Общая характеристика основных направлений юридической психологии. История развития и современные направления юридической психологии

    Предмет, задачи юридической психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права.

Юр. психология - прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юр. деятельности; исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов. Юр.психология- отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Предметом юр. психологии являются изучение психич.явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

Задачи юр. психологии: 1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;5) выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в основном на 3 уровнях: 1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве эксперта, специалиста в гражданском или уголовном процессе и т. д.); 2) использование психологии в юриспруденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохр. систему и их психологическое сопровождение и т. д.; 3) возникновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции. Юр. псих-я базируется на общей и социальной психологии , откуда проистекает ее методология. Осущ.личностный подход (например, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная группа, социализация и социальная справедливость, правосознание и т. д.

Юр. псих-я решает проблемы псих-кого обеспечения правоохран. деятельности,т.е. системы сознательного, целенаправленного, правильного и оперативног оиспользования возможностей психологии, психол-х методов и ср-в, обеспечивающих успешное решение задач различных видов

правоохранительной деятельности.Такое психол-е обеспечение выполняет ряд ф-ций: а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психолог. знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода,нормповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юр. деятельности; г) регулятивную (создание соответ. рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психолог. ошибок, отрицательных психол-х последствий).

    Понятие личности в психологии, её структура и содержание.

Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как обусловленный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Вывод : развитие индивида включает как социальные, так и биологические детерминанты. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как предпосылка, в других - как фактор, влияющий на психические явления, или- как причина отдельных актов поведения, в четвертых - как условие возникновения психических явлений.

Первоначально структура личности определялась простым перечислением психолог. свойств человека. Задача психолога сводилась к каталогизации черт и выявлению их индивид. неповторимости у каждого отдельного человека. С середины 60-х г характерен подход понимающий под личностью некую биосоциальную структуру, включающую направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности познават. сферы (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. К концу 70-х г., структурный подход к проблеме личности сменяется системным подходом - это психолог. образование, порождаемое жизнью человека в обществе. С соврем.позиций в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

    Методы юридической психологии.

1) В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы :1 научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);2.психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);3.судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания). 2)По способам юр. психологии методы подразделяются на :метод психологического анализа материалов уголовного дела;анамнестический (биографический) метод;методы наблюдения и естественного эксперимента;инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники). 3 Существует др.классификация методов юр. психологии. методы структурного анализа (выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении); методы структурно-генетического анализа (исслед. возникн. и развития изучаемого объекта, анализ зависимости его функционирования от особенностей развития); методы качественного (факторного, кластерного, дисперсионного и т. д.) и количественного (статистического) анализов (позволяют выявить систему причин и условий функционирования исслед. явления);методы естественного (испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие) и лабораторного экспериментов (исследуется зависимость особенностей психич. процессов от действующих на испытуемого стимулов, которые можно изменять с целью выявления различных проявлений психики и поведения); анкетный метод (задаются однородные вопросы достаточно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах);вспомогательный метод в виде интервью или беседы (применяется обычно в начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы)..

    Предмет, объект и методы судебно-психологической экспертизы.

В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Объектом психологии как науки является сам человек, а предметом - психика или психическая деятельность; Виды судебно-психологических экспертиз :по месту и условиям проведения - амбулаторная, стационарная, экспертизы в кабинете следователя, в судебном заседании, на территории следственного изолятора, дома у испытуемого;по процессуальному положению подэкспертных;по предмету экспертизы. Работа эксперта регламентируется УПК РФ, ФЗ «О гос.судебно-экспертной деятельности в РФ» Выносить постановление о проведении судебно-психологической экспертизы могут только следующие должностные лица: дознаватель, следователь, прокурор и судья. Адвокат не имеет права выносить постановление о производстве экспертизы.Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения». Компетентным экспертом-психологом может быть признан специалист с высшим психолог. образованием с дипломом гос. образца, со стажем работы по специальности не менее 5 лет. Также свидетельством высокой компетентности специалиста может быть наличие 1-й и высшей категорий психологов образовательных и медицинских учреждений и/или наличие научной степени кандидата или доктора психолог.наук, научных званий доцента и профессора, научных публикаций по различным аспектам экспертной деятельности. Существуют обстоятельства, обязывающие эксперта заявить о самоотводе если он:а) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;б) участвовал в качестве присяжного заседателя, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;в)является близким родственником или родственником любого из участников данного уголовного дела;г) находился или находится в служебной зависимости или иной зависимости от сторон или их представителей; д) если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уг.дела. Возможнапроцедура допроса эксперта следователем.

    Познавательные психические процессы, виды, основные характеристики.

Личность включает в себя психические познавательные процессы, которые выражаются через индивидуальные характеристики. К ним относятся перцептивные процессы: ощущение, восприятие.Ощущения – простейшая форма психического отражения; элементарный сихический познавательный процесс свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком.

Через ощущения человек познает мир и психически развивается.Как правило «раздражитель» вызывает гамму ощущений. По длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, что как свойство используется на судебных экспертизах при формировании показаний. Нижний и верхний пороги абсолютной чувствительности определяют зону чувствительности анализатора (- сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей). Он состоит из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс. На искажение ощущений оказывает влияние сенсорный эффект , т.е. шум, который иногда возникает в каком-либо анализаторе. Под длительным воздействием раздражителя изменяется чувствительность анализатора, либо понижается либо повышается порог чувствительности – адаптация (медленно адаптируются вкусовые и зрительные ощущения).Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии на органы чувств этими объектами. Виды восприятия: зрительные, слуховые, кинестетические, вкусовые, обонятельные.Восприятия могут быть произвольными и непроизвольными. К свойствам восприятий относят предметность, целостность, структурность.Человеческое восприятие – это активный осмысленный процесс, благодаря которому человек нередко визит, что хочет, а не то что объективно есть на самом деле: - линии, а не куб.

Если отдельные элементы объединяются в единое целое, то возникает поле восприятия в отношении целостности образа изучаемого объекта.

Апперцепция – проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов, т.е. за жизнь у человека накапливается база перцептивных гипотез, которые позволяют реагировать на действия различных стимулов, выбирая из базы гипотез наиболее соответствующую по качественным характеристикам стимула.Некоторые объекты мы воспринимаем независимо от того, что видим, т.е. образуется константность восприятия (тарелка для нас круглая с какой стороны мы бы на нее не смотрели), а искажение воспринятых предметов является имозией .

    Основные этапы становления юридической психологии в России.

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Донаучный этап – предыстория развития юридической психологии

Зарождение юридической психологии как прикладной отрасли, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом

конец 19 – начало 20 вв.

Становление и развитие юридической психологии как самостоятельной отрасли

20-е гг. 20 в.

Возрождение и стремительное развитие юридической психологии

60-е гг. 20 в. – настоящее время

России и в Европе в конце XIX в. появился целый ряд научных публикаций, посвященных проблемам юридической психологии.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. наблюдалось интенсивное развитие психиатрии, психологии, уголовного права и других юридических наук. В России возникла Психологическая школа права, основателем которой явился криминолог Л. И. Петражицкий. Но психологические знания механически использовались для объяснения отдельных правовых явлений. В. М. Бехтерев в 1908 г. создал Научно-исследовательский психоневрологический институт, а в 1909 г. на его базе - Криминологический институт. Именно с этого времени можно вести отсчет превращения судебной психологии в самостоятельную прикладную отрасль психологической науки в России. Государственный институт по изучению преступности и преступника был создан в Москве в 1925 г. Круг рассматриваемых проблем расширился: появились обширные исследования различных групп преступников, психология исправления преступников, судебно-психологическая экспертиза и т. д.

С начала 30-х и почти до середины 60-х гг. XX в. юридической психологии практически не существовало. Только в 1964 г. началось ее возрождение после принятия ЦК КПСС постановления. В 1966 г. прошел Всесоюзный семинар по вопросам, связанным с преподаванием курса юридической психологии. В мае 1971 г. Был создан сектор психологии в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского появилась лаборатория психологии. В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста

    Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

В юридическом процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Наиболее часто встречаются в практике комплексные экспертизы.

Вы деляют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований:1-психолого-криминалистическая. Проводится психологами+криминалистами, которые отвечают за достоверность источников доказательств (при самоубийстве);2-психолого-автотехническая. Назначается по факту отношений человек-машина. Проводят психологи + инжинеры (при ж\д авариях специалисты ж\д…);3- психолого-светотехническая. Назначается при автокатастрофах;4- медико-психологическая. В некоторых случаях проводится стационарно. Участвуют психологи + врачи определенной области медицины в которой необходимо установление психологического статуса лица;5- психолого-вокалографическая;6. психолого-искусствоведческая. Для у становление психологического портрета вандала или автора произведения. Проводится совместно с искусствоведами;7- психолого-педагогическая. Проводится психологами + учителями при необходимости установить умственную отсталость несовершеннолетнего, педагогическую запущенность;8- психолого-лингвистическая. Проводится психологами + филологами + графологами. По форме является заочной.

    Определение характера, его свойства, влияние характера на поведение человека.

Часто чтобы объяснить поведение человека мы начинаем обращать внимание на характер человека.Характер имеет тесную связь с темпераментом. Характер-это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведение человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, к другим различным обстоятельствам бытия и т.п.Характер формирует индивидуальный стиль поведения. Зная характер человека появляется возможности прогнозировать его поведение или реакцию.

По свойствам характеры различаются:1 -свойства характера, в которых отражаются отношение человека к другим людям. Эти отношения помогают выявить такие свойства как доброжелательности, отзывчивость, общительность, коллективизм, либо напротив, высокомерие, зависть, индивидуальность, аутизм (замкнутость).2- свойства характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе. Потому как человек относится к себе можно сказать о го отношении к окружающим. К таким чертам характера относятся: скромность, отзывчивость, альтруизм, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие, повышенная обидчивость.3- свойства характера, которые выражают отношение к работ, служебной, профессиональной деятельности.(трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж.4-свойства характера, в которых отражается отношение к материальным ценностям, собственному благополучию (щедрость, жадность, бережливость).5. В характере человека его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить черты, которые доминируют в человеке, какие у него убеждения, стремления.

    Виды судебно-психологических экспертиз.

В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Существуют след. виды экспертиз: единоличные и комиссионные, основные и дополнительные, первичные и повторные, однородные и комплексные. Выделяют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований.Одним из самых значимых оснований для разделения экспертиз является предмет исследования.

Можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз :1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. 2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. 3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями. 4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта или иных эмоц. состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. 5. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, на авто и железнодорожном транспорте). 6. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. 7. Установление у обвиняемого индивидуальнопсихологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. В гражданском судопроизводстве предлагаются следующие виды судебно-психологической экспертизы: 1. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъектов гражданского права. 2. Установление психологических обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о праве на воспитание детей и их опеке.

    Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психолог. экспертизы направлены на повышение объективности решения юр.значимой проблемы и явл. одним из источников доказательств.

В рамках уголовного судопроизводства встречаются следующие условия назначения: 1) - установление способностей обвиняемых, свидетелей, воспринимать сведения по делу и давать правильные показания. Поводом является: малолетний или пожилой возраст лица, проходящего по делу, не соответствие показаний лица другим показаниям дела, данные о низком интеллекте лица и особые условия восприятия важных для дела обстоятельств.2)- установление наличия / отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводом является: показания свидетелей о изменении внешнего вида, голоса и моторики обвиняемого, сведения о реально существующих условиях способствующих кугуляции негативных эмоциональных переживаний, данные о конфликтной ситуации в которых было осуществлено преступление, сведения о хронической неудовлетворенности значимых потребностей, сведения о фактах частичного забывания фрагментов преступления.3)- установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний, делающих невозможным/ затруднительным выполнение профессиональных функций на авто, ж\д, авиатранспорте. Повод: требования ситуации превышали индивидуально-психологические способности человека, управляющего транспортным средством.4)- установление способностей психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление обвиняемому. Повод: пассивное поведение потерпевших в ситуации составляющей сущность уголовного дела, отсутствие глубоких эмоциональных потребностей, данные об искаженном восприятии в семье либо другой окружающей среде.5)- установление способностей несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение способности руководить своими действиями. Повод: легкомысленное отношение несовершеннолетних к своим противоправным действиям, данные о инфантильном поведении обвиняемого.6)- установление наличия / отсутствия у лица в период предшествующий смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Повод: сведения о доведении до самоубийства, предположение о инсценировке убийства.7)- установление у обвиняемого индивидуально психических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. Повод: необходимость создания психологического портрета обвиняемого.

    Психологические особенности личности преступника. Основные теории личности преступника.

Под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее ответственного возраста. В уголовном праве на ряду с термином «личность преступника» употребляются выражения: лицо, совершившее преступление, субъект преступления, личность виновного.

В настоящее время изучение личности преступника происходит в соответствии с наличием в ней 2х подсистем:

1) социально-демографическая, которая включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессию, судимость, материальное положение. Анализ этих признаков помогает понять процесс формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических качеств, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступления.2) Психологическая подсистема личности преступника включает в себя как и у всех 4 компонента: 1. ценностные ориентации, 2. опыт, 3. психические формы отражения, 4. темперамент, др. генетические особенности.

Однако принципиально различают преступников и не преступников сочетание личностных особенностей.

Классификация психопатических расстройств личности и поведения :-возбудимые формы психопатических расстройств (мстительное, жестокое поведение)-неустойчивые формы возбудимой психопатии (неорганизованность, безволие, нетерпимость к законам, высокая внушаемость)-бродяжничество, массовые беспорядки.-паранойяльная форма возбудимой психопатии (узость мышления, нетерпимость к иному мнению, повышенная самооценка) -особенность преступников насильственно-корыстного характера. -истероидная психопатия (эгоизм, театральность в поведении, повышенная обидчивость)-преступления против личности и собственности, мошенничество.-тормозимый тип- менее всего склонен к преступлениям . Делится на 3 подтипа:1) астенического характера (впечатлительность, утомляемость, стеснительность, неуверенность в себе);2) психастеническая психопатия (повышенная мнительность, навязчивые сомнения, нерешительность);3) шизоидные расстройства (замкнутость, отгороженность от окружающих).Кроме того, личность преступника по типологии делится на:Эндогенные- особые свойства личности, образующие предрасположенность к преступлению.Экзогенные- совершают преступления под давлением внешнего события.

    Психологическая характеристика следственной деятельности.

Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основным определ. компонентом психолог. структуры деятельности следователя является его познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может представить полную мысленную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познават.деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необходимости выдвижения и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы, действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами. Преступление как предмет исследования - сложное и многостороннее явление, и ни один очевидец не может созерцать всех элементов: 1) приготовительных действий, 2) сговора участников, 3) субъективной стороны, 4) причинной связи между действием и результатом, 5) причин и условий, способствовавших совершению преступления, и т. д. Все это в совокупности устанавливается (доказывается) при посредстве других фактов*. Предварительное расследование в целом - это не теоретически познавательная, а прежде всего практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не только предусматривает отдельные следственные действия, но и устанавливает опред. порядок всего расследования. Он регулирует отношения следователя с участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, учреждениями и организациями, определяет последовательность выполнения различных действий, очередность решения промежуточных задач расследования, обязывает к соответств. комплексу действий на том или ином его этапе и ограничивает деятельность следователя определенными сроками. Это придает работе следователя ярко выраженный нормативный характер, не свойственный подавляющему большинству других профессий. Для следственной деятельности характерно преодоление сопротивления со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следователю. Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решить следователь. Психологические аспекты следственной ситуации - это частный случай психологии деятельности субъекта вообще. Следственная ситуация - это динамическая информационная система, элементами которой являются существенные признаки и свойства обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, связи и отношения между ними, а также между участниками процесса расследования, наступившие или предполагаемые результаты сторон. Построение модели следственной ситуации - это не только получение информации, но ее всесторонняя оценка включающая как логические аспекты, так и элементы волевого действия на заключительном этапе процесса. Поэтому модель следственной ситу¬ации является не только вероятностным логическим выводом, но и сво¬еобразным информационным решением о том, что произошло, что происходит по расследуемому уголовному делу или может произойти

13.Структура юридической психологии.

Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.

В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда. В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.

Существует несколько иная форма представления системы юр. психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.

Правовая психология - психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания. Криминальная психология - роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния; Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)

Психология предварительного следствия психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, а также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Психология судебной деятельности психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей Пенитенциарная (исправительная) психология – психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.Психология гражданского правового регулирования психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел; психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

14.Психология осмотра места происшествия.

Место происшествия – источник информации о психических особенностях личности преступника. Связь преступника с местом происшествия имеет неоднозначный характер. Не только преступник изменяет место преступления, но и место изменяет преступника, влияя в дальнейшем на его психику. Поэтому для раскрытия преступления необходимо искать не только внешние следы и вещественные доказательства, но и обратить внимание на следы, оставшиеся в психике преступника, т.е. негативные обстоятельства психологического характера. Следователь, осматривающий место преступления оказывается вовлечен в эту деятельность внезапно, с дефицитом информации, при наличии массы раздражителей.

Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют все виды анализаторов однако основными являются осязательные и зрительные. Очень помогает в восприятии вербализация увиденного (воспроизведение образа). Осматриваемые предметы следует сравнить с аналогичными сопоставляя результаты.Существующая роль в восприятии мыслительных процессов в целом всей познавательной деятельности следователя на месте происшествия играет психическая установка. Т.е. может возникнуть состояние в котором «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим». Такому восприятию способствует негативное психическое состояние – когнетивного диссонанса – следователя.Таким образом следователю при расследовании необходимо иметь ясность и суметь признать неправомерность выбранной, очевидной на первый взгляд, версии.Большую роль в осмотре места происшествия играет эмоциональный фактор. При раздражителях, вызывающих отвращение, снижается результативность осмотра, т.к. подсознательно человек стремится уйти с такого места. Для избежания такого явления формируют группы осмотра места происшествия после которого формируют групповое мнение.Перспективным направлением в работе следователя видится участие в осмотре места преступления судебного психолога для помощи в дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.

15. Понятие темперамента, его влияние на динамические процессы в деятельности людей .

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Сангвиники обладают быстрой реакцией, легко и быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за падения интереса. Подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики , сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Меланхолики отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальность в соблюдении однажды принятого порядка.

Холерики имеют то достоинство, что могут сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Холерики демонстрируют пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают проявления индивидуальности.

Требуемые некоторыми профессиями качества плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к динамическим особенностям деятельности.

    Психология обыска.

Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения регламентированы ст. 182,184 УПК.

В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены.

С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске.

На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации.

Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места.

Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам:

Демонстрирует мнимое сотрудничество;

Умышленно отвлекает внимание следователя;

Дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана;

Провокации в адрес следователя, угрозы.

Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя.

Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно.Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка.Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину. Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого:-метод беседы-вопросы перед обыском;-метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию;-метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев).

Юридическая психология

Юридическая психология в системе научного знания.

  1. Предмет, объект, задачи и принципы юридической психологии.
  2. Методология юридической психологии.
  3. Структура юридической психологии и её связь с другими науками.

Психология – наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей (учение о душе с греч.).

Юридическая психология – прикладная отрасль общей психологии.

Значение ЮП – она вносит значительный вклад в решение сложных многопрофильных задач укрепления правовой основы российского государства и усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Сам термин ЮП был введён в начале 20-го века Клапаредом , швейцарским психологом, он характеризовал ЮП, как активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявления и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.

Особенность ЮП, является её междисциплинарный характер, т. е. относится как к юриспруденции, так и к психологии.

Предмет ЮП – исследования и систематизация психологических основ правотворческой, право-воспитательной, правоприменительной, правоохранительной, пенитенциарной деятельности.

Цели ЮП, как науки – общая с юриспруденцией – построение правового государства и общества, но есть специфика – способствование достижению цели, на основе раскрытия взаимосвязей и влиянии юридико-психологической реальности, а также разработки пути их оптимизации.

Объект изучения ЮП – конкретные типы людей их общность, как субъекты правовой активности, в рамках процессов правового регулирования.

Задачи – основные и дополнительные. Основные:

1) методолого-теоретическая – разработка в соответствии с требованием общей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития и создания социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью,

2) аналитическая – исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осуждённых и личности субъектов юридической деятельности,

3) прогностическая – выработка научно-обоснованных предположений о возможной динамике детерминации (совокупности причин), психологических закономерностях изменения правосознания и преступности, как социальных явлений,

4) практическая – разработка и внедрение рекомендаций, направленных на повышение эффективности юридической деятельности.

Цель ЮП

Принципы ЮП:

1) обусловленность правозначимого поведения личности с условиями её жизнедеятельности,

2) факторы, детерминирующие правозначимое поведение, системны и комплексны,

3) психические факторы поведения личности не должны абсолютизироваться,

4) исследования в области ЮП синтетичны,

5) принцип научности.

Предмет ЮП делится на изучение индивидуально-психологических и социально-психологических явлений.

Индивидуально-психологические явления классифицируются по различным основаниям:

1) явления, по своей сущности и представленности нашему восприятию, по этому основанию, психологические явления делятся на 3 группы:

· психологические факты – относительно поверхностно-наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены,

· психологические закономерности – объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний (в психологии носят вероятностный характер),

· психологические механизмы – психологические превращения, посредством которых совершаются действия закономерностей и происходят переходы от причины к следствию,

2) классификация по форме существования явлений, делятся на:

· психические процессы – изменения на уровне психики, это всё угасающие, появляющиеся (свидетельские показания),

· психические состояния – целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определённый отрезок времени (состояния возбуждения, тревоги, страха, эйфория, беспечность…),

· психические образования (свойства, стереотипы) – закрепившиеся в психике человека, т. е. имеющие тенденцию к повторению, облегчённому протеканию психические явления.

В широком смысле, метод – способы изучения реальности и построения системы научного знания; а в узком – совокупность техник, приёмов и процедур, которые направлены на освоение действительности в конкретной дисциплинарной области и служит эффективному решению профессиональных задач.

Всё многообразия методов ЮП можно разделить на следующие группы методов ЮП:

1) методы научного исследования,

2) методы психотехнического воздействия,

3) методы судебно-психологической экспертизы,

4) методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов.

Среди методов научного исследования обычно выделяют 2 класса средств теоретического и эмпирического познания.

К средствам теоретического познания относят – логические процедуры обобщения, абстрагирования, формализации, аксиоматически и историко-сравнительный методы, моделирования и системный анализ,

Средства эмпирического познания включают в себя традиционные для психологической науки методы:

  • наблюдения,
  • опрос,
  • эксперимент,
  • тестирование,
  • биографический.

Методы психотехнического воздействия представляют собой совокупность психотехнологий, техник и приёмов оказания влияния на отдельных людей и группы.

Методы судебно-психологической экспертизы (СПЭ) предназначены для проведения целевых объективных исследований экспертом-психологом.

В ЮП используются 4 вида наблюдений, разделённых по основаниям:

1) по положению исследователя наблюдателя (косвенное и непосредственное (включённое) наблюдение, самонаблюдение),

2) по степени формализации процедур (неструктуризованное, структуризованное),

3) по регулярности проведения (систематическое, случайное, единичное),

4) по условиям организации и наблюдения (полевое, лабораторное).

Метод опроса реализуется в 3-х формах:

· беседа,

· интервью,

· анкетирование.

Интервью, как метод опроса имеет различную степень формализованности:

1) стандартизованное, при таком интервью реализуется опрос респондента по жёсткой последовательности специально отобранных вопросов,

2) фокусированное интервью, здесь целью вопроса является получение от респондента соответствующих данных по проблеме, уникальной информации,

3) свободное интервью, позволяет обратить внимание на оценку респондентом проблем, о которых вы общаетесь, очень важным является установление психологического контакта с респондентом.

Экспериментальный метод – исследование, при котором преднамеренно и планомерно вызывается изменение в изучаемых процессах, 2 вида:

· естественный,

· ассоциативный.

Естественный метод проводится в живых условиях, а ассоциативный тоже имеет свои особенности (разработан Юнгом).

Метод тестов и контент-анализ изучить самостоятельно.

Компоненты системы ЮП:

1) метолого-теоретические и методические основы,

2) правовая психология,

3) криминальная психология,

4) психология следственной и оперативно-розыскной деятельности,

5) судебная психология,

6) пенитенциарная (исправительная) психология,

7) психология гражданского судопроизводства.

Развитие юридической психологии. История и современность.

  1. Развитие зарубежной юридической психологии.
  2. Становление юридической психологии в России.
  3. Юридическая психология на современном этапе.

Развитие юридической психологии изначально осуществлялось, как развитие правовой психологии, то есть правового мировоззрения и с возникновением таких понятий, как «право» и «закон» постепенно появляются свои идеи о праве, законе, справедливости и т. д.

Глубоко психологичными были взгляды Демокрита (460-370 г. до н. э.). Он считал, что закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренних увлечений.

Сократ высказывал рационалистические идеи о природе человеческого поведения. Идеи Сократа о необходимости совпадения справедливого разумного и законного были развиты Платоном и Аристотелем.

Платон распознал 2 психологизированных явления, лежащие в основе развития общества – потребности и способности людей. Государственные формы могут ухудшаться как по экономическим, так и по душевным (психологическим) причинам.

Следующим этапом был средний период средневековья. В этот период сложилось этатическое понимание права. В это время поведение подданных было жёстко регламентировано. Возникла цензура над жизнедеятельностью человека и утвердилась система жёстких ограничений его жизненной активности (психологическое давление).

Средневековая деформация права породила состояние всеобщей запуганности и затравленности, в связи с этим прогрессивные мыслители того времени стали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей.

В 18 веке прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. В частности Монтескье считал, что соединение доброй в воли отдельных людей образует гражданское состояние общества.

У Монтескье был последователь Чезарро Беккариа. В 1764 году он опубликовал брошюру «о преступлениях и наказаниях». Беккариа подверг убедительной критике запутанные уголовные законы, тайное уголовное судопроизводство и неоправданную жестокость наказания. Идеи Беккариа получили распространение – началась реорганизация судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций, и сложился тезис, что право должно содержать не столько запреты, сколько признание дозволения. Право стало трактоваться, как осознаваемая обществом мера социальной справедливости. Право стало трактоваться, как осознаваемая обществом мера социальной справедливости и социально-допустимой свободой личности. Отношения в обществе могут регулироваться только таким законом, который основан на «природе человека».

Разрабатывая философские аспекты в праве, Гегель провозгласил: «Человек должен найти в праве свой разум». Таким образом к концу 18 века право стало пониматься, как исторически-обусловленное, социальное и социально-психологическое явление. Его содержание и функционирование определялось условием экономической и духовной жизни общества.

Следующий этап: конец 18 – 19 век. На основе новой правовой идеологии в этот период зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний, криминальная психология, а затем более широко – судебная психология. В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающийся психологии преступного поведения и психологии личности преступника. На этом же этапе начинает осознаваться необходимость психологических знаний в судопроизводстве и во всей системе правовой регуляции.

Во второй половине 19-го века зарождается антропологическая школа права и повышается интерес юристов к человеческому фактору. В конце 19-го века, в связи с формированием криминалистики и криминологии, начинает формироваться судебная, а затем и юридическая психология.

Клапарет расширил круг судебно-психологических проблем и в начале 20-го века ввёл понятие «юридическая психология». Основоположник криминалистики Ганц Кросс создал труд «Криминальная психология», он рассматривал судебную психологию, как прикладную науку по отношению к общей психологии.

В начале 20-го века начинает развиваться психология формирования и получения показаний (Морбе, Штерн, Вергеймер).

Альберт Хельвинг разработал психологию допрашивающего (полицейский, судья, эксперт) и допрашиваемого (обвиняемый, потерпевший, свидетель), он же разработал психологическую технику допроса.

Но в первой половине 20-го века судебная психология оставалась эмпирической (описательной) наукой. Преступная личность, её мотивационная сфера описывалась такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму. Многие социально-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых обследованиях причин преступлений полагались на мнения самих преступников. Появилась проблема психодиагностики личности преступника, психологического анализа лиц, совершивших однородное преступление. Поэтому появился ряд специальных исследований и некоторые учёные, как Бьерре, он на большом эмпирическом материале провёл исследование психологию убийства.

Под влиянием психоаналитической теории Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступника, раскрытия глубинных личностных образований (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бром). Заключённые обследовались психодиагностическими тестами и другими психоаналитическими методами (этим занимался учёный Хаблин-Смит). Психологи приходят к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая Фрейдом как супер эго (сверх-Я). У преступников разорвана внутренняя структура социального самоконтроля. Наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. По мнению авторов, преступная наклонность формируется в результате неудач в стабилизации своего эго, вследствие ранней психической травматизации.

В первой половине 20-го века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии. Изучалась личность преступник и среда его обитания (Франц Фон Лист, Моритц Либман). В немецкой судебной психологии утвердились 2 направления: психопатологическое и биологическое. Основные причины преступления стали усматриваться в психологических и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения. Эрнцт Зееринг и Кайл Ваймдлер сделали одну из первых попыток классификации типов преступников, полагая, что только так можно выявить подлинные причины преступников. Их нашли 8:

1) профессиональные,

2) имущественные,

3) сексуальные,

4) случайные,

5) примитивно-реагирующие,

6) злостные (убеждённые),

7) хулиганствующие,

8) нежелающие работать,

их должны изучать биология, психология и психиатрия.

На современном этапе.

В США юридическая психология тесно связана с криминалистикой. В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление. Во Франции судебная психология ориентирована на социально-психиологическое и социологическое направление. В Бельгии и во Франции функционирует центр изучения подростковой преступности. В Японии исследовании преступности ориентировано, в основном, на психиатрию.

Среди социально-психологических факторов преступности в современных исследований выделяются:

  • дефекты социального контроля,
  • разрушение социальных связей,
  • условия, содействующие криминальному научению,
  • дефекты социализации.

Смотреть: теория стигматизации (клеймение)

Общим недостатком современных теорий является их фрагментарность, отсутствие необходимой системности, комплексного подхода к анализу человеческого поведения.

Впервые в России о необходимости учитывать психологию преступников впервые в 18 веке высказался Посошков, предлагавший в книге «О скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить материал для их изобличения. Рекомендовал классифицировать преступников во избежание влияния более худших на менее испорченных.

Князь Щербаков историк и философ указывал на необходимость знания законодателем человеческого сердца и создания законов с учётом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос о возможностях досрочного освобождения и необходимости привлекать заключённых к работам.

Ушаков в книге «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главной целью наказания было приведение преступника к раскаянию. Вначале 19-го века проблемами обращения права к психологии занимались учёные: Лодий, Елпатьевский, Гордиенко, Штейцлер и другие.

В связи с правовой реформой последней трети 19-го века появилось значительное количество работ по юридической психологии (Баршев - «Взгляд на науку уголовного законаведения», Яневич-Яновский – «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», Фрезем – «Очерк судебной психологии»).

С 1806 по 1812 годы в московском университете читался курс уголовной психологии. В 1877 году юрист Владимиров выступил со статьёй «психологические особенности преступников по новейшим исследованиям.

Дриль указывал, что психология права имеет дело с одними и теми же явлениями – законами сознательной жизни человека.

Конец 19 – начало 20 веков характеризуются интенсивным развитием психологии и психиатрии, что привело к необходимости в оформлении юридической психологии, как самостоятельной учебной дисциплины. Ковалевский в 1889 году поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.

Психологи и юристы, внёсшие вклад в развитие юридической психологии в России: Сеченов, Спасовий, Владимиров, Фоницкий, Сербский, Кони и другие.

Вопросами криминальной психологии занимались учёные, как Грот, Зовацский и Лузурский.

В 1930-1960 годы исследования по юридической психологии не проводились. А в 1966 году в юридических ВУЗах началось преподавание общей и судебной психологии.


Похожая информация.


Юридической психологии рассматривают три этапа:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

РАССМОТРИМ 1-ый. ЭТАП

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условнодосрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде-телей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выда-ющегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де-лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб-ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

Из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое вре-мя не шло дальше этих первых попыток. Во второй по-ловине XIX в. не только успешное развитие естествен-ных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к даль-нейшему расширению судебно-психологических иссле-дований.

2-ой ЭТАП - Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи-атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле-ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко-валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси-хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Создаются две школы:

1- антропологческая школа уголовного права;

2- сициальная школа уголовного права;

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче-ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко-торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического со-циализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности со-циальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе про-грессивные для своего времени элементы.

В начале XX в. в юридической психологииначинают использоваться экспери-ментальные методы исследования.

В 1900 г. французский психолог Альфред Бинэ опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы:

1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки;

2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседа-ний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои дан-ные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто-верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение» .

3-ий ЭТАП - Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, приме-нив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяс-нении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося пове-дения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74 XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени-ями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологиче-ская теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего под-тверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Особое внимание последователи биологизаторского под-хода, и в частности представители фрейдистской и неофрей-дистской школ, уделяют объяснению природы такого свой-ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри-чиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейди-стов, в результате того, что по различным причинам не по-лучают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не осознаваемых врожденных влечений

З.Фрейд рассматри-вал — либидо;

А. Адлер — стремление к власти, к превосход-ству над другими;

Э. Фромм — влечение к разрушению .

Юридическая психология, как и ноги другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-11790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, и другие вопросы.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти 19 в. Это работы И.С. Баршева "Взгляд на науку уголовного законоведения", К.Я. Яновича-Яневского "Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии", А.У. Фрезе "Очерк судебной психологии", Л.Е. Владимирова "Психические особенности преступников по новейшим исследованиям" и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В "Опытах философии теории вероятностей", изданной во Франции В 1814 году, П.С.Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что данное показание соответствует действительности, слагается:

1. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

2. из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое время не шло дальше этих первых попыток. Во второй половине 19 в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему расширению судебно-психологических исследований.



Конец 19 и начало 20 в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представляющих эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Ф. Кони и др.)

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

В начале 20 в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.

В изучении психологии расследования преступлений серьёзным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 г. он опубликовал книгу под названием "Внушаемость", в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава.

Конец 19 в. - начало 20 в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Отличительная особенность современного криминологического знания - это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно.



Современные биологизаторские криминологические теории объясняют природу преступного поведения, не так наивно, как раньше. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа. Так например, одной из сенсаций 1970 г. было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».

Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.

Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.

В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).

Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.

Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.

Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.

В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».

Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.

На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.

Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.

С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.

На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.


| |


Copyright © 2024 Школа и образование.