Что такое биосинтез. Что такое биосинтез в биологии? Значение слова биосинтез

Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов двадцатого века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Биосинтез - психотерапия, ориентированная на процесс. От клиента не требуется, чтобы он следовал модели здоровья терапевта, заменил свои паттерны на его. Терапевт мягко работает с дыханием, помогает ослабить мышечные напряжения с тем, чтобы наиболее точно воспринять и раскрыть внутренние тенденции движения и роста клиента, его возможности и особенности его пульсации. Терапевт в биосинтезе становится "партнером по танцу", который сопровождает и ведет клиента к новому опыту, иному ощущению заземления в собственном теле, восстановлению здоровой пульсации.

Подход опирается на опыт:

1) эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что, благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;

2) райхианской терапии ;

3) теории объектных отношений .

Впервые термин "биосинтез" использовал английский аналитик Фрэнсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни. Уже после смерти Ф. Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж.Пьерракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии. Все три направления: биоэнергетика, биодинамика и биосинтез - обладают общими корнями (райхианский анализ), однако имеют принципиальные различия.

Сам термин "биосинтез" означает "интеграция жизни". Речь идет об интеграции в первую очередь трех основных жизненных, или энергетических потоков, которые дифференцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья, что и нарушается у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

1) Эндодерма

Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).

2) Мезодерма

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим

зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма - органический субстрат той части "Я", которая является координатором движений.

3) Эктодерма

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический субстрат той части "Я", которая является интегратором ощущений. Что касается "СВЕРХ-Я", у него нет органического (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается. В результате либо "действие ‘отрезается’ от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от движения и чувств" (D.Boadella). В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусированы:

· между головой и позвоночником (между экто- и мезодермами), между мыслями и действиями - в задней части шеи. Это наиболее ранний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, в родах и в первые дни и недели жизни;

· между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями - в горле. Этот блок формируется, когда "оральные проблемы сдавливают горло";

· между позвоночником и внутренними органами (между мезо- и эндодермами), между чувствами и действиями, между действиями и дыханием - в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению.

От В. Райха биосинтез унаследовал точку зрения, что личность может быть понята на трех уровнях:

На поверхности мы видим маску: панцирь характерных отношений, сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в детстве

или раньше. Это т.н. фальшивое self, которое защищает self истинное, чьи потребности были фруструированы в младенчестве (или до рождения);

Когда защиты начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, включающий в себе гнев, тоску, тревогу, отчаяние, страх, обиду, чувство одиночества;

Под уровнем болезненных чувств находится основной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базисного доверия, благополучия, радости и любви.

Фрустрация ядра создает уровень страдания, подавление страданий и протеста создает "маску".

Здесь необходимо отметить, что многие терапевты, пользуясь различными теоретическими концепциями и разнообразнейшими техниками, легко выводят человека на переживание боли, страха, ярости. Однако, если работа ограничена лишь этим уровнем, клиент обучается эмоциональному высвобождению и... приобретает новый паттерн, отреагирование становится своеобразным наркотиком.

В биосинтезе же терапевт старается в каждой сессии направлять клиента к первичному ядерному уровню ощущений, т.к. только в контакте с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить человек получает энергию для реальных изменений, для исцеления - физического, психического и духовного. Эмоциональный выброс не является самоцелью: вмешательство перестает быть терапевтичным, если после отреагирования клиент не находит новых источников внутренней поддержки. И сама система защит рассматривается в биосинтезе как стратегия выживания, адаптации, поддержки. Поэтому любые паттерны человека не "ломаются", а исследуются с большим уважением. Биосинтетики говорят:

"Прежде, чем пустить поезд по рельсам, необходимо выстроить мосты" (D.Boadella). Прежде, чем трансформировать (не разрушать!) паттерны, надо обеспечить реализацию "жизнезащищающей функции".

Биосинтез использует и развивает идею В.Райха о "защитном мышечном панцире", прослеживая ее связь с эмбриологией. Д.Боаделла и другие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых листков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный панцирь (эктодермальный). Мышечный панцирь включает в себя и тканевой, так как из мезодермы развивается не только костно-мышечная, но и сосудистая система. Соответственно описываются следующие виды нарушений:

· Мышечный тонус может быть нарушен в двух направлениях: гипотонус (слабость и недостаток накопления и траты энергии) и гипертонус (напряженность, повышенная энергетическая заряженность).

· Тканевый панцирь связан с эффективностью работы сосудов и с распределением тканевой жидкости. Вялая работа сосудов ведет к нарушению распределения жидкости, экстремальным проявлением чего являются ревматические боли, повышенное или пониженное артериальное давление, т.н. сердечные стрессы" (D. Boadella).

· Висцеральный панцирь приводит к нарушению перистальтики и дыхания. Здесь будет наблюдаться тенденция к хронической гипо- или гипервентиляции и к повышенной раздражимости кишечника. В крайних случаях эти нарушения могут выражаться, например, в астме и колитах.

· Церебральный панцирь приводит к нарушениям биоэлектрической

активности мозга, различным расстройствам взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы, нарушениям зрения и т.д. Наиболее тяжелым выражением церебрального панциря будет тенденция к навязчивому мышлению или к шизофреническим расстройствам мышления.

В каждом из "панцирей" проявляются нарушения здоровья на всех уровнях: соматическом, психическом и духовном. В биосинтезе описаны три группы качеств, присущих здоровому человеку.

Соматические аспекты здоровья:

1. дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями

грудной клетки;

2. перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровождается

ощущением "внутреннего благополучия";

3. мускулы готовы легко переходить от напряжения к расслаблению;

4. кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая;

5. кожа теплая, с хорошим кровоснабжением;

контактны";

7. оргастические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной

непроизвольной пульсацией, сопровождается глубоким удовлетворением и

любовью к партнеру. Человек может испытывать к одному и тому же лицу

и сексуальные, и сердечные чувства.

Психические аспекты здоровья:

1. способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями; готовность действовать для удовлетворения основных жизненных потребностей и возможность отличать их от "вторичных пристрастий";

2. способность к контакту с людьми без идеализации и проекций (или других психологических защит, искажающих взаимодействие;

3. способность по собственному выбору контейнировать, удерживать либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация;

4. свобода от тревоги, когда нет опасности;

5. способность действовать, когда опасность есть.

Духовные аспекты здоровья:

1. контакт с глубинными ценностями;

2. сила духа принимать решения в период жизненных кризисов без

"впадания" в отчаяние и безысходность;

3. свобода от невротического чувства вины и готовность к реальной ответственности;

4. уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей. Существует опасность разделения людей на "здоровых", не нуждающихся в терапии, и больных, тех, кому без нее не прожить. Однако "более реалистично рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений" (D.Boadella). Тогда мы признаем право на невротические реакции "благополучных" людей и способность к "здоровому реагированию" у лиц с тяжелыми соматическими и психическими расстройствами.

Таким образом, эффект терапии зависит от умения терапевта раскрыть внутренние ресурсы здоровья клиента. Внутреннюю канву биосинтеза составляет работа по достижению соматического, психического и духовного здоровья; внешнюю - работа по восстановлению интеграции действия, мысли и чувства, утраченной на ранних этапах развития.

Тремя основными процессами реинтеграции являются:

Заземление (grounding),

Центрирование (centеring)

Вúдение (facing).

Заземление (Grounding)

Заземление - это работа с мезодермальным панцирем. "Заземление связано с

ритмом нашего движения и состоянием нашего мышечного тонуса. Хорошо заземленным является человек, чей мышечный тонус соответствует его движению и поведению" (D.Boadella). У хорошо заземленного моряка поза приспособлена к качающейся "почве" под ногами. У спящего человека мышцы расслаблены - значит, он хорошо заземлен для условий сна. Пловец начинает тонуть, если он плохо заземлен в воде и мышцы его слишком напряжены.

Пример прекрасного понимания принципов заземления дают восточные воинские искусства: динамическое равновесие и расслабление внимания без напрасных трат энергии. Если тонус мышц снижен - человек не заземлен, чувствует отсутствие опоры под ногами. У него будут трудности в адаптации к внешнему миру, такие люди склонны уходить во внутренний мир. Например, психотическое поведение - проявление крайних случаев незаземленности.

Быть заземленным - значит быть в контакте с реальностью, со своими

собственными импульсами. Заземление включает в себя оживление потока энергии вниз по спине и оттуда в "пять конечностей" - ноги, руки и голову. Терапевт в биосинтезе учится распознавать язык поз и двигательных стереотипов. "Терапевтическая работа заключается в том, чтобы высвободить энергию сильно зажатых мышц путем перевода напряжения в экспрессивные движения либо направив ее в ослабленные мышцы, при этом увеличивая тонус через динамическое сопротивление опоре на земле или опоре на теле терапевта" (D.Boadella).

Центрирование (centеring)

Терапевтическая работа по центрированию затрагивает уровень эндодермы, т.е. внутренних органов, в первую очередь системы дыхания. Она помогает человеку "войти в контакт с волнообразным ритмом его дыхания и с соответствующими ему эмоциональными изменениями" (D.Boadella). Это движение к гармоничному дыханию и к эмоциональному равновесию.

"Дыхание и эмоции глубоко связаны, и каждое эмоциональное изменение ведет к изменению дыхания. Описаны специфические паттерны дыхания, связанные с тревогой, гневом, печалью, надеждой, радостью и т.д." (D.Boadella).

Дыхание может быть разбалансировано на двух уровнях:

Соотношения грудного и брюшного дыхания;

Соотношения вдоха и выдоха.

Паттерны дыхания могут меняться в зависимости от ситуации, самочувствия, эмоционального состояния и т.д. Однако, если человек "застревает" в одном из паттернов, можно говорить, что он недостаточно центрирован, т.е. накапливает слишком много или слишком мало энергии, либо недостаточно или чрезмерно ее расходует.

Работа со вдохом помогает в случае тревоги, безнадежности, печали, общей астенизации. Для стимуляции вдоха можно использовать: мягкое приподнимающее движение шейного или поясничного отдела на вдохе; подъем и опускание, сведение и разведение конечностей на вдохе и др.

Работа с выдохом показана в условиях сверхконтроля, блокирования гнева, при избытке напряжения. Поощряется свободное течение движений, например, в беге. При этом дыхание будет следовать за движением.

При хорошем уровне центрирования человек находится в контакте со своими эмоциями, осознает их и имеет возможность выбора в каждой конкретной ситуации выражать свои чувства или их контейнировать, сдерживать (но не подавлять!). Подавление, репрессия эмоций часто приводит к депрессии.

Хорошо центрированный человек "может себе позволить" не подавлять своих чувств и не выплескивать их безудержно.

В терапевтической работе важно, что эмоции могут быть "наслоены" друг на друга: та, которую выразить проще, может быть использована, чтобы спрятать другую эмоцию, которую выразить трудно или нельзя. Терапевтическим принципом в данном случае будет выявление более глубокой эмоции. Так, гнев часто прячет страх, страх может скрывать гнев, а печаль - гнев или удовольствие. Поэтому биосинтез осторожно относится к непосредственному отреагированию гнева. Если за этим

гневом стоит страх или стыд, а условий для их безопасного проживания не создано, процедура отреагирования может оказаться в лучшем случае нетерапевтичной, а в худшем - разрушительной.

Вúдение (Facing) и звучание (Sounding) "Помимо экспрессивных движений, важным контактным каналом являются глаза и голос. Терапевтическая работа с контактом глаз, взглядом, голосом - третий путь реинтеграции в биосинтезе" (D.Boadella).

"Терапевтическая работа заключается в распознавании способа, как лучше использовать глаза, а также в помощи клиенту взглянуть в лицо тому, от чего он защищается".

"Когда глаза открыты, есть две основных модели взглядов: контактный и защитный. Примеры защитных взглядов: осторожный взгляд, взгляд "не здесь" (как будто человек далеко отсюда), сверхбдительный пристальный взгляд.Чтобы войти в более глубокий контакт внутренней экспрессией у пациентов с тяжелым пристальным взглядом, который они используют как форму контроля, лучше работать с закрытыми глазами".

"Если глаза клиента реагируют на контакт с глазами терапевта, это полезно для работы: терапевт может "прочитать" в них злость, тревогу, удовольствие и т. д., что помогает осознаванию паттерна. При работе с голосом важно то, что существует связь между мышечным тонусом и голосом человека. Высвобождение голоса связано с улучшениями в мышечном тонусе. Звучание помогает заземлению. В биосинтезе стараются "заземлить" язык в теле и развить связь между вербальной и невербальной экспрессией.

Часто, если телесные сигналы становятся неясными или спутанными, терапевт идет на словесное прояснение чувств и внутренних переживаний клиента или на их выражение с помощью голоса. И наоборот, если речь спутана, он может прийти к пониманию происходящего путем чтения невербального языка тела".

Контактные сигналы и элементы касания

"В каждом терапевтическом взаимодействии контактные сигналы клиента будут основным способом индикации происходящего - возрастает ли свободная пульсация энергии или усиливаются защитные системы и сопротивление" (D.Boadella). Основными контактными сигналами являются:

Вербальное выражение облегчения или дискомфорта;

Изменение дыхания;

Изменение мышечного тонуса в ответ на прикосновение;

Изменение цвета лица, контакта глаз и т.д.

Отдельно необходимо сказать, что важнейшим инструментом работы в биосинтезе является тело терапевта, в котором резонируют едва различимые напряжения и эмоциональные состояния. В. Райх называл этот феномен "вегетативной идентификацией", что означает: чувствовать в своем теле ощущения борьбы клиента, его ритм и особенности пульсации.

Существут несколько основных способов телесных контактов, или элементов касания. Эти элементы традиционно связаны с четырьмя стихиями: землей, водой, огнем и воздухом.

Земляной контакт

"Здесь используются руки и другие части тела терапевта:

а) как поддерживающие структуры (мы стараемся передать клиенту ощущение надежности, твердости, прочности, доверия);

б) как структуры, которым клиент может оказывать динамическое

сопротивление" (D.Boadella)

Принцип поддержки (в смысле опоры) используется:

Для сверхнезависимых людей, чтобы помочь им больше доверять и учиться принимать помощь других;

Для сверхзависимых: чтобы помочь им больше доверять опоре и поддерживающим структурам их собственного тела (спине, рукам, ногам);

Для людей со слабыми границами, тревожными и во многих других случаях.

Водный контакт

Назначение водного контакта - придать движению плавность, помочь осознать и восстановить плавность и волнообразность работы кишечника, дыхания и др. Следуя за свободным потоком движений в форме вибраций, дрожаний и т.д., мы восстанавливаем баланс мышечного тонуса. Водный контакт часто применяют вместе с воздушным, особенно при недостатке энергии у клиента.

Воздушный контакт Этот вид контакта основан на работе с дыханием: энергетизации и расходе энергии.

Огненный контакт

Принцип огненного контакта - тепло и терморегуляция тела. Руки терапевта используются как излучатели или перераспределители энергии:

путем прямого согревания холодной части тела, через работу с энергетическими полями или с переводом избытка тепла в движение (горячие области обычно энергетически перегружены).

Обзор составлен (C) В. Березкиной-Орловой и Г. Ченцовой

Использованы материалы:

Монографии D.Boadella "What is Biosynthesis?",

Статьи "Energy & Character" (The Journal of Biosynthesis)

Практических семинаров-тренингов в рамках Международной обучающей программы по биосинтезу (1994 - 2001 гг.)

Виктория Березкина-Орлова, Галина Ченцова

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения. Необходимо изучить не только их функции, но и процесс создания. Поэтому важно объяснить кратко и понятно. 9 класс для этого подходит самым лучшим образом. Именно на этом этапе учащиеся владеют достаточным количеством знаний для понимания данной темы.

Белки - что это такое и для чего они нужны

Эти высокомолекулярные соединения играют огромную роль в жизни любого организма. Белки являются полимерами, то есть состоят из множества похожих «кусочков». Их количество может варьироваться от нескольких сотен до тысяч.

В клетке белки выполняют множество функций. Велика их роль и на более высоких уровнях организации: ткани и органы во многом зависят от правильной работы различных белков.

Например, все гормоны имеют белковое происхождение. А ведь именно эти вещества контролируют все процессы в организме.

Гемоглобин - тоже белок, он состоит из четырех цепей, которые в центре соединены атомом железа. Такая структура обеспечивает возможность переносить кислород эритроцитами.

Напомним, что все мембраны имеют в своем составе белки. Они необходимы для переноса веществ сквозь оболочку клеток.

Существует еще множество функций белковых молекул, которые они выполняют четко и беспрекословно. Эти удивительные соединения очень разнообразны не только по своим ролям в клетке, но и по строению.

Где происходит синтез

Рибосома является органеллой, в которой проходит основная часть процесса, называемого "биосинтез белка". 9 класс в разных школах отличается по программе изучения биологии, но многие учителя дают материал по органеллам заблаговременно, до изучения трансляции.

Поэтому учащимся будет нетрудно вспомнить пройденный материал и закрепить его. Следует знать, что на одной органелле одновременно может создаваться только одна полипептидная цепь. Этого мало, чтобы удовлетворить все потребности клетки. Поэтому рибосом очень много, и чаще всего они объединяются с эндоплазматической сетью.

Такая ЭПС называется шероховатой. Выгода такого «сотрудничества» очевидна: белок сразу после синтеза попадает в транспортный канал и может без задержек отправляться в место назначения.

Но если принимать во внимание самое начало, а именно считывание информации с ДНК, то можно сказать, что биосинтез белка в живой клетке начинается еще в ядре. Именно там синтезируется которая содержит генетический код.

Необходимые материалы - аминокислоты, место синтеза - рибосома

Кажется, что сложно объяснить, как протекает биосинтез белка, кратко и понятно, схема процесса и многочисленные рисунки просто необходимы. Они помогут донести всю информацию, а также учащимся удастся легче ее запомнить.

Прежде всего, для синтеза необходим «строительный материал» - аминокислоты. Некоторые из них вырабатываются организмом. Другие же можно получить только с пищей, они называются незаменимыми.

Общее число аминокислот - двадцать, но за счет огромного числа вариантов, в которых можно их располагать в длинной цепочке, молекулы белков очень разнообразны. Эти кислоты похожи между собой по структуре, но отличаются радикалами.

Именно свойства этих частей каждой аминокислоты определяют, в какую структуру «свернется» получившаяся цепочка, будет ли она образовывать четвертичную структуру с другими цепями, и какими свойствами будет обладать получившаяся макромолекула.

Процесс биосинтеза белка не может протекать просто в цитоплазме, для него нужна рибосома. состоит из двух субъединиц - большой и малой. В состоянии покоя они разобщены, но как только начинается синтез, они сразу соединяются и начинают работать.

Такие разные и важные рибонуклеиновые кислоты

Для того чтобы принести аминокислоту к рибосоме, нужна специальная РНК, называемая транспортной. Для сокращения ее обозначают т-РНК. Эта одноцепочечная молекула в виде клеверного листа способна прицепить одну аминокислоту к своему свободному концу и переправить ее к месту синтеза белка.

Еще одна РНК, участвующая в синтезе белка, называется матричной (информационной). Она несет в себе не менее важный компонент синтеза - код, в котором четко прописано, когда какую аминокислоту цеплять к образующейся цепочке белка.

Эта молекула имеет одноцепочечное строение, состоит из нуклеотидов, так же как и ДНК. Существуют некоторые отличия в первичной структуре этих нуклеиновых кислот, о которых вы можете прочитать в сравнительной статье о РНК и ДНК.

Информацию о составе белка м-РНК получает от главного хранителя генетического кода - ДНК. Процесс чтения и синтеза м-РНК называется транскрипцией.

Он происходит в ядре, откуда получившаяся м-РНК отправляется к рибосоме. Сама же ДНК из ядра не выходит, ее задача - только сохранить генетический код и передать его дочерней клетке во время деления.

Сводная таблица главных участников трансляции

Для того чтобы описать биосинтез белка кратко и понятно, таблица просто необходима. В нее мы запишем все компоненты и их роль в этом процессе, который называется трансляцией.

Сам же процесс создания белковой цепочки делится на три этапа. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно. После этого вы сможете легко объяснить всем желающим биосинтез белка кратко и понятно.

Инициация - начало процесса

Это начальная стадия трансляции, в которой малая субъединица рибосомы соединяется с самой первой т-РНК. Эта рибонуклеиновая кислота несет на себе аминокислоту - метионин. Трансляция всегда начинается именно с этой аминокислоты, так как стартовым кодоном является АУГ, который и кодирует этот первый мономер в белковой цепи.

Для того чтобы рибосома узнала стартовый кодон и не начала синтез с середины гена, где последовательность АУГ тоже может оказаться, вокруг начального кодона располагается специальная последовательность нуклеотидов. Именно по ним рибосома узнает то место, на которое должна сесть ее малая субъединица.

После образования комплекса с м-РНК, стадия инициации заканчивается. И начинается основной этап трансляции.

Элонгация - середина синтеза

На этом этапе происходит постепенное наращивание белковой цепочки. Продолжительность элонгации зависит от количества аминокислот в белке.

Первым делом к малой субъединице рибосомы присоединяется большая. И начальная т-РНК оказывается в ней целиком. Снаружи остается только метионин. Далее в большую субъединицу заходит вторая т-РНК, несущая другую аминокислоту.

Если второй кодон на м-РНК совпадает с антикодоном на верхушке «клеверного листа», вторая аминокислота присоединяется к первой с помощью пептидной связи.

После этого рибосома передвигается по м-РНК ровно на три нуклеотида (один кодон), первая т-РНК отсоединяет от себя метионин и отделяется от комплекса. На ее месте оказывается вторая т-РНК, на конце которой висит уже две аминокислоты.

Затем в большую субъединицу входит третья т-РНК и процесс повторяется. Он будет происходить до тех пор, пока рибосома не наткнется на кодон в м-РНК, который сигнализирует об окончании трансляции.

Терминация

Этот этап является последним, некоторым он может показаться весьма жестоким. Все молекулы и органеллы, которые так слаженно работали над созданием полипептидной цепочки, останавливаются, как только рибосома наезжает на терминальный кодон.

Он не кодирует ни одну аминокислоту, поэтому какая бы т-РНК ни зашла в большую субъединицу, все они будут отвергнуты из-за несоответствия. Тут в дело вступают факторы терминации, которые отделяют готовый белок от рибосомы.

Сама органелла может либо распасться на две субъединицы, либо продолжить свой путь по м-РНК в поисках нового стартового кодона. На одной м-РНК могут находиться сразу несколько рибосом. Каждая из них - на свой стадии трансляции.Только что созданный белок снабжается маркерами, с помощью которых всем будет понятно его место назначения. И по ЭПС он будет отправлен туда, где необходим.

Чтобы понять роль биосинтеза белка, необходимо изучить, какие функции он может выполнять. Это зависит от последовательности аминокислот в цепочке. Именно их свойства определяют вторичную, третичную, а иногда и четвертичную (если она существует) и его роль в клетке. Более подробно о функциях белковых молекул можно прочитать в статье по этой теме.

Как узнать больше о трансляции

В этой статье описан биосинтез белка в живой клетке. Конечно, если изучать предмет глубже, на объяснение процесса во всех подробностях уйдет немало страниц. Но вышеизложенного материала должно хватить для общего представления.Очень полезным для понимания могут оказаться видеоматериалы, в которых ученые смоделировали все этапы трансляции. Некоторые из них переведены на русский язык и могут послужить отличным пособием для учащихся или просто познавательным видео.

Для того чтобы разбираться в теме лучше, следует прочитать и другие статьи на близкие темы. Например, про или про функции белков.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова биосинтез

биосинтез в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

биосинтез (био- + синтез)

процесс образования органических веществ из более простых соединений, протекающий в живых организмах или вне их под действием ферментов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

биосинтез

м. Образование различных органических веществ в живых организмах.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

биосинтез

образование необходимых организму веществ в живых клетках с участием биокатализаторов - ферментов. Обычно в результате биосинтеза из простых исходных веществ образуются более сложные соединения вплоть до гигантских молекул белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов. В промышленности используют микробиологический синтез - биосинтез микроорганизмами антибиотиков, гормонов, витаминов, аминокислот и др.

Биосинтез

(от био... и синтез), образование органических веществ из более простых соединений, протекающее в живых организмах или вне их под действием биокатализаторов ≈ ферментов. Б. ≈ часть процесса обмена веществ растений, животных и микроорганизмов. Непосредственным источником энергии для Б. служат богатые энергией соединения (см. Биоэнергетика), а в конечном счёте (для всех организмов, кроме бактерий, осуществляющих хемосинтез) ≈ энергия солнечного излучения, аккумулированная зелёными растениями (см. Ассимиляция, Фотосинтез). Каждый одноклеточный организм, как и каждая клетка многоклеточного организма, синтезирует составляющие её вещества. Характер Б., осуществляемого в клетке, определяется наследственной информацией, «закодированной» в её генетическом аппарате (см. Белки, Биосинтез; Генетический код). Б., производимый вне организмов, широко применяется как способ (иногда единственно возможный) промышленного получения биологически важных веществ ≈ витаминов, некоторых гормонов, антибиотиков, аминокислот, а также белков и других соединений. См. Микробиологическая промышленность.

С. Е. Северин.

Википедия

Биосинтез

Биосинтез - процесс синтеза природных органических соединений живыми организмами. Путь биосинтеза соединения - это приводящая к образованию этого соединения последовательность реакций, как правило, ферментативных, но изредка встречаются и спонтанные реакции, обходящиеся без ферментативного катализа. Например, в процессе биосинтеза лейцина одна из реакций является спонтанной и протекает без участия фермента. Биосинтез одних и тех же соединений может идти различными путями из одних и тех же или из различных исходных соединений. Процессы биосинтеза играют исключительную роль во всех живых клетках.

Биосинтез - промышленное получение чего-либо с помощью микроорганизмов.

Примеры употребления слова биосинтез в литературе.

Эндоплазматическая сеть и полирибосомы представляют собой единый механизм биосинтеза , аккумулирования и транспортировки белков.

Работники Мадридской лаборатории биосинтеза запустили в жизнь инфузорию с белком на германиевой основе.

АРГЕНТИНЦЫ Луис Лелуар - биохимик, установил механизм ферментативной реакции биосинтеза полисахаридов.

Он сразу начал тестирование памяти по ключевым понятиям, относящимся к технологии выращивания биокристаллов: основное - биосинтез , вспомогательные - протеиновый резистор, белковая матрица порфириновые группы и прочее.

Трансферазы -- класс ферментов, посредством которых в живых клетках осуществляются различные процессы -- биосинтез белков, нуклеиновых кислот и др.

Все реакции синтеза эндотермичны, и поэтому каждое звено биосинтеза всегда сопряжено с расходом АТФ.

Фотосинтез служит основой постоянно протекающего в природе великого созидательного процесса биосинтеза , в результате которого создается бесчисленное множество фщ.

Активность биосинтеза того или иного гормона определяется стадией развития организма, его физиологическим состоянием и потребностями.

Рибосомы -- внутриклеточные частицы, состоящие из РНК и белков, участвуют в биосинтезе белка.

Различают моно-, олиго- и полисахариды, а также сложные углеводы - гликопротеины, гликолипиды, гликозиды и другие углеводы - первичные продукты фотосинтеза и основные исходные соединения для биосинтеза других веществ в растениях.

Исходное вещество при биосинтезе гистамина и биологически активных пептидов мышц - карнозина и анзерина.

Биосинтез (биологический синтез) – это образование сложных веществ из более простых в живом организме.


Последним биосинтез отличается от химического синтеза, который идёт вне клеток – в лабораториях, на химических предприятиях, иногда – в водоёмах, почве и горных породах.

Кроме того, в биосинтезе всегда задействованы особые вещества – ферменты. Они делают возможными и/или ускоряют химические реакции. Ферментов известно около 5000, и вне живых организмов они в природе не существуют.

Природа имела в своём распоряжении миллиарды лет и испытала миллиарды способов синтеза. За это время она отобрала самые подходящие вещества, создала миниатюрные структуры для их переработки. Живая клетка превратилась в химический завод, на котором могут идти сложнейшие превращения. «Завод» работает автоматически, быстро, с минимальными потерями и максимальным выходом продукции. Отработана поставка в клетку «сырья», бесперебойное снабжение энергией, всегда наготове записанная в генах информация о том, что и как нужно делать.

Возьмём, к примеру, зелёный листок на дереве. На свету из углекислого газа и воды он безостановочно образует глюкозу. Растение ею питается, получает энергию. В руках человека мощная наука и могучая техника. Углекислого газа и воды – сколько угодно. С тоже, вроде, проблем нет. Но люди, пользуясь только этим, не в состоянии синтезировать ни крупинки глюкозы. Мы получает её совсем по-другому, причём из крахмала, который синтезировали те же растения.

Почему человек не может скопировать реакции биосинтеза?

Во-первых, потому что у нас нет такого «оборудования», каким располагает клетка.

Во-вторых, большинство ферментов – белки, чтобы их получить, человек должен выяснить строение каждого, потом найти способ их получить. Всё это возможно, но непросто. В итоге продукт химического синтеза (например, искусственный гормон) оказывается довольно дорогим.


Упростить дело можно, если хотя бы часть работы переложить на живые клетки. К примеру, аскорбиновую кислоту (витамин С) получают на заводах в итоге шести химических реакций. Одну из них обеспечивают… активные бактерии. Подобные схемы широко использует биотехнология.

Мы сравнивали клетку с заводом. Но в промышленности перенос предприятий – обычная практика. Нечто похожее делает генетическая инженерия. Так, человеческий ген белка инсулина удалось «устроить на работу» в клетку бактерии кишечной палочки. В итоге на новом месте синтезируется инсулин – неведомый и совершенно ненужный кишечной палочке, но остро необходимый больным диабетом.

Как человек использует продукты биосинтеза?

Он, не задумываясь, использует их каждую секунду своей жизни. Когда вы читаете эти строки, в ваших глазах идёт биосинтез зрительных пигментов, в печени синтезируется из глюкозы запасное вещество гликоген, костный мозг строит молекулы гемоглобина и т.п.

Кроме того, человек, вовсю потребляет готовые продукты «чужого» биосинтеза. Что такое наша еда – хлеб, мясо, масло, крупы, молоко и т.д.? Всё это смеси белков, жиров, углеводов, витаминов. То есть, продуктов биосинтеза, который прошёл в клетках растений и животных.

Биосинтез снабжает нас и промышленным сырьём. Из плесневых грибов и бактерий добываем антибиотики и витамины. Мы одеты и обуты в разные виды белкá – шерсть, мех и кожу млекопитающих, а также в хлопковую клетчатку. Натуральный шёлк отбираем у бабочек тутового шелкопряда. Целлюлозу, которую деревья синтезировали десятилетиями, превращаем в бумагу, глюкозу, вискозу, пластмассу, стройматериалы, мебель.


Можно только радоваться, что природа создала биосинтез – без него мы были бы всего этого лишены. Правда, без биосинтеза не было бы и нас самих.

Которое с начала семидесятых годов на­шего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Подход опирается на опыт:


  1. эмбриологии - (в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему психоанализ получил свою органическую основу);

  2. райхианской терапии;

  3. теории объектных отношений.

Впервые термин "биосинтез" использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.

Уже после смерти Ф. Мотта Дэйвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А. Лоуэном и Дж. Пьерракосом, и биодинамики - шкоды Г. Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.

Термин "биосинтез" означает - «интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков , которые дифференцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой - поток эмоций. Эндодерма явля­ется органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная сис­тема. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетиче­ский поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма - органический субстрат той части "Я", которая является координатором движений.

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органиче­ский субстрат той части "Я", которая является интегратором ощуще­ний.

Что касается "СВЕРХ-Я", у него нет органического (биологиче­ского) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается. В результате либо действие "отрезается" от мышления и чувств , либо эмоции от движения и вос­приятия, либо понимание от движения и чувств.

В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, дейст-вий и чувств наиболее сфокусированы:


  • между головой и позвоночником (между экто- и мезодермами), между мыслями и действиями - в задней части шеи. Это наиболее ран­ний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, при родах и в первые дни и недели жизни;

  • между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями - в горле. Этот блок формируется, когда "оральные проблемы сдавливают горло";

  • между позвоночником и внутренними органами (между мезо- и эндодермами), между чувствами и действиями, между действиями и дыханием - в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению.
От В. Райха биосинтез унаследовал точку зрения, что личность может быть понята на трех уровнях:

  • на поверхности мы видим маску: панцирь характерных отноше­ний, сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в детстве или раньше. Это т. н. фальшивое self, которое защищает self истинное, чьи потребности были фрустрированы в младенчестве (иди до рождения);

  • когда зашиты начинают ослабевать , проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, включающий в себя гнев, тоску, тревогу, отчаяние, страх, обиду, чувство одиночества;

  • под уровнем болезненных чувств находится основной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базис­ного доверия, благополучия, радости и любви.
Фрустрация ядра создает уровень страдания, подавление страданий и протеста создает "маску*.

Здесь необходимо отметить, что многие терапевты , пользуясь различными теоретическими концепциями и разнообразнейшими тех­никами, легко выводят человека на переживание боли, страха, ярости. Однако, если работа ограничена лишь этим уровнем, клиент обучается эмоциональному высвобождению и... приобретает новый паттерн, отреагарование становится своеобразным наркотиком. В биосинтезе же терапевт старается в каждой сессии направлять клиента к первичному ядерному уровню ощущений, т. к. только в контакте с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить человек получает энергию для реальных изменений, для исцеления - физического, пси­хического и духовного. Эмоциональный выброс не является самоцелью: вмешательство перестает быть терапевтичным, если после отреагирования клиент не находит новых источников внутренней под­держки.

И сама система защит рассматривается в биосинтезе как стратегия выживания , адаптации, поддержки. Поэтому любые паттерны человека не "ломаются", а исследуются с большим уважением. Биосинтетики говорят: "Прежде, чем пустить поезд по рельсам, необходимо вы­строить мосты". Прежде, чем трансформировать (не разрушать!) паттерны, надо обеспечить реализацию "жизнезащищающей функции".
Биосинтез использует и развивает идею Б. Райха о "защитном мышечном панцире", прослеживая ее связь с эмбриологией. Д. Боаделла и другие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых листков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный панцирь (эктодермальный).
Мышечный панцирь включает в себя и тканевой, т. к. из мезодермы развивается не только костно-мышечная. но и сосудистая сис­тема. Мышечный тонус может быть нарушен в двух направлениях: гипотонус (слабость и недостаток накопления и траты энергии) и гипертонус (напряженность, повышенная энергетическая заряженность). Тканевый панцирь связан с эффективностью работы сосудов и с рас­пределением тканевой жидкости. Вялая работа сосудов ведет к нару­шению распределения жидкости, экстремальным проявлением чего являются ревматические боли, повышенное или пониженное артериальное давление, т. н. сердечные стрессы.
Висцеральный панцирь приводит к нарушению перистальтики и дыхания. Здесь будет наблюдаться тенденция к хронической гипо- или гипервентипяции и к повышенной раздражимости кишечника. В край­них случаях эти нарушения могут выражаться, например , в астме и колитах.
Церебральный панцирь приводит к нарушениям биоэлектриче­ской активности мозга, различным расстройствам взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы, нарушениям зрения и т. д. Наиболее тяжелым выражением церебрального панциря будет тенденция к навязчивому мышлению или к шизофреническим рас­стройствам мышления.

В каждом из "панцирей" проявляются нарушения здоровья на всех уровнях: соматическом, психическом и духовном.


В биосинтезе описаны три группы качеств, присущих здоровому человеку.
Соматические аспекты здоровья:

  1. дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями грудной клетки;

  2. перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровожда­ется ощущением "внутреннего благополучия";

  3. мускулы готовы легко переходить от напряжения к расслаблению ;

  4. кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая;

  5. кожа теплая, с хорошим кровоснабжением;

  6. лицо подвижно, мимика живая, голос и взгляд выразительны, "глаза контактны";

  7. оргастические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной непроизвольной пульсацией, сопровождается глубоким удовлетворением и любовью к партнеру. Человек может испытывать к одному и тому же лицу и сексуальные, и сердеч­ные чувства.

Психические аспекты здоровья:


  1. способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями ; готовность действовать для удовлетворения основных жизненных потребностей и возможность отличать их от "вторичных пристрастий";

  2. способность к контакту с людьми без идеализации и проекций (иди других психологических защит, искажающих взаимодей­ствие);

  3. способность по собственному выбору контейнировать (удерживать), либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация;

  4. свобода от тревоги, когда нет опасности;

  5. способность действовать, когда опасность есть.

Духовные аспекты здоровья:


  1. контакт с глубинными ценностями;

  2. сила духа принимать решения в период жизненных кризисов без "впадания" в отчаяние и безысходность;

  3. свобода от невротического чувства вины и готовность к реальной ответственности;

  4. уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей.

Существует опасность разделения людей на "здоровых", не нуж­дающихся в терапии, и "больных", тех, кому без нее не прожить. Однако более реалистично рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений. Тогда мы признаем право на невротические реакции т. н. благополучных людей и способность к "здоровому реагированию" у лиц с тяжелыми соматическими и психическими расстройствами.

Таким образом, эффект терапии зависит от умения терапевта раскрыть внутренние ресурсы здоровья клиента. Внутреннюю канву биосинтеза составляет работа по достижению соматического, психи­ческого и духовного здоровья; внешнюю - работа по восстановлению интеграции действия, мысли и чувства, утраченной на ранних этапах развития.

Тремя основными процессами реинтеграции являются заземление (drounding), центрирование (centring) и видение (facing).



Copyright © 2024 Школа и образование.