Доступная среда

Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     Во Дворце творчества созданы необходимые материально-технические условия для организации образовательного процесса для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья., которые обеспечивают стабильное функционирование и развитие учреждения.

     Дети – инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.  

Для учебных занятий предусмотрены два кабинета оснащенные специальным оборудованием и средствами обучения:

- световой стол для рисования песком;

-  наборы для инвалидов: математические понятия; наш мир в словах, пазлы, рисование, фигуры, цвета, целое и части, демонстрационные картинки.

       Для детей – инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья учитывая  их особенности и образовательных потребности,  разработаны адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Плавание ЛИН», «Учимся играя», "Солнечные лучики", «Волшебный песок » песочная терапия".

     Дети инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья активно вовлечены в общественную жизнь учреждения, они принимают участие в экскурсиях, концертах, конкурсах, выставках, соревнованиях. 

          Для обеспечения доступности территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для учащихся с ограниченными возможностями здоровья выполнено следующее:

    В соответствии с п. 5.1.1. Свода правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения от 01.01.2013 г. (далее Свод правил) и ГОСТ Р 51261 предусмотрен специализированный входной путь, который оборудован пандусом. Пандус имеют двустороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями 0,89 м. В соответствии с п. 5.1.4. Свода правил оборудованы расширенные дверные проемы – 1,4 м. В полотне наружных дверей оборудованы смотровые панели на расстоянии 0,82 м от уровня пола. 

Для проведения занятий объединений физкультурно-спортивной направленности оборудованы 2 бассейна (детский оздоровительный - 25м х 11.5м и для школьного возраста - 9,9м х 3,4м).

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Созданы условия для оказания медицинской помощи обучающимся: оборудован современный медицинский кабинет. Необходимую медицинскую помощь готовы оказать 3 медицинские сестры.

Доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     В учреждении имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи со скоростью 100 Мбит/с. Беспроводная среда Wi-Fi функционирует в концертном зале.

      Доступ к информационным ресурсам для педагогов является неограниченным, что способствует доступности и повышению качества образовательных услуг за счёт приобщения их к современным технологиям обучения.

     Во время проведения занятий в учебных помещениях, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств,  и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.

     Для обучающихся  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени.

     Доступность и открытость информации об образовательном учреждении обеспечивают официальный сайт ddut-tmz.ru, официальная группа в социальных сетях «Вконтакте» https://vk.com/ddut_tuimazy, "Instagram" https://instagram.com/dvorec2020?igshid=celxc3bdrl4u  и электронная почта ddut_tuimazy@mail.ru.

Средства обучения и воспитания,  приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

       Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. 

       Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

     К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или на столе педагога предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации педагог выбирает позицию лицом к группе, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

      В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово педагога, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

В учреждении используются средства обучения и воспитания:

Печатные ( учебные пособия, книги и т.д.); 

Визуальные (зрительные):

  • таблицы ;

  • карты ;

  • картины, рисунки;

  • портреты по всем общеобразовательным общеразвивающим программам;

  • натуральные объекты;

  • модели, муляжи;

  • лабораторное оборудование

Аудиальные (слуховые):

  • магнитофоны;

  • музыкальный центр ;

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

  • звуковые фильмы;

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

  • компьютеры;

  • мультимедийное оборудование ;

  • интерактивная доска

Словесные

  • художественная литература;

  • другая необходимая литература

      О средствах воспитания

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности обучающегося;

2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность педагога и обучающегося.

      Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов педагога и обучающегося,  

индивидуальные беседы;

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Соревнования, праздники и мероприятия.

       Учение как средство воспитания

Учение как деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения обучающегося к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в группе. 

     Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на занятии практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность обучающихся.  

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности обучающихся повышаются при следующих условиях:

1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

​      Игра как средство воспитания

Организуется в форме проведения разного рода игр:

  • организационно-деятельностные;

  • соревновательные;

  • сюжетно-ролевые.