Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы». М.Ю

«15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? В стихотворении А.А. Блока Россия обращение поэта к отчизне...»

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

В стихотворении А.А. Блока "Россия" обращение поэта к отчизне

проникнуто любовью к родной земле и верой в то,что никакие

сильные потрясения не сломят страну.

Любовь лирического героя к родине проявляется в том,что он

принимает Россию и в нищете, и в унижении.Его любовь-это

кротость,терпение,невозмутимость перед преградами1:"крест свой

бережно несу".Герой не отделен от родины,она дорога ему "как слезы первые любви".Обращение к стране на "ты" подчеркивает единство героя и страны.

Лирический герой-патриот,поэтому он убежден в светлом будущем 2 страны:"не пропадешь,не сгинешь ты ".Его вера настолько сильна,что "невозможное возможно" Итак,поэт не только безмерно любит свою отчизну,но и твердо верит в нее.Такими чувствами проникнуто его обращение к России.

Критерии:

K1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов 2 K2 Следование нормам речи 1 ИТОГО: 3 из 4

Комментарий эксперта:

выдвинутые тезисы подтверждаются текстом, нет подмены анализа пересказом текста, но при ответе допущены недочеты и 1 фактическая ошибка (см. комментарии в тексте).

Выходные данные:



Предмет: ЕГЭ по литературе Отправитель: Алиса Дата отправки: 17.04.2015 Эксперт: А. Г. Маслова Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/284.html Комментарий к фрагменту: Этот тезис звучит странно, и цитата "крест свой бережно несу" не соотносится с этим тезисом.

Фактическая: О светлом будущем в стихотворении не говорится, наоборот, лирический герой упоминает о возможных потрясениях ("заманит и обманет").

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

В данном эпизоде романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" основной конфликт произведения намечается с непонимания поколением "отцов" пренебрежительного отношения Базарова к своей одежде, а также с осторожного отношения Павла Петровича к новому другу Аркадия.Старшее поколение- аристократы, подчёркивающие свою принадлежность к сословию через внешний вид: изящная одежда, элементы убранства. Будучи дворянами, живущими по принципам аристократического общества, "отцы" недоумевают от слов Базарова "чемоданишко" и "одежонка". Такое непонимание объясняется разным мировоззрением героев: нигилист, отрицающий всё материальное1 и либералы, ратующие за установившиеся порядки2. Поэтому каждый из героев воспринимает слова "чемоданишко" и "одежонка" через призму своих убеждений. Лагерь "отцов" осторожно, с недоверием относится к проявлению всего нового. Павел Петрович осмотрителен с новым гостем, о чем говорит неполнота его действий3: "слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся". Не подав руки Базарову, Павел Петрович "не протягивает руку" всему новому, а именно нигилизму 4.Итак, основной конфликт произведения намечается с внешнего различия, "намекающего" на отличие внутренне.

Критерии:

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/286.html Фактическая: Нигилисты отрицают все, не имеющее практического значения, а материальное как раз имеет практическую пользу, так что материальное как таковое нигилисты отрицать не могут. Они отрицают возвышенное отношение к вещам, к природе, отрицают искусство.

Речевая: Надо: за сохранение установившихся порядков Комментарий к фрагменту: Наречие "слегка" свидетельствует не о неполноте действия, Павел Петрович так действует намеренно и сознательно, то есть совершает вполне завершенные действия. Наречие "слегка" подчеркивает в данном случае осторожность в проявлении чувств Комментарий к фрагменту: Павел Петрович еще не знает, что Базаров нигилист. Жест этот свидетельствует о том, что Павел Петрович сразу видит, что перед ним не аристократ, и демонстрирует свое высокомерие.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

17. В чём причина "хандры" Онегина? (По роману "Евгений Онегин") Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, многие называют "лишним человеком" своего времени. "Лишний человек" - это персонаж, который обладает удивительным потенциалом, но не имеет возможности его реализовать, из-за чего становится пассивным и скучающим, начинает пытаться разогнать2 эту скуку праздными развлечениями.

Что же дало основание причислить Онегина к данному новому типу проблемного героя, поставить его в ряд с Чацким3, Печориным и многими другими персонажами, олицетворяющими дворянскую интеллигенцию в произведениях отечественной литературы? Что положило начало онегинской пассивности?

На первых страницах романа мы узнаём о становлении личности, о воспитании и образовании молодого человека, родившегося "на брегах Нивы". Автор отмечает, что "ребёнок был резов, но мил". Онегин получил отличное образование4, что помогло ему оказаться принятым в свете. После этого момента жизнь героя приобрела цикличный характер:

Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера;

Бесконечные светские вечера, танцы, балы и любовные приключения превращают жизнь Онегина в замкнутый круг. Такое существование герою быстро наскучивает, он пытается предпринять некоторые попытки его изменить. Из лирического отступления мы узнаём, что Онегин планировал посетить Юг вместе с Автором. Намерениям героя не суждено было сбыться, ему достается наследство и он ограничивается "путешествием" в деревню. Поездка эта была своеобразной попыткой отказа от норм светского общества, подавляющего в человеке личность. Здесь показал он и своё вольномыслие, заменив барщину оброком, что очень удивило местных помещиков. Поначалу жизнь в деревне привлекает героя, но позже он осознаёт, что она так же циклична и неинтересна, как и жизнь в Петербурге.



Хандра ждала его на страже И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.

Пытаясь побороть "хандру", Онегин берёт в руки перо, но это занятие ему быстро наскучивает. Я думаю, именно в нежелании приложить какие-то усилия к достижению душевного спокойствия и заключается одна из главных проблем протагониста5.

Пытаясь вернуть вкус к жизни за счёт мелких интриг, герой лишь больше запутывается в своём положении. Помимо собственной судьбы он рушит жизнь Ленского, убитого им на дуэли, Татьяны, на чувство которой он ответил довольно холодно, как того требовали рамки приличий. Эти события показали, что герой не был способен на настоящие чувства, не мог дружить и любить, боясь ограничить свою свободу.

И только трагические события дают герою какой-то толчок, направляют его на верный путь. В восьмой главе мы встречаемся уже не с тем Онегиным - рассудительным и мрачным, к которому привыкли, но с пылким влюблённым, не замечающим вокруг ничего, кроме предмета своей любви. У Евгения появился второй шанс. Финал романа открыт, А.С. Пушкин оставляет своего героя на перепутье, читатели могут лишь предполагать, что произойдёт с героем в дальнейшем. Возможно, Евгений полностью избавится от "хандры", вызванной внешними обстоятельствами и отношением героя к происходящим событиям. Я думаю, любовь к Татьяне сможет излечить Онегина.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но в их употреблении допущены ошибки (неверно употреблен термин "протагонист"). По второму критерию оценка снижена до 1 балла.

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (приводятся цитаты с комментариями к ним, присутствует краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, есть обращение к микротемам текста и их интерпретация).

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями. Так, звучит вопрос: что получило начало онегинской пассивности? И далее пишется, что он получил отличное образование, был принят в обществе, и с этого времени жизнь героя приобрела циклический характер, и т.д. Из такого построения высказывания получается, что начало онегинской пассивности положено отличным образованием и тем, что он был принят в обществе. В целом сочинение построено так, что непонятно, о какой проблеме Вы рассуждаете: о хандре Онегина, или о возможности его возрождения, или о типе "лишнего человека". Оценка по критерию композиционной цельности и логичности изложения снижена до 1 балла.

В сочинении допущено 2 речевые ошибки, поэтому оценка за следование речевым нормам снижена до 2 баллов.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/278.html Речевая: Понятие "лишний человек" связано с обозначением литературного типа, поэтому дополнение в виде "своего времени" не требуется. Это недочет, связанный с неверным употреблением литературоведческого термина.

Речевая: Надо: "начинает разгонять" или "пытается разогнать" Фактическая: Чацкого к типу "лишних людей" отнести нельзя, он никак не подпадает под Вашу же характеристику, данную выше, он не пассивный и не скучающий.

Фактическая: Что подразумевается под отличным образованием? Фраза "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" или слова о французегувернере, который "Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя" не подтверждают выдвинутого тезиса.

Комментарий к фрагменту: Протагонистом может быть назвать положительный герой (обычно в драме, или в произведении другого рода, если у него есть антагонист, то есть если есть конфликт, противостояние героев). Евгений Онегин не может быть назван протагонистом. Это ошибка в употреблении литературоведческого термина.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».) Следователь Порфирий Петрович сыграл важную роль в судьбе Родиона Раскольникова.

Догадывавшись, что именно Раскольников убил старухупроцентщицу и ее сводную сестру Лизавету, Порфирий Петрович понимает, что в основе этого преступления лежит нечто большее, идея, теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А поэтому юридическое наказание вряд ли сможет исправить Родиона. Следователь хорошо знает психологию преступника, поэтому его план – держать подозреваемого в постоянном напряжении, ведя с ним тонкие беседы, делая недвусмысленные намеки, ведь натура человека сама его выдаст, рано или поздно душевные муки заставят прийти его «с повинной».

Порфирий Петрович хочет добиться того, чтобы Раскольников понял, насколько несостоятельна его идея, понес духовное наказание, осознал тяжесть совершенного убийства и раскаялся.

План следователя срабатывает: Раскольников испытывает муки совести, понимает, что по сути он сам является «тварью дрожащей», такой же «вошью, как и все». Его теория терпит крах1, и, наконец, герой совершает чистосердечное признание.

Таким образом, Порфирий Петрович помог Раскольникову встать на правильный путь, отказаться от ложной идеи 2.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой, связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию, выдвинутые тезисы убедительно обоснованы (при этом допущены негрубые недочеты и одна фактическая ошибка). Сложно сказать, подтверждаются ли высказанные мысли текстом, так как ссылка на фрагмент, по которому выполнено задание, отсутствует.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/277.html Фактическая: Когда Раскольников совершает чистосердечное признание, он еще не отказывается от своей теории. Не теория терпит крах, а он сам разочаровывается в себе, в своих возможностях соответствовать той роли, которую решил на себя взять. И в предыдущем предложении правильно указано, что он ощутил себя такой же "вошью", как все, а не тем, кто "право имеет". Однако это еще не свидетельствует о разочаровании Раскольникова в собственной теории.

Это произойдет уже на каторге, после пережитой болезни и увиденного героем символического сна о моровой язве.

Комментарий к фрагменту: Это роль Сони Мармеладовой. Порфирий Петрович не позволяет Раскольникову успокоиться, заставляет его все время пребывать в психологическом напряжении, толкающем в конце концов преступника к признанию.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Кто из героев одерживает победу в данном "поединке"?

В приведенном фрагменте показано развитие конфликта между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аристократ с удовольствием провоцирует спор с молодым нигилистом, Кирсанов надеется, что сможет отстоять свои убеждения и доказать оппоненту глупость и безнравственность его идей. Однако Павел Петрович слишком возбужден: «губы его задрожали», он «побледнел», «взмахнул руками», это мешает герою сосредоточиться, четко аргументировать свои мысли. Базаров же совершенно спокоен: он лениво отхлебывает чай, говорит не торопясь, создавая впечатление очень уверенного в себе человека.

Большое значение имеет слово «эфто», использованное Кирсановым. С помощью него Павел Петрович старается подчеркнуть собственный статус. Базаров, наоборот, естественен в своем поведении, что лишний раз подтверждает убежденность героя в своей правоте.

Таким образом, можно сделать вывод, что победу в данном поединке одерживает Базаров. Спокойствие и уверенность нигилиста выгодно отличают его от разгоряченного Павла Петровича.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

убедительно обоснованы выдвинутые тезисы, которые подтверждаются текстом; нет подмены анализа пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

9. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения с представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневвскими "Отцами и детьми"?

Многие русские классики отображали идейные столкновения представителей разных поколений в своих произведениях.

Так, А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» представляет конфликт Чацкого с фамусовским обществом. Главный герой – представитель молодого поколения. Вернувшись после долгого отсутствия в Москву, он пытается «разбудить» общество. Чацкий категорически заявляет: «дома новы, но предрассудки стары». И с этими предрассудками герой начинает идейную борьбу. Конфликт поколений хорошо прослеживается в монологах главных героев.

Чацкий обличает «отцов отечества» в грабеже, а Фамусов вспоминает дядю Максима Петровича, образ жизни которого является идеалом для всех представителей фамусовского общества.

Как в романе «Отцы и дети», так и в комедии «Горе от ума»главным героям приходится столкнуться с непониманием, несогласием с их идеями. Но если Чацкий остается верным своим убеждениям до конца, то Базаров в финале романа оказывается не таким уж и нигилистом по своей натуре, на смертном одре в герое раскрываются неведомые прежде качества 1.

Столкновение «отцов» и «детей» можно увидеть и в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Лопахин – представитель нового поколения капиталистов. Пытаясь спасти сад2, он предлагает единственное возможное решение – сдавать землю в аренду. Но Раневской чужды и непонятны идеи Лопахина, ведь для нее сад – это память о годах ее молодости. Главная героиня – типичная представительница дворянства. Но пришло иное время, которое требует от Раневской внутренних перемен, на которые она не готова. В итоге сад покупает Лопахин, что символизирует победу «нового» над «старым».

Лопахин, как и Чацкий вынужден столкнуться с непониманием и даже осуждением, но он является представителем своего времени, поэтому одерживает победу, главный герой комедии А.С.

Грибоедова – «лишний человек», для периода3, в котором ему довелось жить, поэтому он вынужден на время отступить.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 3 аргументов ИТОГО: 3 из 4

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения (при этом допущены недочеты, не искажающие авторской позиции), убедительно сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, второе произведение с романом Тургенева "Отцы и дети" не сопоставлено.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/272.html Комментарий к фрагменту: Это происходит не на смертном одре, а раньше, когда он понимает, что отрицавшаяся им ранее любовь проникает и в его сердце (чувство к Одинцовой) Комментарий к фрагменту: Сад он не может спасти, он предлагает спасти имение от продажи, а сад для сдачи участков в аренду вырубить.

Фактическая: Чацкий "лишний" только в конкретном московском фамусовском обществе, а для своего периода он не "лишний". Чацкого не стоит причислять к типу "лишних" людей, которые не знали, куда приложить свои силы. Чацкий знает, что нужно служить отечеству, он готов действовать, понимает, что от него требует время, в котором он живет.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

15. Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М.И.Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"?

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

лирическая героиня противопоставлена остальным людям. В отличие от тех, кто создан из камня и глины, она отождествляет себя с морской пеной. Внутренний мир лирической героини непрестанно находится в движении1. «Беспутные кудри»

символизируют её «своевольный» характер. Эпитет «гранитные»

показывает, насколько жесток 2мир, окружающий героиню. Но несмотря на все поражения она вновь и вновь воскресает, что говорит о сильном характере героини, ее несломленности.

Таким образом, внутренний мир лирической героини характеризуется индивидуальностью, непосредственностью, более того, его нельзя сломить, подчинить своей воле, она олицетворяет собой свободу.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

убедительно обоснованы выдвинутые тезисы, но не все тезисы подтверждаются текстом, фактические ошибки отсутствуют

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/273.html Комментарий к фрагменту: Тезис выдвинут, но не аргументирован примерами из текста Комментарий к фрагменту: Образ гранита скорее свидетельствует о равнодушии, непонимании, чем о жестокости Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов.

Так, лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Узник», несмотря на заточение душой находится рядом с вольным орлом.

Стены темницы способны удержать его тело, но внутренний мир остается свободным и независимым. Дух лирического героя не сломлен, он стремится туда, «где гуляет лишь ветер».

Лирические герои обоих стихотворений независимы, их невозможно подчинить, все их естество стремится к единению с природой1. Но узник из стихотворения А.С.Пушкина не может преодалеть внешние преграды, чтобы обрести свободу.

О внутренней свободе писал и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Автор произведения говорит о смелости, непокорности лирического героя2, который был свободен от предрассудков. Он никогда не боялся осуждения: «восстал он против мненья света».

Лирические герои стихотворений М. Ю. Лермонтова и М.И.Цветаевой очень сильные и свободные личности. Но в отличии от произведения поэтессы, герой «Смерти поэта» заканчивает свою жизнь трагически: «не вынесла душа поэта позора мелочных обид».

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения, убедительно сопоставлены оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, при этом допущены негрубые недочеты.

В ответе допущена одна фактическая ошибка, авторская позиция при этом не искажается.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/274.html Комментарий к фрагменту: Почему возникла эта мысль о стремлении героев к единению с природой? Если имеется в виду море, то у Цветаевой море олицетворяет собой идею свободной стихии (а не идею природы).

Фактическая: В стихотворении "Смерть поэта" лирический герой и поэт, о котором Вы пишете, - разные субъекты Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. Кто из русских поэтов XIX века и как писал о предназначении поэтического творчества?

М.Ю. Лермонтов в стихотворении "Поэт" рассуждает над предназначением1 мастера слова в этом мире. По его мнению, стихотворец, подобно кинжалу, должен служить своими способностями2, а не бездействовать; иначе он рискует покрыться "ржавчиной презренья" (метафора). Другие русские поэты XIX века также писали о предназначении поэтического творчества. А.С.

Пушкин, как и Лермонтов, говорит о том, что сочинитель должен выполнять миссию, определенную ему свыше, но в отличии он него дает наставления по этому поводу не от своего имени, а от лица Бога3: "...И обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей!"Н.А. Некрасов в стихотворении "Поэт и гражданин", как и Михаил Юрьевич, выражает презрение к творческой личности, которая вместо того, чтобы служить людям своим божественным дарованием, бездействует: "С твоим талантом стыдно спать..." Но в отличии от мастеров слов, о которых говорилось выше, он утверждает: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином стать обязан4!", отмечая то, что у любого человека на первом месте должно быть служение Отечеству, даже у лирика.Таким образом, три автора в своих "плодах вдохновения"5 выражали свои концепции, относительно поэтического призвания, но их мнения все же различны.

Критерии:

Комментарий к фрагменту: необходимо уточнение: кому или чему служить?

Фактическая: Мы говорим о художественной реальности, поэтому нельзя смешивать автора и лирического героя. По сути, и в стихотворении Лермонтова призыв звучит не от имени автора, а от лица лирического героя Фактическая: Неточная цитата. Надо: "гражданином быть обязан" Комментарий к фрагменту: критический комментарий к подобной фразе см.

выше Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

17. Почему в поэме В. Маяковского "Облако в штанах" естьподзаголовок "тетраптих"?

"Облако в штанах - одно из самых лучших сочинений В.В.

Маяковского, в котором мы наблюдаем раскрытие "вечных" животрепещущих тем, сподвигших автора к написанию этого шедевра1.На мой взгляд, первой удивительной2 особенностью этого произведения является его подзаголовок ("тетраптих"), означающий то, что это лиро-эпическое создание состоит из четырех частей, соединенных в одно целое общим сюжетом и авторским замыслом. Сам Маяковский говорил об этом так: " "Долой вашу любовь!", "долой ваше искусство!", "долой ваш режим!", "долой вашу религию!" - это четыре крика четырех частей". Они несут в себе определенную мысль, идею, смысл3, которыми поэт желает достучаться до сердец читателей". В первом из них мы узнаем о любовной драме "жилистой громадины", лирического героя. Испытав душевное потрясение, он понял, что его любовь не только к женщине, но и ко всему сущему безответна в этом мире пошлости, поэтому неслучайно "громад любовь" соединяется в его душе с "громадой-ненавистью". Употребленная им метафора, "пожар сердца", свидетельствует о страданиях, переполняющих его сердце, из-за чего он отвергает это некогда "прекрасное" чувство.Вторым возгласом автор доносит до нас мысль о том, что творческие личности используют талант не по назначению. Он выступает против поэзии И. Северянина, считая, что "сегодня/надо/кастетом/кроить4 миру в черепе", а не заниматься сочинительством лирических стишков, не приносящих народу пользы. Таким образом эстетика также отрицается "златоустейшим" борцом за справедливость."Долой ваш строй!" - здесь мы слышим укоры в адрес господ жизни, равнодушных к бедам простых людей.

Автор не считает их великими и достойными уважения, поэтому, используя такой художественный прием, ка сравнение, пишет: "На цепочке Наполеона поведу, как мопса" 5.Но, как мне кажется, четвертый возглас является наиболее грубым, так как обращен ко Всевышнему. Персонаж возносится до богочеловека, потому что считает Творца Вселенной "недоучкой", неспособной сохранить гармонию, отчего не видит смысл в поклонении Ему.Данные размышления позволяют сделать вывод о том, что авторское определение жанра произведения помогает читателям понять, что речь в нем6 идет о четырех важных проблемах, которые по-истине волнуют сочинителя7, считающего себя "тринадцатым апостолом" нового Евангелия, соблюдение канонов которого, по его мнению, способствует постижению счастья на земле: А я у вас - его предтеча;я - где боль, везде...8

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

В сочинении употребляются теоретико-литературные понятия, есть попытки использовать их для анализа произведения, при этом обнаруживаются неточности (термин назван, например, сравнение, но не раскрывается смысл использования этого приема). Оценка по второму критерию снижена до 1 балла.

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (присутствуют цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но текст не разделяется на абзацы, содержится вывод, не соответствующий заявленной в опросе теме.

Оценка по четвертому критерию снижена до 2 баллов.

По критерию "следование нормам речи" поставлено 2 балла, так как практически все речевые ошибки однотипные, но экзаменатор имеет право не объединять типовые ошибки, и в этом случае по данному критерию может быть выставлен 1 балл.

Выходные данные:

Предмет: ЕГЭ по литературе Отправитель: Игорь Дата отправки: 06.04.2015 Эксперт: А. Г. Маслова Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/228.html Речевая: Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов Речевая: неуместный эмоционально окрашенный эпитет Речевая: Плеоназм, то есть употребляются слова, дублирующие один и тот смысл Фактическая: Надо: "кроиться" Комментарий к фрагменту: при использовании литературоведческих терминов для анализа следует показывать, что дает это прием, как помогает он выразить авторскую идею. Надо прокомментировать цитату более четко, подчеркнуть, что сравнение Наполеона с мопсом "снижает" образ императора, подчеркивает его ничтожность Грамматическая: Неясно, к чему относится данное местоимение.

Речевая: Неуместное употребление эмоционально окрашенного слова Комментарий к фрагменту: Приведенная цитата не подтверждает выдвинутого тезиса. Не доказывается это мысль и в предыдущем тексте сочинения.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Как характеризует Печорина его отношение к девушке-"певунье"?

В данном фрагменте Григорий Печорин предстает перед нами человеком с исключительным вкусом, он с иронией1 говорит о внешней красоте девушки:" В ней было много породы... Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело..."Манящие черты красавицы " длинные русые волосы, необыкновенная гибкость стана, правильный нос" обворожили молодого человека.

Необычайная сдержанность "певуньи" поразила героя:" я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег. И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее, - нимало!" Мы видим Печорина настойчивым и решительным молодым человеком, без смущение он " остановил ее в дверях, завел с ней разговор".

Молодой офицер старательно пытался узнать имя красавицы:" а как тебя зовут, моя певунья?Но все попытки были тщетны: " Кто крестил, тот знает". Несмотря на свою серьезность и настойчивость, в минуты диалога с "певуньей" Печорин напоминал любопытного мальчишку, пытающегося разгадать тайну обворожительной красавицы.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

тезисы убедительно обосновываются текстом; нет подмены анализа пересказом текста. Допущена одна фактическая ошибка.

Наряду с отмеченными в ответе качествами Печорина (любопытство, настойчивость, решительность, исключительный вкус) необходимо говорить и стремлении лермонтовского героя произвести впечатление на девушку, смутить ее, вызвать ответную реакцию в ее сердце (когда он намеренно пересказывает ей все, что ему удалось узнать о девушке)

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/209.html Фактическая: В описании внешности девушки нет иронии. Ирония отмечается, скорее, в отношении героя к самому себе, к собственному восприятию женской красоты (особенно, когда он подчеркивает, что имеет собственные предубеждения на этот счет и начинает рассуждать об особенностях правильного женского носа).

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

9. Герои каких произведений русской классики попадают в чужой для них мир и в чем их можно сопоставить с Печориным? В романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени" мы видим Григория Печорина - лишним человеком. Он оказался в чуждом для себя мире, где его не понимает и отвергает общество. В романе А.С.Пушкина " Евгений Онегин" главный, также как и Печорин, добровольно отдаляется от общества, которое его окружает.

Онегин начинает " метаться по свету" в поисках места своим недюжинным способностям и уму1. Тема лишнего человека также развивается в комедии Грибоедова " горе от ума". Чацкий, как представитель века нынешнего, с новыми взглядами на мир становится поводом для шуток и насмешек. Он критически относится к высшему свету, сторонится чинопочитательства, искренне хочет служить на благо Отечества.

Однако фамусовское общество не понимает намерений Чацкого. Таким образом, мы видим, что в русской литературе 19 века встречаются герои, чуждые миру, в котором живут. Им приходится вступать в конфликт с несовершенным окружающим в миром, в котором процветает ложь, лицемерие и ханжество.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 0 аргументов ИТОГО: 0 из 4

Комментарий эксперта:

Вы неправильно поняли вопрос. Речь должна идти не чуждом для героев мире, а о "чужом мире", то есть о том мире, нравы и законы которого неизвестны герою. Печорин попадает в чужой для него мир "горцев" (глава "Бэла"), оказывается в обществе контрабандистов (глава "Тамань"). В этом русле и должны рассматриваться произведения русской литературы. Светское общество, в котором и Печорин, и Евгений Онегин были "лишними", не чужое для них, они оба прекрасно знают нравы этого общества, образ жизни их соответствует светскому типу поведения (несмотря на то, что они понимают всю пошлость и никчемность этого общества).

Что касается применения понятия "лишний человек" к образу Чацкого, то это спорно и может рассматриваться как фактическая ошибка. "Лишний человек" не может найти применения своим способностям, Чацкий же оказывается "ненужным" лишь в определенном обществе - в московском доме Фамусова, но из этого не следует, что он "лишний", так как у него есть твердые убеждения и ясная практическая цель - служить отечеству, служить народу.

15. Что дает основание отнести стихотворение Н.М.Рубцова "Зимняя песня" к философской поэзии? Николай рубцов в стихотворении " Зимняя песня" через образ природы и деревни изображает внутренние переживания лирического героя1. " в этой деревне огни не погашены", а значит близкие люди ждут лирического героя. Он ощущает покой и умиротворение, глядя на "светлые звезды", и чувствует единение с окружающим миром Природа будто замерла и позволила лирическому герою услышать "шум полыньи". Он надеется и верит, что все трудности будут забыты. Таинственный окружающий мир дарит лирическому герою надежду на счастливое будущее: Трудное, трудное - все забывается, Светлые звезды горят!

Отражение человеческих эмоций через природные явления 2 дает основание отнести данное стихотворение Рубцова к философской поэзии.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Суть вопроса понята, но неправильно определено понятие философской поэзии, в связи с этим ответ не соотносится с заданием. Только два предложения могут быть восприняты как тезисы, подтверждающие присутствие философской мысли в стихотворении - это тезис о том, что лирический герой стихотворения верит, что все трудности будут забыты, и надеется на счастливое будущее, а также цитата, этот тезис подтверждающая.

философская поэзия - это размышления о мироздании, и месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, быстротекущем времени, осмысление трагических противоречий жизни. и т.п.

В стихотворении Николая Рубцова, предложенном для анализа, поэт обращается к теме осмысления собственной жизни. Наряду с этим поднимается тема извечного противостояния в мире света и тьмы, выраженная в стихотворении антитезой: "мгле заметеленной" противостоят "светлые звезды", нежно украшающие тихую зимнюю ночь.

Лирический герой, жизнь которого "трудна" и "печальна", исполнен веры в победу светлых сил, символом которых в произведении являются не только звезды, но и деревенские огни, подчеркивающие гармонию природного и человеческого существования в мире.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чем эти произведения созвучны стихотворению "Зимняя песня" В стихотворении "Зимняя песня" мы видим неделимое целое природного и человеческого мира. Тихая звездная ночь рождает в душе лирического героя спокойствие и умиротворение. О "вечном союзе" природы и человека также говорит Лермонтов в стихотворении " Выхожу один я на дорогу". Несмотря на то, что лирический герой одинок, он чувствует единение окружающей среды и внутреннего мира1. "Говорящие звезды" на небе создают атмосферу покоя и безмятежности. А в стихотворении Пушкина "Вновь я посетил" лирический герой вспоминает о прошлом - о лучших временах его жизни. Глядя на некогда знакомые и родные пейзажи, он мысленно переносится в прошлое. Лирический герой переосмысливать прожитые года и приходит к выводу, что моменты истинного умиротворение ему может дать лишь общение с природой Таким образом, мы видим, что связь человека и природы неделима.

Именно красоты окружающего мира "открывают второе дыхание" у поэтов2.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 2 аргументов ИТОГО: 2 из 4

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, выбор их обоснован (при обосновании допущена фактическая ошибка). В ответе нет убедительного сопоставления названных произведений со стихотворением Рубцова. Сопоставление слишком обобщенно, что не позволяет считать эту часть ответа состоявшейся.

–  –  –

17. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? Роман Тургенева "Отцы и дети" - это уникальное по своему художественному своеобразию произведение 1. Несмотря на то, что роман был написан в 19 веке, темы, затронутые в этом произведении, актуальны и сегодня. Тургенев на примере главного героя показал, что возникновение новых философских течений вызывает диссонанс в консервативном обществе 2.

Главный герой романа - Евгений Базаров - молодой "лекарский сын". С помощью художественных деталей Тургеневу удается создать непростой образ героя 3: Базаров одет в балахон, который сам называет "одежонкой", его руки неухожены, а под ногтями грязь. В ходе монологов4 героя мы узнаем его жизненную философию. Базаров - нигилист, отрицающий красоту окружающего мира, он не любит искусство и считает это5 пустой тратой времени.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!», резко замечает Базаров. Но несмотря на нигилистические взгляды главного героя, такие чувства как милосердие и сострадание ему вовсе не чуждо6. После дуэли с Павлом Петровичем, Базаров предлагает ему помощь, несмотря на то, что ранение было несерьезным - пуля попала в ногу.

Конфликт, который возникает между Кирсановыми и Базаровым возник7 потому, что браться воспитаны совершенно иначе8. Кирсановы не принимают позиции нигилизма. Николай Петрович высоко ценит искусство. Он любит поэзию, играет на виолончели. Тонкое эстетическое чувство не дает Николаю Петровичу принять убеждений Базарова, даже после глубоких размышлений. Непонятно Кирсанову и то, как можно отрицать природу, когда она пленяет своей красотой и заставляет восхищаться.

В продолжительных спорах с Павлом Петровичем Евгений не соблюдает никаких правил9. Кирсанов отстаивает идеалы аристократизма. Он не принимает свободной манеры обращения нигилиста, потому как это противоречит его понятиям о должном поведении, которое сосредоточилась для него «щегольством в деревне»10.

Таким образом, мы видим, что консервативность взглядов Кирсановых и любовь к природе и искусств, не позволяет понять 12 идеологию Базарова. Философия нигилизма полностью противоречит тем устоям жизни, которые привычны аристократическому обществу.

Критерии:

Каким настроением проникнуто обращение лирического героя к читателю? и получил лучший ответ

Ответ от?Галина Купина?[гуру]
Мне очень понравилось Ваше отношение к чувствам поэта!!
Выразительно и осознанно.
Я бы немного предложила Вам прочесть и может что-то добавите в свой отзыв!
Обращение лирического героя к читателю проникнуто печалью.
Героя тяготят воспоминания о любви «цепи гремучие давних событий, не разорвать их и не позабыть их».
За счет эпитетов ярче передается мрачное настроение обращения «тягучие» «гремучие», такое стилистическое средство как повтор усиливает передаваемое настроение "остерегись"говорить о любви"... "не говори о любви никогда"
. Общее печальное настроение передается желанием героя предостеречь читателя "остерегись", "остановись".
Таким образом обращение передает негативные эмоции, решительное настроение героя по отношению к читателю касаемо любви "не говори о любви никогда". О прошедшей любви, но которая жива и бередит душу...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В этой ссылке много информации об авторе. Прочитав её Вы глубже поймёте те чувства, которые вложены в стих:

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Лирическим героем стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» владеют печальные воспоминания о прошлой жизни («Напоминают мне оне/ Другую жизнь и берег дальный»), ушедшей любви («Черты далекой бедной девы»). Мотив воспоминаний усиливается троекратным повтором слова «напоминают», глаголом «воображаю» вместе с существительным «призрак», и по контрасту звучит слово «забываю» (всего один раз). То есть, воспоминания сильнее желания забыть. Важно отметить и кольцевую композицию стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам. Кроме того, важную функцию выполняют и эпитеты, и ряды однородных членов с повторяющимся союзом «и»: «И степь, и ночь – и при луне/ Черты далекой бедной девы».

Какую роль в раскрытии главной темы стихотворения играют эпитеты?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» написано о любви, но о любви ушедшей, поэтому оно наполнено мучительной грустью. В экспозиции появляются две темы: звучащая мелодия, ее исполнительница и воспоминание лирического героя, но обе эти линии сливаются в одну – воспоминания об ушедшей любви, рождённые музыкой. Атмосфера грусти, воспоминаний достигается, помимо других выразительных средств, и с помощью эпитетов: «печальной» (дважды повторяется), «жестокие (напевы)», «(призрак) милый, роковой», «бедной (девы)». Все они создают образ любви, от которой невозможно уйти, освободиться – «роковой». Но я отнесла бы к разряду эпитетов и определения: «дальный», «другую», «далекой», потому что, на мой взгляд, в данном стихотворении они являются средством выразительности: «недосягаемый» берег, «утраченная» жизнь, «недоступная» дева.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чём состоит различие душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» о любви. Лирическим героем стихотворения владеют печальные воспоминания. Память о «милом», но в то же время «роковом призраке» тяжела для поэта, он стремится уйти от этих мыслей. Увидев другую женщину, он забывает «другую жизнь и берег дальний», но все же песня возвращает воспоминания. Поэтому он просит:

Однако воспоминания сильнее желания забыть. Отсюда и кольцевая композиция стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам.

Романтическая элегия Баратынского о разочаровании. Ощущение усталости от любви передают глаголы (большей частью – в повелительном наклонении), употребляемые с отрицательной частицей НЕ: «не искушай», «не верю», «не множь», «не заводи», «не тревожь».

Лирический герой Баратынского не верит в любовь и даже не пытается преодолеть разочарование. Слово «любовь» только однажды появляется в тексте – в самой последней строке – и то с отрицательной частицей НЕ. Особую роль в стихотворении играют повторы: приставки раз- (раз-уверения, раз-очарованному), корня слова («не верю», «не верую», «разуверение»).

Часть 2

Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о «вечных» вопросах. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя на них ясных ответов. Обратимся к стихам великого русского поэта.

В своей философской лирике А.С. Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей;

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.

В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» ,1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным смыслом существования является чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. По знакомой дороге из Михайловского в Тригорское поэт видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась...

Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…

И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Вариант № 1313

Часть 1

Вариант 2

О каких противоречиях размышляет поэт в стихотворении «Невыразимое»

«Что наш земной язык пред дивною природой?» – такой риторический вопрос ставит перед собой и нами Жуковский. Несовершенен, беден наш язык. Но яркие черты природы «ловит мысль крылата, и есть слова для их блестящей красоты». Однако существуют, по мнению Жуковского, совершенно невыразимые явления – это «то, что с красотою слито», то есть, чувства, мечты… «Какой для них язык?» – восклицает справедливо поэт.

Лирический герой стихотворения чувствует собственное бессилие, невозможность выразить в искусстве свои же эмоции, впечатления от увиденного, ассоциации, волнующие воспоминания о былом.

Лирическим героем стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» владеют печальные воспоминания о прошлой жизни («Напоминают мне оне/ Другую жизнь и берег дальный»), ушедшей любви («Черты далекой бедной девы»). Мотив воспоминаний усиливается троекратным повтором слова «напоминают», глаголом «воображаю» вместе с существительным «призрак», и по контрасту звучит слово «забываю» (всего один раз). То есть, воспоминания сильнее желания забыть. Важно отметить и кольцевую композицию стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам. Кроме того, важную функцию выполняют и эпитеты, и ряды однородных членов с повторяющимся союзом «и»: «И степь, и ночь – и при луне/ Черты далекой бедной девы».

Какую роль в раскрытии главной темы стихотворения играют эпитеты?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» написано о любви, но о любви ушедшей, поэтому оно наполнено мучительной грустью. В экспозиции появляются две темы: звучащая мелодия, ее исполнительница и воспоминание лирического героя, но обе эти линии сливаются в одну – воспоминания об ушедшей любви, рождённые музыкой. Атмосфера грусти, воспоминаний достигается, помимо других выразительных средств, и с помощью эпитетов: «печальной» (дважды повторяется), «жестокие (напевы)», «(призрак) милый, роковой», «бедной (девы)». Все они создают образ любви, от которой невозможно уйти, освободиться – «роковой». Но я отнесла бы к разряду эпитетов и определения: «дальный», «другую», «далекой», потому что, на мой взгляд, в данном стихотворении они являются средством выразительности: «недосягаемый» берег, «утраченная» жизнь, «недоступная» дева.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чём состоит различие душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» о любви. Лирическим героем стихотворения владеют печальные воспоминания. Память о «милом», но в то же время «роковом призраке» тяжела для поэта, он стремится уйти от этих мыслей. Увидев другую женщину, он забывает «другую жизнь и берег дальний», но все же песня возвращает воспоминания. Поэтому он просит:

Однако воспоминания сильнее желания забыть. Отсюда и кольцевая композиция стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам.



Романтическая элегия Баратынского о разочаровании. Ощущение усталости от любви передают глаголы (большей частью – в повелительном наклонении), употребляемые с отрицательной частицей НЕ: «не искушай», «не верю», «не множь», «не заводи», «не тревожь».

Лирический герой Баратынского не верит в любовь и даже не пытается преодолеть разочарование. Слово «любовь» только однажды появляется в тексте – в самой последней строке – и то с отрицательной частицей НЕ. Особую роль в стихотворении играют повторы: приставки раз- (раз-уверения, раз-очарованному), корня слова («не верю», «не верую», «разуверение»).

Часть 2

Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о «вечных» вопросах. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя на них ясных ответов. Обратимся к стихам великого русского поэта.

В своей философской лирике А.С. Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей;

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:



Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.

В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» ,1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным смыслом существования является чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. По знакомой дороге из Михайловского в Тригорское поэт видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась...

Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…

И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Вариант № 1313

Часть 1

Вариант 2



Copyright © 2024 Школа и образование.