Нотр дам де пари что. Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения

Настоящей готической легендой, застывшей в камне и утопающей в самых невероятных таинственных историях, является Собор Парижской Богоматери. Его архитектура поистине уникальна и неповторима.

По страницам истории Собора

Все достопримечательности Парижа имеют свою неповторимую и уникальную историю, но ни одна из них не овеяна такими тайнами и легендами, как Нотр-Дам-де-Пари. Монументальное здание украшает собой восточную часть острова Сите. В древности на этом месте стоял галло-римский храм Юпитера, который снесли и поставили вместо него первый христианский храм Парижа – базилику Святого Стефана. И только с 1163 по 1345 года здесь начали возводить Собор Парижской Богоматери. Во времена Великой Французской революции Собор был провозглашён Храмом Разума.

Монументальность и стиль Собора Парижской Богоматери

Собор поражает своими данными, которые завораживают и ввергают в оцепенение любого туриста. Вы можете представить себе такие цифры?

  • высота здания – 35 м;
  • длина Собора – 130 м;
  • ширина храма составляет 48 м;
  • высота колоколен – 69 м;
  • вес колокола Эммануэль – 13 тонн;
  • вес его языка – 500 кг.

Удивляет и необычная архитектура Собора, отличительной чертой которой является некоторая двойственность:

  • здесь присутствуют элементы романского стиля из Нормандии: мощь и сила;
  • и здесь же использованы новаторские достижения готического стиля, которые дарят зданию лёгкость и некоторую воздушность.

На верхней части Собора можно увидеть страшные изображения гаргулий и химер, которые своими мордами навевают мистический ужас.

Лувр , Эйфелева башня и Собор Нотр-Дам – это лучшие достопримечательности Франции, которые ни один турист не может обойти стороной

А что внутри?

Собор парижской Богоматери внутри интересен не меньше, чем снаружи. Только здесь вы сможете увидеть такие реликвии, как:

  • Терновый венец Иисуса Христа;
  • самый большой орган, имеющий 111 регистров и около 8000 труб;
  • картины и скульптуры разных художников, хранящиеся в часовне и преподносимые в дар Собору ежегодно;
  • паникадило Собора, выполненное из посеребренной бронзы по проекту Виолле-ле-Дюка.

По Собору можно ходить часами, разглядывая мастерски выполненные скульптуры мрачного средневековья и вспоминая одноимённый роман великого Виктора Гюго.

Быть в Париже и не увидеть Собор Парижской Богоматери – это всё равно, что вовсе не быть в Париже. Этот памятник венчает лучшие достопримечательности Парижа и оставляет в сердце каждого туриста неизгладимые впечатления.

Пожар в Нотр-Дам-де-Пари

К великому сожалению, 15 апреля 2019 года в Соборе Парижской Богоматери случился пожар, который разрушил большую часть исторического здания. За трагедией наблюдали новостные телеканалы всего мира в режиме онлайн, но предотвратить пожар вовремя так и не удалось.

Каждый более-менее крупный город в странах, где основной религией является христианство (и не только в них), может похвастаться собором и, порой, не одним.

Пожалуй, самым известным, самым завораживающим и необыкновенным, впитавшим в себя множество легенд, является собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris) . Его можно назвать сердцем Франции.

На площади перед собором установлена табличка «нулевой километр», именно из этой точки ведут отсчет все дороги страны.

Построен он на острове Сите, который еще называют «колыбелью Парижа». Когда-то на этом месте находился древний храм Юпитера, а потом первая христианская церковь Парижа — базилика Святого Стефана.

История возникновения Нотр-Дам де Пари

История собора начинается с момента назначения парижским епископом Мориса де Сюлли , который и стал главным инициатором постройки самого примечательного храма всей Франции. На церемонии закладки первого камня в 1163 году присутствовал папа римский Александр III, что дало повод историкам предполагать, что он лично положил этот камень.

Строительство здания продолжалось без малого 170 лет, хотя основная часть собора была фактически закончена в 1196 году, когда был достроен неф здания. Через несколько дней после окончания работ в нефе умер Морис де Сголли, которому было уже далеко за семьдесят. А полностью собор был закончен в 1330 году.

Из-за такого продолжительного строительства в здании собора присутствуют черты и романского, и готического стилей, что придает ему одновременно и монументальность, и изящество. На юге и востоке собора находятся две башни-колокольни, высота которых 69 метров.

Особенности внутреннего дизайна собора

Поскольку отделка завершалась в эпоху господства готического стиля, то внутри отсутствуют какие-либо фрески, и единственным источником цвета служат гигантские витражи в стрельчатых окнах.

К сожалению, из первоначальных витражей до нашего времени сохранилась только часть в южном окне-«розе». Там изображен Христос в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов.

В XVII-XVIII веках собор был частично перестроен, внутри был снесен амвон и гробницы, а часть оригинальных витражей — заменена обычным стеклом.

Но настоящие бедствия обрушились на собор в эпоху Великой французской революции .

Сначала он был разграблен и частично разрушен, затем превращен в «храм Разума», после чего и вовсе стал винным складом.

При Наполеоне Бонапарте собор был вновь освящен, но после возвращения Бурбонов — заброшен и находился под угрозой сноса.

В 1841 году началась реставрация, продолжавшаяся 23 года. Ремонтными работами руководил Виолле-ле-Дюк, которому и принадлежит идея создания знаменитых статуй химер у подножия башен.

Богоматерь с двумя ангелами расположена в центре основного витража-розы, диаметр которого составляет 9, 6 метров, а слева и справа, в качестве напоминания о первородном прегрешении, находятся Адам и Ева.

Кованое железо причудливым узором придаёт красоту створкам входных дверей в Собор.

Северный и Южный порталы имеют свои имена, северный — в честь Девы Марии , а южный — в честь Святой Анны .

Сцены Страшного Суда располагаются на центральном портале. Выступы же славятся изображенными на них фигурами: на левом — Святой Дионисий, первый епископ, на правом — Святой Этьен, дьякон.

Освещение в Нотр-Даме естественное, но очень скудное, так как свет проникает только в высокие, стрельчатые окна, застеклённые витражами.

Как свойственно всем католическим храмам, в отличие от православных, на стенах Собора совершенно нет живописи. И только вокруг главного алтаря стены покрыты рельефами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа.

Основной, самый большой колокол, чей тон фа-диез, звучит довольно редко. Все остальные колокола, имеющие свои имена, звонят в восемь часов утра и семь часов вечера.

Имена колоколов:

  1. Angelique Francoise, вес составляет 1765 кг, тон до-диез.
  2. Antoinette Charlotte, вес составляет 1158 кг, тон ре-диез.
  3. Hyacinthe Jeanne, вес составляет 813 кг, тон фа.
  4. Denise David, вес составляет 670 кг, тон фа-диез.

Верующим дают возможность поклониться святыням в первую пятницу каждого месяца, а также в Страстную Пятницу католического поста. Именно в эти дни для поклонения становятся доступны Терновый венец, частица Креста Господня и Гроздь от Креста.

Но очередь огромная, приходить и занимать место нужно пораньше, задолго до начала церемоний.

Слушая поразительное звучание шеститонного колокола, нельзя не вспомнить бессмертное произведение Виктора Гюго и его главных героев — горбуна Квазимодо, красавицу Эсмеральду, красавца Феба… Ведь именно этому колоколу несчастный Квазимодо поверял все свои беды и страдания.

А каждое воскресенье в Соборе проходит месса, на которую допускаются все желающие. На мессе можно насладиться звуками самого большого органа в стране. Вход в эти дни свободный.

Нотр-Дам де Пари по популярности уступает разве что Эйфелевой башне и Лувру, туристы миллионами приходят сюда.

За века существования Собора там собралась огромная коллекция церемониальных вещей и религиозных святынь, таких как кусок креста и гвоздь от распятия Иисуса Христа, разные рукописи, священные чаши, одеяния.

Во время экскурсии вы подниметесь по 422 ступеням винтовой лестницы, выйдете на смотровую площадку и будете наслаждаться прекрасным видом на остров Сите.

Именно здесь вы увидите тринадцатитонный колокол по имени Эммануэль , который звучит только в особых случаях — во время больших церковных праздников и после страшных катастроф, когда все народы соединяются в общем горе и сострадании, например, так случилось после трагедии башен-близнецов в Америке.

Дальнейший путь пролегает также через Галерею Химер , созданную только в девятнадцатом веке.

Чтобы приобрести билеты и попасть на экскурсию, вам нужно найти подножие Северной башни со стороны улицы Монастыря (адрес: Rue du cloitre Notr-Dame) , купить билеты и наслаждаться погружением в историю.

Детям тоже, бесспорно, стоит посетить эту одну из главных достопримечательностей Парижа.

Но, чтобы им было интересней, предварительно покажите им диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама». Тогда детвора не будет зевать и мечтать поскорее уйти, а станет разглядывать всё вокруг и пытаться сопоставить увиденное в мультфильме с реальностью.

Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

Время работы башен и Галлереи химер (может отличаться от времени работы самого Собора)

  • 1 октября — 31 марта: 10.00 — 17.30
  • 1 апреля — 30 сентября: 10.00 — 18.30 (по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23.00)
  • Вход прекращается за четверть часа до закрытия
  • Собор закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря

Вход в собор бесплатный. В башни — платный для взрослых, до 18 лет бесплатно.

Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.

Культовое сооружение Франции - собор Парижской Богоматери - является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?

История собора Парижской Богоматери

Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.

Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.

Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями - Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.

В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.

Ценность собора и его след в культуре

Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.

В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

К Нотр-Даму примыкает пристройка - сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.

Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:

  • роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
  • роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
  • произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.

В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.

Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».

Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.

Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия

К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.

Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов - это грозило обвалом.

Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.

Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.

На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.

Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.

Трагедия всей Франции. В результате пожара обрушились шпиль, часы и крыша здания. Пожарным удалось спасти обе колокольни собора, пламя не затронуло и главные святыни: терновый венец, тунику святого Людовика; спасены несколько картин. Очагом воспламенения по мнению пожарных стали строительные леса, возведенные на чердаке собора. Напомним, что реставрационные работы начались весной этого года, планировалось завершить работы к 2022 году. Пожар начался в 18:50 по местному времени 15 апреля, по данным на 16 апреля, пожар потушен. В ходе спасательной операции пострадал один пожарный.

Итоги пожара

На место происшествия прибыл президент Франции с супругой, который пообещал полностью восстановить реликвию, при содействии «лучших талантов современности». Надежда на полное восстановление имеет место быть, так как собор досконально изучен, сохранены старинные чертежи.

По предварительным оценкам, ущерб обойдется в сотни миллионов евро. Сегодня Фонд наследия объявил начало национальной компании по сбору средств на восстановление собора, по последним данным 240 человек передало в Фонд более 6 тысяч евро.

По предварительным оценкам, на восстановление здания может уйти не менее 10 лет.

На данный момент с острова Сите эвакуированы все жители, в целях безопасности запрещена навигация по Сене в окрестностях острова.

Прокуратура Парижа ведет расследование в связи с неумышленным причинением ущерба в ходе пожара.

Место «невероятной силы» — именно так называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. А легенды добавляют объекту мистический дух.

Фотографии собора

На тимпане над дверью помещена сцена благословления Христом Девы Марии, в то время как ангел возлагает царскую корону на её голову. В верхней части изображён Сен-Марсель, епископ парижский в V столетии. Его останки считаются одной из самых драгоценных святынь собора и покоятся на вершине кафедральных хоров на виду у всех прихожан.

В левой части над дверным проёмом размещено скульптурное панно о том, как епископ проводит церемонию крещения и святого причастия – два важнейших таинства для христиан всех конфессий. С правой стороны он же восседает на кафедре, проповедуя. Его лик выражает духовное торжество над дьяволом.

Статуя Парижской Богоматери — Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

У юго-восточного столба трансепта или поперечного нефа, справа от главного алтаря, можно увидеть статую Девы Марии с младенцем на руках. Её называют Парижской Богоматерью. Статую привезли в XIX веке из часовни Сент-Эньян на Иль де ла Сите.

Это самое известное и почитаемое скульптурное изображение Девы Марии из 27 подобных статуй, представленных в Нотр-Даме. Период её создания относится к XIV веку. Установлена в 1855 году вместо древней скульптуры чудотворной Черной Девы, бесследно исчезнувшей в годы революции.

От скульптуры исходит голубоватый свет, а большое количество белых лилий, которыми украшена Дева Мария, источают изумительный аромат. Всё это устроено в знак глубочайшего поклонения.

Трансепт — Transept

В церковной архитектуре «трансептом» называется поперечный неф в храмах, выстроенных в форме креста или базилики, который пересекает центральный продольный неф под прямым углом. Крайние границы трансепта образуют апсиды, выдвигающиеся за пределы основной части здания, трансепт выступает на 2 метра. По высоте с главным нефом они совпадают, но трансепт отличается тем, что состоит из четырёх ярусов.

Трансепт был возведён к 1258 году. Здесь расположены такие значимые достопримечательности, как южное и северное витражное окно-роза, статуя Парижской Богоматери с младенцем, портал Святого Стефана и портал «Красных врат», а также главный алтарь. В одном из ответвлений трансепта можно полюбоваться на две женские фигуры святых покровительниц Франции – святой Жанны Д’Арк и святой Терезы – покровительницы младенца Иисуса, а также на статую святого Дионисия работы Николя Кусту. Многие статуи были воссозданы уже в XIX веке.

Вблизи от изваяния Девы Марии установлена табличка, которая сообщает, что в данном соборе состоялся знаменитый судебный процесс, оправдавший Жанну Д’Арк. А небольшая бронзовая пластина в полу информирует о том, что известный поэт Поль Клодель принял здесь католическую веру в 1886 году.

Южное окно-роза — Rose sud

На южном фасаде трансепта расположено огромное витражное окно в форме розы, диаметр которой составляет 13 метров. Первоначально его установили ещё в XIII веке. Какая-то часть витража сохранилась до наших дней в первозданном виде, остальные части были заменены в ходе реставрационных работ, проводимых в XVIII и XIX веках.

Сама розетка состоит из 84 витражных фрагментов, которые выложены в форме четырёх кругов: 24 медальона, 12 медальонов, 4-х дольные и 3-х дольные панели. Известно, что во время реконструкции, которая проходила в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул южную розетку градусов на 15, для того чтобы закрепить её на прочной вертикальной оси. По этой причине многие фрагменты находятся не на своих оригинальных местах, и сейчас непросто определить какой участок окна изначально занимала та или иная сцена.

На витражной розе изображен Иисус Христос, окруженный апостолами и другими почитаемыми во Франции святыми, мучениками и мудрыми девами.

В четвёртом круге на разных фрагментах нарисованы двадцать ангелов, держащих в руках венки, свечи и кадильницы, а также изображены события из Нового и Ветхого Заветов.

Третий круг предлагает нам познакомиться с девятью сценами из жизни святого Матфея, которые датированы последней четвертью XII века и прекрасно сохранились до наших дней.

В центральном медальоне оригинальный витражный фрагмент не сохранился, поэтому Виолле-ле-Дюк заменил его изображением второго пришествия Христа: в уста Спасителю вложен меч, символизирующий Слово Божие, которое предназначено отделить истину ото лжи. У ног Христа лежит Книга Жизни, а вокруг него символы четырёх евангелистов: ангел, орёл, лев, телец.

Два нижних угловых элемента повествуют о сошествии в Ад и воскресении Христа.

Роза покоится на своеобразном поясе из 16-ти стрельчатых витражных оконцев, в совокупности с которыми общая высота витража доходит до 19 метров. На этих узких пластинках изображены пророки. Это создавалось в 1861 году художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка.

Портал святого Стефана — Portail Saint-Etienne

На южной стороне трансепта, обращённой к набережной реки Сены по направлению к Латинскому кварталу, находится портал, который был освящён во имя мученика святого Стефана. Он был построен в XIII веке архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрейлем. В прошлом этот проход вёл к резиденции епископа, преемника святого мученика Дени.

Главным украшением портала является тимпан, на котором в камне изображены эпизоды жизни и мученичества святого Стефана, а также сцены быта студентов Парижского университета. Святой Стефан являлся покровителем первого парижского собора.

Рассматривая скульптурную композицию справа-налево и наверх, можно увидеть, как святой Стефан проповедовал перед еврейскими властями и народом, а впоследствии предстал перед судом, был забит камнями, похоронен и благословлён Христом. Примечательна сцена, на которой два священнослужителя проносят молитвенник и освящённую воду после традиционной службы. Это служит доказательством того, что одни и те же святые традиции соблюдаются с течением времени.

Северное окно-роза — Rose nord

По левой стороне от главного алтаря на северном фасаде трансепта расположено удивительной красоты витражное окно-роза. Его можно назвать подлинным шедевром высокой готики XIII века. В отличие от южной розетки, этот витраж сохранился практически нетронутым, так как 85% мозаики – это оригинальное произведение искусства средневековых мастеров.

Северное окно-роза располагается на высоте 21 метр, его диаметр – 13 метров. Сюжетная композиция изображает Богоматерь с младенцем в окружении персонажей из Ветхого Завета. В центральной части витражной розетки помещена Дева Мария с новорождённым Иисусом на руках, а вокруг неё расположены медальоны с изображениями судей, пророков, царей и первосвященников.


Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков в цветовой палитре мозаичных элементов символизирует долгую тревожную ночь в ожидании появления на свет Мессии.

Композиция северной розетки находится в своеобразном движении: фрагменты витража располагаются не по строгим вертикальным и горизонтальным линиям, создавая, тем самым, образ вращающегося колеса. Озаряемое солнечными лучами, окно-роза северного трансепта расцвечивает яркими красками тёмные стены нефа, заполняя внутреннее пространство храма божественным светом.

Портал «Красных врат» — Portail du Cloître

Портал на северной стороне трансепта носит название «Красных врат». Раньше он служил проходом в монастырскую обитель, расположенную рядом с собором Парижской Богоматери.

На центральном столбе портала изображена Дева Матерь – подлинная статуя XIII века. Она находилась здесь изначально с момента её создания, но младенец, к сожалению, был разрушен. Напоминая собой знаменитую статую Парижской Богоматери XIV века, установленную внутри собора, Дева портала всё же является более царственной и величественной.

На тимпане над вратами помещена скульптурная сцена о короновании Марии в присутствии короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Чуть выше изображены сюжеты из детства Иисуса Христа: рождество, явление его в храме, убиение младенцев и бегство в Египет.


На архивольтах показаны эпизоды чудес, происходивших со святыми Феофилом и Марселем. На одной из сцен святой Марсель извлекает дьявола в образе дракона из тела умершей грешницы. На другой показана божественная сила Марии, заключённая в её сыне-спасителе. Впечатляет история о том, как Феофил, продав душу дьяволу, для того чтобы закрепить за собой место преемника епископа, впоследствии раскаялся и стал молиться Деве. И она разорвала этот договор, спасая Феофила из дьявольских объятий. В самой верхней части над порталом изображён епископ, рассказывающий историю в назидание верующим.

Отдельные части подлинных статуй, украшавших эти врата, – фигуры волхвов и добродетелей – выставлены в музее Клюни.

Главный алтарь — Autel principal

У входа на хоры установлена приподнятая литургическая платформа с помещённым на ней современным бронзовым алтарём работы французских скульпторов Жана и Себастьяна Туре. Его освящение проводилось в 1989 году.

По образцу собора в Шартре по бокам главного алтаря расположены фигуры четырёх библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила.


Впереди изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. По замыслу создателей эта скульптурная группа символизирует связь Ветхого и Нового Заветов.

Начиная со времени Второго Собора в Ватикане, месса проводится рядом с входом на хоры, при этом священник обращён лицом к прихожанам, как это всегда делал Папа в церкви Святого Петра в Риме.

Боковые нефы — Bas-côtés

Собор Парижской Богоматери, в архитектурном смысле, представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами, которые разделены пополам продольными рядами гигантских колонн. Такие дополнительные ряды столбов превращают трёхнефную базилику в пятинефную. Эта особенность делает собор намного более ценным памятником архитектуры. В Средневековье готические соборы с двойными боковыми нефами строились не часто, в проёмах аркад просто вешали шпалеры.

По сторонам нефов расположено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. В этих часовнях хранятся картины и скульптуры на религиозную тематику, которые создавались на заказ лучшими мастерами Франции. Они преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая, следуя многовековой традиции, связанной с парижскими ювелирами. А ещё в одной из капелл можно рассмотреть исторический макет, наглядно демонстрирующий ход строительства собора Парижской Богоматери.

Неф — Nef

Центральный неф представляет собой вытянутое помещение из десяти пролетов, ограниченное с обеих продольных сторон рядом колонн, отделяющих его от боковых нефов. Своды нефа поднимаются в высоту на 33 метра, а его ширина составляет 12 метров.

В высоту неф собора Парижской Богоматери имеет три уровня:

  • В нижнем ярусе расположились круглые, отшлифованные колонны с капителями в виде искусных венков из листьев аканта.
  • Во втором ярусе расположены арочные проемы, отделяющиеся друг от друга тонкими колоннами.
  • С обеих сторон третьего яруса выстроились ряды вытянутых стрельчатых окон, необходимых для проникновения дневного света.

Благодаря этому, ясно просматривается потолок, сооруженный в виде шестилепесткового каменного свода.

Внутреннее пространство нефа кажется намного больше, чем в обычной приходской церкви. Создатели собора, тем самым, пытались воссоздать образ небесного Иерусалима, который подробно описывается в Библии. Архитектурные элементы готического стиля добавляют интерьеру утончённости и изящества, создавая ощущение прикосновения к небесам, что не всегда было присуще романской архитектуре более раннего периода.

По обеим сторонам нефа на хорах сохранились резные деревянные скамьи начала XVIII века, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии. Они были выполнены специально, как дань, во имя королевского обета Людовика XIII.

Ежедневно здесь на службу собирается большое количество прихожан. Внутри собора царит таинственный полумрак. В ходе масштабной реставрации, для лучшего освещения, были дополнительно проделаны новые окна в боковых стенах нефа.

Большой Орган — Grand orgue

Под западным окном-розой установлен знаменитый орган собора Парижской Богоматери. Он является не только самым большим органом во Франции, но и одним из крупнейших музыкальных инструментов во всём мире. На сегодня орган состоит из 109 регистров и около 7800 труб.

Впервые орган был установлен в соборе в 1402 году. Для него был специально сконструирован новый корпус в готическом стиле. Поскольку этот инструмент не мог полностью заполнить собой всё обширное пространство собора, в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Тогда же орган приобрёл и свой нынешний корпус в стиле Людовика XVI. В 1860-х годах известный французский строитель органов XIX века Аристид Кавайе-Колль произвёл его полную реконструкцию, и барочный инструмент получил необычное романтическое звучание. В дальнейшем, большой орган ещё несколько раз подвергался различным перестройкам и заменам, но в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а к нему проведён оптоволоконный кабель.

Многие известные имена сопровождали этот орган на протяжении веков, среди которых были Перотина, изобретатель полифонической музыки в XIII веке, Кампра, Дакен, Арман-Луи Куперен, Сезар Франк, Камиль Сен-Санс, а в недавнее время Луи Вьерна и Пьер Кошеро. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из престижнейших во Франции.

Послушать звучание большого органа можно совершенно бесплатно каждую неделю во время воскресной мессы.

Западное окно-роза — Rose ouest

Западное окно-роза – это центральный витраж в Нотр-Дам де Пари. Он был создан в 1220 году и является самой старинной розеткой в соборе. Витражная роза кажется огромной, но её диаметр составляет всего 9,6 метров, что делает эту мозаику самой маленькой из трёх розеток собора.

Гармонично расположенная в центре западного фасада, она состоит из трёх кругов вокруг центрального медальона с изображением Богоматери и младенца Иисуса. В первом поясе от центра размещены двенадцать «малых» пророков, далее следуют 12 сельскохозяйственных работ по сезонам, которым соответствуют 12 знаков зодиака.


В верхнем круге на медальонах показано, как двенадцать добродетелей в виде воинов, вооружённых копьями, выступают против двенадцати пороков.

До наших дней большая часть подлинных фрагментов мозаики западного окна не сохранилась, а сам витраж был практически полностью изменён Виолле-ле-Дюком в XIX веке. В полной мере рассмотреть розетку на окне также не получится, так как её частично закрывает большой орган.

Западный Фасад — Façade occidentale

Строительство этого фасада началось при епископе Эде де Сюлли в 1200 году третьим по счёту архитектором, трудившимся над возведением собора. Эту работу продолжили его преемники, в частности, Гийом д’Овернь, а после 1220 года строительство продолжил уже четвёртый архитектор. Северная башня была завершена в 1240 году, а Южная башня – в 1250 году.

Западный фасад является воплощением величия, простоты и гармонии. Его сила и мощь основывается на взаимосвязи между вертикальными и горизонтальными линиями. Четыре мощных контрфорса устремляются к вершинам башен, вознося их к небесам. Их символический смысл в том, что этот храм посвящён Богу. А две широкие горизонтальные полосы как будто возвращают здание обратно на нашу бренную землю, являясь доказательством того, что этот кафедральный собор принадлежит также и людям.

Впечатляют и размеры западного фасада: 41 метр – в ширину, 43 метра – до основания башен, 63 метра – до верхней части башен.

В центре, рядом с Галереей Девы, находится большая роза диаметром 9,6 метров, созданная в 1225 году, которая образует собой нимб над головой статуи Девы с младенцем, которая находится в окружении двух ангелов. По обеим сторонам от каменной розы установлены статуи Адама и Евы, которые напоминают нам о первородном грехе. Они были поставлены здесь по инициативе Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Под балюстрадой расположен широкий горизонтальный фриз, называемый Галерея Царей. Здесь представлено 28 фигур иудейских царей, прародителей Христа. Высота каждой фигуры – больше трёх метров. Эта скульптурная композиция указывает на то, что Мария была смертной женщиной, представительницей человеческой расы, и родила Иисуса, который был и человеком и Богом. В период революции 1793 года каменные фигуры были обезглавлены, поэтому реставраторам XIX века пришлось их восстанавливать. Большая часть подлинных сохранившихся голов царей сейчас выставлена в средневековом музее Клюни.


На нижнем уровне фасада расположены три больших портала, которые существенно различаются между собой. Центральный портал известен как Портал Страшного Суда, он выше и шире остальных. Справа от него находится Портал святой Анны, а слева – Портал святой Девы. Створки ворот украшены удивительным узором из кованого железа, а фасадная часть порталов оформлена с изображением множества персонажей. На контрфорсах размещены 4 статуи: на южной стороне – фигура диакона святого Стефана, на северной стороне – епископ Сен-Дени, а по бокам от центрального портала изображены две аллегории – синагога и церковь.

Портал Святой Анны — Portail Sainte-Anne

Южный проход на правой стороне западного фасада называется Порталом святой Анны, она была матерью Девы Марии. Он относится к XIII веку и является самым ранним среди других порталов.

На тимпане, в верхней его части, изображена Мадонна Маэста, восседающая на троне под балдахином. По разным сторонам от неё разместились ангелы и строители храма – епископ Морис де Сюлли и коленопреклонённый король Людовик VII. Эти статуи были созданы для церкви Святой Марии, которая ранее находилась на месте собора, а затем их перенесли на портал. В нижней части тимпана изображены сцены из жития Иоакима и Анны.

На центральном столбе портала между дверьми установлена статуя святого Марселя, парижского епископа в V веке. Святой Марсель был предшественником святой Женевьевы. Эти две фигуры до революции были очень почитаемы среди верующих парижан. Они прославились своими смелыми, изобретательными и эффективными трудами, направленными на благотворительность. К тому же, как и все истинные борцы за справедливость, они были высокодуховными личностями, свято соблюдающими все таинства и молитвы.

Портал Страшного суда — Portail du Jugement

Этот портал был возведён в 1220–1230 годах. Он расположен по центру западного фасада, поражая своим великолепным скульптурным оформлением. Здесь представлен Страшный Суд так, как он описан в Евангелии от Матфея.

В центре тимпана изображён Христос, восседающий на троне во славе, по обеим сторонам от него расположились ангелы с орудиями Страстей и коленопреклонённые фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии, которые молятся за грешников. Под фигурой Христа изображён град небесный – Новый Иерусалим. Справа от него помещены фигуры праведников, возглавляемые архангелом Михаилом с весами для человеческих душ в руках. На другой стороне – черти забирают грешников в Ад. В самой нижней части тимпана показана сцена Воскресения.


На архивольтах изображены разнообразные святые, женщины и мужчины, которые составляют иерархию Сил Небесных. На боковых пилястрах у самих врат расположены фигурки дев, по пять с каждой стороны, олицетворяя «Притчу о десяти девах».

На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, находится ещё одна статуя Христа. Его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. В их подножии, на цоколе портала, в небольших медальонах представлены добродетели и пороки.

Многие статуи, украшавшие Портал Страшного Суда, были уничтожены во время революции и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул западному фасаду его первоначальный облик.

Портал Святой Девы — Portail de la Vierge

Северный портал на левой стороне западного фасада собора Парижской Богоматери носит название Портал Святой Девы. Он украшен статуями XII – XIII веков.

На центральном пилястре установлена фигура Мадонны с младенцем. На тимпане изображены сцены Успения и Коронования Девы Марии.
На одной из скульптурных композиций можно увидеть, как проходило завершение жизненного пути Марии на земле. Термин «успение» в христианском словаре обозначает смерть. Умершие заснут, но в Последний День Христос пробудит их для всеобщего воскресения, как и Господь воскресил его в пасхальное утро. Символизируя связь с Ветхим заветом, у смертного одра Марии расположились двенадцать апостолов, которые возложили Ковчег Завета, где находятся скрижали Завета, которые служат прообразом святой Девы, в ком слово стало плотью.


Другая сюжетная линия изображает сцену коронации Девы после её воскресения на небеса. Она торжественно восседает на царском троне, а сын Иисус благословляет её, пока ангел возлагает корону на голову Марии.

На боковых пилястрах размещены аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архивольтах расположены разнообразные святые и ангелы.

Легенды Собора Парижской Богоматери

Для многих Нотр-Дам – универсальный справочник эзотерики. И ничего удивительного в том, что величественное сооружение, имеющее многовековую историю, как в саван, укутано в бесчисленные легенды.

Легенда о кузнеце

Легенды знаменитого собора встречают парижан и многотысячные толпы туристов прямо у ворот. Выражение «продать душу дьяволу» употребляется не в фигуральном, а в прямом смысле слова, когда речь заходит о мастере, ковавшем ворота для собора.

Спустя тысячелетия, люди с радостным восхищением любуются волшебством затейливых узоров на воротах. Не верится, что такую совершенную, непостижимую красоту мог создать человек.

В начале 2-го тысячелетия епископ Морис де Сюлли задумал построить грандиозный собор, который должен был затмить красотой и величием все, до того существующие.

Будущему собору отводилась почётная роль: стать духовным оплотом нации и вмещать в себя население целого города. На кузнеца была возложена важная миссия – создать ворота, которые соответствовали бы красотой и мастерством исполнения величию возводимого здания.

Каноник собора, придя наутро поверить, как продвигается работа, застал кузнеца в бессознательном состоянии. Зато в кузнице лежали ворота невероятной красоты. Причудливые витые узоры и орнаменты филигранной работы переплелись на них в единую небывало — волшебную композицию.

Непонятно было даже то, каким способом мастеру удалось создать этот шедевр: применял ли он ковку, или литьё для создания столь сложных ажурных узоров. Но сам мастер ничего не мог ответить.

Придя в себя, он был мрачен, задумчив и неразговорчив. Когда ворота установили и укрепили на них замки, то выяснилось, что никто, включая кузнеца, не может их открыть. Заподозрив неладное, замки окропили святой водой, и только после этого ворота впустили в храм изумлённых служителей.

Сам же гениальный мастер вскоре лишился дара речи и быстро сошёл в могилу. Так и не успели выпытать у него секрет создания ворот. Кое- кто логично предполагал, что мастер просто не хотел раскрывать секреты профессионального мастерства.
Но слухи и легенды сообщали, что тут не обошлось без сделки с дьяволом. Именно на такую сделку вынужден был пойти кузнец: продать душу в обмен на талант.

Как бы там ни было, но непостижимая красота главных ворот храма действительно может вызвать сомнения в том, что они создавались без какого — то вмешательства внеземных сил.

Легенда о гвоздях святого креста

Из четырёх крестных гвоздей, которые были использованы при распятии Христа, два хранятся на территории Франции. Один из гвоздей находится в самом Нотр-Даме. Другой — в церкви святого Сиффредия, которая расположена в городе Карпантра. Именно этому гвоздю приписывают всякие чудеса.

Чудесный гвоздь был найден в Иерусалиме матерью византийского императора Константина и перевезён в Рим. Елена, мать императора, не зря почитаема православными христианами всего мира: она спасла и уберегла многие святые реликвии, связанные с жизнью и смертью Иисуса и Богоматери. В частности, с её помощью был обретён крест, на котором казнили Господа.

Веруя в чудесную мощь крестного гвоздя, Елена приказала соорудить из него удила для коня своего сына. Она верила в то, что сила, заключённая в гвозде, убережёт императора на полях сражений. В 313 г Константин, одержав победу над Люцинием, положил конец гонениям на христиан и сам принял христианство.

Спустя века, удила очутились в соборе Карпантра. Гвоздь из этого собора являлся мистическим символом и оберегом города во времена нашествия чумы.

В их миссию входил также поиск заветного ларца. Слух о том, что ларец был то ли найден ими, то ли передан тамплиерам тайными хранителями реликвии, распространился по Франции.

Во всяком случае, после их возвращения на родину началась постройка Шартрского собора. Ему предназначено было стать самым величественным и загадочным собором в мире.

Алтарь — «святое место» находится между второй и третьей колоннами собора. Если отсчитать от этого места 37 метров вниз, то можно обнаружить древний колодец друидов (нижняя точка). И на таком же расстоянии от алтаря находится высшая точка собора — шпиль главной колонны.

Это место с точками, расположенными симметрично на одинаковом расстоянии от главной святыни обладает какой-то магической силой. У побывавших там остаются неизгладимые впечатления. Кажется, что собор передаёт человеку двойную энергию.

Энергия Земли поднимается с нижней точки храма. Энергия небес нисходит сверху. Человек получает такую порцию концентрированной чистой энергии, что мгновенно преображается, как физически, так и духовно.

Легенда о Символе неба

Для жителя средневековья всё, что он видел, было лишь отражением высшего мира, невидимого для человеческого глаза. Поэтому вся архитектура средневековья было зашифрована в символы. Нелегко разгадать всю эту символику геометрии, симметрии, математики, астрологические символы, спрятанные в архитектуре Нотр-Дама.

На его центральном круглом витраже (розетке) изображены зодиакальные знаки и высечены из камня зодиакальные символы рядом с фигурой Девы Марии. Толкуется эта композиция, как символ годичного зодиакального цикла.

Но зодиакальный цикл начинается со знака Тельца, в то время как на витраже он берёт начало со знака рыб. А это соответствует не западной, а индуистской астрологии.

Знаку рыб соответствует Венера, если исходить из греческих традиций. Но так же рыба являлась символом Иисуса Христа. Греческое слово «ихтус» (рыба) в своих первых буквах содержало фразу: «Иисус Христос, Божий сын».

Галерея из 28 иудейских царей воспроизводит лунный цикл. Но — опять загадка Нотр-Дама: царей было всего 18, тогда, как лунный цикл состоит из 28 дней.

Легенда о колоколе

Колокола на башнях собора имеют свои имена и голоса. Самому древнему из них имеет имя Белль. А самый большой — Эммануэль весит 13 тонн.
Все колокола, за исключением последнего, звонят ежедневно утром и вечером. Эммануэль в силу своей тяжести раскачать не так- то просто. Поэтому им пользуются только в самых торжественных случаях.

Но, если верить легендам, то некогда собор служил пристанищем человеку, который мог в одиночку раскачать это гигантское сооружение. Его звали Квазимодо, он был звонарём Нотр-Дама.

Также существует красивая легенда, относящаяся к созданию этого колокола. Когда в своё время его хотели отлить из бронзы, влюблённые в Нотр-Дам парижанки бросали в расплавленную бронзу свои золотые и серебряные украшения. Именно поэтому голос колокола по красоте и чистоте звучания не имел себе равных.

Легенда о философском камне

Эзотерики считают Нотр-Дам своеобразным сводом оккультных знаний. Архитектуру и символику собора пытаются расшифровать различные исследователи оккультизма с начала XVII века.

Говорят, что знаменитым архитекторам собора помогали своими знаниями древние алхимики. И где – то в геометрии здания закодирован секрет философского камня. Тот, кто сумеет разгадать его в бесчисленной скульптурной лепнине, сможет превращать в золото любое другое вещество.

А, если суметь расшифровать древнее учение, которое, как считают последователи оккультизма, закодировано во фресках, то можно постичь все тайны мироздания и получить неограниченную власть над миром.

Стоимость билетов на башню:

  • Взрослый: 8,50 евро
  • Лица от 18-25 лет: 6,50 евро


Copyright © 2024 Школа и образование.