русского письма.

Особенности создания стихотворения «Полдень»

Фёдор Иванович Тютчев за время своего жизненного пути создал большое количество произведений. Когда после его смерти родственники и друзья стали их собирать, находить, то в итоге их насчитали более 400 штук. Основные направления его шедевров – это пейзажная лирика, а также особенности любовных отношений. Тематики имеют глубокий философский смысл.

Весьма ярким и запоминающимся произведением считается стихотворение, получившее название «Полдень». Этот шедевр создан Федором Ивановичем Тютчевым в промежутке между 27-м и 30-м годами девятнадцатого столетия. Точная дата создания произведения неизвестна. Именно в этот период автор уже проживал за границей, поэтому произведение можно смело отнести к мюнхенскому периоду формирования его творчества. Следует отметить, что автор не особо любил публиковать свои творения. Стихотворение «Полдень» появилось в средствах массовой информации в 1836 году, после того, как в руки А.С. Пушкина попала тетрадь Тютчева с записями. Именно Александр Сергеевич сделал первый шаг в формировании дипломата как поэта.

Анализ произведения «Полдень»


Данное творение - природная лирика. В строках стихотворения воспевается вся красота, которая присутствует в дневное время. В произведении учитываются и античные взгляды на натуральную природу. Именно пейзажная лирика была одной из самых любимых у Тютчева. Стих «Полдень» максимально четко описывает картину, которую видит простой человек во время жаркого летнего дня, когда все окружающее пространство раскалено и натуральная природа утомлена жарой. Здесь присутствует сравнение природы и человека, которые в такой день отдыхают, находясь в определенной дремоте.

Произведение отличается своей оппозиционностью. Здесь описывается сонный пейзаж, который в полудневное время находится под действием дремоты. В основном речь в стихотворении «Полдень» идет об особенностях природного ландшафта и его состояния, но присутствуют и упоминания о Панах, древнегреческих божествах, присутствующих в долинах рек и озер. Именно таким образом автор старается передать состояние души натуральной природы.

Согласно мнению историков, многие древние греки полагали, что именно полудневное время считается священным. Именно в это время наступает спокойствие как в природе, так и в душе человека. Эта основа использована и Федором Ивановичем Тютчевым. В стихотворении автор описывает состояние покоя определенных объектов природы – рек, озер, неба, облаков, лесного массива. Такая информация преподносится читателю весьма лениво, будто в полудрёме. Здесь лениво тают облака, лениво дышит полуденное время, а также лениво катится река с бурлящими ручьями.

Следует отметить, что в произведении «Полдень» состояние спокойствия охватывает практически все окружающее лирического героя пространство. Это и природный ландшафт, и олицетворенная душа Пана, имитирующая душу натуры. Автором с легкостью преподносится информация, основанная на древнегреческих мифических верованиях в божества. Именно эти образы олицетворяют природы, подчеркивают единение и гармонию, присутствующие в окружающем мире.

Особенности структуры произведения «Полдень»

Федор Иванович Тютчев имел особенные пантеистические воззрения и постоянно их придерживался при создании изысканных и неповторимых стихотворений. Именно поэтому автор описывает натуральную природу как определенное одухотворенное существо, имеющее свою душу. Это указывает на тесную связь природы и человеческой жизни.

Чтобы максимально качественно передать состояние природы, Тютчевым использовались салические творческие подходы. В произведении присутствует множество олицетворений – это и дыхание полудневного времени, и ленивое катание реки. Используемая метафора про дышащий полдень позволяет внести в произведение определенные мотивы дыхания, которые свойственны каждому живому существу на планете.

Стихотворение «Полдень» относится к кротким произведениям, созданным автором Федором Ивановичем. Состоит оно из двух строф, в которых имеется по четверостишию. Создан шедевр с использованием стиля четырехстопного ямба. В строках присутствует двухсложная стопа, у которой имеется ударение на втором слоге. Следует отметить, что строки стихотворения «Полдень» имеют исключительную перекрестную рифмовку. Такой стиль был использован во многих произведения Тютчева.

Чтобы максимально отчетливо передать читателю знойность окружающей природы в данное время года, автор использует большое количество разнообразных выразительных средств:

Метафора. Главная из имеющихся – это дыхание полудневного времени.

Сравнение. Природа как туман, жаркая дремота объемлет.

Эпитет. Полдень имеет мглистый тип, твердь является пламенной и чистой, дремота весьма жаркая.

Инверсия. Река способна катиться, облака таять, а полдень дышать.

Анафора. Мглистый полдень лениво вздыхает, а река также лениво катится.

Главная особенность произведения Федора Ивановича Тютчева, которая позволяет придать стихотворению ёмкость – это исключительная и изысканная точность, а также выразительность применяемых в тексте эпитетов. Федор Иванович создавал произведение как художник, имеющий особенную остроту зрения, разглядывая в простых вещах исключительные нотки красоты. Такие качества автора позволяют ему создавать объемные описания натуральной природы с помощью использования особенно метких и весьма неожиданных для читателя эпитетов.

Наиболее ярким эпитетом в произведении является слово «лениво». Именно оно в сочетании с особенностями природы, способно создать максимально натуральную картину и наиболее четко передать читателю состояние окружающего мира под действием знойной жары. В стихотворении «Полдень» лениво дышит день, лениво летают облака, а также лениво течет бурлящая река. Следует отметить и эпитет «мглистый полдень». Он способен максимально точно передать картину воздушного пространства, которое окутано определенной дымкой и мглой.

Хотя в стихотворении описывается состояние природы под действием дремоты, в нём представлено множество действий. Оно переполнено большим количеством разнообразных глаголов. К примеру, дышать, дремать, таять, катиться. Классическое произведение «Полдень» - это яркий пример тютчевской мифологии, описываемой с помощью природных особенностей.

В своём небольшом произведении поэт смог показать полноценную картину русской природы, искусно добавив греческой мифологии. Зарисовка вышла ёмкая, точная, и несмотря на размер содержательная. В этом и есть талант мастера слова, великого русского поэта - Фёдора Ивановича Тютчева.


Подписаться на новые статьи

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева

Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Полдень» рисует читателю картину жаркого полдня, реки и неба, объятых дремотой. Природа, человек и даже боги будто отдыхают после утренней суеты.

История создания

Стихотворение было создано в конце 20-х годов 19 века. В 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник». Принято считать, что оно относится к мюнхенскому периоду творчества поэта, когда Ф. И. Тютчев находился под влиянием идей Шеллинга и Гейне.

Жанр, тема и идея

По жанру «Полдень» относится к пейзажной лирике. Тема этого стихотворения отразилась непосредственно в самом названии «Полдень» - изображение природы в полуденный час. Идея - передать ощущения лености и дремоты природы.

Основной мотив и образы стихотворения

Главный образ в этом произведении - природа, объятая дремотой. Всё застыло в покое: и река, и облака, и даже божество природы.

Композиция

«Полдень» состоит из двух четверостиший, или строф. В первом четверостишии автор рассказывает о лениво катящейся реке и чистом небе, во втором - о дремоте, которая похожа на туман, и о великом Пане.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Такой ритмический строй очень лёгок для читательского восприятия.

Художественные средства

Ф. И. Тютчев использовал различные средства для передачи идеи своего произведения:

  • анафору (единоначатие): первая, вторая и четвёртая строка первой строфы начинаются со слова «лениво»;
  • олицетворение: «дышит полдень»;
  • глаголы состояния: «дышит», «дремлет», «тают», «катится»;
  • эпитеты: «пламенной и чистой», «жаркая», «покойно», «лениво», «мглистый»;
  • сравнение: «как туман»;
  • аллитерацию: в первой и третьей строке первого четверостишия используются согласные звуки [л], [н], [м], [й] для придания плавности при прочтении;
  • синтаксический параллелизм: первая, вторая и четвёртая строка начальной строфы построены по единому принципу инверсии (обстоятельство, сказуемое, подлежащее): «Лениво дышит полдень … // Лениво катится река … // Лениво тают облака».

Умело используемые Ф. И. Тютчевым синтаксические и изобразительно-выразительные средства языка будто переносят читателя в душный летний полдень, когда всё объято тягучими, практически физически ощущаемыми ленью и дремотой.



Copyright © 2024 Школа и образование.