Самые богатые люди тувы. Выдающиеся граждане России: список, биографии, интересные факты и достижения Образование фамилий и отчеств

Сценарий мероприятия

«Известные люди Тывы»

Мастер группы:

Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Добрый день, обучающиеся! Тема нашего мероприятия «Известные люди Тывы».

У каждого народа есть свои особенные сыновья, которыми они гордятся, которых ставят в пример другим. Их дела и поступки вдохновляют, а слава о них греет сердца землякам. В небольшой, но красивейшей республике Тыва, входящей в состав России есть тоже свои герои. Они известны не только в республике, но и за ее пределами. И сейчас о некоторых знаменитых наших современниках мы узнаем подробнее.

(Видео из фильма «Год на посту Министра обороны»).

Ведущий – 1

Шойгу Сергей Кужугетович – родился 21 мая 1955 года в городе Чадан Тувинской АССР в семье служащих. Школу Сергей закончил со средней успеваемостью. Закончив 10 классов в 1972 году, поступил в Красноярский политехнический институт на специальность «инженер-строитель». Уже на первом курсе Вуза познакомился со своей будущей женой – Ириной Антипиной. Спустя 5 лет они поженились, впоследствии в семье родились две дочери.

Ведущий- 2

Профессиональный путь Сергея Шойгу можно обозначить так:

в 1991 году он возглавил Российский корпус спасателей, став председателем Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям,

в 1991-1994 годах был председателем Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

А с января 1994 года по май 2012 года Сергей Шойгу занимал пост министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В общей сложности путь длиною в 21 год.

Ведущий-1

Весной 2012 года Сергей Шойгу вступил в должность губернатора Московской области, и 6 ноября этого же года президент РФ В.В. Путин назначил Сергея Кужугетовича Министром обороны РФ. После вступления в должность министра обороны Шойгу была значительно увеличена интенсивность , предприняты неоднократные внезапные проверки боеготовности, созданы , возвращены на службу многие несправедливо уволенные офицеры.

Ведущий-2

До прихода на пост Минобороны Сергея Шойгу моральный климат в Вооружённых Силах оставлял желать лучшего, но «Шойгу, генералу армии, человеку, прошедшему многие горячие точки и чрезвычайные ситуации, удалось переломить ситуацию и стать своим в армии»; за год набор в военные училища и академии увеличился в 7,5 раз, а в ВУЗах, где нет военных кафедр, по инициативе нового министра были созданы , (что позволяет студентам этих ВУЗов отслужить в армии без отрыва от обучения), в России увеличивается количество и .

Ведущий-1

По инициативе Шойгу создаются Арктические войска, предназначенные для обеспечения безопасности арктического региона России, ежегодно проводятся Армейские Международные Игры, танковый биатлон и развивается армейский спорт.

К 2015 году Вооруженные Силы Российской Федерации становятся второй по боевой мощи армией в мире. Понятно, что Тувинский народ гордится своим земляком.

При каждом приезде Сергея Кужугетовича на родину в Тыву, земляки встречают его, как очень дорого и почётного гостя.

Вот, что говорит президент Республики Тыва Шолбанн Кара-оол о Сергее Кужугетовиче. (видео слова президента).

Ведущий-1

Герой России – Сергей Шойгу, настоящий мужчина, который давно ответил на вопрос, кто он такой и чего он хочет. У него есть внутренний стержень, уверенность в себе, он полон сил и энергии. Пожелаем ему ещё долго прославлять своими делами Тыву и Россию.

Ведущий-2

В августе тувинцы отмечают ежегодный национальный праздник Наадым. В программе соревнований праздника: борьба хуреш, скачки на лошадях, стрельба из лука и многое другое.
Борьба Хуреш - непременный атрибут всех празднеств.

Правила борьбы очень простые: проиграет тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется один на один, участвуют только мужчины. Перед схваткой участники поединка надевают борцовские костюмы содак-шудак , а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая Орла. О своих любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

Ведущий-1

Сайын-Белек - один из любимых борцов в Республике Тыва, кумир мальчишек, которых он тренирует в тесхемской спортивной школе, неоднократный победитель Надыыма (праздника животноводов).

Борец имеет высокое звание Арзылан-Моге (Лев). Борец Сайын-Белек Тюлюш родился 28 сентября в 1982 году в республике Тыва, Тесхемского района, деревне Оо-Шынаа. 25 сентября во время республиканского турнира на Кубок Главы Тывы ему присвоили звание «ЧаанМоге» - Слон-борец. Позже, в интервью Сайын-Белек Тюлюш признался, что его главная победа сегодня совсем другая.

Ведущий-2

«От всей души благодарю Главу Тывы Шолбана Кара-оола за решение присвоить мне звание "Чаанмоге". Это очень волнительный момент в моей жизни. На соревнованиях мощная поддержка моих зрителей всегда помогает мне. Спасибо, земляки!». Сайын-Белек заслужил это почётное звание. Народ поддержал такое справедливое решение правительства.

Ведущий-1

Есть уголок в России – Мой Отчий дом Тыва!

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей,

Так расти, чтоб был ты нужен,

Дорог Родине твоей!

Ведущий-2

Одной из отличительных особенностей национальной борьбы «Хуреш» является особый ритуал борца « Девиг» - танец Орла. При его исполнении борец импровизирует полет Орла - символа небесной силы, огня и бессмертия. (видео танец орла)

Ведущий-1

Тувинское горловое пение. Наверное, все мы слышали о нем, но поверьте, совершенно другое дело слушать его в исполнении знаменитых хоомейжи (мастеров горлового пения ), в тувинской степи под звездами, когда из всех окрестных станов, прослышав об их приезде, верхом на приземистых степных лошадках приезжают араты с семьями.

Как они умеют слушать эту вечную, завораживающую песню степи! Кажется, что нечеловеческое горло издает эти удивительные звуки, а сама эта степь, этот ветер, напоенный ароматом горьких трав.

Ведущий-2

Ондар Конгар-оол Борисович один из самых признанных в мире мастеров тувинского горлового пения; народный хоомейжи Республики Тыва, Заслуженный артист РФ, Заслуженный работник образования Тывы, отличник физкультуры и спорта Республики Тыва.

Награжден медалью «За доблестный труд», включен в книгу «Заслуженные люди Тывы 20 века, обладатель престижной международной музыкальной премии «Грэмми», выдвигался в номинанты премии «Оскар» Американской кино академии.

Ведущий-1

Родился Конгар-оол Борисович 29 марта 1962 года в селе Ийме–Дзун Хемчинского района Тувинской АССР. Его мама вскоре вышла замуж и забрала Конгар-оола в Чадан, где он окончил школу. Из-за плохого отношения отчима к Конгар-оолу, детство его было трудным. Тем не менее, он не озлобился. Наоборот, широко улыбался всю жизнь. Обаятельнейшая улыбка, проникающий в душу сыгыт– сделали Конгар-оола Ондара послом культуры Тывы во всем мире.

Ведущий-2

Он выступал в самых престижных залах планеты. Участвовал в ток-шоу легендарных американских ведущих Чеви Чейза, Девида Леттермана. Он в буквальном смысле объездил весь земной шар, неоднократно посетив Америку, Японию, почти всю Европу и другие страны, прославляя тувинский хоомей и свою любимую Тыву.

Его концерты всегда собирали полные залы. Он умел создать атмосферу праздника, где каждый чувствовал себя желанным гостем. Конгар-оол был центром притяжения в Туву многих музыкантов и музыковедов. Он обладал особым артистическим чутьем зрительской массы, умел «завести слушателей». Выступления Конгар-оола всегда сопровождались «громом» оваций. (видео Конгаар-оол поет)

Ведущий-1

Судьба распорядилась так, что он исполнял хоомей перед всеми тремя президентами России: Борисом Николаевичем Ельциным, Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Владимиром Владимировичем Путиным.

Удивляла способность артиста успевать везде: в концертах выступать с сольными исполнениями; во время спортивных соревнований, особенно по национальной борьбе хуреш, озвучивать состязания борцов своим великолепным хоомеем; в ходе конских скачек – комментировать; при проведении благотворительных марафонов – быть режиссером и ведущим.

Ведущий-2

Еще одна черта характера народного любимца – природная щедрость, желание и готовность прийти на помощь другим, если у него была такая возможность.

На протяжении многих лет Ондар Конгар-оол был неизменным членом жюри Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «Саянское кольцо» в п. Шушенское, сейчас фестиваль называется «Мир Сибири».

Его музыкальная группа «Алаш», ежегодно занимала первые места в номинации «Горловое пение». В последние годы своей жизни Конгар-оол проделал огромную работу по реконструкции обветшавшего здания бывшего музея и созданию Центра тувинской культуры, директором которого он и был назначен в г. Кызыл.

Ведущий-1

В 2012 году широкомасштабным фестивалем горлового пения «Дембилдей» артист отметил свой 50-летний юбилей, который собрал настоящих звезд worldmusic (ВОРЛД МУЗИК) в Кызыле. Приезжал на праздник один из популярных бит-боксеров США Шодеке.

В марте 2013 года, за четыре месяца до своей кончины, Конгар-оол был признан «Звездой культуры» Тывы, получив соответствующий знак от министерства культуры Республики Тыва.

Ведущий-2

Внезапная кончина Конгар-оола Борисовича стала ударом для всей современной тувинской культуры. Он был фанатиком, в хорошем смысле этого слова, своей Родины. И хотел, чтобы каждый полюбил ее так, как любил Тыву он. На кончину тувинского хоомейжи живо откликнулись СМИ во всем мире. Печальную новость сообщили российские информ агенства, её подхватили и опубликовали западные информационные агентства, в том числе крупнейшие американские газеты.

В декабре 2013 года мастера тувинского горлового пения на своем форуме приняли решение об установке памятника своему товарищу. Хоомейжи- в полный рост, в национальном костюме, с чанзы – трехструнным музыкальным инструментом. И, конечно, со своей фирменной Конгар-ооловской улыбкой. Планируемая высота скульптуры - два метра.

Ведущий-1

9 августа 2014 года на международном конкурсе «Хоомей» все лауреаты получили приз-статуэтку, прообраз будущего памятника знаменитого хоомейжи.

Светлая память Конгар-оола Борисовича Ондара живет в его учениках. Конгар-оол является знаменитым, объехавшим весь мир артистом, легендой, звездой тувинского народа, исполнителем традиционного искусства горлового пения - хоомей.

Ведущий-2

Что услышали вы в песне древней моей -

Цвет весенней тайги, жаркий ветер степей.

Обжигающий зной, блеск прозрачных озер

Красоту величавых заснеженных гор.

Пенный рокот воды на порогах речных,

Шум осенней листвы тополей золотых,

Гул бескрайних отар, дробный стук табунов.

Запах чая и дыма родных очагов!

Ведущий-1 Творчество Кангаар-оол- Борисовича связано с бурным расцветом хоомея в Тыве, с тувинской народной музыкой, ее самобытностью, красотой. Благодаря его концертам, выступлениям его учеников, созданными им ансамблями «Эртине», «Алаш», «Чиргилчин» о Туве узнал весь мир, от Америки до Японии. Современная молодежь Тувинской республики продолжают чтить эти традиции, с учетом современных музыкальных вкусов. (видео Куулара)

Мастер группы

Многих известных и талантливых людей воспитала щедрая Тывинская земля. Сегодня мы познакомились только с тремя из них. Думаю, что одной встречей мы не ограничимся, обязательно ещё поговорим о славном тувинском народе и его героях.

В нашем филиале обучаются студенты из Тывы, у которых имеются таланты. Они исполнят несколько номеров художественной самодеятельности.

Песню исполнят трио Чингис, Айдын, Белек.

Танец в исполнении группы: Элементрикс.

Стихотворение о Тыве в исполнении Монге-Байыра.

Всем спасибо за внимание!

Представлены монгольские элементы. Эта закономерность отражается и в собственных именах. Они издавна имели важное значение для тувинцев.

История происхождения имен

Современные тувинские имена были заимствованы у монголов, русских, тюркских народов.

Еще совсем недавно ребенка нарекали не сразу, а спустя месяцы, а иногда и годы после его рождения. Еще в 19-м веке мальчик получал свое «мужское» имя в возрасте примерно 10 и более лет. До этого его называли просто «сын», «маленький мальчик», «малыш» и так далее.

Эта традиция берет свое начало из преданий и эпических сказаний тувинцев, где объясняется, что наречение происходит только тогда, когда молодой человек получает коня и становится мужчиной. Так, например, один из героев эпических сказаний Хан-Буддай получил имя, когда стал ездить на охоту и смог укротить своего коня, а герой эпических сказаний Меге Сагаан-Тоолай - только перед поездкой за своей невестой.

Многие тувинские имена связаны с внешним видом ребенка, его темпераментом или характером. Например, Биче-оол переводится как «маленький мальчик», Кара-кыс - «черная девочка», Узун-оол - «длинный мальчик» и так далее.

Нередко способ наречения отражает сильное желание родителей видеть в малыше ту или иную черту, например Маадыр переводится как «герой», Мерген - «мудрый».

Встречаются у народа имена, которые были даны по названию определенного предмета: Деспижек - «корытце».

Девочек часто называли в честь красивых птиц, растений, животных, например Сайлыкмаа - «синичка», Чодураа - «черемуха». Самое распространенное тувинское женское имя - Чечек - «цветок».

Иногда детей нарекали по названию местности, где проживала семья, например, Хемчик-оол (река, впадающая в Енисей).

Еще в начале 20-го века, если в семье умирали дети, то ребенку давали какое-либо «страшное», «скверное» имя, чтобы отпугнуть злого духа. Вместе с плохим прозвищем ему давали и мирское «настоящее», но его не произносили, пока ребенок не подрастет и не окрепнет. В настоящее время этот обычай исчез, но среди людей старшего поколения часто можно встретить лиц с такими именами и возникшими на их основе фамилиями.

Способ образования

Все тувинские имена по происхождению делятся на три группы:

  • Первая группа - это исконно национальные наречения: Мерген - «мудрый», Анай «козленок», Чечен - «изящный», Белек - «подарок», Чечек - «цветок», Маадыр - «герой».

Многие имена двусложные, состоят из нескольких компонентов, например, Белек-Байыр - «подарок и праздник», Алдын-Херел - «золотой луч».

Наиболее распространенным компонентом тувинских имен для мальчиков является слово «оол», которое переводится как «мальчик», «парень». Например, Алдын-оол - «золотой мальчик».

  • Ко второй группе относят те, которые связаны с буддизмом, они были видоизменены согласно фонетическим законам. Часто тувинцы называли детей в честь буддийских божеств, Долчан, Долгар, Шогжал.

Также нарекали детей в честь священных буддийских книг, например Манзырыкчы.

  • К третьей группе относятся русские или заимствованные из других европейских языков.

Следует отметить, что имена у тувинцев употребляются чаще, чем фамилии. Человека знают по его личному прозвищу, кроме того, вплоть до 1947 года фамилиями были старые названия племен.

Образование фамилий и отчеств

В 1947 году тувинцам разрешили брать русские имена и фамилии, так как родоплеменные названия, которые служили фамилиями, были количественно ограничены.

В результате этого процесса национальные тувинские имена стали фамилиями, а русские заимствованные - именами. Например, Кускелдей Тамара, Даваа Александр. Особенно это характерно для младшего и среднего поколения.

У тувинских фамилий отсутствуют определенные окончания, которые характерны для русских.

Отчества образуются следующими способами:

  • К имени отца прибавляются суффиксы: -евич, -ович для мужчин; -евна, -овна для женщин. Например, Кызыл-ооловна, Кызыл-ооло-вич.
  • Имя отца ставится на третьем месте без суффикса. Например, Танова София Седип, Монгуш Александр Кызыл-оол.

Необычные мужские

По сложившейся народной традиции родители называли ребенка странно, чтобы уберечь его от опасности. Ему подбирали необычное или некрасивое прозвище. Например, Кодур-оол означает «лишайник». Часто мальчика называли женским именем, а девочку - мужским. Иногда детям давали даже кличку. Считалось, что такие способы наречения отгоняли от ребенка злых духов.

Список красивых тувинских имен:

  • Айлан - «соловей»,
  • Айхаан - «лунный хан»,
  • Алдынхерел - «золотой луч»,
  • Баазан - «родился в пятницу»,
  • Байлак - «достаток»,
  • Белек - «образованный»,
  • Бурбу - «родился в четверг»,
  • Маадыр - «герой»,
  • Менгиот - «горный ледник»,
  • Мерген - «меткий стрелок»,
  • Чечен - «изящный»,
  • Чимит - «бессмертный».

Для женщин

У тувинцев мужские имена легко превращают в женские, заменив элемент «оол» на «кыс», который означает «девочка», «девушка», или «уруг» - «дочь», «ребенок». Например, Алдын-кыс «золотая девочка», Ак-уруг «белый ребенок».

Одним из характерных показателей тувинских имен для девочек является составная часть «маа», это тибетское слово, которое означает «мама». Например, Сайлыкмаа - «синичка», Чечекмаа - «цветочек».

Список популярных тувинских женских имен:

  • Азунда - значение неизвестно,
  • Айсуу - «лунная вода»,
  • Анай - «козленок»,
  • Каракыс - «черная девушка»,
  • Олча - «удача»,
  • Саар - «доярка»,
  • Сайлыкмаа - «синичка»,
  • Сылдысмаа - «звезда»,
  • Хералмаа - «луч»,
  • Херел - «луч»,
  • Чечекмаа - «цветок»,
  • Шенне - «пион»,
  • Шуру - «красивая».

Вместо заключения

В последнее время тувинцы наряду с национальными именами для наречения детей используют заимствованные из русского языка.

Современные мужские имена преимущественно тувинские (тюркского происхождения), а также монгольские, русские, европейские, тибетские.

Мужские легко узнать по окончанию - оол, женские по -кыс, -маа, -уруг.

Для тувинцев большое значение всегда имело имянаречение, так как они верили в мистическую, магическую и духовную связь между объектом и словом. Поэтому называли детей словами, означающими положительные качества характера. Также популярными являются имена, образованные от названия местности, в которой рожден малыш.

После распространения ламаизма (16-й век) тувинцы активно стали использовать тибетские и монгольские слова и понятия для наречения детей. Появились буддийские имена - в честь божеств, философских терминов, священных книг.

Часто имя подбирал ребенку лама и шептал его в правое ухо ребенку мужского пола.

Сат Сайын-Белек

исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Шагонар

Кожуунная олимпиада школьников по краеведению

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: ученик 11 «б» класса

МБОУ ОСОШ г. Шагонар

Сат Сайын-Белек

Научный руководитель:

Натпит-оол А.Н.

Шагонар-2013

  1. Введение ……….……………………………………………стр.3-4
  2. Теоритическая часть ………………………………….....….стр. 5-12
  3. Основная часть………………………………………...….…стр.13-14
  4. Заключение …………………………………………………..стр.15
  5. Список использованных материалов………………….……стр.16

Введение

«Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной –

есть постыдное малодушие».

Пушкин А.С.

Улуг-Хемский кожуун является одним из центральных кожуунов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие республики. Наш кожуун уникален тем, что есть много замечательных людей, которая породила наша земля: Сергей Пюрбю, Кызыл-Эник Кудажы, Адыг-Тюлюш Чулдум, Тюлюш Кечил-оол, Cат Шулуу, Каадыр-оол Бичелдей, из колыбели Улуг-Хема выросли первые созидатели Тувинской государственности, герои Гражданственных и Великих Отечественных войн, первые ученые Тувы, уникальные корифеи тувинской литературы и поэзии, талантливые артисты, известные борцы, спортсмены, выдающие государственные деятели нашей республики.

Актуальность работы

Изучение биографий известных людей является актуальным в наше время. Мы должны гордиться своими земляками, проявлять чувство уважения к старшим.

Новизна темы : раннее о знаменитых людях Улуг-Хемского кожууна в исследовательских работах не исследовались.

Объект исследования : знаменитые люди Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.

Предмет исследования : вклад знаменитых людей в научную, социальную и культурную сферу Улуг-Хемского кожууна и Тувы.

Методы: изучение литературы, поиск и изучение документального материала, систематизация, реконструкция исторического портрета изучаемых личностей, беседа.

Прикладная значимость: материалы, собранные мной, можно использовать на классных часах, уроках истории, научится говорить о своих земляках, об известных людей кожууна, достойных к уважению.

Цель нашей работы – воспитание чувства любви к своему краю через пример великих людей, которые жили здесь и живут сейчас.

Задачи:

  1. Познакомить со знаменитыми людьми нашего кожууна.
  2. Показать их вклад в жизнедеятельность нашего кожууна и Туве.
  3. Приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу.

Историография

Историческая наука изучает историю человеческого общества с древнейших времен до наших дней. История – наука не только о прошлом, но и о настоящем. История и современность тесно взаимосвязаны. Знание исторического прошлого дает возможность лучше понять настоящее и предвидеть перспективы будущего. Каждый образованный человек должен дорожить историческим прошлым своей страны, родного края, народа и знать их историю.

Теоритическая часть.

Кудажы Кызыл-Эник Кыргысович

Родился 13 декабря 1929 г. в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Тувинской народной республики. Окончил Кызылский государственный педагогический институт; Высшую партийную школу при ЦК КПСС (г. Москва); Академию общественных наук при ЦК КПСС (г. Москва). Работал в колхозе, был учителем, редактором республиканских газет "Сылдысчыгаш", "Тыванын аныяктары", "Шын", председателем правления Союза писателей Тувы. Автор более 30 книг на тувинском и русском языках. С 1980 по 1989гг., редактором отдела прозы журнала «Улуг-Хем».

Кудажы Кызыл-Эник Кыргысович – поэт, прозаик, драматург, переводчик. Народный писатель Республики Тыва. Награжден орденом «Знак почета», Орденом РТ.

Родился 2 января 1950 года в селе Белдир-Кежиг Улуг-хемского кожууна Республики Тыва в семье арата. После окончания Чаа-Хольской средней школы два года учился в Кызылском педагогическом институте, а затем, как ленинский стипендиат, был переведен Монгольский государственный университет. Окончил университет в 1975 году по специальности востоковед-филолог. С 1975 по 1990 года – научный сотрудник Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, заведовал сектором культуры, языка и письменности. Автор более 40 научных статей по проблемам тувинского языка, культуры, религии и философии тувинского народа, им разработаны учебники тувинского языка для русских школ. Основная научная тематика, на которой работает К.А. Бмичелдей – это вопросы тувинской фонетики тувинского языка.

С 1990 года – народный депутат Верховного Совета РФ и РТ, 1993 года депутат Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. С 1991 по 1998 года работал Председателем Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. С 1996 по 1998гг. - член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Комитета Совета Федерации по международным делам. Заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.

За вклад в развитие российской государственности Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей награжден Почетной Грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ и медалью в ознаменование 850-летия Москвы.

Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич - доктор филологических наук, академик Российской академии социальных наук, старший научный сотрудник. Владеет свободно тувинским, русским, монгольским, хакасским языками на уровне необходимого общения, знает тибетский, маньчжурский и английский языки, в совершенстве владеет старомонгольской и тибетской письменностью.

В настоящее время – министр образования и науки Республики Тыва.

Кара-оол Шолбан Валерьевич

Родился 18 июля 1966 г. в селе Чодураа Улуг-Хемского района Республики Тыва. Окончил факультет философии Уральского государственного университета (УГУ) в 1990 году. В 1993 г. - очная аспирантура Уральского государственного университета.C 1993 по1997 гг. - генеральный директор АО закрытого типа «Кардо», г.Кызыл. C 1997 по1998 гг. - генеральный директор ООО «Докар», г.Кызыл. C 1998 по 2002 гг. - Председатель Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. С 2000 - 2001 гг. - заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам. С 2002 - 2003 гг. - и.о. Первого заместителя Председателя Правительства Республики Тува - министр торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва. С 2003 - 2005 гг. - Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва - министр торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва,.

2005 - 2006 гг. - Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва.

2006 - 2007 гг. - депутат Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва.

С апреля 2007 г. - Председатель Правительства Республики Тыва

Донгак Вячеслав Октябрьович

Министр культуры и информационной политики Республики Тыва. Родился 22 августа 1955 года в с. Хайыракан Улуг-Хемского района Тувинской АССР. В 1977 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского по специальности "Режиссура балета". Трудовую Деятельность начал в 1974 в качестве артиста балета Государственного ансамбля песни и танца "Саяны". С 1977 по 1982 год - учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского (г. Москва). С 1982 года - балетмейстер Тувинского музыкально-драматического театра, Государственного ансамбля песни и танца "Саяны", а с 1992 года - художественный руководитель ансамбля. С февраля по декабрь 2002 года - учитель эстетики Республиканского юридического лицея. С января 2003 года - начальник отдела, а затем председатель комитета по культуре мэрии г. Кызыла. Возглавляет детско-юношеский ансамбль «Эдегей».В апреле 2007 года назначен министром культуры и информационной политики Республики Тыва. В 1997 году В.О. Донгаку присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Республики Тыва". Награжден нагрудным знаком "За достижения в культуре", медалью Республики Тыва "За доблестный труд".

Сергей Бакизович Пюрбю

родился 7 сентября 1913 года в местечке Эжим Улуг-Хемского района Тув. АССР в семье арата-скотовода. Рано лишился родителей, батрачил у местных феодалов. В 1928-32 гг. учился на рабфаке Ленингр. вост. ин-та. Печататься начал в 1934г. В 1941-44 гг. был председателем правления СП Тувинской народной республики и одновременно председателем Комитета по делам искусств. Сергей Бакизович Пюрбю - один из зачинателей тувинской литературы. Ленинизм и «Октябрь как вечное солнце, взошедшее в России», воспеты в стих. «Славословие Октябрю», «Бессмертная сила», в балладе «Чыргалбай», рассказах «Быль об Эргепее», «Дорога к простору», в драме «Красный поток». Сергей Пюрбю написал первую тувинскую поэму «Чечек» (1940), где показан тернистый путь завоевания свободы. В годы Великой Отечественной войны песня Сергей Пюрбю «В бой» выражала патриотическое движение молодежи; баллада «Красный обоз» явилась символом небывалого трудового подъема. Преобразование родного края, формирование характера нового тувинца Сергей Пюрбю изобразил в стихотворных циклах, написанных в 40-50-х гг. «Мотивы жизни» (1958), «Картины Тувы» (1958), «Письмо любимой» (1958); в рассказах «Баллада о Чабане», «День рождения», «Орланак»; в пьесах «Испытание» (1963), «Любовь надо беречь». Перевел на тувинский язык «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Дело Артамоновых» М. Горького, «Поднятую целину» М. А. Шолохова и др. Написал книгу «Помощь молодым писателям» (1939). Народный писатель Тувы, творчество которого очень многогранное. Он – и поэт, и прозаик, и драматург. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Помимо того, что С.Пюрбю – гениальный писатель, он ещё и основоположник тувинского литературоведения.

Шулуу Чыргал-оолович Сат

Шулуу Чыргал-оолович Сат – один из известнейших представителей тувинской науки, ученый с необычайно широким кругом научных интересов, заложивший многие направления в тувинском языкознании.

Ш.Ч.Сат родился 15 сентября 1926 года в местечке Кашпал Чаа-Хольского кожууна. Всего в семье было 9 детей, из них шестеро мальчиков трое девочек.

После обучения в Чаа-Хольской школе он продолжил учебу в Шагонарской школе, а закончил учебу в Кызылской объединенной школе имени В.И.Ленина (ныне школа №2) в 1947 году. Ш.Ч.Сат окончил школу с серебряной медалью.

Шулуу Сат со студенческих лет обнаружил большие способности к языкознанию, и в 1952 году, сразу после окончания университета, он продолжил заниматься наукой в стенах единственного тогда в Туве научного учреждения гуманитарного профиля – в Тувинском ТНИИЯЛИ, где он проработал три года и семь месяцев, сначала младшим научным сотрудником, затем заведующим сектора языка и письменности. Вместе с группой языковедов он работает над «Русско-тувинском словарем» (под редакцией А.А.Пальмбаха), публикует свои первые научные статьи. Появление этого словаря в середине 50-х годов явилось замечательным событием в тувинской лексикографии. В эти же годы он опубликовал в «Ученых записках» ТНИИЯЛИ статьи «Произведения В.И.Ленина и И.В.Сталина на тувинском языке», «25 лет тувинской национальной письменности». После ТНИИЯЛИ Шулуу Чыргал-оолович один год проработал учителем в Сарыг-Сепской школе и один год три месяца редактором газеты «Тыванын аныяктары».

В 1958 году Ш.Ч.Сат переходит на работу в Кызылский педагогический институт. Талантливому ученому всегда удавалось успешно сочетать научную и преподавательскую деятельность. В 1962 году, закончив аспирантуру, он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Причастие в тувинском языке», а через 10 лет, в 1972 году – докторскую диссертацию «Формирование и развитие тувинского литературного языка». В этой работе, вышедший отдельной книгой, ученый на большом языковом материале создал широкую картину исторических преобразований и обновления в жизни и духовном мире своего народа. Профессор Ш.Ч.Сат – автор многих вузовых учебников, многочисленных учебно-методических программ и пособий. Он становится известным в научных кругах тюркологов. Ему принадлежит первая попытка создания толкового словаря тувинского языка.

Ш.Ч.Сат – первый профессор в Туве, оставил много благодарных учеников и последователей. Он был заслуженным деятелем науки Российской Федерации, награжден знаком «Отличник народного просвещения» и медалью им. Н.К.Крупской. Его яркое имя навсегда останется в тувинском языкознании.

Тун-оол Октябрь Кыргысович

Тун-оол Октябрь Кыргысович – родился 21 октября 1943 года в местечке Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна. Окончил Чаа-Хольскую среднюю школу, потом Кызыльское медицинское училище. Работал строителем, слесарем в совхозе, электромонтером, лаборантом Саяно-Тувинской археологической экспедиции. Член Союза писателей РТ.

Мижит-оол Олег Донгакович

Мижит-оол Олег Донгакович родился в 1950 году в селе Чодураа Улуг-Хемского кожууна. Окончил Балгазынское профессиональное училище, потом Кызыльское училище искусств.

Мижит-оол Олег Донгакович – поэт, композитор, музыкант, учитель. Ветеран труда.

Аракчаа-Величко Ульяна Маспын-ооловна

Аракчаа-Величко Ульяна Маспын-ооловна родилась 31 декабря 1960 году в местечке Кожай Улу-Хеского кожууна. Окончила 1981 году Торгалыгскую среднюю школу. После школы поступила по просьбе ученых педагогический институт в ТНИИЯЛИ, но не закончила. Литературную деятельность начала в газете «Шын». В 1990 году стала Членом ассоциации Союза пистелей женщин. Жила в Тоджинском районе, там она первый раз вышла на сцену. Участвоала разных конкурсах. Награждена разных конкурсах. Награждена грамотой «Союза Писателей РТ». В 1990 году стала членом Союза ученых Тувы. Внучка сказителя – Тулуша Баазанная и в 1994 году в честь дедшки получила право называть Торгалыгскую Дом культуры с его именем. С 2003 года корреспондент газеты «Шын». В 2006 году занесена в книгу «Люди Центра Азии» в третьем томе. С 2007 года Член Союза журналистов.

Дамчай Мария Монгушевна

Дамчай Мария Монгушевна родилась в 1954 году в с. Кок-Чыраа Улуг-Хеского района. Окончила Шагонарскую среднюю школу №2 в 1971г. После школы поступила Кызыльский педагогический институт, факультет биологии и химии и успешно закончила. Трудовую деятельность начала комсомольском райкоме Улуг-Хемского района. Работала первым секретарем комсомольского комитета г. Шагонара. В 1985-1991 гг. работала агитаторском отделе партии райкома. В 1992-1994 гг. заместитель председателя социальной политики в администрации Улуг-Хеского кожууна. Содействовала в открытии дома престарелых в сумоне Хайыракан. С 1994 по 2003 года – директор Центра социальной защиты семьи и детей. В настоящее время глава председателя Хурала представителей городского поселения г. Шагонар №15 округа «Магистральный».

Дамчай Мария Монгушевна - заслуженный работник РТ, ветеран труда. Победитель конкурса «Женщина года». Награждена юбилейным медалям в честь 60-летия вхождения Республики Тыва с состав Российской Федерации и 90-летия основания г. Кызыла, орденом Всесоюзной ударной комсомольской стройке г. Шагонар.

Донгур-оол Бурунмаа (Арина) Монгушевна

Донгур-оол Бурунмаа Монгушевна родилась 16 октября 1948 года рв поселке Ак-Туруг Чаа-Хольского района. Окончив Ак-Туругскую среднюю школу поступила в Кызыльское училище ГПТУ-35 на курсы кономехаников. Трудовую деятельность начала с 1968 года.

1968 -1969 гг. работала в поселке Арыскан киномехаником.

1969 -1970 гг. работала в Ак-Туругской лесной школе воспитателем.

В 1970 году спортинструктором пос. Арыг-Узю.

1970-1976гг. – киномехаником пос. Арыг-Узю.

1976-1982 гг. киномехаником пос. Торгалыг.

1982-1986гг. киномехаником г. Шагонара.

1987г. – преседателем райсовета ДСО «Урожай» Улуг-Хеского района.

1987-1996 гг. киномехаником в кинотеатре имени «40 лет Советской Тувы» г. Шагонара.

1996-1999 гг. – зав. хозяйственной части ЧП «Кашпал».

В настоящее время является членом клуба ветеранов г. Шагонар.

Донгур-оол Бурунмаа (Арина) Монгушевна - Ветеран спорта РСФСР, ветеран труда, отличник физической культуры и спорта РТ. Награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года».

Основная часть

Беседа с Бурунмаа Монгушевной.

- Первый вопрос, расскажите нам о своем детстве?

Мои родители были чабанами. В течение 8 лет я выросла в интернате. В свободное время участвовала с друзьями в различных концертах и конкурсах, получали первые места. В интернате был настольный теннис, там я научилась играть в настольном теннисе. Впервые в 1964 году участвовала в соревновании по настольному теннису в г. Кызыле. Неоднократно участвовала в первенстве республики по настольному теннису и стала 7-кратной чемпионкой республики по этому виду спорта.

- Ваше любимое увлечение?

Спорт, концерты и участие в общественной жизни кожууна, член клуба ветеранов Улуг-Хемского кожууна.

Что пожелаете молодым людям?

Заниматься спортом, участвовать общественной жизни кожууна и республики, в свободное время посещать концерты и кинотеатры. Родителям пожелаю, чтобы большое внимание уделяли на воспитание детей.

Спасибо вам, Бурунмаа Монгушевна, за то, что нашли время побеседовать с нами. Мы гордимся успехами в вашей жизни, оставайтесь с такой же позитивной и энергичной женщиной, а для подрастающего поколения нашей республики примером подражания.

Беседа с Марией Монгушовной.

Первый вопрос: какого исторического героя Тувы Вы уважаете?

Уважаю Великого героя Тувы Буяна-Бадыргы, за его большой вклад в историю Тувы.

Ваши любимые занятия?

Домашнее хозяйство. Пою и играю на баяне.

Какие личные качества Вы предпочитаете в человеке?

Приветливость, отзывчивость, оптимизм, энтузиазм и эрудиция.

Какое время года Вы любите?

Я люблю раннюю золотую осень, так как вся природа становиться прекрасной и собирают богатый урожай.

Какова ваша цель в жизни?

Чтобы жизнь нашего народа была сытной, жили благополучно. В будущем наши дети стали достойными людьми нашей республики.

Мы гордимся вами, Мария Монгушовна, вашими мужеством, мудростью, верностью, идеалом Добра и Справедливости. Будем всегда рядом во всех ваших благородных делах.

Заключение

Когда я решил писать исследовательскую работу на тему «Знаменитые люди Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва», то ни минуты не сомневался, что работа будет интересна. Исследуя жизнь и деятельность известных людей своего кожууна, я познакомился с замечательными людьми.

Это всего лишь маленькая частичка известных людей Улуг-Хемского кожууна, о которых я пока узнал. Я горжусь, что живу в Улуг-Хемском районе, рядом с такими людьми! Надеюсь, что и у нашего поколения будут такие же знаменитые и известные люди! Я продолжу эту работу.

Мы считаем, что нашу работу можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. Надеемся, что данная работа вызовет интерес не только у учащихся, но и у жителей и гостей нашего кожууна.

Список использованной литературы

  1. “Кто есть кто Улуг-Хемского кожууна”, материал работников Улуг-Хемской централизированной библиотечной системы Национально-краеведческого отдела.
  2. Люди Центра Азии, 3 том/ под ред. Н.М. Антуфьевой. Кызыл:ООО Редакция газеты “Центр Азии”, 2006.
  3. Амир Саая, Екатерина Хаян. Улуг-Хемскому кожууну 80 лет, Шагонару 115 лет.ООО “Эфир”.
  4. Портфолио Донгур-оол Б.М.
  5. Фотоальбом семьи Донгур-оол Б.М.
  6. Портфолио Дамчай М.М.
  7. Фотоальбом семьи Дамчай М.М.

Национальный характер

Жилище

Во всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, который служит одновременно и дымовым отверстием. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски – входом на восток, но в южных районах, по монгольскому обычаю, – на юг. Юрту покрывают семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывают веревками. Земляной пол раньше застилали войлоком, шкурами, а сейчас – досками. В центре юрты находится очаг с железным таганом на трех ножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. В юрте нет перегородок, правая сторона при входе считается женской – здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона – мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо напротив входа, за очагом, – почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Деревянная мебель и домашняя утварь приспособлена к перекочевкам.

Горловое пение

Природа одари ла кочевников центра Азии ис ключительным даром – умением одновременно воспроизводить мелодию двух тонов: основного (речевого или певческого) и наложенного на него второго, мелодического тона (низкого или высокого), что дает эффект особого «горлового» пения. Оно существует здесь в пяти основных жанровых формах: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, с многочисленными подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения. Если художественную культуру тувинского народа образно сравнить с национальной шапкой «оваадай», то горловое пение видится как ее красная коралловая верхушка «чинзе»: красиво по виду, высоко по положению, дорого по содержанию.

Хоомей стал одним из стержней национальной культуры тувинского народа. Говорят, что каждый пятый тувинец владеет горловым пением. 15 чел. обладают самым высоким званием – народный хоомейжи Республики Тува.

Из современных исполнителей наиболее популярен народный хоомейжи Ондар Конгар-оол и коллектив ансамбля «Хун-хурту». В Кызыле действует Международный научный центр «Хоомей» (ул. Щетинкина-Кравченко, 46, тел. 334 24).

Кухня

У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Пища, как правило, пресная и с бедная вкусовыми оттенками – тувинцы почти не используют специй.

Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко (сут). Все блюда из молока с древности назывались «ак чем» («белая пища»).

Помимо молока в тувинской кухне важное место занимает мясо. Представление о достатке в семье связывается с возможностью ежедневно есть мясо до полного насыщения. Мясо домашних и диких животных сушат, вялят, солят, замораживают, словом, придумывают всевозможные способы его длительного хранения. В любое время года тувинцы предпочитают вареное мясо жареному. Баранина – самый распространенный вид мяса в Туве. При этом в пищу идет буквально все, в том числе внутренности и кровь. Как только баранья туша разделана и внутренности разобраны, мясо варят в котле. При этом действе присутствует вся семья, ближайшие соседи и живущие поблизости родственники.

Рыбу тувинцы не жалуют. Если и едят ее, то в вареном виде.

Дикие травы и целебные растения, которые собирают тувинцы, также используются в национальной кухне. Из чаги, крапивы, золотого корня, сараны, шиповника, облепихи, солодки, смородины делают настойки, которые в зимнее время служат спасительным источником витаминов.

Язык

Тувинский язык относится к тюркской группе языков алтайской семьи. Письменность создана в 1930 г. на базе латиницы, а с 1941 г. переведена на кириллическую основу. Конституцией Тувы 2001 г. тувинский и русский определены как равноправные государственные языки. Делопроизводство ведется на русском языке. В большинстве тувинских сел и на чабанских стоянках молодежь не говорит по-русски.

Тувинские блюда и напитки

Хойтпак – заквашенное молоко (тюркск ое название «айран»). Из него гонят молочную водку (арака), из творожистых остатков делают кислый, высушенный на солнце творог (ааржы), а также пресный сладковатый сыр (быштак). Для получения хойтпака нужна закваска. Лучшей закваской считают сам хойтпак, а когда его нет, используют пророщенную в полотняном мешочке пшеницу. Иногда готовят закваску заранее: берут кусок чистого войлока, пропитывают его хойтпаком и хранят. За зиму войлок подсыхает, но закваска не утрачивает своих свойств. Весной этот войлок опускают в свежее молоко, и оно быстро заквашивается. Хранят хойтпак в деревянных кадках (доскаар), отчего в юрте стоит специфический запах. Хойтпак употребляют как утоляющий жажду питательный напиток: две пиалы выпил – и можно пасти скот целый день.

Арака (Арага) – молочная водка. Для ее приготовления используют самогонный аппарат – уникальное изобретение тувинских умов, так называемый шууруун: ствол тополя с удаленной сердцевиной, закрепленный с помощью камней прямо в посудине, сверху – сосуд с холодной водой, который служит конденсатором алкоголя, щели в трубе обматывают войлоком. Во время кипячения напиток, называемый «шими арагазы», вытекает из шуурууна по специальному желобу. Алкоголя там немного – примерно 20 %. Чтобы получить более крепкую водку, ее перегоняют вторично и доводят до 70–80 Љ. Такая водка называется «дан» («заря»). Водка-первач не слишком приятного мутного цвета, запах соответствует цвету. Вкус такой, что лучше пить араку быстро. Этот напиток тувинцы всегда предлагают гостям.

Божа – разновидность творога. У экономных тувинцев в дело идет все. Оставшуюся после перегонки в котле жидкую творожистую массу сливают в полотняный мешочек, остужают, процеживают и сушат. Получается разновидность сушеного творога «ол ааржы». Кроме божа, на стенках перегонного аппарата образуется творожистый осадок, который соскребают ложкой и едят, – «шуурун итпээ». Из него делают съедобные колобки «хом», которые сушат на солнце.

Быштак – прессованный сыр. Готовят его из кипяченого молока с добавлением простокваши. Мешочек с «заготовкой» кладут между двух досок, что придает сыру нужную форму. Сыр можно приготовить в течение одного дня.

Куртуг – творог нарезают квадратиками и сушат, как грибы, на ниточке, подвешивая к каркасу юрты. Творог быстро твердеет. Его берут с собой в длительные поездки или на пастбище. С непривычки его есть трудно, однако попробовать стоит. Куртуг можно привезти в качестве сувенира.

Согожа – любимейшее блюдо тувинцев. Нежную часть печенки поджаривают на углях, режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Есть можно только в горячем виде.

Праздники

Наадым. Ежегодный национальный праздник тувинского народа, отмечаемый в августе. В программе соревнований: борьба хуреш, скачки, стрельба из лука и др.

Хуреш – непременный атрибут всех празднеств наравне с конными скачками и стрельбой из лука. Правила борьбы очень простые – проиграет тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется один на один, участвуют только мужчины. Перед схваткой они надевают борцовские костюмы содак-шудак, а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая орла. О любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

Шагаа. Празднование Нового года по лунному календарю – один из главных обрядов тувинского народа. Поскольку оно зависит от фазы луны, его празднуют в разное время – с начала января до конца февраля. Дата праздника определяется ламами по астрологическим таблицам, а затем ежегодно устанавливается Верховным Хуралом.

Шагаа – комплекс обрядов, игр и развлечений. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. За несколько дней до наступления Шагаа жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.

В домах и храмах особое внимание уделяется алтарю или месту, на котором размещают подношения Будде и статуэтки буддийских бурханов. Перед Шагаа их чистят, моют, натирают до блеска. Обязательно зажигают лампаду.

Встречают Новый год не в полночь, а с появлением первых лучей солнца в первый новогодний день. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые не ложатся спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, принимает их за мертвых и не благословляет.

Первый день Шагаа проходит в визитах, посещении родственников и обмене подарками. Происходит духовное очищение, когда прощаются все обиды, горести и печали остаются в прошедшем году. В дни празднования Нового года почитается белый цвет (который у многих тюрко-монгольских народов связывается с представлением о счастье). Особая, ритуальная роль в новогоднем празднике отводится пище. Готовят ее в большом количестве. В новогодней трапезе преобладают вареная баранина, различные виды молочных продуктов, выпечка.

Знаменитые люди

Мунзук Максим Монгужукович (1910–1999) – народный артист России и Республики Тува. Родился в с. Межегей Тандинского кожууна в семье батрака. Поистине мировую славу принесла ему роль удэгейского охотника Дерсу Узала в одноименном фильме японского режиссера Акиры Куросавы.

Оскал-оол Владимир Базыр-оолович (1920–1999) – народный артист СССР. Родился в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Первый в Туве артист цирка, родоначальник целой династии. Он создал прекрасную сказку о Туве, с элементами национальных игр, обрядов, обычаев.

Черзи Монгуш Холла-Салович (1899–1969) – скульптор, родоначальник тувинского камнерезного искусства. В 8 лет смастерил из тополиной коры игрушку и с тех пор вырезал деревянные игрушки, делал и расписывал сундуки (аптара). С 1942 г. стал серьезно заниматься резьбой по дереву и камню. Черзи создал около 1000 скульптурных работ из дерева и камня, множество видов тувинских шахмат.

Кенин-Лопсан Монгуш Борахович (р. 1925) – ученый, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Родился в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Классик тувинской литературы. Американский фонд шаманских исследований присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».

Монгуш Аяс Семис-оолович (р. 1973) – борец. Родился в с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна. Абсолютный чемпион России, чемпион Европы, чемпион мира по борьбе сумо. На протяжении 14 лет непрерывный победитель крупнейших тувинских соревнований на праздниках Наадым. Его выступления неизменно собирают полные стадионы. Кумир всех мальчишек Тувы.

Рушева Надежда Николаевна (1952–1969) – художница редкой одаренности, имя которой вошло в историю российского искусства. Ее мама Н.Д. Ажыкмаа – одна из первых тувинских балерин. Надя родилась в г. Улан-Баторе, где ее родители находились в командировке. После рождения дочери Рушевы переехали в Москву. У девочки очень рано проявился необыкновенный талант художника. Популярность «всесоюзного» масштаба настигла девочку благодаря ее иллюстрациям к произведениям А.С. Пушкина и М.А. Булгакова. Надя умерла в возрасте 17 лет в результате осложнений после гриппа. Она оставила после себя огромное творческое наследие – около 12 тыс. рисунков.

Шойгу Сергей Кужугетович (р. 1955) – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Родился в Чадане. Одна из самых заметных фигур в правительстве России. Член Совета безопасности РФ. Один из лидеров партии «Единая Россия». Генерал-полковник. Герой России (1999). Кандидат экономических наук, президент Международной ассоциации спасателей.

Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон Энтони

ХАРАКТЕР Истинная природа бельгийцаПитер Брейгель Старший, величайший представитель прославленной династии художников, четыреста лет назад уловил и запечатлел на своих полотнах дух сограждан, занимающихся сельским трудом, радостно скользящих по льду замерзшего пруда

Из книги Эти странные шведы автора Берлин Петер

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР МеланхолияОбщей чертой для всех шведов является сумрачное состояние души, нечто вроде английского сплина, именуемое svarmod. Это чувство, которое можно также назвать глубокой черной меланхолией, является порождением долгих морозных зим, высоких

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа) автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Забайкалье (Бурятия и Читинская область) автора Юдин Александр Васильевич

Национальный характер АлтайцыСамоназвание алтай-кижи (человек Алтая). Алтайцы – собирательное название тюркоязычных племен, населяющих Горный Алтай и Кузнецкий Алатау. К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах,

Из книги Тува автора Юдин Александр Васильевич

Национальный характер ДолганыДолганы – основное коренное население Таймырского АО (ок. 4880 чел.) – проживают в Хатангском р-не по р. Хатанга и Хетта, а также в поселках, подчиненных администрации г. Дудинки, в Авамской тундре.Долганы – сравнительно молодой народ,

Из книги Эти странные австралийцы автора Хант Кент

Национальный характер БурятыБуряты – монголоязычный народ Сибири. Его общая численность в мире – 520 тыс. чел. Существуют разные гипотезы происхождения бурятского народа. Одни ученые считают, что буряты появились на Байкале из-за миграции их предков из других районов

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Национальный характер ЖилищеВо всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Характер Характер любого оззи – это сложнейшая смесь всех возможных характеров, какие только можно себе вообразить. Если посмотреть на австралийца как на некий единый характер, то вы не найдете в нем никакой логики. Но если вы попробуете высветить по отдельности каждый

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Национальный характер Каждый индиец с момента рождения принадлежит к общине, касте, наследует профессию родителей и ведет образ жизни в соответствии с религиозно-этическими традициями, идущими с глубокой древности. Большое значение имеет гороскоп и определение

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

29. ХАРАКТЕР Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент

Из книги автора

Из книги автора

Существует ли национальный характер? Если обратиться к мнению людей, складывается впечатление, что они ясно видят колоссальное разнообразие характеров у представителей одного и того же народа, но в то же время большинство из них твердо убеждены, что национальный



Copyright © 2024 Школа и образование.