Образ и характеристика карандышева в пьесе бесприданница островского сочинение. Образ и характеристика карандышева в пьесе бесприданница островского сочинение Юлий капитоныч карандышев значение имени

Карандышев образ и характеристика по плану

1. Символичность Карандышева . Эпоха, изображенная А. Н. Островским в "Бесприданнице ", знаменовала собой быстрое вступление России в фазу капиталистического развития. Сила и власть постепенно переходили в руки ограниченного числа людей, сумевших сколотить состояние. На этом фоне особенно заметна убогая жизнь мелкого чиновничества, к которому принадлежит Карандышев. Карандышев не способен проявить инициативу. Он просто плывет по течению, занимая скромную чиновничью должность. Ограниченные финансовые возможности развивают в нем робость и нездоровое чувство собственного достоинства. Главная цель Юлия Капитоныча - доказать окружающим, что он ничем не хуже людей, обладающих сказочным богатством. В этом заключается трагедия всей его жизни.

2. Поведение и манера держать себя . Карандышев очень болезненно воспринимает все высказывания на свой счет, даже вполне безобидные. Ему кажется, что за ними скрывается насмешка над его бедностью. Отсюда проистекает его подчеркнутая строгая вежливость и стремление показать себя в лучшем виде. Однако чем больше Юлий Капитоныч старается, тем смешнее выглядит в глазах окружающих.

3. Карандышев и Лариса. Заручившись согласием Ларисы и ее матери на брак, Карандышев преображается. В нем просыпаются все прежде скрытые честолюбивые мечты. В понимании Юлия Капитоныча его свадьба с молодой и очень красивой девушкой доказывает всему обществу, что его просто недооценивали до этого. Возможно, Карандышев и любит Ларису, но это чувство отходит на второй план перед удачной возможностью собственного триумфа. Ему очень важно пригласить на свадьбу самых влиятельных людей и покрасоваться перед ними. Для Юлия Капитоныча Лариса - просто дорогая игрушка, случайно доставшаяся в его руки. Еще не обладая правами мужа, он начинает делать ей замечанию по поводу, как ему кажется, недостойного поведения для девушки.

4. Отношение к Карандышеву других героев . Ничтожество Карандышева и его тайные мечты ни для кого не секрет. Остальные герои просто по-разному реагируют на этого окрыленного предстоящей свадьбой человека. Объединяющим всех чувством по отношению к Карандышеву является презрение, выражающееся в разной степени. Презрения практически не скрывают Кнуров и Вожеватов. Паратова от откровенных насмешек над женихом удерживает жалость к положению Ларисы. В разговоре Харита Игнатьевна также довольно-таки часто намекает на очень незавидное положение Карандышева. Однако устав от бесконечных поисков жениха для дочери, она согласна и на такой вариант. В очень сложном положении находится Лариса. Согласившись на брак от отчаяния, она уже устала от Карандышева и его поведения. Презирая жениха, она испытывает к нему, в отличие от остальных, настоящую жалость, ведь их объединяет бедность.

5. Показательные сцены с участием Карандышева . Карандышев выглядит невероятно глупо с самого первого появления, когда он приглашает гостей на свадьбу. Ему не терпится пригласить Кнурова, который даже не удостаивает его внимания. Юлий Капитоныч не стесняется высказывать свой замысел в разговоре с Ларисой. Фактически он признается, что свадьба для него - не счастье с любимой женщиной, а всего лишь удовлетворение собственного самолюбия. Одновременно смех и жалость вызывает Карандышев на торжественном обеде. Основательно выпив, он не замечает насмешек гостей, пытается создать видимость достатка. Вершина унижения Юлия Капитоныча - его запрет петь для Ларисы, который она немедленно нарушает. В финальной сцене Лариса откровенно оскорбляет Карандышева, который, унижаясь все больше и больше, уговаривает ее уехать с ним. Убив девушку, Юлий Капитоныч доказал, что был совершенно ее недостоин.

6. Заключение. Карандышев - яркий литературный пример того, насколько может быть исковеркана душа человека под влиянием бедности. Юлий Капитоныч от природы добрый и честный человек. Только беспросветная нужда развила в нем болезненное самолюбие и, в конце концов, привела к убийству ни в чем не повинной девушки.

Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож-ные человеческие характеры.

Главная героиня пьесы — молодая девушка из не-богатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «...Барышня хорошенькая, играет на раз-ных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет...»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса просто-душна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от ок-ружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищен-ная.

При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судь-бу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благо-даря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «...Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все по-сетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше насла-ждение слушать вас».

Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно... с нас сраму-то: за первого пой-ду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « поче-ту большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не го-ворил и даже не смотрел на него.

Карандышев — небогатый чиновник. Однако ам-биции его и тщеславие велики, что и делает его смеш-ным в глазах того окружения, в которое он хочет впи-саться. Писатель награждает героя говорящим име-нем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — не-доросток, коротышка; человек с непомерными и ни-чем не обоснованными претензиями. «Человек само-любивый, завистливый»,— замечает о нем Вожева-тов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блес-нуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.

В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Парато-вым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Лари-су Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестя-щих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удо-вольствие. «...Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным само-любием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на сво-ем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для ге-роини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль... В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.

Карандышев пытается набиться в друзья к Вожева-тову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отно-шения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.

первый разговор Ларисы с Карандышевым на-глядно обнажает их разность, глухую стену непони-мания между ними и даже отсутствие желания по-нять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взыва-ет вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе.

В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького чело-века». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожест-ве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нрави-лась?» — спрашивает она. Лариса призывает будуще-го мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распу-тье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувст-вие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произно-сит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали».

Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окру-жающим.

Особенно ярким является эпизод обеда у Каранды-шева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нече-го...»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на гла-зах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не лю-бить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для герои-ни обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоен-ный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно... Я смешной чело-век... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! При-ходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!.. И ведь это не разбойники, это почетные люди ».

За столом Карандышев произносит тост в честь Ла-рисы, прославляя ее умение выбирать людей, пони-мать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происхо-дящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандыше-ва. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же ме-ня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хо-чет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общест-ва» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии.

В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обид-ные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзы-скательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорб-ление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слиш-ком, слишком дорога для вас». На слова Карандыше-ва о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тепло-го, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на све-те... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду ис-кать золота. Подите, я вашей быть не могу».

Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожаю-щие его слова. Его поступок приносит измученной ге-роине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.

Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского “Бесприданница”. Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в “Записках из подполья”, Макар

Девушкин в “Бедных людях” и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же,

он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только “благодаря” неудачным обстоятельствам. Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к “запасному варианту”. Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о “смешном человеке” – это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль “рокового” героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.


Другие работы по этой теме:

  1. Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского “Бесприданница”. Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение...
  2. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”, красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в...
  3. Неслучайно Островский наградил фамилией Вожеватов одного из значимых героев пьесы “Бесприданница”. Слово “вожеватый” было раньше общепонятным, так называли людей богатых, состоятельных. Василий Данилыч Вожеватов –...
  4. “Я любви искала и не нашла”, так объясняет свое якобы самоубийство главная героиня драмы “Бесприданница” Лариса Огудалова. Всю свою жизнь она провела “в поисках” того...
  5. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что...
  6. Карандышев Карандышев Юлий Капитоныч – один из главных персонажей пьесы “Бесприданница”, молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на...
  7. Харита Огудалова Харита Игнатьевна Огудалова – хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор...
  8. Александр Николаевич Островский – прекрасный российский драматург, творчество которого в значительной мере повлияло на развитие и русской литературы, и русского театра. Островский написал множество пьес,...

Вцентре пьесы А. Н. Островского «Бесприданни-ца» интересный, многосложный характер и судьба главной героини Ларисы Огудаловой. Ее образ во мно-гом раскрывается во взаимоотношениях с Паратовым и Карандышевым.

Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, осве-щающий своим приездом серую и будничную бряхимовскую жизнь, некогда отбил всех женихов Ларисы, два месяца ездив к Огудаловым. Паратов давно не по-являлся в городке. Лариса все так же любит его, но в ее душе уже нет надежды. Она устала от жизни в «цы-ганском таборе». Ее мать, ловкая, проворная, хитрая женщина, умеющая приспособиться к жизни, окру-жила Ларису толпой поклонников, которые счастли-вы проводить время в обществе Ларисы, умной, обра-зованной, талантливой. Однако ни один из них не це-нит Ларису как человека, не готов жениться на ней, потому что она бесприданница. Сложившаяся ситуа-ция для героини унизительна, поэтому она клянется пойти за первого, кто предложит ей руку и сердце. Этим первым оказывается Карандышев, небогатый бряхимовский чиновник.

Паратов и Карандышев — абсолютно разные люди. Паратов живет с шиком, он по-мужски обаятелен, уважаем всеми. Карандышев беден. Но это не мешает ему искать общества самых именитых бряхимовских купцов, искать их расположения и дружбы, пытаться встать на одну ногу с тем же Паратовым. При весьма скромных достоинствах у Карандышева большие ам-биции, он тщеславен и требует к себе повышенного внимания. Его поведение вызывает насмешку у та-ких, как Кнуров и Вожеватов. Они считают его жал-ким, никчемным человеком, неудачником и глупцом. Лариса, дав Карандышеву согласие на брак, надеется только лишь избавиться от прошлого, уехать от ста-рой жизни подальше, забыть обо всем. Но Каранды-шев не слышит ее и даже не пытается услышать. Ему хочется блеснуть новым положением, блеснуть Лари-сой. Он возгордился и не хочет замечать собственного ничтожества, которое он только подчеркивает своим поведением. Его выходки — всего лишь жалкая паро-дия на красивую жизнь.

В тот самый момент, когда Лариса понимает весь ужас своего положения, и появляется Сергей Сергеич. Его визит дарит героине надежду на лучшее, она еще не знает, что Паратов променял ее на «золотые прииски». Паратов в глазах Ларисы — идеал мужчи-ны. Она восторгается его благородством, щедростью, добротой. Ослепленная любовью, Лариса не видит не-достатков Паратова, его истинного отношения к ней. Конечно, он умеет быть более обходительным, чем Ка-рандышев, умеет очаровать даму, любоваться не со-бою, как Юлий Капитоныч, а ею. Он умеет пустить пыль в глаза, поразить широтой своей натуры, поко-рить смелостью. С таким, как он, Лариса готова идти хоть на край света, готова забыть саму себя, что она и делает, отправившись с ним кататься по Волге и пол-ностью ему доверившись.

Лариса прозревает слишком поздно. Паратов сове-тует ей не компрометировать себя, а отправиться к жениху. Сергей Сергеич совершенно спокойно гово-рит Ларисе о Карандышеве: «будет радехонек, если вы опять его приласкаете». Вот в этом-то непонимании героини Паратов и близок Карандышеву. Он не хочет осознать, что Лариса, не умеющая притворять-ся, лгать, приспосабливаться, не сможет теперь вер-нуться к Карандышеву и смотреть ему в глаза, жить с ним. Она любит всем сердцем, один раз, навеки, лю-бит страстно и глубоко. Для Паратова связь с Лари-сой — только лишь «угар страстного увлечения», бы-стро проходящий и не оставляющий следа, заменяе-мый «здравым рассудком». «Золотые прииски» для его — цепи, а любовь Ларисы — временное удовольствие, не дающее героине право быть такой «требова-тельной» к нему.

Разговор с Паратовым рождает в голове у Ларисы мысли о самоубийстве. Но погибает она от руки Карандышева, ослепленного чувством собственника. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— кричит он ей, не осозна-вая, что «слишком мелок, слишком ничтожен» для нее.

Жизнь героини заканчивается трагично. Она не понята ни Карандышевым, ни Паратовым. Во многом эта вина ее самой, не захотевшей вовремя увидеть ис-тинное лицо Паратова, давшей согласие Карандыше-ву, изначально не подходящему ей. Драма Ларисы и в том, что она живет в мире дельцов, где все продается и покупается, где таким, как она, уготовано слишком незначительное место и где она просто не могла быть счастлива.

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. — особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой любому другому чувству. Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

К. отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!» — т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену фантома — иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий...»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок невозможный для человека любящего, впервые осознавшего это чувство, — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». К. не может обладать этой женщиной живой и утверждает свою власть над мертвой.

К. тем самым отличается, например, от Краснова из «Грех да беда на кого не живет». Это не вариация на тему Отелло. Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок. Все его поведение на сцене строится на постоянном посрамлении его попыток встать в позу благородного жениха, блестящего кавалера или светского человека.



Copyright © 2024 Школа и образование.