Образовательный портал. Продолжение разговора о "Маленьком принце"
Библейские образы и их содержательность в философской сказке
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Бешта Майя Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №497 Невского района Санкт-Петербурга
Философским завещанием писателя ответом на многие мучившие его вопросы стала написанная им незадолго до гибели сказка «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы: «но глаза слепы. Искать надо сердцем» (1, 205), единственно на-стоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
В первую очередь, «Маленький принц» - это философская сказка. И, следовательно, казалось бы, за простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде че-рез иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, истины и любви, дружбы и т. п.
Несмотря на то, что маленький принц ребенок, ему открывается истин-ное виденье мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омерт-велыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, на много страшнее сказочных чудовищ. Монстры сами по себе очень страшны, но ко-гда они живут в сердце, то человек чувствует, что ему нужна помощь. Но где её найти! В Библии?!
Немецкие философы - идеалисты выдвинули тезис - человек равен Бо-гу в том, что он может, подобно Всевышнему, продуцировать идею и реали-зовать её в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради ма-териальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская ду-ша и душа Художника не подвижны меркантильным интересам и, соответст-венно, Злу.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух ас-пектах: с одной стороны - это «макрозло», с другой - «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опусто-шенность жителей планет, которая олицетворяет собой все человеческие по-роки. И не случайно обитатели планеты Земля характеризуется через жите-лей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей..., 7 тыс. географов, 900 тыс. дельцов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев - итого около 2 млрд. взрослых» (1, 190).
Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен совре-менный ему мир. Но Экзюпери совсем не пессимист. Он верит в то, что чело-вечество, подобно маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый че-ловек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизнен-ный путь.
«- Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...
Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезду... Все они станут для тебя друзьями...
У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды - немые...» (1,210).
Но есть такая звезда, которая была красивее и ярче всех других на не-бе. На ней лежала ответственная задача, которую ей было необходимо во что бы то ни стало выполнить. Она заключалась в том, чтоб освятить путь муд-рецам, которым было необходимо «тщательно разведать о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (3,300).
Мудрецы, выслушав царя, пошли. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою» (3, 300).
Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне - та-кова одна из сюжетных линий в повести, её фон. В сущности, сказка роди-лась в пустыне. В сказке Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на гране жизни и смерти, словно заново переживает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее. Рассказчик оказы-вается один на один с мертвой пустыней. Увидеть, что истина в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц.
«Мне всегда нравилась пустыня. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же тишина словно лучится... Знаешь от чего хороша пустыня... Где-то в ней скрываются родники... самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами» (1, 203).
Образ пустыни также встречается и в библейских сюжетах: «Манна с неба», «Медный змей», «Искушение Иисуса в пустыне» и др. В первых двух, Моисей вел израильский стан через пустыню. Народ начал роптать на него, говоря, что в Египте им было лучше, т. к. здесь им нечего есть. Отсюда на-прашивается вывод, когда человек сталкивается с трудностями, то он начи-нает сомневаться в Боге, перестает в него верить.
В третьем сюжете Иисус после крещения был возведен Духом в пусты-ню для искушения дьявола. Постившись там 40 дней и 40 ночей, он, ощутил голод. Тогда приступил к нему искуситель, который 3 раза пытался его сло-мить, но Иисус поверил в свои силы и дьявол оставил его. «Мы тоже сможем победить искушение сатаны, по примеру Иисуса: с помощью слова Божья и молитвы» (3, 314). Поэтому значение этого образа в произведение особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку видеть то, что скрыто от поверхностного взора.
Еще одним символом для автора является вода. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду сте-регли драконы, у Экзюпери - пустыня. Вода, которую находят ге-рои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звез-дами, из скрипа ворота... Она была как подарок сердцу» (1, 204).
Это иносказание трудно понять: нами всеми движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегает автор и Маленький принц - каждый в своем роде.
«Дайте нам воды пить» - укоряет народ Моисея («Моисей добывает во-ду из скалы»). Вот уже несколько раз за время путешествия по пустыне на-род роптал на Господа и укорял его. «На очень короткое время Господь до-пускал трудности на израильтян, испытывая их веру и они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога. Ропот - это грех» (3, 100).
Но не только материальные блага могут интересовать человека, но и внутренняя духовность, которую Маленький принц пытается найти на ма-леньких планетах. Не найдя, он по совету географа отправляется на Землю. Первый кого он встречает на Земле, была Змея. Согласно Библии в образе Змеи скрывается сатана, враг Бога и людей, который погубил Адама и Еву, искусив их. Что же этот образ делает в сказке «Маленький принц»? Образ Змеи в сказке взят из мифологии, где он олицетворяет собой волшебные си-лы, стережет источник мудрости, появляется в обрядах как символ восста-новления. В сказке она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже оди-ноко». Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя че-рез испытания.
Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Тут приходит ему на помощь Лис. Издавна в сказках лис является сим-волом мудрости и знания жизни. Беседы принца с этим мудрым животным становятся в сказке своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, на-конец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопросы: куда же спешат люди? Замечает: «Даже сам машинист не знает этого» (1,201). Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых исти-нах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если лю-бишь цветок единственный, какого больше нет ни на одной из многих мил-лионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастли-вым» (1,171). Лис говорит, что принц для него 1 из тысячи других мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица. «Но если ты меня приру-чишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете...» (1,197). Лис открывает принцу тайну приручения: приручать - значит создавать узы любви, единения душ.
Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир. Лис в сказке напоминает истины, пропо-ведующие Иисусом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (3,330). Иисус проповедовал любовь к Господу. Вера помогает жить челове-ку, преодолевать трудности.
В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную розу, потом он оставляет на Земле Лиса. «Нет в мире совершенства», - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть ответственность человека за порученное ему де-ло, за близкого ему человека. Это чувство не покидало принца на всем про-тяжении сказки, ради Розы малыш жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Цветы так непоследовательны!» В Библии Иисус, отдал свою жизнь, чтобы спасти человечество от их грехов. «Никто не отнимет её у меня, но я сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её...» (3,355).
Таким образом, библейские образы в сказке «Маленький принц» несут в себе содержательность, которая помогает при чтении понять значимость персонажей.
Список использованной литературы:
1. Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное.- Кишинев, 1976
2. Антуан де Сент-Экзюпери.Тайны сказки // Шаров. Волшебный приход к людям. - М., 1985
3. Детская библия, 1992
4. Моруа А. де Сент-Экзюпери // Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1971
5. Планета людей и Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери // Кир- нозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992
Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане. Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча. - Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц. - Добрый вечер, - ответила змея. - На какую это планету я попал? - На Землю, - сказала змея. - В Африку. - Вот как. А разве на Земле нет людей? - Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая. Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу. - Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. Смотри, вот моя планета - как раз прямо над нами... Но как до нее далеко! - Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле? - Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц. - А, вот оно что... И оба умолкли. - А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея. Маленький принц внимательно посмотрел на нее. - Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца... - Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея. Маленький принц улыбнулся: - Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь... - Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея. И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет. - Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды... Маленький принц не ответил. - Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу... - Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками? - Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.
Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.
Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что
у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление.
Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее
жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без
труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и
двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на
самом маленьком островке в Тихом океане.
Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают
очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А
вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь
обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему.
Вы и без того мне верите.
Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень
удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую
планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.
- Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.
- Добрый вечер, - ответила змея.
- На какую это планету я попал?
- На Землю, - сказала змея. - В Африку.
- Вот как. А разве на Земле нет людей?
- Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.
Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.
- Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. -
Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Смотри, вот моя планета - как раз прямо над нами... Но как до нее
далеко!
- Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать
здесь, на Земле?
- Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.
- А, вот оно что...
И оба умолкли.
- А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В
пустыне все-таки одиноко...
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на нее.
- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...
- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила
змея.
Маленький принц улыбнулся:
- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и
путешествовать не можешь...
- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея.
И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой
браслет.
- Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел,
- сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...
Маленький принц не ответил.
- Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле,
жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей
покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...
- Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все
время говоришь загадками?
- Я решаю все загадки, - сказала змея.
И оба умолкли.