Принципы построения системы образования в россии. Современная система образования в россии Схема современная система образования в российской федерации

Образование - это индивидуальная культура человека, которой он овладевает в процессе усвоения социального опыта, системы знаний, умений и навыков. Образование предполагает усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

Основные принципы современного образования

Право на образование - это одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Направления образовательной политики Российской Федерации:

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

Создание условий для повышения качества общего образования;

Создание условий для повышения качества профессионального образования;

Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны и нормами международного права. Право на образование - это одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России, предусмотренных основным Законом страны.

Оно закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательной организации и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители, или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных организаций и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.

Основным элементом современной системы образования является образовательная организация.

Образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного(уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.

Среднее профессиональное образование Подготовка квалифицированных рабочих Подготовка специалистов среднего звена

Высшее образование бакалавриат Магистратура, специалитет Подготовка научно-педагогических кадров


Типология образовательных организаций определяется уровнем получения образования и зависит от того, является ли образовательная деятельность основным видом деятельности данной организации.

Образовательные организации

Образовательные организации (образование - основной вид деятельности)

Организации, осуществляющие обучение (образование - дополнительный вид деятельности)

Дошкольные образовательные организации

Общеобразовательные организации

Профессиональные образовательные организации

Образовательные организации высшего образования

Организации дополнительного образования

Организации дополнительного профессионального образования

Научные организации

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей

Организации, осуществляющие социальное обслуживание

Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы

Педагогическая психология:

1. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия .

2. Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке педагогов дошкольной образовательной организации. Основные стили управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль общения педагога ДОО как выражение педагогического такта. Понятие и основные составляющие педагогического такта. Признаки и элементы педагогического такта. Эмпатия как профессионально значимое качество педагогов ДОО.

Профессиональная подготовка педагога

Деятельность педагога стала предметом рассмотрения в педагогической психологии неслучайно, она является точкой отсчета для изменения психических качеств ребенка в образовательных организациях. У педагога много возможностей повлиять на будущее опосредованным образом - через своих учеников.

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

1. Наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;

2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3. Гибкость, оперативно-творческое мышление;

4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. Умение управлять собой (мимикой, жестами, настроением, психическим состоянием, настроением и т.д.);

7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий

8. Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение).

Средства повышения эффективности воздействия:

- «приспособления»- система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и прочее;

- «пристройки или достройки» - приспособление своего тела к интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

Смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному;

Резкая смена способов общения.

Стили педагогического общения

Выделяют следующие виды педагогического общения (по В. А. Кан-Калику):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах.

4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Модели педагогического общения

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

1. «Сократ ». Это учитель с репутацией любителя споров, дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях.

2. «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

3. «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе. Сколько в отношении к жизни вообще.

4. «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

5. «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности.

6. «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное- конечный результат, блестящий успех победа.

7. «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии: лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы.

М. Тален указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Барьеры педагогического общения:

Затруднение в общении (в деятельности) - это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Психологи отмечают факторы социально-перцептивных искажений в педагогическом процессе:

- эффект ореола - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности;

Эффект инерционности - тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке;

Эффект последовательности - влияние на восприятие последовательности поступления сведений о человеке;

Влияние имплицитной теории личности - рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных представлений о том, какова должна быть личность по мнению воспринимающего;

Суждение о другом человеке по аналогии с собой - в большинстве случаев бессознательный перенос на других особенностей свойств, переживаний и т.д.;

Эффект стереотипизации - наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей;

Стремление к внутренней непротиворечивости - склонность восприятия «вытеснить» все аспекты образа воспринимаего человека, противоречащие сложившейся о нем «концепции»;

Влияние характеристик личности воспринимающего - воздействие на социальную перцепцию уровня когнитивной сложности воспринимающего, принимающего, уровня его притязаний, самооценки, общительности и т.п.

Выделяют следующие барьеры педагогического общения:

1. Личностные :

Стереотипы мышления;

Предвзятое представление;

Неправильное отношение;

Отсутствие внимания и интереса;

Пренебрежение к фактам;

Барьер страха;

Барьер страдания;

Барьер плохого настроения;

Барьер презрения;

Барьер недостаточного понимания важности общения;

Барьер речи.

2. Физические :

Барьеры физической среды;

Барьеры физических состояний.

3. Социально-психологические:

Организационно-психологические барьеры;

Когнитивно-психологические барьеры;

Сенсорно-рецепторные барьеры;

Психомоторные барьеры;

Психосоциальные барьеры.

Закон об образовании.

ОБРАЗОВАНИЕ (закон «Об образовании») - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Сегодня система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих; - государственных образовательных стандартов образовательных программ; - сети образовательных учреждений; - органов управления образованием.

Принципы построения системы образования в России

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Ступени образования: Дошкольное, начальное, неполное среднее, полное среднее, высшее.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.



К ним относятся: – гуманистический характер образования; – приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности; – общедоступность образования; – бесплатность образования; – всесторонняя защита потребителя образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний и умений.

Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учеб­ного процесса. Логика учебного процесса -

это сплав логики учебного пред­мета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумы­вания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития уча­щихся.

Внутренний (психологический) процесс усвоения информации включает ряд этапов , к которым относят: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практикеВосприятие - процесс отражения в сознании человека пред­метов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств. Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение).

Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыс­лительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставле­ние, классификация и систематизация и др. Осмысление учебно­го материала сопровождается формированием у учащихся опре­деленных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения зна­ний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Закрепление в памяти - когда полученная извне информация становится собственным достоянием человека.

Применение знаний (практика). Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения;; учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке и т. п.

4. Основные виды обучения в современной общеобразовательной организации: объяснительно-иллюстративное, программированное, дифференцированное, индивидуальное. Компьютеризация процесса обучения. Предпрофильное и профильное обучение в современной общеобразовательной организации.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстраттивное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теории сенсуализма. Основоположником этого вида обучения является Я. А. Коменский. Основная цель этого обу­чения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т. е. формирование умений и навыков. Требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономичной с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге, готовит испол­нителя, но не творца. В начале 20-х гг. XX столетия в результате поисков путей совер­шенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился.

Новый вид обучения - индивидуальное добывание знаний под руководством педагога-консультанта. Общим в разных под­ходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чте­ния книг, постановки лабораторных работ, выполнения практи­ческих заданий и т. п. По завершении этапов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась система­тичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций. Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение . Его методологическую основу составляет теория программированного научения животных, вытекающая из особенностей бихевиористической концепции (Б. Скинер). Механически перенеся ее на человека, Б. Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:1) подача информации небольшими порциями; установка проверочного задания для контроля усвоения каж­дой порции информации; предъявление ответа для самоконтроля; дача указаний в зависимости от правильности ответа. Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме.Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств(гомогенная группа). Технология дифференцированного обучения - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Компьютеризация процесса обучения предполагает не только более плотную техническую комплектацию классов информатики. Это явление охватывает все сферы образовательной деятельности, что подразумевает использование электронных учебных ресурсов, которые могут воплощаться в виде дисков. Так же методические сведения могут находиться в локальной или во внешней сети, которая доступна на государственном уровне.

Предпрофильное обучение - это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, реализующая принципы вариативности и свободы выбора учащимися элективных курсов. Предпрофильное обучение - основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

В концепции Профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям, существующих в отношении учебной нагрузки. Предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический и т.д..

Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования. Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественно научный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим. В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования , как гуманитаризация (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная экологическая, художественная и физическая культура; культурного общения и семейных отношений) и фундаментализация.

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого |саморазвития. Содержание общего среднего образования, по И. Я.Лернеру и М. Н. Скаткину, включает в себя:

а) основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; б) факты повседневной действител.и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

в) основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

г) теории, содержащие систему научных знаний об определен­ной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; д) знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Четыре основных компонента:

1. научно обоснованная система знаний (являются уже добытые обществом знания об окружающей действительности),

2. умений и навыков (содержания образования является опыт способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности. Умения и навыки бывают интеллектуальные, практические, трудовые, гимнастические (физические)).

3. эмоционально ценностные отношения к миру (относится система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Способ его усвоения состоит в эмоциональном переживании, в деятельности чувства при восприятии объекта как ценности. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления.),

4 . опыт творческой деятельности (призванный обеспечить готовность личности к творческому преобразованию действительности. Важными чертами творческой деятельности являются: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; умение видеть новую проблему в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; видение структуры объекта).

6. Государственный образовательный стандарт: цель, содержание, основные функции.

Одной из современных тенденций развития содержания об­разования является его стандартизация.

Стандартизация содержания образования обусловлена и этапом вхождения России в систему мировой культуры, что требует тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Государственный образовательный стандарт – это документ, определяющий обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по поддержанию этого идеала (В. С.Леднев).

Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования. К основным таким функциям относятся:

критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс; функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений; функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь; функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование : в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль; функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся; функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.

Он развивает и конкретно такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерен интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенство! отвечающее перспективам развития общества.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, нацио­нально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства Рос­сии, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, ис­кусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо­нента содержания образования, отражающего специфику и на­правленность отдельного образовательного учреждения. Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обя­зательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государ­ство требует от своего гражданина достижения определенного стан­дартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь не­обходимый для этого уровень образовательных услуг.

7. Нормативные документы, регламинтирующие содержание образования в общеобразовательной организации: учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия.

практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это ос­новной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов явл. исходным документом для финансирования школы.

1. Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для пол­ной средней школы - Министерством образования Российское Федерации. Структура учебного плана средней общеобразовательной шко­лы детерминируется теми же факторами, что и содержание обще­го образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указание последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теории событий, фактов. В программе обусловлена структура распологания учебного материала по годам обучения и внутри каждой школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебная программа , таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая - это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности научного мировоззрения у школьников. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник , который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб­ники , созданные на основе типовых учебных программ, рекомен­дуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны. Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учеб­ного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др.

8. Характеристика основных дидактических концепций: теория поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, теория содержательного обучения.

Коллектив В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина , обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений и объект изучения. С их точки зрения, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе - не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем и форме специфической учебной деятельности, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего - творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х - начале 1970-х гг. ". Г. В. Кудрявцев, В. Оконь и др.).Суть проблемного обучения заключается в создании перед учащимися проблемных ситуации, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся. Проблемное обучение в отличие от любого другого обучения способствует не только формированию у учащихся необходимой. системы знаний, умений и навыков, но и достижению высоко, уровня умственного развития школьников, развитию у них способности к самообучению, самообразованию. Перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способ ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперимент ты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

1. 9. Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

Методы обучения -это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой-учения.

Методы преподавания -это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов наз. методическими приемами .

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

Перцептивный подход , при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия). Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. Выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения.

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.

Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью характер установления обратной связи, предлагает выделение методов ал­горитмизации и программированного обучения.

В системе общедидактических методов обучения И. Я.Лернер и М. Н.Скаткин выделили две группы: репродуктивные и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение). Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система.

10. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые. Проблема совершенствования методов обучения в современной общеобразовательной организации.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, диалог, лекция и др.).

Рассказ учителя - это описание событий и предметов, живая и образная форма монологического изложения информации , используется во всех классах; включает в себя преимущественно фактические сведения (описание явлений природы и общественной жизни, событий, фактов, сведений из истории, биографические сведения, сведения о нормах и правила поведения и др.).

Объяснение - раскрытия учителем существенных свойств того, что изучается, его внутренней структуры, связи с другими объектами . Объяснение может обеспечить только первую стадию усвоения - восприятия и осознание нового знания.

Сущность беседы заключается в общении учителя с учеником В зависимости от содержания она может быть научной , политической , этической или эстетической , используется как на уроке, так и во внеурочное время.

Лекция - это развернутый, организованный в доступной форме систематический и последовательное изложение сущности теоретической проблемы или проблемы социально-политического, нравственного, этического, эстетического содержания. Используется преимущественно в старших классах.

Наглядные методы - выделяются две группы: методы иллюстраций и методы демонстраций Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, карт, рисунков на доске, картин, портретов ученых Метод демонстраций предусматривает демонстрацию приборов, опытов, технических у установок, различных препаратов, показ фильмов и диафильмов.

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.
Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.
Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается уже на известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Поисковые методы. знания учащимся необходимо приобретать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, делают выводы и, в результате чего в них формируются осознанные прочные знания.

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте­кающей из анализа полной и достоверной информации о законо­мерностях функционирования целостной системы.

Совершенствование организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

11. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, наказания и др. проблема оптимального выбора методов обучения.

Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Применяются раз­личные методы стимулирования, среди которых наиболее распро­страненными являются соревнование, познавательная игра, по­ощрение, наказание и др.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе стро­ится учителем с учетом того несомненного социально-психоло­гического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей сте­пени свойственно стремление к здоровому соперничеству, при­оритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень пе­редовых, стимулирует развитие творческой активности, инициа­тивы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Действенность ребенка существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и вне-учебной деятельности вытекающими из самой логики образова­тельного процесса ситуациями переживания успеха.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогиче­ский совет, исключение из школы и направ­ление в школу для трудновоспитуемых.

дискуссия как метод обучения базируется на организационной коммуникации учащихся в ходе работы над решением учебных или профессиональных задач. В качестве дискуссионных методов могут быть избраны «круглый стол», сократовская беседа, анализ определенной ситуации, дискуссия в группе, «мозговой штурм».

12. Методы контроля и самоконтроля в обучении: письменные работы, лабораторные и практические работы. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, фронтальный, дифференцированный, машинный и безмашинный, программированный контроль. Многообразие методов обучения в школе, факторы, обусловливающие их выбор.

К основным методам контроля относятся: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.);

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в це­лостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скры­тое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить сте­пень информированности учащихся в области нравственных про­блем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оце­нить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

Виды контроля . Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с це­лью проверки усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помо­щью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Тематический контроль

Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.


Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I – IV классы);

Основного общего образования (V – IX классы);

Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

    Роль образования в развитии российского общества……………………5

    Структура современного Российского образования……………………..8

3. Система высшего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………25

Введение

Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета.

Переход к двухуровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования. В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.

Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

Цель данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.

Объект исследования – система образования.

Предмет исследования – российская система образования.

    рассмотреть образование как социальный феномен;

    рассмотреть российскую систему образования;

    провести исследование статей по вопросам современного образования.

    Роль образования в развитии российского общества

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

Переход к постиндустриальному, информационному обществу,

Значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

Глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

Возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Новые социальные требования к системе российского образования

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

    Структура современного Российского образования

Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное образование , которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ - общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.



Copyright © 2024 Школа и образование.