Щедрый и жадный (Аварская народная сказка). Воспитываем щедрость Рассказы о жадных и щедрых людях


Жила - была на белом свете очень жадная девочка. Ни с кем она не делилась едой, никому не давала играть свои игрушки. В школе она пряталась где-то в уголке и тайком съедала свой завтрак. Если ей что-то дарили, например шоколадку, то она ни маму, ни папу, ни дедушку, ни бабушку не угощала. Всё съедала сама.

Узнал об этой девочке добрый волшебник из страны Знания и Умения. Решил он помочь жадной девочке избавиться от жадности. Отправил он её на планету Жадин. На этой планете живут одни только жадины. У каждого из них есть свой домик, куда они никого не пускают. На этой планете всё время идёт дождь. Поэтому все жадины сидят в своих домиках и объедаются едой. Из-за того, что они так и не смогли избавиться от жадности, у каждого из них на плече сидит невидимый им человечек. Зовут его Жадюлька. Он возник в тонком мире, поэтому и не видим. Этот Жадюлька очень вредный. Он всё время шепчет им на ухо: « Не делись. Не делись». А они его слушаются.

Идёт жадная девочка по улице. В каждый дом стучится, просит, чтобы её пустили погреться и дали поесть. Она вся промокла, замерзла и есть хочет. Вы уже конечно догадались, что её ни один жадина не пустил к себе и едой не поделился. Идёт она дальше, подходит к самому последнему домику. Вся такая несчастная и грустная. Она уже начинает понимать, как это плохо, когда все вокруг жадные.

Стучится она в дверь последнего домика, надеясь, что хоть здесь её впустят и накормят. Как вы думаете, впустят её или нет? Открылась дверь и на пороге стояла маленькая, миленькая девочка. Она впустила жадную девочку в дом, дала ей сухую одежду, усадила её у печки и накормила вкусной едой. В этот момент жадная девочка была рада даже корочке черного хлеба, такая она была голодная. Поела она, а потом сказала: « Спасибо» и расплакалась.

« Что же ты плачешь» - спросила миленькая девочка. Вы, я думаю, уже догадались, кем была эта девочка. Да, это был добрый волшебник в образе девочки. « Мне очень стыдно, что я была такой жадной. Теперь я поняла, каково было тем людям, с которыми я не делилась» - всхлипывая, ответила девочка. Жадность из неё ушла. Человечек Жадюлька, сидящий у неё на плече, исчез. Она помогла миленькой девочке помыть посуду и убраться в доме. Ей не хотелось, уходит из этого домика. Так в нём было уютно и радостно. Но пора возвращаться домой.

На следующий день в школе девочка угостила всех ребят конфетами. Теперь она не испытывала чувство жадности. Жадюльки на её плече уже не было. Она обрела чувство щедрости и всегда угощала маму, папу, бабушку и дедушку, когда ей что-то дарили вкусное, например шоколадку. А Вы, читатели, жадные или щедрые?

У Саши Лужайкина не было друзей. Может потому, что его считали жадным? Друг для Саши нашелся неожиданным образом. Именно благодаря другу характер Саши начал меняться.

Сказка про жадность

Жил-был мальчик Саша Лужайкин. Саша был мальчишкой неплохим, но жадным. Он никогда не делился с друзьями вкусняшками, не давал играть своими игрушками.

— Вот ещё придумали – угощать кого-то! – злился про себя Саша. – И зачем это нужно? Угощают друг друга, улыбаются при этом, хохочут. Что за радость? Куда приятнее: сам взял – сам съел. Достанется себе больше.

Но вот однажды случилось нечто невероятное. Мама и папа ушли на концерт. Бабушка села в кресло и начала вязать, но быстро задремала. А в это время пошел сильный дождь. И вдруг Саша увидел за окном какое-то маленькое странное существо, мокнущее от дождя. В Саше проснулось любопытство, он открыл окно. Существо оказалось в комнате мальчика.

— Ты кто? – спросил Саша.

— Я – Веселинка, а ты кто?

— А я Саша.

— А у тебя есть друг? – поинтересовалась гостья.

— Нет, — сказал Саша. — Все говорят, что я жадный, и поэтому у меня нет друга.

— Никакой ты не жадный, — сказала Веселинка. – Такой славный мальчик не может быть жадиной. Я знаю, что жадные – это волк, лиса. Они никогда не поделятся ни с кем своей добычей.

Саша задумался.

С Веселинкой ему было интересно. Она была светлая и весёлая. Она могла стать хорошим другом.

С вечера Саша положил в карман своих брюк горсть конфет. Он решил завтра угостить ребят. Не век же ему быть жадным!

Угощение было принято с радостью. Дети поблагодарили Сашу, и только один мальчик, Дима Копейкин, спросил:

— Что это с тобой случилось такое? Почему ты вдруг стал таким щедрым?

— Во-первых, у меня появился друг. А во-вторых, мне надоело быть жадным.

Дима сказал:

— Мы хотим познакомиться с твоим новым другом.

Вечером шумная компания оказалась в гостях у Саши. Веселинка всем понравилась, ведь у неё был добрый, весёлый нрав.

— Она тебя ещё многому хорошему научит! — воскликнули ребята. – Потому что она смотрит на мир с доброй, солнечной стороны!

Вопросы и задания к сказке

В чем проявлялась жадность Саши?

Имел ли Саша друга?

Каким образом Василинка оказалась в доме Саши?

По какой причине ребята пришли в дом к Саше?

Нарисуй, какой ты видишь Веселинку.

Какие пословицы подходят к сказке?

С кем поведешься, от того и наберешься.
Жадность всем порокам начало.

Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче.

На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Щедрый, конечно, угостил друга, и так повелось каждый раз. Когда же у Щедрого кончилась еда, Жадный бросил его на произвол судьбы и, не сказав ни слова, зашагал дальше. Щедрый в унынии свернул на тропинку.

Вскоре стемнело, и пришло время позаботиться о ночлеге. Увидел Щедрый заброшенную мельницу, лёг в корыто для зерна и заснул.

Его разбудил странный шум. Проснувшись, он увидел, что рядом горит костёр, а вокруг него сидят лиса, волк и медведь. Щедрый сильно испугался и лежал не шелохнувшись.

Расскажи что-нибудь, - попросили лису волк и медведь.

Я расскажу о бесполезном для нас, но полезном для человека, - сказала лиса. - Около мельничной канавы есть два больших камня, под ними нора, а в норе живёт мышь. С восходом солнца она выносит из норы кали золота, а вечером уносит обратно.

А теперь твоя очередь, - обратилась лиса к волку.

На той высокой горе пасутся овцы, - рассказал волк. - Одна из них, самая паршивая, даёт столько шерсти, сколько не даёт и вся отара. Вот бы что знать человеку!

А я знаю, что под ореховым деревом у городских ворот зарыто сокровище, - сказал медведь.

На рассвете звери ушли, а Щедрый забрал себе все сокровища, о которых говорили звери, и купил у пастухов самую паршивую овцу.

Вернулся Щедрый домой и зажил в достатке.

А потом возвратился и Жадный. Он был сильно измучен и одет в лохмотья. Дома ему рассказали об удаче его попутчика.

На второй день Жадный пошёл к Щедрому и начал жаловаться на свою судьбу:

Много стран я объехал, и везде на мою долю выпадали горе и страдания. А как к тебе пришла удача, мой брат?

Щедрый рассказал обо всём и поделился с ним своими сокровищами.

Но Жадному показалось, что его обделили, и он решил сам пойти на то же место и подслушать разговор зверей. Вдруг они расскажут о новых сокровищах!

Найдя мельницу, он залез в корыто для зерна и стал ждать.

В полночь пришли звери, развели огонь и стали греться. Вид у них был очень недовольный.

Что невесела, лиса? - спросили волк и медведь.

Как же мне быть весёлой, когда кто-то узнал мою тайну и стащил золото, - ответила лиса.

Да и наши сокровища кто-то прибрал к рукам, - пожаловались волк с медведем. - Не иначе как нас подслушали! Давайте-ка проверим, нет ли здесь кого-нибудь.

Звери начали обыскивать мельницу. В корыте для зерна они нашли Жадного и разорвали его на части.

Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче.

На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче.

На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Щедрый, конечно, угостил друга, и так повелось каждый раз. Когда же у Щедрого кончилась еда, Жадный бросил его на произвол судьбы и, не сказав ни слова, зашагал дальше. Щедрый в унынии свернул на тропинку.

Вскоре стемнело, и пришло время позаботиться о ночлеге. Увидел Щедрый заброшенную мельницу, лег в корыто для зерна и заснул.

Его разбудил странный шум. Проснувшись, он увидел, что рядом горит костер, а вокруг него сидят лиса, волк и медведь. Щедрый сильно испугался и лежал не шелохнувшись.

Расскажи что-нибудь,- попросили лису волк и медведь.

Я расскажу о бесполезном для нас, но полезном для человека,- сказала лиса.- Около мельничной канавы есть два

больших камня, под ними нора, а в норе живет мышь. С восходом солнца она выносит из норы кали золота, а вечером уносит обратно.

А теперь твоя очередь,- обратилась лиса к волку.

На той высокой горе пасутся овцы,- рассказал волк.- Одна из них, самая паршивая, дает столько шерсти, сколько не дает и вся отара. Вот бы что знать человеку!

А я знаю, что под ореховым деревом у городских ворот зарыто сокровище,- сказал медведь.

На рассвете звери ушли, а Щедрый забрал себе все сокровища, о которых говорили звери, и купил у пастухов самую паршивую овцу.

Вернулся Щедрый домой и зажил в достатке.

А потом возвратился и Жадный. Он был сильно измучен и одет в лохмотья. Дома ему рассказали об удаче его попутчика.

На второй день Жадный пошел к Щедрому и начал жаловаться на свою судьбу:

Много стран я объехал, и везде на мою долю выпадали горе и страдания. А как к тебе пришла удача, мой брат?

Щедрый рассказал обо всем и поделился с ним своими сокровищами.

Но Жадному показалось, что его обделили, и он решил сам пойти на то же место и подслушать разговор зверей. Вдруг они расскажут о новых сокровищах!

Найдя мельницу, он залез в корыто для зерна и стал ждать.

В полночь пришли звери, развели огонь и стали греться. Вид у них был очень недовольный.

Что невесела, лиса? - спросили волк и медведь.

Как же мне быть веселой, когда кто-то узнал мою тайну и стащил золото,- ответила лиса.

Да и наши сокровища кто-то прибрал к рукам,- пожаловались волк с медведем.- Не иначе как пас подслушали! Давайте-ка проверим, нет ли здесь кого-нибудь.

Звери начали обыскивать мельницу. В корыте для зерна они нашли Жадного и разорвали его на части.

Урок 13 Тема: Щедрость и жадность

26.10.2011 20242 1421

Цели урока:

- ознакомление учащихся с ценностью «щедрость» и понятием «жадность»;

- привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;

- формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру.

Методы: рассказ, беседа, практическая работа, объяснение, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», «Волшебный мешочек со сладостями».

Ход урока

1. Круг радости

Ø Добрый день, дорогие мои ребята! Я сегодня встречаю вас с особенным, я бы так сказала – волшебным настроением. Мне хочется, чтобы мы сегодня на нашем уроке «Самопознание» стали необыкновенными, добрыми и щедрыми волшебниками.

Ø Приглашаю вас в «круг радости». Давайте встанем в этот дружный и радостный круг. А теперь мы будем приветствовать друг друга и желать радости, счастья и всего-всего хорошего. А волшебная палочка обязательно исполнит все наши пожелания. Давайте я первая начну свои пожелания вам:

Желаю счастья и добра,

Всем детям с самого утра.

Ø И передаю волшебную палочку Танирхану. Расскажи, Танирхан, что ты хочешь пожелать детям? (Ответы детей).

Я желаю всем здоровья.

Я желаю всем радости.

Я желаю всем солнечного дня.

Я желаю всем веселых игр. (И т.д.)

Ø Спасибо, дети. Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит другому человеку пожелания искренне, от всей души, щедро, то они обязательно исполняются.

2. Творим в тетради

Ø Сегодня на нашем уроке «Самопознание» мы будем говорить об очень важной духовной ценности. А о какой, вы узнаете, отгадав ребус, который приготовила для нас «помощница». Откройте ее страничку. Обратите внимание на Задание 1 и прочитайте его. (Дети творят в тетради)

Ø Всем понятно задание? Все его выполнили? Все разгадали ребус? Как называется эта духовная ценность? (Дети отвечают).

Ø Молодцы! Задание 2 «помощницы» просит написать эту ценность в тетради. (Дети пишут в тетради отгадку ребуса – «щедрость»)

3. Поговорим

¨ Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, означает щедрость?

¨ Какими качествами должен обладать щедрый человек?

¨ Были ли в вашей жизни моменты, когда вы проявили щедрость. Что вы испытывали после этого?

¨ Назовите противоположное словок слову «щедрый».

¨ Встречались ли вам жадные люди?

¨ Как вы догадались о том, что они жадные люди?

¨ У кого в вашей семье самое щедрое сердце? Расскажите.

¨ Какой подарок вы считаете щедрым? (Ответы детей)

Ø Молодцы! Очень хорошо. Давайте сравним наши ответы и размышления с «Азбукой». (Дети работают в учебнике).

Ø Прочитайте внимательно, как «Азбука» разъясняет понятие «щедрость». Щедрость – это духовная ценность человека. Щедрый человек – это человек, который оказывает бескорыстную помощь другим. (Дети работают над определениями ценности «щедрость»).

Ø Запомните пояснение «Азбуки». Мне бы хотелось еще добавить к вашим рассуждениям следующее. Щедрость – это бесценное качество человека. Щедрость – это оказание человеком бескорыстной помощи другим. Щедрость – это отсутствие у человека такого не очень приятного качества, как скупость.

Ø Щедрость – понятие емкое, глубокое. Щедрость – это духовная ценность человека и человечества, которая раскрывает широту и глубину сердца и души.

4. Обратимся к учебнику

Ø Об этой великолепном качестве рассказывает «Азбука».Прочитаем на ее страничках интересную суфийскую притчу, которая называется «Сорок золотых». (Учитель читает притчу. Дети внимательно слушают).

Один король собрал самых выдающихся своих архитекторов и приказал им выстроить на широком открытом месте дворец, чтобы в нем размещалась огромная золотая кладовая с сорока окнами.

Спустя некоторое время такой дворец выстроили. Король приказал заполнить размещавшуюся в нем казну золотыми монетами, и со всей страны в столицу собрали все повозки, чтобы наполнить дворец золотыми монетами. Когда работа была закончена, глашатаи объявили королевский указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся». Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой.

Раздавая милостыню, король обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сороковой день, терпению короля пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:

– Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы раз улыбка озарила твое лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию дервишского одеяния!

Только король умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течение сорока дней и, швырнув их на землю, сказал:

– Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия.

¨ Ребята, подумайте и скажите, какие три условия соблюдает человек, который щедр по-настоящему? (Ответы детей)

Ø Очень хорошо. Найдите в учебнике окончание этой притчи. Прочитайте мудрые мысли о трех условиях. Крепко запомните их.

Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе условие – не ждать ничего взамен. И третье – доверять, не питать в душе подозрений.

Но этот король так никогда и не стал по-настоящему щедрым. Он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.

¨ О чем эта притча?

¨ Понравилась ли она вам? Чем?

¨ Какого человека можно назвать по настоящему щедрым? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

Ø Представьте себе, ребята, сказочный эпизод. Вот добрая Фея одаривает нас и наших близких, родных таким прекрасным, нужным качеством – щедростью. Эта ценность стала нашим вторым «Я». Теперь мы – щедрые люди.

Ø А теперь подумайте над тем, что может, по вашему мнению, вырасти из волшебного семечка щедрости. Нарисуйте, пожалуйста, волшебный плод семечка щедрости (Задание 4). (Дети работают в тетради). Учитель может задать наводящий вопрос.

¨ Ребята, что произойдет, если все люди будут щедрыми?

6. Групповая деятельность

Ø Учитель делит детей на три группы. Каждая группа должна выработать и составить список, в котором раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы.

¨ Как вы считаете, чем щедра Матушка-Природа?

¨ Человек так же щедр, как Матушка-Природа? Расскажите. (Ответы детей).

7. Обратимся к учебнику

Ø Сегодня на уроке мы много говорили о такой прекрасной духовной ценности как «щедрость». Однако, вы наверно обратили внимание и на то, что темой нашего разговора должно стать понятие «жадность». Поговорим на эту тему, ребята? Пообсуждаем? (Ответы детей).

Ø Молодцы! Спасибо вам за ваши размышления. А сейчас мы посмотрим, как на эту тему рассуждает «Азбука». Прочитаем рассказ В.Сухомлинского «Жадный мальчик».

Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:

– Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

– Да... Если бы кто дал деньги...

– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого. Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.

От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.

– Что же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.

Съел еще две порции. Поплелся к школе.

Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому–то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где–то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.

¨ Какие чувства и настроения у рассказа?

¨ А какие чувства и настроения возникли у вас к мальчику?

¨ Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей).

8. Творим в тетради

Ø Молодцы! Как было бы хорошо и замечательно, если бы все жадные мальчики и девочки послушали ваши советы и пожелания.

Ø В народе слово «жадность» подразумевает и такое слово как «скупой».

Ø Откройте странички тетради. Выполните Задание 5. Подумайте, кто такой скупой человек? Прочитайте пословицы о скупом человеке. Поразмышляйте, в какой из этих пословиц скупой наиболее скуп? выделите эту пословицу в рамочку и раскрасьте тем цветом, в который хотите.

9. Домашнее задание

Ø Прочитайте в «Азбуке» рассказы «Бережливость и скупость» И.Алтынсарина и «Скупой» М.Алимбаева. Подумайте, поразмышляйте, в чем ценность этих произведении и чему они нас учат. Поделитесь своим мнением с родителями.

10. Круг «От сердца к сердцу»

Проводится игра «Щедрый мешочек». Все вместе проговаривают слова: «Вам посылка от друзей, передай ее скорей». Угощенье из «волшебного мешочка» достается тому, кто последний проговорит слово «скорей». Затем игра повторяется. В конце игры, те ребята, кому достались печенье или шоколад, угощают всех детей. Самый щедрый тот, кто своим угощеньем угостил как можно больше друзей в классе.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Copyright © 2024 Школа и образование.