Сочинение на тему: Как относились к русским умельцам в те времена в повести Левша, Лесков. Сюжетные линии сказа Н.С

То первый писатель, который приходит ему на ум - это, конечно, Федор Михайлович Достоевский. Второй портрет, появляющийся перед внутренним взором отечественного книгочея, - это лицо Льва Николаевича Толстого. Но есть один классик, о котором в этом контексте, как правило, забывают (или не так часто упоминают) - Николай Семенович Лесков. А меж тем его сочинения тоже насыщены «русским духом», и они также открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни.

В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». В нем с необычайной точностью и глубиной воспроизведены все изъяны устройства отечественного быта и все геройство русского народа. У людей, как правило, сейчас нет времени на чтение собрания сочинений Достоевского или Толстого, но они должны найти время, чтобы открыть книгу, на обложке которой написано: Н. С. Лесков “Левша”.

Сюжет

Повествование начинается предположительно в 1815 году. Император Александр Первый, совершая вояж по Европе, навещает и Англию. Англичане очень уж хотят удивить государя-императора, а заодно и похвастаться умениями своих мастеров и несколько дней водят его по разным помещениям и показывают всевозможные удивительные вещи, но главное, что они припасли на финал - филигранная работа: стальная блоха, умеющая танцевать. Притом она настолько мелкая, что без микроскопа ее никак не рассмотреть. Наш царь очень удивился, а вот его сопровождающий - донской казак Платов совсем нет. Он, наоборот, все время бухтел, что наши, мол, могут не хуже.

Вскорости умер, и на престол взошел который случайно обнаружил диковинную вещь и решил-таки проверить слова Платова, снарядив его к тульским мастерам в гости. Казак приехал, проинструктировал оружейников и отправился восвояси, пообещав вернуться через две недели.

Мастера, в числе которых был и Левша, удалились в дом к главному герою сказа и что-то там творили две недели, вплоть до возвращения Платова. Местные жители слышали бесперебойный стук, а сами мастера за это время так из дома Левши ни разу не вышли. Они превратились в затворников, пока работа не была сделана.

Приезжает Платов. Ему выносят ту же блоху в коробочке. Он в бешенстве кидает в карету первого попавшегося под руку умельца (им оказался левша) и едет в Петербург к царю «на ковер». Конечно, Левша попал к царю не сразу, его предварительно избили и подержали недолго в тюрьме.

Блоха предстает перед светлыми очами монарха. Он смотрит-смотрит на нее и не может понять, что же сделали туляки. И государь, и придворные его бились над секретом, потом царь-батюшка велел пригласить Левшу, а тот ему и говорит, что надо, мол, взять и посмотреть не на всю блоху, а только на ее ноги. Сказано - сделано. Оказалось, что туляки подковали английскую блоху.

Тут же диковинка была возвращена англичанам, а на словах было передано примерно следующее: «Мы тоже кое-что можем». Здесь сделаем паузу в сюжетном изложении и поговорим о том, каков образ Левши в сказе Лескова Н. С.

Левша: между оружейником и юродивым

Внешность Левши свидетельствует о его «надмирности»: «косой левша, на щеке а на висках волосья при ученье выдраны». Когда Левша прибыл к царю, то одет он был тоже весьма своеобразно: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Говорил с царем так, как есть, не соблюдая манер и не подхалимствуя, если не на равных с государем, то уж точно без страха перед властью.

Люди, которые хоть немного интересуются историей, узнают этот портрет - это описание древнерусского юродивого, он никогда и никого не боялся, потому что за ним стояла христианская Правда и Бог.

Диалог Левши и англичан. Продолжение сюжета

После небольшого отступления снова обратимся к сюжету, но при этом не будем забывать образ Левши в сказе Лескова.

Англичане так были восхищены работой, что потребовали мастера к ним подать, не медля ни секунды. Царь уважил англичан, снарядил Левшу и с провожатым отправил к ним. В вояже главного героя в Англию есть два важных момента: разговор с англичанами (рассказ Лескова «Левша», пожалуй, наиболее занимателен в этой части) и то, что предки в отличие от русских, не чистят дуло ружей кирпичами.

Почему англичане хотели оставить у себя Левшу?

Земля русская полна самородков, и на них не обращают особого внимания, а в Европе сразу видят «алмазы неграненые». Английская элита, один раз посмотрев на Левшу, сразу же смекнула, что он гениален, и решили господа нашего человека у себя оставить, выучить, вычистить, обогатить, но не тут-то было!

Левша им сказал, что оставаться в Англии не желает, алгебре учиться не хочет, ему хватает его образования - Евангелия и «Полусонника». Денег ему не надо, женщин тоже.

Левшу с трудом уговорили погостить еще немного и взглянуть на западные технологии производства ружей и других вещей. Новейшие технологии того времени нашего умельца мало интересовали, а вот к хранению старых ружей он отнесся очень внимательно. Изучая их, Левша понял: англичане не чистят дуло ружей кирпичами, что делает орудия более надежными в бою.

Несмотря на это открытие, главный герой сказа все равно сильно тосковал по Родине и просил англичан отправить его поскорее домой. По суше нельзя было посылать, ибо Левша не знал никаких языков, кроме русского. По морю плыть осенью тоже было небезопасно, ибо оно неспокойно в это время года. И все-таки снарядили Левшу, и он поплыл на корабле до Отчизны.

Во время путешествия он нашел себе собутыльника, и они с ним весь путь пили, но не от веселья, а от скуки и страха.

Как бюрократия убила человека

Когда друзей по кораблю ссадили на берег в Питере, то англичанина направили туда, где положено быть всем иностранным гражданам, - в «посланнический дом», а Левшу пустили в больном состоянии по бюрократическим кругам ада. Ни в одну больницу города не могли его пристроить без документов, кроме той, куда свозят умирать. Мало того, разные чиновники говорили, что надо Левше помочь, но вот беда: никто ни за что не отвечает и никто и ничего сделать не может. Так и умер левша в больнице для бедных, и на устах у него была только одна фраза: «Скажите царю-батюшке, что ружья нельзя чистить кирпичами». Он ее все-таки сказал одному из служителей государя, но до вседержителя она так и не дошла. Догадаетесь, почему?

Это почти все по теме «Н.С. Лесков «Левша», содержание краткое».

Образ Левши в сказе Лескова и модель судьбы творческого человека в России

После прочтения произведения русского классика невольно напрашивается вывод: надежд выжить у творческого, гениального человека в России просто нет. Его либо нехристи-бюрократы замучают, либо он сам себя изнутри уничтожит, и не потому, что у него есть какие-то нерешенные а потому что русский человек не способен просто жить, его доля - погибать, сгорая в жизни, как метеорит в атмосфере земли. Вот такой вот выходит образ Левши в сказе Лескова противоречивый: с одной стороны, гений и умелец, а с другой стороны, человек с серьезным разрушительным элементом внутри, способный на самоликвидацию в условиях, когда этого меньше всего ждешь.

>Сочинения по произведению Левша

Как относились к русским умельцам в те времена

Сказ «Левша» - это одно из самых поучительных и поэтичных произведений Н. С. Лескова . В нем автор рассказывает о праведнике и великом патриоте, который, даже побывав в Англии, не соблазнился чужеземными благами. Данная повесть входила в сборник «Праведники» и была впервые опубликована в 1881 году. Тема русского трудового человека и талантливого умельца не раз встречалась в произведениях писателя.

В своем творчестве он хотел выразить гордость за простой русский народ и горечь за отношение чиновников к нему. Из сказа становится ясно, как один мастер-оружейник с золотыми руками выполнил царское поручение, а затем был направлен в Англию, чтобы продемонстрировать умения своего народа. К сожалению, мы видим, что у тульского мастера даже имени нет. Все зовут его просто Левша . Он является одним из трех мастеров, которым поручили создать что-то более удивительное, чем английская танцующая блоха. Тогда Левша придумал гвозди, которыми подковал блоху.

Все началось с того, что государь Александр Павлович , путешествуя по Европе, приобрел в кунсткамере блоху, которая умела танцевать. Сопровождающий его донской казак Платов ничуть не удивился и был уверен, что у нас в стране мастера способны на большее. После смерти Александра на престол взошел его брат Николай Павлович . Он любил блоху, но не любил уступать иностранцам в прогрессе, поэтому отправил Платова в Тулу отыскать самого лучшего мастера. Мастер был найден и им стал Левша. Этот простой человек из народа смог подковать такое маленькое существо, как блоху.

Однако, от того, как дальше сложились обстоятельства, становится грустно. Левша был отправлен в Англию, чтобы продемонстрировать свое достижение и посмотреть на их производство. Будучи в душе патриотом, на всю Европу он пел родные песни, на уговоры остаться отвечал, что не может, так как дома его ждут друзья и родители, да и русская вера ему была ближе по духу. Англичане ему даже подыскали невесту, на которую он не прельстился. Приехав обратно на родину, мастер заболел и так и умер безызвестным, никому не нужным, лишенным заботы.

Единственным человеком, хоть как-то посочувствовавшим и попытавшимся помочь мастеру, был казак Платов. Он отправил к нему доктора духовного звания Мартын-Сольского, но было уже поздно. Этому доктору Левша перед смертью успел поведать интересную тайну. Он просил передать государю, что англичане ружья кирпичом не чистят и нам не стоит. Тот рассказал этот секрет графу Чернышеву, который и слушать ничего не захотел. Так слова Левши до императора и не дошли. Автор отмечает, что зря, так как этот совет мог иначе решить исход Крымской войны.

Основная задача этой веселой, легко читающейся книги - познакомить иностранцев с особенностями русского мира: традициями, особенностями образа жизни, бытом, нравами, отличительными чертами русского национального характера. Подобный «путеводитель» поможет адаптироваться в чужой культуре, преодолеть культурный шок, даст чувство комфорта и спокойствия. Для всех изучающих русский язык как иностранный и готовящихся посетить Россию, а также будет интересна и русскоязычным читателям.

Как относиться к себе и к людям Николай Козлов

Темы, поднимаемые в книге, - на гребне массового читательского спроса. Это современный вариант книг Д. Карнеги, только основанный на российском материале и включающий более широкий круг вопросов: не только деловое и повседневное общение, но и личностный рост, семья, секс. Большое место автор уделяет проблемам семьи и секса, анализирует конкретные ситуации, спорит со многими укоренившимися предрассудками и показывает пути гармонизации отношений в паре. Книга содержит прикладную информацию: психологических советов и рекомендаций, задачек…

Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы Ада Баскина

Вечнозеленые тропические леса на склонах гор и ухоженные парки в городах, тысячелетние традиции и ультрасовременные небоскребы, культ народных богов и нанотехнологии… Все это – удивительный остров Тайвань. Как сегодня живут островитяне? Как заботятся о человеке? А как – о природе? Можно ли сочетать древние предрассудки и достижения высокой науки? В чем «загадка тайваньского характера»? Прочтите книгу – и вы узнаете об этом. А также о том, как относится молодежь к сексу до брака, к семье, к своим старикам. Вы познакомитесь с особенностями национальной…

Виновны в защите Родины, или Русский Тимофей Круглов

Эта книга о тех, кто, не сходя с собственного дивана, оказался за границей - о 25 миллионах советских русских, брошенных на окраинах бывшей империи. Эта книга о тех, кого Родина не взяла с собой. Эта книга о тех, кого не стали эвакуировать. Эта книга о совести россиян… Как из советских становятся русскими? Ответ на этот вопрос дала новейшая история. Судьба человека снова становится главной сюжетной линией художественного произведения. Любовь встречается с ненавистью и смертью, верность присяге - с предательством. В центре повествования Интерфронт…

Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения… Тамара Ведина

Человек, живущий в России, имеет имя, отчество и фамилию. Само это слово – фамилия – достаточно поздно вошло в наш язык, а внедрил его в русский быт великий реформатор – царь Петр I. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Это уже указывает на назначение фамилии – обозначить единое семейное имя, которым зовется вся семья, включая ближних и дальних родственников. Эта энциклопедия поможет вам узнать значение и происхождение вашей фамилии. Благодаря нашей книге вы сможете выяснить, откуда родом ваши предки и чем они занимались,…

История Русского народа от потопа до Рюрика Вячеслав Манягин

Откуда есть пошла Русская земля? Какие тайны скрывает история русского народа? Какое отношение славяне имеют к ариям? Правда ли, что Москву основал библейский патриарх Мосох? Это лишь ничтожная доля вопросов, на которые можно найти ответы на страницах этой книги. Автор - сторонник той исторической традиции, которая ведет свое начало от Ломоносова и Татищева, - исследует становление и развитие славяно-русских племен, прослеживая их историю со II тысячелетия до н. э.

Записная книжка штабного офицера во время… Ян Гамильтон

Аннотация издательства: Русско-японская война (1904–1905) за господство в Северо-Восточном Китае и Корее не обойдена вниманием исследователей. Ей посвящены сотни научных трудов и книг. В этом море военно-исторической литературы затерялись оригинальные записки британского военного агента при Первой японской армии генерал-майора сэра Яна Гамильтона. Ему удалось нарисовать обобщающие портреты как японского, так и русского солдата, описать их морально-боевые качества, вытекающие из национального характера. В этом неувядающая ценность мемуаров…

Договорняк. Как покупают и продают матчи… Алексей Матвеев

Перед вами - настоящая сенсация, рассчитанная на широкие слои любителей спорта: от специалистов узкого профиля до рядовых болельщиков, а их миллионы. Здесь нет досужих вымыслов, книга основана на реальных фактах, комментариях и мнениях авторитетных людей, имена и фамилии которых широко известны. Это книга-расследование темных сторон отечественного спорта № 1, а значит, всей многочисленной футбольной тусовке уготован оглушительный скандал, последствия которого совершенно непредсказуемы… Договорные матчи, как НЛО - практически все в них…

Предания русского народа И. Кузнецов

Неспешные и мудрые, добрые и уютные легенды о Волге-матушке и брате ее - Днепре, о самородных ключах с живою водой и о святых горах Китежских, о том, как сотворил Бог Землю Русскую, о заре-зарянице и частых звездушках, о заветных кладах Стеньки Разина и потаенных пещерах под Жигулями… Вот уже почти два века как начали записывать эти предания подвижники русской культуры М. Н. Макаров и И. П. Сахаров; их дело достойно продолжили М. Ю. Забылин, П. И. Мельников-Печерский, С. В. Максимов, А. Н. Афанасьев… На основе классических фольклорных сборников…

Праведники Николай Лесков

История создания цикла «ПРАВЕДНИКИ» такова. Однажды Н. С. Лескова обвинили в том, что он во всех соотечественниках видит лишь одни гадости и мерзости. Тогда писатель дал обет: найти среди «грешных» мира сего кристально чистого человека, праведника, показать величие русской души. И стал Лесков «искать праведных» по всей земле русской: в столицах и в глуши, в преданьях старины и в газетных сводках, среди разных сословий и укладов. И нашел их - бескорыстных чудаков и мастеров-самоучек, мучеников и страдальцев, человеколюбцев и философов… В цикл…

Сюжет – это событие или ряд связанных между собой событий, последовательно развивающихся, составляющих содержание художественного произведения. Он складывается из отдельных сюжетных линий.

В сказе "Левша" четко прослеживаются сюжетные линии, которые раскрывают и образ левши, и отношение к нему других героев, и идейное содержание сказа. Их можно представить так: императоры и Платов, Платов и левша, л евша и англичане. Рассмотрим подробно каждую.

В сказе представлены 2 императора: Александр

Павлович и Николай Павлович. После Венского конгресса, когда русская армия дошла до Парижа и русский народ победил Наполеона, автор показывает Александра Павловича, интересующегося достижениями других народов. И если бы не донской казак Платов, то "преклонили" бы его иностранцы на свою сторону. Александр Павлович не знал своего народа, преклонялся перед другими. "Мы, русские, со своим значением никуда не годимся, "- говорил он.

Платов обижался на такую несправедливость и утешался водкой-кисляркой. Император же платил большие деньги иностранцам за диковинные поделки. Так за блоху отдал миллион и 5 тысяч серебром.

Другой император, Николай Павлович, « в своих русских людях был уверенный и никакому иностранцу уступить не любил».

Он поддержал Платова в его намерении утереть нос английским мастерам. И действительно, удалось левше и его товарищам превзойти заморских мастеров. Вот только левшу Николай Павлович никак не наградил, только Платов дал ему 100 рублей. Автор замечает, что для поездки в Англию кафтан парадный левше дали не новый, а с придворного певчего. Всю дорогу до Лондона ехал левша голодным, так как " левше после представления государю, по платовскому приказанию, от казны винная порция вволю полагалась". (Вспомним для сравнения миллион и 5 тысяч английским мастерам за блоху).

Платов, в отличие от Александра Павловича, верил в талантливость и силу русского народа. Всеми способами старался он показать императорам это. С другой стороны, показано его отношение к этому народу: разъяренный, схватил он левшу за волосы и посадил у своих ног, как "пубеля", перед императором назвал его дураком, взял его без " тугамента", а в случае, если понадобится, хотел посадить левшу в крепостной каземат, отправил в Англию без питания. Через сюжетные линии Платов и императоры, Платов и левша показано отношение власти к талантливому человеку. Ни императоры, ни Платов не видят в нем человеческого достоинства, не стремятся помочь ему. Он нужен им как человек, который сумеет их прославить перед заграницей. Они не проявляют о нем никакой заботы, даже не могут его накормить.

Сюжетная линия левша и англичане позволяет раскрыть внутренний мир левши, его способности, показывает, как относятся за границей к таланту.

Сначала англичане зауважали его за талантливость, признали в нем мастера. Еще больше удивились они, когда узнали, что мастер-левша, что он арифметику не знает.

Кроме этого Левша был трудолюбив, скромен, неприхотлив, целеустремлен, настойчив. Трудовой процесс для левши- священное действие. У святого Николая просили мастера благословение, после чего удалились в домик к левше и работали там три дня. Как ни пугали их местные жители и не отвлекали, мастера не вышли, пока не сделали работу. В общении с англичанами проявилась истинная любовь левши к своей Родине. Не мог он оставаться в Англии, потому что дома "родители есть".

Русская вера для левши "правильная", и должен он верить также, как "правоотцы."Не привлекли его и англичанки, и морочить их без надобности, по русским правилам жизни, он не захотел, за что ещё больше понравился англичанам.

Левша не просто смотрел на то, что его окружало в Англии, а изучал, давал всему свою оценку. Как истинный мастер, захотел он осмотреть аглицкое производство и выведать при этом у англичан секрет о том, как надо чистить ружьё, чтобы оно лучше стреляло в случае войны.

Левша отказался от личного успеха, материального благополучия, он думал о защите Родины, стремился помочь ей.

Но с такой ли любовью встретила Родина левшу?

Ослабевшего и больного его сразу обокрали, причем в этом участвовал полицейский. В больницах не принимали на лечение без " тугамента", возили и носили по холоду раздетым, роняли, на холодном полу держали, в общем, помогли умереть.

Печально сознавать, что только англичане видели в левше "душу человечкину». Через гуманное отношение к левше англичан автор показывает преступное к нему отношение российской власти и в лице полицейского, и в лице императоров, и в лице тех генералов, которые пренебрегли секретом левши и продолжали чистить ружья кирпичом.

Сюжетные линии, которые я рассмотрела, раскрывают идейное содержание сказа. Лесков писал, что там, где речь идет о левше, подразумевается весь русский народ. В сказе русский народ талантлив и нравственен, умен и патриотичен, но он унижен собственными правителями и теми, кто служит им. И как ни старался Платов объяснить государю, что « у аглицких мастеров другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл, государь этого не хотел долго слушать".

Тест 10

Н. С. ЛЕСКОВ. «ЛЕВША».

СКАЗ О ТУЛЬСКОМ КОСОМ ЛЕВШЕ И О СТАЛЬНОЙ БЛОХЕ

1. Какой факт не относится к биографии:

а) родился в богатой дворянской семье; б) первоначальное образование получил в богатой семье Страховых; в) работал агентом в торговой компании, много путешествовал по России; г) с первых литературных произведений проявил себя страстным полемистом.

2. Какова тема сказа «Левша»:

а) любовь к родине; б) восхищение талантом и патриотизмом простого человека; в) показ искусных мастеров; г) любовь к природе.

3. Кто из перечисленных исторических лиц не упоминается в сказе «Левша»:

а) Александр I; б) Александр II; в) военный министр Чернышёв; г) генерал Ско белев.

4. Какое историческое событие не упоминается в сказе «Левша»:

а) Венский конгресс; б) Куликовская битва; в) восстание декабристов; г) Крымская война.

5. Куда поехали император Александр Павлович и Платов, герои сказа «Левша», когда были в Англии:

а) в кунсткамеру; б) в Обу хвинскую больницу; в) во дворец; г) в посольский дом.

6. Кто из русских царей в сказе «Левша» выкупил у англичан стальную блоху:

а) Александр I; б) Александр II; в) Николай I; Николай II.

7. В сказе «Левша» есть предложение: «А футляр на неё [блоху] у них [англичан] сделан из цельного ……….. ореха…». Из чего был сделан футляр:

8. В каком городе находится Аничкин мост, упомянутый в сказе? Именно здесь правил император Николай Павлович:

а) в Туле; б) в Москве; в) в Петербурге; г) в Таганроге.

9. Какой военный секрет привёз левша из Англии в Россию:

а) рецепт изготовления сахара «молво»; б) секрет варки «чистой аглицкой стали»; в) способ чистки старого оружия; г) новую технологию изготовления оружия.

10. Что происходит с левшой в конце повествования:

а) англичане уговорили левшу остаться у них; б) левша с честью возвращается из Англии; в) левша пропадает на чужбине; г) левша умирает, всеми брошенный.

11. Кому из героев сказа принадлежат слова: «У него… хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»:

а) тульским мастерам; б) донскому казаку; в) русскому доктору; г) английскому полшкиперу.

12. Кто из художников иллюстрировал стихотворение «Железная дорога» и сказ «Левша»:

а) Илья Сергеевич Глазунов; б) Николай Васильевич Кузьмин; в) Кон6стантин Аполлонович Савицкий; г) Ксения Александровна Клементьева.

13. Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию: «Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря . <…> А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…»:

а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет.

14. В сказе «Левша» есть предложение: «И с этим протянул руку, схватил своим куцапыми пальцами за шиворот косого левшу, так что у того все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Что означает выражение «за шиворот» :

а) за плечо; б) за руку; в) за ворот, за воротник; г) за ноги.

15. В сказе «Левша» есть предложение: «Полшкипер его [левшу] взял на закорки и понёс к борту», Что означает сочетание «на зако рки»:

а) на руки; б) за руки; в) на плечи и верхнюю часть спины; г) за поясницу.

16. Сказом называется:

а) небольшое эпической произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в жизни человека; б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи; в) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

17. Мастера-оружейники не открыли секрета Платову, потому что:

а) они ему не доверяли; б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве; в) тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.

18. Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как:

а) такой иконы не было в Туле; б) одного из мастеров звали Николаем и он хотел заручиться поддержкой своего святого; в) этот святой был покровителем торгового и военного дела.

19. Царедворцы терпеть не могли Платова за его:

а) глупость; б) невежество; в) храбрость.

20. Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом:

а) это был бред больного и потерявшего рассудок человека; б) он переживал за судьбу страны и исход возможной войны; в) поездка в Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.

Ответы.



Copyright © 2024 Школа и образование.