Образовательный портал. Продолжение разговора о "Маленьком принце"

Библейские образы и их содержательность в философской сказке
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Бешта Майя Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №497 Невского района Санкт-Петербурга

Философским завещанием писателя ответом на многие мучившие его вопросы стала написанная им незадолго до гибели сказка «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы: «но глаза слепы. Искать надо сердцем» (1, 205), единственно на-стоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

В первую очередь, «Маленький принц» - это философская сказка. И, следовательно, казалось бы, за простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде че-рез иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, истины и любви, дружбы и т. п.

Несмотря на то, что маленький принц ребенок, ему открывается истин-ное виденье мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омерт-велыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, на много страшнее сказочных чудовищ. Монстры сами по себе очень страшны, но ко-гда они живут в сердце, то человек чувствует, что ему нужна помощь. Но где её найти! В Библии?!

Немецкие философы - идеалисты выдвинули тезис - человек равен Бо-гу в том, что он может, подобно Всевышнему, продуцировать идею и реали-зовать её в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради ма-териальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская ду-ша и душа Художника не подвижны меркантильным интересам и, соответст-венно, Злу.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух ас-пектах: с одной стороны - это «макрозло», с другой - «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опусто-шенность жителей планет, которая олицетворяет собой все человеческие по-роки. И не случайно обитатели планеты Земля характеризуется через жите-лей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей..., 7 тыс. географов, 900 тыс. дельцов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев - итого около 2 млрд. взрослых» (1, 190).

Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен совре-менный ему мир. Но Экзюпери совсем не пессимист. Он верит в то, что чело-вечество, подобно маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый че-ловек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизнен-ный путь.

«- Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...

Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезду... Все они станут для тебя друзьями...

У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды - немые...» (1,210).

Но есть такая звезда, которая была красивее и ярче всех других на не-бе. На ней лежала ответственная задача, которую ей было необходимо во что бы то ни стало выполнить. Она заключалась в том, чтоб освятить путь муд-рецам, которым было необходимо «тщательно разведать о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (3,300).

Мудрецы, выслушав царя, пошли. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою» (3, 300).

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне - та-кова одна из сюжетных линий в повести, её фон. В сущности, сказка роди-лась в пустыне. В сказке Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на гране жизни и смерти, словно заново переживает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее. Рассказчик оказы-вается один на один с мертвой пустыней. Увидеть, что истина в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц.

«Мне всегда нравилась пустыня. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же тишина словно лучится... Знаешь от чего хороша пустыня... Где-то в ней скрываются родники... самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами» (1, 203).

Образ пустыни также встречается и в библейских сюжетах: «Манна с неба», «Медный змей», «Искушение Иисуса в пустыне» и др. В первых двух, Моисей вел израильский стан через пустыню. Народ начал роптать на него, говоря, что в Египте им было лучше, т. к. здесь им нечего есть. Отсюда на-прашивается вывод, когда человек сталкивается с трудностями, то он начи-нает сомневаться в Боге, перестает в него верить.

В третьем сюжете Иисус после крещения был возведен Духом в пусты-ню для искушения дьявола. Постившись там 40 дней и 40 ночей, он, ощутил голод. Тогда приступил к нему искуситель, который 3 раза пытался его сло-мить, но Иисус поверил в свои силы и дьявол оставил его. «Мы тоже сможем победить искушение сатаны, по примеру Иисуса: с помощью слова Божья и молитвы» (3, 314). Поэтому значение этого образа в произведение особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку видеть то, что скрыто от поверхностного взора.

Еще одним символом для автора является вода. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду сте-регли драконы, у Экзюпери - пустыня. Вода, которую находят ге-рои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звез-дами, из скрипа ворота... Она была как подарок сердцу» (1, 204).

Это иносказание трудно понять: нами всеми движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегает автор и Маленький принц - каждый в своем роде.

«Дайте нам воды пить» - укоряет народ Моисея («Моисей добывает во-ду из скалы»). Вот уже несколько раз за время путешествия по пустыне на-род роптал на Господа и укорял его. «На очень короткое время Господь до-пускал трудности на израильтян, испытывая их веру и они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога. Ропот - это грех» (3, 100).

Но не только материальные блага могут интересовать человека, но и внутренняя духовность, которую Маленький принц пытается найти на ма-леньких планетах. Не найдя, он по совету географа отправляется на Землю. Первый кого он встречает на Земле, была Змея. Согласно Библии в образе Змеи скрывается сатана, враг Бога и людей, который погубил Адама и Еву, искусив их. Что же этот образ делает в сказке «Маленький принц»? Образ Змеи в сказке взят из мифологии, где он олицетворяет собой волшебные си-лы, стережет источник мудрости, появляется в обрядах как символ восста-новления. В сказке она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже оди-ноко». Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя че-рез испытания.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Тут приходит ему на помощь Лис. Издавна в сказках лис является сим-волом мудрости и знания жизни. Беседы принца с этим мудрым животным становятся в сказке своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, на-конец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопросы: куда же спешат люди? Замечает: «Даже сам машинист не знает этого» (1,201). Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых исти-нах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если лю-бишь цветок единственный, какого больше нет ни на одной из многих мил-лионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастли-вым» (1,171). Лис говорит, что принц для него 1 из тысячи других мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица. «Но если ты меня приру-чишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете...» (1,197). Лис открывает принцу тайну приручения: приручать - значит создавать узы любви, единения душ.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир. Лис в сказке напоминает истины, пропо-ведующие Иисусом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (3,330). Иисус проповедовал любовь к Господу. Вера помогает жить челове-ку, преодолевать трудности.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную розу, потом он оставляет на Земле Лиса. «Нет в мире совершенства», - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть ответственность человека за порученное ему де-ло, за близкого ему человека. Это чувство не покидало принца на всем про-тяжении сказки, ради Розы малыш жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Цветы так непоследовательны!» В Библии Иисус, отдал свою жизнь, чтобы спасти человечество от их грехов. «Никто не отнимет её у меня, но я сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её...» (3,355).

Таким образом, библейские образы в сказке «Маленький принц» несут в себе содержательность, которая помогает при чтении понять значимость персонажей.

Список использованной литературы:

1. Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное.- Кишинев, 1976

2. Антуан де Сент-Экзюпери.Тайны сказки // Шаров. Волшебный приход к людям. - М., 1985

3. Детская библия, 1992

4. Моруа А. де Сент-Экзюпери // Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1971

5. Планета людей и Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери // Кир- нозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане. Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча. - Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц. - Добрый вечер, - ответила змея. - На какую это планету я попал? - На Землю, - сказала змея. - В Африку. - Вот как. А разве на Земле нет людей? - Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая. Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу. - Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. Смотри, вот моя планета - как раз прямо над нами... Но как до нее далеко! - Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле? - Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц. - А, вот оно что... И оба умолкли. - А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея. Маленький принц внимательно посмотрел на нее. - Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца... - Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея. Маленький принц улыбнулся: - Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь... - Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея. И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет. - Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды... Маленький принц не ответил. - Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу... - Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками? - Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.
Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что
у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление.
Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее
жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без
труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и
двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на
самом маленьком островке в Тихом океане.
Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают
очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А
вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь
обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему.
Вы и без того мне верите.
Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень
удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую
планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.
- Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.
- Добрый вечер, - ответила змея.
- На какую это планету я попал?
- На Землю, - сказала змея. - В Африку.
- Вот как. А разве на Земле нет людей?
- Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.
Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.
- Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. -
Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Смотри, вот моя планета - как раз прямо над нами... Но как до нее
далеко!
- Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать
здесь, на Земле?
- Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.
- А, вот оно что...
И оба умолкли.
- А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В
пустыне все-таки одиноко...
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на нее.
- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...
- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила
змея.
Маленький принц улыбнулся:
- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и
путешествовать не можешь...
- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея.
И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой
браслет.
- Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел,
- сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...
Маленький принц не ответил.
- Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле,
жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей
покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...
- Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все
время говоришь загадками?
- Я решаю все загадки, - сказала змея.
И оба умолкли.

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

1) Символика образов планеты Маленького принца
В образе-символе планеты , на которую возвращается Маленький принц, скрывается глубокий смысл. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он открывает истину для себя, автора и читателей – «прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом».
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Не очень большой принц не сразу разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Хотя в последствии разговора с Лисом ему открылась правда – красота только после этого уже становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Настоящую сущность вполне вероятно «увидеть» только сердцем.

2) Символика образов духовной жажды
Пустыня
– это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Маленький принц спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды, очень значим для Сент-Экзюпери. Вода – первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники », нужно только уметь найти их и открыть.
“Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет пока вера выведет нас к ней.
Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

3) Образы-воплощения мудрости
Змея
- первая, кого встречает Маленький принц на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко” . На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.
Лис - издавна в сказках именно Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.
Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит основам любви и дружбы , о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу». Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ. И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»



4) Образы-олицетворения Зла

Тема Зла отражена в сказке в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет , увиденных Маленьким принцем.
“Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов , девятьсот тысяч дельцов , семь с половиной миллионов пьяниц , триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых”. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир.

Посещая последовательно 6 планет, Не очень большой принц на каждый из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью.

На планете короля не очень большой принц не может понять, зачем как принято говорить нужна власть, хотя испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает прочным мира сего про то, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих двух планетах Не очень большой принц встречает честолюбца и пьяницу . Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение «ложным» идеалам. Но более страшным в нравственном аспекте как оказывается деловой человек . Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно подыскивает звезды. Этим он акцентирует внимание полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, - это фонарщик : «...вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А в тот момент из них всех он один не смешон. Может быть, потому что он думает не столько о себе», - так рассуждает младенец. Хотя «верность обычаю» бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязании на власть, богатство, на особое положение или почести - это все свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом».

Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду , которая будет освещать его жизненный путь .

“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца .

Все просто и одновременно сложно.



Copyright © 2024 Школа и образование.