Древнеегипетская цивилизация. Древняя история: Египет

До династический период(5тыс.-3100г.до н.э.)- Египетская нация состояла из 40 небольших государств. Во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. эти государства образовали два царства: на севере - Нижний Египет, на юге - Верхний Египет. На этих территориях началась, так называемая, династическая эпоха. Это эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений и появление первых рабовладельческих государств. Появляется письменность. Этот период в истории Египта, начинающийся с доисторических времён и заканчивающийся около 3100 г. до н. э., образованием единого государства и установлением власти I династии. Первым фараонам был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет. Окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере - Фараон II династии Хасехем. С объединения Египта начинают отсчет Древнеегипетских династий. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию, которая обеспечила создание общегосударственной системы ирригационных сооружений.

Период царствования первых трех династий египетских фараонов, связан с объединением Египта. Отсюда и начинают отсчет Древнеегипетских династий. Древнее царство(28-23в. до н. э.) Это время окончательного сложения всех культур египетской цивилизации. В этот период, большого развития достигли ремесла, такие как ткачество, гончарное и ювелирное дело. Снаряжались экспедиции на остров Крит и Финикию. Так же появляется частное землевладение. К этому времени сформировалась четкая иерархическая система. На вершине, которой стоял фараон, считавшийся богом (воплощением бога Гора, сын бога Ра) обладающий абсолютной властью (законодательной, исполнительной судебной). Ниже фараона находились - аристократы, придворные, чиновники и жрецы. Принадлежность к высшему слою носила наследственный характер. Нижний слой состоял из крестьян-общинников. В правление фараонов 4 династии (28-27в.до н. э.)- Хеопс, Снофру, Джедефра, Хефрена удается встать над аристократией и сделать ее полностью зависимой. С усилением божественного культа фараона появляется культ загробной жизни. Множество сил и средств брошено на возведение гигантских пирамид. Самые известные среди них это пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. 23-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности. В этот период страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов. Это незамедлительно сказалась на экономике страны, начались голод и беспорядки. Этот период включает в себя время царствования III--IV династии. Среднее царство (21-18в. до н. э.)

В течение 300 лет Египет раздирали междоусобные войны, восстание крестьян и рабов. В конце 21 века до н. э. страну вновь смогли объединить фиванские правители - фараоны XI династии. Они смогли подчинить себе весь Египет и сделать Фивы столицей страны. Аменехмет I смог ограничить привилегии правителей номов. При фараонах XII династии номовая власть была лишена политической самостоятельности. Для упрочнения своего авторитета фараоны были вынуждены вновь накапливать земельные богатства- вести захватнические войны в Нубии, Сирии и Палестине ради добычи золота и др. видов сырья.

Новое царство (16-11в. до н. э.) Первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 36 г. до н.э.

Позднее период (1 тысячелетие до н. э.) Фараоном стал сын главного жреца. С того времени на Египет было совершено множество вторжений, множество войн. Во время позднего царства была восстановлена независимость Египта, но войны продолжались. Были предприняты попытки соорудить канал от Нила к Красному морю, что не увенчалось успехом. Были налажены дружественные отношения с Грецией. Египет окончательно перешел под власть персов. 2. Территориальное расположение

Нил-река жизни. В нижнем течении реки Нил в Африке зародилась цивилизация Древнего Египта. Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. В эпоху нового царства власть фараонов простиралась на значительной территории в Восточном Средиземноморье и на побережье Красного моря.

Как мы знаем климат в той части Африки, где протекает Нил сухой и жаркий. Более 90% территории Египта земли представляет собой каменистую пустыню, так называемую Красной землей. Во время разлива воды Нила приносят ил, который делает почву очень плодородной. Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Нил был связующей нитью между людьми, которые жили вдоль его берегов. Именно поэтому египтяне очень рано научились строить лодки из тростника, а в дальнейшем и корабли. Наличие плодородной почвы, строительных материалов способствовали развитию земледелия, строительства, а также ремесел и торговли, что помогало обогащению государства и способствовало развитию наук. Представьте себе государство, которое умеет строить здания и плотины, системы искусственного орошения, возводить здания высотой 146,6 метров (пирамида Хеопса), иметь собственную письменность, пользоваться солнечными и водяными часами. 3. Мировоззренческие ценности

Среди древневосточных цивилизаций древнеегипетскаяцивилизация занимает особое место. Во-первых, эта цивилизация просуществовала свыше трех тысячелетий. Во-вторых, она оставила после себя яркий след в мировой культуре. В-третьих, древнеегипетская цивилизация за время своего многовекового существования не претерпела существенных экономических и политических изменений.

За последние годы получила распространение точка зрения, что древнеегипетской цивилизации предшествовали более древние культуры – Атлантида, Гиперборей, Арктида. Ученые не исключают, что древним египтянам были известны достижения этих цивилизаций, в частности в сооружении и предназначении пирамид. Они высказывают предположение, что пирамиды строили в легендарной Атлантиде и Арктиде. В 1998 г. усеченные пирамиды были обнаружены на дне моря у берегов Японии. Одна из них имеет ширину 183 и высоту – 27 метров (дата постройки – 8 тыс. до н.э.).

Зарождению цивилизации в долине реки Нила содействовали климатические условия, резко изменившиеся примерно в 10 тысячелетии до н.э. Отступление ледников на север Европы и переход в связи с этим полосы дождей в более северные регионы привели к высыханию травянистых степей. В результате первобытное население перекочевало к Средиземноморскому побережью, образующимся оазисам, группировалось в долине Нила. Охотники, приручив животных, перешли к новой форме ведения хозяйства – скотоводству, освоили разведение злаков, которые привели к оседлому образу жизни. Это явилось начальной точкой развития "крестьянской цивилизации" , основанной еще в каменном веке на каменных орудиях.

В северо-восточной Африке, между песчаным морем Сахары и узкой полоской Красного моря, протянулась цветущая долина Нила. Эта могучая река оживила бесплодную каменную пустыню, нанося ежегодно на берега плодородный ил и превращая ее в огромный оазис. Поэтому справедливо считают, что Нил создал страну. Каменистая гряда гор защитила страну от песчаных заносов с запада, а влажный воздух и плодородная почва привлекли сюда прикочевавших людей, которые основали оригинальное государство со своеобразной культурой. Долина Нила обратилась в загадочную, мифическую страну с самобытной религией, архитектурой, пластикой, живописью. Уникальные формы культуры долины Нила развились на таких прочных основаниях, что оказали влияние не только на ближайших малоазиатских соседей, но и на европейскую культуру.

Великое влияние Нила сказалось на религии, науке, архитектуре, живописи, самом складе ума, во взглядах на природу. Ежегодные разливы реки давали жизнь. Поэтому на протяжении тысячелетий местные жители боготворили реку, называя ее "благословением, изобилием, отцом страны". Могучие разливы научили жителей долины создавать прочные и монументальные постройки, способные противостоять его волнам. Нил заставил людей запомнить точное время наступления разлива и создал календарь – первое дитя астрономии. Накапливаемый опыт делал действия жителей долины математичными, а математичность мышления создала своеобразное искусство.

Не менее важной особенностью до появления в долине Нила государства стал переход от патриархального родового строя к формированию объединений родов и племен. В этот период происходит распределение территории Нильской долины между родовыми союзами или племенами, ее населявшими, которое, видимо, легло в основу административно-государственного деления на номы , будущие провинции древнеегипетского государства. Они станут административными единицами государства со своим административно-политическим центром, богами-покровителями (местными богами), войском и гербом.

В конце IV – начале III тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытнообщинного строя к цивилизации со всеми такими ее атрибутами, как письменность, государство, сословно-классовая дифференциация общества, образование городов и т.д. Это уже была эпоха с высокой политической организацией общества, с искусством, давшим настолько сильные и законченные образцы, что они стали каноном, который воспроизводился в течение тысячелетий без всякой существенной перемены.

Культура Древнего Египта настолько своеобразна и индивидуальна по сравнению с культурами региона, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако прослеживается ее связь с сахаро-суданскими культурами. Племена, создавшие ее, в конце каменного века перешли к оседлому земледелию, что было связано с плодородием почвы, сравнительно легко орошаемыми Нилом землями и благодатным климатом.

Необходимость крупномасштабных общественных работ , в первую очередь ирригационных, требовали системы координации и управления , что привело к появлению государственных образований, в которых общины всех родов пользовались равными правами. Долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, длительное время была недоступна для вторжения иноземцев и давала возможность развиваться без больших внешних потрясений.

В это же время происходит формирование древнеегипетской государственности. В долине Нила появилось около 40 городов, ставших центрами областей (номов). В процессе объединения номов возникли два государства – Нижний (Северный) Египет и Верхний (Южный) Египет. В результате победы царя Южного Египта Мина над Северным к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, столицей которого становится Мемфис.

Историю Египта принято делить на периоды – Древнего (конец IV – III тыс. до н.э.), Среднего (до XVI в. до н.э.), Нового (до конца XI в. до н.э.) царств, поздний и персидский (XI – IV вв. до н.э.), эллинистический, или птоломеевский (IV – I вв. до н.э.) периоды, когда Египтом правила царская династия Птоломеев (или Лагидов).

Древний Египет является классическим типом речной цивилизации , в которой решающую роль играл Нил. Как уже отмечалось, оставшийся после разлива реки ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, которое было основой экономики государства. Поэтому не случайно реке и богу Нила Хапи посвящались восхваления:

Слава тебе, Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет...

Он орошает поля, созданные Ра...

Потребность в единой ирригационной системе привела к созданию единой системы управления – централизованной государственной власти. В Египте сформировалась централизованная восточная деспотия с верховным правителем фараоном, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контроль за состоянием которых осуществляли наместники фараона – номархи.

Важнейшей частью централизованного управления экономикой Египта была учетная система . Поэтому не случайно богом Луны, письменности и счета, казны и священных книг был Тот, а его жена, Маат, – богиней правды и порядка. Тот и Маат сопровождали египтян не только в период земной жизни, но и в загробном мире, где Тот взвешивал сердце умершего на весах, а гирей служило перо Маат. Писцы в Древнем Египте, должность которых считалась почетной, уважаемой и привилегированной, занимались учетом и принадлежали к интеллектуальной элите общества. Они должны были обладать множеством знаний: инженерными, математическими, экономическими. Древний автор писал, что мудрые писцы "оставили свое наследство в писаниях, поучениях, сделанных ими" и "память о том, кто написал их, вечна".

Судя по дошедшим документам, можно говорить о системе учета в Древнем Египте . В стране обеспечивался учет поступающих ресурсов, их хранение и распределение; все ценности хранились в опечатанной таре, проводились их описи, фиксировались затраты и доходы. Существовала система нормирования, объектами которого были земля, зерно и другие продукты, налоги, содержание работников. В строительном деле нормирование применялось для определения численности работающих, учета расходования материала.

Объектом учета была сама земля и ее использование . Ежегодно составлялись кадастры, то есть описи полей до и после разлива Нила, в которых указывались площади участков с упоминанием, в чьем пользовании они находятся, степень их плодородия и возможный урожай, что позволяло определить предполагаемый урожай и размер налога с него. Полученный урожай собирали, доставляли в централизованные хранилища, а затем перераспределяли. Поступление и распределение учитывалось в приходно-расходных книгах.

В Древнем Египте проводились переписи скота (как правило, два раза в год – по видам, возрастным группам и производственному назначению), имущества населения; велся учет численности и использования рабочей силы. Труд работников оплачивался обычно хлебом и пивом. Строительные рабочие получали "заработную плату" продуктами. Выдача продуктов осуществлялась по ведомости с указанием размера оплаты. Действующая учетная регламентация не исключала систему государственного контроля. Учет завершался отчетностью по широкому кругу показателей, основное назначение которой сводилось к определению государственных ресурсов и их распределению. Поскольку стоимостных обобщений еще не существовало, данные отчетности приводились к натуральным показателям.

Отчетность составлялась по номам и подразделялась на годовую, внутригодовую и за несколько лет . К годовой относились отчеты о сборе зерна, других ценностей, хранящихся на государственных складах, отчеты о доходах хозяйств, своды храмовых владений с перечнем средств. Внутригодовая отчетность соответствовала сезонам хозяйственной жизни Древнего Египта. Годовая и внутригодовая отчетность представлялась в высшие государственные органы. На отчетности была основана система государственного контроля, который осуществлялся через финансовое управление и специальных чиновников. Глава финансового управления заведовал всем тем, что давало небо, производила земля и приносил Нил, а также тем, что есть и чего нет.

Сбор урожая на полях, снабжение хозяйств рабами, сбор податей, составление земельных кадастров, изменения в них, использование земли находилось под контролем чиновников и наблюдением контролеров. Контролеры проводили проверки, охватывавшие не только сельскохозяйственное, но и ремесленное производство.

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития и достигла особого расцвета. Ее своеобразие и особенности определялись рядом обстоятельств:

· ранним зарождением государственности и классовых отношений;

· тесной связью искусства и религиозного культа, особенно заупокойного

· изолированным географическим положением страны.

С первых шагов древнеегипетская культура монументализировала формы окружающего мира. Эта монументальность теснейшим образом была связана с культом царской власти в условиях древневосточной деспотии. Обожествление фараона вызвало в искусстве особые формы идеализации, требовавшей монументального воплощения. Царские усыпальницы-пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, величественные храмы Карнака, Луксора и Абу-Симбела с их портальной скульптурой, составляющей единое целое с архитектурой ансамблей, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества.

Характерными чертами древнеегипетской культуры помимо монументальности являются ее синтетичность , на что указывают росписи и рельефы гробниц и храмов. Архитектура органично связана здесь с украшающими ее рельефами и стенными росписями. Причем зодчество является главным звеном, влияющим на все остальные виды искусства. Монументальность зодчества Древнего Египта выступает не только в геометрических формах пирамид, но и в декоративных формах. Египетская архитектура была единственным в истории зодчеством, воплотившим живые формы растительного мира в папирусообразных, пальмовидных и лотосообразных колоннах.

Одной из определяющих характеристик любой цивилизации является письменность . Древний Египет оставил достаточно много документальных свидетельств. Первые памятники письменности датируются серединой IV тыс. до н.э. и свидетельствуют, что самым характерным видом письма были иероглифы, которыми древние египтяне пользовались около трех тысяч лет. При этом письменность проделала обычную для многих древних цивилизаций эволюцию от пиктографии (от пиктографического или картинного письма) к идеографии, а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные знаки постепенно упрощались, схематизировались и постепенно теряли сходство с изображениями предметов, значение которых они передавали (иератика и демотика).

Особенностью древнеегипетского алфавитно-слогового письма явилось использование схематических "букв" и рисунков людей, животных, птиц и др., встречающихся на изобразительных композициях. Эти изображения были не символическими письменами-рисунками, а изображениями, присоединенными к слоговому письму в качестве "детерминативных" знаков. Сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, а последнее – родственность с пиктограммой.

Благодаря письменности до современного человека дошли такие древние памятники культуры, как "тексты пирамид ", ритуальные надписи на надгробных плитах, папирусы и т.д. В темных коридорах египетских пирамид ученым-египтологам удалось прочитать на каменных стенах иероглифы, окрашенные зеленой краской (зеленый цвет – цвет жизни и возрождения). Некоторые из этих "текстов пирамид" относят к 2700-2400 гг. до н.э. и являются едва ли не древнейшими в мировой истории религиозными текстами.

В Древнем Египте получила развитие дидактическая литература (притчи, поэмы, повести), которая была призвана поучать и наставлять – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям. В литературном памятнике "Поучение Птахотепа" (иногда его называют "Премудрость Птахотепа"), дошедшем до нас в редакции Среднего царства, но составленного еще в эпоху Древнего царства, можно найти высказывания, которые не потеряли своей актуальности и мудрости и в наши дни:

Ученостью зря не кичись!

Не считай, что один ты всеведущ!

Не только у мудрых –

И неискушенных совета ищи...

Можно считать, что в эпоху Среднего царства вполне сложилась светскаялитература . Согласно некоторым источникам египтянам нравились "Рассказ Синухе", "Сказка потерпевшего кораблекрушение", "Правда и кривда" и, вероятно, другие литературные произведения. Интерес представляют гимны эпохи Среднего царства, обращенные к богам – Хапи, Ра, Амону, Атону, Исиде, Птаху и другим. В Египте получили развитие такие жанры литературы, как сказки, басни, наставления, любовная лирика. Чрезвычайно интересным и значительным литературным памятником является "Книга мертвых", которая составлялась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Дошедшие памятники материальной культуры позволяют считать, что в Древнем Египте получили развитие не только литература, но и естественные науки, архитектура, искусство, сложная система религиозно-мифологических представлений и культов . Религия, длительное время сохранявшая признаки фетишизма и тотемизма, оказала сильное влияние на формирование культуры. В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощавшийся в небесных светилах, камнях, растительности, животном мире. Образы тотемных животных сливались с образами богов. Местные божества нередко группировались в виде триады во главе с богом-демиургом – покровителем нома. Вокруг бога-демиурга создавались циклы мифологических сказаний.

Небесный свод, например, представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами. Существовали представления, согласно которым небо воспринималось как водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю, а по подземному Нилу оно плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – бог Акер. Нил, протекавший по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который помогал своими разливами получению хорошего урожая. Сам Нил населялся добрыми и злыми божествами в образе животных.

Пантеон египетских богов , культ которых восходит к первобытным временам , когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени, очень велик. Отсюда и звероликость божеств египтян: Анубис, покровитель умерших, имел голову шакала; бог мудрости, счета и письма Тот изображался с головой ибиса; богиня войны и палящего солнца Сехмет предстает женщиной с головой львицы; богиня царской власти Нехбет – в виде женщины с хохолком коршуна на голове и т.д. Животные считались священными, их содержали в храмах, оказывали почести, бальзамировали после смерти и погребали в саркофагах (сохранились кладбища священных животных). Видимо, в культе животных лежат корни высокого уровня анимализма у египетских художников.

Высшим культом в Древнем Египте был культ солнечного божества, который представлялся грозным и благостным, испепеляющим и дававшим жизнь. Египет называли "страной Солнца", а фараонов – "сынами Солнца". В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, который изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В текстах Ра называют дневным солнцем (был еще Атум – бог вечернего солнца и Хепри - бог утреннего солнца). В "Текстах пирамид" Ра выступает также как бог умершего фараона. Позднее в заупокойном культе Осирис оттеснил Ра, который продолжал играть значительную роль в загробном мире.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра; в эпоху Нового царства при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), который упразднил все культы, кроме солярного и ввел единобожие, поклонялись всемогущему солнечному диску Атону.

Значительную роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной , но только в загробном мире. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумификации), помещение его в специальное жилище (гробницу), обеспечение пищей (приносимой живыми). Странствующую по подземному царству душу подстерегали опасности, спастись от которых можно было с помощью специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершили загробный суд. Если умершего признавали грешником, его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила), если праведником, он оживал для дальнейшей счастливой жизни. На суде Осириса оправдан мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, то есть тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил и не творил зло против царя.

Как уж отмечалось, образы тотемных животных сливались с образами богов, отличительной чертой которых является слияние головы животного с туловищем человека. Первые места среди культовых животных и птиц занимали бык, корова, змея, крокодил, лев, шакал, сокол и другие. Боги в образах быка и коровы почитались во многих номах. Культ быка, связанный в глубокой древности, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона.

С развитием древнеегипетского государства культы многочисленных местных богов сохраняли свое значение . Почитание некоторых из них начало распространяться за пределы отдельных номов и даже приобретать общегосударственное значение . Так, с утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, бог города Ра стал главным божеством Египта, другой бог солнца – фиванский бог Амон стал главным божеством со времени правления XVIII (Фиванской) династии. Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н.э. более древнего покровителя умерших Анубиса, вечно сновавшего по кладбищу в образе шакала.

Одним из ведущих мифов , определявших жизнь как простых египтян, так и фараонов, был миф об Осирисе , сложность которого понимали уже древние египтяне. Могущественный бог производительных сил природы, царь загробного мира был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, отцом бога Гора. Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Он унаследовал власть от прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.

Заслуги Осириса огромны. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Осирис обучил людей врачебному искусству, строительсту городов. Однако злой бог Сет, младший брат, погубил его. И только верная супруга Осириса – богиня Исида – нашла его тело и родила от оживленного мужа ребенка – сына Гора, который, когда подрос, победил Сета и оживил отца. Оживший Осирис не захотел оставаться на земле и, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. (Существуют и другие версии гибели и воскрешения Осириса). Считалось, что подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, ибо жизненные силы всегда сохраняются в нем, даже в мертвом.

Широкой популярностью в Египте и за его пределами пользовался культ Исиды , богини плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, богини мореплавания. Наряду с мифом о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовало представление о причине разлива реки – река переполнялась слезами Исиды, горюющей по супругу. В греко-римском мире Исиду называли "та, у которой тысяча имен". По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского, она научила людей жать, растирать зерна. Древние греки Исиду отождествляли с богиней Деметрой. Ни одно египетское божество не получило, пожалуй, у них такой популярности, как Исида. В IV в. до н.э. храм Исиды был построен в Пирее, во II в. до н.э. – на острове Делос. Известны святилища Исиды в других местах Греции, а позже в Риме, Помпеях и других городах. Сам миф об Осирисе и Исиде был записан около 125 г. н.э. Плутархом в его трактате, названном именами этих египетских богов. Культ Исиды оказал влияние на христианскую догматику и искусство. Видимо, образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

Общекультурное значение этого мифа заключается, во-первых, в том, что им была заложена традиция обожествления цикличности развития природы и человеческой жизни, идея умирающего и воскрешающего бога; во-вторых, в мифе воплотилась идея вечности, постоянности и противоречивости самого процесса развития окружающего мира; в-третьих, в мифе идет речь о связи и преемственности реального и загробного мира, то есть создании единой неразрывной связи между ними.

Последняя проблема найдет свое развитие в других мифах, согласно которым воплотилась идея господствующих групп древнеегипетского общества о преемственности трех этапов становления власти фараонов в Египте. Первыйэтап – царство богов, которое предшествовало появлению первого государства. Второйэтап – царство полу-богов в доисторический период. Третий этап – царство людей во главе с божественной властью фараона, приравненной к власти Осириса.

Теория божественного происхождения верховной власти стала господствующей в Древнем Египте и в различных вариантах использована другими цивилизациями. Эта теория была прочной основой правящей элиты, поскольку обосновывала необходимость в период земного пребывания людей покоряться власти фараона и жрецов также беспрекословно, как бы они покорялись непосредственной власти Амон-Ра или Осириса.

В первой половине III тыс. до н.э. сложился монументальный стиль египетского искусства, были выработаны каноны , свято сохранявшиеся на протяжении многих веков. Их постоянство можно объяснить особенностями экономического, политического и социального развития страны: застойностью экономических и социальных отношений, развитием искусства как составной части религиозного культа и особенно заупокойного ритуала. Искусство было тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.

Обожествление земной власти фараона имело свои ритуальные формы. Когда фараон умирал и на его место заступал другой, устраивалась традиционная мистерия – нового царя объявляли богом, а похороны умершего сопровождались строго определенным заупокойным ритуалом: символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресение (подобие христианской пасхальной службы). В Древнем царстве такой ритуал совершался только над умершей особой фараона, а позднее он стал частью погребальной церемонии любого знатного и богатого человека. Рядовых общинников без всяких церемоний просто зарывали в песок.

Вера в возможность загробной жизни выработала определенный обряд погребения. Умершего фараона, а позднее вельможу, бальзамировали, осыпали драгоценностями, клали заклинания, призывающие сердце не свидетельствовать против умершего на суде Осириса. В подземном царстве умершего встречал шакал-Анубис, там же на весах взвешивали сердце усопшего, и он отвечал на вопросы Осириса. После суда и очищения у праведных могла наступить жизнь, во всем похожая на земную. Для обеспечения покойного в новой жизни всем, чем он обладал на земле, вплоть до его собственного тела, последнее бальзамировали. Кроме того в загробном мире умершему сохраняли его богатство – рабов, скот, семью, которая его сопровождала. Для этого в гробнице размещали небольшие статуэтки (ушебти), которые, как полагали египтяне, будут работать вместо покойного на загробных полях.

Древние египтяне верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное , то есть элемент, составляющий человеческую сущность, который получил название "Ка ". Первоначально она выступала как олицетворение силы богов и царей, воплощение их могущества. Впоследствии обладание "Ка" стали приписывать всем людям и она превратилось во второе "Я", астральное тело, в двойник, рождающийся вместе с человеком и остающийся с ним при жизни и после смерти.

Обитая в гробнице, "Ка" могла ее покидать, но обязательно возвращалась, чтобы душа и тело чувствовали себя уверенно и спокойно. Чтобы "Ка" не перепутала владельца и возвращалась на свое место, в гробнице ставили портретные статуи умершего – вместилище "Ка". Причем портрет должен быть очень похожим, чтобы "Ка" могла опознать свой облик при возвращении. Видимо, из этого верования выросло знаменитое портретное искусство Египта. Поскольку изображался человек, идущий в вечность, портрет в эпоху Древнего царства передавал индивидуальные черты лица, но при этом выражение лица было спокойно-бесстрастным. Позже портрет стал отражать характер, под которым угадывалась личность умершего.

Таким образом, искусство в Древнем Египте играло необычайно важную роль – оно должно было дарить бессмертие и обеспечивать продолжение жизни . Художественные произведения предназначались не для обозрения, а являлись частью религиозного культа и заключали в себе жизненное начало. Поэтому труд зодчих, скульпторов и живописцев считался священнодействием, а ведущие творцы художественной культуры (особенно зодчие) были высокопоставленными лицами, нередко жрецами и их имена были известны и окружены почетом.

Несмотря на высокое положение, творческая индивидуальность архитекторов, скульпторов, художников была достаточно строго ограничена и подчинена священным канонам, а их способности рассматривались как проявление божественной воли. Искусство считалось носителем вечной жизни , поэтому в нем оставалось мало места для индивидуального творчества с его субъективным восприятием мира. Был выработан язык, отвечающий идее постоянства – экономный графический знак, строгие, четкие и ясные линии и контуры.

Еще в Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй сидящего и стоящего, и эти типы повторялись в более позднее время. Например, изображение стоящей фигуры: она была напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делала шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу. В рельефах – голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым. Исключения были, но крайне редкие.

Даже в деталях египетское искусство отличалось постоянством. Фигуры на рельефах движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов, что придает им торжественно-ритуальный вид. Градация размеров фигур определялась положением изображаемого в обществе. Самым большим было изображение личности, ради которой сооружалась гробница, его родственников – меньше, рабов и пленников – еще меньше. Фараон и его подданные изображались полуобнаженными, а на царственное происхождение фараона указывал только головной убор и размер фигуры.

Рельефы раскрашивались. Преобладали сочетания желтых и коричневых красок с голубыми и зелеными – тона земли, растительности и безоблачного неба Египта. Раскраска имела еще одну устойчиво-условную особенность: красно-коричневый цвет использовали для мужских изображений, желтый – для женских, черный – для волос, белый – для одежд. Этот изобразительный канон спустя много веков будет повторен в византийско-славянской иконописи при изображении лика святых.

С религиозным культом в Египте тесно было связано строительство, для которого характерна монументальность. В архитектуре сложились художественные доминанты – пирамиды, храмовые комплексы, дворцы, что, конечно, не исключало других сооружений: от двух, -трехэтажных домов в городах, особняков знати с усадьбой до глинобитных хижин общинников и горожан.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания , нашедшие отражение в культе фараона, который почитался как родоначальник всех египтян. Этот культ нашел яркое выражение в погребальном обряде, о котором речь уже шла. В частности, было упомянуто такое достаточно широкое понятие, как "гробница". С именем фараона Джосера (основателя III династии) связано не только завершение объединения Верхнего и Нижнего Египта в мощную державу со столицей в Мемфисе, но и строительство новой формы каменной гробницы в видепирамиды , построенной под руководством талантливого архитектора Имхотепа, которого считали в Древнем Египте великим мудрецом, астрономом, ученым-медиком и магом.

Пирамида воплотила идею о сверхчеловеческом величии правителя Древнего Египта. Первая пирамида была ступенчатой и представляла как бы шесть уменьшающихся мастаб, поставленных одна на другую. Основание пирамиды-гробницы еще не имело равных сторон как у пирамиды: две имеют длину по 106 м, две другие – по 120 м при высоте 60 м. Ступенчатая пирамида символизировала лестницу к солнцу и само солнце (треугольниками в древности обозначали солнечные лучи). Гробница Джосера стала первой ступенчатой пирамидой "города мертвых", который постепенно разрастался.

Пирамиды передают не только своеобразие египетской культуры , но и являются отражением сочетания примитивной строительной техники с высоким уровнем развития архитектуры, мифологии и религии, математики, астрономии и медицины. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид, и три из них – фараонов Хеопса, Хафры и Менкаура в Гизе – громадные геометрические тела, с безупречно правильными четырехгранными сторонами, стоят больше сорока веков. Эти три пирамиды отнесены древними греками к семи чудесам света.

Самая величественная – пирамида Хеопса , до сих пор не имеющая себе равных по величине среди каменных построек всего мира, имеет высоту 146,6 м, длину основания каждой грани – 233 м. Специалисты подсчитали, что для перевозки всех блоков, из которых сооружена эта пирамида, понадобилось бы 600 тыс. товарных платформ. Поэтому до сих пор остается загадкой, каким образом удалось построить такие гиганты, учитывая даже большие сроки их сооружения. Тем не менее пирамиды являются свидетельством высокого уровня развития науки: они имеют единое направление осей, строго сориентированные по сторонам света, правильную четырехгранную форму.

Некоторые ученые полагают, что пирамиды были древними физико-химическими батареями, аккумулирующими энергию Солнца. Техническое решение пирамид позволяет предположить, что и эффект сверхпроводимости был известен египетским жрецам. При этом высказывается предположение, что в Древнем Египте знали о спиралевидном характере эволюции человечества и о причинах гибели предыдущих цивилизаций.

Примыкавшие к пирамидам низкие заупокойные храмы и рядом стоявшие гробницы придворных и родственников фараонов выглядели маленькими. В то же время треугольники пирамид на фоне голубого неба просматривались отовсюду и издалека, напоминая о вечности, в честь кого они были сооружены. В пирамиде и в заупокойном храме поражают необычайный лаконизм форм, геометризм композиции и статичность.

Прямая дорога с востока от плодородных долин, орошаемых Нилом, вела от обители жизни к безмолвному миру гробниц и песков. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится колоссальный сфинкс с телом льва и головой, напоминающей лицо фараона Хафра. Сфинкс, высеченный из некогда расположенной здесь скалы, подавляет своими огромными размерами (высота 20 м). Но не только огромные размеры пирамид и сфинкса составляют секрет их монументальности, но и совокупность особенностей стиля.

В период Среднего царства произошли изменения в сфере науки, возросла ее роль в жизни страны, стала богаче ее культура. Расширились познания египетских мудрецов-ученых, что подтверждают изданные в 30-е гг. ХХ в. математический и медицинский папирусы. Уменьшается влияние на науку со стороны жречества.

Однако основу государства подрывали постоянные войны , которые государство вынуждено было вести с соседними варварскими племенами. История дает массу подтверждений тому, что войны, как правило, истощают и ослабляют государственные устои и подрывают веру в них. То же произошло в Древнем Египте. Сооружение гигантских гробниц-пирамид фараонов Древнего царства привело в конце III тыс. до н.э. к ослаблению экономики страны и распаду государства. Египет оказался раздробленным на множество номов, полунезависимые правители которых, в особенности в Верхнем Египте, чувствовали себя мелкими царьками. Около 1700 г. до н.э. страну завоевали племена гиксосов, под владычеством которых Египет находился на протяжении ста лет.

В период столетнего правления гиксосов в Переднюю Азию проникла древнеегипетская культура. В этот временной период "впервые была сделана попытка выбрать из египетских иероглифов алфавитные знаки для семитических языков. Этим алфавитом был выполнен ряд надписей у Синайского рудника. Позже он лег в основу финикийского алфавита, который, в свою очередь, повлиял на выработку греческого алфавита".

После изгнания гиксосов за пределы Египта фараоны Нового царства сначала закрепили свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, а затем перешли к колоссальной завоевательной политике. Силой оружия Древний Египет значительно раздвинул свои границы на юге и на севере. В сферу его влияния подпадают земли до 3-го порога Нила, войска доходят до верховьев Евфрата. В конечном итоге Египет превратился в крупнейшую державу середины II тыс. до н.э. Его владычество простиралось даже на острова Средиземного моря, включая остров Крит.

6000 тысяч лет назад или 4000 тысячи лет до нашей эры, в долине реки Нил (Северо-восток Африканского континента) стали образовываться поселения. Основу этих поселений составлял один род - эти поселения стали колыбелью древнего Египта.

Цивилизация древнего Египта кратко прошла следующий путь: от образования поселений на берегах реки, до создания единого государства с населением в несколько миллионов человек, армией, единой религией и возглавляемое абсолютным монархом - фараоном, наместником Бога на земле.

Подъему Египта как государства, безусловно, способствовало географическое положение страны.

Не смотря на близость пустыни, жизнь давал и поддерживал Нил. После его разлива на берегах оставался плодородный ил, на котором возделывались поля, на а богатый водный мир реки, давал к столу людей множество разнообразной рыбы.

Для более эффективного использования речных богатств и даров оазисов, поселения объединяли людские и материальные ресурсы для построения систем орошения, возделывания полей, обороны от налетавших ливийцев и нубийцев. По мере укрупнения, появилась административная надстройка, в виде жрецов. Именно жрецы выступили в роли организаторов первых египетских государств. Они организовывали сбор налогов, проводили календарные расчеты движения Нила, проектировали системы орошения и ирригации, организовывали оборону.
Сложившиеся государства - Верхний и Нижний Египет, были объединены царем Верхнего Египта - Менесом.
Во главе объединенного государства встал фараон, единоличный правитель и «сын бога».
В своем развитии Цивилизация древнего Египта, говоря кратко, была одна из самых древних в районе Средиземного моря. Божественное происхождение фараона, была основой религии египтян. С нашей точки зрения, они были язычники. Главным богом они почитали Бога Солнца Ра. Согласно их верованиям Бог Ра, вышел из лотоса и построил весь мир, окружающий людей, все остальные боги были продолжением Бога Ра, а люди появились из его глаз. Египтяне так же свято верили в вечность жизни, и что физическая смерть человека, не прерывает путь человека, а просто переводит его в другое состояние. Именно это и сыграло большую роль в развитии культуры и архитектуры. Величайшие здания, построенные невероятными усилиями древних египтян это гробницы фараонов.

Трудно так же переоценить и важность научных открытий сделанных в древнем Египте. Цивилизация древнего Египта, кратко говоря, дала миру решение теоремы Пифагора, задолго до самого Пифагора, египтяне знали число Пи (3,1415). Они составили один из первых календарей.
В истории Древнего Египта, были и взлеты и падения, были разорительные войны, были и времена всеобщего благоденствия. В завершение можно сказать, что без Цивилизации древнего Египта, наш мир был бы другим.

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Древнеегипетская цивилизация

Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия.

Инновации. Орошаемое земледелие

Вся жизнь была связана с Нилом. В сезон паводка, с середины июля до середины ноября поля были заполнены водой, сельскохозяйственные работы останавливались. Население привлекалось на общественные работы, занималось ремеслами. После отступления паводка поля вспахивались, засевались, поливались и пропалывались от сорняков. Урожай собирали в марте -апреле серпами с кремневыми лезвиями. Одновременно происходил сбор налогов. С середины марта до середины июля ирригационные системы ремонтировали. По собранным колосьям гоняли скот, чтобы отделить зерно от мякины. После молотьбы зерно провеивали и складывали в специальные зернохранилища. Солому использовали для корма скоту. Египтяне разводили коров, свиней, овец, коз, гусей, уток, голубей, а также пчел. Рыбу ловили ловушками, на крючок, сетью или били острогой. Рацион египтян был достаточно разнообразен, включал пиво, появившееся в глубокой древности.

Наряду с Нилом, еще одним богатством Египта был камень. В пустынных нагорьях египтяне добывали кремень, необходимый для изготовления древнейших орудий и разных видов оружия. Добывались известняк, песчаник, гранит, диорит, базальт, порфир, серпентин, оникс. Различные виды камня использовались египтянами как для строительных работ, так и для изготовления статуй, сосудов и других предметов. Это обусловило развитие камнедобывающего ремесла. Металлы вывозили из Аравийской пустыни, с Синайского полуострова, с острова Кипр, золото – из Нубии. Необходимость доставки в Египет различных видов иноземного сырья определила направления древнейших торговых путей. Самой важной торговой магистралью был сам Нил. Торговая дорога шла также из северо-восточной части дельты Нила через Синай и Палестину в Сирию. Из долины Нила на запад шли дороги в оазисы. На восток по руслам высохших протоков проходили дороги к побережью Красного моря.

Инновации. Торговля

В 3-2-м тысячелетиях до н. э., в эпоху Древнего и Среднего Царств египетская торговля распространилась до областей северной Сирии. Многочисленные египетские изделия были обнаружены при раскопках города Библ. В Сирии существовало немало форпостов египетской торговли. Отсюда в Египет вывозили минералы, соль, растения, дерево, кожу, птиц, в частности голубей. Установились торговые связи Египта с Вавилонией. После завоевательных походов в Нубию и на Синай золотые и медные рудники, находившиеся на этих территориях, оказались под контролем Египта.

В эпоху Нового царства (со второй половины 2-го тысячелетия до н. э.) торговля Египта с соседними странами все больше расширялась. Из Сирии египтяне вывозили зерно, скот, вино, мед, изделия сирийского ремесла. Через Сирию египетские торговцы везли товары из Хеттского государства, с островов Эгейского моря, из Месопотамии. Многочисленные товары отправлялись из Сирии караванами по суше или морским путем, т. к. Египет располагал морским флотом. Из Ливана в большом количестве вывозился строевой лес. Поскольку синайские медные рудники постепенно истощались, большое значение приобретали богатые медные месторождения острова Кипр. На Кипр египтяне вывозили серебро и драгоценные изделия художественного ремесла. Египетские фараоны договаривались с кипрскими царями о совместной борьбе с морскими пиратами, старались поддерживать друг с другом мирные торговые отношения. Из государства Митанни, расположенного в северо-западной части Двуречья, египтяне получали бронзу, лазурит, ткани, одежды, масло, колесницы, лошадей и рабов. Из Вавилона вывозились серебро и драгоценные изделия, украшенные золотом и слоновой костью. Были установлены торговые отношения с Ассирией, откуда в Египет поставляли колесницы, лошадей и лазурит. В Переднюю Азию, на острова Эгейского моря египтяне вывозили золото в слитках и изделиях, каменные сосуды, слоновую кость, ткани и одежды.

Во внешнеэкономической политике фараонов сохранили свое значение военно-торговые экспедиции и войны. Так, в правление царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) была отправлена крупная экспедиция в южном направлении, в страну Пунт, населенную типично негроидными племенами. Парусио-весельные корабли вернулись, нагруженные ценными породами дерева, слоновой костью, серебром и золотом, мирровой смолой, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами диких зверей, туземцами и их детьми. Завоевательные походы приносили неисчислимые богатства. Не всегда они заканчивались собственно завоеванием. Зачастую дело ограничивалось данью. Устанавливались династические и дипломатические отношения, подписывались разного рода соглашения. Египет, превратившись в богатейшую страну Древнего Востока, сам становился объектом экспансии со стороны соседних государств, которым удавалось в силу разных причин создать более мощные вооруженные силы.

Инновации. Корабль

Когда многоводный Нил выходил из берегов, затапливая почти весь Египет, связь между поселениями обеспечивалась с помощью лодок. Речное судоходство в Египте зародилось около 5-го тысячелетия до н. э., когда появились барки из папируса. Ранние египетские барки представляли собой ладью в форме серпа, связанную из пучков папируса. Нос и корма были изогнуты. Корабль был легким, но прочным. Его корпус туго стягивали тросы. Позже в кораблестроении стал применяться ливанский кедр, обладавший высокой прочностью. Со временем стали строиться довольно крупные суда, которые передвигались за счет гребцов. Трехъярусные барки (триремы) считались долгое время лучшим видом боевого корабля. Весла разной длины, за которыми сидели рабы, располагались в шахматном порядке. Строились суда и с большим числом ярусов. В 40 ярусов располагались весла на корабле египетского фараона Птолемея Филопатра. Корабль фараона Птолемея IV имел в длину 122 м, в ширину – 15 м. Его команда составляла 4 тыс. человек.

Установленный правителями порядок жизни для большинства населения, которое составляли свободные крестьяне-общинники, сохранялся многие столетия. Политическая жизнь страны зависела от амбиций фараонов, правителей крупных объединений родовых общин (номов) – номархов, крупных землевладельцев, жрецов, чиновников. Историю Египта принято делить на Древнее, Среднее, Новое Царства, существовавшие в 3-2-м тысячелетиях до н. э… В 1-м тысячелетии до н. э.

Египет становится ареной борьбы могущественных империй. Время от времени восстанавливалось правление местных династий. В 30 г. до н. э. после смерти знаменитой Клеопатры Египет стал провинцией Римской империи.

Не будет преувеличением утверждать, что достижения древних египтян в самых разных сферах жизни имели фундаментальное значение для мирового цивилизационного развития.

Во взаимоотношениях с природой египтяне проявляли почтение, разумность и изобретательность. Орошаемое земледелие, продуктивное животноводство, добыча золота, строительных материалов влекли за собой развитие многоотраслевой экономики и торговли.

Инновации. Строительство. Пирамиды

Свидетельством выдающихся достижений материального производства стало строительство пирамид – огромных каменных гробниц, которые еще при жизни возводились для фараонов. Возле пирамид из камней или кирпича строились мастабы (гробницы) для вельмож, богатых и знатных людей. Самой крупной из примерно 70 пирамид, сохранившихся до наших дней, является пирамида Хеопса (Хуфу). Ее высота – 146,5 м, каждая сторона в основании – 230 м. (Отметим для сравнения, что высота Петропавловского собора составляет 122 м, а Останкинской телебашни – 360 м.) На ее сооружение пошло 2300 тыс. каменных блоков весом по две тонны каждый. Строительство велось 20 лет, в нем принимало участие 100 тыс. человек, сменявшихся каждые три месяца . Внутри пирамид укрывали усыпальницы фараонов, большинство которых было все же разграблено. (Некоторые авторы утверждают, что на самом деле строительство египетских монументальных сооружений велось сравнительно небольшими специализированными артелями с помощью сложных блоков, рычагов и т. д. От этих артелей каменщиков ведут родословную масонства – «вольных каменщиков».)

Египтяне немало сделали в области естествознания. У них существовала десятичная система счисления. Они умели вычислять площадь треугольника, трапеции и круга. На основе наблюдения за небесными светилами ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 12 месяцев и на 365 дней. Многие достижения древнеегипетской цивилизации в сфере «Человек и Природа» получили широчайшее распространение во всем Древнем мире.

Древний Египет стал местом, где впервые сложились политические, социальные и экономические институты, ставшие обычными во многих странах.

В конце 4-го тысячелетия до н. э. правителю Верхнего Египта Менесу (или Мине) удалось завоевать Нижний Египет, стать первым царем (фараоном) и передать наследственную власть своему сыну. Так было положено начало государственной власти, возможно, впервые в мировой истории. Помощником фараона был визирь, которому подчинялись начальники отдельных «домов» (хлебного, золотого, счета быков и т. д.), т. е. управлений отдельными областями жизни страны. Особый слой общества составили писцы, едва ли не самые древние «чиновники». В «Поучении Дуауфа» отец наставляет сына на путь истинный: «Смотри, нет такой работы, где бы не было надсмотрщика, за исключением работы писца, ибо писец сам надсмотрщик… ты будешь посылать многих, если будешь слушать слова старших… нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома. Богиня рождения дает обилие писцу, его ставят во главе суда. Благодарят бога его отец и мать – он направлен на путь жизни».

В экономической области были опробованы разнообразные формы собственности: царская, жреческая, крупной знати, общинная и личная. Использовались разнообразные налоги, займы, кредит, аренда, залог и другие формы экономических отношений между людьми. В ходе завоевательных походов пленных перестали убивать и обращали в рабов. Эти «живые убитые» были заняты главным образом в царском, храмовом и других крупных хозяйствах. Естественно, что государственная власть в Египте опиралась на армию, которая состояла из пехотинцев, вооруженных луками, стрелами и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Наряду с сухопутным войском имелся парусный и весельный флот. Египетская семья была патриархальной с абсолютной властью отца, главы семьи.

Имена. Рамсес II Великий

Рамсес II Великий (1301–1235 гг. до н. э.). Царь Египта (XIX династия). Один из наиболее известных царей в истории Египта. В самом начале своего правления был занят борьбой с хеттами. В конце концов страх перед разрушениями положил конец конфликтам, и между обеими сторонами воцарился мир. Рамсес II укрепил связи с хеттами, женившись на дочери хеттского царя. Рамсес построил большое количество крепостей, храмов и памятников, включая храм в честь отца Сети I в Луксоре, колоннаду в Карнаке, два храма, высеченных в скалах Абу-Симбела, и храм Осириса в Абидосе . У Рамсеса II было более ста сыновей.

Считается, что Рамсес II правил 67лет. Но самым долгим в мировой истории было царствование Хеопса II. Его пребывание на престоле началось в 2281 г. до н. э., когда ему было 6 лет, и продолжалось 94 года. В России «рекордсменом» по длительности правления является Иван IV Грозный (51 год), который был объявлен великим князем московским в возрасте 3 лет (родился в 1530 г.), венчан на царство в 1547 г. и умер в 1584 г.

Древние египтяне большое значение придавали жизни после смерти. Смерть они рассматривали как переход к иной, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека – ка, ба и ах– считалось необходимым сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что позволяло им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, была разработана методика бальзамирования). Считалось, что после смерти умерший с помощью старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через двенадцать врат, преодолевал Огненное озеро. Затем 42 судьи читали список грехов, и умерший должен был клясться в том, что он их не совершал. (Очень похоже на проверку с помощью полиграфа – «детектора лжи».) В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо – символ богини истины. Прошедший испытания становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу.

У древних египтян было свыше 2000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался осуществить религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменялось почитание всех прежних богов и закрывались их храмы. Вводилось единобожие, поклонение богу солнца – Атону. Началось строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Данная модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформа сошла на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца стала передаваться по наследству.

Египетская мифология отражала благодарность людей за используемые ими блага, стремление получить покровительство высших сил во всех видах деятельности. Так, например, Тауэрт, богиня в облике самки гиппопотама (бегемота), считалась покровительницей беременных женщин и новорожденных детей. Ключевое положение занимали бог солнца Ра, создатель мира Амон, боги плодородия Осирис и Исида. История о смерти и воскрешении Осириса олицетворяла собой жизнь зернышка, которое хоронят в земле. А оно возрождается в виде нового растения.

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

В древнеегипетской мифологии сожительство богов считалось источником жизни и существования мира (мифы о сотворении мира), поэтому относительно секса существовала большая терпимость. Мужчина играл главную роль. Семья была моногамной, но фараоны и аристократы имели много жен. Мужчина имел право на развод, многоженство. У женщин таких прав не было. За супружескую измену предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. В брак женщины вступали в возрасте 12–14 лет, мужчины – в 15–17 лет. Фараоны и аристократы, следуя примеру Исиды, вышедшей за своего брата Осириса, часто вступали в кровосмесительные связи (браки). В силу этого династии фараонов быстро вырождались и прекращали существование.

Гомосексуализм считался неприличным. Рабам, военнопленным часто отрезали половые органы, что означало утрату статуса, мужской позиции. По надгробным рисункам установлено, что в Египте имели место случаи содомии, трансвестизма, орализма, анализма, зоофилии, а также проституции, связанной с культом плодородия, и сакральной (храмовой) проституции (культ Исиды). Большое значение придавалось девственности и ритуальной дефлорации, которая рассматривалась как жертва, приносимая богам.

Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отразила богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители – любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения древнеегипетской цивилизации были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно забыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 г. фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.

Имена. Клеопатра

Клеопатра (родилась в 69 г. умерла в 30 г. до н. э.) – последняя царица Египта из династии Птолемеев. После смерти отца Клеопатра и ее младший брат Птолемей XII по обычаю египетских царей должны были вступить в брак и править вдвоем. Кровнородственные браки египетских правителей были причиной быстрого вырождения и смены династий фараонов в Египте. Но умная и образованная Клеопатра (она знала около 10 языков) с 51 г. до н. э. полностью завладела престолом. Гай Юлий Цезарь поддержал Клеопатру, ставшую его любовницей, в борьбе со сторонниками Птолемея XII.

После гибели Цезаря Клеопатра стала женой Марка Антония, который начал раздавать ее детям земли из так называемых Восточных провинций Римского государства. Сенат под влиянием Октавиана, внучатого племянника Юлия Цезаря и впоследствии первого римского императора, объявил войну Египту. У мыса Акция флот Клеопатры и Марка Антония потерпел поражение. После вступления римских войск в Египет Клеопатра покончила жизнь самоубийством .

Образ Клеопатры широко отражен в литературе и изобразительном искусстве, а также в кинематографе.

Метаморфозы, похожие на судьбу Древнего Египта, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX вв.

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

33. Цивилизация II–IV вв Древние историки охотно и подробно описывали события им известные, причем их осведомленность была довольно велика. Но если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два видных географа, а потом -

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ Египтяне вели летоисчисление по годам правлений царей, что дает «относительную хронологию» (неполную и не вполне точную). Ее главные источники: так называемые «царские списки», Туринский царский канон (иератический папирус XIII в. до н. э.,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Древнеегипетская цивилизация Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия. Инновации.

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Древнеегипетская Золушка, или Легенда о гетере Родопис Звали ту легендарную гетеру Родопис. По рассказу Геродота, она была рабыней какого-то человека с острова Самос. Хозяин привез ее в Египет для занятий ее «ремеслом», то есть проституцией. Один из клиентов - брат

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ» РОССИИ Важным этапом выработки нового содержания понятия «цивилизация» стала развернувшаяся во Франции в 1760-х годах дискуссия о путях развития России. Вольтер в «Истории Российской империи» доказывал, что Петр I титаническим усилием воли вырвал свою

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Древнеегипетская культура Пирамида Хеопса. Египет (ок. XXVIII в. до н.э.)Пирамида Хеопса. Египет (около XXVIII в. до н.э., Древнее царство)Пирамиды – это единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до нашего времени. Простота и ясность формы пирамиды выводит ее из

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы Африканского континента и

Из книги Древний Восток автора

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано чрезвычайно существенным скачком в представлениях египтян о загробном мире, что было подготовлено их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Древнеегипетская религия и христианство Совсем не случайно древнеегипетская религия пошла на спад как раз в то время, когда начался расцвет христианства. Оно быстро распространялось по всей стране, и египтяне сравнительно легко принимали новую веру, так как, на их

автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава IV Поздний Египет (I тыс. до и. э.). Древнеегипетская культура Начало III Переходного периода С распадом единого государства эпохи Нового царства Египет вступает в III Переходный период (1075–656 гг. до н. э.), на протяжении которого он остается либо сильно

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетская письменность Письменность в Древнем Египте возникла во второй половине IV тыс. до н. э., как и повсюду на Древнем Востоке, из потребности общества, усложнившегося на этапе образования государства, фиксировать информацию, которая уже не умещалась просто в

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетская литература Особенности общественного развития Египта в III тыс. до н. э. уже говорилось, что прежде всего преобладание в восприятии египтян колоссальной фигуры сакрального правителя подавило развитие такой, казалось бы, обязательной для всех народов на

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Эллинская цивилизация Намного раньше Александра движимые нуждой, жаждой денег и честолюбием греки искали свое счастье в Персидской империи в качестве торговцев или наемных солдат.В государствах, возникших на развалинах империи Александра, греки и македонцы составляют

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Цивилизация?! Нет - цивилизация! Ах, сколько про неё говорено, писано, спорено! Сколько Гордости по теме своей первоосновности в цивилизационном ряду - и неподдельной, и фальшивой - выказано ярчайшими представителями самых разных Наций, Народов, Народностей, племен, а



Copyright © 2024 Школа и образование.