Кластер - что это такое в школе? Прием "кластер" в начальной школе. Разработка урока "научное познание" III

составление кластера

  • Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера , в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.

  • Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

  • На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.


  • Даёт возможность познакомиться с новой информацией , идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

  • Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).


V – это я уже знал;

  • V – это я уже знал;

  • + - узнал новое;

  • ? - не понял.

  • По окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.


  • Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

  • Используются приёмы: групповая дискуссия , написание мини-сочинения эссе , составление схем или подготовка своего законодательного предложения .


  • Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)


  • ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).

  • Деятельность «импрессиониста»


  • Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация.

  • Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…

  • Деятельность аналитика










Выступление на кафедре дисциплин гуманитарного цикла

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

учителя МОУ Лицей г. Истры

Тюмаковой Ольги Николаевны

План доклада

1. Методические особенности технологии критического мышления;

2. Примеры уроков на основе элементов технологии критического мышления.

Задачи новой школы

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Очень важно грамотно работать с информацией.

1. Технология критического мышления:

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Понятие критического мышления

  1. В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика
  2. В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
  3. Какие условия для этого необходимы?
  4. Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

  1. возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  1. не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  2. не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  3. - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  4. - объективная оценка
  1. положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление - это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

принимать независимые продуманные решения .

Думать критически:

  1. Проявлять любознательность
  2. Использовать исследовательские методы
  3. Ставить перед собой вопросы
  4. Осуществлять планомерный поиск ответов
  5. Вскрывать причины и последствия фактов
  6. Сомнение в общепринятых истинах
  7. Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  8. Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию . Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
  7. Что дает технология критического мышления ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
  8. Что дает технология критического мышления учителю:
    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития

Критического мышления ………………………………….

  1. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  2. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

  1. умение работать в группе;
  2. умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  3. умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Приемы и стратегии - прием кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть приема

Суть этого приема –

  1. выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
  2. выделить главную смысловую единицу (тема);
  3. выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  4. Конкретизировать фактами и мнениями.

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые .

  1. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
  2. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  3. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  4. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий при составлении кластера

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Power Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  1. Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  2. Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
  3. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
  4. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
  5. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Заключение

  1. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
  2. Важен результат.
  3. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
  4. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Урок по курсу “История Средних веков”.

(Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской)

Тема “В рыцарском замке”

Урок с элементами технологии критического мышления

Цель урока : формирование представлений у учащихся образа “рыцаря” как одного из важнейших символов Средневековья, посредством активизации “старых” и усвоения “новых” знаний; подвести учащихся к пониманию моральных норм рыцарства, основам рыцарской культуры.

Оборудование: иллюстративные материалы с изображением замков, доспехов рыцарей, их символики, оружия и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

II. Изучение нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.

1. Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы. На этой стадии можно применять методы “корзины идей”, кластера, “мозгового штурма”, ассоциации и др. т.е. использовать те приемы, которые позволяют вовлечь в урок всех учащихся. В данном случае использовался метод ассоциации. На первом этапе на доске написано слово Рыцарь . Вопрос: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это слово?

Все ответы ребят фиксируются на доске. (Прим. Обычно ребята отлично справляются с этим заданием, т.к. во-первых, слово “рыцарь” уже встречалось им в ходе изучения данного курса истории в теме “Становление Средневековой Европы”, а во-вторых, слово более чем знакомо, часто встречается в кинофильмах, играх, книгах и до сих пор служит синонимом “настоящего мужчины”).

Со словом “Рыцарь” у школьников возникают следующие ассоциации: воин, дама сердца (прекрасная дама), честь, отвага, замок (крепость), конь, меч, доспехи, смелый, благородный человек, Европа.

На втором этапе ребятам предлагается написать рассказ из 3-4 предложений, используя слова, записанные на доске. Читаем предложения.

На третьем этапе стадии вызова необходимо задать вопрос: достаточно ли нам этих знаний о рыцаре? И в данном конкретном случае ребята, скорее всего, ответят “да”. Поэтому, чтоб побудить учащихся к дальнейшей работе учитель поясняет, что понятие “рыцарь” намного сложнее и глубже, чем мы только что представили. И в доказательства оного можно зачитать первую и вторую сирвенту Б. де Борна. В этих отрывках наверняка встретятся ребятам незнакомые слова, да и текст сирвент заставит их задуматься о моральных нормах поведения рыцарей.

2. Стадия осмысления. Осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради. Предварительно в тетради оформляется таблица. Она представлена на доске к ней выписываются маркировочные знаки.

Далее идет работа с текстом учебника. Ребята сначала маркируют текст, а затем заполняют 1 и 2 колонки Таблицы. Зачитываем слова со знаком “+”. Учитель выписывает эти слова рядом с теми, которые ребята назвали в начале урока.

3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.

(Прим. Здесь учитель может проиллюстрировать изучаемый материал, используя изображения замков, рыцарских гербов, одежды и доспехов и т.д. Это поможет в формировании образа “рыцаря”).

III. Итогом урока может стать совместное составление синквейна.

Например:

Рыцарь

  1. Смелый, ловкий
  2. Воюет, пирует, состязается
  3. Конный воин, защитник.
  4. Благородный, но алчный, жестокий, хитрый

IV. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4 Таблицы.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени рыцаря; 2) Синквейн; 3) Кластер; 4) Толстый и тонкий вопрос.


«Познавательная деятельность на обществознании» - Деятельностные формы учебно-познавательных компетенций. Парадокс познания. Процесс познания. Виды учебно-познавательной деятельности. Критерий истины. Ощущение. Учебно-познавательная компетенция. Проблемное обучение. Компетентностно-ориентированные задания. В конце урока. Кластер. Реальный выход из создавшейся ситуации.

«Подготовка к олимпиаде по обществознанию» - Теоретические положения. Тема турнира. Правильный ответ. Разновидности олимпиадных заданий. Подготовка к заочному этапу XV турнира им. М.В. Ломоносова. Содержательные разделы. Система оценивания. Заполните таблицу. Типы заданий. Основные социальные объекты. Поиск социальной информации. Число заданий.

«ФГОС по обществознание» - Структура ФГОС. Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела. Изменение в требованиях к результатам.

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Государственный бюджет. Стимулирование труда. Инфляция. Суждения о покупательной способности денег. Суждения о формах заработной платы. Суждения о косвенных налогах. Заработная плата. Деньги. Акцизный сбор. Бюджет. Суждения о государственном долге. Виды налогов. Статьи дохода. Какую функцию выполняют деньги.

«Примерная программа по обществознанию» - Структура примерной программы по обществознанию. Последовательность, предложенная в примерной программе. Понимание специфики познания мира средствами искусства. Цели обществоведческого образования в основной школе. Общая структура каждой программы традиционна. Моральные и правовые нормы. Расширяется круг источников социальной информации.

«Олимпиада по обществознанию» - Задания множественного выбора. Задания с открытым ответом. Карикатура. Задания на установление правильной последовательности. День, проведенный на занятиях. Задания альтернативных ответов. Пропущенные слова. Диаграммы. Приоритетный национальный проект «Образование». Стимулирование интереса учащихся.

Всего в теме 21 презентация

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Методический день содержит в себе формы, как семинара, так и практикума.

Цель: (слайд 2)

  • познакомиться с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, методами, приемами технологий, ориентированных на действие;
  • посетить открытые уроки с использованием данных технологий;
  • оценить эффективность их применения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • Приложение 1 Презентация к семинару.

План проведения методического дня. (Слайд 3)

I этап: диагностический.

1) диагностика педагогической компетентности учителей в области современных педагогических технологий;

2) анализ диагностики;

3) выявление проблемы.

II этап: теоретический.

1) теоретический семинар по технологиям, ориентированным на действие:

  • представление итогов диагностики;
  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний по теме семинара;
  • организация групповой работы по изучению теоретического материала;
  • взаимообучение;
  • подведение итогов семинара.

III этап: практический.

1) посещение открытых уроков с использованием технологий:
а) изучения частного случая;
б) дидактических задач;
в) направляющего текста.
2) самоанализ и анализ уроков в группах уроков с позиции темы методического дня;
3) обмен мнениями

IV заключительный.

1) анализ проведения методического дня;
2) рефлексия;
3) выработка решений и рекомендаций.

Подготовка методического дня

1. Организация творческой группы по подготовке и проведению методического дня:

  • разработка анкет для диагностики;
  • анализ диагностики;
  • разработка содержания, структуры теоретического семинара;
  • подготовка раздаточного материала;
  • разработка карт наблюдения уроков, карт анализа уроков.

2. Подготовка методической выставки.

3. Организация методической помощи учителям в подготовке открытых уроков.

4. Организация учителей в группы для посещения открытых уроков.

5. Корректировка расписания уроков.

Участник 2. Прочитайте текст и определите основные этапы технологии дидактических задач (Приложение 5 ) .

Участник 3. Прочитайте текст и выделите возможные варианты использования технологии направляющего текста (Приложение 6 ) .

Участник 4. Познакомьтесь основными понятиями обучения, ориентированного на действие, и выделите возможные варианты его использования (Приложение 7 ).

Шаг 2. Педагоги объединяются в экспертные группы (педагоги, которым дано для выполнения одинаковое задание). Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, обсуждают ответы на поставленное задание, планируют эффективные способы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных группах.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом, с ответами на поставленные задания. Задача команды: чтобы каждый член группы овладел всем материалом целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

2. Заполнение сводной таблицы в группах (1, 2, 3 группы).

3.Обсуждение и подготовка презентации групповой работы (кластера).

3. Этап рефлексии. (Cлайд 12)

Цель: уметь презентовать результаты своей деятельности, аргументировать свою точку зрения, контролировать и оценивать результат своих действий.

Результаты своей работы группы презентуют в формате кластеров.

1. Прием “Возвращение к кластерам”. Презентация групповой работы.

После чтения информации, обсуждения группы учащихся возвращаются к составленному кластеру и вновь организуют информацию соответственно выстроенному ассоциативному ряду, но уже с учетом полученной информации, соответственно действительному соотношению понятий и идей. После составления собственного кластера представителям групп предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластера.

Например, могут получиться следующие кластеры:

2. Подведение итогов семинара (слайд 13)

1. Согласны ли вы, что технологии обучения, предполагающие активную деятельность учащихся, могут быть отнесены к компетентностно ориентированным технологиям?

(Ответ. Использование деятельностных технологий обучения направлено на формирование способностей работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и находить пути их решения, анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания, принимать решения, осваивать новые знания, т.е. формировать ключевые компетентности).

2. Почему технологии, ориентированные на действие приобретают особую актуальность?

(Ответ. Эти технологии направлены на решение жизненных задач, частных случаев. Проблемы вытекают из жизненных ситуаций. Знания приобретаются за счет решения этих проблем, информации, полученной из различных источников).

3. Что означает ориентированность на действие?

(Ответ. Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия).

III. Открытые уроки

1. Проведение уроков (слайд 14)

Урок с использованием технологии изучения частного случая См. Приложение 8 .

Урок с использованием технологии дидактических задач. См. Приложение 9 .

Урок с использованием технологии направляющего текста. См. Приложение 10 .

2. Обсуждение открытых уроков (слайд 15)

Самоанализ, анализ в группах, обмен мнениями. См. Приложение 11.1-11.4

В переводе с французского слово “синквэйн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Этот прием требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать событие или рефлектировать по данному поводу. Составление синквэйна позволяет резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но с соблюдением правил.

IV. Заключительный этап (слайд 16)

1. Анализ проведения методического дня

Прием”Обобщенная позиция”.

Участники семинара делятся организаторами семинара на три группы: “Апологет”, “Оппозиция”, “Ассоциация”. Каждая группа получает свое задание.

Группа “Апологет”. Задание: выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные моменты методического дня.

Группа “Оппозиция”. Задание: выявить и сформулировать недостатки проведения методического дня.

Группа “Ассоциация”. Задание: сделать рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), сопутствующие участию в методическом дне.

Группа “Администрация”. Задание: выявить трудности подготовки и проведения методического дня, отметить, что сам семинар был проведен с использованием технологии критического мышления.

После выступления участников групп по заданиям, подводится общий итог методического дня.



Copyright © 2024 Школа и образование.