Проблемы с учёбой? мы поможем! биология, физика, химия, немецкий язык. Синтаксическая норма русского языка: Методическое пособие по курсу "Русский язык и культура речи" Все мероприятия рассчитаны на благо горожанам

Мастерская

«Норма»

Цели:

    развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);

    развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения;

    воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе.

Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э.Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника».

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Д.С. Лихачёв

Ход мастерской

Класс делится на 4 группы.

Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым...
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как я буду отдавать свои наработки, а вы будете радоваться нашему общению, сегодняшнему солнечному дню.

1.Вступительное слово мастера. Все чаще приходится слышать, что русский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так и сыплются из Интернета и телевизора, а "благородная" и чистая речь исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на «тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому миру Симон Львович Соловейчик признавался:

«Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не “кух о нное полотенце”, а “к у хонное”. А я всю жизнь говорил “кух о нное”. И нехорошо говорить “играться”. Дети не играются, а играют. И еще, сказала она, надо говорить “бал о ванный” а не “б а лованный” – теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю.

Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился – в него вошли ошибки речи...»

2. Индуктор. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника».

Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями?

3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора):

    Делали ли вам замечания подобного рода?

    Что вы чувствовали при этом?

    А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?

    Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?

4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка ( прочитать текст и самостоятельно расставить ударение)- распечатка каждому.

Вечер началс я . Жалюз и были опущены, свет включ ё н . На столах уже стояли т о рты и отк у поренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегд а таи клуба, которые по ср е д а м проводили здесь свой дос у г : джентльм е ны в щегольск и х костюмах, дамы в декольт и рованных платьях, украшенных ш а рфами и б а нтами . Без у держный смех то и дело наполнял зал, один только грустный б а рмен у стойки рассеяно переставлял опол о снутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тун и ке из атл а са , с крупными и рисами в руках, эта танц о вщица была крас и вее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закр у жатся вдвоём, но девушка избал о ванная мужским вниманием, даже м е льк о м не взглянула на него.

После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель (или ученик, у которого другое мнение) исправляет – ударения расставляются правильно.

Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка – «5», 2 – «4», 3 – «3», более 4 – «2».

В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.

5. Работа в группе. Задания для групп.

1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром».

2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его схему.

1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

2 группа: Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.

3 группа: Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы. – РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ

6. Вывод мастера . Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» - ключевое в учении о правильности речи. Всем известно, что русский язык – язык нормированный, подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно!

7. Языковой тренинг. Распечатки по группам

1 группа.

Морфологические нормы. Морфология изучает слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода, числа, падежных форм и т.д).

Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

2 группа Лексические нормы . Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова- паронимы представить- предоставить.

1. Мне... квартиру (дали, выделили).

2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возмож ность решить).

3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить...).

4. ... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца... к ордену (наградили).

6. Все меня... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был... на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

9. Этот дом... собой небольшой замок (является).

Правильный ответ.

1. Мне предоставили квартиру.

2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.

3. Нужно срочно представить отчет о работе.

4. Представляю вам моего друга.

5. Отца представили к ордену.

6. Все меня представляют чудаком.

7. Фильм был представлен на фестивале.

8. Актер умел представлять пение соловья.

9. Этот дом представляет собой небольшой замок.

3 группа. Синтаксические нормы - 1.

Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлени ем и выбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Москвы, он расположился у родствен ников в центре города.

2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

3 . На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Правильный ответ.

    Приехав из Москвы…

    от самых истоков….

    из всех районов города.

    Согласно полицейскому протоколу…

    в первый год по приезде.

Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .

1.Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при роде.

3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".

4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

3. …внимание рубрике…

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри частия и деепричастного оборота. Исправьте предло жения.

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

    Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.

    Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.

    После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

    Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.

    Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.

    Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.

    Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

4. Актуализация знаний
Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
Ответы детей:
- от избытка иностранных слов;
- от молодежного сленга;
- от «олбанского» языка Интернета;
- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.

Фрагмент песни П.Воли

Как вы относитесь к слову Раша?

А Россия?

Усвоение нового материала
Учитель: Вы знаете, что такое руны? (Ответы детей.) Это знаки письменности древних славян. Наша Родина - Россия. Попробуйте определить смысл слова «Россия», зашифрованный рунической тайнописью.
(Примеры рун на иллюстрации.)
Р - Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю (Алатырь-камень, «Всем камням камень» - в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию Алатырь-камень упал с неба, на нем высечены законы Сварога).
Учитель: Сопоставьте значение этой руны с историей России. Что пришлось пережить нашей стране?
Ученики: Долгий путь, войны, революции.
О - Опора
Это руна основания Мироздания.
С - Сила
Достояние Воина. Свобода от оков.
Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности. И еще это руна Победы. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определением как руны могущества.
И - Исток
Руна Истока.
Учитель: Что мы теряем сегодня?
Ученики (глядя на руны): Теряем Силу и Исток.
Цитата из книги российского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нем надо спорить. Но главное - на нем надо говорить, писать и читать. Чего я всем и желаю».


Учитель: Какие примеры нарочитого коверканья написаний русских слов вы можете привести?
Ученики говорят о сленге, о ненормативной лексике в быту, в Интернете, в литературе.
Учитель: Каждому необходимо определиться: что я должен сделать, чтобы сохранить русский язык?
Ответы детей.
Учитель: Напишем эти ключевые слова на листочках и очистим наш язык.
Дети пишут: беречь, любить, изучать, сохранять, пропагандировать русский язык, издавать новые толковые, энциклопедические словари, упорядочить нормы русского языка.
Листочки на доску со своими выводами, предложениями по сохранению русского языка приклеить на слайд с фотографией чистой воды и объяснить свою позицию.
Учитель:
Незаконченные предложения:
П - позиция /Я считаю, что.../
О - Обоснование /Потому что.../
П - пример /Я могу это доказать тем, что.../
С - суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что.../ -
позволят вам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме.
Дети высказывают свою позицию.
Учитель: Хотим, чтобы русский язык оставался красивым, ярким - давайте прислушаемся к своей речи. Начинать нужно с себя. Это очень важно.


Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить русский язык».

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

1 группа.

Анатолий Лысов

Дикарь

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

2 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Э.Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

1970 г.

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

Слова”

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

13. Домашнее задание. Рассуждение на темы:

«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»

«Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»

«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

18:29

Руский яз.

Помогите пожалуйста сделать эти задания.Очень надо.До Пн.


2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем.
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал.
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.

Поясы - пояса, пропуски - пропуска, соболи - соболя, сыны - сыновья, цве¬ты - цвета, образы - образа, лагери - лагеря, учители - учителя.

1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_

7. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.


2008-09-20 в 18:57

Самый опасный хищник в мире

Выделю ошибки. Попытайся их исправить и объяснить, в чем они заключались

Задание 8. Найдите ошибки, квалифицируйте их.
1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем .
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова , принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал .
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове .
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами .
Задание 12. Установите различия в каждой паре.
какие твои варианты?
Задание 17. Квалифицируйте ошибки. Исправьте их.
1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду ?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. Запахи многих опасностей, рождаясь , животные уже знают.


2008-09-20 в 22:32

12.Я думаю так:








2008-09-20 в 22:32

12.Я думаю так:
пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)


2008-09-20 в 22:39

Задание 17. ПрОверьте.И как их объяснить?
1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
3. Уделите внимание здоровью.
4. Абитуриент, желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
(если честно я запустался)


2008-09-20 в 22:42

в 8 зад.я тоже не разобрался(


2008-09-20 в 23:45

Самый опасный хищник в мире

batka пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)

вроде бы всё верно, молодец!

1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
верно

2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
наверное, лучше так:
Как складывалась ваша жизнь в первый год после приезда?

3. Уделите внимание здоровью.
верно

4. Абитуриент , желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
предложение не согласовано, в частности, выделенные его члены
попробуй ещё раз

5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
не совсем... в этом предложении тоже проблема с согласованием
получается, что это не ты приходишь, а котёнок приходит
Давай я помогу:
Как приятно знать, что, придя домой после школы, я буду встречен радостным мяуканьем котёнка.

6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
нет... смотри, тут опять получается, что это дождь шёл по тропинке
деепричастный оборот "идя по мокрой тропинке" относится к подлежащему, а в данном предложении им является дождь. Нужно подлежащим поставить того, кто шёл по мокрой тропинке. Попытайся.

7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
а тут всё верно)

пробуй восьмое задание, ничего, что будут ошибки, главное, чтобы ты их осознал потом
Для примера сделаю это предложение:
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
почувствуй смысл: получается, что повреждения были причинены при освидетельствовании... бред же, правда?
Нужно вот так:
В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.


2008-09-21 в 10:14

17.:

6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.


2008-09-21 в 10:24

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля.
4. В холодильнике буфета,принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)


2008-09-21 в 15:21

Самый опасный хищник в мире

batka
17.:
4. Абитуриенту, желающему учиться в этом институте, необходимо будет знать и английский язык.
6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.

вот теперь верно, молодец!

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору
смотри: по смыслу получается, что нужно расследовать письмо... как-то странно... наверное, нужно расследовать вопрос, изложенный в письме

2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
скажи: разве половина может быть большей или меньшей?


Шершаво, но в принципе верно

4. В холодильнике буфета, принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .
так что принадлежит буфетчице: холодильник или буфет?)
соответственно, от нужного слова и задавай вопрос


ага

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)
В этом предложении слово "чревато" неуместно, так как оно предполагает опасность...
попробуй перестроить предложение без этого слова

7. Салайонов не наносил ударов ногами.
я бы просто убрал вторую чсть, так как её смысл полностью содержится первой части:
Салайонов не наносил ударов

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой
ага... или с проломленным черепом (лучше так)

9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)
В этом предложении не согласовано словосочетание "травмировал брюки"... так не говорят
Попробуй заменить слово "травмировал" на такое, которое бы подошло к слову брюки...

10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.
да
причём, слово "лиц" можно опустить, а можно не опускать... если не опускать, будет официально


2008-09-21 в 15:36

1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно приводило к хорошим последствиям.
7. Салайонов не наносил ударов ногами.


10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.


2008-09-21 в 16:50

Если найдется время проверьте текст на орфо и пунктуационные нормы.
Я разыскиваю книгу, которая называется «Национальные образы мира». Ее написал ни кто иной, как известный культуролог Георгий Гачев. Предыстория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать менталитет этносов населяющих Северную Евразию.
Небезынтересно было бы прочитать и книгу «Управление финансами», в которой автор предлагает предпринимателям во избежание банкротства предприятия сократить продолжительность коммерческого цикла, наладить работу дилерской сети и вообще искать выход из кризиса за счет ресурсов производства. Кажется, она вышла в издательстве «Просвещение»
Писатель А.Битов говорит: «Слово карьера раньше считалось неприличным. Я имею в виду, что слова карьера, частник, диссидент имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось, но для меня слово карьера по-прежнему имеет тоже значение, я отношусь к нему, так же как и раньше».


2008-09-21 в 17:53

Самый опасный хищник в мире

batka
1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
верно

2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
Синтаксически верно, но я думаю, что имелся в виду смысл "Большая часть игры..."

3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
я сам долго омневался, но всё же UsUal gUy меня поправил:
рукоприкладство не может быть совершено предметом, поэтому мы либо про портфель забыавем, либо заменяем рукоприкладство словом "удар":
Удар был нанесён портфелем.

4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
так ты ничего не исправил: определись, что принадлежит буфетчице (я думаю, что всё-таки буфет)

5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
верно

7. Салайонов не наносил ударов ногами
сойдёт

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом
9. Козел гражданки Динер испортил брюки истца.
10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову
нормально


Лингвистическая «лихорадка».

Участвующие получают варианты всех заданий, правильность выполнения которых выявляется путём самопроверки. После прохождения каждого из четырёх этапов учащиеся, допустившие ошибки, выбывают из гонки, но при этом они имеют возможность работать самостоятельно над оставшимися заданиями. Таким образом, после выполнения всех заданий выявляется победитель.

Первый этап.
I. Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1.Уделите внимание на здоровье.
2.Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3.Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику
"Мир глазами путешественника".
4.Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет
знать и английский язык.
Правильный ответ.
1.Уделить внимание здоровью.
2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
3. ...внимание рубрике...
4. Абитуриенту, желающему...

II. "Узнайте" фразеологизмы по описанию.
1) Выражает призыв обращать внимание на самое главное. Имеет ироническую окраску. Источник - сборник "Плоды Раздумья. Мысли и афоризмы" Кузьмы Пруткова.
2) Обозначает разоблачение мнимого авторитета. Источник - сказка Г.Х. Андерсена.
3) Характеризует независимого, своевольного человека, не подчиняющегося ничьей регламентации. Источник - сказка Киплинга.
4) Имеет значение "потерять приобретённое вследствие излишних притязаний". Источник - сказка Пушкина.
5)Шутливо характеризует легко, просто решаемый вопрос, над которым долго мудрят. Источник - сюжет басни И.А.Крылова.
1) Зри в корень.
2) А король-то голый.
3) Кот, который гуляет сам по себе.
4) У разбитого корыта.
5) А ларчик просто открывался.

III. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и самостоятельно расставить ударение в подчёркнутых словах).
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта тащовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Правильный ответ.
Вечер начался". Жалюзи" были опущены, свет включё"н. На столах уже стояли то"рты и отку"поренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегда"таи клуба, которые по сре"дам проводили здесь свой досу"г: джентльме"ны в щегольски"х костюмах, дамы в декольти"рованных платьях, украшенных ша"рфами и ба"нтами. Безу"держный смех то и дело наполнял зал, один только грустный ба"рмен у стойки рассеяно переставлял ополо"снутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой туни"ке из атла"са, с крупными и"рисами в руках, эта тащо"вщица была краси"вее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закру"жатся вдвоём, но девушка, избало"ванная мужским вниманием, даже ме"льком не взглянула на него.
Второй этап.
IV. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Астрахан..кая сельдь, бли..кое расстояние, бога¬тыр..кое здоровье, ве..кие доводы, вя..кая почва, га¬ван..кий люд, дер..кий ответ, звер..кое обращение, кавка..кие языки, Казан..кий университет, кирги..кие сте¬пи, кон..кая упряжь, матро..кий костюм, ни..кий уровень, ноябр..кие дожди, Рейм..кий собор, ре..кий тон, сентябр..кий день, сибир..кие морозы, сколь..кий путь, у..кая полоса, францу..кий язык, черке..кая шап¬ка, январ..кая стужа.

V. Вставьте Н или НН в прилагательные.
Багря..ый закат, бесчисле..ое множество, глиня..ая посуда, дискуссио..ый вопрос, дли..ая очередь, дро¬вя..ой склад, журавли..ое гнездо, зеле..ая лавка, зем¬ля..ой пол, каме..ый дом, карма..ые часы, карти..ая га¬лерея, клюкве..ое варенье, кожа..ая куртка, кон..ый плуг, лед..ой покров, моното..ые звуки, недюжи.,ые спо¬собности, оловя..ые солдатики, осе..яя погода, песча..ая отмель, племе..ой скот, подли..ое искусство, полотня..ое бельё, румя..ые щёки, сви.,ая туша, серебря..ая ложка, соломе..ая подстилка, тума..ое утро, урага..ый ветер, це..ое изобретение, чугу..ая ограда, ю..ые натуралисты.

VI. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.
A) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днём.
По мостовой взметая пыль шёл грузовой автомобиль.
C) Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы.
D) Лодка помчалась бесшумно и легко вертясь среди судов.
E) Она Галия вошла в зал не постучавшись.

Третий этап.
VII. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Правильный ответ.
1. Приехав из Москвы...
2. ...от самых истоков....
3. ...из всех районов города.
4. Согласно полицейскому протоколу...
5. ...в первый год по приезде.

VIII. Произведите разбор слов по составу.

Налицо, наполовину, подливка, подушка, неожиданный, всемирный, вразбивку, повсюду, темнота.

Налиц/о, на/пол/овин/у, под/ли/в/к/а, подушк/а, не/о/жид/а/нн/ый, вс/е/мир/н/ый, в/раз/би/вк/у, по/вс/юду, тем/н/от/а.

IX. На Корсике, на Крите, на Яве… Тем не менее, говоря о событиях, происходящих на одном из следующих островов, надо употребить предлог В, а не НА. На каком?
A) Сахалин.
Исландия.
C) Кипр.
D) Куба.
E) Мадагаскар.

Четвёртый этап.
X. Отслуживший срок изделия из бумаги и картона называются…
A) мокулатура.
мукулотура.
C) макулатура.
D) макулотура.
E) мукулатура.

XI. Вот несколько существительных: местоимение, предлог, наречие, союз, частица. Сколько из них являются не только названиями частей речи?
A) Одно.
Два.
C) Три.
D) Четыре.
E) Пять.

XII. каком из этих слов буква Д лишняя?
A) Коттедж.
Бридж.
C) Кортедж.
D) Имидж.
E) Картридж.

XIII. Как должна выглядеть эта фраза из старинного романа?
A) Хозяйка потчевала гостя разными явствами.
Хозяйка поччевала гостя разными явствами.
C) Хозяйка подчевала гостя разными яствами.
D) Хозяйка потчевала гостя разными яствами.
E) Хозяйка почивала гостя разными яствами.

Рефлексия.
(Как вариант в заключение предлагается написать своё впечатление о проведённом мероприятии, считая отправной точкой эпиграф урока.)

Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами).

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением).

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Задание . Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри­ частия и деепричастного оборота . Исправьте предло­ жения .

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко­лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре­кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

1. Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.

3. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.

5. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.

6. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.

7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и задание, правильный ответ.

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

Анатолий Лысов

Дикарь

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

2 группа .

Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

“Слова”

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

13. Домашнее задание. Рассуждение на темы:

«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»

«Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»

«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

Дополнение при этих глаголах, поставленное в винительный падеж, приобретает добавочное значение конкретности, определенности. Сравните: Ждать трамвая (любого) - ждать трамвай (определенный). 4.ПОРЯДОК СЛОВ В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным – в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина. (А. С. Пушкин). В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе – с обратным. Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места: заря вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: В школе открылась выставка работ родителей и детей из природного материала. Получается, что дети – из природного материала. Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх. А здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом наклоняется. А затем он незаметно вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие еще поставить перед предлогом по, так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся - а не о характеристике лестницы. 5.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ. Нередко прямая речь в передаче третьего лица преобразуется в косвенную. При этом не следует забывать, что в подобном случае меняется форма местоимений. Игорь спросил, кто поедет со мной на турбазу. Надо: Игорь спросил, кто поедет с ним на турбазу. 6.УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении деепричастных оборотов. Выйдя в море, уже рассвело. Главный член безличного предложения не указывает на действующее лицо, поэтому нельзя включать в состав безличного предложения деепричастный оборот. 7."НАНИЗЫВАНИЕ" ПАДЕЖЕЙ Неуместное повторение одной и той же падежной формы - довольно частая ошибка и в устной, и в письменной речи. Например: Идентификация процессов изменения значений параметров системы. К. Чуковский высмеял один пример из учебника по русской литературе: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы». 8.«НАНИЗЫВАНИЕ» ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДИНАКОВЫМИ СОЮЗАМИ. Не менее частая и грубая ошибка – повторение в одном сложном предложении нескольких придаточных предложений с одинаковыми союзами: Я мечтаю, чтобы мы поехали в лес, чтобы там были белые грибы, чтобы мы их собирали. Правильно было бы сказать, к примеру: Я мечтаю поехать в лес, где были бы белые грибы, которые бы мы собирали. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. За д а н и е 1 . Выберите нужную форму. Объясните свой выбор. 1.По приблизительным расчетам сегодня церковь (посещают посещает) около трети жителей России. 2.Большинство произведений Платонова (заканчиваются, заканчивается) трагически. 3. В течение трех последних лет руководство Центрального парка неоднократно (обращались, обращалось) с этой просьбой в администрацию города. 4.Ровно в десять часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 5.В нынешнем году в столице (открылось, открылись) 10 новых школ. Три школы (закрыто, закрыты) и три (переименованы, переименовано). 6.Для них несколько столичных фабрик (шьют, шьет) костюмы. 7.В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк всегда (писали, писала) о победе над Германией, (вспоминала, вспоминали) героев давних лет. З а д а н и е 2. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты. 1.В соревновании участвовал… тридцать один спортсмен. 2.Две скамейки стоял… у стены. 3.Большинство произведений поэта посвящен... теме любви. 4.Не то дождь, не то град выпад... завтра. 5.Любопытство, а не жажда познания взял... верх. З а д а н и е 3. Исправьте предложения, изменив в них порядок слов. 1.Вы не видели вчера Маргариту разве? 2.Новый дали посмотреть журнал мне. 3.Он очень хорошо отвечал на уроке снова. 4.Очень уж тихо читает он. 5.По поводу поездки на турбазу собрание проводили мы. З а д а н и е 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Исправьте и другие речевые ошибки. 1.Теперь вновь вернемся к обозначению печали Лермонтовым в романе. 2.Студенческий совет по очереди заслушал отчеты всех старост. 3.Не только надо относиться друг к другу с добротой. Также надо относиться и к природе. 4.В самом начале стихотворения мне понравилось, как Тютчев описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5.Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 6.Времена прошли те давным уж давно, а мы хорошо помним их. 7.Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8.Ищет модель для стрижки ученик парикмахера в Уссурийске. 9.Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. З а д а н и е 5. Выберите нужную форму, объясните свой выбор. 1.Три (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2.За два (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3.Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля. 4.(Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5.Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований. З а д а н и е 6. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор. 1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 3."Известия" уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 4.Озеро Хасан (расположен, расположено) недалеко от границы. 5.Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 6.Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу. Задание 7. Поставьте топонимы в нужном падеже. 1.В городе (Находка), из города (Владивосток), к станции (Тигровое), в деревне (Новая Москва). 2.У реки (Амба), к реке (Эльдуга), на озере (Ханка), от озера (Лотос), над (Лебединое) озером. 3.На улице (Герои Хасана), с улицы (Петровка), к планете (Венера), в республике (Бурятия), над горой (Пидан). Задание 8. Прочтите статью о предлоге по. Составьте разные контексты, в которых бы реализовались все значения этого предлога. Этот многозначный первообразный предлог выступает в конструкциях с дательным, винительным и предложным падежом существительного или местоимения: допустить ошибку по небрежности (дательный); пойти по ягоды (винительный); понять по зрелом размышлении (предложный). В соответствии с традиционной нормой существительные и местоимения, зависящие от глаголов со значением печального или скорбного чувства (вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать и др.), в сочетании с предлогом по принимали форму предложного падежа: "Обыкновенно в девятом часу утра он уходил на службу и уже в десятом начинал тосковать по Мане и по своем новом доме" (Чехов). На протяжении текущего столетия норма управления изменилась – в конструкциях рассматриваемого типа стал употребляться дательный падеж: "Вскоре Алеша не на шутку начал тосковать по нему" (Соболев). Эту норму можно считать в современном русском литературном языке установившейся и стабильной. Следовательно, правильными и стилистически нейтральными будут сочетания: скучать по другу, тосковать по детям, горевать по нему. Сочетания типа по возвращении из отпуска – по возвращению из отпуска имеют временное значение "после чего-либо": по возвращении из отпуска – "после возвращения из отпуска". Здесь может быть представлен лишь ограниченный круг существительных: по возвращении, по выяснении, по достижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по размышлении и некоторые другие. Сочетания наподобие по докладе (т. е. после доклада), по занятии, по выступлении и под. в современном русском языке маловероятны. В соответствии с нормой в подобных сочетаниях, которые встречаются преимущественно в книжной (деловой, научной, газетной) речи, существительные при предлоге по должны употребляться в предложном падеже: по предъявлении документа, по завершении работы. Многие обороты по существу становятся устойчивыми словосочетаниями (ср.: по зрелом размышлении, по истечении срока), а во фразеологических оборотах слова, как правило, сохраняют свою традиционную форму. В сочетаниях типа по пять книг – по пяти книг, имеющих распределительное, или дистрибутивное, значение (можно поставить вопрос по скольку?), числительные традиционно употреблялись в винительном и дательном падежах. В современном русском литературном языке окончательно утвердился винительный: раздать по пять книг, сделать по пятнадцать шагов. Варианты с дательным (получить по десяти рублей) могут быть квалифицированы не просто как менее употребительные, но и как устаревающие грамматические формы. Иная форма существует для таких слов, как сколько и несколько, а также слов столько, много, немного. Они традиционно употребляются в дательном падеже: по нет скольку месяцев быть в командировках, по стольку лет не видеться. Сочетания с винительным падежом (по несколько человек) допускаются – в качестве сниженного варианта – только в разговорной речи. Задание 9. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа. 1.В каждой группе осталось по (несколько) детей. 2.По (окончание) лекции все собрались уходить. 3.По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4.Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. Раскройте скобки. Поставьте существительные в нужном падеже. 5.Встречались часто, по (настроение). Задание 10. Раскройте скобки. Поставьте существительные в нужном падеже. 1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). 2.Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). 3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие). Задание 11. Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-стилистическую характеристику данных конструкций. 1.Нельзя не признать эт... роман... 2.Я не ожидал тв... критик… 3.Я давно не получал тако... удовольстви… 4.Я еще не посмотрел эт... кинокартин… 5.Мы не ожидали от встречи так... разочарован… Задание 12. Употребите следующие словосочетания в соответствующих контекстах. 1.Забыть спектакль- забыть о спектакле. 2.Знать историю - знать об истории. 3.Объявить перерыв- объявить о перерыве. 4.Заявить протест - заявить о протесте. 5. Объявить забастовку - объявить о забастовке. Задание 13. Употребите следующие словосочетания в предложениях. Объясните их семантико-стилистическую окрашенность. 1.Ждем трамвай - ждем трамвая. 2.Требует книги - требует книг. 3.Ищут работу - ищут работы. 4.Просит участие - просит участия. Задание 14. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога. Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, факультет, университет), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд). Задание 15. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже. Встретиться (девушка), мечта (карьера), преклонение (талант), долг (родители), выплатить (кредит),: восхищаться (красота). Задание 16. Выберите нужный падеж, объясните свой выбор. 1.Не разбей (окно)! 2.Он не смог перенести (переживания). 3.Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по (он). 4.По (мы) можно проверять часы - всегда приходим вовремя. 5. Я желаю (встреча) с этим человеком. Задание 17. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения. 1.Приехав с Арсеньева, он расположился у родственников в центре города. 2.На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 3.Обеспокоенность работников цеха за состояние оборудования. 4.Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5.Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду? 6. Торжественный вечер о Дне Победы уже начался. Задание 18. Исправьте ошибки, связанные с управлением. 1.Уделите внимание на здоровье. 2.Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. 3.Заведующий курсов встретил нас приветливо. 4.Многие телезрители уделяют огромное внимание на передачу «Окно в природу». 5.Для абитуриента, желающего учиться в этом вузе, надо будет хорошо знать русский язык. Задание 19. Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов. 1.В этих условиях к результатам труда люди не проявляют заинтересованности. 2.Обеспокоенность работников цеха за состояние оборудования. 3.С 2 по 15 февраля будет работать горячая линия центризбиркома по вопросам, касающихся выборов. 4.Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл. 5. Многое не видят различия повести от романа.



Copyright © 2024 Школа и образование.