Cалахуддин Аюби: легендарная справедливость правителя Египта. Салах ад-Дин (Саладин)

100 великих полководцев Средневековья Шишов Алексей Васильевич

Саладин (Салах - ад - Дин)

Саладин (Салах - ад - Дин)

Египетский султан - полководец, сокрушивший Третий крестовый поход и отвоевавший Святую землю для себя

Саладин и Гвидо де Лузиньян после битвы при Хаттине в 1187 году

Саладин (в переводе с арабского его имя означает «честь веры») родился на земле современного Ирака. Его отец, курд по национальности, был старшим командиром в армии известного сирийского полководца Нур - эд - дина, который успешно боролся с крестоносцами.

В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур - эддина на войне, участвовал в освобождении Египта (вернее, части его) от крестоносцев. После смерти Нур - эд - дина его ученик Салах - ад - дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и стал воевать с крестоносцами и их государствами в Святой земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи. Воевал он успешно.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах - ад - дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов, став султаном.

Став властелином Египта, султан Салах - ад - дин поставил на ключевые посты в государстве своих родственников и близких, надежных друзей. Он усилил египетскую армию, сделав ее преимущественно арабской, и создал современный для того времени военный флот. После этого Саладин пошел войной на ближневосточные государства крестоносцев.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах - аддин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать «неверных» и объявил им священную войну.

В 1187 году 20–тысячная армия султана Египта вторглась в Палестину. Половину ее составляли конные лучники, вооруженные дальнобойными луками, стрелы которых способны были пробивать стальные рыцарские доспехи. Именно конные лучники первыми шли в атаку на европейцев и тучей каленых стрел расстраивали их ряды. Это позволяло египетскому султану выискивать наиболее слабые места в боевом построении противника. Затем в атаку шли конные воины, вооруженные саблями, которые начинали рукопашный бой. И только после этого в сражение посылались отряды пеших воинов, которым предстояло закончить разгром вражеского войска.

Саладин блестяще владел тактическими приемами ведения войн на арабском Востоке. Главный удар его конные лучники наносили по неприятельским флангам. Он умело применял и такой тактический прием, как заманивание крестоносцев с помощью притворного отступления в безводные, пустынные земли с целью истощить их силы, лишив источников воды.

4 июля 1187 года Салах - ад - дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина (у Тивериадского озера). В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю Крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

Среди попавших в плен оказался военачальник крестоносцев Гвидо (Ги) де Лузиньян, король иерусалимский, и остатки отряда «Верного Креста», который призван был вдохновлять христиан Ближнего Востока на борьбу с мусульманами. В плен были захвачены Великий магистр ордена тамплиеров и маркграф Монферратский. Пленных рыцарей полководец Салах - ад - дин или отпускал за богатый выкуп, или обменивал на своих пленных воинов.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Аккра и Яффа, и крепостей крестоносцев. Он оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

После поражения при Хаттине крестоносцы некоторое время не отваживались сражаться с армией Салах - ад - дина на открытом пространстве, предпочитая держать оборону в крепостях. Рыцари обратились за помощью к римскому папе и монархам Европы и теперь ожидали начала Третьего крестового похода.

В сентябре 1187 года султан Салах - ад - дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами священного города такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней в Иерусалиме продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Осада Иерусалима египетской армией длилась 14 дней, в ходе которых крестоносцы совершили несколько смелых вылазок на позиции сарацин. После напряженной осады мусульманское войско ворвалось в город, жители и гарнизон которого начали испытывать большие трудности с водой и продовольствием. Последний иерусалимский король Гвидо де Лузиньян вынужден был капитулировать перед султаном Египта.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил поверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули священный город.

Своими успешными действиями Салах - ад - дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147–1149 годов. При дворе папы римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард I Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую землю.

Отличительной чертой этого крестового похода стало то, что рыцарскую армию поддерживал со стороны Средиземного моря многочисленный военный флот. Поначалу крестоносцам сопутствовала удача. В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но в ходе борьбы за него погиб (утонул) германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Аккру (Аккон). В ее осаде и штурме участвовали отряды Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Аккры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацин, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносцев под предводительством трех монархов на Ближний Восток, султан Салах ад - дин вновь собрал большую египетскую армию. Он призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским воинством ради славы и военной добычи.

Тем временем английский король Ричард Львиное Сердце при содействии флота в 1191 году завоевал отпавший ранее от Византийской империи остров Кипр и пошел в Палестину. Но Саладин преградил войскам Ричарда путь на Иерусалим, уничтожив в его ближних и дальних окрестностях все запасы продовольствия, которыми могли воспользоваться крестоносцы.

Решающее сражение между армиями короля Англии и султана Египта состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе. Войско крестоносцев заметно поредело после возвращения на родину большей части французских феодалов с их отрядами и немецких рыцарей. Согласно европейским источникам, армия Саладина насчитывала 300 тысяч человек, но эти цифры, скорее всего, сильно завышены. Но, во всяком случае, силы египетского правителя в битве при Арсуфе значительно превосходили силы европейцев.

Салах - ад - дин первым начал сражение. Он приказал своим конным лучникам атаковать выстроившегося для боя противника. Главный удар, как обычно, был нанесен сразу по флангам. Атака первоначально шла удачно - крестоносцы под яростным натиском сарацин подались назад. Однако ядро крестоносцев во главе с Ричардом Львиное Сердце стояло непоколебимо.

Арсуфская битва стала затягиваться. Султанская армия в беспрестанных атаках несла большие потери. Легковооруженным арабским всадникам было трудно сломить сомкнутый строй закованных в стальные доспехи рыцарей. Постепенно инициатива перешла к Ричарду, и в итоге сражение закончилось беспорядочным отступлением египетской армии, потерявшей в тот день 40 тысяч человек. Но и эти цифра считаются очень завышенными.

Война за обладание Святой землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход, закончились тем, что египетский султан Салах - ад - дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

За крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Священный для христианского мира город Иерусалим остался за мусульманами. Паломникам и купцам - христианам разрешалось свободно посещать его, равно как и другие места Палестины, ставшей после завоевательных походов Саладина частью Египетского султаната. Иерусалимское королевство сохранилось на карте мира, но теперь его столицей был средиземноморский город - крепость Аккра.

Заключенное египетским султаном и английским королем мирное соглашение о Святой земле и священном городе было удивительно справедливым и равноправным для сторон. После этого Ричард I возвратился в Англию, не отказавшись от притязаний на Палестину. Однако его желаниям не суждено было сбыться, поскольку Четвертый крестовый поход, организованный римским папой Иннокентием III, начался только в 1202 году.

А Салах - ад - дин после подписания мирного соглашения с английским монархом вернулся в сирийскую столицу Дамаск, которую очень любил, поскольку с этим городом были связаны его детство и юность. Там он заразился желтой лихорадкой и 4 марта 1193 года умер.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 19. САЛАДИН – СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ Свержение фатимидов и поход Саладина Саладин, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов, полководец и мусульманский лидер XII века, пожалуй, единственный из мусульманских правителей, кто удостаивался сравнения с Пророком

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

3 САЛАДИН Салах ад-Дин аль-Мелик ан-Назир: Саладин, «царь, который помогает» «Воистину, мы обеспечили тебе потрясающий успех, для того, чтобы Бог простил тебе давние и недавние грехи, чтобы он довершил свои милости, которыми тебя осыпал и направил по прямому пути». Эта

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Благородный Саладин Султан Саладин был вне себя от гнева. С уст того, для кого произнести резкое слово даже в адрес неверного было едва ли не святотатством, летели такие проклятия, что приближенные боялись пошевелиться. И было от чего впасть в неистовство – на этот раз

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

II И III КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. УСПЕХИ САЛАХ АД-ДИНА Победы крестоносцев и успешная колонизация Ближнего Востока латинянами вызвала ответную реакцию мусульманского мира. Начиная с 1128 г. силы мусульман объединяются под эгидой атабека Мосула Имад ад-Дин Занги. В 1144 г. Занги

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Алексей Саладин ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ Еврейское кладбище отделено от православного Дорогомиловского кладбища только деревянным забором. Но вход на Еврейское кладбище значительно дальше Дорогомиловского - близ моста Окружной железной дороги, там, где шоссе

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

САЛАДИН (САЛАХ-АД-ДИН ЮСУФ ИБН АЮБ) (1138-1193) Победитель крестоносцев, египетский султан-полководец. Основатель египетской династии Аюбидов. У полководца Салах-ад-дина Юсуфа ибн Аюба было много блистательных побед на поле брани над крестоносным европейским воинством и

автора

Глава XXX Возвышение Салах ад-Дина Смерть Амори спасла Египет от совместного вторжения франков и сицилийцев. Распри франкских баронов после смерти короля Амори не позволили им организовать поход на Египет. Высланный королем Вильгельмом II Сицилийским под командой его

Из книги Крестовые походы. Том 1 автора Грановский Александр Владимирович

Глава XXXVII Смерть Салах ад-Дина Салах ад-Дину не удалось сбросить франков в море и уничтожить государства крестоносцев. Они продержались еще целое столетие. Королевство называлось Иерусалимским, хотя сам Иерусалим был в руках мусульман, и включало в себя прибрежную

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Саладин на Востоке Тем временем на мусульманском Востоке происходило усиление Мосульского эмирата. Существенную роль при правлении Имад ад-Дина и его сына Нур ад-Дина играл курд по имени Ширкух. В 1154 г. он помог своему государю присоединить к Мосулу Дамаск. При нем

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

САЛАДИН, ВЛАСТЕЛИН ЕГИПТА (1169–1174) Несмотря на подобное землетрясению влияние, оказанное им на историю вообще и войну за Святую землю в частности, до нас не дошло описание внешности Саладина. В 1169 году немногие могли предположить, что этот курдский воин, только что

автора Брандедж Джеймс

Революция в Египте: Саладин приходит к власти Ширкух видел, что теперь подходящее время, чтобы выполнить свои клятвы, поскольку без короля некому будет препятствовать его желаниям. И он приказал, чтобы запланированное им раньше было исполнено.Он расположил свой лагерь

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Саладин захватывает Иерусалим Святой город Иерусалим был осажден 20 сентября. Он был со всех стороны окружен неверующими, которые выпускали по нему стрелы. Стрельба сопровождалась бряцанием ужасного оружия, пронзительными звуками труб и отвратительными выкриками.

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Саладин и Айюбиды: 1171–1249 гг Франки овладели левантийским побережьем в результате Первого крестового похода (1067–1069), Египет Фатимидов они воспринимали как легкую добычу - и совсем не учитывали в своих планах вмешательства Нур ад-Дина, сельджукского султана, войско

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Саладин Саладин (1171–1193) на первых порах не имел собственной армии и множества сторонников, располагал ограниченными ресурсами, но его победа над последними крестоносцами из Дамиетты заслужила ему уважение и принесла добычу, которую он благоразумно использовал, чтобы

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава четвертая. Саладин Согласно средневековой (да и современной) легенде, это был образцовый рыцарь эпохи крестовых походов. Сильный и милосердный, мудрый и отважный. Именно он уничтожил мечту о христианском Иерусалиме и положил начало постепенному исчезновению

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XVI Саладин и битва при Хаттине В середине XII века в среде европейцев наметилась новая тенденция: светские феодалы стали дарить замки военным орденам и полагаться на то, что рыцари будут оборонять их бывшие владения. Бароны понимали, что содержание и кормление

Из вельмож в военные

Салах ад-Дин на самом деле не является именем полководца и султана Египта и Сирии, которого на Западе принято называть Саладином. Это почетное прозвище, означающее «благочестие веры». Надо отметить, что своей жизнью и карьерой Саладин подтвердил его правдивость. Звали султана Юсуф ибн Айюб, он происходил из семьи наемников и это пророчило ему воинскую карьеру. Саладин гордился своей родословной и говорил, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Однако интереса к военному делу юный Саладин не проявлял. Он был увлечен философией, мог ответить на вопросы Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право. Саладин увлекался и религией, на что немало повлиял захват Иерусалима христианами во время Первого крестового похода. Саладин увлекался генеалогией, знал биографию и историю арабов, и даже мог цитировать наизусть десятитомник арабской поэзии Абу Таммама.

Ничто из его увлечений не говорило у будущей блистательной военной карьере, пока по настоянию родственников ему все не пришлось заняться военным делом под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха. Вместе с ним он одержал несколько громких побед и завоевал Египет в 1169 году.

Неожиданная власть

Но в том же году его дядя скончался. Амир Дамаска Нур ад-Дин выбрал нового преемника на пост великого визиря Египта, но неожиданно шиитский халиф аль-Адид отдал власть сунниту Саладину. Возможно, халиф так поступил, поскольку считал Саладина слабым и неуверенным правителем. «Нет среди нас человека слабее и моложе годами, чем Саладин, поэтому им необходимо руководить, и он не выйдет из-под нашей опеки. Придет время, и мы найдем средства склонить на нашу сторону воинов, а когда армия поддержит нас, и мы укрепимся в стране, то без труда избавимся от Саладина». Но как только Саладин получил власть, проявил себя как решительный и самостоятельный руководитель, чем был взбешен Нур ад-Дин. Саладин сразу же открыл кампанию против крестоносцев в 1170 году и тогда же захватил замок Эйлат, который служил угрозой для прохода мусульманских кораблей.

После смерти в 1171 году аль-Адида Саладин становится султаном Египта и восстанавливает там суннитскую веру. Официально, несмотря на всю полноту власти, Саладин продолжал представлять в Египте Нур ад-Дина. Саладин решает самостоятельно напасть на крепости Иерусалимского государства, но года об этом узнает Нур ад-Дин и отправляет свои войска из Сирии, Саладин сворачивает лагерь и возвращается в Египет, а Нур ад-Дину приносит свои искренние извинения. Тот их не принимает, напряженность между ними возрастает. В 1173 году после смерти отца Саладина Нур ад-Дин начинает готовить поход на Египет. К лету следующего года Саладин собирает войска у Каира, готовясь к атаке, но неожиданно Нур ад-Дин умирает и Саладин получает политическую независимость. Теперь у него два пути — идти на крестоносцев или завоевать Сирию, которую теперь будут делить вассалы Нур ад-Дина.

Завоевание Сирии

Саладин может забрать Сирию, пока туда не пришли враги, но нападение на землю своего господина противоречит исламским традициям, которые он ревностно чтил. Это может сделать его недостойным лидером в войне против крестоносцев. Тогда Саладин решает принять позицию защитника 11-летнего наследника Нур ад-Дина ас-Салеха и пишет ему письмо, в котором обещает быть «его мечом». В то же время в Алеппо приходят захватчики и ас-Салех вынужден выдвинуться туда со своим войском, чтобы подавить мятеж. В то время пока наследник остается в Алеппо, Саладин выдвигает к Дамаску отряд из 700 конников, которых впускают в город люди, преданные его семье. Полководец оставил город одному из своих братьев и приступил к захвату остальных земель, некогда принадлежавших Нур ад-Дину. Он берет Хаму и Алеппо. Своими военными успехами Саладин был обязан своей хорошо обученной регулярной армии из мамлюков, которая включала в основном конных лучников и отряды конных копейщиков.


Битва при Хаттине

Постепенно он подчиняет себе Сирию. В 1175 году он запрещает упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и вскоре получает формальное признание от багдадского халифа. В следующем году он заключает соглашение с наследником Нур ад-Дина. Саладин возвращается из Дамаска в Каир, где строит новую цитадель. Наконец Саладин подчиняет себе последнего независимого правителя и Иерусалимское государство остается один на один с могущественным противником.

Борьба с крестоносцами

Саладин объединил мусульман Востока на борьбу с крестоносцами. После окончательного подчинения Сирии он полностью концентрируется на идее изгнания христиан из Иерусалима и поклялся на Коране, что избавится от врагов ислама. Решительным действиям поспособствовал принц Арнаут, некогда оказавшийся в мусульманском плену и лично освобожденный Саладином. Султан Египта, в качестве меры по борьбе с крестоносцами, установил экономическую блокаду. Тогда главным экспортным товаром, на котором зарабатывали рыцари, были специи и пряности, вывозимые караванами и кораблями через красное и Средиземное море в Европу. Саладин контролировал Красное море и сухопутные караванные пути. В 1187 году принц Арнаут совершил нападение на египетский караван, который к тому же сопровождала сестра Саладина. Но Саладин был мудрым правителем и решил не отвечать агрессией на агрессию. Он обратился к иерусалимскому королю Гвидо де Лузиньяну и потребовал возместить ущерб и наказть виновных. Но после того, как его требование осталось без ответа, Саладин объявил о походе на Иерусалим.


Иерусалим сдается Саладину

Решающая битва состоялась у холма Хаттин. Крестоносцы не могли долго воевать в пустыне без воды и тени, поэтому египетский султан воспользовался преимуществом своего войска и нанес сокрушительное поражение Иерусалимскому королю. Сам король и многие другие представители рыцарских орденов попали в плен. Интересно, что почти всех пленных Саладин пощадил, кроме представителей тамплиеров и госпитальеров, самых яростных врагов ислама. Их казнили. Король и Арнаут предстали перед Саладином. Короля султан встретил приветливо и даже предложил ему прохладительный напиток, а с Арнаутом, как предателем, был строг и жесток. Саладин предложил ему принять ислам и когда тот отказался, отсек Арнауту руку, а воины султана затем его обезглавили. Вскоре Саладин захватил Иерусалим, город практически сдался без боя. Пленных оказалось огромное количество, но Саладин пощадил их и дал им право выкупить себя. Многие смогли это сделать, за других заплатили рыцарские ордена, бедняки же попали в рабство. Так Саладин уничтожил первое Иерусалимское государство.


Саладин и христиане Иерусалима

Саладин подчинил себе практически всю Палестину. Крестоносцы организовали Третий крестовый поход, в котором участвовал и Ричард Львиное сердце, но попытка отвоевать назад земли закончилась бесславно. Саладин и Ричард подписали мирный договор, по которому иерусалим оставался за Египтом, а крестоносцам оставался небольшой кусок побережья Средиземного моря.

Благородный рыцарь

Несмотря на свою непримиримую борьбу с крестоносцами, в памяти европейцев Саладин остался истинным рыцарем. Он проявил милосердие к христианам при захвате Иерусалима, а после Третьего крестового похода предоставил паломникам неприкосновенность и покровительство, чтобы они спокойно могли посещать Святую землю. При нем Иерусалим стал действительно Священным городом, где не было места насилию и жестокости.


Саладин и Гвидо де Лузиньян

Особое расположение европейцев он снискал, когда отпустил иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна. Он был мудрым правителем и прекрасным полководцем, однако вынужден был признать, что его армия, состоящая из рабов, ни на что не способно, без его непосредственного руководства ей. Он объединил под своей рукой исламские страны для борьбы с захватчиками, но так и не оставил своим потомкам кодекса законов. После смерти Саладина все земли были поделены между его родственниками.

История ислама формировалась за счёт вклада выдающихся личностей, которые оказали существенное влияние на развитие ряда Азиатских, Африканских и Европейских стран. В первую очередь – благодаря победам под флагом защиты ислама.

Одним из таких видных персонажей можно смело назвать великого полководца и правителя мусульманского Востока Юсуфа ибн Аюпа Салах ад-Дина. Человек, известный в западном мире как Саладин, стал знаменитым после победы, которую одержала его армия над крестоносцами в битве за Иерусалим. Именно ему удалось объединить территории современных Ирака, Сирии, Египта, Палестины, Ливии и Хиджаза, создав мощное исламское государство, с которым пришлось считаться европейцам.

Детство и юность Саладина

Салах ад-Дин появился на свет в 1137 г. (по Милади) в иракском городе Тикрит, преимущественно населённом курдами, в семье Аюпа ибн Шади, эмира этого города. Спустя пару лет тот стал эмиром Бальбека, а в 1146 г. отец Саладина переехал в Дамаск, где со временем стал одним из влиятельнейших людей столицы.

В детстве герой нашей публикации не проявлял особого интереса к военному искусству, а больше интересовался познанием ислама. Но по настоянию своих родных он всё же начинает военную карьеру. Первым учителем становится его дядя Ширкух, один из командующих армией правителя Сирии и Месопотамии – Нур ад-Дина.

Свой первый боевой опыт Саладин получил в 26-летнем возрасте, будучи младшим офицером в ходе похода на Египет. В той военной кампании Юсуф ибн Аюп проявил себя как смелый полководец, который внёс свой вклад в победу армии Ширкуха. Однако практически сразу же после взятия Египта Ширкух скончался, в связи с чем новым эмиром провинции стал его племянник Салах ад-Дин, назначенный халифом Адидом.

Н ачало правления

Став правителем Египта, он начинает активное противостояние экспансии крестоносцев в регионе. В 1170 г. Саладин осаждает крепость Дарум, расположенную в Палестине. Несмотря на неудачу (крепость ему взять не удалось - здесь и далее прим. сайт ) , он присоединил к Египту территорию сектора Газа. Чуть позже его армия захватывает путём осады Эйлат (город в современном Израиле) , благодаря чему корабли, принадлежащие мусульманам, перестали подвергаться нападениям со стороны крестоносцев.

В 1174 г. умирает сирийский правитель Нур ад-Дин. В результате Саладин становится независимым владыкой Египта.

Смерть главы государства привела к ослаблению Сирии и Месопотамии. Эти регионы рано или поздно могли завоевать крестоносцы. В такой ситуации молодой египетский правитель принимает решение захватить Сирию и тем самым расширить свои владения.

Вот так Юсуф ибн Аюп стал у руля мусульманской империи, включавшей в себя территории современных Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и Йемена.

Взятие Салах ад-Дином Иерусалима

С целью обезопасить своё государство от внешней агрессии Саладин решил захватить Иерусалим и изгнать крестоносцев со Святой земли. Однако он прекрасно понимал, что взять хорошо укреплённый город ему вряд ли удастся. Опытный полководец принимает решение выманить армию крестоносцев из крепости. Для этого ему пришлось прибегнуть к хитрости.

В 1187 г. его мусульманское войско осаждает крепость Тиверия, расположенную неподалёку от Иерусалима. Практически сразу же из осаждённого города был отправлен гонец, чтобы попросить крестоносцев о помощи. Без каких-либо раздумий король Иерусалима Ги де Лузиньян откликнулся на мольбу единоверцев и направил войска к стенам соседнего города. Уловка Салах ад-Дина удалась, и армия королевства выдвинулась в сторону Тиверии.

Крестоносцам предстояло преодолеть всего лишь 20 километров пути, но большое христианское войско растянулось на километры. Сухой и жаркий климат Палестины и отсутствие воды негативно сказывались на состоянии солдат из Иерусалима, которые с трудом передвигались по местности. Именно по этой причине крестоносцам не удалось дойти до источников воды до захода солнца, и они были вынуждены остановиться на ночлег в селении Хаттин, вблизи которого не было пресной воды.

Ночью подданные Саладина подожгли сухие кустарники вокруг вражеского лагеря. Едкий дым затруднял дыхание измученной от перехода и жажды иерусалимской армии. В таких условиях большая группа крестоносцев перебежала на сторону противника, передав все сведения о планах войска христиан и имеющихся ресурсах. Кроме того, королевская пехота, увидев наступающих арабов, отказалась сражаться с мусульманами.

В результате в местечке Хаттин состоялось ключевое сражение между армией Ги де Лузиньяна и мусульманским войском во главе с Салах ад-Дином, уверенную победу в котором одержали последние. В ходе сражения иерусалимский король погиб, а многие из его окружения попали в плен к арабам.

Победа в Хаттине открыла мусульманам дорогу на Иерусалим, ведь большая часть его гарнизона погибла в ходе того сражения. В сентябре 1187 г. 20-тысячная армия Саладина подошла к стенам «города трёх религий» и приступила к осаде. Обороной противника руководил Балиан Ивелин – один из представителей иерусалимской знати, которому удалось вырваться из-под окружения в битве при Хаттине и чудом спастись. Численность арабских войск в разы превышала гарнизон Иерусалима, что и предрешило исход кампании.

2 октября 1187 г, спустя 12 дней с момента начала осады, Балиан Ивелин согласился сдать город в обмен на гарантию безопасности его христианских жителей. Салах ад-Дин, войдя в крепость, сдержал своё обещание и позволил христианам, желающим уйти из города, свободно покинуть Святую землю.

Кроме того, христиане, оставшиеся в Иерусалиме, были наделены правом исповедовать свою религию и совершать паломничество к святым местам, в частности, посещать Храм Гроба Господня. Мусульманский правитель гарантировал личную безопасность всем христианским паломникам, прибывающим на Святую землю.

Взятие Иерусалима сделало Саладина известным и уважаемым человеком во всём мире. У него был большой авторитет в христианской Европе, хотя по сути он был главным врагом католиков. Великого воина, вставшего на защиту флага ислама, уважали за его рыцарские черты характера, такие как отвага, проявление уважения к противнику.

Смерть Саладина

После присоединения Иерусалима Юсуф ибн Аюп Салах ад-Дин намеревался восстановить прежние границы Арабского . Такая задача подразумевала необходимость подчинить Багдад, остававшийся тогда ещё независимым. Но в процессе подготовки к новому походу Саладин подхватил жёлтую лихорадку, в результате чего он скончался в марте 1193 г.

После смерти великого полководца и правителя собранная с большим трудом империя распалась, а обломки мусульманского государства поделили между собой его сыновья.

Саладин - правитель Египта и Сирии, живший в XII веке. Первый представитель династии Айюбидов, который вошел в историю как военнокомандующий исламского сопротивления рыцарям-крестоносцам.

Будущий лидер мусульман Ближнего Востока родился в 1138 году в городе Тикрит. Дед и отец мальчика были по происхождению курдами и служили в тюрко-сирийском войске офицерами, но мальчик с детства тяготел к наукам, а не к военной подготовке. Он изучал алгебру, геометрию, в частности, был знаком с Евклидом и Альмагестом. Но больше всего Саладин интересовался учением ислама. Юноша цитировал любое место из Хамаса, сборника стихотворений арабских авторов, а также произведения Абу Таммама. Саладин любил скакунов и знал в них толк. Он разбирался в генеалогии народа и мог пересказать биографию любого героя прошлого или настоящего.

Размышляя о судьбах мира, молодой человек осознанно утвердился в том, чтобы начать военную карьеру. Саладина уже в ранние годы волновала судьба арабского мира, который с честью отстаивали его отец и дед. Первым наставником юноши в обучении военному делу становится дядя Асад ад-Дин Ширкух. Саладин смог за короткое войти в десятку сильнейших воинов армии амира Дамаска Нур-ад-Дина.

После начала крестовых походов в 1096 году мусульмане постоянно стремились освободить от неверных Святой Город, в котором по преданию произошло Вознесение Пророка Мухамеда на Седьмое небо. Поэтому арабские правители вели ожесточенную борьбу с крестоносцами за право обладанием Иерусалимом, и эта война стала смыслом жизни Саладина.

В 26 лет Саладин участвовал в освободительном Каирском походе войска своего дяди. Ширкух помог восстановлению правления Египетского визиря Шевара, но вместе с тем планировал дальнейший захват территорий государства. Такое положение дел не устроило правителя, и он попросил помощи у иерусалимского короля Амори I. Войско Ширкуха находилось в крепости Бильбейса, которую противник начал осаждать. Саладин в этих боях оттачивал военное мастерство, а также умение мыслить стратегически.


Проиграв трехмесячную осаду Бильбейса, воины Шевара вместе с крестоносцами отступили в пустыню, что находится западнее Гизы. Саладин принял на себя командованием правым крылом армии, и после кровопролитного боя победил противника, загнав воинов в непроходимые для лошадей пески. Ширкух вышел из битвы победителем, но с большими личными потерями.

Местом дислокации выживших крестоносцев и подоспевших к ним на подмогу единоверцев, стала столица Египта, тогда как Саладин и Ширкух обосновались в Александрии. Спустя четыре года крестоносцы согласились покинуть Египет. Еще через год Шевар был пленен и казнен войском Ширкуха, а Саладин занял его место. Правитель Нур-ад-Дин, которому прежде повиновался отважный воин, был недоволен самоволием Саладина, но вскоре два правителя нашли общий язык.

Правление

В 1174 году Нур-ад-Дин скоропостижно скончался от сильной ангины, и султан Египта получил возможность стать амиром Дамаска и правителем Сирии. Используя политическое вмешательство в дела потерявшего лидера Дамаска, а также силовой метод вторжения, Саладин был признан главой государства и родоначальником династии Айюбидов. Объединив земли Египта и Сирии, Саладин стал правителем крупнейшей территории на Ближнем Востоке.


В целях укрепления собственной власти Саладин использовал близких родственников на всех ключевых государственных постах. Полководец создал современное войско, которому не было равных на тот момент, усилил флотилию. Преобразовав государство и армию Саладин объявил войну неверным, оккупировавшим территории Малой Азии. Такое соседство напугало императора Византии Алексея I и вынудило просить помощи и защиты у Папы Римского.

Войны

Войну против крестоносцев, обосновавшихся в Иерусалиме, Саладин начал в 1187 году, когда уже создал мощную империю, окружившую территорию Священного Города. Безупречное войско, состоящее из дальнобойных лучников, конной артиллерии и пехоты, к этому времени одержало много громких побед.

Первой военной операцией, направленной на рыцарей стала битва при Хаттине. Благодаря правильно выстроенной тактике, заманив европейцев в непроходимые пески, мусульмане перебили больше половины армии противника и пленили 20 тысяч рыцарей. К победителю попали высокопоставленные крестоносцы, а также главнокомандующий европейским войском.


После победы близ Тивериадского озера Саладин взял Акру и Яффу, палестинские города, находившиеся под управлением рыцарей. После чего осенью 1187 года армия Саладина вошла в Иерусалим, и власть в городе перешла к последователям ислама. После торжества победы Саладин сумел сохранить человеческое лицо: многим пленным оставил жизнь и разрешил посещать святые места Иерусалима. От христиан он требовал только одного - не поднимать меча на мусульман.


Но Ватикан не собирался сдаваться, и началась подготовка к Третьему походу крестоносцев, который начался в 1189 году под руководством правителей Англии - короля , Франции - Филиппа II и Германии - императора Фридриха I. Европейцы не могли найти согласия и поначалу много ссорились, но после гибели немецкого императора и распада его войска на стороне католиков остались только две армии.

Поначалу христиане даже побеждали. В 1191 году после взятия города Акры Филипп II поспешил вернуться домой, оставив английского короля один на один с армией сарацинов.


Саладин не заставил себя долго ждать и уже 7 сентября 1191 года выступил с военной операцией при городе Арсуфе. Противостояние двух армий закончилось через год подписанием перемирия, которое предусматривало бесконфликтное существование двух религий на территории Иерусалима с преобладанием власти мусульман. Саладин чтил христианские святыни и даже молился у Гроба Господня. При правлении султана не был разрушен ни один христианский храм.

Личная жизнь

Саладин, как истинный мусульманин, содержал несколько жен, но в летописях их имена не сохранились. Известно, только то, что после смерти Нур ад-Дина вдова султана Исмат аль-Дин Хатун стала женой следующего правителя. От нее у Саладина родилось двое сыновей - Гази и Дауд.

Всего по историческим данным у Саладина насчитывалось 4 или 5 жен, не считая наложниц. Законнорожденными считались 17 сыновей и дочь.

Смерть

Саладин шел к своей цели - восстановлению арабского Халифата. Для этого он в конце 1192 года начал подготовку к походу на Багдад. Но в конце февраля 1193 года внезапно слег.


Гробница Саладина

Причиной недуга стала желтая лихорадка. 4 марта Саладин скоропостижно скончался в столице Сирии. Чаяния султана остались нереализованными, а объединенное им царство было раздроблено сыновьями после его смерти на несколько территорий.

Память

Образ великого воина и завоевателя, неоднократно вдохновлял литераторов и кинематографистов на создание художественных произведений. Одним из первых европейцев, обративших взор на личность Саладина, был , который создал книгу «Талисман». В основу произведения легли описание последнего похода христиан на Иерусалим и биография Саладина.

В киноиндустрии имя полководца встречается в фильме «Царство небесное», который также посвящен борьбе крестоносцев с мусульманами. В роли египетского султана выступил арабский актер Гассан Массуд, который, судя по фото, обладает большим внешним сходством с историческим персонажем. А в 2004 году в прокат вышел мультсериал «Саладин», героями которого стали отважные жители Египта и Сирии во главе с молодым и мудрым правителем.


Участие в войнах: Объедение владений сирийских эмиров. Войны с крестоносцами.
Участие в сражениях: Покорение Египта. Покорение Хамы. Покорение Дамаска. Битва при Халме. Осада Мосула. Сражении у Мезафата. Сражении при Хаттине. Взятие Акры. Взятие Аскалона. Взятие Иерусалима.

(Saladin) Выдающийся полководец, основатель династии Айюбидов, правитель Египта

Саладин был сыном Айюба и племянником Ширкуфа - 2-х курдских военачальников, отличившихся на службе султана Нуреддина , который продолжая дело своего отца, мосульского атабека Имадоддина Зенти , смог объединить владения бесчисленных сирийских эмиров, отнять у крестоносцев Эдессу и стеснить их государство со всех сторон.

Нуреддин поставил в 1154 г. Айюба предводителем новоприсоединенного Дамаска, а Саладина отправил в 1169 г. в Египет, приказав отнять его у халифов Фатимидских , власть которых довольно ослабла. В 1169 г. низвервергнув последнего Фатимида Адада, скончался дядя Саладина Ширкух , осуществлявший власть Нуреддина над завоеванными землями. Власть над Египтом полностью перешла Саладину.

Вскоре он стал держаться довольно самостоятельно в отношении Нуреддина. Султан стал немедленно готовить поход для усмирения Саладина, но в разгар подготовки непредвиденно скончался. Саладин вошел в Сирию, где принял титул султана, а малоспособных преемников Нуреддина начал стремительно устранять.

На протяжении целого десятилетия Саладин боролся за объединение вокруг своей державы прилегающих к ней земель.

В 1174 г. он овладел Хамою и Дамаском , в 1175г. взял Халеб, в 1176г. разгромил отряды Сейфеддина Мосульского при Халме и в том же году после упорной борьбы заключил мир с сирийскими ассасинами.

В продолжение 1182 и 1185 гг. Саладин осаждал Мосул , после чего мосульский атабек Иззеддин признал его главенство. С этого момента Египет и Сирия совместно с мелкими месопотамскими государствами всецело вошли в объединенное государство Саладина, и сейчас он решил изгнать крестоносцев, с которыми настойчиво боролся в 1177-1179 гг.

10 июня 1179 г. Саладин в сражении у Мезафата разбил объединенную армию Балдуина Прокаженного и Раймонда III.

4-5 июля 1187 г. в сражении при Хаттине Саладин наголову разбил объединенные силы иерусалимцев и триполийцев. Вскоре после этого внушительная часть Палестины и города Акра, Аскалон и, наконец, 2 октября 1187 г. сам Иерусалим достались Саладину. Он не мог овладеть лишь Тиром, потому что в 1188 г. его смог отстоять Конрад Монферратский . Так же не имели сарацины триумфа у Триполи и Антиохии.

Между тем из Европы к крестоносцам прибывали новые подкрепления, которые в 1189 г. повели осаду Акры. С прибытием войск короля английского Ричарда Львиное Сердце и короля французского Филиппа Августа город в 1191 г. был вынужден капитулировать. Невзирая на то, что по заключенному с Саладином договору Ричард I перед своим отъездом из Палестины отказался от завоевания Иерусалима, 1192 год начал для Саладина полосу неудач. Через несколько месяцев Саладин умер от лихорадки.

Среди восточных предводителей этого времени Саладин выделялся своей восхитительной политической дальнозоркостью и таким мужеством, перед которым преклонялись даже крестоносцы. Но, несмотря на это, эмиры удаленных провинций проявляли неуважение за спиной своего сюзерена. Все это привело к тому, что позже гибели Саладина сделанное им государство пришло в регресс.

Биография



Copyright © 2024 Школа и образование.