История русской бани и её значение в жизни русского человека. История русской бани (7 фото) Русская баня и ее история

Баня – это неотъемлемое понятие для истинно русского человека. Сложно представить, что когда-то, в седой древности бань могло и не существовать.

Баня благоприятно влияет на кожу и состав крови, улучшает пищеварение и дает заряд бодрости.

А ведь и правда, такое гениальное человеческое изобретение должно было где-то и когда-то появиться. Так кто же был первым счастливчиком, испытавшим на себе благотворное влияние бани?

История создания бани

Что такое баня? Если под ней подразумевать сам процесс воздействия пара на человека, то баня, как понятие, была еще у древнего человека. Вполне вероятно, что столь блаженное времяпровождение было свойственно еще нашим самым древним предкам. Именно в каменном веке стоит искать источники банного дела. Правда, тогда под баней подразумевалось куда более скромное понятие, а именно — горячие камни, от которых исходил пар. Уже тогда человек почувствовал, что пар благотворно влияет на его организм, прибавляет сил, помогает быстрее отдохнуть и вновь отправиться за добычей.

Существует несколько теорий относительно того, как человек обнаружил столь полезные свойства бани. Одна из легенд гласит, что история бани началась с открытия горячего источника. Разогретые камни источали пар, который казался очень приятным и бодрящим. Вторая идея говорит о том, что на очаг в жилище человека попала влага, и камни, из которых он был сложен, источали пар, понравившийся человеку. Но какой бы вариант ни оказался правильным, понятно одно — целебные свойства пара знакомы очень давно.

Египетская история

Уже в более цивилизованном и знакомом нам виде бани появляются в Древнем Египте. Там с их приятным и полезным воздействием знакомятся еще за шесть тысяч лет до нас с вами. Жрецы и высшие сословия общества придавали невероятное значение чистоте тела. Они омывались четырежды за день, дважды этот ритуал совершался ночью и дважды днем. Такой ритуал часто проводился именно с использованием бань, так как кроме чистоты, египтяне почитали массаж, умеренность в пище, что в комплексе позволяло сохранить молодость души и тела. А массаж после бани считался одним из наиболее целебных методов врачевания. Тогдашняя египетская медицина была признана одной из лучших, а врачи не обходились без водных процедур и неустанных рекомендаций пара и бани.

Древняя Индия и Греция

После египтян желание чистоты и отдыха захватило Индию (это случилось примерно за две тысячи лет до нашей эры). Здесь бани использовались и как прекрасное лечебное средство, и как источник личной гигиены.

Древняя Греция также не обошла стороной целебное воздействие пара. Здесь бани появились изначально у спартанцев. Они выглядели, как круглые небольшие здания, по середине которых имелся открытый очаг, где и нагревались камни, а также поддерживалась высокая температура внутри.

Римский культ бани

Особенной любовью пользовались бани в Древнем Риме, тут парение превратилось в настоящий культ, который захватил всех: от мала до велика, от богатого до бедного. Именно в Риме впервые появляется подразделение на частные и общественные бани.

Частные бани служили дополнением роскошных дворцов, богатые римляне парились раз в день, превращая это в настоящий культ. Баня тут не ограничивалась исключительно наличием парной, здесь имелись обширные помещения для физических упражнений, массажа, удобные комнаты отдыха. Римляне в банях отдыхали не только телом, но и душой. Здесь общались на философские темы, рисовали, писали стихи, учились, пиршествовали, любили и расставались… При банях даже создавались отдельные библиотеки. На одной из стен древней бани была найдена надпись: «Баня, любовь и радость – до старости вместе». Эта надпись как нельзя лучше выражает отношение римлян к парилке. Именно тут появились общественные бани – термы, куда могли ходить обычные горожане. Отличительной чертой термов была роскошь и красота. Здесь везде красовался мрамор, мозаика в бассейнах, серебро и золото в отделке, драгоценные металлы рукомойников. И все это для простых смертных, а не императоров и знатных римлян.

Уже к концу первого века до нашей эры в Древнем Риме было построено более 150 общественных бань, каждая из которых могла служить образцом красоты и роскоши. В римских банях было несколько отделений для потения: с традиционной печкой и камнями, на которые выливалась вода (русская баня), а также парильни с сухим горячим воздухом (сауна).

Бани в Древнем Риме были не только средством гигиены и прекрасным способом провести время, они считались активным средством борьбы почти со всеми существующими болезнями. Асклепиад – знаменитый врач того времени – утверждал, что самое главное для выздоровления — это умеренная физическая нагрузка, чистота тела, диета, прогулки и хороший настрой. Именно баня давала практически половину успеха в выздоровлении, по мнению Асклепиада (за такое пристрастие к баням его прозвали «купальщиком»). Он оказался прав, термы действительно позволяли римлянам хорошо себя чувствовать и в полной мере наслаждаться жизнью.

Русская баня сквозь призму веков

История русской бани начинается еще в V веке. Уже тогда баня была известна по всей территории славянских земель, ею пользовались и князья, и простой люд, и богатые купцы, никто не пренебрегал таким удовольствием. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью. Но, несмотря на разные названия, функции у бани были не только и не столько гигиеническими, сколь обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.

Русская баня, а также весь обряд парной вызывал интерес у многих путешественников, например, многое о русской традиции банного дела писал Олеарий, известный ученный и путешественник. Немец с удовольствием наблюдал за процессом парения в бане и говорил, что русский люд очень крепко держится за традицию омовения в банях. Практически в каждом городе, селе и даже селении были частные и общественные бани, куда ходили все: от мала до велика.

Процесс омовения глазами иностранца выглядел так: люди заходят в нагретую комнату, где на камни льют воду, и парятся до изнеможения. После этого они выбегают на улицу и окатывают себя холодной водой, или катаются в снегу, чтобы потом снова вернуться в парную. Разгоряченная кожа, красные тела и веселые крики сопровождают этот процесс, и самое непостижимое, что всем это нравится. По мнению путешественника, именно нелюбовь Лжедмитрия к бане открыла в нем чужака.

Построить свою баню мог каждый, кто обладал достаточным количеством земли, поэтому семейные бани были очень популярными на Руси. Каждый горожанин и богатый селянин строил свою парную, где и собиралась вся семья, чтобы попариться, помыться и отдохнуть. Частные бани топились по субботам. Именно этот день считался банным и практически все семьи в полном составе отправлялись париться. Причем в домашних банях парились и мылись все вместе: мужчины, женщины и дети.

Кроме домашних, существовали также общественные бани, так называемое «торговые». Изначально эти бани также были общими, там одновременно парились и мужчины и женщины, наслаждаясь отдыхом и благотворным влиянием парилки. Но после 1743 года женские и мужские парилки были разделены, соответственно, женщинам не разрешалось заходить в мужские парные, а мужчинам не дозволялось посещать женские отделы бани.

На Руси баня кардинально отличалась от своей римской предшественницы, тут бани строились исключительно из дерева, а не из мрамора. Кроме того, русская баня не отличалась особенными изысками, выглядела просто и скромно. Все было подчинено главной цели оздоровления и отдыха. Кроме того, присутствовала только одна парилка, где температура изменялась в зависимости от высоты, чем выше полка – тем горячее. Таким образом, экономилось пространство, а простота конструкции позволяла заиметь баньку каждому.

В селах бани строили на берегу рек или озер, чтобы прямо из парилки можно было окунуться в прохладную воду. Для нагрева бани использовались печки, тепло от которых шло непосредственно в баню, раскаляя камни, на которые потом плескалась вода. В помещении бани было всего две комнаты – сама парилка, где и проходил банный процесс, а также предбанник, где раздевались, отдыхали между заходами баню, общались. Внешне баня выглядела, как небольшой бревенчатый домик, для его постройки не рисовали планы, а все секреты банного дела держали в голове, передавая по наследству.

Особенностью русской бани являлись веники, париться с вениками — чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создавал эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.

Бани на Руси ценили за их лечебное воздействие, оздоровление и закалывание организма. Такие полезные свойства были открыты еще в X веке. Баня тогда была впервые устроена в печерском монастыре, где монахи опробовали на себе воздействие пара.

Кстати, вместе с классическими торговыми и домашними деревянными бани возводились на Руси и каменные бани, походившие своим устройством на древние римские термы. Например, первая каменная баня была сооружена в 1090 году в Переяславле и пользовалась невероятной популярностью среди горожан.

Еще одну веху в популярности русских бань поставил Петр 1, который сам был заядлым парильщиком и всячески популяризировал это полезное занятие. За время его правления в Петербурге не взимался никакой налог за строительство любого вида бань и парилок.

У русского человека была настолько сильная любовь к бане, что даже за ее неимением пытались воссоздать эффект парной. В горло самой обыкновенной печи, в которой готовили и которой отапливали помещение, клали доску, на которую ложился человек. Заслонкой закрывали горло печи и получался хороший банный эффект, а когда на стенки печки поливали водой, внутри лился аромат горячего хлеба. Такой способ использовали и для парения стариков, которым было тяжело посещать настоящую баню.

Банные традиции средневековой Европы

После победы Христианства над язычеством Римской империи банные традиции в Европе умирали, большинство роскошных терм были преобразованы в храмы. А сама традиция общественных умывален сходила на нет. Но на смену почти умершим римским традициям пришли турецкие. Из крестовых походов была привезена идея хаммам, которая довольно быстро популяризировалась. Уже к середине XIII века практически в каждом городе Европы была своя парная, немного напоминавшая турецкие бани, немного сохранившая традиции римских терм.

В Скандинавии банные традиции развивались по-своему и были подчинены местному климату. Здесь процветали сухие парилки, так называемые сауны, которые позволяли прогреться и при этом прекрасно закалять тело, что было немаловажно в климатических условиях тех мест.

В середине XIII века была запрещено общее купание в банях мужчин и женщин, но это не предусматривало устройство отдельных парилок, а предполагало разделение дней на мужские и женские. Но это не помешало проводить в банях кутежи и баня, несмотря на то, что многие медики били на сполох, оставалась местом тайных встреч, пьяных гулянок и других развлечений. Именно в этот период в Европе для постройки бани начинают требовать лицензии. Подобные лицензии можно было купить, взять в аренду или получить по наследству. С этого момента баня становится выгодным бизнесом, а обладатель лицензии может гарантировать себе безбедное существование, сооружая баню, или предоставляя имеющуюся лицензию в аренду. Стоит отметить, что лицензии выдавались навечно, соответственно, наследники могли использовать ее по собственному усмотрению.

Не менее почетной в то время была и роль банщика, им мог быть как сам хозяин бани, так и нанятый человек. Но к банщику выдвигались весьма высокие требования. Это должен был быть человек старше пятнадцати лет, умеющий читать и писать, знающий арифметику и обладающий определенными познаниями в языках. В функции банщика входило присматривать за топками, купальнями, содержать баню в порядке и распоряжаться всем имеющимся в бане персоналом. Банщик считался мастером на все руки, его охотно брали на работу, он пользовался уважением горожан, очень неплохо зарабатывал и знал множество тайн, которыми пользовался по своему усмотрению.

С течением времени бани зажили недоброй славы, этому способствовала и церковь. Бани стали постоянным местом увеселений, рассадником множества болезней и просто непристойным занятием. За несколько десятилетий в столицах Европы было уже невозможно разыскать баню, а к 1900 году таковых не осталось даже в небольших городках. Найти настоящую парилку можно было лишь в Альпийских селениях, странах Балтики, Финляндии и северных регионах России. Именно тут банная культура изначально закладывалась на основе стремления к здоровью, отдыху и душевному равновесию. Здесь бани сохраняли свой истинный смысл, давно потерянный в Европе.

Банная легенда Москвы – сандуновские бани

Наверное, в Москве, да и во всей России не сыскать более знаменитых бань, чем сандуновские. О них слышал каждый москвич, практически каждый приезжий и, конечно же, каждый любитель бани, вне зависимости от места проживания.

Сандуновские бани отвечают всем гигиеническим нормам и в то же время являются настоящими произведениями искусства.

Действительно сандуновские бани – это своего рода символ банного искусства России, это не только старейшие парилки в Москве, существующие и процветающие и поныне, но и настоящее произведение искусства, с соблюдением всех гигиенических норм. Их нередко именуют «Царь-банями», роскошью парилок этого заведения не пренебрегали ни короли, ни политики.

История сандуновских бань довольно интересно и примечательна. Появились они еще в XVIII веке, и свое имя им дал известный актер и служака двора Екатерины ІІ – Сила Николаевич Сандунов. Была у господина Сандунова жена, обладавшая прекрасным, просто ангельским голоском – Елизавета Уранова. Ее талантом прониклась сама императрица и взялась живейшим образом устраивать жизнь семейства, подарив певице неслыханной красоты драгоценности на весьма приличную сумму. Именно эти драгоценности и стали стартовым капиталом семейства. Продав их, господин Сандунов прикупил земель на берегу Неглинной, земли тогда были недорогими и получился весьма неплохой участок, к которому впоследствии он прибавил участки своих соседей, постепенно выкупая земли по берегу реки.

На образовавшейся территории были снесены все строения и сооружены настоящие каменные бани. Это было новинкой для России, так как ранее все бани в стране были исключительно деревянными, но новое строение привлекало все больше и больше внимания. В постройке учитывались всевозможные факторы: от гигиенических норм, до противопожарной безопасности. В результате бани прекрасно пережили пожар 1812 года и существовали на протяжении более чем восьмидесяти лет, сменив за это время не одного хозяина, но оставив себе имя первооснователя.

Правда, поменяв несколько владельцев и попав в руки господина Ганецкого, бани отправляются под снос, но с целью возведения на том же месте еще более роскошных парилок, которые превосходили своей красотой все существующее в банном деле. К тому времени речушка, на которой стояли бани, уже упрятана в подземный коллектор, что существенно упрощает строительство и делает санитарные условия участка еще лучше.

К 1896 году грандиозный по своим размахам банный проект почти закончен, несколько зданий включают сразу и отель, и квартиры служащих, и несколько магазинов, и огромное разнообразие бань. Тут были и более дешевые парилки с комфортными условиями без излишеств, и роскошные бани, предназначение для высшего сословия. В этих парилках было все, начиная от библиотек и комнат отдыха, и заканчивая роскошным бассейном. Отделка поражала воображение, внутреннее убранство напоминало роскошь терм Рима. Кроме всего это богатства, имелись два вида парных: классическая русская банька и ирландский вариант парной.

В целом Сандуновские бани вмещали три разновидности парных: по 50 копеек – это были элитные парные со всеми удобствами, более дешевый и экономный вариант – по 20 копеек. И, наконец, бани для бедняков и простых горожан по 5 копеек. В цену, нужно отметить, уже входила бесплатная мочалка и веник.

Довольно гибкая ценовая политика и прекрасное расположение бань быстро сделали их популярными среди всех слоев населения. Но цена и удобство были не единственными причинами популярности Сандуновских бань. Особенностью этих бань стала высочайшая гигиеничность, еще при их строительстве учитывались абсолютно все требования и правила гигиены, которые в то время были разрознены и действовали по отдельности. В бане абсолютно все можно мыть и чистить, от чехлов на стульях и занавесок, и до пола, стен и потолка. Благодаря такой устойчивости материалов, чистки тут проводись почти ежедневно, что привело к потрясающему результату – за всю историю практически ни единственного случая заболеваний или эпидемий, хоть как-то связанных с Сандуновскими банями.

Воду в бани доставляли отдельным водопроводом от Бобъегорской плотины, что гарантировало ее чистоту. Кроме того, для питья использовалась вода из вырытого на территории комплекса артезианского источника глубиной около 750 футов. Для поддержания образцовой чистоты среда и пятница были санитарными днями, когда все, вплоть до мельчайших деталей, проверялось, чистилось и отмывалось. Кроме того, налаженная система вентиляции позволяла осуществлять быструю и качественную очистку воздуха, а электрическое освещение предохраняло от появления копоти и гари.

Сандуновские бани, благодаря качеству строения и соблюдению всех санитарных норм, и поныне остаются одним из самых популярных мест в Москве, и, как ни парадоксально это звучит, являются символом русских банных традиций, хотя их устройство совсем не отвечает исконно русским представления о бане из дерева с маленьким предбанником и минимумом удобств.

Остается отметить, что история бань весьма многолика и разнопланова. Каждый народ обладает собственной историей создания парилок, их развития и способов применения. Где-то понятия о банях пересекались, смешивались, создавая новые симбиозы, а попадая в другие уголки, обрастали местными верованиями, приспосабливались. Но при этом практически нет народов, где бы банные традиции не существовали вовсе.

Объединяет все бани и общее начало, положенное еще древним человеком. И сколь бы разными ни были бани народов мира, будь то термы, сауны, парильни или помывочные, все они подчиняются единому правилу – нести пользу человеку, укреплять организм, улучшать здоровье, возвращать силы и возобновлять иммунитет.

Давайте прислушаемся к опыту наших предков и откроем для себя всю прелесть целебного воздействия пара, магической атмосферы парной и прекрасного чувства ободрения, которое окутывает нас после банной процедуры.


Мифы о русской бане – тема очень редкая и яро охраняемая поклонниками легкого пара. Почему охраняемая? В силу безграничной любви к бане, к веникам, к обрядам и традициям вокруг бани. Усилена эта любовь тем, что «на бане» многие зарабатывают финансовую прибыль начиная с интернет-писателей статей на заказ и заканчивая продавцами печей в магазинах, которые никогда не парились в русской бане. Все эти разношерстные писатели и коммерсанты понаписывали вокруг бани столько много и столько ненужного, что реальная история народной русской бани оказалась под угрозой полного переписывания и искажения.

Для начала определимся в том, кто и что имеет в виду, когда говорит о русской бане? Для этого разделим информацию на несколько типов в зависимости от подачи:
1) Интернет подача копирайтеров и оптимизаторов, которые не разбираются в банях, начинается так: «испокон веков», «издревле», «с незапамятных часов русская баня пользовалась популярностью» и т.п. Вот эта последняя фраза вызывает у меня истерический смех. Это, вроде как, написать, что сидеть за столом во время еды было очень популярно и распространено или, например, одежда из ткани пользовалась особым спросом у наших предков. Эти фразы одинаково бессмысленны и не имеют с историей бани ничего общего. Просто копирайтеры получают зарплату за 1000 знаков и процент совпадения ключевых слов в тексте. Содержание их мало интересует.

2) Второй способ подачи информации о русской бане, который ошибочно взят на вооружение, связан, даже, не столько с временным интервалом описания бань, а с тем, кто описывает особенности русской бани. Особенно, за последний десяток лет, с образованием гильдий производителей печей, консорциумов изготавливающих бочки и кадки с шайками для бани, ассоциаций печников и банщиков, форумов интернет-любителей попариться в словесных баталиях развилась целая индустрия, и субкультура пропагандирующая русскую баню как необычный способ отдыха и оздоровления. При этом в обиход часто идет слово «традиция» или «по традиции». Заграничные гости Российской империи или России в разные времена не рассматривали русскую баню как традицию. Они видели в ней способ мытья и поддержания гигиены с необычным применением пара и веников. А вот те, кто ходил в баню, относились к ней, как к обыденной процедуре удаления грязи с тела. Ибо сама гигиена чистого тела в классическом виде была недоступна широким слоям населения, как бы красиво мы об этом не писали, приправляя тексты ароматами трав, раскаленными камнями и прочей банной атрибутикой.

3) И третья группа импровизированной моей классификации описания русской бани связана с историческим временным интервалом, в котором мы встречаем сведения о русской бане. Большинство подходящих по содержанию текстов происходит с конца 19 века (после 1870 года). Это описания бань, как архитектурных объектов, как история нестандартных предметов интерьера и купален. Но в меньшей степени они описывались как учреждения для оздоровления и тем более не как культовые сооружения со своими методиками омовения и банной терапии. Бани встречающиеся в трактатах того времени – хоть и общественные, но по большей части городские общественные.

Было бы неправильно не сказать о тех банях, которые описывались не в книгах, а в записках путешественников и историков, чьи взоры были направлены в народ. Почитав их заметки, начинаем понимать, что баня бане – рознь! Золоченые ванны Петербуржских бань и бани по-черному в деревнях – пересечение двух миров – двух культур одного народа.

В большинстве крестьянских дворов бань вообще не было! Люди мылись с весны до осени в озерах и реках, в баню ходили в лучшем случае раз в 2-3 месяца или того реже — перед большими праздниками – 2-3 раза в год. И это не пустые слова – это результат исторических исследований быта и условий жизни населения царской России предреволюционного периода.

Русская баня – немножко приукрасили, немного добавили

А что говорят сегодня? Сегодня гуру банного дела обличаются в вышитые рубахи, развешивают обереги, иконы и парят с веничным массажем за денюжку, поставив русскую баню на коммерческое русло, превратив хлестания веников в строго регламентированную тренинговую процедуру. Не все, конечно, но рынок таких услуг изобилует наличием «профи от пара». Такой себе соцреализм эпохи нанотехнологий. (Помните советские фильмы, где барышни-колхозницы по полю в пыли в белых платьях да с каблучками разъезжали, а мужики в хромовых сапогах сплошь и рядом с гармонями бегали?)
Чтобы как то показать русскую баню с другой стороны, а такая, несомненно, присутствует — я буду по ходу текста выкладывать фото. Вот, например, мужички-работяги у сруба (даже очень возможно — бани) вечерком ждут чего то. Уж точно не протяжки веником, растяжки поперек, движений вдоль лимфатических потоков и никак не раскрытия чакр и т.п. Им бы просто грязь смыть в этой черной баньке.
А, ведь, именно такими были бани основного населения России периодов до революции и вплоть до войны 41 года. Золотого кольца тогда еще не было, а глубинка так и жила.

Нынешние реконструкторы банного дела прошлого века создают современные бани с интерьерами столетней давности, заточенные внешним видом под сруб бедного крестьянина, в котором проводились парения дворянских сословий в белых рубахах с квасом и баранками у самовара. У того самовара, которых не было в 70 % семей послереволюционной России.

Русская баня испокон веков…!? Каких веков?! Не ранее как в 1934 -1936 годах бани рассматривались в первую очередь ка объекты двойного назначения. И главное назначение – дезинфекционные военные пункты на случай войны, готовые принимать зараженных и раненых и т.п. Этого никто и не скрывал, и названия баням давали как тюремным заведениям – по номерам!

Домашние бани первой половины 19 века были редкостью и как ни странно появились в женских учебных заведениях, тюрьмах и военных училищах. Ни смотря на подведомственность, они так и классифицировались – «домашние».
В 1821 году одна из бань Академии художеств (архитектор А.А. Михайлов) располагалась прямо в рисовальном зале, в котором еще и стирали в отведенное время.

Бани архитектора Захарова (1809) располагались в пивоварне для обеспечения централизованного снабжения водой.
Бани в Царском селе архитектора К.И. Росси 1850-1852 гг — одни из самых знаменитых в Петербурге, но не смотря на это, из-за особенного интерьера их банями считали с большой натяжкой.

В 1815 году на весь Пеетербург было 480 домов с ванными, которые не имели ничего общего с тем что сейчас популяризуется и возводится в ранг традиции. Это были ванные в стиле восточных. Доступ к ним был для очень узкого круга людей высшего сословия. 480 ванных на Питер!

А что там у нас подальше от Питера? А на окраине было вот то, что на фото изображено. Быт крестьянского двора. О какой бане с бубликами речь!? О каких «испокон веков» или «издавна» о бане по-белому может идти речь?!!! Похожи эти люди на тех, кто в субботу парится у самовара?

А вот на фото ниже — быт проживающих в городе рабочих с завода. В лучшем случае они мылись «по-банному» раз в месяц, а то и реже. Хорошо, если на заводе были свои бани. Но это было редкостью.

С самоваром и бубликами? По субботам? С квасом?

Как-то на фоне этих документальных фото не вырисовываются те бани, которые на нас смотрят с интернет страниц сотни сайтов, посвященных обычаям, традициям и обрядам русской бани. Сказать, что они всё врут – будет неправильным. Первое, что надо сделать – это перестать употреблять относительно к бане, которую мы любим термин «испокон веков».

Да, бани были, но мало, не везде и не в таком виде.

Строительство огромной части бань приходится на вторую половину 19 века – всего то полторы сотни лет назад. Массово это приходилось на городское малочисленное население. Общественные бани того времени были более похожи на скоростные моечные учреждения чем на SPA салоны с вениками из разнотравья. Пропускная способность бань предполагалась 350-400 человек в час. Обычно, они не справлялись с таким режимом и к баням выстраивались очереди городских рабочих, приезжих.

Отступая от темы истории я просто вспоминаю детство 70-х годов, когда городская баня в нашем городе (две бани) населением 85-90 тысяч работала в постоянном режиме очереди 4 дня в неделю.

Реальное возрождение частных бань началось не так давно – лет 20-30 назад, как только пришел «закат» коммунальной собственности и наступила эпоха предпринимательства. Именно с этого времени новые бани начали включать в себя всё то лучшее, что мы знаем о бане и, конечно, рассчитаны они были не столько на мытьё и гигиену на огромной скорости, сколько на получение удовольствий, расслабление, необычность и экстравагантность, иногда – оздоровление (любая гигиеническая процедура является оздоровлением). Невозможность иметь свою личную баню наложила плохой отпечаток на это «чудо с вениками». Состоятельные люди превратили бани в объект показухи, шика, коммерческий атрибут, а иногда и откровенные бордели.
Вот они — те кто мылся в банях, это народ, а не десяток павлинов в мраморных комнатах. И история русских бань — история народа, а не отдельные наброски европейской архитектуры в крупных городах.


Слава Богу, есть целая армия любителей бани, которые вырвали ее из полосы «бани показательно-статусные» и перевели в группу «оздоровительные». Конечно, как и сотню лет назад, русская баня заставляет поражаться многообразию форм ее принятия и парения. Возрождены лучшие и уникальные традиции паровых бань, которые так нас удивляли, и будут удивлять. Главное – не искажать истории.
А какова ж реальная русская баня, та которая народная? Продолжение следует…

В России бани были известны с самой глубокой древности. Летописец нестор упоминает про бани в 1 столетии нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Ни кем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, русские бани стали появляться и за границей. Бани появились в Вене, Париже, Берлине, но они были только похожи на наши бани. Ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Они считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны, но так париться, как в России, вредно. Европейские врачи того времени считали, что: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».

Русские очень любили крепкий жар, что не раз отмечали иностранцы. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как то стыдно и совестно, и чегото не хватает ему». Трудно представить себе картину, как можно париться в печи, а делали, да и сегодня еще можно встретить такой способ, это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. А далее берешь веник и паришься.

Русские были очень чистоплотными и набожными, поэтому был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Делали это с утра и только после бани подходили к образам. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма.

В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и простой люд и цари и князья до начала XVIII столетия.

В народе существовало поверье, что «баня все грехи смоет». Истории и поверья про баню

Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.

Перед заходом в баню, не посредственно когда человек собирался париться, существовала традиция подавать несколько ломтиков редьки. Съев их человек направлялся в парилку. Для утоления жажды в бане и в предбаннике ставился прохладный квас приправленный мятой или другими душистыми травами.

Какой была атмосфера в бане

Для распаривания веников и поддавания пару кипятили квас с мятой. В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.

Наши предки считали чтобы быть здоровым нужно ходить регулярно в баню. По этому поводу существует народная поговорка: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Появление бани на Руси точно неизвестно. Есть мнения что ее завезли иностранцы, но все больше склоняются к тому что баня это чисто русское изобретение. Потому как ходят в баню в России не похоже на традиции ни какого народа.

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю… Русские и чухонские женщины, прислуживаю щие там (в бане), превосходно знают свое дело… Они, вопервых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во вторых, мастерски ухаживают завами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно прият но, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным». Так писали иностранцы про русские бани.

У каждой семьи существовали свои традиции и рецепты мытья в бане.

По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.

Любовь к бане была отличительной чертой русской натуры. Считалось, что кто не любил баню тот русский. Так как в баню ходили все – от мала до велика.

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. На основании археологических и исторических данных истории возникновения и распространения бани можно утверждать, что это был «многоочаговый» процесс. Люди научились использовать природные явления для своей пользы, они узнали свойства огня, воды и камня. Это было предпосылкой возникновения современных бань. Естественно, что распространение бани связано с особенностями миграционных факторов человечества, которое переносило свой опыт, привычки, и способ жизни в новые области обитания. Уже из самих названий видно происхождение ванн, например: финская баня (сауна), русская баня, римские ванны, темескал, камабуро и изгибуро, японская сухая каменная ванна и т. д.

Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому - общественные бани поначалу представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась.

Со временем египетские бани получили оригинальное устройство, которое позже использовали римляне, а впоследствии переняли и усовершенствовали византийцы. Пылающие очаги устанавливались в подвальном помещении, а на верхнем ярусе располагались каменные лежаки, подогреваемые снизу горячим воздухом через специальные отверстия. В парной имелся также бассейн с прохладной водой, где городские жители принимали последующее омовение.

Во время раскопок древнеегипетского города археологи обнаружили остатки древней бани. Эта баня состояла из двух этажей. На верхнем этаже были расположены большие камни - лежанки, подогревающиеся с нижнего этажа. Посетители бани ложились на эти камни, а работники бани растирали их тела целебными мазями, делали массаж. В каменной лежанке было отверстие, через которое проходил пар с нижнего этажа. В Египте довольно широко применялась ингаляция в банях. В качестве мыла они использовали смесь воды и пчелиного воска.

На втором этаже посредине находился контрастный бассейн, также имелись помещения для занятий гимнастикой и помещение - лечебница с медицинскими инструментами. В полу бани был оборудован водослив, соединенный с общим водостоком города. Этот водоотвод служил еще и в качестве центрального отопления древнеегипетского города.

Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии . Древние медики Тибета имели свою лечебную практику водолечения, которая собрала в себя лучший опыт китайских и индийских лекарей. В основном лечение большинства болезней сводилось к разнообразным компрессам и применению ванн.

Считается что впервые паровые бани и массаж одновременно соединили в Индии более двух тысяч лет назад. Путешественник Петит-Радел так описывал эту процедуру: «На накаленные железные плиты плещут некоторое количество воды. Она, испаряясь, заполняет пространство и обволакивает голое тело человека, находящегося в помещении. Когда тело хорошо увлажнено (пропарено), его растягивают на полу, и двое слуг, по одному с каждой стороны, жмут с различной силой члены, мышцы, которые чрезвычайно расслаблены, потом грудь и живот. Затем человека переворачивают, и подобное же давление производится со спины». Все это продолжалось, по свидетельству путешественника, добрых три четверти часа, после чего человек совершенно не узнавал себя — как будто бы он родился заново.


В Древней Греции
первые бани именовались лаконикумами, потому, что строили их лакедемоняне. Бани были круглой формы, посредине помещения находился открытый очаг, который подогревал помещение. Также в помещении находились бассейн и ванны. Водостока не было и поэтому приходилось вычерпывать воду из бассейна и из ванн.

Александр Македонский после своего похода на Египет, вернувшись в Грецию, приказал строить такие же бани, как и в Египте. При нем в Древней Греции распространились бани восточного типа с такими же горячими полами.

Бани в Древней Греции также были лечебницами, в которых люди избавлялись от своих недугов и доступны были всем, в том числе и бедным.

Постепенно греческие бани усовершенствовались, становились комфортнее и богаче. Возникли бани только для знатных людей общества. Они строились и облицовывались из дорогих материалов и для чувства роскоши их украшали драгоценными металлами и камнями.

Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян . Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия могли спросить: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

Правители Рима на устройство бань не жалели никаких средств. Завозились самые дорогие материалы, архитекторы изощрялись в своем искусстве. Часто по своей роскоши, термы превосходили дворцы. Бани украшали целые системы водопадов и фонтанов, скульптурные композиции, мраморные колонны, подвесные сады, ванны-качели, росписи на стенах. Тазы и посуда в римской бане делалась из серебра и золота. Римляне находились в бане обнаженными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Имелось много фонтанов, ванн и бассейнов. Банный комплекс был оборудован системой отопления, которая и нагревала воду и подогревала пол. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань вместимостью до 2500 человек!

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке-камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Уже в те времена римляне использовали контрастное обливание, т. е. попеременное погружение в горячую и холодную воду.

Когда производились раскопки Помпеи, были обнаружены остатки не очень большой бани. Баня также имела много помещений. Перед входом в баню располагалась площадка для игр, гимнастических упражнений или просто парк для отдыха. Первое помещение внутри бани было вытянутой формы, украшено мозаичными полами, стены - лепниной, много скульптур и мозаики. Это была раздевалка (аподитерий), на стенах располагались полки для вещей и одежды посетителей. После раздевалки было помещение с куполообразным потолком голубого цвета и стенами, покрытыми росписями с изображением животного и растительного мира. В этом помещении были два бассейна - один с горячей и один с холодной водой. У посетителя должно было создаваться впечатление, что он в сказочном саду.

Из раздевалки был также вход в парилку с сухим паром, где располагалась печь. А из следующего помещения с бассейнами тоже был проход в другую парилку (кальдарию), где парились влажным паром. Вентиляция производилась открыванием окон. Здесь же находились ванны, душ в виде фонтана, много тазов для мытья. Вода с потолка отводилась по желобкам в общую канализацию. Двери и окна изготавливались из бронзы.

Была разработана центральная система отопления с подогревом стен и пола. С помощью печи нагревались воздух и вода, которые затем циркулировали в полостях стен и пола. Использовалось двойное покрытие, чтобы лицевая поверхность не была сильно горячей. Отопление всего комплекса производилась за счет сжигания нефти.

Недалеко от парилки находилось помещение для очистки кожи и для массажа. Кожа очищалась специальными скребками из дерева или слоновой кости. Мылись римляне мылом из козьего сала и золы, а также мелким песком, доставляемым с берегов Нила. Работники бани выполняли все необходимые операции - от массажа до бритья.

Вода в термы поставлялась по водопроводу. В день на нужды бань могло уходить до миллиона литров воды. Совсем небольшие бани отапливались дровами, которые предварительно обрабатывались и не дымили.

Наследница Рима - Византия тоже не сидела без бани. После падения Римской империи в 476 году в течение последующих двух веков бани римлян на территории всей Европы пришли в полный упадок. Большинство было разрушено полудикими и невежественными народами, лишь некоторые из них сохранились. Гораздо дольше просуществовали термы в восточной части бывшей Римской империи - Византин.

Даже в торговом договоре с Русью упоминалась баня. В ранневизантийских городах повсеместно существовали бани, а в таких крупных центрах, как Константинополь и Антиохия, их было великое множество. Однако со временем баня в Византии перестала быть центром общественной жизни, как это имело, место в древнем Риме. Старые термы казались слишком роскошными и переделывались под христианские храмы.

Столичные бани состояли из нескольких помещений, которые обогревались. В них подавалась горячая вода. Провинциальные бани имели очень убогий вид и топились «по-черному». «Дым идет в помещение, — писал монах Михаил Хониат, — сквозь щели дует такой ветер, что местный епископ всегда моется в шапке, чтобы не простудить голову». При монастырях строились небольшие баньки. Как часто в них мылись, сказать трудно: монастырские уставы содержали разные указания (от двух раз в месяц до нескольких раз в год, а иногда «от Пасхи до Пасхи»). В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1—2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).

Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален - энтузиаст и большой поклонник терм.

Под влиянием многих культур и бытовых привычек, технологий и религиозных воззрений разных народов римская баня на Востоке преобразовалась в явление не менее самобытное и в культурном отношении едва ли не более значимое и примечательное - восточную баню, или хамам.

Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Однако арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани - горячий пар. Арабы научились париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой.

Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это "купание в собственной грязи". И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня. Пророк Мухаммед испытал на себе действие бань римского типа и высоко оценил их. Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости. Согласно исламу, эта цель священна для каждого правоверного. Поэтому одобрение пророка открыло хамаму широкую дорогу в исламский мир.

Падение Римской империи совпало по времени с расцветом исламской культуры, и в частности с возникновением и бурным развитием восточной бани, или хаммама , который сохранился до наших дней. Как и римские термы, хаммам очень скоро стал центром общественной жизни. Постройка хаммама считалась богоугодным делом, достойным уважения окружающих. «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», - говорил известный арабский писатель Юсуф Абдалхади. Если открывался новый хаммам, глашатай разносил эту новость по всему городу, и первые три дня посещение хаммама было бесплатным.

Хозяин турецкой бани - миндер - каждому посетителю, даже последнему бедняку, поднимался навстречу. Шел к нему, раскрыв поднятые руки, приветствовал, как долгожданного гостя, которого давно не видел. Хотя видел совсем недавно, потому что каждый свободный человек ходил в баню чуть реже, чем в мечеть. А некоторые и ежедневно. Еще больше любили хаммам замужние женщины из зажиточных семей. Только здесь они обретали полнейшую свободу, были избавлены от несправедливых подозрений со стороны ревнивых мужей, отпускавших своих жен в баню не только без опаски, но даже с величайшей охотой.

Посещение турецкой бани в те времена выглядело примерно так: посетитель после выкуренной трубки и выпитого кофе начинал потеть, и слуга вел его навстречу удовольствиям. Римляне назвали бы приветливый приемный зал турецкой бани аподитерием. За ним в древних термах следовал тепидарий, в котором уже начинают принимать водные процедуры.

В турецкой бане это отделение называется соуклук, в котором стояли деревянные лавки с мягкими постелями, каждый раз устилаемые свежими простынями. Как и в римских банях, там гораздо теплее, чем в помещении для раздевания, однако еще не так жарко. Жарко в следующем зале. Но только там все устроено иначе, чем в помещениях римских терм: мусульманская религия требует застенчивости. Прежде всего, в соуклуке из окон не видны ни улица, ни необъятные просторы, а солнечный свет в самый погожий день едва проникает в помещения. Лучи проникают через маленькие оконца в куполе. Эта архитектурная деталь - купол - может быть самая главная в восточном хаммаме. Парадный банный зал тоже темноватый и тоже с куполом наверху.

В нем имелись альковы, своего рода кабинеты для привилегированных. Альковы были двух типов. Альковов первого типа восемь, и все в них немного лучше, чем в общем зале. Там по две емкости для воды - курны; начищенные бронзовые краны с горячей и холодной водой сверкают как золотые. Еще более благоустроенных кабинетов - шесть. В каждом свой маленький бассейн с мраморными стенами и голубой водой, настолько прозрачной, что виден играющий рисунок на мраморных плитах. Однако самое главное место в зале - в центре. Там расположена гладкая восьмиугольная эстрада. С нее, как со сцены, виден весь зал с мраморным полом. Людей общительных привлекало именно это место - чебек-таши.

Процедура восточной бани до сих пор состоит из пяти основных действий: разогрев тела,
энергичный массаж, очищение кожи с помощью рукавицы, намыливание и обливание водой и заключительная стадия - релаксация.

Техника банного массажа на арабском Востоке имела черты, отличные от древних традиций. Самым главным здесь был не лечебный эффект массажной процедуры, а ее свойство доставлять изысканные телесные наслаждения. Баня была одним из главных центров общественных развлечений, нередко банщицы занимались здесь элементарной проституцией. По свидетельству австрийского врача Гуаринониуса, «сами обнаженные донага они только и делали, что растирали, мяли и возбуждали к сладострастию».

На территории Грузии с древних времен бани строились недалеко от горячих источников, благодаря чему имели естественный пар. Достопримечательностью Тбилиси (Тифлиса) постоянно были серные термальные бани и каждый гость Тбилиси старался их посетить. Когда-то в такой бане побывал А.С.Пушкин и потом подробно их описал. «Не встречал ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань».

Бани имели куполообразную крышу, через которую мягкий свет попадал в помещение. Бассейны облицованы мрамором, купальни находились в гротах, которые освещались факелами. Вода из горячих источников в горах поступала по керамическим трубам и заполняла бассейны и купальни.

Местные жители приводили своих гостей в баню, устраивали там шумные праздники, пели песни. Бани в те времена работали круглосуточно и люди часто проводили там целый день.

Насколько известно, тбилисские серные термальные бани восстановлены по старым традициям и успешно используются для отдыха и лечения, в то же время привлекая туристов.

В Китае паровые бани имеют свою специфику. Для начала клиент распаривался, а потом специальные банщицы отирали его от грязи одноразовыми специальными одноразовыми мочалками без мыла(!). «Больно, но полезно!» — считали те, кто пробовал. Впрочем, в современных китайских банях мыло используется. В баню надевают деревянные тапочки, чтобы ноги не обжечь о кафельный пол, а париться в Китае умеют.

Японская баня - фуро имеет своеобразную историю. В Японии по буддистским законам было запрещено изготовление мыла (так как приходилось для этого убивать животных) и люди привыкли мыться горячей водой. К тому же в Японии сырой климат и зимой люди несколько раз в неделю посещали бани с горячей водой.

Японцы использовали свои потельные ванны кама-буро с хорошими результатами при различных травмах, кожных заболеваниях, желудочных расстройствах, артритах и ревматизме. Подобным эффектом обладала иши-буро, которая известна в течение последних 10 веков. Недалеко от Нагасаки были найдены правила применения этого типа бань, включая противопоказания. Баней нельзя было пользоваться лицам с венерическими заболеваниями, эпилепсией, проказой. Здесь начали осторожно, в течение 3-4 дней, проводить лечение акупунктурой. Применять баню рекомендовалось 1 раз в 10 дней. В ней запрещалось есть, пить, шуметь, мочиться, совершать сексуальные акты. Баня позволяла соблюдать личную гигиену, имела профилактическое значение и оказывала лечебное воздействие при 7 кожных заболеваниях.

Эскимосы Аляски считали, что потельные ванны обладают не только гигиеническими, но и лечебными свойствами при многих заболеваниях, в том числе при патологии мышц.

Индейские племена Центральной Америки применяли парные ванны темескал древних майя не только для гигиенических, но и для лечебных целей при ревматических, кожных и других заболеваниях. Темескал рекомендуется врачами и в настоящее время, при этом используются экстракты из растений и другие ингредиенты, которые, испаряясь, дают лечебный эффект.

Раскопки в области обитания народности майя свидетельствуют о том, что жители Центральной Америки имели потельную ванну, о чем свидетельствуют остатки их жилищ, которым более 2000 лет. Испанцы, которые пришли в эту область в XVI в., наблюдали у ацтеков культуру приема потельных ванн под названием «темескал», которую они заимствовали от своих предков майя (теме — по-ацтекски ванна, калли -дом).

У кочевых племен, живших в центральной и восточной областях Африки, имелись ритуальные и религиозные обряды, связанные с применением горячевоздушных и парных ванн. Они использовались также с лечебной целью.

Самое подробное описание о свойствах, особенностях и значение парных бань в жизни людей составил в V веке до н.э. Геродот Галикарнасский, знаменитый древнегреческий историк. Именно из его трудов мы узнали о банях Вавилона, Крита, Сирии.

Наиболее старым письменным упоминанием о бане у скифов является также свидетельство Геродота, который в 450 г. до нашей эры описал привычку скифско-сарматских племен, занимавших территорию современной Украины, мыться в палатке, в центре которой находились разогретые камни, на которые бросали семена конопли.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О банях славян и русских писали многие иностранные путешественники и ученые

Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти.

"И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка" - так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

Баня упоминается арабским путешественником Ибн Дзета, или Ибн Руста, (912), который видел на территории современной Болгарии примитивные жилища из земли с остроконечной крышей, обогревавшиеся раскаленными камнями, которые обливали водой, причем люди при этом снимали одежду. В таких сооружениях жили целые семьи до наступления весны. Их можно считать прототипом бани. Упоминание о бане имеется и в летописи Нестора (1056), где апостол Андрей описывает свое путешествие в 907 т. по Северной Руси и посещение мордвы, ветви угро-финской группы племен; которые проживали тогда вблизи от Новгорода.

В 906 году от рождества Христова завершился славный поход князя Олега на Царьград (Константинополь). Русь заключила о Византией договор о торговом союзе, в котором среди прочего упоминалась и баня. Дело в том, что в Византию стали прибывать русские купцы. Многие из них подолгу жили в Константинополе, который в те времена был открытым и космополитическим городом. Образовалось и русское землячество, которое занимало в Константинополе целый квартал. Поэтому в договоре с Византией отдельно указано требование: предоставлять русским купцам не только еду, питье и ночлег, но и возможность ходить в баню, сколько они захотят.

Нестор описывает эпизод, который произошел в 945 году. Как известно из многих источников, киевская княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам за убийство князя Игоря. Один из эпизодов этой истории связан с баней. Послы древлян прибыли к княгине, чтобы передать ей предложение своего предводителя стать его женой. Ольга велела растопить для них баню, чтобы по обычаю попариться с дороги. Когда же они, ничего не подозревая, стали мыться, слуги Ольги закрыли баню снаружи и подожгли.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Термам и римским курортам в Западной Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства ознаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира... Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке - все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Кстати о Скандинавии. Исконная финская сауна - это крошечный бревенчатый домик без окон, с одним маленьким отверстием под потолком для выхода дыма. Посреди помещения находился каменный очаг. Огонь печи раскаляет камни, при этом дым заполняет помещение и выветривается через отверстие под потолком.

Когда камни достаточно накалятся, огонь гасят и бревна сауны отмывают изнутри от пепла и золы, после чего дверь и выходное отверстие под потолком плотно закрывают. Когда сауна немного выстоится, внутрь заносят чан с водой и заготовленные веники, которые замачивают, после чего начинают париться. В начале 20 века, не ранее такая сауна получает распространение по всей Европе.

Вначале она применяется в лечебных и профилактических целях, потом ее начинают широко использовать спортсмены для восстановления и релаксации после тренировок. Сауна все более совершенствуется, в ее постройке применяются более современные материалы. Печи-каменки, которые топились дровами, исчезли вскоре после Второй мировой войны, их заменили электрические и газовые нагреватели.

Вернемся в средние века - в Западной Европе также исцелялись горячими источниками. После Крестовых походов в ХIV-XVI веках в Европе стали строить бани по восточному принципу. Назывались они римскими или турецкими. Через какое-то время бани были запрещены, как непристойные заведения. Скорее всего это и явилось причиной распространения страшных эпидемий средневековья. Традиции водолечения и использования термальных источников постепенно приходили в упадок. Были забыты римские термы, их традиции, значимость и способы исцеления.

"Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов — луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника — как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное."

Древнее название столицы Франции Лютеция переводится с латинского как «грязь». Чуть позже римляне назвали его «городом парисиев» (Civitas Parisiorum) и построили там термы, амфитеатр и акведук.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. От подобной "чистоплотности" начались эпидемии.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Только в эпоху Возрождения, когда восстановилось развитие культуры, медицины и науки, водолечение опять обрело свою значимость. Однако из-за эпидемий чумы и холеры в Западной Европе водолечение было небезопасным занятием.

Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок - вплоть до начала эпохи Возрождения.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.

И только в XIX веке бани возрождаются вновь. Опять возрастает значение целебных свойств воды при использовании ванн, бань и различных водных процедур.

Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.

Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Англичанин В.Туг(W.Toog), член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. Кстати с 1877 по 1911 г. было написано около 30 диссертационных работ о лечебном «воздействии русской бани».

Легкого вам пара!

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.

В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке-камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане… а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес - врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.



Copyright © 2024 Школа и образование.